Как защитить голос учителя музыки
Как защитить голос учителя музыки.
Каждому знакомо выражение «глаза - зеркало души». То же самое можно сказать о голосе. Интонация голоса отражает настроение, физическое состояние. Управление голосом - это искусство, требующее постоянной и кропотливой работы.
Голос педагога- это его рабочий инструмент. Если учитель не владеет умением управлять своим голосом, ему сложно добиваться желаемых результатов в общении с детьми. Об этом говорил ещё А.С. Макаренко.
Учитель музыки в силу специфики предмета должен владеть голосом и в разговоре;
и в вокально – исполнительской;
и в вокально-педагогической деятельности.
Общая цель голосовой деятельности учителя музыки- приобщение учеников к музыкальной культуре.
Задачи многообразны:
1)формирование у детей психической установки на пение и восприятие музыки;
2) развитие интереса к вокальному искусству;
3) активизация способностей и творческого потенциала;
4) формирование правильных голосовых умений и навыков.
Восприятие ребёнком интонаций с голоса учителя не сравнить с любыми аудиозаписями, «музыкальными консервами.»
Требования к профессиональному голосу учителя музыки:
педагог должен обладать безупречной техникой владения голосом;
запасом прочно усвоенных вокальных навыков;
тренированным и выносливым голосом;
быть теоретически ,методически, и практически подготовленным к голосовой деятельности.
Что же особенного в работе учителя музыки?
Специфика деятельности:
1) - лекционная работа, в речевом режиме;
- вокально-исполнительская ( иллюстрационная –разные стили и жанры, разные приёмы голосообразования);
- постоянная смена вокального и речевого режима.
Неблагоприятные внешние и внутренние условия:
- большая нагрузка;
- повышенный шумовой фон;
- плохая акустика;
- работа в нездоровом состоянии, нервном напряжении;
- повышенная( пониженная) влажность;
- запылённость
- разновозрастный состав аудитории.
Эти факторы разрушают голосовой аппарат, а осознание ценности нашего голоса приходит тогда, когда мы его лишаемся.
57,9% обследованных педагогов нельзя считать «здоровыми» в плане фониатрического состояния, не отвечающим профессиональным требованиям.
40% подростков и детей нуждаются в помощи фониатров.
Дети склонны к подражанию и особенностям физиологии голосообразования,- голосовой аппарат даже в состоянии молчания имитирует работу поющего и говорящего. Имитирование работы больного голосового аппарата вырабатывает неверные мышечные координации, перенапряжение всей мышечной системы,
что приводит к функциональным нарушениям.
Методы охраны голоса:
Следите за осанкой.
Делайте голосовую гимнастику.
Делайте массаж области гортани.
Соблюдайте режим работы голоса: 10-15 минут перерыва после 1,5-1 часового разговора и пения.
Овладевайте теоретическими и методическими знаниями.
Соблюдайте гигиену труда и быта ( тишина, уборки, проветривание и акустика рабочего места).
Голосовая гимнастика с учениками.
Помните! Любая музыка( вокальная, инструментальная) заставляет наши связки работать независимо оттого, поём мы или молчим.