Психологический климат в классе. Трудные дети (начальные классы)
Название образовательного учреждения: НОУ СОШ «Юджин-Центр»
ФИО автора: учитель начальных классов Павловская Елена Николаевна
ФИО соавтора: учитель-логопед Майорова Елена Валерьевна.
Аннотация
В статье проведен анализ психологического климата в классе, а также трудных детей в начальных классах. Методология исследования – анализ научной литературы по заданной проблеме, а также практического отечественного опыта.
Ключевые слова: психологический климат, трудные дети, класс, межличностные отношения, психология.
Занятия в школе отнимают у учеников большую часть времени. При обучении в начальных классах чрезвычайно важно создать и поддерживать комфортный психологический климат, поскольку в это время проходит развитие личности. Под психологическим климатом внутри класса необходимо понимать определенное состояние группового сознания и поведения, при которых ученики выстраивают отношения друг с другом и учителем. [1]
В зависимости от психологического климата, дети испытывают то или иное настроение, возникает гармония в межличностных отношениях или конфликты. Проблему для педагогов и школьных психологов представляют трудные дети, которые не вписываются в общий психологический климат. Регулировать поведение таких детей и предоставлять им возможности для выстраивания межличностных отношений крайне трудно, поскольку они не стремятся подражать положительным примерам, не поддаются внушению, не способны сопереживать и т. д. Только при условии позитивных отношений между учениками класса климат в нем можно назвать позитивным. Чтобы оценить психологический климат внутри класса, необходимо понимать, из чего же он складывается. Благоприятный климат с социальной и психологической точки зрения складывается на основе оптимистичного настроения учеников, на основе ощущения учениками класса защищенности и при условии присутствия в отношениях межличностных симпатий. [2]
Психологический климат в классе нельзя назвать благоприятным, когда ученики испытывают страх наказания, их настроение пессимистично, часто возникает недопонимание. Чтобы определить психологический климат в классе, требуется провести тест. В тесте необходимо предложить вопросы, связанные с настроением учеников, оценкой отношений с одноклассниками, желанием сменить школу, отношением к учебе и т. д. Определить психологический климат в классе можно на основе других инструментов - наблюдения и бесед. Такие инструменты целесообразно использовать в работе с трудными детьми. К работе с трудными детьми должен быть подключен школьный психолог, так как он с профессиональной точки зрения способен оценить эмоциональное состояние школьника. Педагогу, который руководит классом и трудными учениками в нем, необходимо провести самоанализ. Требуется оценить свой стиль руководства. Возможно, авторитарный или либеральный стиль руководства не позволяет эффективно работать педагогу с трудными детьми. Как показывает практика, более эффективно использовать смешанный стиль руководства. Именно его применение помогает создать комфортный психологический климат. [3]
Трудные дети требуют по отношению к себе особого внимания со стороны классного руководителя. Трудный ребенок имеет отклонения в поведении, возможно, для работы с ним требуется применять индивидуальный подход. это актуально для воспитания и обучения ребенка. Трудные дети становятся таковыми из-за особенностей своей личности, свою роль могут сыграть социальные пороки. Чтобы педагог мог работать с трудными детьми и обеспечить для них комфортные условия внутри школы, требуется понять причину, при воздействии которой ребенок стал трудным. К примеру, это может случиться из-за финансовой нестабильности в семье, из-за отсутствия надлежащего воспитания. Работа с трудными детьми должна вестись педагогом в рамках плана. Педагог в любое время должен быть готов выслушать проблемного ученика и понять его проблемы. Также в работе с такими детьми важно учить их принимать участие в общественной жизни класса. К работе с трудным ребенком кроме педагога и школьного психолога могут подключаться родители.
Необходимо понимать, что даже у трудного ученика есть свои интересы. Поэтому нужно выявить их и предоставить возможность удовлетворить их через посещение кружков, школьных секций и т. д. В случае необходимости круг общения школьника должен быть скорректирован. При работе с трудными детьми педагогу необходимо оказывать помощь трудным детям, помогать им в учебной деятельности. С учетом актуальности творческого самовыражения необходимо предусмотреть возможность участия школьника в культурно-массовых мероприятиях. При приобщении школьника к общей работе необходимо предоставлять ему возможность выполнить отдельные задачи, имеющие важность для всего класса, постепенно приучать его к несению самостоятельной ответственности за выполненную работу. Также необходимо оценивать динамику личностного развития трудных детей в классе. Необходимо отслеживать такие параметры, как поведение, уровень работоспособности, успехи в учебе и т. д. Таким образом, работа с трудными детьми в начальных классах требует комплексного подхода.
Список литературы
1. Дереклеева Н. А. Справочник классного руководителя. Начальная школа. 1-4 классы / Н. А. Дереклеева. М.: ВАКО, 2013. 240 с.
2. Зюзько М. В. Психологические консультации для начинающего учителя. М.: Просвещение, 2015. 210 с.
3. Кричевский Е. Л., Дубовская Е. М. Социальная психология малой группы. М., 2015. 420 с.
4. Меновщиков В. Ю. Введение в психологическое консультирование. М.: Смысл, 2014. 109 с.
5. Саблина И. В. Роль учителя в становлении психологического климата в начальных классах // Концепт, 2016. № 11.