ГЕОМЕТРИЯ
10 КЛАСС
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Календарно-тематическое планирование составлено на основе учебной программы по предмету «Геометрия» для 10-11 классов естественно-математического направления уровня общего среднего образования, разработанной Национальной Академией Образования им. И. Алтынсарина (Астана 2013 г.). Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартам среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080. Программа утверждена приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 3 апреля 2013 года №115. Зарегистрирована в Министерстве юстиции Республики Казахстан №8424 от 10 апреля 2013 года.
Геометрия – это раздел математики, который не только моделирует пространственные формы окружающего нас мира, но и устанавливает логические связи между их свойствами. Обучение геометрии способствует развитию навыков математической и практической деятельности, которые необходимы при овладении многими профессиями.
Целью изучения курса геометрии в классах естественно-математического направления общеобразовательной школы как учебного предмета является: обеспечение всех учащихся необходимым уровнем математической подготовки в области геометрии для продолжения образования и для самостоятельной деятельности в области математики, а также ее приложений в будущей профессиональной деятельности.
Изучение курса геометрии направлено на достижение следующих целей воспитания интеллектуально развитой личности:
дальнейшее развитие логического мышления;
развитие устойчивых пространственных представлений и пространственного воображения;
развитие навыков изображения пространственных фигур;
развитие навыков практической и математической деятельности на основе геометрических знаний;
развитие образного мышления и функциональной грамотности;
развитие графической грамотности, эстетического вкуса;
воспитание культуры личности через знакомство с историей геометрии и ее влияния на развитие научно-технического прогресса.
Задачи обучения:
сформировать систему знаний о свойствах пространственных фигур;
развить навыки формально-логических рассуждений при изучении свойств пространственных фигур;
развитие умений и навыков построения изображений пространственных фигур и дополнительных построений на этих изображениях;
развить умения и навыки узнавания плоских и пространственных геометрических фигур по их изображению на чертеже;
сформировать устойчивое представление о симметриях пространственных фигур;
сформировать систему знаний об измерении геометрических величин;
развить умения и навыки решения геометрических задач на вычисление и на доказательство;
развить умения и навыки применения алгебры и тригонометрии при решении геометрических задач;
развить умения представлять реальный объект в виде одного или нескольких геометрических тел;
сформировать умения и навыки применения геометрических методов для решения задач практического содержания.
Объем учебной нагрузки по предмету «Геометрия» в 10 классе составляет: 2 часа в неделю, всего 68 часов
Базовое содержание геометрии 10 класса включает:
Повторение курса геометрии 9-го класса (4 ч.).
Аксиомы стереометрии (4 ч.):
-
основные понятия и аксиомы стереометрии, следствия из аксиом;
точки, прямые и плоскости в пространстве;
понятие о принадлежности точек и прямых плоскостям.
Параллельность прямых и плоскостей (15 ч.):
-
взаимное расположение двух прямых в пространстве: пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые;
свойства параллельных прямых в пространстве;
признак скрещивающихся прямых;
взаимное расположение прямой и плоскости: пересекающиеся и параллельные прямая и плоскость;
признак параллельности прямой и плоскости;
взаимное расположение двух плоскостей: пересекающиеся и параллельные плоскости;
признак параллельности плоскостей, свойства параллельных плоскостей;
параллельное проектирование, его свойства;
изображение пространственных фигур на плоскости;
построение сечений призм и пирамид плоскостью.
Перпендикулярность прямых и плоскостей (18 ч.):
-
угол между прямыми в пространстве;
перпендикулярность прямых;
перпендикулярность прямой и плоскости, признак перпендикулярности прямой и плоскости;
свойства перпендикулярных прямой и плоскости;
перпендикуляр и наклонная к плоскости, проекция наклонной на плоскость;
теорема о трех перпендикулярах;
расстояние от точки до плоскости, расстояние между параллельными прямыми и плоскостями, расстояние между скрещивающимися прямыми;
угол между прямой и плоскостью, двугранный угол, угол между двумя плоскостями;
перпендикулярные плоскости, признак перпендикулярности двух плоскостей;
задачи практического содержания на взаимные расположения прямых и плоскостей.
Координаты и векторы в пространстве (17 ч.):
-
прямоугольная система координат в пространстве, координаты середины отрезка, расстояние между двумя точками;
задание пространственных геометрических фигур уравнениями и неравенствами;
уравнение плоскости;
векторы в пространстве;
компланарные и некомпланарные векторы, разложение вектора по трем некомпланарным векторам;
координаты вектора в пространстве, действия над векторами в координатах;
скалярное произведение векторов в координатах, свойства скалярного произведения векторов;
применение векторов к решению задач.
Повторение. Решение задач (10 ч.).
ГОСО по предмету «Геометрия» уровня подготовки
учащихся 10 класса:
В результате изучения курса геометрии в 10 классе учащиеся должны знать:
аксиомы стереометрии;
теоремы о принадлежности точек и прямых плоскостям;
определение параллельности прямых в пространстве;
свойства параллельных прямых;
определение скрещивающихся прямых в пространстве;
признак скрещивающихся прямых;
определение параллельности прямой и плоскости;
признак параллельности прямой и плоскости;
определение параллельности двух плоскостей;
признак параллельности плоскостей;
свойства параллельных плоскостей;
свойства параллельного проектирования;
определение секущей плоскости;
определение сечения многогранника;
определение угла между прямыми в пространстве;
определение перпендикулярности прямых в пространстве;
определение перпендикулярности прямой и плоскости;
признак перпендикулярности прямой и плоскости;
свойства перпендикулярных прямой и плоскости;
определение перпендикуляра к плоскости;
определение наклонной к плоскости;
теорему о трех перпендикулярах и обратную ей теорему;
определение угла между прямой и плоскостью;
расстояние от точки до плоскости;
расстояние между параллельными прямыми и плоскостями;
расстояние между скрещивающимися прямыми;
определение двугранного угла и угла между двумя пересекающимися плоскостями;
признак перпендикулярности двух плоскостей;
определение вектора в пространстве;
определение компланарных и некомпланарных векторов;
теорему о разложении вектора по трем некомпланарным векторам;
определение координат точек и векторов в пространстве;
формулу, выражающую расстояние между двумя точками в пространстве;
формулу для нахождения координаты середины отрезка;
уравнение плоскости;
определение и свойства скалярного произведения векторов;
признак перпендикулярности двух векторов;
скалярное произведения векторов в координатах;
формулу косинуса угла между векторами.
В результате изучения курса геометрии в 10 классе учащиеся должны уметь:
решать задачи с применением аксиом стереометрии и следствий из них;
проводить дедуктивные рассуждения при решении задач, доказывать основные теоремы курса;
изображать прямые, плоскости и отражать их взаимное расположение на рисунке;
находить на моделях и рисунках пересекающиеся, параллельные и скрещивающиеся прямые;
изображать на рисунках пересечение прямой и плоскости, параллельность, перпендикулярность прямой и плоскости;
находить на моделях и изображать на рисунках пересекающиеся и параллельные плоскости;
находить расстояние от точки до плоскости;
строить изображения призмы, пирамиды и усеченной пирамиды;
изображать пространственные фигуры на плоскости;
строить сечения многранников плоскостью;
изображать двугранный угол на рисунке;
находить величину угла между прямыми, прямой и плоскостью, двумя плоскостями;
применять метрические теоремы планиметрии для нахождения расстоянии от точки до плоскости, между параллельными прямыми и плоскостями, между скрещивающимися прямыми;
находить координаты середины отрезка по координатам его концов;
находить расстояние между точками (длину отрезка) по координатам этих точек;
решать задачи с использованием формулы расстояния между двумя точками в прямоугольной системе координат в пространстве;
записывать уравнение плоскости, перпендикулярной вектору и проходящей через точку;
находить уравнение плоскости;
находить координаты вектора в пространстве;
находить длину вектора и угол между векторами по их координатам;
решать задачи на разложение вектора по трем некомпланарным векторам;
находить скалярное произведение векторов в координатах;
находить косинус угла между векторами;
использовать скалярное произведения векторов для решения задач на вычисление, на доказательство;
применять векторы к решению геометрических задач;
применять координатно-векторный метод для вычисления отношений, расстояний и углов.
ГЕОМЕТРИЯ
10 класс
естественно-математического направления
(всего 68 ч, в неделю 2 ч)
№ |
Тема |
Количество часов |
Дата проведения (по плану) |
Дата проведения (фактически) |
I четверть |
||||
1. Повторение курса геометрии 9-го класса |
4 |
|||
1 |
Теорема косинусов и синусов. Четырехугольники и их свойства |
1 |
03.09 |
|
2 |
Теорема Пифагора. Векторы |
1 |
04.09 |
|
3 |
Площади четырехугольников |
1 |
08.09 |
|
4 |
Контрольная работа 0-срез «Теорема синусов и косинусов» |
1 |
10.09 |
|
2. Аксиомы стереометрии |
4 |
|||
5 |
Основные понятия и аксиомы стереометрии |
1 |
15.09 |
|
6 |
Основные понятия и аксиомы стереометрии |
1 |
17.09 |
|
7. |
Следствия из аксиом. Точки, прямые и плоскости в пространстве. Понятие о принадлежности точек и прямых плоскостям. |
1 |
22.09 |
|
8. |
Разбиение пространства на два полупространства |
1 |
25.09 |
|
3. Параллельность прямых и плоскостей |
13 |
|||
9 |
Параллельные и скрещивающиеся прямые |
1 |
29.09 |
|
10 |
Признак параллельности прямых. |
1 |
01.10 |
|
11 |
Признак параллельности прямой и плоскости. |
1 |
06.10 |
|
12 |
Признак параллельности прямой и плоскости. |
1 |
08.10 |
|
13 |
Параллельность плоскостей. |
1 |
13.10 |
|
14 |
Свойства параллельных плоскостей |
1 |
15.10 |
|
15 |
Свойства параллельных плоскостей |
1 |
20.10 |
|
16 |
Контрольная работа №1 «Аксиомы стереометрии» |
1 |
22.10 |
|
17 |
Анализ контрольной работы «Аксиомы стереометрии» |
1 |
27.10 |
|
18 |
Параллельное проектирование, его свойства. |
1 |
29.10 |
|
19 |
Изображение пространственных фигур на плоскости. |
1 |
03.11 |
|
II четверть |
||||
20 |
Построение сечений призм и пирамид плоскостью. |
1 |
12.11 |
|
21 |
Построение сечений призм и пирамид плоскостью. |
1 |
17.11 |
|
4. Перпендикулярность прямых и плоскостей |
18 |
|||
22 |
Перпендикулярность прямых в пространстве. |
1 |
19.11 |
|
23 |
Перпендикулярность прямой и плоскости. |
1 |
24.11 |
|
24 |
Свойства перпендикулярных прямой и плоскости. |
1 |
26.11 |
|
25 |
Перпендикуляр и наклонная к плоскости, проекция наклонной на плоскость. |
1 |
01.12 |
|
26 |
Перпендикуляр и наклонная к плоскости, проекция наклонной на плоскость. |
1 |
03.12 |
|
27 |
Теорема о трех перпендикулярах. |
1 |
08.12 |
|
28 |
Теорема о трех перпендикулярах. |
1 |
10.12 |
|
29 |
Теорема о трех перпендикулярах. |
15.12 |
||
30 |
Контрольная работа №3. «Перпендикулярность прямых и плоскостей» |
1 |
18.12 |
|
31 |
Анализ контрольной работы. «Перпендикулярность прямых и плоскостей» |
1 |
22.12 |
|
32 |
Расстояние между прямыми и плоскостями. |
2 |
25.12 |
|
33 |
Расстояние между прямыми и плоскостями. |
29.12 |
||
III четверть |
||||
34 |
Угол между прямой и плоскостью. |
1 |
12.01 |
|
35 |
Угол между двумя плоскостями |
1 |
14.01 |
|
36 |
Признак перпендикулярности двух плоскостей |
2 |
19.01 |
|
37 |
Двугранный угол |
1 |
21.01 |
|
38 |
Контрольная работа №4. «Перпендикулярность прямых и плоскостей» |
1 |
26.01 |
|
39 |
Анализ контрольной работы «Перпендикулярность прямых и плоскостей» |
1 |
28.01 |
|
5. Координаты и векторы в пространстве |
17 |
|||
40 |
Прямоугольная система координат в пространстве. Координаты середины отрезка. |
1 |
02.02 |
|
41 |
Расстояние между двумя точками. |
1 |
04.02 |
|
42 |
Задание пространственных геометрических фигур уравнениями и неравенствами. Уравнение плоскости. |
1 |
09.02 |
|
43 |
Уравнение плоскости. |
1 |
11.02 |
|
44 |
Контрольная работа №5. «Координаты в пространстве» |
1 |
16.02 |
|
45 |
Анализ контрольной работы. «Координаты в пространстве» |
1 |
18.02 |
|
46 |
Векторы в пространстве. |
1 |
23.02 |
|
47 |
Компланарные и некомпланарные векторы. |
1 |
25.02 |
|
48 |
Координаты вектора в пространстве. Действия над векторами в координатах. |
1 |
01.03 |
|
49 |
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. |
1 |
03.03 |
|
50 |
Разложение вектора по трем некомпланарным векторам. |
1 |
07.03 |
|
51 |
Скалярное произведение векторов в координатах. |
1 |
10.03 |
|
52 |
Свойства скалярного произведение векторов. |
1 |
15.03 |
|
53 |
Свойства скалярного произведение векторов. |
16.03 |
||
54 |
Применение векторов к решению задач. |
2 |
17.03 |
|
55 |
Контрольная работа №6. «Векторы в пространстве» |
1 |
18.03 |
|
56 |
Анализ контрольной работы «Векторы в пространстве» |
1 |
19.03 |
|
IV четверть |
||||
6. Повторение. Решение задач |
10 |
|||
57 |
Аксиомы стереометрии. |
1 |
05.04 |
|
58 |
Аксиомы стереометрии. |
1 |
07.04 |
|
59 |
Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. |
1 |
12.04 |
|
60 |
Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. |
1 |
14.04 |
|
61 |
Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. |
1 |
19.04 |
|
62 |
Координаты в пространстве. |
1 |
21.04 |
|
63 |
Координаты в пространстве. |
1 |
26.04 |
|
64 |
Векторы в пространстве. |
1 |
28.04 |
|
65 |
Векторы в пространстве. |
1 |
03.05 |
|
66 |
Векторы в пространстве. |
1 |
05.05 |
|
67 |
Итоговая контрольная работа «Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. Координаты в пространстве. Векторы в пространстве.» |
1 |
10.05 |
|
68 |
Анализ итоговой контрольной работы «Аксиомы стереометрии. Параллельность и перпендикулярность прямых и плоскостей. Координаты в пространстве. Векторы в пространстве.» |
1 |
12.05 |