Статья «Как играть с ребенком. Игры и игрушки»
Как играть с ребенком? Игры и игрушки.
Консультация для родителей.
Подготовила педагог – психолог ОГБУЗ «Смоленский специализированный дом ребенка для детей с органическим поражением ЦНС с нарушением психики «Красный Бор»
Макарова Л. А.
«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»
Сухомлинский В.А.
Как играть с ребенком
Чтобы детство малышей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у детей огромная потребность в игре и ее нужно удовлетворить, потому что в игровой деятельности ребенок познает жизнь, учится играя.
Если с ребенком не играть, не руководить игрой в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.
В младшем возрасте игра становится средством развития и воспитания в том случае, если построена на содержательном общении с взрослым. Играя с ребенком нельзя подавлять его инициативу. Играйте с ним на равных. Играя, следите за своей речью: ровный, спокойный тон равного партнера по игре вселяет в ребенка уверенность в том, что его понимают, разделяют его мысли, с ним хотят играть. Поэтому, взрослому надо взять для себя за правило: несколько раз в день включаться в игру с малышом, это побуждает ребенка к новым действиям. Будьте также хорошим слушателем. Давайте ребенку договорить то, что он хочет вам сказать. Не перебивайте его, поправляя порядок слов или произношение. Если ребенок будет слышать вашу грамотную речь, в конце концов, он сам научится правильно произносить слова и грамотно строить произношение. Обязательно смотрите на ребенка, когда он говорит с вами, обращается к вам. Тем самым вы показываете, что вы его слышите, его слова важны для вас, и он вам не безразличен.
В вашем совместном общении вы должны быть настроены доброжелательно, следите за интонацией, мимикой, жестами, позой. Ваше лицо должно быть приветливым, улыбайтесь во время общения с ребенком. Пусть недостатки ребенка выглядит легко исправимыми, а новые задачи – доступными и интересными. На ошибки указывайте тактично.
Хвалите ребенка за его успехи, будьте искренними, но не перехваливайте, так как это имеет свои негативные последствия. Не давайте ребенку команд, приказаний, лучше договориться, посоветоваться, сотрудничать с малышом. Никогда не сравнивайте малышей между собой, у каждого свой индивидуальный темп развития.
Какие игрушки выбирать
Игрушка – это специально предназначенный предмет для детских игр, она помогает ребенку осуществить свой замысел, приближает игру к действительности. Игрушка должна быть такой, чтобы ребенок, мог с ней активно действовать, выразительно разыгрывать свою роль. Бывает и так, что самая красивая игрушка не помогает осуществить замысел игры. Правильный подбор игрушек – важная задача для родителей. В настоящее время в магазинах представлен огромный ассортимент игрушек для дошкольников.
Для гармоничного развития ребенка крайне необходимы:
- игрушки для нанизывания предметов различных форм (различные пирамиды, матрешки);
- игрушки для проталкивания форм в соответствующее отверстие;
- игрушки – каталки;
- игрушки с застежками, молниями, липучками, пуговицами, кнопками;
- игрушки для сортировки по форме, цвету, величине;
- сюжетные игрушки (куклы, пупсы, животные, машины, предметы быта, посуда). Этим игрушкам отводится центральное место. Ребенок вовремя игр как бы одушевляет куклу, разговаривает с ней, доверяет свои тайны и секреты, проявляет к ней заботу. К этой группе игрушек относятся и сказочные персонажи, среди них любимый плюшевый мишка. Дети кормят, поют, купают, укладывают спать, лечат любимую игрушку, катают на коляске, на прогулке.
- технические игрушки развивающие мелкую моторику, ориентировку в пространстве, мышление (разнообразные конструкторы, например
«Лего», всевозможные технические агрегаты);
- игрушки – забавы (зайчик играющий на барабане, курочки клюющие зерна);
- заводные игрушки – улитки, цыплята, петушок;
- спортивно-моторные игрушки для повышения двигательной активности, развития координации, ориентировки в пространстве;
- музыкальные игрушки – погремушки, бубны, трещотки, дудочки, барабан, колокольчики, балалайка, синтезатор или пианино, гитара;
- театральные игрушки, служат целью воспитания эстетического воспитания, способствуют развитию речи и воображения – Петрушка, куклы бибабо, куклы на пальчики, куклы тряпичные, марионетки, маски;
- строительные игрушки – различные геометрические тела и модули, детские педальные и электрические автомобили, тракторы и грузовики;
- дидактические игрушки, знакомят детей с понятиями: цвет, величина, форма. К ним относятся различные вкладыши, лото, пазлы, головоломки, мозаики, яйца, бочонки. Они способствуют развитию мелкой моторики, сосредоточенности и усидчивости, силы воли и целеустремленность. Кроме того дидактические игры учат детей запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны взрослым, развивая память и воображение.
Авторские игры и пособия
«Вкладыши Монтессори» (1-6 лет)
На основе рамок – вкладышей придуманных Марией Монтессори создано огромное количество разнообразных пособий. Эти пособия хорошо зарекомендовали себя как замечательный материал для развития внимания, мышления и логики.
«Сложи квадрат» Б. П. Никитина (3-6 лет)
Замечательная авторская игра Бориса Павловича Никитина. Игра внешне, кажется простой, но скрывает в себе большой потенциал. Она способствует формированию образов геометрических фигур, развивает пространственное воображение, математические и творческие способности, логическое мышление.
«Кубики для всех» Б. П. Никитина (с 4 лет)
Это пособие сложнее, не многие родители выбирают его в качестве игр. Данная игра стимулирует ребенка думать, оперировать пространственными образами, развивает способности к комбинаторике. Это игра хорошо развивает мышление ребенка, абстрактные понятия. Умение комбинировать эти кубики сложнее, чем кубики или конструктор.
«Сложи узор» Б. П. Никитина (1,5 – 6 лет)
Еще одна полезная игра Бориса Павловича Никитина. Идея создания данной игры почерпнута им у американского психолога Коса, развита и адаптирована. Игра позволяет развивать пространственное и логическое мышление, логику и воображение. Начинать следует от простых, постепенно переходя к более сложным заданиям.
Критерии выбора игрушки:
1. Игрушка должна соответствовать возрасту и интересам ребенка.
2. Эстетический аспект. Игрушка должна вызывать гуманные чувства, недопустимо в игрушке наличие качеств, стимулирующие асоциальные действия и чувства: агрессию, жестокость, насилие.
3. Игрушка должна быть качественной и безопасной для ребенка, не вредить здоровью вашего ребенка. Низкая цена при выборе игрушек не тот показатель, по которому можно ориентироваться при выборе. Ведь чаще всего некачественный товар с использованием низкокачественных материалов и дешевых токсичных красок стоит копейки, а они опасны для здоровья детей. Приобретайте игрушки в проверенных магазинах, где имеются сертификаты качества на игрушки и пособия.
4. Игрушка должна радовать ребенка. Можно купить максимально развивающую и познавательную игру, но при этом очень скучную для ребенка. Ведь игрушка – это подарок, поэтому опирайтесь при выборе на интересный дизайн, жизнерадостность, красочность. Такая игрушка долгое время будет приносить пользу и радость вашему ребенку
Новая игрушка — это не только развитие и обучение, но и прежде всего праздник для вашего ребенка. Хороших и познавательных вам игр!