12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Анна42
Россия, Московская обл., город Троицк

Родительское собрание во 2 классе на тему

«Как воспитывать у детей интерес к чтению».

Цель:

1)Познакомить родителей с результатами развития читательских умений уч-ся класса.

2) Для чего повышать результаты техники чтения?

3) Как воспитывать у детей интерес к чтению?

До родительского собрания был проведен опрос детей виде анкеты.

Анкета для детей:

1)Как часто ты читаешь книги? (каждый день; через день; один раз в неделю)

2)С кем ты дома читаешь?

3)Есть ли дома книги для чтения?

4)Хотелось ли тебе пополнить домашнюю библиотеку новой книгой? На какую тему?

Результаты опроса показали неплохое «книжное оснащение» в жилищах детей! Книги дома есть у 100%. 68% читают с мамой, 15% с папой, 10% с бабушками и дедушками, 7% самостоятельно. Ежедневно читают 70%. Новую книгу хотелось 17 детям, 8 детей отказались.

Отсюда делаем вывод, что перед школой и родителями стоит задача- развивать интерес к чтению. Однако детям приходится читать не только книги по интересам, но и получать много знаний из учебных пособий. Наши дети живут в 21 веке, когда важно умение быстро, качественно и эффективно работать с информацией. И если они смогут этому научиться, то такие умения станут им огромным подспорьем в будущей жизни. Попытаемся разобраться- а зачем и кому это надо? Уверена, что каждый родитель твердо убеждён в том, что ребенок должен читать книги. (Правда не каждый может объяснить- зачем?)

И будете правы в своем убеждении, потому что даже в век интернета книга является важнейшим инструментом всестороннего развития ребенка. Уже в начальных классах среди родителей существует озабоченность о больших затратах по времени и силам, потраченным на выполнение домашних заданий. А ведь в старших классах изучаемых предметов станет больше и объем домашних работ увеличится. Поэтому, чтобы на подготовку затрачивалось меньше времени, чтобы дети могли качественно запоминать и быстро обрабатывать полученную информацию, необходимо научиться быстро читать и понимать прочитанное.

Как же понять - достаточно ли быстро читает ваш ребенок? Или ещё ускориться? На этот вопрос ответ даст Федеральный Государственный Образовательный Стандарт начального общего образования. Исходя из ФГОС к моменту окончания начальной школы ребенок должен читать 120 слов в минуту. И если этого не произойдет, то в 5 классе готовьтесь к снижению по всем предметам, разве что кроме физкультуры. Уже доказано, что если ученик 8 класса имеет скорость чтения ниже 60 слов в минуту, то он обречён на неуспеваемость. На выполнение устных домашних заданий такие ученики будут затрачивать от 4 до 6 часов.

У вас на столах лежат листочки, на которых вы можете ознакомиться

1)с требованиями программы на конец первого полугодия,

2)ниже написаны результаты техники чтения вашего ребенка, проведенной 3 дня назад.

3)След. таблица показывает к каким результатам мы должны стремиться к концу учебного года.

По результатам вы видите, что есть к чему стремиться.

На 5 читают -8 человек,

на 4 читают- 10 человек,

на 3 читают -5 человек,

на 2 – 2 человека.

На первом собрании я знакомила вас с требованиями программы по литер. чтению. И у вас были вопросы, касающиеся проверки техники чтения. В каждом классе установлены нормы техники чтения, выполнения которых нужно придерживаться, а лучше- обогнать! Техника -это образовательный норматив, который указывает, что ребенок должен читать со скоростью не меньшей, чем указано, для того, чтобы получить соответстующую оценку. Не все дети спокойно относятся к этому виду контроля. Некоторые очень напрягаются, даже испытывают стресс. И от испуга и волнения они не могут показать свои умения в полном объёме. Как с этим бороться? Заниматься и тренироваться дома. Одновременно при проверке учитывается не только скорость, но и понимание, выразительность, правильность чтения. После чтения ребенку задаются вопросы по прочитанному отрывку. В большинстве случаев дети отвечают верно, но бывают и ошибочное восприятие прочитанного.

Какова же цель чтения?

В первую очередь-это понимание смысла прочитанного.

Как часто мы, взрослые, читаем себе вслух? Верно, редко. И ребенок не будет вслух читать в 99 %. Мы читаем с целью вытащить информацию из текста, понять прочитанное. А быстрое чтение вслух- это совсем другой навык. И иногда родители, пытаясь подготовить ребенка к этому виду контроля стараются научить его читать быстрее. Но если ребенок всё ещё читает по слогам, то скорость чтения увеличить невозможно. Таким образом, первая задача будет состоять в том, чтобы научить ребенка читать целыми словами. У нас пока слоговое чтение у 7 человек. т.е. двигаемся к след. этапу- чтению целыми словами.

Другая проблема в медленном проговаривании. Есть дети, которые неплохо читают про себя, но у них проблема с речевым аппаратом и они не могут быстро произнести прочитанные слова. Тут, конечно, необходимо тренировать речедвигательный аппарат.

Есть несколько других причин, мешающих улучшить технику чтения:

- низкое внимание (часто присутствует вокруг много отвлекающих факторов)

-проговаривание про себя при чтении

- малое поле зрения

-возвратные движения глаз (при чтении ведите пальцем под строкой, продвигая чуть быстрее, чем скорость чтения)

- отсутствие стратегии чтения

Избавляясь от наличия каких-либо из указанных причин, можно повысить технику чтения. Волшебные упражнения действительно существуют. И если постараться, то на просторах интернета можно найти сотни разных методик, подходов, способов, которые несомненно помогут поднять технику чтения до уровня предусмотренного ФГОС. Они разработаны они профессионалами: педагогами, психологами, профессорами.

Вот несколько простых упражнения, полезных для любой скорости, которые испробуем сразу на собрании :

-Счёт вслух до 100 и более. 1-2 раза в день ребенок быстро и чётко проговаривает каждое число. Если запнулся, возвращается на один шаг назад и продолжает. Начинайте до 100, а закрепив, увеличивайте по десятку. (Если за 2 минуты получается досчитать до 150- 200, то будет великолепный результат!)

Кто из родителей желает попробовать сейчас?

-Второе упражнение-это чтение вслух небольших текстов от 50-100 слов. Нужно постараться максимально быстро и чётко его прочитать. Необходимо натренировывать навык быстрого чтения небольших отрывков. (Отталкивайтесь в количестве слов на скорость чтения ребенка + 10-15 слов

Кто из родителей желает попробовать сейчас?

-Третье упражнение. Спросите у ребенка, сможет ли он, увидев пол-арбуза, представить себе как выглядит целый арбуз? Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите провести такой же опыт со словами. Возьмите текст и непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это уже труднее.

Кто из родителей желает попробовать сейчас?

-Четвертым упражнением предложите прочитать карточки с простыми словами. А потом эти карточки разрежьте вдоль слов на две половины. Нужно правильно соединить две половинки. Такое задание направлено на развитие антиципации. Антиципация - это предугадывание. Такая способность мозга, которая дает нам возможность, при чтении не прочитывать абсолютно все слова и буквы. Мозг и так знает, что они там, так зачем же тратить на них время? Антиципацию можно развить, она делает чтение беглым, осознанным, легким.

Кто из родителей желает попробовать сейчас?

-Еще одно упражнение на развитие антиципации. Буквы и слова иногда теряются. Но даже без некоторых букв и слов мы можем читать. Попробуем?

Напишите на бумаге, распечатайте на принтере или напишите маркером на специальной доске фразы:

КНИЖН.. ПОЛОЧКА

НОВ.. ФУТБОЛОЧКА

БОЛЬШ.. ЛОЖКА

РЫЖ.. КОШКА

Задача: прочитать угадывая буквы и слова, которых нет. Для следующих занятий придумайте свои словосочетания, используйте новые фразы, крылатые выражения, чистоговорки.

-Используйте таблицы Шульте и Швайко, находя по порядку числа от 1 до 30, показывая пальцем на каждое число, стараясь не крутить головой при поиске чисел. Оно направлено на увеличение угла обзора зрения. Для того, чтобы при чтении «цеплять» глазами не одну букву, не одно слово, а несколько слов сразу, или целую строку целиком. Чем шире будем смотреть, тем быстрее будем читать. Рассмотрите на партах таблицы, потренируйтесь находить числа.

Кто из родителей желает попробовать сейчас?

-Поведайте ребенку, что иногда некоторые невоспитанные книжки ведут себя довольно странно. Они вдруг берут и переворачиваются вверх ногами. Ребенок читает вслух. Через какое-то время вы хлопаете в ладоши. Задача ребенка перевернуть книгу вверх ногами и продолжить чтение с того места, где он остановился. По началу можно делать отметочки карандашиком, чтобы сильно в тексте не теряться. И так несколько раз. Два, три полных оборота книги. Что это даст? Разовьется координация глаз, умение ориентироваться в тексте. Сформируется эталон букв и улучшится переработка информации мозгом.

Кто из родителей желает попробовать сейчас?

- Покажите ребенку фразу «птицы прилетели» и попросите из коробочки вытащить карточку, на которой будет написано, с какой интонацией нужно прочитать эту фразу: спокойно, радостно, громко, тихо, грустно, со страхом, со злостью, с восторгом итд. Что это дает? Умение читать выразительно и передавать голосом чувства и эмоции. С разной интонацией можно читать разные пословицы, поговорки, скороговорки, которые тоже можно написать на карточке и положить в другую коробочку.

Кто из родителей желает попробовать сейчас?

-Чтобы не проговаривать слова вслух при чтении, можно поиграть в «Партизана». При чтении даете команду: Партизан! По этому сигналу ребенок закрывает ладошкой ротик (или прижимает к губам палец) и продолжает читать про себя. И так несколько раз. Это упражнение помогает бороться с врагом быстрого чтения- проговариванием слов. Поэтому его нужно убирать.

Кто из родителей желает попробовать сейчас?

Не нужно выполнять все упражнения сразу. Выберите 2-3 упражнения на свой выбор. Меняйте их, чередуйте, чтобы не надоедали, а было интересно. Не забывайте временами проверять технику чтения самостоятельно, чтобы оценивать свои успехи. Здесь помощью может быть книга «Чтение. 1-4 классы. Тексты для проверки техники и выразительности чтения».

Заниматься нужно регулярно, понемногу. Это главное правило!

Не ленитесь, тренируйтесь, и будет вам счастье и пятерки в дневнике!


Предлагаю памятку ещё несколько действенных способов

«Как привить любовь к чтению»

1)Наличие в доме книг.

Книги должны быть самые разные, не только развлекательные

Взрослые члены семьи должны читать на глазах у детей.

Посещать совместно библиотеку// книжный магазин или приносить оттуда детские книжки.

2)Систематические чтения вслух с беседой по прочитанному. Читая по очереди не забывайте, что чтение должно быть выразительным, интонационно богатым. Передавайте в диалогах характеры героев, отношение автора к событиям и персонажам.

3)Рисование по книге

Изображение героев, либо целых сюжетов закрепит навык рассказывания

4)Совместный поиск информации

Не старайтесь сэкономить время, выполнив за ребенка поисковую работу для подготовки проекта, либо другой работы. Направляйте, подсказывайте, в каких книгах можно встретить эту информацию, на каком сайте прочесть. Составив список литературы, сходите раз- другой с ребенком в библиотеку, чтобы он освоился и мог посещать в дальнейшем без вас.


- Выполняйте тренировки регулярно для развития техники чтения.

-Учите бережному отношению к книгам. Не рвать, не рисовать, не кидать — золотые правила обращения с ними.

-Если в вашей семейной библиотеке сохранилась детская литература — смело знакомьте с ней своих детей. Книги не стареют. Книга, которую читал папа в детстве- семейная реликвия.

-Выбирайте новые книги вместе с ребёнком. Поход в книжный магазин может стать отличной семейной традицией. -Не забывайте, что новая книга для ребёнка — книга, которую он ещё не видел. Не обязательно каждый раз покупать детские книжки в магазинах. Можно обмениваться с другими родителями или вспомнить, наконец, о существовании библиотек.

-Книга — отличный инструмент для развития ребёнка. Рассматривайте картинки вместе, обсуждайте сюжеты, запоминайте стишки, пересказывайте. Не забывайте о периодике-детских журналах и газетах.

-Постарайтесь организовать хранение книг так, чтобы у ребёнка была своя домашняя библиотечка. Это может быть отдельная полка в общем книжном шкафу или специальное место в детском уголке.

Для решение родительского собрания поставьте знак + у той строки, которая содержит посильное лично для вас и вашего ребенка правило

Посчитайте, сколько вы поставили + ? Спасибо за ваше внимание и терпение.

От всей души желаю терпения и успехов!

Список используемой литературы:

- Вигман С.Л. Педагогика в вопросах и ответах: Учеб. пособие. -М.: ТК Велби, 2004. -208 с.

- Гребенюк О.С. Общие основы педагогики: Учеб.для студентов вузов. -М.: Владос, 2003. -160 с.

- Дидактический материал для отработки навыка чтения младших школьников Бутенко Т. А., сост. 320с 2005г

-Егоров Т. Г. Психология овладения навыком чтения. М., 1953. 264 с

- Климанова Л. Ф. Проблема совершенствования навыка чтения младших школьников: Автореф. канд. дис. М., 1977. 19 с

- Светловская Н. Н. Введение в науку о читателе. М., 1997. С. 42.

- Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб.для студентов вузов, обуч-ся по пед.спец. -М.: Гардарики, 2002. -517 с.

- Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. Ф. Обучение грамоте // Обучение в I классе: Пособие для учителя четырехлетней начальной школы в двух книгах. Книга I. М., 1986. С. 7-103.4

- Методика Шамиля Ахмадуллина «Скорочтение для детей»

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.