№ урока |
Дата |
Примечание |
Тема урока |
Тип урока |
Содержательное наполнение (основные понятия) |
Формируемые универсальные учебные действия |
Оснащенность урока |
Формы контроля ЗУН учащихся |
Домашнее задание |
||
план |
факт |
Применение ТСО |
Применение учебно-наглядных пособий |
||||||||
Введение (2 часа) |
|||||||||||
1 (1) |
Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии. Л.р. №1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе родного края. Л.р. №2. Ведение дневника наблюдения |
вводный |
Ботаника, биология, микология, микробиология, фенология. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. |
Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. |
Мультимедиа + презентация |
фронтальная |
С.9 - 12 |
||||
2 (2) |
Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных Шатурского края» |
Урок-экскурсия |
Методы изучения растений |
Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент»,«измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. |
текущая |
С. 9-12 отчет |
|||||
Клеточное строение организмов (5 часов) |
|||||||||||
1 (3) |
Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Л.р. №3. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Л.р. №4. Рассматривание клеток с помощью лупы. |
Урок-практикум |
Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив. Правила работы с микроскопом. |
Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом |
мультимедиа + презентация |
Табл. «Увеличительные приборы» |
фронтальная |
§1 |
|||
2 (4) |
Состав клетки: вола. Минеральные и органические вещества. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Л.р. №5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. |
Комбинированный с элементами практикума |
Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро, ядрышко. |
Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их |
Табл. «Растительная клетка и ее строение» |
письменная |
§2, с. 17 – 19 |
||||
3 (5) |
Клетка и её строение: пластиды. Демонстрация микропрепаратов пластид под микроскопом. |
комбинированный |
Пластиды, пигменты. Хлоропласты, хлорофилл. |
Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки |
Табл. «Растительная клетка и ее строение» |
фронтальная |
§2, с. 19 - 20 |
||||
4 (6) |
Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. |
комбинированный |
Значение движения цитоплазмы. Изменение ядра и цитоплазмы при делении. Межклетники, межклеточное вещество. Хромосомы. |
Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки |
мультимедиа |
письменная |
§3 |
||||
5 (7) |
Понятие «ткань». Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. |
Комбинированный, обобщающий |
Ткань. Виды тканей: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей. |
Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах |
мультимедиа |
фронтальная |
§4 |
||||
Царство Бактерии (3 часа) |
|||||||||||
1 (8) |
Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. |
вводный |
Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности. |
Выделяют существенные признаки бактерий |
мультимедиа |
Табл. «Бактерии» |
фронтальная |
§5, с. 30-32 |
|||
2 (9) |
Размножение бактерий. |
комбинированный |
Образование спор |
Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности и размножения бактерий |
письменная |
§5, с. 32-34 |
|||||
3 (10) |
Разнообразие бактерий, их распространение в природе |
комбинированный |
Симбиоз. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные. |
Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека |
презентация |
текущая |
§6 |
||||
Царство Грибы (4 часа) |
|||||||||||
1 (11) |
Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи). |
вводный |
Признаки царства Грибы. Строение грибов, грибница (мицелий), разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты и паразиты. |
Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека |
фронтальная |
§7 |
|||||
2 (12) |
Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы Шатурского края. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Л.р. №6. Изучение строения тел шляпочных грибов |
Комбинированный с элементами практикума |
Мицелий, микориза, плодовое тело, шляпка. Шляпочные грибы (съедобные и несъедобные). Обмен веществ, разложение. |
Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами |
презентация |
Табл. «Шляпочные грибы» |
письменная |
§8 |
|||
3 (13) |
Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты Л.р. №7 Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом |
Урок-практикум |
Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи. Головня, спорынья, грибы трутовики – меры профилактики заражения с/х растений |
Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Определяют понятие «грибы‑паразиты». Объясняют роль грибов‑паразитов в природе и жизни человека |
мультимедиа |
Табл. «Плесневые грибы. Дрожжи» «Грибы-паразиты» |
письменная |
§9,10 |
|||
4 (14) |
Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека |
комбинированный |
Многообразие лишайников: кустистые, листоватые и накипные, размножение и значение. |
Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе |
презентация |
Табл. «Лишайники» |
фронтальная |
§13 |
|||
Царство Растения (8 часов) |
|||||||||||
1 (15) |
Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. |
вводный |
Характерные признаки царства растений (фотосинтез, наличие клеточной стенки, пигментов, неограниченный рост и др.); систематика растений. Эволюция растений. |
Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием |
фронтальная |
§11 |
|||||
2 (16) |
Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных водорослей. Л.р. №8. Знакомство с многообразие зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей (на местных видах). |
Комбинированный + практикум |
Основные признаки водорослей. Слоевище (таллом), ризоиды, хроматофор. Зеленые, бурые, красные водоросли. Значение водорослей в природе и жизни человека. Хламидомонада, хлорелла. |
Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. |
презентация |
Табл. «Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада» |
текущая |
§12, с.58-61 |
|||
3 (17) |
Строение многоклеточных водорослей. Многообразие видов в озерах Шатурского района. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. |
комбинированный |
Улотрикс, спирогира, ульва, нителла, ламинария, филлофора, порфира |
Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. |
мультимедиа |
Табл. «Многоклеточная зеленая водоросль улотрикс» |
фронтальная |
§12, с. 61-67 |
|||
4 (18) |
Мхи. Значение мха в формировании болот на примере Шатурского края. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Л.р. №9. Изучение строения мха (на местных видах). |
Урок-практикум |
Печеночные (риччия, маршанция) и листостебельные (кукушкин лен, сфагнум) мхи |
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов природе и жизни человека |
мультимедиа |
Табл. «Зеленый мох кукушкин лен» «Мох сфагнум» |
письменная |
§14 |
|||
5 (19) |
Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие видов на территории Шатурского края, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Л.р. №10. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща) (на местных видах). |
Комбинированный с элементами практикума |
Вайи, корневище, спорангии. |
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека |
презентация |
Табл. «Папоротник щитовник мужской» «Хвощ и плаун» |
письменная |
§15 |
|||
6 (20) |
Голосеменные. Многообразие голосеменных на территории Шатурского района. Их строение. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). |
комбинированный |
Особенности строения: появление семян, развитие корневой системы. Разнообразие голосеменных. Женская шишка, мужская шишка. |
Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека |
Презентация + мультимедиа |
Табл. «Сосна обыкновенная» |
фронтальная |
§16 |
|||
7 (21) |
Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. |
комбинированный |
Многообразие: деревья, кустарники, травы; однолетние, двулетние и многолетние. |
Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. |
презентация |
текущая |
§17 |
||||
8 (22) |
Значение цветковых в природе и жизни человека. |
обобщающий |
Применение покрытосеменных растений в жизни человека |
Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека |
фронтальная |
§17 |
|||||
Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов) |
|||||||||||
1 (23) |
Строение семян двудольных растений |
вводный |
Двудольные, однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм, семяножка, микропиле. Особенности строения семян двудольных и однодольных растений. |
Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж‑ памятку последовательности действий при проведении анализа |
презентация |
Табл. «Семена двудольных растений» |
фронтальная |
§18, с. 92-93 |
|||
2 (24) |
Строение семян однодольных растений Л.р. №11. Изучение строения семян двудольных и однодольных растений. |
Комбинированный + практикум |
Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют нструктаж‑памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян |
Мультимедиа + презентация |
Табл. «Семена однодольных растений» |
письменная |
§18, с.93-95 |
||||
3 (25) |
Виды корней и типы корневых систем. Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня. Л.р. №12. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы (на местных видах) |
Урок-практикум |
Корни: главный, боковые, придаточные. Корневая система: стержневая и мочковатая. |
Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем |
презентация |
Табл. «Развитие проростка со стержневой корневой системой», «Развитие проростка с мочковатой корневой системой», «Корневые системы и условия обитания» |
письменная |
§19 |
|||
4 (26) |
Строение корня. |
комбинированный |
Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения. |
Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня |
мультимедиа |
Табл. «Внешнее и внутреннее строение корня» |
текущая |
§20 |
|||
5 (27) |
Видоизменение корней. |
Комбинированный |
Корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни и дыхательные корни. |
Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно ‑следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней |
Мультимедиа + презентация |
Табл. «Видоизменения корней. Корнеплоды» |
фронтальная |
§21 |
|||
6 (28) |
Побег. Листорасположение. |
комбинированный |
Побег. Узлы. Междоузлия. Пазухи листа. Листорасположение: очередное (спиральное), супротивное, мутовчатое. |
Определяют понятия: «побег», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». |
Мультимедиа + презентация |
Табл. «Листорасположение», «Разнообразие побегов» |
письменная |
§22, с. 107 |
|||
7 (29) |
Почки и их строение. Рост и развитие побега. Демонстрация Строение почек (вегетативной и генеративной) |
комбинированный |
Почки: верхушечная, пазушная, придаточная. Вегетативная и генеративная почки – особенности строения |
Определяют понятия: «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания. Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега |
Мультимедиа + презентация |
Табл. «Почки, их строение», «Развитие побега из почки» |
фронтальная |
§22, с. 108-112 |
|||
8 (30) |
Внешнее строение листа. Жилкование. Демонстрация Строение листа. |
комбинированный |
Внешнее строение: листовая пластинка, черешок. Виды листьев: черешковые и сидячие, простые и сложные. Жилкование: сетчатое, параллельное, дуговое. |
Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев |
презентация |
Табл. «Внешнее строение листа», «Листья простые и сложные» |
письменная |
§23 |
|||
9 (31) |
Клеточное строение листа. |
комбинированный |
Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). |
Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок»,сосуды» «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья». |
мультимедиа |
Табл. «Микроскопическое строение листа» |
текущая |
§24 |
|||
10 (32) |
Видоизменение листьев. |
комбинированный |
Световые и теневые листья |
Определяют понятия: «видоизменения листьев» |
презентация |
письменная |
§25 |
||||
11 (33) |
Строение стебля Демонстрация Макро – микростроения стебля |
комбинированный |
Функции стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, луб, сердцевинные лучи. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка), механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины), проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды), образовательная ткань. |
Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползу‑ чий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». |
мультимедиа |
Табл. «Внутреннее строение стебля липы», «Строение древесины и луба липы» |
фронтальная |
§26 |
|||
12 (34) |
Видоизменённые побеги. Многообразие стеблей. Л.р. №13. Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица) (на местных видах). |
Комбинированный + практикум |
Корневище, клубень, луковица. |
Определяют понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты |
мультимедиа |
Табл. «Видоизмененные побеги (корневище, луковицы).» |
текущая |
§27 |
|||
13 (35) |
Цветок и его строение. Л.р. №14. Изучение строения цветка |
Урок-практикум |
Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. |
Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чаше‑ листики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семя‑ зачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты |
мультимедиа |
Табл. «Строение цветка» «Разнообразие цветков» |
письменная |
§28 |
|||
14 (36) |
Соцветия Демонстрация Различные виды соцветий |
комбинированный |
Биологическое значение соцветий |
Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой |
Мультимедиа + презентация |
Табл. «Простые соцветия», «Сложные соцветия» |
фронтальная |
§29 |
|||
15 (37) |
Плоды и их классификация Демонстрация Сухие и сочные плоды |
комбинированный |
Функции плода. Виды плодов: ягодовидные (ягода, яблоко, тыквина гесперидий (померанец), костянковидные (костянка, многокостянка), ореховидные (орех, желудь, семянка, зернока), коробочковидные (коробочка, стручок, боб, стручочек). Сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные |
Определяют понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы |
мультимедиа |
Табл. «Сухие плоды» «Сочные плоды» |
письменная |
§30 |
|||
16 (38) |
Распространений плодов и семян. |
обобщающий |
Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных. |
Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» |
Табл. «Распространение плодов и семян» |
письменная |
§31 |
||||
Жизнь растений (15 часов) |
|||||||||||
1 (39) |
Основные процессы жизнедеятельности |
вводный |
Химический состав растений – минеральные и органические вещества, белки, жиры, углеводы. |
Определяют понятие: «основные процессы жизнедеятельности», «рост», «питание», «дыхание», «размножение» |
текущая |
§32 |
|||||
2 (40) |
Минеральное и воздушное питание растений |
комбинированный |
Минеральное питание. Корневое давление. Почва, плодородие. Удобрения. |
Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе |
мультимедиа |
Табл. «Минеральное питание растений» |
фронтальная |
§33 |
|||
3 (41) |
Фотосинтез. Демонстрация Получения вытяжки хлорофилла. Демонстрация опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала. |
комбинированный |
Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты. |
Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека |
мультимедиа |
Табл. «Выделение кислорода в процессе фотосинтеза» «Фотосинтез растений» |
письменная |
§34 |
|||
4 (42) |
Основные процессы жизнедеятельности (дыхание). Обмен веществ и энергии. Демонстрация Дыхание растений |
комбинированный |
Значение дыхания. Приспособления растений для дыхания. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Биологическое значение рыхления. |
Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза |
письменная |
§35 |
|||||
5 (43) |
Испарение воды. Демонстрация Испарение воды листьями |
комбинированный |
Значение испарения для жизни растений. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Листопад. |
Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений |
мультимедиа |
Табл. «Листопад» |
фронтальная |
§36 |
|||
6 (44) |
Основные процессы жизнедеятельности (развитие) Л.р. №15. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Демонстрация Передвижение органических веществ по лубу |
Урок-практикум |
Передвижение воды и питательных веществ в растении. Сосудистые пучки. |
Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений |
письменная |
§37 |
|||||
7 (45) |
Условия прорастания семян, питание проростков Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; Демонстрация Питания проростков запасными веществами семени. Л.р. №16. Определение всхожести семян растений и их посев. |
Урок-практикум |
Температура, влажность, свет, воздух. Правила посева семян, сроки посева и глубина заделки. Рост и питание проростка. |
Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ |
мультимедиа |
Табл. «Прорастание семян» |
письменная |
§38 |
|||
8 (46) |
Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Шатурского края». |
Урок-экскурсия |
Выполняют практические задания в ходе экскурсии |
текущая |
отчет |
||||||
9 (47) |
Рост растений. |
комбинированный |
Верхушечный рост корня. Развитие побега из почки. Развитие растения. Этапы развития: зародыш, молодое растение, взрослое растение, размножение, старение. |
фронтальная |
§ 39 |
||||||
10 (48) |
Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. |
комбинированный |
Бесполое размножение: спорообразование и вегетативное. Особенности полового размножения. Размножение водорослей одноклеточных и многоклеточных. |
Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира |
мультимедиа |
Модель-аппликация |
фронтальная |
§40, 41 (с. 192-195) |
|||
11 (49) |
Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. |
комбинированный |
Размножение мхов. Заросток, предросток, зооспора. |
Определяют понятия: «заросток», «предросток». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений |
мультимедиа |
текущая |
§41, с. 195-196 |
||||
12 (50) |
Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. |
комбинированный |
Размножение папоротников. Спорангий. |
Определяют понятия: «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений |
мультимедиа |
фронтальная |
§41, с. 196-198 |
||||
13 (51) |
Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. |
комбинированный |
Размножение голосеменных растений. Пыльцевой мешочек, пыльца, пыльцевая трубка. |
Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян |
мультимедиа |
письменная |
§42 |
||||
14 (52) |
Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Л.р. №17. Вегетативное размножение комнатных растений |
Комбинированный + практикум |
Вегетативное размножение покрытосеменных растений – способы: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами. |
Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком |
мультимедиа |
Таблицы, посвященные вегетативному размножению |
письменная |
§43 |
|||
15 (53) |
Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. |
обобщающий |
Особенности полового размножения. Двойное оплодотворение. Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление. |
Определение понятий: «центральная клетка», «двойное оплодотворение», опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян |
презентация |
Табл. «Оплодотворение у цветковых растений» |
текущая |
§44 |
|||
Классификация растений (7 часов) |
|||||||||||
1 (54) |
Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. |
вводный |
Вид – род – семейство – порядок – класс – отдел – царство. Сорт. |
Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». |
фронтальная |
§45 |
|||||
2 (55) |
Знакомство с классификацией цветковых растений |
комбинированный |
Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. |
Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений |
мультимедиа |
Табл. «Классификация покрытосеменных растений» |
текущая |
§46 |
|||
3 (56) |
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Крестоцветные (Капустные). Разнообразие растений семейства Крестоцветных родного края. Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. |
Комбинированный + практикум |
Отличительные особенности семейства. |
Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные. Знакомятся с определительными карточками |
презентация |
Табл. «Семейство крестоцветных. Редька дикая» |
письменная |
§47 |
|||
4 (57) |
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Розоцветные и семейства Пасленовые. Разнообразие растений семейства Розоцветных и Пасленовых родного края. Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. |
Комбинированный + практикум |
Корневая шейка. Отличительные особенности семейства. |
Выделяют основные особенности растений семейств Розоцветные и Пасленовые. Знакомятся с определительными карточками |
Презентация + мультимедиа |
Табл. «Семейство розоцветных. Шиповник коричный» «Семейство пасленовых. Паслен черный» |
письменная |
§48, 49 |
|||
5 (58) |
Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Мотыльковые (Бобовые) и семейства Сложноцветные (Астровые). Разнообразие растений семейства Сложноцветных родного края. Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. Л.р. №18. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. |
Урок- практикум |
Отличительные особенности семейства. |
Выделяют основные особенности растений семейств Бобовые и Сложноцветные. Выполняют лабораторную работу. |
Мультимедиа + презентация |
Табл. «Семейство бобовых. Горох посевной» «Семейство сложноцветных. Одуванчик лекарственный» |
фронтальная |
§50, 51 |
|||
6 (59) |
Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Разнообразие растений семейства Лилейных и Злаковых родного края. Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. |
Урок-практикум |
Отличительные особенности семейства. |
Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам |
мультимедиа |
Табл. «Семейство лилейных. Тюльпан лесной» «Семейство злаковых. Пшеница» |
письменная |
§52, 53 |
|||
7 (60) |
Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте» |
Урок-экскурсия |
Растения и с/х. |
Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников. Выполнение практических заданий в ходе экскурсии. |
текущая |
отчет |
|||||
Природные сообщества (6 часов) |
|||||||||||
1 (61) |
Основные экологические факторы и их влияние на растения. |
вводный |
Понятие экологических факторов: биотические, абиотические, антропогенные. Экологические группы растений по отношению к свету и влаге. |
Определяют понятия: «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности чело‑ века на природу |
мультимедиа |
Табл. «Растения влаголюбивые. Водные растения» «Растения засухоустойчивые» |
фронтальная |
§54 |
|||
2 (62) |
Характеристика основных экологических групп растений. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. Л.р. №19. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп Шатурского района. |
Комбинированный + практикум |
Воздухоносная ткан. Гидатоды. Классификация растений по отношению к свету и влаге. |
Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника |
Табл. «Растения теневыносливые» «Растения холодостойкие» |
письменная |
§55 |
||||
3 (63) |
Растительные сообщества и их типы. Разнообразие растительных сообществ на территории Шатурского края. |
комбинированный |
Растительность. Типы растительности. |
Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. |
Презентация + мультимедиа |
письменная |
§56 |
||||
4 (64) |
Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. |
комбинированный |
Ярусность. Паразитизм. |
Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе |
мультимедиа |
письменная |
§57, с. 275-277 |
||||
5 (65) |
Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества Шатурского района и влияние природной среды на человека. |
комбинированный |
Развитие растительных сообществ. |
Определяют понятие «смена растительных сообществ». |
фронтальная |
§57, с. 277-280 |
|||||
6 (66) |
Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах». |
Урок-экскурсия |
Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчёт) |
текущая |
отчет |
||||||
Развитие растительного мира (2 часа) |
|||||||||||
1 (67) |
Многообразие покрытосеменных растений Шатурского края и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация отпечатков ископаемых растений |
вводный |
Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира. Эволюция растений. |
Обсуждают отчёт по экскурсии. Обсуждают основные этапы развития растительного мира. |
мультимедиа |
фронтальная |
§58 |
||||
2 (68) |
Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние деятельности человека на растительные сообщества на примере Шатурского края. |
комбинированный |
Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир. Охрана растений. |
Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Выбирают задание на лето |
§59 |