12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кадырова Илюза Юлаевна713 Обожаю свою работу))) Работаю учителем биологии 8 лет, и ни минуты не пожалела о выборе профессии))) Будьте позитивнее и добрее к детям))) Россия, Башкирская респ., Кумертау Материал размещён в группе «Урок биологии» |
Тематическое планирование, биология 6 кл. В.В. Пасечник
№ урока | Дата | Примечание | Тема урока | Тип урока | Содержательное наполнение (основные понятия) | Формируемые универсальные учебные действия | Оснащенность урока | Формы контроля ЗУН учащихся | Домашнее задание | ||
план | факт | Применение ТСО | Применение учебно-наглядных пособий | ||||||||
Введение (2 часа) | |||||||||||
1 (1) | Биология – наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Правила ОТ и ТБ в кабинете и на уроках биологии. Л.р. №1. Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе родного края. Л.р. №2. Ведение дневника наблюдения | вводный | Ботаника, биология, микология, микробиология, фенология. Основные царства живых организмов: бактерии, грибы, растения, животные. | Определяют понятия: «биология», «биосфера», «экология». Раскрывают значение биологических знаний в современной жизни. Оценивают роль биологической науки в жизни общества. Изучают правила техники безопасности в кабинете биологии. | Мультимедиа + презентация | фронтальная | С.9 - 12 | ||||
2 (2) | Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, её охрана. Экскурсия: «Многообразие живых организмов. Осенние явления в жизни растений и животных Шатурского края» | Урок-экскурсия | Методы изучения растений | Определяют понятия: «методы исследования», «наблюдение», «эксперимент»,«измерение». Характеризуют основные методы исследования в биологии. | текущая | С. 9-12 отчет | |||||
Клеточное строение организмов (5 часов) | |||||||||||
1 (3) | Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп). Л.р. №3. Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Л.р. №4. Рассматривание клеток с помощью лупы. | Урок-практикум | Клетка. Лупа. Микроскоп: тубус, окуляр, объектив, штатив. Правила работы с микроскопом. | Определяют понятия: «клетка», «лупа», «микроскоп», «тубус», «окуляр», «объектив», «штатив». Работают с лупой и микроскопом, изучают устройство микроскопа. Отрабатывают правила работы с микроскопом | мультимедиа + презентация | Табл. «Увеличительные приборы» | фронтальная | §1 | |||
2 (4) | Состав клетки: вола. Минеральные и органические вещества. Клетка и её строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли. Л.р. №5. Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом. | Комбинированный с элементами практикума | Строение клетки кожицы лука: оболочка, поры, вакуоль, цитоплазма, ядро, ядрышко. | Объясняют роль минеральных веществ и воды, входящих в состав клетки. Различают органические и неорганические вещества, входящие в состав клетки. Ставят биологические эксперименты по изучению химического состава клетки. Учатся работать с лабораторным оборудованием Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки. Учатся готовить микропрепараты. Наблюдают части и органоиды клетки под микроскопом, описывают и схематически изображают их | Табл. «Растительная клетка и ее строение» | письменная | §2, с. 17 – 19 | ||||
3 (5) | Клетка и её строение: пластиды. Демонстрация микропрепаратов пластид под микроскопом. | комбинированный | Пластиды, пигменты. Хлоропласты, хлорофилл. | Выделяют существенные признаки строения клетки. Различают на таблицах и микропрепаратах части и органоиды клетки | Табл. «Растительная клетка и ее строение» | фронтальная | §2, с. 19 - 20 | ||||
4 (6) | Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. | комбинированный | Значение движения цитоплазмы. Изменение ядра и цитоплазмы при делении. Межклетники, межклеточное вещество. Хромосомы. | Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки. Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Выделяют существенные признаки процессов жизнедеятельности клетки | мультимедиа | письменная | §3 | ||||
5 (7) | Понятие «ткань». Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей. | Комбинированный, обобщающий | Ткань. Виды тканей: образовательные, покровные, механические, проводящие, основные. Функции основных видов тканей. | Определяют понятие «ткань». Выделяют признаки, характерные для различных видов тканей. Отрабатывают умение работать с микроскопом и определять различные растительные ткани на микропрепаратах | мультимедиа | фронтальная | §4 | ||||
Царство Бактерии (3 часа) | |||||||||||
1 (8) | Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. | вводный | Многообразие прокариот, их происхождение, свойства, особенности строения и жизнедеятельности. | Выделяют существенные признаки бактерий | мультимедиа | Табл. «Бактерии» | фронтальная | §5, с. 30-32 | |||
2 (9) | Размножение бактерий. | комбинированный | Образование спор | Обсуждают биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности и размножения бактерий | письменная | §5, с. 32-34 | |||||
3 (10) | Разнообразие бактерий, их распространение в природе | комбинированный | Симбиоз. Значение бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, клубеньковые, молочнокислые, болезнетворные. | Определяют понятия: «клубеньковые (азотфиксирующие) бактерии», «симбиоз», «болезнетворные бактерии», «эпидемия». Объясняют роль бактерий в природе и жизни человека | презентация | текущая | §6 | ||||
Царство Грибы (4 часа) | |||||||||||
1 (11) | Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи). | вводный | Признаки царства Грибы. Строение грибов, грибница (мицелий), разнообразие грибов по способу питания: сапрофиты и паразиты. | Выделяют существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объясняют роль грибов в природе и жизни человека | фронтальная | §7 | |||||
2 (12) | Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы Шатурского края. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека. Л.р. №6. Изучение строения тел шляпочных грибов | Комбинированный с элементами практикума | Мицелий, микориза, плодовое тело, шляпка. Шляпочные грибы (съедобные и несъедобные). Обмен веществ, разложение. | Различают на живых объектах и таблицах съедобные и ядовитые грибы. Осваивают приёмы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | презентация | Табл. «Шляпочные грибы» | письменная | §8 | |||
3 (13) | Дрожжи, плесневые грибы. Грибы – паразиты Л.р. №7 Рассмотрение дрожжей и мукора под микроскопом | Урок-практикум | Плесневые грибы: мукор и пеницилл. Дрожжи. Головня, спорынья, грибы трутовики – меры профилактики заражения с/х растений | Готовят микропрепараты и наблюдают под микроскопом строение мукора и дрожжей. Сравнивают увиденное под микроскопом с приведённым в учебнике изображением. Определяют понятие «грибы‑паразиты». Объясняют роль грибов‑паразитов в природе и жизни человека | мультимедиа | Табл. «Плесневые грибы. Дрожжи» «Грибы-паразиты» | письменная | §9,10 | |||
4 (14) | Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека | комбинированный | Многообразие лишайников: кустистые, листоватые и накипные, размножение и значение. | Определяют понятия: «кустистые лишайники», «листоватые лишайники», «накипные лишайники». Находят лишайники в природе | презентация | Табл. «Лишайники» | фронтальная | §13 | |||
Царство Растения (8 часов) | |||||||||||
1 (15) | Растения. Ботаника – наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений. | вводный | Характерные признаки царства растений (фотосинтез, наличие клеточной стенки, пигментов, неограниченный рост и др.); систематика растений. Эволюция растений. | Определяют понятия: «ботаника», «низшие растения», «высшие растения», «слоевище», «таллом». Выделяют существенные признаки растений. Выявляют на живых объектах и таблицах низшие и высшие растения, наиболее распространённые растения, опасные для человека растения. Сравнивают представителей низших и высших растений. Выявляют взаимосвязи между строением растений и их местообитанием | фронтальная | §11 | |||||
2 (16) | Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые). Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных водорослей. Л.р. №8. Знакомство с многообразие зелёных одноклеточных и многоклеточных водорослей (на местных видах). | Комбинированный + практикум | Основные признаки водорослей. Слоевище (таллом), ризоиды, хроматофор. Зеленые, бурые, красные водоросли. Значение водорослей в природе и жизни человека. Хламидомонада, хлорелла. | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Готовят микропрепараты и работают с микроскопом. | презентация | Табл. «Одноклеточная зеленая водоросль хламидомонада» | текущая | §12, с.58-61 | |||
3 (17) | Строение многоклеточных водорослей. Многообразие видов в озерах Шатурского района. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей. | комбинированный | Улотрикс, спирогира, ульва, нителла, ламинария, филлофора, порфира | Выделяют существенные признаки водорослей. Работают с таблицами и гербарными образцами, определяя представителей водорослей. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обосновывают необходимость охраны водорослей. | мультимедиа | Табл. «Многоклеточная зеленая водоросль улотрикс» | фронтальная | §12, с. 61-67 | |||
4 (18) | Мхи. Значение мха в формировании болот на примере Шатурского края. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение. Л.р. №9. Изучение строения мха (на местных видах). | Урок-практикум | Печеночные (риччия, маршанция) и листостебельные (кукушкин лен, сфагнум) мхи | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль мхов природе и жизни человека | мультимедиа | Табл. «Зеленый мох кукушкин лен» «Мох сфагнум» | письменная | §14 | |||
5 (19) | Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие видов на территории Шатурского края, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана. Л.р. №10. Изучение строения спороносящего папоротника (хвоща) (на местных видах). | Комбинированный с элементами практикума | Вайи, корневище, спорангии. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Сравнивают разные группы высших споровых растений и находят их представителей на таблицах и гербарных образцах. Объясняют роль папоротников, хвощей и плаунов в природе и жизни человека | презентация | Табл. «Папоротник щитовник мужской» «Хвощ и плаун» | письменная | §15 | |||
6 (20) | Голосеменные. Многообразие голосеменных на территории Шатурского района. Их строение. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана. Демонстрация строения хвои и шишек хвойных (на примере местных видов). | комбинированный | Особенности строения: появление семян, развитие корневой системы. Разнообразие голосеменных. Женская шишка, мужская шишка. | Выделяют существенные признаки голосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. Объясняют роль голосеменных в природе и жизни человека | Презентация + мультимедиа | Табл. «Сосна обыкновенная» | фронтальная | §16 | |||
7 (21) | Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. | комбинированный | Многообразие: деревья, кустарники, травы; однолетние, двулетние и многолетние. | Выполняют лабораторную работу. Выделяют существенные признаки покрытосеменных растений. Описывают представителей голосеменных растений с использованием живых объектов, таблиц и гербарных образцов. | презентация | текущая | §17 | ||||
8 (22) | Значение цветковых в природе и жизни человека. | обобщающий | Применение покрытосеменных растений в жизни человека | Объясняют роль покрытосеменных в природе и жизни человека | фронтальная | §17 | |||||
Строение и многообразие покрытосеменных растений (16 часов) | |||||||||||
1 (23) | Строение семян двудольных растений | вводный | Двудольные, однодольные. Строение семян: семенная кожура, семядоли, зародыш, эндосперм, семяножка, микропиле. Особенности строения семян двудольных и однодольных растений. | Определяют понятия: «однодольные растения», «двудольные растения», «семядоля», «эндосперм», «зародыш», «семенная кожура», «семяножка», «микропиле». Отрабатывают умения, необходимые для выполнения лабораторных работ. Изучают инструктаж‑ памятку последовательности действий при проведении анализа | презентация | Табл. «Семена двудольных растений» | фронтальная | §18, с. 92-93 | |||
2 (24) | Строение семян однодольных растений Л.р. №11. Изучение строения семян двудольных и однодольных растений. | Комбинированный + практикум | Закрепляют понятия из предыдущего урока. Применяют нструктаж‑памятку последовательности действий при проведении анализа строения семян | Мультимедиа + презентация | Табл. «Семена однодольных растений» | письменная | §18, с.93-95 | ||||
3 (25) | Виды корней и типы корневых систем. Демонстрация внешнего и внутреннего строения корня. Л.р. №12. Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы (на местных видах) | Урок-практикум | Корни: главный, боковые, придаточные. Корневая система: стержневая и мочковатая. | Определяют понятия: «главный корень», «боковые корни», «придаточные корни», «стержневая корневая система», «мочковатая корневая система». Анализируют виды корней и типы корневых систем | презентация | Табл. «Развитие проростка со стержневой корневой системой», «Развитие проростка с мочковатой корневой системой», «Корневые системы и условия обитания» | письменная | §19 | |||
4 (26) | Строение корня. | комбинированный | Зоны корня: корневой чехлик, зона деления, зона роста (растяжения), зона всасывания, зона проведения. | Определяют понятия: «корневой чехлик», «корневой волосок», «зона деления», «зона растяжения», «зона всасывания», «зона проведения». Анализируют строение корня | мультимедиа | Табл. «Внешнее и внутреннее строение корня» | текущая | §20 | |||
5 (27) | Видоизменение корней. | Комбинированный | Корнеплоды, корневые клубни, воздушные корни и дыхательные корни. | Определяют понятия: «корнеплоды», «корневые клубни», «воздушные корни», «дыхательные корни». Устанавливают причинно ‑следственные связи между условиями существования и видоизменениями корней | Мультимедиа + презентация | Табл. «Видоизменения корней. Корнеплоды» | фронтальная | §21 | |||
6 (28) | Побег. Листорасположение. | комбинированный | Побег. Узлы. Междоузлия. Пазухи листа. Листорасположение: очередное (спиральное), супротивное, мутовчатое. | Определяют понятия: «побег», «узел», «междоузлие», «пазуха листа», «очередное листорасположение», «супротивное листорасположение», «мутовчатое расположение». | Мультимедиа + презентация | Табл. «Листорасположение», «Разнообразие побегов» | письменная | §22, с. 107 | |||
7 (29) | Почки и их строение. Рост и развитие побега. Демонстрация Строение почек (вегетативной и генеративной) | комбинированный | Почки: верхушечная, пазушная, придаточная. Вегетативная и генеративная почки – особенности строения | Определяют понятия: «почка», «верхушечная почка», «пазушная почка», «придаточная почка», «вегетативная почка», «генеративная почка», «конус нарастания. Анализируют результаты лабораторной работы и наблюдений за ростом и развитием побега | Мультимедиа + презентация | Табл. «Почки, их строение», «Развитие побега из почки» | фронтальная | §22, с. 108-112 | |||
8 (30) | Внешнее строение листа. Жилкование. Демонстрация Строение листа. | комбинированный | Внешнее строение: листовая пластинка, черешок. Виды листьев: черешковые и сидячие, простые и сложные. Жилкование: сетчатое, параллельное, дуговое. | Определяют понятия: «листовая пластинка», «черешок», «черешковый лист», «сидячий лист», «простой лист», «сложный лист», «сетчатое жилкование», «параллельное жилкование», «дуговое жилкование». Заполняют таблицу по результатам изучения различных листьев | презентация | Табл. «Внешнее строение листа», «Листья простые и сложные» | письменная | §23 | |||
9 (31) | Клеточное строение листа. | комбинированный | Клеточное строение листа: покровная ткань (кожица, строение и расположение устьиц), столбчатая и губчатая основные ткани, проводящая ткань жилок (ситовидные трубки и сосуды), механическая ткань (волокна). | Определяют понятия: «кожица листа», «устьица», «хлоропласты», «столбчатая ткань листа», «губчатая ткань листа», «мякоть листа», «проводящий пучок»,сосуды» «ситовидные трубки», «волокна», «световые листья», «теневые листья». | мультимедиа | Табл. «Микроскопическое строение листа» | текущая | §24 | |||
10 (32) | Видоизменение листьев. | комбинированный | Световые и теневые листья | Определяют понятия: «видоизменения листьев» | презентация | письменная | §25 | ||||
11 (33) | Строение стебля Демонстрация Макро – микростроения стебля | комбинированный | Функции стебля. Участки стебля: кора, камбий, древесина, сердцевина, луб, сердцевинные лучи. Клеточное строение стебля: покровные ткани стебля (кожица, пробка), механическая ткань (лубяные волокна, волокна древесины), проводящая ткань (ситовидные трубки, сосуды), образовательная ткань. | Определяют понятия: «травянистый стебель», «деревянистый стебель», «прямостоячий стебель», «вьющийся стебель», «лазающий стебель», «ползу‑ чий стебель», «чечевички», «пробка», «кора», «луб», «ситовидные трубки», «лубяные волокна», «камбий», «древесина», «сердцевина», «сердцевинные лучи». | мультимедиа | Табл. «Внутреннее строение стебля липы», «Строение древесины и луба липы» | фронтальная | §26 | |||
12 (34) | Видоизменённые побеги. Многообразие стеблей. Л.р. №13. Изучение видоизменённых побегов (корневище, клубень, луковица) (на местных видах). | Комбинированный + практикум | Корневище, клубень, луковица. | Определяют понятия: «видоизменённый побег», «корневище», «клубень», «луковица». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты | мультимедиа | Табл. «Видоизмененные побеги (корневище, луковицы).» | текущая | §27 | |||
13 (35) | Цветок и его строение. Л.р. №14. Изучение строения цветка | Урок-практикум | Строение цветка: околоцветник (простой, двойной), чашечка, венчик, пестик (рыльце, столбик, завязь), тычинка (тычиночная нить, пыльник), цветоложе, цветоножка. | Определяют понятия: «пестик», «тычинка», «лепестки», «венчик», «чаше‑ листики», «чашечка», «цветоножка», «цветоложе», «простой околоцветник», «двойной околоцветник», «тычиночная нить», «пыльник», «рыльце», «столбик», «завязь», «семя‑ зачаток», «однодомные растения», «двудомные растения». Выполняют лабораторную работу и обсуждают её результаты | мультимедиа | Табл. «Строение цветка» «Разнообразие цветков» | письменная | §28 | |||
14 (36) | Соцветия Демонстрация Различные виды соцветий | комбинированный | Биологическое значение соцветий | Заполняют таблицу по результатам работы с текстом учебника и дополнительной литературой | Мультимедиа + презентация | Табл. «Простые соцветия», «Сложные соцветия» | фронтальная | §29 | |||
15 (37) | Плоды и их классификация Демонстрация Сухие и сочные плоды | комбинированный | Функции плода. Виды плодов: ягодовидные (ягода, яблоко, тыквина гесперидий (померанец), костянковидные (костянка, многокостянка), ореховидные (орех, желудь, семянка, зернока), коробочковидные (коробочка, стручок, боб, стручочек). Сухие и сочные плоды, односемянные и многосемянные | Определяют понятия: «околоплодник», «простые плоды», «сборные плоды», «сухие плоды», «сочные плоды», «односемянные плоды», «многосемянные плоды», «ягода», «костянка», «орех», «зерновка», «семянка», «боб», «стручок», «коробочка», «соплодие». Выполняют лабораторную работу. Анализируют и сравнивают различные плоды. Обсуждают результаты работы | мультимедиа | Табл. «Сухие плоды» «Сочные плоды» | письменная | §30 | |||
16 (38) | Распространений плодов и семян. | обобщающий | Способы распространения плодов: с помощью ветра, с помощью животных. | Работают с текстом учебника, коллекциями, гербарными экземплярами. Наблюдают за способами распространения плодов и семян в природе. Готовят сообщение «Способы распространения плодов и семян и их значение для растений» | Табл. «Распространение плодов и семян» | письменная | §31 | ||||
Жизнь растений (15 часов) | |||||||||||
1 (39) | Основные процессы жизнедеятельности | вводный | Химический состав растений – минеральные и органические вещества, белки, жиры, углеводы. | Определяют понятие: «основные процессы жизнедеятельности», «рост», «питание», «дыхание», «размножение» | текущая | §32 | |||||
2 (40) | Минеральное и воздушное питание растений | комбинированный | Минеральное питание. Корневое давление. Почва, плодородие. Удобрения. | Определяют понятия: «минеральное питание», «корневое давление», «почва», «плодородие», «удобрение». Выделяют существенные признаки почвенного питания растений. Объясняют необходимость восполнения запаса питательных веществ в почве путём внесения удобрений. Оценивают вред, наносимый окружающей среде использованием значительных доз удобрений. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты окружающей среды, соблюдения правил отношения к живой природе | мультимедиа | Табл. «Минеральное питание растений» | фронтальная | §33 | |||
3 (41) | Фотосинтез. Демонстрация Получения вытяжки хлорофилла. Демонстрация опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала. | комбинированный | Фотосинтез. Условия для образования крахмала. Необходимые вещества для фотосинтеза и продукты. | Выявляют приспособленность растений к использованию света в процессе фотосинтеза. Определяют условия протекания фотосинтеза. Объясняют значение фотосинтеза и роль растений в природе и жизни человека | мультимедиа | Табл. «Выделение кислорода в процессе фотосинтеза» «Фотосинтез растений» | письменная | §34 | |||
4 (42) | Основные процессы жизнедеятельности (дыхание). Обмен веществ и энергии. Демонстрация Дыхание растений | комбинированный | Значение дыхания. Приспособления растений для дыхания. Взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза. Биологическое значение рыхления. | Выделяют существенные признаки дыхания. Объясняют роль дыхания в процессе обмена веществ. Объясняют роль кислорода в процессе дыхания. Раскрывают значение дыхания в жизни растений. Устанавливают взаимосвязь процессов дыхания и фотосинтеза | письменная | §35 | |||||
5 (43) | Испарение воды. Демонстрация Испарение воды листьями | комбинированный | Значение испарения для жизни растений. Факторы окружающей среды, влияющие на испарение. Листопад. | Определяют значение испарения воды и листопада в жизни растений | мультимедиа | Табл. «Листопад» | фронтальная | §36 | |||
6 (44) | Основные процессы жизнедеятельности (развитие) Л.р. №15. Передвижение воды и минеральных веществ по древесине. Демонстрация Передвижение органических веществ по лубу | Урок-практикум | Передвижение воды и питательных веществ в растении. Сосудистые пучки. | Объясняют роль транспорта веществ в процессе обмена веществ. Объясняют механизм осуществления проводящей функции стебля. Объясняют особенности передвижения воды, минеральных и органических веществ в растениях. Проводят биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объясняют их результаты. Приводят доказательства (аргументируют) необходимости защиты растений от повреждений | письменная | §37 | |||||
7 (45) | Условия прорастания семян, питание проростков Демонстрация опытов, доказывающих значение воды, воздуха и тепла для прорастания семян; Демонстрация Питания проростков запасными веществами семени. Л.р. №16. Определение всхожести семян растений и их посев. | Урок-практикум | Температура, влажность, свет, воздух. Правила посева семян, сроки посева и глубина заделки. Рост и питание проростка. | Объясняют роль семян в жизни растений. Выявляют условия, необходимые для прорастания семян. Обосновывают необходимость соблюдения сроков и правил проведения посевных работ | мультимедиа | Табл. «Прорастание семян» | письменная | §38 | |||
8 (46) | Экскурсия «Зимние явления в жизни растений Шатурского края». | Урок-экскурсия | Выполняют практические задания в ходе экскурсии | текущая | отчет | ||||||
9 (47) | Рост растений. | комбинированный | Верхушечный рост корня. Развитие побега из почки. Развитие растения. Этапы развития: зародыш, молодое растение, взрослое растение, размножение, старение. | фронтальная | § 39 | ||||||
10 (48) | Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. | комбинированный | Бесполое размножение: спорообразование и вегетативное. Особенности полового размножения. Размножение водорослей одноклеточных и многоклеточных. | Определяют значение размножения в жизни организмов. Характеризуют особенности бесполого размножения. Объясняют значение бесполого размножения. Раскрывают особенности и преимущества полового размножения по сравнению с бесполым. Объясняют значение полового размножения для потомства и эволюции органического мира | мультимедиа | Модель-аппликация | фронтальная | §40, 41 (с. 192-195) | |||
11 (49) | Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. | комбинированный | Размножение мхов. Заросток, предросток, зооспора. | Определяют понятия: «заросток», «предросток». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений | мультимедиа | текущая | §41, с. 195-196 | ||||
12 (50) | Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. | комбинированный | Размножение папоротников. Спорангий. | Определяют понятия: «зооспора», «спорангий». Объясняют роль условий среды для полового и бесполого размножения, а также значение чередования поколений у споровых растений | мультимедиа | фронтальная | §41, с. 196-198 | ||||
13 (51) | Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. | комбинированный | Размножение голосеменных растений. Пыльцевой мешочек, пыльца, пыльцевая трубка. | Определение понятий: «пыльца», «пыльцевая трубка», «пыльцевое зерно», «зародышевый мешок», «пыльцевход», «центральная клетка», «двойное оплодотворение», опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян | мультимедиа | письменная | §42 | ||||
14 (52) | Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. Л.р. №17. Вегетативное размножение комнатных растений | Комбинированный + практикум | Вегетативное размножение покрытосеменных растений – способы: черенкование, ползучими побегами, отводками, подземными видоизмененными побегами. | Определяют понятия: «черенок», «отпрыск», «отводок», «прививка», «культура тканей», «привой», «подвой». Объясняют значение вегетативного размножения покрытосеменных растений и его использование человеком | мультимедиа | Таблицы, посвященные вегетативному размножению | письменная | §43 | |||
15 (53) | Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение. | обобщающий | Особенности полового размножения. Двойное оплодотворение. Способы опыления: самоопыление и перекрестное опыление. | Определение понятий: «центральная клетка», «двойное оплодотворение», опыление», «перекрёстное опыление», «самоопыление», «искусственное опыление». Объясняют преимущества семенного размножения перед споровым. Сравнивают различные способы опыления и их роли. Объясняют значение оплодотворения и образования плодов и семян | презентация | Табл. «Оплодотворение у цветковых растений» | текущая | §44 | |||
Классификация растений (7 часов) | |||||||||||
1 (54) | Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. | вводный | Вид – род – семейство – порядок – класс – отдел – царство. Сорт. | Определяют понятия: «вид», «род», «семейство», «класс», «отдел», «царство». | фронтальная | §45 | |||||
2 (55) | Знакомство с классификацией цветковых растений | комбинированный | Деление покрытосеменных растений на классы и семейства. | Выделяют признаки, характерные для двудольных и однодольных растений | мультимедиа | Табл. «Классификация покрытосеменных растений» | текущая | §46 | |||
3 (56) | Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Крестоцветные (Капустные). Разнообразие растений семейства Крестоцветных родного края. Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. | Комбинированный + практикум | Отличительные особенности семейства. | Выделяют основные особенности растений семейств Крестоцветные. Знакомятся с определительными карточками | презентация | Табл. «Семейство крестоцветных. Редька дикая» | письменная | §47 | |||
4 (57) | Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Розоцветные и семейства Пасленовые. Разнообразие растений семейства Розоцветных и Пасленовых родного края. Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. | Комбинированный + практикум | Корневая шейка. Отличительные особенности семейства. | Выделяют основные особенности растений семейств Розоцветные и Пасленовые. Знакомятся с определительными карточками | Презентация + мультимедиа | Табл. «Семейство розоцветных. Шиповник коричный» «Семейство пасленовых. Паслен черный» | письменная | §48, 49 | |||
5 (58) | Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика семейства Мотыльковые (Бобовые) и семейства Сложноцветные (Астровые). Разнообразие растений семейства Сложноцветных родного края. Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. Л.р. №18. Выявление признаков семейства по внешнему строению растений. | Урок- практикум | Отличительные особенности семейства. | Выделяют основные особенности растений семейств Бобовые и Сложноцветные. Выполняют лабораторную работу. | Мультимедиа + презентация | Табл. «Семейство бобовых. Горох посевной» «Семейство сложноцветных. Одуванчик лекарственный» | фронтальная | §50, 51 | |||
6 (59) | Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных. Разнообразие растений семейства Лилейных и Злаковых родного края. Демонстрация живых и гербарных растений, районированных сортов важнейших сельскохозяйственных растений. | Урок-практикум | Отличительные особенности семейства. | Выделяют основные особенности растений семейств Злаковые и Лилейные. Определяют растения по карточкам | мультимедиа | Табл. «Семейство лилейных. Тюльпан лесной» «Семейство злаковых. Пшеница» | письменная | §52, 53 | |||
7 (60) | Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народно-хозяйственное значение. Экскурсия «Ознакомление с выращиванием растений в защищенном грунте» | Урок-экскурсия | Растения и с/х. | Готовят сообщения на основе изучения текста учебника, дополнительной литературы и материалов Интернета об истории введения в культуру и агротехнике важнейших культурных двудольных и однодольных растений, выращиваемых в местности проживания школьников. Выполнение практических заданий в ходе экскурсии. | текущая | отчет | |||||
Природные сообщества (6 часов) | |||||||||||
1 (61) | Основные экологические факторы и их влияние на растения. | вводный | Понятие экологических факторов: биотические, абиотические, антропогенные. Экологические группы растений по отношению к свету и влаге. | Определяют понятия: «абиотические факторы», «биотические факторы», «антропогенные факторы». Анализируют связи организмов со средой обитания. Характеризуют влияние деятельности чело‑ века на природу | мультимедиа | Табл. «Растения влаголюбивые. Водные растения» «Растения засухоустойчивые» | фронтальная | §54 | |||
2 (62) | Характеристика основных экологических групп растений. Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп. Л.р. №19. Изучение особенностей строения растений различных экологических групп Шатурского района. | Комбинированный + практикум | Воздухоносная ткан. Гидатоды. Классификация растений по отношению к свету и влаге. | Анализируют и сравнивают экологические факторы. Отрабатывают навыки работы с текстом учебника | Табл. «Растения теневыносливые» «Растения холодостойкие» | письменная | §55 | ||||
3 (63) | Растительные сообщества и их типы. Разнообразие растительных сообществ на территории Шатурского края. | комбинированный | Растительность. Типы растительности. | Определяют понятия: «растительное сообщество», «растительность», ярусность». Характеризуют различные типы растительных сообществ. | Презентация + мультимедиа | письменная | §56 | ||||
4 (64) | Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. | комбинированный | Ярусность. Паразитизм. | Устанавливают взаимосвязи в растительном сообществе | мультимедиа | письменная | §57, с. 275-277 | ||||
5 (65) | Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества Шатурского района и влияние природной среды на человека. | комбинированный | Развитие растительных сообществ. | Определяют понятие «смена растительных сообществ». | фронтальная | §57, с. 277-280 | |||||
6 (66) | Экскурсия «Природное сообщество и человек. Фенологические наблюдения за весенними явлениями в природных сообществах». | Урок-экскурсия | Работают в группах. Подводят итоги экскурсии (отчёт) | текущая | отчет | ||||||
Развитие растительного мира (2 часа) | |||||||||||
1 (67) | Многообразие покрытосеменных растений Шатурского края и их происхождение. Доказательства исторического развития растений. Основные этапы развития растительного мира. Демонстрация отпечатков ископаемых растений | вводный | Методы изучения древних растений. Изменение и развитие растительного мира. Основные этапы развития растительного мира. Эволюция растений. | Обсуждают отчёт по экскурсии. Обсуждают основные этапы развития растительного мира. | мультимедиа | фронтальная | §58 | ||||
2 (68) | Господство покрытосеменных в современном растительном мире. Влияние деятельности человека на растительные сообщества на примере Шатурского края. | комбинированный | Влияние хозяйственной деятельности на растительный мир. Охрана растений. | Определяют понятия: «заповедник», «заказник», «рациональное природопользование». Выбирают задание на лето | §59 |