Мастер класс для педагогов: «Тингатинга» как одна из форм нетрадиционной техники изобразительного искусства
Мастер класс для педагогов на тему:
«Тингатинга», как одна из форм нетрадиционной техники изобразительного искусства»
Цель: повышение профессионального мастерства педагогов рисованием животных в африканском живописном стиле тингатинга;
Задачи: - Познакомить с современным медитативным рисованием в технике тингатинга;
- Воспитывать интерес к искусству, к различным видам творчества из зарубежья;
- Развивать эстетический и художественный вкус, творческую и познавательную активность.
- Вызвать положительные эмоции от художественной деятельности, интерес к изобразительному творчеству.
Форма проведения мастер-класса:
-с педагогами и для них без участия детей;
-лекция с элементами презентации +практическая работа.
Оформление:
- работы детей и педагога в технике тингатинга;
- методические материалы.
Материалы и инструменты для работы:
- бумага для рисования;
-гуашь;
- кисточки;
- ватные палочки;
- баночка с водой;
- салфетка для рук.
Ход мастер-класса.
Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема нашего мастер класса: «Тингатинга, как одна из форм нетрадиционной техники изобразительного искусства». Актуальность мастер – класса: нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания, это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать. А самое главное проявить самовыражение.
И появляются новые нетрадиционные способы рисования, которые мы узнаем не сразу, а с течением времени внедряем их в образовательную деятельность. Одной из таких техник является тингатинга. Актуальность выбранной темы заключается в том, чтобы распространить такую идею рисования для педагогов. Так как не все еще знают о такой интересной технике. Тингатинга – это стиль африканского искусства, где все изображения как будто выполнены детской рукой. Появилась она в 60-х годах в Танзании в Восточной Африке. Эта техника носит название «Тингатинга» по имени основателя – африканца Эдуарда Саиди Тингатинга, из племени Макуа.
Начать мы хотели бы с высказывания Нормана Дугласа «Если хотите увидеть творческие способности ребенка, тогда на время перестаньте давать ему игрушки, а давайте им в руки краски и кисточки»
Теоретическая часть. Все дети любят рисовать. Творчество для них это отражение душевной работы. Чувства, разум, глаза и руки – инструменты души. Сталкиваясь с красотой и гармонией мира, изведав при этом чувство восторга и восхищения, они испытывают желание “остановить прекрасное мгновенье”, отобразив свое отношение к действительности на листе бумаги. Рисование для ребенка – радостный, вдохновенный труд, к которому его не надо принуждать, но очень важно стимулировать и поддерживать малыша, постепенно открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Но интерес у детей теряется, когда мы в детском саду рисуем просто «как нужно», «как надо». И чтобы интерес к рисованию не терялся, мы придумываем, и ищем другие нетрадиционные технологии рисования. И Вашему вниманию хотим представить мастер – класс, который некоторым не знаком. Данное направление живописи родилось в Африке в 60-х г.г. прошлого столетия. Его основателем был Эдуардо Саиди Тингатинга и эту технику рисования назвали в его честь. Точную дату создания первой картины узнать практически невозможно, считается, что она была создана в период между 1965-68 г.г. Изначально все работы были размером примерно 60х60 см, что привело к тому, что в некоторых источниках тингатинга именуется «квадратной живописью». Первые картины рисовались на картоне, а также на стенах домов. Надо отметить, что до сих пор искусство создания красочных рисунков на стенах зданий процветает в Танзании – это наружная реклама.
Для создания картин использовались краски, которыми красили автомобили и велосипеды – эмаль. В дальнейшем художники пробовали переходить на другие краски, но все равно до сих пор излюбленными являются эмалевые и акриловые. С успехом они освоили и другой материал – холст, который уже давно используют для создания картин тингатинга.
После очередной серии выставок к Эдуардо Тингатинга стали присоединяться его родственники и ближайшие друзья, осваивая навыки создания картин. Так образовалась небольшая артель художников. Одни из них воссоздавали уже придуманные однажды сюжеты, другие рисовали что-то свое. Именно поэтому сейчас сложно достоверно датировать ранние работы тингатинга, также как и идентифицировать, в ряде случаев, кому они принадлежат.
70-е годы – это время взлета живописного стиля. Школа тингатинга, основанная простым крестьянином без образования, получает признание уже на государственном уровне, ей присваивается статус почти что «академического» искусства, «визитной карточки» Танзании.
Рассаказ о технике. Несмотря на то, что эта живопись постоянно развивается и приобретает новые сюжеты, выделяются некие общие черты1:
как правило, одноцветный фон с небольшим количеством оттенков;
основной мотив наносится с помощью простых и четких линий и, как правило, занимает почти весь фон;
отсутствие перспективы;
размашистость и зачастую повторяющийся рисунок линий придает изображению характер живого экспрессивного орнамента.
Особенность данной техники состоит в том, что она позволяет детям быстро достичь художественного творческого результата, привлекает к себе яркими красками и необычностью рисунков.
Практическая часть. Сейчас мы попросим выйти группу из 3 человек. У каждого в группе есть темы связанные с темой «Животные» или «Животные разных стран», и поэтому Вам пригодится то, что мы будем сейчас творить.
И, так мы начинаем наше увлекательное путешествие в страну под название Африка!
шаг. Располагаем лист в горизонтальном формате и простым карандашом рисуем линию горизонта:
шаг. Используя заранее приготовленный шаблон животного – тигра, льва либо какого – нибудь африканского животного – располагаем его в центре на листе:
шаг. Далее обводим шаблон по контуру и срисовываем все детали животного:
шаг. После этого переходим к созданию фона. Тонируем верхнюю часть листа – это небо. Для этого используем гуашь насыщенных цветов. Например, синий, фиолетовый или сиреневый (либо любыми другими цветами):
Покрываем верхнюю часть листа в горизонтальном движении синтетической кистью, не затрагивая животного:
шаг. Даем немного времени просохнуть краске, далее приступаем к раскрашиванию нижней части листа в горизонтальном движении той же кистью, хорошенько промыв в воде. Для этого возьмем теплый насыщенный цвет: различные оттенки зеленой краски, например, салатовую, либо какой-то другой яркий оттенок зеленого (по желанию это можно сделать, используя палитру):
шаг. После завершения работы над фоном, приступаем к раскрашиванию тела животного. Для этого нам понадобится желтая краска ярких оттенков. Не закрашенными оставляем внутреннюю часть ушей, зону над зрачками, нижнюю часть морды, грудь, низ живота, кончики лап и хвоста. Раскрашивать лучше начинать с морды животного кистью.
шаг. Красками, используя кисть, раскрасим зону над зрачками, возле носа, грудь, низ живота, кончики лап и хвост, все той же кистью выполним контур (это делать не обязательно, займет определенное время, но зато будет выглядеть аккуратнее), прорисовку морды, лап и хвоста:
шаг. Кисточку продолжаем использовать, наносим точки на шкурку, если понадобится для данного животного:
шаг. Кисти отложим пока в сторону и дальше продолжаем работать, используя обычные ватные палочки, если нужны для данного животного. Сразу окунаем палочку в черную краску и наносим на животного:
шаг. Нарисуем белые и густые усы, если нужно для данного животного:
шаг. Картинку можно сделать интереснее, обогатив ее различными элементами. Например, нарисовать цветы, траву, деревья и даже птиц, сидящих на ветвях, как на картинах тингатинга. Использовать можно не только кисти, но и те же ватные палочки:
Вот и закончили работу при помощи новой техники с оригинальным названием тингатинга.
Такие необыкновенные и яркие рисунки получились у нас! Спасибо Вам! В заключение нашей встречи хочется пожелать творческих успехов Вам и вашим воспитанникам. Надеемся, Вам в работе пригодится эта интересная африканская техника.
Мы хотим подвести итог нашей встречи словами Г. Флобера: «Все цвета хороши, надо только уметь писать ими». Спасибо вам за плодотворный труд и совместное творчество!
Елена Гаврииловна Гончарова
Елена