12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Едунова Любовь Михайловна2736
Россия, Рязанская обл., Скопин

Как я училась играть с Кирой

При работе с детьми с РАС нужно стать

самой крутой игрушкой в кабинете

(Кира Меснянкина) 

Скажу честно, что при контакте с ребенком с РАС, относящимся к первой группе по классификации Никольской (это так называемые полевые дети), я испытала шок. Это был симпатичный мальчик, хорошо одетый, ухоженный, но… У ребенка был абсолютно пустой взгляд. Он бесцельно, как мне казалось тогда, ходил по кабинету, пока я беседовала с мамой – замученной женщиной, с какой-то тоской в глазах и в то же время со злой решимостью.

Если честно, мне стало страшно в тот момент. Ребенок не реагировал на свое имя, не просился к маме, постоянно крутил в воздухе ручками, не говорил. Тогда я еще подумала: «Солнышко, чем же я смогу тебе помочь-то?». Действительно, ничем. Я не проходила специального обучения, какое существует в тех же реабилитационных центрах. Я только начала работать с детьми-инвалидами. Я была бела, как пустой лист бумаги. Ни опыта, ни навыков. Что делать?

t1643027407aa.png А мама мальчика в это время рассказывала мне о своей нелегкой жизни: о том, что ребенок почти ничего не ест, мало спит, да и вообще пытается поспать днем, а потом бодрствует ночью. Что у мальчика не налажен стул, а его любимое блюдо – йогурты. К слову именно этот ребенок хотя бы спокойно зашел в кабинет. Дальше в моей практике были случаи, когда дети лежали на полу около двери и кричали, стучали по полу ногами, долбили руками в дверь, если вдруг мне удавалось заманить их в кабинет, пытались ударить меня, стол, за которым сидели, разбрасывали игрушки. Было всякое. И я оказалась к этому совершенно не подготовлена.

Этот случай долго не выходил у меня из головы. На тот момент я не обладала нужными умениями и навыками. Однако со временем (а если точнее, то в течение трех лет) мне удалось повысить уровень своих знаний в общении и играх с детьми с РАС. Ближайшие два  года ушли на более глубокое изучение этого расстройства (да, да, аутизм не болезнь!).

Просмотрев и прослушав множество семинаров, вебинаров, видео-лекций, мастер-классов на тему «Дети с РАС», пришла к следующему выводу: в условиях нашего небольшого города и маленького кабинета психолога мне больше всего подойдет игротерапия. Значит, нужно искать хорошего игротерапевта. И в принципе найти такого труда не составило, их много, но всё обучение – платное. И плата довольно большая (половина моей зарплаты).

t1643027407ab.pngНо вот однажды, по чистой случайности, нашла в ВКонтакте группу «Эмоции. Аутизм» (https://vk.com/club167048651). И что же было в этой группе примечательного, спросите вы? А был в ней специальный детский психолог, игротерапевт, автор методики обучения детей с РАС навыкам распознавания и выражения эмоций "Потому что эмоции!" Кира Меснянкина. Эта выдающаяся женщина вела на тот момент набор в группу «Обучающий курс об использовании метода игровой терапии для коррекции и развития детей с РАС». Бесплатно! Это было чудо чудное, диво дивное! Даже не сразу поверила, что мне так повезло. Всё ждала подвоха. А меня действительно учили бесплатно!

И какие знания она давала! Начиная с азов, с шикарной грамотно и четко изложенной теории, переходя в не менее потрясающую практику. Обучение длилось несколько месяцев. Порой было очень тяжело и очень непонятно. А порой думала, что я всё-таки везучая – мне посчастливилось попасть на такой курс! Когда пересматривала предыдущие уроки, то в очередной раз находила для себя много интересной информации, на которую по каким-то причинам не обратила внимания ранее. И, разумеется, всё старалась воплотить в жизнь!

t1643027407ac.jpg Особенно приманивала практика, которой на курсе много. Конечно же, сразу весь объем информации в голове не укладывался, поэтому взяла себе за правило: пересматривать каждый предыдущий урок перед новым. Это помогало. В результате освоила всё: и теорию, и практику, вникла во все упражнения (сенсомоторные игры, сюжетные игры), которые Кира показывала. И вот здесь хотелось бы остановиться поподробнее: она не просто надиктовывала то, чем нужно заниматься с ребенком, нет. Она давала своеобразные видео-уроки. Это было доступно, понятно, демонстрации были каждое занятие. Весь курс она разобрала на примере одного мальчика, который приходил к ней.

Должна сказать, что я в монтаже видео далеко не новичок, поэтому представляю, какую работу проделали она и ее команда. Это просто супер! Ни одного не нужного слова или видео-момента, всё строго по теме, четко, конкретно. Работа профессионала завораживала.t1643027407ad.jpg Очень долго я находилась под впечатлением от данного курса. Пересматривала лекции, перечитывала свои ответы на домашние задания, которые давала команда Киры. Именно во время их выполнения мне и стало многое понятно. Именно во время разбора по полочкам (который мне самой очень импонирует) каждого нашего ребенка с РАС (да и остальных детей, посещающих отделение) я и осознавала, чего же мы с ним достигли за определенный период, а над чем стоит еще поработать.

Позже распечатала всю полезную информацию и создала целую папку про обучение по игротерапии с детьми с РАС. Думаю, она мне очень поможет в дальнейшем. На сайте «Иное детство», которое занимается организацией профессиональной помощи детям с трудностями в обучении и социализации, я состою в перечне специалистов, прошедших обучение на курсе и готовых вести приемы в рамках игровой терапии.

t1643027407ae.png И еще несколько слов. После завершения обучения на курсе из группы «Эмоции. Аутизм» я не вышла, а продолжала наблюдать, что же еще нового, необычного в ней появится. И дождалась! Они дали ссылку на один замечательный сайт «Аутизм в квадрате» - https://autizm-v-kvadrate.ru/ . Так вот там есть архив видео, в котором просто кладезь полезностей. Я уже ознакомилась со многими записями эфиров и продолжаю это делать.

Пока же хотелось бы сказать, что именно на этом сайте в этом архиве есть два мастер-класса от Киры ««Формирование игровых навыков у детей с аутизмом в домашних условиях», в которых она вкратце рассказывает о том, чем мы занимались на обучающем курсе. Просмотрев их, вспомнила всё, что учила когда-то. Так что данный шпаргалка-мастер-класс оказался в нужное время в нужном месте. И теперь занимает у меня почетную полочку на табло в интернете. Потому что такими сайтами разбрасываться я не привыкла.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (4)

Дементьева Ирина Михайловна, 24.01.22 в 15:49 2Ответить Пожаловаться
Любовь Михайловна, СПАСИБО БОЛЬШОЕ за то, что познакомили нас с удивительным педагогом и её методикой. Надо просмотреть видео. Ссылку отметила себе- обязательно просмотрю.
Едунова Любовь Михайловна, 24.01.22 в 16:01 2Ответить Пожаловаться
Всегда пожалуйста, обязательно посмотрите!
Куликова Ирина Геннадьевна, 24.01.22 в 15:57 2Ответить Пожаловаться
Восхищаюсь Вашей деятельностью. Мир полусошел с ума, что говорить о сложностях налаживания контакта с некоторыми детьми, когда неадекватность взрослых зашкаливает. Вы же упорно и поступательно делаете свою работу, неустанно изыскивая пути установления контакта с особенными детьми. Воздастся
Едунова Любовь Михайловна, 24.01.22 в 16:03 3Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ирина Геннадьевна! Возможно, всё дело в том, что я по гороскопу Лев, всегда горю и зажигаю остальных) Не зря моя первая книга названа "Зажигая в себе свет".
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.