Календарно-тематическое планирование по русскому языку (1 класс, УМК «Школа России»)
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Основные виды учебной деятельности |
Дата |
|||||||||||||||
План |
Факт |
||||||||||||||||||
Блок « Русский язык. Обучение письму» |
|||||||||||||||||||
1 четверть (45 часов) |
|||||||||||||||||||
Добукварный период (17 часов) |
|||||||||||||||||||
1 |
Пропись – первая учебная тетрадь. |
1 |
Знакомство с шариковой ручкой и правилами обращения с ней при письме; правилами посадки при письме. Знакомство с разлиновкой прописи. Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. Гигиенические правила письма. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (овал, полуовал, прямая наклонная короткая линия), узоров, бордюров. |
||||||||||||||||
2 |
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки. |
1 |
Подготовка руки к письму. Гигиенические правила письма. Обводка предметов по контуру. Письмо элементов букв (полуовал, прямая наклонная короткая линия, короткая наклонная линия с закруглением влево, петля), узоров, бордюров. |
||||||||||||||||
3 |
Письмо овалов и полуовалов. |
1 |
Подготовка руки к письму. Правила посадки при письме. Составление предложений к иллюстрациям прописи. Обозначение изображённых предметов словом. Обводка и штриховка предметных рисунков. Рисование бордюров и чередующихся узоров. Классификация предметов на основе общего признака. |
||||||||||||||||
4 |
Рисование бордюров. |
1 |
Подготовка руки к письму. Освоение правил правильной посадки при письме. Штриховка и обводка предметных рисунков. Воспроизведение сказки по серии сюжетных картинок. Объединение предметов в группу по общему признаку. |
||||||||||||||||
5 |
Письмо длинных прямых наклонных линий. |
1 |
Освоение правил правильной посадки при письме. Штриховка и обводка предметных рисунков. Деление слова на слоги, графическое изображение слога в схеме-модели слова. Воспроизведение эпизода сказки по иллюстрации. |
||||||||||||||||
6 |
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо). |
1 |
Соблюдение правил правильной посадки при письме. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Слого-звуковой анализ слов. Составление рассказов по сюжетным картинкам прописи. |
||||||||||||||||
7 |
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо). |
1 |
Соблюдение правил правильной посадки при письме. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. |
||||||||||||||||
8 |
Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных линий. |
1 |
Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв, их печатание (н, п). Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Нахождение недостающих деталей в изображённых предметах и воссоздание рисунка по заданному образцу. Рисование дуги. |
||||||||||||||||
9 |
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо. |
1 |
Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов, известных учащимся, букв (и). Сравнение элементов письменных и печатных букв. Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков. |
||||||||||||||||
10 |
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. |
1 |
Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (п, г, т). Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. |
||||||||||||||||
11 |
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их чередование. Письмо овалов. |
1 |
Соблюдение правил правильной посадки при письме. Конструирование из отдельных элементов известных учащимся букв (е). Слого-звуковой анализ слов. Рисование бордюров, узоров. Штриховка и обводка предметных рисунков. Составление рассказов по иллюстрациям прописи. |
||||||||||||||||
12 |
Строчная и заглавная буквы А, а. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [а]. Заглавная буква в именах собственных. Анализ образца изучаемой буквы, выделение элементов в строчных и прописных буквах. Называние элементов буквы А, а. Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. |
||||||||||||||||
13 |
Строчная и заглавная буквы О, о. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [о]. Обозначение границ предложения на письме. Заглавная буква в именах собственных. Воспроизведение формы изучаемой буквы и её соединения с другой буквой по алгоритму. Соблюдение соразмерности элементов буквы по высоте, ширине и углу наклона. |
||||||||||||||||
14 |
Строчная буква и. |
1 |
Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Подбор слов со звуком [и], запись некоторых из них. Комментированное письмо слов и предложений. Комментированное письмо слогов и слов с изученными буквами. |
||||||||||||||||
15 |
Заглавная буква И. |
1 |
Сравнение печатной и письменной букв. Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [и]. Работа по развитию речи: составление устного рассказа по опорным словам, содержащим изученные звуки. Запись с комментированием слога, слова с новой буквой. Заглавная буква в именах собственных. |
||||||||||||||||
16 |
Строчная буква ы.
|
1 |
Сравнение печатной и письменной букв. Конструирование буквы из различных материалов. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ы]. Подбор слов со звуками [ы], [и], сравнение произношения и написания слов с этими звуками/буквами. Комментированное письмо слов, содержащих буквы и, ы, и предложений. |
||||||||||||||||
17 |
Строчная и заглавная буквы У, у.
|
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [у]. Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений. Обозначение границ предложения на письме. Закрепление изученных звуков и букв. Взаимооценка. |
||||||||||||||||
Букварный период (66 часов) |
|||||||||||||||||||
18 |
Строчная и заглавная буквы Н, н.
|
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [н], [н’]. Письмо слогов и слов с буквами Н, н. Заглавная буква в именах собственных. Письмо предложений с комментированием. |
||||||||||||||||
19 |
Строчная и заглавная буквы С, с.
|
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [с], [с’]. Письмо слогов и слов с буквами С, с. Заглавная буква в именах собственных. Деформированное предложение. Письмо под диктовку. |
||||||||||||||||
20 |
Заглавная буква С.
|
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Письмо слов с буквами С, с. Списывание с письменного шрифта. Списывание с рукописного текста. Оформление границ предложения на письме. Работа по развитию речи: составление устного рассказа по заданной учителем теме. |
||||||||||||||||
21 |
Строчная и заглавная буквы К, к.
|
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров. Слого-звуковой анализ слов со звуками [к], [к’]. Письмо слогов и слов с буквами К, к. Списывание предложений. Повествовательная и восклицательная интонация. Оформление интонации на письме. |
||||||||||||||||
22 |
Строчная и заглавная буквы Т, т.
|
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Письмо слогов и слов с буквами Т, т. Списывание с письменного шрифта. Создание письменных текстов. |
||||||||||||||||
23 |
Строчная и заглавная буквы Т, т. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [т], [т’]. Письмо слогов и слов с буквами Т, т. Списывание с письменного шрифта. Создание письменных текстов. |
||||||||||||||||
24 |
Строчная и заглавная буквы Л, л.
|
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [л], [л’]. Письмо слогов и слов с буквами Л, л. Рисование бордюров. Списывание с письменного шрифта. Правописание имён собственных. Сравнение предложений с различными видами интонации. Обозначение интонации в письменной речи знаками «!», «?», «.». Оформление границ предложения. |
||||||||||||||||
25 |
Повторение и закрепление изученного. |
1 |
Закрепление написания изученных букв. Слого-звуковой анализ слов. Списывание предложений с печатного и письменного шрифта. Письмо вопросительных, восклицательных, повествовательных предложений. Восстановление деформированного предложения. Работа по развитию речи: составление и запись текста из 2–3 предложений по теме, предложенной учителем. Самооценка. |
||||||||||||||||
26 |
Строчная буква р. Заглавная буква Р. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Письмо слогов и слов. Письменные ответы на вопросы. |
||||||||||||||||
27 |
Строчная и заглавная буквы В, в. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [в], [в’]. Письмо слогов и слов с буквами В, в. Рисование бордюров. Запись и интонирование предложений, различных по цели высказывания и интонации. Списывание с письменного шрифта. |
||||||||||||||||
28 |
Строчная и заглавная буквы Е, е. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’э], [’э]. Списывание с письменного шрифта. Составление ответа на поставленный в тексте вопрос. |
||||||||||||||||
29 |
Строчная и заглавная буквы П, п. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Письмо слогов и слов с буквами П, п. Обведение бордюрных рисунков по контуру. Дополнение предложений словами по смыслу. Письменные ответы на вопросы. |
||||||||||||||||
30 |
Строчная и заглавная буквы П, п. |
1 |
Слого-звуковой анализ слов со звуками [п], [п’]. Письмо слогов и слов с буквами П, п. Обведение бордюрных рисунков по контуру. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Составление и запись текста из 2-3-х предложений на тему, сформулированную самими учащимися. |
||||||||||||||||
31 |
Строчная и заглавная буквы М, м. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [м], [м’]. Письмо слогов и слов с буквами М, м. Письмо элементов буквы М в широкой строке безотрывно. |
||||||||||||||||
32 |
Строчная и заглавная буквы М, м. |
1 |
Оформление границ предложения. Запись и интонирование вопросительных предложений. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание ребусов. |
||||||||||||||||
33 |
Строчная и заглавная буквы З, з. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [з], [з’]. Письмо слогов и слов с буквами З, з. Письмо элементов буквы З. |
||||||||||||||||
34 |
Строчная и заглавная буквы З, з. |
1 |
Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. |
||||||||||||||||
35 |
Строчная и заглавная буквы З, з. |
1 |
Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи: составление письменного текста. Дополнение содержания письменного текста. Письмо под диктовку |
||||||||||||||||
36 |
Строчная и заглавная буквы Б, б. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Письмо слогов и слов с буквами Б, б. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. |
||||||||||||||||
37 |
Строчная и заглавная буквы Б, б. |
1 |
Различение единственного и множественного числа существительных (один – много). Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений, вопросы. |
||||||||||||||||
38 |
Строчная и заглавная буквы Б, б. |
1 |
Слого-звуковой анализ слов со звуками [б], [б’]. Письмо слогов и слов с буквами Б, б. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Списывание с печатного шрифта. |
||||||||||||||||
39 |
Строчная и заглавная буквы Д, д. |
1 |
Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [д], [д’]. Письмо слогов и слов с буквами Д, д. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание ребусов. Работа с поговорками. |
||||||||||||||||
40 |
Строчная и заглавная буквы Д, д. |
1 |
Письмо слогов и слов с изученными буквами. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Различение единственного и множественного числа существительных. Списывание с печатного шрифта. Работа с поговорками. Работа по развитию речи: составление рассказа с использованием поговорки. |
||||||||||||||||
41 |
Заглавная буква Д. |
1 |
Письмо слогов и слов с изученными буквами. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Наблюдение за изменением формы числа существительного. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта. |
||||||||||||||||
42 |
Строчная и заглавная буквы Я, я. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’а], [’а]. Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. |
||||||||||||||||
43–45 |
Резерв. |
2 |
|||||||||||||||||
2 четверть (35 часов) |
|||||||||||||||||||
46 |
Строчная и заглавная буквы Я, я. |
1 |
Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. |
||||||||||||||||
47 |
Строчная и заглавная буквы Я, я. |
1 |
Обозначение буквой я мягкости предыдущего согласного на письме. Письмо слогов и слов с буквами Я, я. |
||||||||||||||||
48 |
Строчная и заглавная буквы Я, я. |
1 |
Дополнение предложений словами по смыслу. Дополнение текстов своими предложениями. Оформление границ предложения. Обозначение буквами а-я твёрдости/мягкости предыдущего согласного на письме. |
||||||||||||||||
49 |
Строчная и заглавная буквы Г, г. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [г], [г’]. |
||||||||||||||||
50 |
Строчная и заглавная буквы Г, г. |
1 |
Письмо слогов и слов с буквами Г, г. Число имени существительного. Дополнение предложений словами по смыслу. Оформление границ предложения. Запись и интонирование различных видов предложений. Списывание с печатного шрифта |
. |
|||||||||||||||
51 |
Строчная буква ч. |
1 |
Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Характеристика звука. Правописание ча, чу. Письмо слогов и слов с буквой ч. |
||||||||||||||||
52 |
Строчная буква ч. |
1 |
Наблюдение над личными местоимениями я, они. Наблюдение за изменением формы числа глаголов. Оформление границ предложения. Списывание с печатного шрифта. Разгадывание кроссвордов. |
||||||||||||||||
53 |
Заглавная буква Ч. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ч’]. Письмо слогов и слов с буквами Ч, ч. Правописание ча, чу. Правописание имён собственных. Работа по развитию речи: составление предложений о героях рассказа А. Гайдара «Чук и Гек». Работа с пословицей. |
||||||||||||||||
54 |
Буква ь. |
1 |
Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов с ь. Обозначение мягким знаком мягкости предыдущего согласного. |
||||||||||||||||
55 |
Буква ь. |
1 |
Письмо слогов и слов с буквой ь в конце и середине слова. Вопросительные слова «кто?», «что?». Образование существительных с помощью уменьшительного суффикса -к-. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. |
||||||||||||||||
56 |
Строчная и заглавная буквы Ш, ш. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ш]. Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. Работа с пословицей. |
||||||||||||||||
57 |
Строчная и заглавная буквы Ш, ш. |
1 |
Письмо слогов и слов с буквами Ш, ш. Правописание сочетания ши. Правописание имён собственных. Списывание с печатного шрифта. Письменные ответы на вопросы. |
||||||||||||||||
58 |
Письмо слогов и слов с изученными буквами. |
1 |
Сопоставление букв и, ш, И, Ш. Слого-звуковой анализ слов с сочетаниями ши, запись слов с ши под диктовку. Анализ предложений. Письмо под диктовку изученных букв, слов с изученными буквами, 1-2 предложений. Работа по развитию речи: составление рассказа по иллюстрации, запись 2-3-х предложений с комментированием. |
||||||||||||||||
59 |
Строчная и заглавная буквы Ж, ж. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ж]. Письмо слогов и слов с буквами Ж, ж. Правописание сочетаний жи, же. Правописание имён собственных (имён людей и кличек животных), модели. |
||||||||||||||||
60 |
Строчная и заглавная буквы Ж, ж. |
1 |
Списывание с печатного шрифта. Наращивание слов с целью получения новых слов (Анна –Жанна). Образование простой сравнительной степени наречий по образцу (низко – ниже). Запись предложений, оформление границ. Дополнение предложения словом, закодированным в схеме. |
||||||||||||||||
61 |
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. |
1 |
Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. |
||||||||||||||||
62 |
Строчная буква ё. |
1 |
Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Двойная роль йотированного ё в начале слова и после гласной. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё, твёрдости предыдущего согласного буквой о. Письмо слогов и слов с буквой ё. |
||||||||||||||||
63 |
Строчная буква ё. |
1 |
Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. Правописание сочетаний жи–ши. Списывание с печатного шрифта. Образование существительных – названий детёнышей животных по образцу, данному в прописи. |
||||||||||||||||
64 |
Заглавная буква Ё. |
1 |
Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’о], [’о]. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё, твёрдости предыдущего согласного буквой о. Письмо предложений, содержащих слова с буквой ё. Обозначение мягкости предыдущего согласного буквой ё. |
||||||||||||||||
65 |
Строчная и заглавная буквы Й, й. |
1 |
Рисование верхнего элемента букв Й, й в широкой строке. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуком [j’]. Письмо слогов и слов с буквой й. Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. |
||||||||||||||||
66 |
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. |
1 |
Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. |
||||||||||||||||
67 |
Строчная и заглавная буквы Х, х. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Слого-звуковой анализ слов со звуками [х], [х’]. Письмо слогов и слов с буквами Х, х. |
||||||||||||||||
68 |
Строчная и заглавная буквы Х, х. |
1 |
Употребление имён прилагательных в речи для характеристики предмета. Правописание парных согласных на конце слова, проверочное слово. Правописание имён собственных (имена людей). Дополнение предложений словами, закодированными в схемах-моделях. |
||||||||||||||||
69 |
Строчная и заглавная буквы Х, х. |
1 |
Списывание с печатного и письменного шрифта. Списывание с печатного текста. Работа с пословицами и поговорками. Запись предложений, оформление границ. Разгадывание кроссворда. |
||||||||||||||||
70 |
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв. |
1 |
Рисование узоров в широкой строке. Письмо слогов и слов с изученными буквами. Работа по развитию речи. Запись предложения под диктовку с предварительным разбором. Составление рассказа по поговорке, запись текста из 3–5 предложений. |
||||||||||||||||
71 |
Строчная и заглавная буквы Ю, ю. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюров в широкой строке безотрывно. Рисование узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [j’у], [’у]. |
||||||||||||||||
72 |
Строчная и заглавная буквы Ю, ю. |
1 |
Письмо слогов и слов с буквами Ю, ю. Обозначение на письме звука [j’у] буквами Ю, ю в начале слова и после гласного. Обозначение буквой ю мягкости предыдущего согласного, буквой у твёрдости предыдущего согласного. |
||||||||||||||||
73 |
Строчная и заглавная буквы Ю, ю. |
1 |
Правописание имён собственных (имена людей). Личные местоимения я – они. Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с поговоркой. Запись предложений, оформление границ. |
||||||||||||||||
74 |
Строчная и заглавная буквы Ц, ц. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование отдельных элементов буквы ц в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [ц]. Характеристика звука [ц]. Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц. |
||||||||||||||||
75 |
Строчная и заглавная буквы Ц, ц. |
1 |
Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа с пословицами и поговорками. Интонирование восклицательного предложения. Запись предложений, оформление границ. Классификация понятий, объединение в группу по общему признаку. |
||||||||||||||||
76 |
Письмо слогов и слов с буквами Ц, ц и другими изученными буквами. |
1 |
Работа по развитию речи. Письмо элементов изученных букв. Рисование бордюров в широкой строке. Письмо букв Ц, ц и других изученных букв. Письмо предложений с использованием слов с изученными буквами. Правописание гласных после ц. Запись текста по опорным словам. |
||||||||||||||||
77-80 |
Резервные уроки. |
2 |
|||||||||||||||||
3 четверть (45 часов) |
|||||||||||||||||||
81 |
Строчная и заглавная буквы Э, э. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной, печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [э]. Письмо слогов и слов с буквами Э, э. Указательные местоимения. Правописание сочетания жи. |
||||||||||||||||
82 |
Строчная и заглавная буквы Э, э. |
1 |
Правописание имён собственных (имена людей). Списывание с печатного и письменного шрифта. Работа над деформированным предложением. Обогащение представлений учащихся о мужских именах. |
||||||||||||||||
83 |
Строчная буква щ. |
1 |
Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. Письмо слогов и слов с буквой щ. |
||||||||||||||||
84 |
Строчная буква щ. |
1 |
Правописание сочетаний ща, щу. Составление слов из слогов. Списывание с печатного и письменного шрифта. Дополнение слогов до полного слова. Письмо предложений с комментированием. |
||||||||||||||||
85 |
Заглавная буква Щ. |
1 |
Работа по развитию речи. Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуком [щ’]. Соотношение звучания и написания слогов ща, щу. |
||||||||||||||||
86 |
Строчная и заглавная буквы Ф, ф. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’]. |
||||||||||||||||
87 |
Строчная и заглавная буквы Ф, ф. |
1 |
Сравнение строчной и заглавной букв. Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов со звуками [ф], [ф’]. Письмо слогов и слов с буквами Ф, ф. |
||||||||||||||||
88 |
Строчные буквы ь, ъ. |
1 |
Сравнение печатной и письменной букв. Рисование бордюрных узоров в широкой строке. Слого-звуковой анализ слов, пишущихся с ь и ъ. Письмо слов с буквами ь, ъ. |
||||||||||||||||
89 |
Строчные буквы ь, ъ. |
1 |
Письмо слов с буквами ь, ъ. Функция букв ь, ъ. Списывание с письменного шрифта. Рисование бордюрных узоров в широкой строке |
||||||||||||||||
90 |
Контрольное списывание. |
1 |
Списывание текста с соблюдением каллиграфических норм и изученных орфографических правил. |
||||||||||||||||
Послебукварный период (21 час) |
|||||||||||||||||||
911 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Запись предложений с комментированием. Сопоставление написания слов сел – съел, семь – съем, их фонетический анализ. Включение слов с буквами ь, ъ в предложения, их запись. Письмо под диктовку изученных букв, слогов, слов. |
||||||||||||||||
92 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
93 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
94 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
95 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
96 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
97 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
98 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
99 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
100 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
101 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
102 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
103 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
104 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
105 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
106 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
107 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
108 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
109 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
110 |
Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений. |
1 |
Тренировка в каллиграфическом письме и выполнении действий при списывании и письме под диктовку. |
||||||||||||||||
111 |
Контрольное списывание. |
1 |
Списывание текста с соблюдением каллиграфических норм и изученных орфографических правил. |
||||||||||||||||
112-115 |
Резервные уроки. |
2 |
|||||||||||||||||
Блок «Русский язык» (50 часов) |
|||||||||||||||||||
Наша речь (2 часа) |
|||||||||||||||||||
116 |
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей. |
1 |
Рассматривание обложки, страницы книги, вычленение отдельных элементов, чтение обращения авторов. Просматривание учебника. |
||||||||||||||||
117 |
Виды речи (общее представление). |
1 |
Знакомство с понятиями «речь устная» и «речь письменная» (общее представление). Работа со словами с непроверяемым написанием: язык, русский язык. |
||||||||||||||||
118 |
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль. |
1 |
Деление текста на предложения. Запись предложений под диктовку. Составление предложений с заданными словами, предложений на заданную учителем тему. |
||||||||||||||||
119 |
Диалог. |
1 |
Выделение предложения из речи. Установление связи слов в предложении. Приобретение опыта в составлении предложения по рисунку и заданной схеме. |
||||||||||||||||
120 |
Диалог. Проверочная работа. |
1 |
Чтение текста по ролям. Знакомство с понятием «Диалог». Постановка знаков препинания в конце предложения (точка; вопросительный, восклицательный знаки). Списывание диалога с печатного образца. |
||||||||||||||||
Слова, слова, слова… (4 часа) |
|||||||||||||||||||
121 |
Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. |
1 |
Наблюдение над значением слов. Классификация слов в зависимости от их морфологической принадлежности. Письмо под диктовку. |
||||||||||||||||
122 |
Слова однозначные и многозначные (общее представление). |
1 |
Наблюдение над употреблением однозначных и многозначных слов, а также слов, близких и противоположных по значению в речи, приобретение опыта в их различении. |
||||||||||||||||
123 |
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам. |
1 |
Составление рассказа по рисунку. Составление плана рассказа. Подбор заглавия. Слова с непроверяемым написанием: ворона, воробей, пенал, карандаш. |
||||||||||||||||
124 |
Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов, слова – названия действий предметов. Проверочная работа. |
1 |
|||||||||||||||||
4 четверть (40 часов) |
|||||||||||||||||||
Слово и слог (2 часа) |
|||||||||||||||||||
125 |
Деление слов на слоги. |
1 |
Составление схем слов. Подбирать слова к схемам и схемы к словам. Упражнение в делении слов на слоги. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. |
||||||||||||||||
126 |
Деление слов на слоги. Проверочная работа. |
1 |
Нахождение ударного слова. Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Запись слов под диктовку. Слова с непроверяемым написанием: лисица (лисичка). Составление слов из слогов. Подбор схемы к слову. |
||||||||||||||||
Перенос слов (2 часа) |
|||||||||||||||||||
127 |
Правило переноса слов. |
1 |
Классификация слов в зависимости от количества слогов в них. Деление для переноса слов с мягким знаком в середине. Отработка навыка переноса слов. |
||||||||||||||||
128 |
Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-художественного образа. Проверочная работа. |
1 |
Деление слов для переноса. Запись слов под диктовку. Наблюдение над текстами-описа-ниями. Выявление роли прилагательных (без термина) в речи. |
||||||||||||||||
Ударение (общее представление) (2 часа) |
|||||||||||||||||||
129 |
Ударение. Ударный и безударный слог. |
1 |
Графическое обозначение ударения. Слогоударные модели слов. Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Знакомство с орфоэпическим словарём. |
||||||||||||||||
130 |
Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки. |
1 |
Восстановление деформированного текста. Составление сказки по началу и концовке. Характеристика героев сказки. Работа со словами с непроверяемым написанием: сорока, собака. |
||||||||||||||||
Звуки и буквы (34 часа) |
|||||||||||||||||||
131 |
Звуки и буквы. |
1 |
Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание гласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Работа со словами с непроверяемым написанием: пальто, весело. |
||||||||||||||||
132 |
Русский алфавит, или Азбука. |
1 |
Знакомство с алфавитом. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке. |
||||||||||||||||
133 |
Русский алфавит, или Азбука. |
1 |
Заучивание алфавита. Правильное называние букв, их последовательности. Использование алфавита при работе со словарями. Запись слов в алфавитном порядке. |
||||||||||||||||
134 |
Гласные звуки. Буквы, обозначающие гласные звуки. |
1 |
Работа со словами с непроверяемым написанием: хорошо, учитель, ученик, ученица. |
||||||||||||||||
135 |
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э. |
1 |
Смыслоразличительная роль гласных звуков и букв, обозначающих гласные звуки (сон-сын). |
||||||||||||||||
136 |
Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос. |
1 |
Устные и письменные ответы на вопросы. Запись предложений с комментированием. Работа со словом с непроверяемым написанием: деревня. |
||||||||||||||||
136 |
Ударные и безударные гласные звуки. |
1 |
Знакомство с понятиями «ударный гласный», «безударный гласный»; отработка навыка выделения ударных и безударных гласных в слове. |
||||||||||||||||
138 |
Ударные и безударные гласные звуки. |
1 |
Произношение ударного (безударного) гласного звука в слове и его обозначение буквой на письме. |
||||||||||||||||
139 |
Ударные и безударные гласные звуки. |
1 |
Знакомство со способами проверки написания буквы, обозначающей безударный гласный звук (изменение формы слова). Наблюдение над особенностями проверяемых и проверочных слов. |
||||||||||||||||
140 |
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Проверочная работа. |
1 |
Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам. Выполнение задания «Проверь себя» по учебнику и электронному приложению к учебнику. |
||||||||||||||||
141 |
Проверочный диктант. |
1 |
Письмо под диктовку. |
||||||||||||||||
142 |
Согласные звуки. |
1 |
Дифференциация звуков в словах. Различение согласных звуков. Подбор слов с определенным согласным звуком. Работа со словами с непроверяемым написанием: заяц, петух, корова, молоко. |
||||||||||||||||
143 |
Слова с удвоенными согласными. |
1 |
Наблюдение над смыслоразличительной ролью согласных звуков и букв, обозначающих согласные звуки Знакомство с правилом переноса слов с удвоенными согласными. |
||||||||||||||||
144 |
Буквы Й и И. Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое». |
1 |
Сравнение способов обозначения мягкости согласных звуков, звука [й’]; выбор нужного способа в зависимости от позиции звука в слове. Применение правил графики и орфографии, правил переноса слов с буквой й в середине слова. Письмо под диктовку. |
||||||||||||||||
145 |
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений |
1 |
Восстановление текста с нарушенным порядком предложений (восстановление деформированного текста). Запись восстановленного текста. |
||||||||||||||||
146 |
Твёрдые и мягкие согласные звуки. |
1 |
Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». Определение и правильное произношение звонких и глухих согласных звуков. Дифференциация звонких и глухих согласных звуков. |
||||||||||||||||
147 |
Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков. |
1 |
Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквами и, е, ё, ю, ь. Работа со словом с непроверяемым написанием: ребята. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». |
||||||||||||||||
149 |
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука. |
1 |
Использование на письме мягкого знака как показателя мягкости предшествующего согласного звука в конце слова и в середине слова перед согласным (день, коньки). |
||||||||||||||||
150 |
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости. |
1 |
Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Нахождение мягких согласных звуков в словах. |
||||||||||||||||
151 |
Согласные звонкие и глухие. |
1 |
Произношение звуков в слове и вне слова, распознавание согласных звуков, а также букв, которыми они обозначаются на письме. Запись слов под диктовку и с комментированием. |
||||||||||||||||
152 |
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. |
1 |
Произношение парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова и его обозначение буквой на письме. Работа с форзацем учебника «Чудо-городок звуков» и «Чудо-городок букв». |
||||||||||||||||
153 |
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова. |
1 |
Знакомство с правилом обозначения буквой парного по глухости-звонкости согласного звука на конце слова в двусложных словах; с особенностями проверяемых и проверочных слов. Работа со словами с непроверяемым написанием: тетрадь, медведь. |
||||||||||||||||
154 |
Проверочный диктант. |
1 |
Письмо под диктовку. |
||||||||||||||||
155 |
Шипящие согласные звуки. |
1 |
Знакомство со значением шипящих звуков [ж] и [ш] в древнерусском и современном русском языке. Наблюдение над шипящими согласными звуками: непарными твёрдыми ш, ж; непарными мягкими ч, щ. |
||||||||||||||||
156 |
Проект «Скороговорки». Составление сборника «Весёлые скороговорки». |
1 |
Творческая деятельность. Работа со словами с непроверяемым написанием: работа (работать). Наблюдение над изобразительными возможностями языка. |
||||||||||||||||
157 |
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ. |
1 |
Знакомство с правописанием сочетаний чк, чн, чт, нч. Работа со словом с непроверяемым написанием: девочка. Запись слов под диктовку и с комментированием. |
||||||||||||||||
158 |
Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ. |
1 |
Знакомство с правилом правописания сочетаний: жи–ши, ча–ща, чу–щу. Работа со словом с непроверяемым написанием: машина. Развитие речи. Воспроизведение по памяти содержания русской народной сказки «Лиса и журавль». |
||||||||||||||||
159 |
Проверочный диктант. |
1 |
Письмо под диктовку. |
||||||||||||||||
160 |
Заглавная буква в словах. |
1 |
Наблюдение над написанием имен, фамилий, отчеств, кличек животных, названий городов. Распознавание имен собственных в тексте. Деление текста на предложения. Письмо под диктовку. |
||||||||||||||||
161 |
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях городов и т.д. |
1 |
Знакомство с происхождением названий некоторых русских городов. |
||||||||||||||||
162 |
Проверочная работа. |
1 |
Выполнение текстовых заданий (определение темы и главной мысли, подбор заголовка, выбор предложений, которыми можно подписать рисунки). |
||||||||||||||||
163 |
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила письма). |
1 |
Творческая деятельность. Составление ответов на вопросы; составление рассказа по рисунку. Правила вежливого обращения. |
||||||||||||||||
164 |
Итоговая проверочная работа. |
1 |
Проверка и самопроверка усвоения изученного материала. Отработка умения применять знания на практике. |
||||||||||||||||
Итоговое повторение (1 час) |
|||||||||||||||||||
165 |
Итоговое повторение. |
1 |
Отработка написания слов с изученными орфограммами. Обобщение изученного в первом классе. |
Материально-технические средства для реализации программы
Исходя из целей современного начального образования, предлагаемый перечень материально-технического обеспечения составлен с учетом следующих требований:
– обеспечение природосообразности обучения младших школьников (организации опыта чувственного восприятия, наглядности обучения);
– создание материально-технической поддержки процесса обучения, развития и воспитания младших школьников (расширение знаний, развитие мышления, речи, воображения; формирование коммуникативных, художественных, трудовых и др. умений и т.п.);
– создание условий для организации практической деятельности школьников (наблюдений, опытов, моделирования и пр.), а также элементарной художественной деятельности (рисования, конструирования и др.).
Демонстрационные и печатные пособия
– Магнитная доска.
– Наборное полотно.
– Демонстрационное пособие «Картинный словарь».
– Таблички со словарными словами, изучаемыми в курсе «Русский язык» в первом классе.
– Демонстрационное пособие «Образцы письменных букв».
– Набор печатных букв, слогов.
– Касса букв и сочетаний.
– Демонстрационные таблицы по русскому для первого класса.
– Демонстрационная таблица «Алфавит».
– Плакат «Правильно сиди при письме».
– Наборы сюжетных (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определенной в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе в цифровой форме).
Технические средства обучения
– Персональный компьютер с принтером.
– Ксерокс (по возможности).
– Телевизор с диагональю не менее 72 см.
– Проектор для демонстрации слайдов.
– Мультимедийный проектор.
– Экспозиционный экран размером 150 Х 150 см.
– Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по русскому языку.