12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кузьмина Ксения Игоревна38 КМС по плаванию, чемпионка России по плаванию, сертифицированный специалист по аква-аэробике, учитель по физической культуре (ССО), специалист по адаптированной физической культуре (ВО). Россия, Москва, Москва |
Календарно-тематическое планирование по адаптированной программе, 1 класс
Пояснительная записка
Физическая культура - неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и адаптивно-оздоровительных задач. Программа адаптивной физической культуры для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития 1 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 7-е издание, Москва «Просвещение» 2010. Физическая культура тесно взаимосвязана с нравственным воспитанием, занимает одно из ведущих мест в подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.
Характерной особенностью детей с тяжелыми множественными нарушениями развития является совокупность у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии. Так, например, у обучающихся с Детским Церебральным Параличом (ДЦП) часто наблюдаются нарушения работы дыхательной системы, а у обучающихся с синдромом Дауна часто диагностируются нарушения работы пищеварительной системы. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, или наоборот, ожирение различных степеней является сопутствующим заболеванием. Так же довольно часто наблюдаются нарушения осанки, деформация стоп, мышечная гипотония и многое другое.
Так же стоит отметить, что обучающимся с тяжелыми множественными нарушениями характерно недоразвитие интеллекта, в частности речи. Что, в свою очередь, приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и команд. Поэтому учителю физической культуры необходимо обязательно это учитывать при организации учебной работы. Учитель физкультуры, работающий с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития, успешно решит стоящие перед ним задачи только в том случае, если будет проводить урок опираясь на знания структуры дефекта каждого обучающегося, всех его сильных и слабых сторон. Учитель должен знать данные врачебных осмотров и иметь рекомендательные письма от лечащих врачей (с указанием противопоказаний к определенным видам физической нагрузки), вести работу в контакте с родителями, знать и понимать текущее состоянии здоровья ребенка, как психическое, так и физическое.
Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями и дети, нарушения которых, влекут за собой вспышки агрессии к самому себе или окружающим. Такие обучающиеся нуждаются в особом охранительном режиме и индивидуальном подходе, они не могут выполнять упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.
Учителю физической культуры начальных классов так же необходимо, при разработке программы для 1 классов, учитывать более длительный период адаптации к школе обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Учитывать каждую реакцию ребенка на то, или иное действие или обращение учителя, во избежание негативной реакции ребенка, и для выявления наиболее эффективного способа предоставления информации.
Программа ориентирует учителя на последовательное решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и адаптивно-оздоровительных задач физической культуры для обучающихся 1 классов с тяжелыми множественными нарушениями развития:
Адаптация обучающихся к новой форме работы, к новым правилам;
Социализация детей с ОВЗ;
Формирование поведенческих стереотипов при занятиях физической культурой;
Увеличение динамики прогресса психического и физического развития обучающихся;
Формирование и совершенствование различных двигательных умений и навыков;
Предупреждение деградации и стагнации развития;
Формирование навыка правильной осанки в положении сидя и стоя;
Развитие и совершенствование физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость);
Развитие чувства ритма и темпа;
Приобретение знаний в области гигиены;
Приобретение теоретических знаний по физической культуре;
Воспитание устойчивых морально-волевых качеств: самостоятельность, дисциплинированность, старательность;
Усвоение обучающимися речевого материала, используемого учителем на уроках физической культуры.
Среди показателей эффективности процесса обучения и воспитания обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями на уроках физической культуры важное значение имеет активность учащихся. При составлении программы по физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в каждый ее раздел стоит включать упражнения, требующие применения сформированных умений и навыков в более сложной форме (выполнение упражнений из различных исходных положений, увеличение скорости выполнения, коллективное выполнение упражнений и т.п.). Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов обучающиеся смогли овладеть основными двигательными умениям, получили необходимое количество знаний и включились в самостоятельную деятельность.
Распределение материала учебной программы носит условный характер. Учитель имеет право изменять сетку часов с учетом психологического состояния обучающихся, с учетом усвоения материала обучающимися, с учетом климатических условий (допускается проведение занятий на улице).
В программу по адаптированной физической культуре для 1 классов включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры. Часы занятий, предусмотренные программой, равномерно распределены между разделами программы.
Раздел «Легкая атлетика» для 1 классов традиционно включает ходьбу, бег, прыжки. Занятия легкой атлетикой способствуют формированию таких жизненно важных двигательных умений, как правильная ходьба, бег, прыжки. Особое значение навык правильной ходьбы имеет для обучающихся с ДЦП. Стоит отметить, что бег и прыжки могут быть в перечне противопоказаний при занятиях физической культурой для некоторых обучающихся. В этом случае бег заменяется различными видами ходьбы.
В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения общеразвивающего и корригирующего характера. Упражнения направлены на укрепление мышц спины, рук и ног. Так же включены пальчиковая гимнастика, для развития мелкой моторки, и дыхательная гимнастика, для профилактики заболеваний дыхательной системы и расслабления нервной системы. В программу включены также упражнения с предметами: массажные кольца и массажные мячи. Упражнения с этими предметами помогают эффективно развивать ловкость, а также способствуют профилактике плоскостопия. Упражнения в лазании и перелезании оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства.
Одним из важнейших разделов программы является раздел «Подвижные игры». Подвижные игры способствуют развитию у детей таких психических качеств: внимательность, сообразительность. Так же игры способствуют коллективным действиям, что в свою очередь обеспечивает успешную социализацию обучающихся 1 классов с тяжелыми множественными нарушениями развития. А также игры формируют благоприятный эмоциональный фон, для наибольшего включения обучающихся в работу на уроке.
В образовательной организации для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из трех основных частей: подготовительная, основная и заключительная (все части урока взаимосвязаны). На уроке физической культуры учитель традиционно использует такие способы объяснения упражнений: по показу, по рассказу, по рассказу и показу. Но для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями наиболее часто используется способ по рассказу и показу, т.к. такие обучающиеся медленнее усваивают информацию. Так же для обучающихся 1 классов учитель должен часто использовать такой приём, как похвала, несколько раз за урок для каждого обучающегося, с целью создания наиболее крепкой эмоциональной связи между учителем и обучающимся, а также для положительной самооценки обучающимся. Но при выборе способов, методов и педагогических приемов, учитель должен опираться на индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Уроки для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития допускается проводить с музыкальным сопровождением, в зависимости от целей и задач урока, и от психоэмоционального состояния обучающихся. Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1 классах определяется отношением ученика к занятиям, степенью прогресса формирования умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося, оценочной системы в 1 классах нет.
Учитель физической культуры должен иметь следующую документацию: программа (базовая или авторская), годовой план- график, тематическое планирование, поурочные планы- конспекты, журнал по технике безопасности (5-6 7-8-9-10-11 классы), журнал физического развития «Паспорт здоровья», план работы по физическому воспитанию на год.
Внеклассная и внешкольная работа для обучающихся 1 классов с тяжёлыми множественными нарушениями развития по адаптированной основной общеобразовательной программе по предмету адаптивная физическая культура не предусмотрена.
Распределение учебного материла по разделам программы и классов
Класс | Разделы программы | Всего часов | |||
Легкая атлетика | Гимнастика | Подвижные игры | |||
1 | 33 | 33 | 33 | 99 |
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЮГО-ЗАПАД»
Согласовано
Руководитель
ТСП Котловка
Васильева А.А.
_____________________
«____»____________201__ г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
По дисциплине: Физическая культура
Класс ___1___
Учитель Кузьмина Ксения Игоревна
Количество часов всего 99; в неделю 3 часа
Планирование составлено на основе рабочей программы «Адаптивная физическая культура 1-4 классы» учителя Манько К.И. утвержденной решением педагогического совета №1 от 30 августа 2018 года
Планирование составлено на основе адаптированной образовательной программы начального общего образования, внесенной в реестр образовательных программ, утвержденной решением федерального учебно-методического объединения – протокол от 8 апреля 2015 г.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по физической культуре
№ | Темы уроков | Количество часов | Тип урока (практического занятия) | Материально-техническое Обеспечение урока |
Легкая атлетика | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с обучающимися. Беседа «Что такое урок физической культуры». Инструктаж по технике безопасности при занятиях физической культурой (адаптированная инструкция). | 1 | Изучение нового | Игрушки, наглядно-дидактический материал |
2 | Инструктаж по технике безопасности при занятиях легкой атлетикой (адаптированная инструкция). Пальчиковая гимнастика | 1 | Изучение нового | Наглядно-дидактический материал, гимнастические маты |
3 | Ходьба на месте, ходьба на месте под счет. | 1 | Комбинированный | Без инвентаря |
4 | Ходьба с подвижной опорой | 1 | Комбинированный | Большие фитнес-мячи |
5 | Ходьба по прямой линии, ходьба в паре с учителем | 1 | Повторение | Без инвентаря |
6 | Ходьба без обуви по массажным коврикам | 1 | Комбинированный | Массажные коврики |
7 | Ходьба в различных направлениях в паре с учителем | 1 | Повторение | Без инвентаря |
8 | Ходьба с изменением темпа движения | 1 | Комбинированный | Без инвентаря |
9 | Ходьба без обуви по массажным коврикам в различных направлениях | 1 | Повторение | Массажные коврики |
10 | Ходьба в парах в различных направлениях/с изменением темпа | 1 | Повторение | Без инвентаря |
11 | Ходьба без обуви на носках/на пятках | 1 | Комбинированный | Без инвентаря |
12 | Прыжки на месте на двух ногах с неподвижной опорой | 1 | Изучение нового | Гимнастическая стенка/поручни |
13 | Прыжки на одной ноге (поочередно) с неподвижной опорой | 1 | Комбинированный | Гимнастическая стенка/поручни |
14 | Прыжки на месте на двух ногах без опоры с предметом | 1 | Комбинированный | Игрушки |
15 | Прыжки на месте на двух ногах в паре с учителем | 1 | Повторение | Без инвентаря |
16 | Прыжки на двух ногах без опоры с продвижением | 1 | Комбинированный | Без инвентаря |
17 | Прыжки на двух ногах с продвижением с движениями руками | 1 | Повторение | Без инвентаря |
18 | Прыжки на двух ногах в парах | 1 | Комбинированный | Без инвентаря |
19 | Прыжки на двух ногах без обуви на массажном коврике с неподвижной опорой | 1 | Комбинированный | Массажные коврики |
20 | Самостоятельная ходьба в различных направлениях, с изменением темпа | 1 | Повторение | Без инвентаря |
21 | Обычный бег с чередованием ходьбы | 1 | Комбинированный | Без инвентаря |
22 | Бег с увеличением темпа | 1 | Комбинированный | Без инвентаря |
23 | Бег с чередованием темпа | 1 | Комбинированный | Без инвентаря |
24 | Бег с изменением направления | 1 | Комбинированный | Без инвентаря |
25 | Дыхательная гимнастика | 1 | Изучение нового | Гимнастические маты |
26 | Упражнения для профилактики плоскостопия без обуви | 2 | Повторения | Гимнастические маты, массажные коврики, маленькие резиновые игрушки |
27 | Упражнения для профилактики нарушений осанки | 2 | Повторения | Гимнастическая стенка, гимнастические маты, гимнастические коврики |
28 | Ходьба с сочетанием движений рук | 1 | Изучение нового | Массажные коврики |
29 | Ходьба с предметом, передача предмета партнеру в движении | 2 | Комбинированный | Маленькие и большие резиновые игрушки, массажные мячи |
30 | Самостоятельная ходьба, бег, прыжки | 1 | Повторения | Без инвентаря |
Гимнастика | ||||
31 | Беседа «Значение уроков физической культуры для здоровья школьника». Инструктаж по технике безопасности при занятиях гимнастикой (адаптированная инструкция) | 1 | Изучение нового | Наглядно-дидактический материал |
32 | Пальчиковая гимнастика | 1 | Повторения | Гимнастические маты |
33 | Дыхательная гимнастика | 1 | Повторения | Гимнастические маты |
34 | Строевые упражнения, построение в шеренгу | 2 | Изучение нового | Без инвентаря |
35 | Строевые упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия | 2 | Повторения | Массажные коврики, массажные мячи |
36 | Строевые упражнения, упражнения для профилактики нарушений осанки | 2 | Повторения | Гимнастические коврики, теннисные мячи |
37 | Строевые упражнения, повороты, ОРУ | 2 | Комбинированный | Без инвентаря |
38 | Упражнения для расслабления НС под музыку | 1 | Комбинированный | Гимнастические маты, мягкие пуфы, оборудование для воспроизведения музыки |
39 | Упражнения для развития мелкой моторики | 1 | Комбинированный | Массажные мячи, мелкие резиновые игрушки |
40 | Упражнения для укрепления мышц рук, строевые упражнения | 2 | Комбинированный | Гимнастические коврики, эспандеры |
41 | Упражнения для укрепления мышц ног, строевые упражнения | 2 | Комбинированный | Гимнастические коврики |
42 | Строевые упражнения, построение в колонну, ОРУ | 2 | Изучение нового | Без инвентаря |
43 | Упражнения для развития равновесия, строевые упражнения | 2 | Комбинированный | Полусферы мини |
44 | Упражнения для укрепления мышц спины | 2 | Комбинированный | Гимнастические палки, гимнастические коврики, теннисные мячи |
45 | Упражнения для увеличения силы мышц рук в парах | 2 | Комбинированный | Эспандеры, гимнастические коврики |
46 | Упражнения для увеличения мышц ног в парах | 2 | Комбинированный | Гимнастические коврики |
47 | Строевые упражнения, ОРУ | 1 | Повторения | Без инвентаря |
48 | Упражнения для развития координации, строевые упражнения | 2 | Комбинированный | Гимнастические обручи, мячи |
49 | Строевые упражнения, ходьба колонной | 2 | Комбинированный | Без инвентаря |
50 | Построения в шеренгу, в колонну. Упражнения для расслабления НС под музыку | 1 | Повторения | Гимнастические маты |
Подвижные игры | ||||
51 | Беседа «Влияние подвижных игр на развитие физических качеств». Инструктаж по технике безопасности при участии в подвижных играх | 1 | Изучение нового | Наглядно-дидактический материал, гимнастические маты |
52 | Подвижная игра «Поезд» (без сцепления). Водящий - учитель | 1 | Изучение нового | Флажки, мягкий пуф |
53 | Подвижная игра «Поезд» (со сцеплением). Водящий - учитель | 1 | Комбинированный | Флажки, мягкий пуф |
54 | Подвижная игра «Поезд». Водящий - ученик | 1 | Комбинированный | Флажки, мягкий пуф |
55 | Статическая растяжка мышц рук/ног | 1 | Изучение нового | Гимнастические коврики |
56 | Подвижная игра «Переезд» | 1 | Комбинированный | Игрушки, мячи, обручи, кольца – различных размеров |
57 | Подвижная игра «Солнышко и дождик» под музыку | 2 | Комбинированный | Стульчики, оборудование для воспроизведение музыки |
58 | ОРУ. Подвижная игра «Передай соседу мяч» | 2 | Комбинированный | Гимнастические маты, мяч |
59 | Подвижная игра «Пробеги тихо» | 1 | Комбинированный | Стул |
60 | Подвижная игра «Пробеги тихо» без обуви | 1 | Комбинированный | Массажные коврики, игрушки, стул |
61 | Упражнения для развития мелкой моторики под музыку | 1 | Комбинированный | Гимнастические маты, пуфы, оборудование для воспроизведения музыки |
62 | Подвижные игры «Поезд», «Переезд» | 1 | Повторения | Флажки, мягкий пуф, игрушки, мячи, резиновые кольца |
63 | ОРУ. Подвижная игра «Мы топаем ногами» | 2 | Комбинированный | Гимнастические коврики |
64 | Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Передай соседу мяч» | 1 | Повторения | Стульчики, гимнастические маты, мяч |
65 | Упражнения для укрепления мышц спины, для профилактики нарушений осанки. Подвижная игра «Пробеги тихо» без обуви | 2 | Повторения | Массажные коврики, игрушки, стул, гимнастические маты |
66 | ОРУ. Подвижная игра «Кегли» | 2 | Комбинированный | Пластмассовые кегли, мяч. Гимнастические коврики |
67 | Подвижная игра «Летающий пузырь» | 1 | Комбинированный | Без оборудования |
68 | Подвижная игра «Колокольчик» | 1 | Комбинированный | Колокольчик |
69 | Подвижные игры «Мы топаем ногами», «Кегли» | 1 | Повторения | Гимнастические коврики, пластмассовые кегли, мяч |
70 | ОРУ. Подвижная игра «Лягушки» | 1 | Комбинированный | Без оборудования |
71 | Подвижная игра «Лягушки» без обуви | 1 | Комбинированный | Массажные коврики |
72 | Подвижная игра «Крот» | 1 | Изучение нового | Теннисные мячи, массажные кольца, гимнастические маты |
73 | Подвижная игра «Крот» под музыку | 1 | Комбинированный | Теннисные мячи, массажные кольца, гимнастические маты, оборудование для воспроизведения музыки |
74 | Подвижные игры «Летающий пузырь», «Колокольчик» | 1 | Повторения | Колокольчик |
75 | Упражнения для развития координации, статическая растяжка мышц рук/ног | 1 | Повторения | Гимнастические коврики |
76 | Подвижные игры «Крот» под музыку, «Лягушки» без обуви, «Колокольчик», «Передай соседу мяч» | 2 | Повторения | Теннисные мячи, массажные кольца, гимнастические маты, массажные коврики, колокольчик, мяч |
77 | ОРУ. Подвижная игра «Кегли». Подведение итогов | 1 | Комбинированный | Гимнастические коврики, пластмассовые кегли, мяч |