Психологически комфортный климат в классе
Статья на тему: «Психологически комфортный климат в классе».
Создание и поддерживание психологически комфортного климата в классе – важная цель в работе классного руководителя и педагогов. Выстраивание гармоничных отношений в классе требует кропотливой, ежедневной работы, занимает много времени, но все затраты являются оправданными. От успешности в достижении обозначенной цели будет зависеть уровень дисциплины всего класса и отдельных обучающихся, успеваемость, характер взаимоотношений между одноклассниками, между обучающимися и педагогами, между педагогами и родителями обучающихся.
При выстраивании плана работы по формированию психологически комфортного климата в классе классный руководитель должен помнить о том, что один в поле не воин. Каким бы опытным ни был педагог в вопросах обучения и воспитания, сколько бы классов он в своё время ни выпустил, сколько бы книг по психологии, методике воспитания ни проштудировал, всё равно, каждый последующий класс – чистая книга, работа с которой требует много усилий. И в этой работе классному руководителю следует заручиться поддержкой как школьных специалистов (психологов, социальных педагогов), так и родителей обучающихся.
Степень сложности в работе по созданию климата в классе зависит от параллели (данная работа в начальной школе, в 5 классе, в старшей школе будет отличаться), количества детей в классе, включенности родителей в воспитательный процесс, индивидуальных особенностей обучающихся, педагогов, родителей, мониторинга и контроля со стороны воспитательного отдела школы.
Заметим, что нет универсальных способов формирования психологически комфортного климата в классе. Педагог может опираться на опыт работы с предыдущими классными коллективами (молодому специалисту в этом отношении сложнее, ему только предстоит выстраивать воспитательную траекторию в работе с классом, однако, он может обращаться за советом и рекомендациями к старшим коллегам, поддерживать диалог с родителями обучающихся), но всё же индивидуальные особенности обучающихся неизбежно будут вносить свои коррективы.
Классному руководителю следует постоянно беседовать с ребятами, говорить о ценностях дружбы, взаимоуважения, взаимовыручки. В случае возникновения конфликтных ситуаций проводить беседы с каждой стороной, не усвоившей правила мирного общения, не выносить обсуждение на суд всего класса. При проведении общеклассных бесед избегать персонификации виновников конфликта. Личный пример взаимоотношений между педагогами в школе также способствует усвоению обучающимися моделей и норм поведения.
Проявление доброжелательности, привитие культуры приветствия с улыбкой, интерес к событиям в жизни обучающихся (участие без излишней навязчивости) помогут в установлении доверия в отношениях между одноклассниками, между классным руководителем и обучающимися как основы психологически комфортного климата.