12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Овчинникова Елена Владимировна959
Россия, Пермский край, Пермь

Психологически комфортный климат в классе

…Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней  учащихся. Школа хороша, если в ней хорошо каждому  ребенку.

В. А. Караковский

Основная часть моей профессиональной  деятельности связана с учащимися с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями). Педагог, который работает с данным контингентом детей, понимает, что коррекционная работа и установление психологически комфортного общения с ними начинается и ведётся ещё до начала занятий, как только ребёнок переступил порог школы. Это связано с особенностями интеллектуальной деятельности, психического развития таких детей. У них всегда имеет место недоразвитие эмоционально-волевой сферы. Как и типично развивающиеся дети, умственно отсталые с самого рождения попадают в сферу отношений, благодаря которой они усваивают свой социальный опыт. Научить таких детей правильно понимать других людей и устанавливать психологически комфортные контакты  - одна из задач, которая встает перед педагогами школы, так как подготовит выпускников к адекватному поведению в социальной среде.

         Важным фактором благополучия психологического климата являются отношения учителя с группой воспитанников и каждым ребенком в отдельности. Дети приходят в школу, в этот момент для них очень важен благоприятный контакт со всеми участниками учебного процесса. Установление личного контакта с ребенком педагог может осуществлять вербально, визуально, тактильно. Вербальный контакт осуществляется посредством слов. Это может быть обращение к каждому ученику по имени. Любому  приятно слышать свое имя. Визуальный – это контакт глаз. Человек взглядом передает свое настроение, свою симпатию и свое требование.  Тактильный контакт осуществляется через прикосновение и является наиболее тонким и даже интимным видом коммуникации. Очень важно, чтобы ребенок, придя в школу, услышал лично для него приветливые слова, почувствовал внимание к себе и своему самочувствию. Всё это усилит его положительные эмоциональные переживания. Это пойдёт на улучшение всему качеству  образовательной среды. Получив долю внимания и соучастия,   ребенок  войдет в класс уже психологически настроенным, мотивированным на деятельность. Появится дополнительный стимул для раскрытия возможностей ребенка с учётом его индивидуальных особенностей и создания позитивного психологического климата для обучающихся в целом на занятиях.

Если обучающиеся,  каждый в отдельности, психологически настроенные на комфортность нахождения в школе (контакт с педагогом до урока),  мотивированные на доброжелательное общение и деятельность, то решится задача предупреждения утомления учащихся, что очень важно для поддержания психологического климата в классе и повышения учебной мотивации.  Далее, чтобы не нарушить этот настрой, педагог (зная особенности каждого ребенка и классного коллектива в целом) использует свои особые приемы и методы.

В своей педагогической деятельности для поддерживания благоприятного психологического климата на уроке я использую   элементы здоровьесберегающих  технологий, игровых технологий, технологии сотрудничества (гуманный подход к ребёнку), технологию создание ситуации успеха. Создание ситуации успеха, поощрение учащихся даже за небольшие достижения, индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся – это очень важные составляющие в обучении детей с интеллектуальными нарушениями. Если каждому ребенку комфортно, то в классе создается особая атмосфера, особый климат. И всё это зависит от нас, педагогов. Для создания позитивного психологического климата, необходима не эпизодическая, а системная коррекционная работа в правильно организованной образовательной среде, включающая в себя взаимодействие всех субъектов педагогического процесса.

Каждый педагог, который любит свою профессию, гуманно относится к детям, понимает, что эмоциональный комфорт жизненно важен для каждого ребёнка, поэтому наша задача заключается в том, чтобы создавать в классе атмосферу психологического комфорта, в которой дети будут себя чувствовать  уютно и  успешно.

Любите своих учеников, любите свою профессию! От нас многое зависит!

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.