12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Аликина Надежда Николаевна33
Россия, Пермский край, Пермь

Как воспитать у детей интерес к чтению?



Иногда ребенок затрудняется решить задачу, потому что не умеет ее правильно прочесть. Грамотное письмо также связано с навыками чтения. Некоторые родители ошибочно считают, что любое чтение полезно. Другие считают, что за чтением должны следить учителя и библиотекари, а роль родителей в этом деле невелика. Но и учитель, и библиотекарь не всегда могут оградить ребенка от книг, предназначенных не для них. Напрасно некоторые родители гордятся тем, что их дети с удовольствием читают книги для взрослых. Чаще всего это не приносит пользы младшим школьникам, так как они воспринимают художественное произведение поверхностно, следят главным образом за развитием сюжета и улавливают лишь основное содержание книги. Такое чтение вырабатывает вредную привычку читать, пропуская описания природы, характеристики героев, рассуждения автора. Следя за чтением детей, надо обязательно стремиться к тому, чтобы книги были разнообразной тематики. Особенно надо обращать внимание на развитие у детей интереса к научно-популярной литературе.



В воспитании любви к книге у детей младшего школьного возраста положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так, например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами все это вызывает подлинный интерес детей к книге.



Для того чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий прием, Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребенку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлеченный событиями в книге и желанием узнать, что произойдет дальше с героями, ребенок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно спросить его, о чем он прочитал, похвалить за самостоятельность, выразить надежду, что теперь он будет всегда читать сам.



Можно рассказать ребенку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какого-либо рассказа. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше? Расскажи, что было потом». В ответ надо дать книгу: «Вот, прочти. Здесь столько интересных историй!»



Родители ·должны очень терпеливо, но неуклонно требовать от ребенка, чтобы он запоминал фамилию автора и художника- оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребенка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нем, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника-иллюстратора книги.



Надо, чтобы ребенок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто младшие школьники, прочитав 5-6 страниц, заглядывают на последнюю страницу - чем кончилось? Прочитав окончание книги, и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропуская целые абзацы или главы книги, а иногда просто оставляют ее. Родители должны внимательно следить за тем, чтобы у детей не появилась эта вредная привычка. Не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.



Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребенку понять и запомнить прочитанное. Многие иллюстрации дают возможность представить себе те явления природы и предметы, которые ребенок не может увидеть непосредственно. Глядя на картинки, можно побывать на севере и в тропических странах, узнать, как живут дети в разных странах. Важно научить ребенка рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребенок внимательно рассмотрел изображаемое: «Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают?· Что выражают их лица



и позы?»



Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребенок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов: «Что ты узнал из рассказа? Когда и где



это было? Что тебе понравилось больше всего?»



Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближает, родителей и детей помогает родителям лучше узнать ребят, понять их интересы и увлечения.



Как читать вместе?



Прежде всего, выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра сын. Чтения вслух - полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, четко.

Продолжительность домашнего чтения - не больше 45 минут, чтобы оно не утомляло детей, не притупляло интереса к чтению.



Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о прочитанном. И конечно, невозможно воспитать любовь к книге без навыков культурного обращения с ней. Надо приучать детей беречь книгу.

Памятка для детей и родителей.



При знакомстве с новой книгой рассмотрите сначала обложку: прочитайте фамилию и инициалы автора, название книги.



Перелистайте книгу, внимательно рассматривая иллюстрации.



Определите примерное содержание книги по иллюстрациям.



Читайте книгу постепенно: по страницам или главам.



Памятка для родителей.



До или во время чтения книги выясните значения трудных или незнакомых слов.



Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового из неё он узнал.



Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.



Чему учит эта книга?



Предложите ребёнку нарисовать рисунок к интересному отрывку из рассказа.



Советы родителям.



Не критикуйте то, что читает ваш ребёнок. Объясните, что вас беспокоит содержание некоторых книг, поскольку ранее вы их уже прочитали сами и не находите в них ничего хорошего.



Старайтесь как можно меньше запрещать и принимать точку зрения, отличную от вашей. Авторитарный стиль руководства недопустим.



Если вы застали ребёнка за чтением, проявите интерес, но не делайте из этого события сенсацию. Подростки должны осознавать, что они читают именно ради своего удовольствия, а вовсе не для того, чтобы доставить вам приятное.



Чаще посещайте библиотеку вместе с детьми, чтобы поговорить о лучших детских книгах с профессионалами, получить информацию о новых книгах.



Читайте вместе с детьми книги вслух. Чтение вслух помогает расширить словарный запас детей, а также развить у них умение слушать и сосредоточивать внимание. Чтение вслух сближает родителей и детей. Читайте все по очереди. Время чтения – 40-45 минут.



Помните, что дети любят перечитывать книги. Не стоит протестовать против этого.

Воспитывайте у ребёнка культуру общения с книгой. Знакомьте его с правилами бережного отношения к книге, при необходимости организуйте мелкий ремонт.

Помните, что пользу приносит только разумное, хорошо организованное чтение.



Систематически читайте сами. Это формирует у ребёнка привычку видеть в доме всегда.



Обсуждайте прочитанную книгу в семье, даже если произведение вам не нравится. Это способствует развитию речи вашего ребёнка.



Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.



Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями. Спустя годы, это станет добрым и светлым напоминанием о родном доме, о его традициях, о дорогих и близких людях.



Чтение и здоровье детей



Если вы предпочитаете читать книги за столом, не забывайте о дополнительном освещении. Читать в сумерках ни в коем случае нельзя.



Как при чтении, так и при письме, расстояние от текста до глаз должно равняться 30-35 см. За ориентир можно взять длину руки от локтя до пальцев.



При чтении текст должен располагаться перпендикулярно линии взора. В этом может помочь подставка для книг. В таком положении глаз устаёт гораздо медленнее.



Не желательно читать лежа. Во-первых, книга не находится неподвижно. Во-вторых, книгу держат так, что глаза направлены вверх – глазные мышцы в такие минуты напряжены крайне сильно. В-третьих, если вы читаете лёжа на боку, расстояние от страниц до глаз получается разным, таким образом, каждому глазу приходится подстраиваться. Детям до 16 лет это делать категорически нельзя, так как глаза ещё очень чувствительны к негативным факторам подобного рода.



Слишком продолжительное чтение (по 2 часа и более) без перерывов может повлечь за собой появление давящих болей в глазах и во лбу, неясное восприятие читаемого материала. Через 20-30 минут чтения устраивайте перерывы и смотрите вдаль для отдыха глаз.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.