Урок окружающего мира на тему «Какой бывает транспорт» (2 класс)
Окружающий мир 2 класс
Тема: Какой бывает транспорт
Ход урока
1.Организационное начало
Я очень рада
Войти в приветливый ваш класс
И для меня уже награда
Вниманье ваших умных глаз.
-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Сирануш Николаевна, сегодня я проведу занятие по окружающему миру в вашем классе.
2Самоопределение к деятельности
Ребята, чтобы узнать о чем мы будем говорить на уроке я предлагаю вам разгадать загадки.
1.Без разбега ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полет быстроходный...”
(Вертолет)
2.Что за чудо – желтый дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины.
И питается бензином. (Автобус)
3.Что за чудо? Вот машина!
Сто колёс! А где же шины?
По стальной дороге мчится,
Приглашает прокатиться. (поезд)
4.По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя ход,
Лишь гудит машина важно.
Что такое?...(Параход).
5. Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведёт её пилот.
Что за птица?(Самолёт).
6.Чтоб тебя я повёз,
Мне не нужен овёс.
Накорми меня бензином,
На копытца дай резины,
И тогда, поднявши пыль,
Побежит…(Автомобиль)
3.. Постановка учебной задачи
-Молодцы ребята, все правильно! Посмотрите, сколько разных машин и все они помогают людям. Как одним словом сказать, что это? (транспорт).
- Скажите, о чём мы будем сегодня говорить? ( Мы будем говорить о транспорте.)
- Какие вопросы можно задать к слову «транспорт».
(Что такое транспорт? Какой бывает транспорт? Что относится к транспорту? Для чего нужен транспорт? Где бывает транспорт? Есть ли новые виды транспорта? Какие необычные виды транспорта? Сколько видов транспорта? Как разобраться в огромном количестве видов транспорта, на какие группы можно разделить весь транспорт? И т.д.
- Посмотрите, сколько вопросов
.- Конечно, на все вопросы мы в рамках урока ответить не можем, поэтому берём только три:
1.Что такое транспорт?
2.На какие виды можно разделить транспорт?
3.Для чего служат корабли, самолеты, автомобили и поезда?
- Где или как мы можем добыть ответ на первый вопрос? (словарь, спросить у взрослых, найти ответ в интернете
Тра́нспорт - средство, предназначенное для перемещения людей, грузов из одного места в другое.
Мы нашли ответ на вопрос? Узнали что такое транспорт? Давайте прочитаем еще раз.
Молодцы.
- Ребята, наш любимый персонаж Муравей Вопросик снова поставил перед нами задачу. Давайте её прочтём.
2.На какие виды
можно разделить транспорт?
-Я думаю все любят путешествовать.
- Сегодня будем путешествовать на всех видах транспорта!
В далёком прошлом люди ходили пешком из одного поселения в другое на большие расстояния. Первые транспортные средства – телега, которой пользовались в летний период времени, и сани, на которых ездили зимой.(Сходство в том, что они деревянные, а различие в том, что у телеги колеса, а у саней - полозья.)Затем появились кареты. Карета – это крытая телега. Предназначалась для перевозки людей. Это был личный транспорт, а не общественный, которым пользуется большинство людей.
– Больше 200-сот лет назад появились первые автомобили.
Люди ездили по свету,
Усадив себя в карету.
Но пришел двадцатый век –
Сел в машину человек.
Тут пошло такое дело!
В городах затарахтело.
Шум моторов, шорох шин –
Мчатся тысячи машин.
-Где передвигается этот вид транспорта?(по земле)
- Какой это транспорт? ( наземный ) .
-Какой ещё наземный транспорт знаете? Приведите примеры наземного транспорта.
У кого картинка с изображением наземного транспорта прикрепите на доску под надписью «наземный».
Вначале транспортом называли грузовые морские суда. Он был не такой, как сейчас: выдолбленные стволы дерева, челноки. Люди обменивались тканями, хлебом и другими товарами. Разгружали такие суда люди с утра до вечера, ведь в те времена не было кранов.
Корабли такими были,
Как игрушечные плыли.
Плыли месяц, плыли год...
Появился пароход!
А сегодня в океаны
Выплывают великаны.
Удивляет белый свет
Быстрота морских ракет.
- Где передвигаются корабли? (по воде)
- Как называется такой транспорт? (водный).
-Ребята, прикрепите картинку с изображением водного транспорта на доску.
Еще с древних времен,люди мечтали летать, как птицы. Одним из таких был юноша Икар.
Он очень любил наблюдать за птицами. Однажды Икар решил сделать крылья, как у птиц. Он собрал перья и соединил их с помощью воска. Икар взобрался на высокую гору и, надев крылья, взлетел. Он парил высоко-высоко. Ему было хорошо, и он забыл, что подниматься высоко к солнцу опасно. Воск растаял, и крылья рассыпались, Икар упал и разбился. Такую легенду сложили люди в Древней Греции.
Но люди продолжали мечтать. В 18 веке была еще одна попытка совершить полет, но уже на воздушном шаре.
Лишь одним ветрам послушным,
Поднимался шар воздушный.
Человек умел мечтать,
Человек хотел летать!
Миновал за годом год -
Появился самолет!
- Где передвигаются самолеты? ( по воздуху).
-А как назовем этот вид транспорта? (воздушный)
- А 12 апреля 1961 г. человек совершил первый в истории полет в космос. Этот полет был выполнен нашим соотечественником.
- А вы знаете, кто был первым космонавтом?
- Вот так ребята с каждым годом, веком совершенствовался транспорт.
РЕБЯТА ,ПОСМОТРИТЕ НА СХЕМУ В УЧЕБНИКЕ,КАКОЙ ВИД ТРАНСПОРТА ,МЫ ЕЩЕ НЕ НАЗВАЛИ?(ПОДЗЕМНЫЙ)
Этот вид транспорта, существует в Москве. Кто знает как он называется (метро).
- Где располагается метро?(под землей)
Ребята, Мудрая Черепаха пришла к нам на урок. Давайте ответим на её вопрос.
- Для чего служат корабли, самолеты, автомобили и поезда? (перевозить людей, грузы)
- Все эти транспортные средства служат для одной цели – перевозки. А что они перевозят?(ЛЮДЕЙ И ГРУЗЫ)
- Как называется транспорт, который перевозит людей? (ПАССАЖИРСКИЙ)
- Если транспорт перевозит только грузы? (ГРУЗОВОЙ)
- Ребята, а есть средства передвижения, которые не перевозят грузы и пассажиров. Эти машины нужны для очень ответственной работы, их вызывают по телефону, если требуется срочная помощь. Этот транспорт называется – специальным.
- А что именно мы относим к специальному транспорту, догадайтесь отгадав загадки.
Я очень нужная машина. Меня вызывают, если случился пожар. Если мы едем по дороге и мигаем синим фонариком, то все машины уступают нам дорогу.
(Вывешивается картинка пожарной машины и дети называют номер 01)
Моя машина скоростная. Выезжает на различные происшествия. Есть у меня мигалка. Люди, которые мчатся на этой машине, вооружены.
(Вывешивается картинка полицейской машины и дети называют номер 02)
От приезда моей машины зависит жизнь человека, потому что я везу тяжелобольных людей. Поэтому мне всегда уступают дорогу все машины.
(Вывешивается картинка машины скорой помощи и дети называют номер 03)
4.Физ.минутка
- Устали, наверное? Предлагаю отдохнуть.
«Запрещается – разрешается». Когда вы согласны с правилом, вы хлопаете, а когда не согласны – топаете ногами.
1) И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с правой стороны! (Хлопок)
2) Шалить, играть на дороге (Топот ногами)
Запрещается!
3) Быть примерным пешеходом (Хлопок)
Разрешается!
4) Ехать «зайцем», как известно (Топот ногами)
Запрещается!
5) Уступить старушке место (Хлопок)
Разрешается!
6) Переход при красном свете (Топот ногами)
Запрещается!
7) При зеленом даже детям (Хлопок)
Разрешается!
- Молодцы! Вы знаете сигналы светофора и , я надеюсь, правила поведения на дорогах и в транспорте тоже будете выполнять !
- А ЕСЛИ ВАМ НУЖНО вспомнить правила дорожного движения, то где можно найти информацию? (на стенде)
А давайте проверим, насколько вы были внимательны на занятии. Работать будем по карточкам.(ОНИ У ВАС В КОНВЕРТАХ) Я буду зачитывать по одному предложению, а вам нужно будет согласиться или не согласиться со мной. Если вы согласны с моим утверждением, то в пустой клетке ставите знак «+», если не согласны, ставите знак «–».
1. Транспорт – это средство передвижения. (+)
2. Автобус – вид воздушного транспорта. (–)
3. Корабль является наземным транспортом. (–)
4. К подземному транспорту относится метро. (+).
5. Лодка – это транспорт, который передвигается по воде.(+)
6. Весь транспорт делится на 4 группы: воздушный, наземный, водный, подземный. (+)
7. Водный транспорт передвигается по земле. (-)
- Поменяйтесь с соседом карточками и проверьте друг друга.
-Ребята, посмотрите на картинки, мы можем разделить еще на две группы,( Это личный и общественный).какой транспорт мы называем ,личный? Какой транспорт мы назовем общественный?
- Итак, мы узнали с вами, какие бывают виды транспорта. Вы уже люди взрослые, второклассники, знаете особенности различных видов транспорта, их преимущества и недостатки.Вы уже настоящие знатоки. Давайте в игровой форме проверим ваши знания и умения.Предлагаю вам сыграть в викторину «что ?где?когда?» Напоминаю всем правила игры: я запускаю волчок, на каком секторе остановится стрелка ,тот конверт и открывается, зачитывается вопрос.Против вас играют ученики 2 класса Шаумяновской школы. В нашей игре есть музыкальная пауза, где нужно будет угадать мелодию .а в черном ящике ,подарки на память об игре-викторине, от ваших ровесников из Шаумяновского.
Итог урока.
( Оценивание)
-Молодцы, ребята! Справились с заданиями.
- Для вас я приготовила картину из пазлов .
-Какой вид транспорта вы видите на картине?
-А какой вид транспорта больше изображен на картине?
-Меньше всего изображено воздушного вида ,всего один воздушный шар. Давайте дополним рисунок нашими воздушными шарами, который у вас на партах.
-Кто очень хорошо понял материал и может объяснить товарищу –наклейте смайлик желтого цвета на воздушный шар.
- А кто считает, что ему нужно ещё поработать над данной темой –смайлик красного цвета, и попрошу по рядам выйти и прикрепить эти воздушные шары на доску.
Домашнее задание. (Придумать и нарисовать транспортное средство будущего).
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.