12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Кадырова Илюза Юлаевна713
Обожаю свою работу))) Работаю учителем биологии 8 лет, и ни минуты не пожалела о выборе профессии))) Будьте позитивнее и добрее к детям)))
Россия, Башкирская респ., Кумертау
Материал размещён в группе «Урок биологии»

урока

Дата

Примечание

Тема урока

Тип урока

Содержательное наполнение

(основные понятия)

Формируемые

универсальные

учебные

действия

Оснащенность урока

Формы контроля ЗУН учащихся

Домашнее задание

план

факт

Применение ТСО

Применение учебно-наглядных пособий

Введение (2 часа)

1 (1)

     

Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных.

Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии.

Л.р. №1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе родного края.

Л.р. №2. Ведение дневника наблюдения

вводный

Ботаника, биология, микология, микробиология, фенология. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные.

Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология».

Раскрывают

значение биологических знаний в современной жизни.

Оценивают роль биологической науки в жизни общества.

Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии.

Мультимедиа + презентация

 

фронтальная

С.9 - 12

2 (2)

     

Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана.

Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных Шатурского края»

Урок-экскурсия

Методы изучения растений

Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент»,«измерение». Характеризуют

основные методы исследования в биологии.

   

текущая

С. 9-12

отчет

Клеточное строение организмов (5 часов)

1 (3)

     

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Л.р. №3. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними.

Л.р. №4. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Урок-практикум

Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив.

Правила работы с микроскопом.

Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив».

Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила

работы с микроскопом

мультимедиа

+ презентация

Табл. «Увеличительные приборы»

фронтальная

§1

2 (4)

     

Состав клетки: вола. Минеральные и органические вещества. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли.

Л.р. №5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Комбинированный с элементами практикума

Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро, ядрышко.

Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава

клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки.

Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под

микроскопом, описывают и схематически изображают их

 

Табл. «Растительная клетка и ее строение»

письменная

§2, с. 17 – 19

3 (5)

     

Клетка и её строение: пластиды.

Демонстрация микропрепаратов пластид под микроскопом.

комбинированный

Пластиды, пигменты. Хлоропласты, хлорофилл.

Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки

 

Табл. «Растительная клетка и ее строение»

фронтальная

§2, с. 19 - 20

4 (6)

     

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки.

комбинированный

Значение движения цитоплазмы. Изменение ядра и цитоплазмы при делении. Межклетники, межклеточное вещество. Хромосомы.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки.

Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют

их результаты.

Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки

мультимедиа

 

письменная

§3

5 (7)

     

Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Комбинированный, обобщающий

Ткань. Виды тканей: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей.

Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают

умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах

мультимедиа

 

фронтальная

§4

Царство Бактерии (3 часа)

1 (8)

     

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий.

вводный

Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности.

Выделяют существенные признаки бактерий

мультимедиа

Табл. «Бактерии»

фронтальная

§5, с. 30-32

2 (9)

     

Размножение бактерий.

комбинированный

Образование спор

Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности и размножения бактерий

   

письменная

§5, с. 32-34

3 (10)

     

Разнообразие бактерий, их распространение в природе

комбинированный

Симбиоз. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные.

Определяют понятия: «клубеньковые

(азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль

бактерий в природе и жизни человека

презентация

 

текущая

§6

Царство Грибы (4 часа)

1 (11)

     

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи).

вводный

Признаки царства Грибы. Строение грибов, грибница (мицелий), разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты и паразиты.

Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов.

Объясняют роль грибов в природе и жизни человека

   

фронтальная

§7

2 (12)

     

Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы Шатурского края. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Л.р. №6. Изучение строения тел шляпочных грибов

Комбинированный с элементами практикума

Мицелий, микориза, плодовое тело, шляпка. Шляпочные грибы (съедобные и несъедобные). Обмен веществ, разложение.

Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы.

Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми

грибами

презентация

Табл. «Шляпочные грибы»

письменная

§8

3 (13)

     

Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты

Л.р. №7 Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом

Урок-практикум

Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи. Головня, спорынья, грибы трутовики – меры профилактики заражения с/х растений

Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под

микроскопом с приведённым в учебнике изображением.

Определяют понятие «грибы‑паразиты». Объясняют роль грибов‑паразитов

в природе и жизни человека

мультимедиа

Табл. «Плесневые грибы. Дрожжи» «Грибы-паразиты»

письменная

§9,10

4 (14)

     

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека

комбинированный

Многообразие лишайников: кустистые, листоватые и накипные, размножение и значение.

Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники»,

«накипные лишайники». Находят лишайники в природе

презентация

Табл. «Лишайники»

фронтальная

§13

Царство Растения (8 часов)

1 (15)

     

Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

вводный

Характерные признаки царства растений (фотосинтез, наличие клеточной стенки, пигментов, неограниченный рост и др.); систематика растений. Эволюция растений.

Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом».

Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие

растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют

взаимосвязи между строением

растений и их местообитанием

   

фронтальная

§11

2 (16)

     

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных водорослей.

Л.р. №8. Знакомство с многообразие зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей (на местных видах).

Комбинированный + практикум

Основные признаки водорослей. Слоевище (таллом), ризоиды, хроматофор. Зеленые, бурые, красные водоросли. Значение водорослей в природе и жизни человека. Хламидомонада, хлорелла.

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят

микропрепараты и работают с микроскопом.

презентация

Табл. «Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада»

текущая

§12, с.58-61

3 (17)

     

Строение многоклеточных водорослей. Многообразие видов в озерах Шатурского района. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

комбинированный

Улотрикс, спирогира, ульва, нителла, ламинария, филлофора, порфира

Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей.

Объясняют роль водорослей в природе

и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей.

мультимедиа

Табл. «Многоклеточная зеленая водоросль улотрикс»

фронтальная

§12, с. 61-67

4 (18)

     

Мхи. Значение мха в формировании болот на примере Шатурского края. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Л.р. №9. Изучение строения мха (на местных видах).

Урок-практикум

Печеночные (риччия, маршанция) и листостебельные (кукушкин лен, сфагнум) мхи

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают

разные группы высших споровых растений и находят их представителей на

таблицах и гербарных образцах.

Объясняют роль мхов природе и жизни человека

мультимедиа

Табл. «Зеленый мох кукушкин лен»

«Мох сфагнум»

письменная

§14

5 (19)

     

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие видов на территории Шатурского края, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Л.р. №10. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща) (на местных видах).

Комбинированный с элементами практикума

Вайи, корневище, спорангии.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают

разные группы высших споровых растений и находят их представителей на

таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни

человека

презентация

Табл. «Папоротник щитовник мужской»

«Хвощ и плаун»

письменная

§15

6 (20)

     

Голосеменные. Многообразие голосеменных на территории Шатурского района. Их строение. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов).

комбинированный

Особенности строения: появление семян, развитие корневой системы. Разнообразие голосеменных. Женская шишка, мужская шишка.

Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают

представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека

Презентация + мультимедиа

Табл. «Сосна обыкновенная»

фронтальная

§16

7 (21)

     

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания.

комбинированный

Многообразие: деревья, кустарники, травы; однолетние, двулетние и многолетние.

Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых

объектов, таблиц и гербарных образцов.

презентация

 

текущая

§17

8 (22)

     

Значение цветковых в природе и жизни человека.

обобщающий

Применение покрытосеменных растений в жизни человека

Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека

   

фронтальная

§17

Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов)

1 (23)

     

Строение семян двудольных растений

вводный

Двудольные, однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм, семяножка, микропиле. Особенности строения семян двудольных и однодольных растений.

Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения»,

«семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка»,

«микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж‑

памятку последовательности действий при проведении анализа

презентация

Табл. «Семена двудольных растений»

фронтальная

§18, с. 92-93

2 (24)

     

Строение семян однодольных растений

Л.р. №11. Изучение строения семян двудольных и однодольных растений.

Комбинированный + практикум

Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют нструктаж‑памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян

Мультимедиа + презентация

Табл. «Семена однодольных растений»

письменная

§18, с.93-95

3 (25)

     

Виды корней и типы корневых систем.

Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня.

Л.р. №12. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы (на местных видах)

Урок-практикум

Корни: главный, боковые, придаточные. Корневая система: стержневая и мочковатая.

Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая

система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней

и типы корневых систем

презентация

Табл. «Развитие проростка со стержневой корневой системой», «Развитие проростка с мочковатой корневой системой», «Корневые системы и условия обитания»

письменная

§19

4 (26)

     

Строение корня.

комбинированный

Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения.

Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня

мультимедиа

Табл. «Внешнее и внутреннее строение корня»

текущая

§20

5 (27)

     

Видоизменение корней.

Комбинированный

Корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни и дыхательные корни.

Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно ‑следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней

Мультимедиа + презентация

Табл. «Видоизменения корней. Корнеплоды»

фронтальная

§21

6 (28)

     

Побег. Листорасположение.

комбинированный

Побег. Узлы. Междоузлия. Пазухи листа. Листорасположение: очередное (спиральное), супротивное, мутовчатое.

Определяют понятия: «побег», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение»,

«супротивное листорасположение»,

«мутовчатое расположение».

Мультимедиа + презентация

Табл. «Листорасположение», «Разнообразие побегов»

письменная

§22, с. 107

7 (29)

     

Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Демонстрация Строение почек (вегетативной и генеративной)

комбинированный

Почки: верхушечная, пазушная, придаточная. Вегетативная и генеративная почки – особенности строения

Определяют понятия: «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка»,

«вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания.

Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом

и развитием побега

Мультимедиа + презентация

Табл. «Почки, их строение», «Развитие побега из почки»

фронтальная

§22, с. 108-112

8 (30)

     

Внешнее строение листа. Жилкование.

Демонстрация Строение листа.

комбинированный

Внешнее строение: листовая пластинка, черешок. Виды листьев: черешковые и сидячие, простые и сложные. Жилкование: сетчатое, параллельное, дуговое.

Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый

лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев

презентация

Табл. «Внешнее строение листа», «Листья простые и сложные»

письменная

§23

9 (31)

     

Клеточное строение листа.

комбинированный

Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна).

Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок»,сосуды» «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья».

мультимедиа

Табл. «Микроскопическое строение листа»

текущая

§24

10 (32)

     

Видоизменение листьев.

комбинированный

Световые и теневые листья

Определяют понятия: «видоизменения листьев»

презентация

 

письменная

§25

11 (33)

     

Строение стебля

Демонстрация Макро – микростроения стебля

комбинированный

Функции стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, луб, сердцевинные лучи. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка), механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины), проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды), образовательная ткань.

Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель»,

«прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползу‑

чий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки»,

«лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные

лучи».

мультимедиа

Табл. «Внутреннее строение стебля липы», «Строение древесины и луба липы»

фронтальная

§26

12 (34)

     

Видоизменённые побеги. Многообразие стеблей.

Л.р. №13. Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица) (на местных видах).

Комбинированный + практикум

Корневище, клубень, луковица.

Определяют понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты

мультимедиа

Табл. «Видоизмененные побеги (корневище, луковицы).»

текущая

§27

13 (35)

     

Цветок и его строение.

Л.р. №14. Изучение строения цветка

Урок-практикум

Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка.

Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чаше‑

листики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник»,

«тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семя‑

зачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют

лабораторную работу и обсуждают её результаты

мультимедиа

Табл. «Строение цветка»

«Разнообразие цветков»

письменная

§28

14 (36)

     

Соцветия

Демонстрация Различные виды соцветий

комбинированный

Биологическое значение соцветий

Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой

Мультимедиа + презентация

Табл. «Простые соцветия», «Сложные соцветия»

фронтальная

§29

15 (37)

     

Плоды и их классификация

Демонстрация Сухие и сочные плоды

комбинированный

Функции плода. Виды плодов: ягодовидные (ягода, яблоко, тыквина гесперидий (померанец), костянковидные (костянка, многокостянка), ореховидные (орех, желудь, семянка, зернока), коробочковидные (коробочка, стручок, боб, стручочек). Сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные

Определяют понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка»,

«орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие».

Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды.

Обсуждают результаты работы

мультимедиа

Табл. «Сухие плоды»

«Сочные плоды»

письменная

§30

16 (38)

     

Распространений плодов и семян.

обобщающий

Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных.

Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений»

 

Табл. «Распространение плодов и семян»

письменная

§31

Жизнь растений (15 часов)

1 (39)

     

Основные процессы жизнедеятельности

вводный

Химический состав растений – минеральные и органические вещества, белки, жиры, углеводы.

Определяют понятие: «основные процессы жизнедеятельности», «рост», «питание», «дыхание», «размножение»

   

текущая

§32

2 (40)

     

Минеральное и воздушное питание растений

комбинированный

Минеральное питание. Корневое давление. Почва, плодородие. Удобрения.

Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса

питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений.

Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе

мультимедиа

Табл. «Минеральное питание растений»

фронтальная

§33

3 (41)

     

Фотосинтез.

Демонстрация Получения вытяжки хлорофилла.

Демонстрация опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала.

комбинированный

Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты.

Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе

фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют

значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека

мультимедиа

Табл. «Выделение кислорода в процессе фотосинтеза»

«Фотосинтез растений»

письменная

§34

4 (42)

     

Основные процессы жизнедеятельности (дыхание). Обмен веществ и энергии.

Демонстрация Дыхание растений

комбинированный

Значение дыхания. Приспособления растений для дыхания. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Биологическое значение рыхления.

Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в

процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания.

Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза

   

письменная

§35

5 (43)

     

Испарение воды.

Демонстрация Испарение воды листьями

комбинированный

Значение испарения для жизни растений. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Листопад.

Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений

мультимедиа

Табл. «Листопад»

фронтальная

§36

6 (44)

     

Основные процессы жизнедеятельности (развитие)

Л.р. №15. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине.

Демонстрация Передвижение органических веществ по лубу

Урок-практикум

Передвижение воды и питательных веществ в растении. Сосудистые пучки.

Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют

механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях.

Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют

их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений

   

письменная

§37

7 (45)

     

Условия прорастания семян, питание проростков Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян;

Демонстрация Питания проростков запасными веществами семени.

Л.р. №16. Определение всхожести семян растений и их посев.

Урок-практикум

Температура, влажность, свет, воздух. Правила посева семян, сроки посева и глубина заделки. Рост и питание проростка.

Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые

для прорастания семян. Обосновывают

необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ

мультимедиа

Табл. «Прорастание семян»

письменная

§38

8 (46)

     

Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Шатурского края».

Урок-экскурсия

 

Выполняют практические задания в ходе экскурсии

   

текущая

отчет

9 (47)

     

Рост растений.

комбинированный

Верхушечный рост корня. Развитие побега из почки. Развитие растения. Этапы развития: зародыш, молодое растение, взрослое растение, размножение, старение.

     

фронтальная

§ 39

10 (48)

     

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

комбинированный

Бесполое размножение: спорообразование и вегетативное. Особенности полового размножения. Размножение водорослей одноклеточных и многоклеточных.

Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют

особенности бесполого размножения.

Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и

преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют

значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира

мультимедиа

Модель-аппликация

фронтальная

§40, 41 (с. 192-195)

11 (49)

     

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

комбинированный

Размножение мхов. Заросток, предросток, зооспора.

Определяют понятия: «заросток», «предросток». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования

поколений у споровых растений

мультимедиа

 

текущая

§41, с. 195-196

12 (50)

     

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

комбинированный

Размножение папоротников. Спорангий.

Определяют понятия: «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования

поколений у споровых растений

мультимедиа

 

фронтальная

§41, с. 196-198

13 (51)

     

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

комбинированный

Размножение голосеменных растений. Пыльцевой мешочек, пыльца, пыльцевая трубка.

Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян

мультимедиа

 

письменная

§42

14 (52)

     

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Л.р. №17. Вегетативное размножение комнатных растений

Комбинированный + практикум

Вегетативное размножение покрытосеменных растений – способы: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами.

Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка»,

«культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком

мультимедиа

Таблицы, посвященные вегетативному размножению

письменная

§43

15 (53)

     

Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

обобщающий

Особенности полового размножения. Двойное оплодотворение. Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление.

Определение понятий: «центральная клетка», «двойное оплодотворение», опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление».

Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян

презентация

Табл. «Оплодотворение у цветковых растений»

текущая

§44

Классификация растений (7 часов)

1 (54)

     

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство.

вводный

Вид – род – семейство – порядок – класс – отдел – царство. Сорт.

Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство».

   

фронтальная

§45

2 (55)

     

Знакомство с классификацией цветковых растений

комбинированный

Деление покрытосеменных растений на классы и семейства.

Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений

мультимедиа

Табл. «Классификация покрытосеменных растений»

текущая

§46

3 (56)

     

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Крестоцветные (Капустные). Разнообразие растений семейства Крестоцветных родного края.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Комбинированный + практикум

Отличительные особенности семейства.

Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные. Знакомятся с определительными карточками

презентация

Табл. «Семейство крестоцветных. Редька дикая»

письменная

§47

4 (57)

     

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Розоцветные и семейства Пасленовые. Разнообразие растений семейства Розоцветных и Пасленовых родного края.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Комбинированный + практикум

Корневая шейка. Отличительные особенности семейства.

Выделяют основные особенности растений семейств Розоцветные и Пасленовые. Знакомятся с определительными карточками

Презентация + мультимедиа

Табл. «Семейство розоцветных. Шиповник коричный»

«Семейство пасленовых. Паслен черный»

письменная

§48, 49

5 (58)

     

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Мотыльковые (Бобовые) и семейства Сложноцветные (Астровые). Разнообразие растений семейства Сложноцветных родного края.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Л.р. №18. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений.

Урок- практикум

Отличительные особенности семейства.

Выделяют основные особенности растений семейств Бобовые и Сложноцветные.

Выполняют лабораторную работу.

Мультимедиа + презентация

Табл. «Семейство бобовых. Горох посевной»

«Семейство сложноцветных. Одуванчик лекарственный»

фронтальная

§50, 51

6 (59)

     

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Разнообразие растений семейства Лилейных и Злаковых родного края.

Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений.

Урок-практикум

Отличительные особенности семейства.

Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные.

Определяют растения по карточкам

мультимедиа

Табл. «Семейство лилейных. Тюльпан лесной» «Семейство злаковых. Пшеница»

письменная

§52, 53

7 (60)

     

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение.

Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте»

Урок-экскурсия

Растения и с/х.

Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников.

Выполнение практических заданий в ходе экскурсии.

   

текущая

отчет

Природные сообщества (6 часов)

1 (61)

     

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

вводный

Понятие экологических факторов: биотические, абиотические, антропогенные. Экологические группы растений по отношению к свету и влаге.

Определяют понятия: «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы». Анализируют связи

организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности чело‑

века на природу

мультимедиа

Табл. «Растения влаголюбивые. Водные растения»

«Растения засухоустойчивые»

фронтальная

§54

2 (62)

     

Характеристика основных экологических групп растений.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Л.р. №19. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп Шатурского района.

Комбинированный + практикум

Воздухоносная ткан. Гидатоды. Классификация растений по отношению к свету и влаге.

Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки

работы с текстом учебника

 

Табл. «Растения теневыносливые» «Растения холодостойкие»

письменная

§55

3 (63)

     

Растительные сообщества и их типы. Разнообразие растительных сообществ на территории Шатурского края.

комбинированный

Растительность. Типы растительности.

Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ.

Презентация + мультимедиа

 

письменная

§56

4 (64)

     

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм.

комбинированный

Ярусность. Паразитизм.

Устанавливают взаимосвязи в растительном

сообществе

мультимедиа

 

письменная

§57, с. 275-277

5 (65)

     

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества Шатурского района и влияние природной среды на человека.

комбинированный

Развитие растительных сообществ.

Определяют понятие «смена растительных сообществ».

   

фронтальная

§57, с. 277-280

6 (66)

     

Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах».

Урок-экскурсия

 

Работают в группах.

Подводят итоги экскурсии (отчёт)

   

текущая

отчет

Развитие растительного мира (2 часа)

1 (67)

     

Многообразие покрытосеменных растений Шатурского края и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы развития растительного мира.

Демонстрация отпечатков ископаемых растений

вводный

Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира. Эволюция растений.

Обсуждают отчёт по экскурсии.

Обсуждают основные этапы развития растительного мира.

мультимедиа

 

фронтальная

§58

2 (68)

     

Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние деятельности человека на растительные сообщества на примере Шатурского края.

комбинированный

Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир. Охрана растений.

Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Выбирают задание на лето

     

§59


 

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.