12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Кошеляева40
Россия, Липецкая обл., Липецк

«Психологически комфортный климат в классе»

МБОУ Гимназия №1 г.Липецк

Учитель иностранного языка

Кошеляева Елена Николаевна

Благоприятный психологический климат на уроке зависит от многих и многих факторов. Учителю важно помнить, что психологический климат на уроке начинается создаваться вне урока. Отношение учащихся к учителю – это важнейшее условие психологической атмосферы урока.

Учитель должен понимать, что его отношение к работе, умение разговаривать с детьми, с родителями, другими учителями, умение радоваться успехам детей, умение выражать свои эмоциональные чувства и владеть ими - все это и многое другое оказывает влияние на его взаимоотношения с учениками.

Учитель обязан входить в класс с хорошим бодрым настроем. Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому ученику, позитивная реакция учителя на высказывание учеником собственной точки зрения, тактичное исправление допущенных учеником ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор, а также небольшое историческое отступление — вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся создать благоприятный психологический климат на уроке. В течение такого урока не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ученик с чем-то не смог справиться, что-то не выполнил. Более того, отсутствие страха и напряжения помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения. К тому же каждый ученик уже более спокойно реагирует на полученную оценку, если он сам понимает ее обоснованность. Оценивая свои ошибки, ученик сразу же видит и пути их исправления. Неудача на уроке, воспринимаемая как временное явление, становится дополнительным стимулом для более продуктивной работы дома и в классе. Учитель поощряет стремление ученика к самоанализу, укрепляет его уверенность в собственных возможностях.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что в конечном итоге приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам. По окончании урока ученики покидают класс с хорошим настроением, поскольку в течение этого времени отрицательные факторы практически отсутствовали.

Однако психологическая комфортность необходима не только для развития ребенка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяют снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей.

Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в свои силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.

В психологическом плане учителю необходимо проявить твердость и выдержку, требовательность и тактичность. Преодолевая пассивность учащихся, учитель снова и снова должен стараться вовлекать их в работу. Ученики должны преодолеть себя. Учитель на данном этапе выступает в роли помощника: предъявляет требования и создает условия для работы.

Разумная требовательность, рабочая атмосфера и благоприятные условия для общения и есть тот оптимальный режим урока, который вырабатывает у учащихся устойчивую положительную мотивацию к урокам иностранного языка. Замечено, что даже не используя изощренных методических приемов, учителя добиваются хороших результатов, если они умеют создать обстановку, при которой учащиеся трудятся с полной отдачей.

К сожалению, специфика урока иностранного языка не позволяет нам увлечь учащихся своим рассказом так, как это бывает, скажем, на уроке литературы. Да и мы не можем превратить ученика в объект обучения. Кроме того, учащиеся постоянно чувствуют дискомфорт от того, что не могут выразить на английском языке свои мысли с таким же богатством лексических, стилистических и грамматических оттенков, как в родном. Их речь носит несколько упрощенный характер.

Поэтому, организуя деятельность учащихся , на каждом этапе урока учитель выбирает ту форму работы, которая положительно влияет на эмоционально-психологическое состояние учащихся.

Нет сомнения, что учитель английского языка должен уметь владеть приемами суггестопедии и элементами театрального искусства в той мере, какая позволила бы удерживать внимание учащихся и управлять им в течение всего урока. Жаль, что этому не всегда обучают в институте. Только после нескольких лет работы узнаешь, что понижение голоса вплоть до шепота может дать больший эффект, причем эффект положительный, чем его повышение. Крик вообще несовместим с уроком иностранного языка. Монотонная речь усыпляет, а энергичный тон стимулирует учащихся. Так, например, если на уроке во втором или третьем классе появились признаки усталости, мы делаем физкультпаузу. И энергичный голос учителя как бы придает силы учащимся. Они улыбаются, вялость отступает, движения становятся пружинистыми. Урок можно продолжать.

Нарушить психологический комфорт урока может частое исправление ошибок, хотя оно и делается учителем из лучших побуждений. На своих уроках мы стараемся не прерывать учащихся в момент коммуникации, исходя из того, что ученик не живет в иноязычной среде и не может говорить безошибочно, как носитель языка, поэтому он объективно имеет право на ошибку. Тем не менее, если количество ошибок значительно, это свидетельствует о недостаточном усвоении материала или об упущении со стороны учителя.

Просто указать на ошибку после ответа учащегося, объяснить, в чем она состоит,- прием малоэффективный, и результат его почти равен нулю. Причина здесь, видимо, в том, что, во-первых, учитель и ученик воспринимают ошибки по-разному. В глазах учащихся отсутствие реального иноязычного общества ослабляет значимость ошибки. Во-вторых, объяснение правила достаточно для понимания ошибок, но недостаточно для правильного применения той или иной формы.

Я провела эксперимент, выбрав характерные ошибки. В первом случае я обстоятельно объяснила, в чем состоит ошибка, как надо правильно говорить и привела ряд примеров. На следующем уроке частотность данной ошибки практически не уменьшилась. Лишь один-два учащихся старались избежать ошибки, но при этом они испытывали затруднения, их речь замедлилась.

Во втором случае я кратко изложила правило и в течении двух уроков провела тренировочные упражнения. У большинства учащихся группы ошибка исчезла.

Но бывает так, что грубая ошибка нарушает общение, и исправить ее необходимо. В этом случае учитель тактично поправляет ученика, фиксируя внимание остальных учеников не на ошибке, а на информации, и тем самым увлекает учащихся процессом общения, а допустивший ошибку не травмируется. Чтобы ученик не боялся говорить, с самого начала, с самых первых уроков я объясняю, что ошибка- наша помощница, она как доктор, который показывает, где болит, и помогает лечить.

В методической литературе встречается мнение о том, что учитель иностранного языка непременно должен обладать чувством доброго юмора.

Под чувством юмора мы понимаем такую речевую и физиономическую способность учителя, которая вызывает у учащихся смех, улыбку, положительные эмоции и служит в конечном итоге для улучшения психологического климата урока. Естественно, что чувство юмора учителя основывается на такте и уважении к учащимся.

Следует отметить, что создание благоприятного  климата  в классе способствует сохранению и укреплению психологического здоровья детей, от которого во многом зависит здоровье человека в целом.

И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам:

Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.

Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.

Активно помогайте учащимся подняться на качественно новую ступень.

Предоставляйте ребятам возможность испытать себя в различных видах деятельности.

Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.

Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.

Забудьте о покровительственном тоне.

Создавайте условия, а не диктуйте их.

Верьте людям, с которыми работаете.

Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.

Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.

Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.

Помните и никогда не забывайте!!!

Перед началом урока лучше «оставить за дверью» плохое настроение;

Самый приятный звук для человека – это его имя;

Помните, что «плохой ученик» не означает «плохой человек»;

Не сравнивайте успехи отдельных учащихся;

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть;

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым;

Если ребенка хвалят и поддерживают, он учится быть благодарным и учится ценить себя.





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.