12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фалина Ирина Валериевна2929
Россия, Самарская обл., Самара

Как успешно усвоить тему «Фотосинтез» в 6-м классе?



Автор: Фалина Ирина Валериевна, учитель биологии, МБОУ «Школа №144 имени Маршала Советского Союза Д.Ф.Устинова», Самарская область, г. Самара

Аннотация: В курсе биологии изучаются механизмы разных сложных процессов. Одним из них является процесс фотосинтеза. В статье предлагается для изучения данного вопроса в 6-м классе использовать таксономию Бенджамина Блума, приведен алгоритм действий педагога, помогающий разобраться в сложностях темы.

Ключевые слова: фотосинтез, хлоропласты, световая фаза, темновая фаза, таксономия Блума, дифференцированное обучение.



Проблема ТНН: так для себя я зашифровала ответы учеников, которые не прилагают особых усилий для изучения биологии, т.е. ТРУДНО, НЕПОНЯТНО, НЕИНТЕРЕСНО. Я работаю в школе очень давно. И в последнее время таких «ТНН-щиков» становится все больше и больше. Применяя различные новейшие технологии обучения можно повысить уровень мотивации обучающихся. Используя различные приемы запоминания, развивая дедуктивное и логическое мышление, можно преодолеть трудности обучения биологическим премудростям. А вот как справиться с процессом непонимания механизмов различных биологических процессов? Как донести смысл явления или процесса до тех, кто хочет в этом разобраться?

К сожалению, готового плана действий не существует. И приходится действовать методом проб и ошибок. Хочу поделиться своим опытом преподавания темы «Фотосинтез, его характеристика и значение». С этой темой ученики знакомятся в 6-м классе. В этом возрасте проблема даже в том, чтобы выучить определение фотосинтеза. Есть затруднения с описанием сути опытов по значению фотосинтеза в планетарном масштабе. Поэтому на уроке использую прием переработки словесной информации в рисунки. Можно в шутливой форме. Например:

t1652289932aa.jpg

Рис.1. Итоговый результат фотосинтеза. [1]

На основе этого рисунка разбираем вместе с учениками, что происходит в процессе фотосинтеза. С помощью специального сервиса создаю облако слов для работы на уроке с терминологией. [3] Выбираем термины, которые нам нужны в первую очередь: «фотосинтез», «автотрофы», «хлоропласты».



t1652289932ab.png

Рис.2. Облако слов по теме «Фотосинтез».

Затем, используя текст параграфа, составляем опорно-логическую схему «ФОТОСИНТЕЗ», в которой характеризуем стадии этого процесса.

t1652289932ac.jpg

Рис.3. Опорно-логическая схема «Фотосинтез». [1]

Для закрепления изученного применяю таксономию Бенджамина Блума (6 уровней): задания разной сложности. [5]

Для этого использую кубик Блума, где на каждой стороне записан вопрос одного из уровней. [2] Каждый ученик получает кубик и ищет ответы.

t1652289932ad.jpgТрафарет кубика можно сделать самим, а можно использовать готовый. [6]

Кубики представлены в 2-х вариантах. Можно использовать как один вариант, так и разработать еще варианты дифференцированных вопросов по теме. По теме «Фотосинтез» на гранях прописываю следующие вопросы:

1 вариант.

Уровень когнитивной области:


Формулировка вопроса:

ЗНАНИЕ


Что такое фотосинтез?

ПОНИМАНИЕ

Почему процесс фотосинтеза не происходит у животных?

ПРИМЕНЕНИЕ

Объясни, в чем суть световой фазы фотосинтеза?

АНАЛИЗ

Сравни световую и темновую фазы фотосинтеза в виде таблицы.

СИНТЕЗ

Распредели изображенные на рисунке организмы по группам; сформулируй критерий, по которому была проведена классификация.

ОЦЕНКА

Выскажи предположение о последствиях исчезновения на планете растительных организмов.



2 вариант.

Уровень когнитивной области:


Формулировка вопроса:

ЗНАНИЕ


Когда и кем был открыт фотосинтез?

ПОНИМАНИЕ

Почему процесс фотосинтеза возможен у цианобактерий?

ПРИМЕНЕНИЕ

Объясни, в чем суть темновой фазы фотосинтеза?

АНАЛИЗ

Сравни процессы фотосинтеза и дыхания в виде таблицы.

СИНТЕЗ

Каким образом можно доказать утверждение: «грибы не являются фототрофами»?

ОЦЕНКА

Что произойдет на планете, если Солнце прекратит свое существование?





t1652289932ae.jpg

Рис.4. Пример карточки-задания на уровень синтеза. [4], [7]



Ответы на вопросы ученики записывают в тетради. Часть вопросов мы обсуждаем по ходу занятия в ходе диалоговой беседы. Обычно успеваем разобрать вопросы базового уровня: знание, понимание, применение. В конце урока каждый ученик проводит рефлексию, отвечая, что понравилось и что было сложным, а на листе рефлексии записывает, что осталось непонятным.



t1652289932af.jpg

Рис.5. Лист рефлексии. [1], [8]



­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­ На следующий урок проверку домашнего задания провожу в виде работы по рабочему листу. Его можно посмотреть в приложении. Также разбираем устно вопросы, которые остались непонятными (по листам рефлексии).

Таким образом, при изучении сложного вопроса использую следующий алгоритм действий:

1. Проговаривание основной сути процесса (явления, этапа, закономерности).

2. Изображение основных мыслей в виде опорного конспекта-рисунка, с использованием ассоциативного мышления.

3. Работа с терминами изучаемой темы (облако слов).

4. Установление причинно-следственных связей (составление опорно-логических схем).

5. Выполнение заданий разного уровня (дифференцированное обучение по таксономии Блума, можно применять игровые технологии).

6. Рефлексия, выявление непонятных моментов в изучаемых вопросах.

7. Контроль изученного (использование рабочих листов).

Естественно, что такая последовательность действий учителя при изучении данной темы, не сделает всех обучающихся отличниками. Но все мои ученики могут объяснить своими словами суть процесса и значение фотосинтеза. А в старших классах заложенная в 6-м классе основа способствует тому, что усвоение темы «Характеристика фотосинтеза» происходит без особых затруднений.





Приложение

t1652289932ag.jpg

Используемые источники:

1. Авторские рисунки и схемы: рисунок 1, рисунок 3, рисунок 5, рабочий лист по теме «Фотосинтез» (Фалина И.В., учитель биологии, МБОУ Школа №144, г.Самара)

2. Кубики Блума: http://didaktor.ru/kubik-bluma-kak-priyom-pedagogicheskoj-texniki/

3. Облако терминов создано с помощью сервиса https://wordscloud.pythonanywhere.com/

4. Рисунок хламидомонады на карточке: Автор: Sundance Raphael 14:23, 20 January 2007 (UTC) - Собственная работа, используя: Inkscape, CC BY-SA 3.0, https://commons.wikimedia.org/w/index.php?curid=1582360

5. Таксономия Блума: https://znanio.ru/pub/2242

6. Трафарет кубика: https://trafaret-decor.ru/razvyortka-kuba-dlya-skleivaniya?ysclid=l1scdig47m

7. Фотографии животных и растений на карточке-задании, рисунок цветка на рабочем листе:

https://pixabay.com/ru/photos/%d0%bb%d0%b5%d0%bc%d1%83%d1%80%d1%8b-%d0%bf%d1%80%d0%b8%d0%bc%d0%b0%d1%82%d1%8b-%d0%b6%d0%b8%d0%b2%d0%be%d1%82%d0%bd%d1%8b%d0%b5-6925719/ лемуры

https://pixabay.com/ru/photos/podgrzybki-%d1%81%d0%b8%d0%b0%d0%bc%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d1%81%d0%b5%d1%80%d0%b4%d1%86%d0%b5-%d0%bb%d1%8e%d0%b1%d0%be%d0%b2%d1%8c-4531234/ грибы

https://pixabay.com/ru/photos/kruszczyca-z%c5%82otawka-%d0%b6%d1%83%d0%ba-%d0%bd%d0%b0%d1%81%d0%b5%d0%ba%d0%be%d0%bc%d0%be%d0%b5-4391517/ бронзовка

https://pixabay.com/ru/photos/%d0%ba%d0%b0%d0%ba%d1%82%d1%83%d1%81-%d1%86%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%ba-%d1%86%d0%b2%d0%b5%d1%82%d1%83%d1%89%d0%b8%d0%b9-%d0%b1%d0%be%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%ba%d0%b0-2117/ кактус

https://pixabay.com/ru/vectors/%d0%bf%d1%88%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%86%d0%b0-%d1%8f%d1%87%d0%bc%d0%b5%d0%bd%d1%8c-%d0%bf%d0%b8%d1%88%d0%b5%d1%82%d1%81%d1%8f-%d0%b7%d0%b5%d1%80%d0%bd%d0%be-155024/ злак

8. Смайлики на рисунке рефлексии: https://pixabay.com/ru/images/search/%D1%81%D0%BC%D0%B0%D0%B9%D0%BB%D0%B8%D0%BA/



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (11)

сменить сортировку
Елена Владимировна, 12.05.22 в 08:14 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Валериевна, за полезную статью! Очень содержательный и качественный материал!
Фалина Ирина Валериевна, 13.05.22 в 09:06 1Ответить Пожаловаться
Елена Владимировна, благодарю за внимание к ресурсу!
Горбачёва Марина Юрьевна, 12.05.22 в 08:23 1Ответить Пожаловаться
Прочла с интересом,хоть и не биолог!
Фалина Ирина Валериевна, 13.05.22 в 09:07 2Ответить Пожаловаться
Мне очень приятно. Спасибо, Марина Юрьевна!
Колышкина Елена Владимировна, 29.05.22 в 07:15 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Валериевна, за интересный опыт работы! Всё доступно для понимания и наглядно!
Фалина Ирина Валериевна, 29.05.22 в 08:44 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за внимание, Елена Владимировна!
Горбачёва Марина Юрьевна, 04.06.22 в 11:40 1Ответить Пожаловаться
Надеюсь,что ваши работы оценят и члены жюри! Они достойны ПОБЕДЫ! Порекомендовала их коллегам!
Фалина Ирина Валериевна, 04.06.22 в 11:57 1Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, благодарю за внимание! Ваше мнение для меня ценно. Считаю, что получать комментарии от коллег - профессионалов, всегда полезно. А иначе педагог "варится в своем соку" и перестает развиваться :) Большое спасибо за ваши пожелания! Всего Вам хорошего. С уважением...
Фалина Ирина Валериевна
Комментарий был удалён пользователем 04 июн 2022 в 11:57
Горбачёва Марина Юрьевна, 04.06.22 в 11:59 0Ответить Пожаловаться
Подобные приёмы и методы мне близки ! Тоже часто их применяю! Заходите в гости!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.