12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чикина Светлана Александровна288

ПСИХОЛОГИЧЕСКИ КОМФОРТНЫЙ КЛИМАТ В КЛАССЕ


«Именно отношение составляет истинный объект нашей педагогической работы».

А.С.Макаренко


Одной из самых главных и сложных задач в работе педагога с детьми является создание психологической атмосферы в течение урока.

Определение «благоприятный образовательный климат» означает приятную атмосферу класса, уравновешенную психологическую среду обучающихся.

Благоприятный психологический климат отражает эмоционально окрашенную психологическую связь между членами коллектива, которая основана на симпатиях, схожести, общении, наличии общих взглядов.

Во все времена педагоги фиксировали особый феномен, который несмотря на то, что он не осязаем, оказывает существенное влияние на эмоциональное самочувствие класса, на его работоспособность.

Строительство психологического климата это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Важнейшим условием развития коллектива, его устойчивости, жизнеспособности является создание условий для активной деятельности участников педагогического процесса.

Особенности работы по формированию преподавателем благоприятного психологического климата:

- создание атмосферы взаимоуважения;

- привнесение общечеловеческих ценностей в жизнь коллектива;

- развитие коммуникативной культуры, навыков сотрудничества;

- повышение комфортности самочувствия;

- создание ситуаций коллективного сопереживания событий;

- сознательная внимательность учителя в отношении каждого обучающегося.

В результате внедрения всех способов формирования и поддержания доброжелательного психологического климата класс превращается в коллектив единомышленников, где созданы все условия для развития творческого потенциала личности и стимуляции её интеллектуальной активности.

Психологический климат в классе – это один из показателей профессиональной компетенции преподавателя.

Если психологический климат благоприятен для развития личности ребенка, то его превалирующими эмоциями выступают работоспособность, доброжелательность, оптимизм, открытость, защищенность, интерес, мобильность, инициативность, свобода «Я». Если психологический климат не благоприятен, то обучающийся чувствует себя зажатым, скованным, может проявлять агрессию по отношению к преподавателю и сверстникам, может быть ленивым.

Устойчивый психологический климат складывается из более мелких составляющих психологических атмосфер или временных эмоциональных состояний класса, вызванных проведением или подготовкой конкретных дел.

Сочетание пунктов определяют общий психологический климат и его влияние на членов группы. Он складывается из субъективных оценок, на него можно влиять, изменять, улучшать.

Развитый коллектив представляет собой необходимое условие самоутверждения личности. Ему присущи общность целей и адекватность мотивов предметно-практической совместной деятельности, направленной на пользу общества, забота об общем результате, определенные организация и характер общения, широкая система коллективных связей.

Благоприятный климат это атмосфера терпимости, искренности, заинтересованности друг другом и поиском справедливости, уважения любого мнения, равноправия всех членов коллектива. В такой атмосфере легче сформулировать мнение о чем-либо, понять самого себя, разобраться в своих чувствах, уточнить свою оценку происходящего, принять самостоятельное решение.

Таким образом, психологический климат классного коллектива является существенным фактором жизнедеятельности человека, оказывающим влияние на всю систему социальных отношений, на образ жизни обучающихся, на их повседневное самочувствие, работоспособность и уровень личностной и творческой самореализации.



Источники информации:

Холодкова, О. Г. Психолого-педагогические возможности формирования благоприятного психологического климата в коллективе младших школьников / О. Г. Холодкова. — Текст : непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, октябрь 2013 г.). — Т. 0. — Чита : Издательство Молодой ученый, 2013. — С. 71-74.

Леванова Е. А. Волошина А. Г. Игра в тренинге. Возможности игрового взаимодействия. - СПб.: Питер, 2008.

Савченко М.Ю., Обухова Л.А. Формирование коллектива класса: Сценарии занятий с учащимися. Работа с родителями. Диагностика учащихся. Занятия, тренинги. - М.: "5 за знания", 2006.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.