"Как солнышки с зколятами весну искали"
Интегрированное занятие
для детей младшего дошкольного возраста
«Весеннее приключение или как солнышки Весну с эколятами искали»
Эпиграф
Ты приди, Весна – веснянка,
Выходи к нам на полянку!
Дружно, дружно, всем народом,
Мы пройдемся хороводом.
Песни, пляски заведем,
Игры разные начнем…
Не дадим Весне скучать,
Будем праздник отмечать!
(закличка)
Место проведения: музыкальный зал, с заранее оборудованными мизансценами.
Форма проведения: игровая, сюжетно-ориентированная.
Продолжительность: 15-20 минут.
Общая цель: формирование у детей целостного представления о весне через интеграцию с музыкальной деятельностью.
Цель музыкального компонента: развитие эмоциональной отзывчивости, начатков самостоятельной музыкальной деятельности.
Задачи:
Образовательные:
1. Расширять представления детей о характерных признаках весны в природе через слушание музыки, пение и музыкально-ритмические движения.
2. Продолжать формировать умение устанавливать простейшие причинно-следственные связи.
3. Формировать основы экологической культуры.
Развивающие:
1. Развивать познавательный интерес к природным явлениям.
2. Продолжать развивать внимание, речевую активность, зрительное и слуховое восприятие.
3. Развивать ритмический слух через звукоподражание и игру на музыкальных инструментах.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе посредством музыкального материала.
- Воспитывать умение видеть и откликаться на красоту в природном окружении.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение работать сообща.
Материалы и оборудование:
Герои: Куклы Эколята (Шалун, Тихоня, Ёлочка, Умница) в корзине с весенними цветами.
Для взаимодействия с героями: коврики-пенёчки по количеству детей.
Для кульминации (при встрече с весной): плакат с изображением весны в цвете.
Для маскировки плаката: ткань органза молочного оттенка.
Для визуализации наглядного материала: мольберт с магнитной доской.
Для танца с Тихоней: цветы по количеству детей, музыкальное произведение.
Для аттракциона с Ёлочкой: природный материал (шишки, орешки), музыкальный отрывок.
Для игры с медведем: игрушка медведь, аудиофайл музыкально-ритмической игры.
Для беседы с Умницей: загадки про животных с наглядным материалом, музыкальные сигналы-индикаторы для определения правильного ответа.
Для игры-танца с Шалуном: музыкальная композиция «По весенним дорожкам».
Для воспроизведения звукового ряда: ноутбук, фортепиано.
Звуковой ряд:
1. Вход: аудиофайл «Пение птиц».
2. Для встречи с эколятами песня «Мы - дети эколята», автор слов Зотова Т. В., автор музыки Дзреев И. С.
3. Попурри «По весенним дорожкам» (по выбору музыкального руководителя)
4. Песня "Как весело качается цветок". Автор: Ю. Степанова-Пинус
для «Танца с цветами» по выбору музыкального руководителя)
5. Фоновая музыка для аттракциона «Собери шишки и орешки» (по выбору музыкального руководителя)
6. Выход медведя (характерная музыкальная фраза по выбору музыкального руководителя)
7. Песня - игра «Игра с мишкой».Музыка и слова Л. Олифировой.
8. Появление весны (карельская народная мелодия, ансамбль «Кантеле»)
Предварительная работа: знакомство с героями эколятами, создание их портретов и игрушек. Рассматривание иллюстраций в книгах, репродукций, выполненных разными художниками, с изображениями весенней природы. Экспериментирование с цветом (весеннее небо, весенняя земля). Наблюдение в природе на участке детского сада, простейшие опыты со снегом и льдом. Прослушивание музыкальных произведений на тему «Весна», разучивание музыкально-ритмических движений, создание музыкальной палитры весны.
Виды детской деятельности на занятии: игровая, общение, исследовательско-познавательная, музыкальная, двигательная.
Формы реализации детских видов деятельности: игра, творческое задание, музицирование.
Формы организации: групповая, индивидуальная.
Ход занятия:
Организационный момент
Вход: аудиофайл «Пение птиц».
Воспитатель просит ребят настроить «музыкальные» ушки.
Заходим в зал, прислушиваемся…
ПЕНИЕ ПТИЦ.
В. Где же мы с вами оказались?
(Ответы детей)
На лесной полянке.
(Садимся на коврики-пенёчки, слушаем пение птиц, здороваемся, желаем доброго утра)
Утром или при встрече мы с вами всегда здороваемся.
ПРИВЕТСТВИЕ.
Утром солнце просыпалось,
Улыбалось из-за туч,
Значит, нам с тобой осталось,
Улыбнуться, встретив луч…
Улыбнемся солнцу, лугу
И травиночке любой,
Улыбнемся мы друг – другу-
Просто так, сейчас с тобой! (О.Варникова)
(Дети улыбками приветствуют друг друга)
2. Введение в тему.
В. Ребята, а какое время года наступило?
(Ответы детей)
В. ВЕСНА. А почему-то погода не весенняя, снег шёл с утра, на улице пасмурно и холодно.
Кажется, весна где-то потерялась.
Для встречи с эколятами звучит песня «Мы - дети эколята», автор слов Зотова Т. В., автор музыки Дзреев И. С.
НАХОДИМ В КОРЗИНКЕ ЭКОЛЯТ.
В. Это наши знакомые помощники. Как же их зовут?
Ответы детей … (Шалун, Умница, Ёлочка и Тихоня).
Они тоже отправились в лес, весну поторопить.
Говорят, что могут нам помочь, т.к. всё-всё про весну знают.
3. Основная часть
В. (делает вид, что прислушивается) ШАЛУН предлагает не терять драгоценного времени и тотчас отправиться по весенним дорожкам.
(Ребёнок помещает портрет Шалуна на мольберт)
Попурри «По весенним дорожкам» (по выбору музыкального руководителя)
Игра-танец с Шалуном на большой поляне.
В. Шалун напомнил нам про весенние признаки, но не все.
Умница приглашает нас посидеть на пенёчках, отдохнуть и разгадать загадки.
ОТГАДЫВАЕМ ЗАГАДКИ С УМНИЦЕЙ.
(Портрет Умницы с помощью детей помещаем на мольберт)
В. Кого можно встретить в весеннем лесу?
(ответы детей…)
Кто из животных недавно проснулся?
(выкладываем изображения животных)
В. ТИХОНЯ что-то шепчет.
Кажется, про цветы….
Можно весной в лесу увидеть цветы? (ответы детей)
Портрет Тихони помещаем на мольберт.
Песня "Как весело качается цветок". Автор: Ю. Степанова-Пинус
ТАНЕЦ С ЦВЕТАМИ.
В. Ребята, такие чудесные первоцветы на полянке. Может быть соберём букет и принесём в группу?
(Предположения детей, обсуждение мнений. Подведение к выводу, что цветы рвать нельзя, лучше полюбоваться ими в природе, сохранить для других людей, возможно редкие экземпляры).
В. Елочка напоминает, что порядок важен.
Необходимо проверить, что осталось из зимних запасов.
Фоновая музыка для аттракциона «Собери шишки и орешки»
(по выбору музыкального руководителя)
Игра СОБИРАЕМ ШИШКИ И ОРЕШКИ С ЁЛОЧКОЙ.
Выход медведя
(характерная музыкальная фраза по выбору музыкального руководителя)
В. Кажется, мы кого-то разбудили.
Песня - игра «Игра с мишкой». Музыка и слова Л. Олифировой
В. Медведя мы разбудили, а где же весна?
Медведь: Колокольчики берите, ими нежно позвените!
Потеряла их Весна, они хранились у меня!
В. Ребята, а мы умеем на колокольчиках играть?
Вы за ушко их возьмите и тихонько разбудите.
Музыка пускай звучит, и Весна к нам поспешит.
Появление весны (карельская народная мелодия, ансамбль «Кантеле»)
ОРКЕСТР С КОЛОКОЛЬЧИКАМИ ДЛЯ ВЕСНЫ.
(свободное музицирование)
Кульминация
Находим Весну за облаком.
Рассматриваем чудесный наряд.
Подведение итогов.
Благодарим эколят за помощь, сверстников за поддержку и взаимопомощь.
Весна дарит в знак благодарности колокольчики.
Свободная творческая деятельность детей в группе (по желанию).
Варианты: игра на колокольчиках или создание нового платья для Весны.
Ресурсы:
https://portal.azertag.az/ru/node/19728
Приложение 1
Загадки от Умницы.
Длинное ухо, комочек пуха.
Прыгает ловко, любит морковку! (заяц)
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Пушистый хвост-краса.
Кто же это? (лиса)
Кто зимой холодной
Бродит злой, голодный?
Кто в зайчатах знает толк?
Ну, конечно, серый… (волк)
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь,
Этот зверь - лесной … (медведь)
Шубка- иголки,
Свернется он- колкий.
Рукой не возьмешь,
Кто это? (еж)
Рыжий маленький зверёк
Орешки на сосне грызёт
Быстрая, как стрелка
Ну конечно … (белка)
Приложение 2
Танец с цветами
(Песня "Как весело качается цветок". Автор: Ю. Степанова-Пинус)
Проигрыш:
Идут по кругу, цветы держать перед собой на уровне плеч.
1 й куплет
Как весело, как весело качается цветок.
• Плавно покачиваться из стороны в сторону, слегка сгибая колени; руки с «цветками» (игрушечными или бумажными) мягко движутся вслед за телом.
Как ярко светит солнышко и дует ветерок!
• Поднять руки вверх, растопырить пальцы («лучики солнца»); легко встряхнуть кистями («ветерок»).
2 й куплет
Покружимся, покружимся, покружимся опять,
• Повернуть корпус вправо, сделать 1–2 шага по кругу; затем влево — ещё 1–2 шага (имитация вальса).
Как хорошо с цветочками на празднике плясать.
Как хорошо с цветочками на празднике плясать.
• Лёгкий притоп одной ногой, одновременно помахивать «цветками» перед собой.
Проигрыш:
Идут в серединку, расходятся обратно.
3 й куплет
Опустятся, опустятся цветочки наши вниз.
Всё ниже наклоняются — на землю улеглись.
• Медленно наклониться вперёд, опуская руки с «цветками» к полу; затем присесть на корточки («улеглись»).
4 й куплет
Поднимутся, поднимутся цветочки высоко
Опять они качаются свободно и легко.
Опять они качаются свободно и легко.
• Плавно встать, поднять руки с «цветками» вверх; покачиваться из стороны в сторону.
Проигрыш:
Идут в серединку, расходятся обратно.
5 й куплет
Подул весною легкий проказник ветерок,
И все цветы по залу он разбросать помог.
• Развести руки в стороны, сделать несколько лёгких прыжков или бегущих шагов по залу («разбрасываем цветы»).
6 й куплет
Смотрите-ка, смотрите-ка, цветочков наших нет,
Поищем их, поищем их, и соберем в букет!
Поищем их, поищем их, и соберем в букет!
• Присесть, прикрыв голову руками («спрятались»); затем встать и сделать движения, будто собираем «цветы» с пола в одну руку (формируем «букет»).
Общие рекомендации:
• Темп — умеренный, плавный.
• Движения должны быть простыми и повторяющимися, чтобы дети легко запоминали.
Приложение 3
Движения для музыкальной игры «По весенним дорожкам».
1.Стало солнце припекать, ах, какая благодать!
Мы проснулись спозаранку, побежали на полянку!
Руки плавно поднимаем вверх, «раскрываем» ладони к солнцу.
Лёгкий бег на месте (2–4 такта).
Улыбаемся, разводим руки в стороны — «какая благодать!».
2.Всё, устали мы бежать будем весело шагать!
Замедляем бег, переходим на весёлую ходьбу на месте.
Хлопаем в ладоши в такт: «Будем весело шагать!».
3.Прямо с неба из-за туч, прыгнул к нам солнца луч!
Поднимаем руки вверх, «ловим» луч.
Боковой галоп вправо‑влево (по 2 шага в каждую сторону).
В конце — прыжок на двух ногах с поднятыми руками («луч прыгнул!»).
4.Оказались мы в лесу нужно нам найти весну!
Ходим на носочках, руки слегка разведены в стороны — «ищем весну».
Поворачиваемся вокруг себя, заглядываем «за деревья» (имитируем взгляд влево‑вправо).
5.Ветер вдруг подул, завыл всех ребят он закружил!
Разводим руки в стороны, покачиваем ими — «ветер завыл».
Плавно кружимся на месте, поднимая и опуская руки («закружил»).
6.Ветерок кружил, кружил и медведя разбудил!
Продолжаем кружиться, но медленнее.
В конце — приседаем, руки под щёку: «медведь разбужен» (можно добавить тихое «ррр»).
7.Солнышко то как пригрело птичка песенку запела!
Поднимаемся, тянемся вверх руками — «солнышко греет».
Имитируем крылья птицы: плавные взмахи руками вверх‑вниз.
На «песенку запела» — поём звук «ля‑ля» и мягко покачиваем головой.
8.Побежали ручейки, словно чудо ленточки.
Быстрые «струящиеся» движения кистями рук вперёд‑назад.
Лёгкий бег на месте с высоким подъёмом колен — «ручейки бегут».
В конце — рисуем руками в воздухе волнистые линии.
9.Солнышко пригрело ярко и зайчишкам стало жарко.
Тянемся вверх, зажмуриваемся — «стало жарко».
«Вытираем пот» со лба рукой.
Прыгаем на месте 4 раза, показывая «зайчишкам жарко».
10. Детки все Весну зовут славный праздник будет тут!
Все вместе поднимаем руки вверх — «зовём Весну».
Хлопаем в ладоши в ритм.
В финале — дружный прыжок на двух ногах и широкая улыбка!
Общие рекомендации:
Темп - весёлый, подвижный.
Движения можно повторять по кругу, если песня звучит несколько раз.
Для группы детей: можно добавить перестроения (круг, шеренги, «змейку»).
Если есть реквизиты: жёлтые ленточки («лучи»), зелёные листочки («лес»), белые шарфики («ручейки»).
Приложение 4
Песня - игра «Игра с мишкой». Музыка и слова Л. Олифировой
Дети:
По тропинке, по дорожке
Мы к берлоге подойдём,
Все похлопаем в ладошки
И немного подождём.
Медведь:
Кто здесь хлопал?
Кто здесь топал?
Дети:
Нет, не я. Нет, не я.
Медведь:
Ты здесь хлопал?
Ты здесь топал?
Догоню вас я.
Правила игры.
Вступление.
Дети стоят свободной группой около боковой стены зала. У противоположной стены на стульчике, или лавочке сидит (лежит) мишка (ребёнок), сладко спит.
Такты 2-5: дети идут к мишке и поют. Повторение 2-5 такт: останавливаются хлопают в ладоши и на последний такт прячут руки за спину.
Такты 6-7: мишка просыпается, подтягивается, встаёт.
Такты 8-9: Мишка поёт обращаюсь то к одному, то к другому ребёнку.
Такты 10-11: Дети отвечают Мишке, жестами показывая, что они не шумели.
Такты 12-14: Мишка поёт, сердитый топая ногой, дети стоят, слушают.
Такты 15-16: Мишка поёт, поднимая руки вверх в стороны, в конце игры догоняет детей.
Оркестр с колокольчиками (свободное музицирование).
Игры с колокольчиками для малышей в свободной форме могут быть не только увлекательными, но и полезными для развития слухового восприятия, моторики и координации.
Колокольчик в ладошке. Попросить детей спрятать колокольчик в ладошках, а затем «выпустить» его, позвенев. Это развивает мелкую моторику и внимание.
Танец с колокольчиком. Включаем карельскую мелодию и предлагаем детям двигаться, держа колокольчик в руке.
7