Календарно-тематическое планирование по изодеятельности в рамках программы «Детство»
Календарно – тематическое планирование по изодеятельности в рамках программы «Детство» и парциальной программы И.А. Лыковой «Цветные ладошки»
Месяц | Тема | ООД | Содержание | Индивидуальная работа |
Сентябрь | Рисование предметное Игрушки | «Мой веселый звонкий мяч» | Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры. | Д/и «У кого какой цвет», «Подбери карандаш по цвету шарика» Цель: упражнять в умении произносить цвет правильно Упр-е «Олино колечко» Цель: упражнять в умении правильно держать карандаш, добиваясь свободного движения руки, замыкая линию в кольцо. Упр- е «Обведи форму плоской игрушки» Цель: упражнять в умении создавать контур рисунку, упражнять в умении держать карандаш не напрягая мышцы. |
Аппликация Игрушки | «Летите, шарики в небо» | Создание аппликативной композиции из ритмично расположенных готовых форм и аккуратное наклеивание на фон. Развивать чувства пространства на листе | Упр-е «Наклейки - игрушки» Цель: упражнять в умении располагать наклейки ровно наполочку Д/и «Подбери форму» Цель: закреплять знания геометрических форм, развивать творческое воображение | |
Лепка Ягоды | Ягодки на тарелочке | Создание пластической композиции из одного большого предмета (тарелочки) и 5-10 мелких (ягодок). Получение шарообразной формы разными приёмами. | Упр-е «Подели апельсин» Цель: упражнять в умении делить большой кусок на маленькие, пользоваться стекой Упр-е «Пальчик – мальчик помоги, мне кусочек оторви» Цель: упражнять в умении отрывать кусочки пластилина разными пальцами. Развивать моторику кисти | |
Рисование предметное Фрукты, овощи | «Ягодка за ягодкой» | Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками. | Упр-е «Яблочки на яблоне» Цель: упражнять в умении переносить краску соответствующего цвета на контур листа с помощью тампонов, воспитывать аккуратное обращение с красками Упр-е «Заборчик в саду» Цель: упражнять в умении рисовать карандашом вертикальные линии одного размера, закрепляя навыки умения держать правильно карандаш, не сильно сжимая пальцы. | |
Октябрь | Рисование декоративное Осень | «Разноцветный листопад» | Рисование осенних листьев приёмом «примакивания» тёплыми цветами (красным, жёлтым, оранжевым) | Д/и «Веселый, дождик» Цель: упражнять в умении рисовать кистью приемом примакивания, формировать навыки аккуратно обмакивать кисть всем ворсом Упр-е «Осенний ковер» Цель: упражнять в умении рисовать тампонами по мокрому, подбирая разные теплые цвета |
| Аппликация Осень | «Дождик, дождик пуще» | Аппликативное изображение тучи, рисование дождя карандашом. | Д/и «На что похожа фигура» Цель: закреплять знания геометрических форм, развивать творческое воображение |
Лепка Коллективная Осень | Грибная поляна | Создание коллективной композиции из грибов. Лепка грибов из 3-х частей (ножка, шляпка, полянка). Прочное и аккуратное соединение деталей. | Упр-е «Разноцветный заборчик» Цель: закреплять умения раскатывать пластилин между ладонями Лепка из теста «Солнышко» Цель: упражнять в умении расплющивать круглый кусок теста, присоединять к нему лучи из столбиков | |
Рисование предметное Мой дом | «Уютный дом» | Рисование композиции фигур прямоугольной формы разного размера, создавая единый образ – многоэтажный дом. | Упр-е «Обведи фигуру» Цель: закреплять знания детей о фигурах разной величины. Развивать глазомер. Наблюдение за домами на улице Цель: концентрировать внимание на расположение домов по одной линии горизонта Упр-е: Фонарный столб Цель: упражнять в умении рисовать длинные вертикальные линии, держа правильно карандаш | |
Ноябрь | Рисование Предметное Домашние животные | «Сидит кошка на окошке» | Рисование овальной формы, дорисовывание необходимых элементов, создание образа. | Рассматривание картинок «Домашние животные». Цель: уточнить формы домашних животных Упр-е «Уточки» Цель: упражнять в умении наклевать овалы друг к другу, соблюдая расположение по высоте и длине |
Аппликация Домашние животные | «Цыплятушки - ребятушки» | Наклеивание кругов разного размера друг на друга, создавая образ. Дорисовывание клюва, гребешка, глаза. | Упр-е «Гуси уснули» Цель: закреплять умения рисовать овальные формы, закрепляя навыки умения свободно двигать фломастером | |
Лепка Одежда | Нарядные бусы | Создание выразительных образов: раскатывание удлинённых цилиндров прямыми движениями ладоней и видоизменение формы – изгибание, свивание. | «Гусеница» Цель: упражнять в умении раскатывать круглые формы и соединять их в один образ Упр-е «Бусы для мамы» Цель: упражнять нанизывать шарики на гибкую нить. Развивать моторику. | |
| Рисование Предметное Одежда | Полосатые полотенца | Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий) | Упр-е «Нарядное платье для куклы» Цель: упражнять в умении наносить рисунок по замыслу в замкнутом пространстве, аккуратно пользоваться краской и хорошо смывать кисть перед использованием краски другого цвета Д/и «Собери коврик из кирпичиков» Цель: упражнять в умении ритмично чередовать узор |
Декабрь | Рисование По замыслу Зима | Узоры дедушки Мороза | Рисование хаотичных узоров в технике по мокрому. Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка. | Рассматривание узоров на стекле, на картинках Цель: знакомить детей с элементами зимних явлений Упр-е «Вей, вей ветерок» Цель: упражнять в умении свободно двигать карандашом в разном направлении |
Аппликация Зима | «Раз снежинка, два снежинка» | Наклеивание шестилучевых снежинок из трех полосок. | Конструирование из серпантина узоров «Волшебные снежинки» | |
Лепка Елка, елочные игрушки, Новый год | Игрушка под нашу елку | Моделирование игрушек (из 2-3 частей) для новогодней ёлки. Сочетание разных приёмов лепки: раскатывание округлых форм, соединение деталей, сплющивание и др. | Д/и «Что на елке растет в Новый год» Цель: упражнять в умении называть елочные игрушки Упр-е «Пряники на елку» Цель: упражнять в умении сплющивать округлые формы и наносить на них рисунки зубочисткой | |
Рисование Сюжетное Елка, елочные игрушки, Новый год | Праздничная елка | Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета. | Упр-е «Раскрашивание елочных игрушек» Цель: упражнять в умении наносить краски кисточкой на объемные предметы разной величины и формы, обмакивая только ворс кисточки и тщательно ее смывать. Трудовые поручения «Украсить елку» Цель: расширять знания детей о приготовлениях к празднику, способствовать хорошему настроению. | |
Январь | Рисование Сюжетное Зимние забавы | Сказочный снеговик | Рисование кругов, контрастных по размеру (диаметру). Создание образа снеговика, сказочной обстановки. Развитие чувства формы и ритма, глазомера и мелкой моторики. | Упр-е «Ком растет» Цель: упражнять в умении рисовать круглые формы, закручивая их в спираль, свободно держа фломастер в руках Рассматривание картины «Зимние забавы» Цель: знакомить с художественным творчеством иллюстраторов к книгам |
Аппликация Зимние забавы | Игра «Снежки» | Освоение техники обрывной аппликации, наклеивание рядом и друг на друга, создавая образ кучки. | Упр-е «Приготовь мороженное» Цель упражнять в умении обрывать углы квадратов до круглой формы Игра – эксперимент «Липнет снег – не липнет» Цель: закреплять знания детей о свойствах снега | |
Лепка Коллективная Сказочные персонажи | «Подарки для Робин Бобина» | Создание шуточной композиции по мотивам литературного произведения. Лепка отдельных изображений по замыслу (яблоки, орехи) и выкладывание их на общей основе (стол Робина Бобина). | Чтение стих. С последующим обсуждением «Робин Бобин…» Цель: знакомить детей с содержанием литературного произведения Лепка из теста «Колобок для Робина Бобина» Цель: развивать воображение, способствовать дополнять образ деталями (ножки и ручки, ротик) | |
Рисование сюжетное Сказочные персонажи | «Весёлый колобок» | Рисование по сюжету сказки «Колобок». Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки - на основе волнистой линии с петлями. Самостоятельное использование таких выразительных средств, как линия, форма, цвет. | Театр на фланелеграфе «Колобок» Цель знакомить с характерами персонажей сказок Упр-е «Дорожка колобка» Цель: упражнять в умении рисовать волнистые линии, свободно держа карандаш в руках | |
Февраль | Рисование композиция Мой город | «На улице моей» | Рисование предметов квадратной и прямоугольной формы. Создание композиции на основе линейного рисунка (Дома на дороге) | Конструирование «Городок» Цель: упражнять в умении выстраивать домики в линии, соединять различные формы конструкций Упр-е «Блоки для дома» Цель: упражнять в умении рисовать прямоугольные формы с помощью макета |
Аппликация Транспорт | «Ракета на старте» | Наклеивание готовых форм на темном фоне. Создание образа с помощью доклеивания мелких деталей (окно, полоски) в соответствии с пропорцией и их расположением. | Рассматривание альбома «Транспорт» Цель: расширять знания детей о видах транспорта Рассматривание иллюстраций на тему «Ракета» Цель: знакомить детей с деталями космической ракеты | |
| Лепка Предметное Семья | «Спи моя дочка - усни» | Моделирование образов спящего младенца. Лепка игрушки в стилистике пеленашек: туловище овоид (яйцо), голова – шар. | Лепка из теста «Посуда для семьи» Цель: упражнять в умении лепить предметы в последовательности от шарообразного до сплющивания |
Рисование Подготовка подарков папам | «Ракета в небе» Продолжение аппликации «Ракета на старте» | Создание композиций на цветном фоне с готовой поделкой. Рисование звезд желтых пятен (клякс) с дорисовкой | Рассматривание иллюстраций по теме «Ракета» Цель: расширять знания о специальной технике, ее форме, внешнем виде, функциональном назначении Упр-е «Клякса» Цель: упражнять в умении делать кляксы из разных видов краски (акварели, гуаши, туши), свободно конструируя из них образ с помощью дополнительных средств (зубочистки) | |
Март | Рисование сюжетное Подготовка подарка маме | «Цветок для мамы» | Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельный выбор цвета красок, размера кисточек и формата бумаги. | Конструирование из бумаги «Цветок - огонек» Цель: расширять знания о разновидностях цветов Упр-е «Засияй цветок» Цель: упражнять в умении раскрашивать объемные предметы, свободно владея кистью |
Аппликация Мамины помощники | «Лоскутное одеяло» | Создание образа лоскутного одеяла из красивых фантиков. | Рассматривание коллекции фантиков Цель: развивать воображение детей Моделирование фигур из геометрических форм «Танграм» Цель: упражнять в умении создавать образы из основных фигур. | |
Лепка предметная Дикие животные | «Зайка притаился» | Лепка фигурок, состоящих из частей разной формы и размера. Развитие чувства формы и пропорций. Деление пластилина на части с помощью стеки | Рассматривание альбома «Дикие животные» Театр игрушек «Заюшкина избушка» Цель: знакомить с характером сказочных персонажей Д/и «Найди и назови части животного» Цель: упражнять в умении видеть части в целом образе Упр-е «Что больше, что меньше» Цель: упражнять в умении сравнивать части по величине. Упр-е «Мишка косолапый» Цель: упражнять умения соединять части друг к другу | |
Рисование декоративное Дикие животные | Филимоновские игрушки | Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание». Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству. | Рассматривание коллекции филимоновских (дымковских) игрушек Цель: Развитие «зрительской» культуры и художественного вкуса, проявлять интерес к народному творчеству Д/и «Чей узор?» Цель: упражнять в умении различать филимоновские и дымковские элементы узора. Упр-е: «Подбери по цвету» Цель: упражнять в умении выбирать цвет народно-прикладных игрушек и называть его | |
Апрель | Рисование сюжетное Весна | Плыви, плыви кораблик | Составление композиции из нескольких элементов разной формы (ручеёк и кораблики). Развитие чувства формы и композиции | Раскрашивание сюжетных раскрасок «Весна» Цель: продолжать знакомить с приметами весны, умение передавать всю красоту окружающей природы Чтение и рассматривание иллюстраций А. Барто «Плыви, плыви, кораблик» Цель: закреплять умения детей рассматривать сюжетные иллюстрации Конструирование из бумаги «кораблик» Цель: знакомить с разнообразными формами и размерами корабликов |
Аппликация Весна | Сосулька | Создание техники - обрывная аппликация. Воспитание интереса к аппликации | Опыт «Освободи игрушку из ледяной камеры» Цель: продолжать знакомить со свойством льда – тает в тепле. Ручной труд – папье маше «Сосулька» Цель: развивать моторику, упражнять в умении рвать бумагу мелкими кусочками | |
Лепка декоративная | «Птица счастья» | Лепка птиц в стилистике народной игрушки: раскатывание шара оттягивание части материала для головы, прищипывание хвостика, вытягивание клювика. | Рассматривание картинок «Дымковская игрушка» Цель: закрепить знания о цветовой раскраске народно-прикладных изделий Д/и «Чей клюв» Цель: закрепление знаний о формах клюва птиц, развивать внимательность | |
Рисование предметное Мебель | «Бабушкина лавочка» | Рисование композиции из вертикальных и горизонтальных линий разной величины. Развитие чувства формы, пропорции. | Д/и «Моя комната» Цель: упражнять в умении ориентировать по схеме Рассматривание мебели в старинных избах Цель: знакомить с старинным бытом Упр-е «Самый высокий шкаф» Цель: упражнять в умении рисовать длинные непрерывистые линии. | |
Май | Рисование Коллективное Праздник | «Флажки на праздник» | Рисование флажков разной формы (прямоугольных, пятиугольных, полукруглых). Развитие чувства формы и цвета. | Рассматривание серии картин «Праздник» Цель: знакомить с разнообразными украшениями для праздников Конструирование «Гирлянда» Цель: упражнять в умении чередовать предметы в определенной последовательности. Упр-е «Обрисовка контуров» Цель: знакомить с сложными формами, закрепить умения их обследовать способом обводки пальцем, карандашом, фломастером, очерчивая точные линии. |
Аппликация Продукты | «Кач, кач, вот тебе калач» | Закрепление приемов наклеивания готовых форм, аккуратно расправляя на листе. | Чтение потешки «Ай, качи, качи» Цель: знакомить с продуктом – калач Упр-е «Кренделек» Цель: закреплять умения рисовать завитки, свободно владея карандашом, кистью | |
Лепка коллективное Продукты | «Эх, бараночки да прянички» | Раскатывание цилиндров (колбасок) разной толщины и длины с замыканием в кольцо, сплющивание цилиндров в пряник. Оформление изделий (посыпание манкой, маком и др.). Развитие глазомера и мелкой моторики. | Куличики из песка Цель: развивать моторику, упражнять в умении делать куличики-тортики из песка с украшением из природного материала Упр-е «Колечко» Цель: упражнять в умении раскатывать колбаску и закреплять концы | |
Рисование предметное Насекомые | «Божья коровка» | Рисование выразительного, эмоционального образа жука (божьей коровки), на основе зелёного листика, вырезанного воспитателем. Развитие чувства цвета и формы | Рассматривание божьей коровки Цель: знакомить с строением жуков Д/и «Найди домики для насекомых» Цель: закреплять знания о жизни насекомых Раскраска «Жуки и бабочки» Цель: упражнять в умении самостоятельно подбирать цвет к созданию образа, тщательно промывать кисть, просушивать ее перед нанесения другого цвета. |