12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панченко Инна Ивановна384
Социальный педагог, учитель-дефектолог, тьютор, педагог дополнительного образования в дошкольном учреждении
Россия, Волгоградская обл., Волгоград

Родительское собрание на тему:

«Как воспитать толерантного человека?»

Цель: повышение педагогической культуры родителей.

Задачи:

-научить родителей быть толерантными в отношениях: с детьми между собой и с окружающими;

-развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания;

-применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.

Материалы и оборудование: плакаты по теме собрания: «Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами, а недруги стали друзьями» (Пифагор) «Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания, терпимости, дружбы между народами,

мира и всеобщего братства» (Декларация прав ребёнка), памятка для родителей, презентация, цветок в виде ромашки с разноцветными лепестками, фломастеры.

Ход собрания:

Ведущий 1: Здравствуйте, уважаемые родители! В последнее время часто возникают дискуссии о толерантном мире, так называемом мире без насилия и жестокости, в котором главной ценностью является единственная в своём роде и неприкосновенная человеческая личность. Но мало произносить красивые слова, толерантность нужно воспитывать, путем развития хороших привычек, манер, культуры межличностного общения, искусства жить в мире непохожих людей.

Ведущий 2: На сегодняшней встрече мы предлагаем обсудить эту нравственную тему, а именно, как воспитать толерантного человека.

Ведущий 1: Что, по - вашему мнению, означает слово толерантность? (ответы родителей)

Ведущий 2: Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.

Ведущий 1: Давайте вместе попробуем охарактеризовать черты толерантной личности. Но сделаем это в игровой форме. Игра называется «Передай другу солнышко». Сейчас я буду передавать солнышко под музыку. Как только музыка закончится и у кого в руках окажется солнышко, тому нужно будет назвать черты толерантной личности.

(уважение друг к другу; понимание непохожего на вас человека; дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами; терпение друг к другу; терпение к разным национальностям, сословиям; умение общаться между людьми; гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека; когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими).

Ведущий 2: Да, совершенно верно. А сейчас мы выполним задание. Предлагаю собрать цветок толерантности. Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову толерантность. (родители пишут на лепестках слова и собирают цветок) .

Ведущий 1: Вот какой красивый цветок толерантности получился!

Ведущий 2: Сейчас ваши дети расскажут, что такое толерантность.


Чтение стихотворения детьми «Что такое толерантность?» на фоне презентации

1 ребенок: Толерантность, толерантность,

Слово мудрое какое.

Что же значит толерантность?

Жить всем в мире и покое.

2 ребенок: Толерантность- значит это,

Если дружно все живут,

И теплом сердец согрет наш

Детский садик, где уют.

3 ребенок: Доброта, милосердие и сострадание,

Равенство, дружба и понимание,

Вера любая без принуждения

В толерантность включаются без сомнения!

4 ребенок: Чувствовать, думать, любить как другие,

Сердцем умея понять солидарность.

Напрочь отбросить: «Они- не такие!»

Это и есть толерантность!

Ведущий 1: Спасибо нашим ребятам.

Ведущий 2: Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости и излишней любви. Он гораздо сложнее, потому что требует от родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладении системой воспитания в целом, а также толерантного подхода к процессу воспитания.

Ведущий 1: Как вы думаете, какие условия необходимо создать в семье, чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, послушным? (родители отвечают).

Ведущий 2: Самое главное - это пример семьи, семейный микроклимат. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к близким, а потом и ко всем остальным.

Ведущий 1: Очень важно создать доброжелательную, жизнерадостную обстановку вокруг ребенка. Доверие, постоянная забота, поддержка способствуют эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.

Ведущий 2: Важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте испытывал положительные эмоции. Жизнерадостность благотворно сказывается на характере ребенка. При воспитании нравственных чувств необходимо особое внимание уделять развитию способности к переживаниям и сочувствию.

Поэтому благородные поступки детей, даже незначительные необходимо замечать, оценивать и поддерживать. Одобрение, похвала помогают ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.

Ведущий 1: А сейчас предлагаю вам ответить, на несколько вопросов и определить тип воспитания в вашей семье. Уважаемые родители, ответьте сами себе как можно искренне.

Проведение анкетирования среди родителей (см. приложение№1)

Ведущий 2: Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка.

Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.

Ведущий 1: Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.

Ведущий 2: А сейчас предлагаю вам решить педагогическую ситуацию с позиции толерантности.

Решение педагогической ситуации №1:

"Конфликт опасен, если он не разрешим”

Мама: Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки. И тут же добавляет, а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! Немедленно в угол!

Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.

Вопрос родителям: Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.

(Ответ родителей: Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стихотворения А. Барто "Оторвали мишке лапу” или "Зайку бросила хозяйка”)

Ведущий 1: давайте разберем разрешение конфликта с позиции толерантности:

Мама: Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.

Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.

Вывод: Когда на человека, в данном случае на ребенка "сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается "затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца. Причина конфликта это - поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.

Ведущий 2: сейчас все поиграем в игру «Ассоциация».

Какие ассоциации у вас появляются, когда я говорю: “Произошел конфликт”? Запишите 4 слова, связанные с этим понятием, и составьте предложения.

(Слова: ссора, обида, наказание, огорчение. Ответы: Произошла ссора. Ребенок наказан и обижен. Мама огорчена. Итог: конфликт!)

Ведущий 1: Давайте рассмотрим вторую ситуацию.

Ситуация №2.

Оставь проблему за дверью, стань образцом подражания и восхищения для своего ребенка”

Паша (с радостью): - Папа, идем кататься на каток. Смотри, Ваня со своим папой уже там. Ты же мне вчера обещал.

-Папа (проблемы на работе): -Отстань! Ну и что, что обещал. Мне сейчас не до тебя.

-Паша (настаивает): - Ну, пожалуйста.

-Папа (отталкивает Пашу): - Какой же ты бестолковый, займись своим делом!

Вопрос: Какую ошибку допустил папа? Как нужно поступить?

(Ответы родителей: ударил ребенка, оскорбил, не сдержал слово. Пообещать, что пойдем на каток завтра, предложить ребенку пойти одному).

Ведущий 2: Объяснение с позиции толерантности:

Паше не так важно пойти на каток, он мог бы пойти один, но для него очень важно, чтобы с ним пошел папа, потому что дети, а особенно мальчики стремятся во всем подражать и быть похожими на своих отцов, гордиться и восхищаться ими. Совет папе: оставить проблему за дверью, пойти на каток с сыном, что поможет отвлечься от проблемы на некоторое время. Тем самым вы не усугубите ситуацию и не создадите еще один конфликт.

Ведущий 1: Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.

Ведущий 2: Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех.

Выдача памяток «Правила воспитания толерантности» родителям (Приложение 2) .





Приложение №1



АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

(Ответьте сами себе как можно искренне)

Можете ли вы:

1.В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком?

2.Посоветоваться с ребёнком несмотря на его возраст?

3.Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему?

4.Извиниться перед ребенком в случае, если вы были не правы?

5.Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя?

6.Поставить себя на место ребенка?

7.Поверить хотя бы на минутку, что вы добрая фея или прекрасный принц?

8.Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9.Всегда воздерживаться от слов и выражений, которые могут ранить ребенка?

10.Пообещать исполнить желание ребенка за хорошее поведение?

11.Выделить ребенку один день, когда он может делать все, что желает, и вести себя как хочет, а вы при этом ни во что не вмешиваетесь?

12.Не прореагировать, если ребенок ударил, толкнул или незаслуженно обидел другого ребенка?

13.Устоять против слез, капризов, просьб, если известно, что это прихоть?



ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ.

А - могу и всегда так поступаю - 3 балла.

Б - могу, но не всегда так поступаю - 2 балла.

В - не могу - 1 балл.

От 30 до 39 баллов - вы придерживаетесь правильных принципов воспитания.

От 16 до 30 баллов - ваш метод воспитания: кнут и пряник.

Менее 16 баллов - у вас нет педагогических навыков и желания воспитывать ребенка.

Приложение №2

Памятка для родителей.

Уважаемые, родители!

Помните, что толерантность у детей нужно воспитывать с раннего возраста.

Предлагаем Вашему вниманию правила воспитания толерантности:

-Учитесь слушать и слышать своего ребенка.

-Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное

напряжение.

- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.

- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности:

- терпение;

- умение владеть собой;

- доверие,

- чуткость;

- способность к сопереживанию;

- снисходительность;

- расположение к другим;

- чувство юмора;

- терпимость к различиям;

- доброжелательность;

- гуманизм;

- любознательность;

- умение слушать;

- несклонность осуждать других.



Желаем, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.