12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузьмина Ксения Игоревна38
КМС по плаванию, чемпионка России по плаванию, сертифицированный специалист по аква-аэробике, учитель по физической культуре (ССО), специалист по адаптированной физической культуре (ВО).
Россия, Москва, Москва

Пояснительная записка

  Физическая культура - неотъемлемая часть учебно-воспитательной работы в рамках реализации адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Она направлена на решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и адаптивно-оздоровительных задач. Программа адаптивной физической культуры для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития 1 классов составлена на основе программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы под редакцией доктора педагогических наук В.В. Воронковой, 7-е издание, Москва «Просвещение» 2010. Физическая культура тесно взаимосвязана с нравственным воспитанием, занимает одно из ведущих мест в подготовке обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к самостоятельной жизни.

      Характерной особенностью детей с тяжелыми множественными нарушениями развития является совокупность у них разнообразных нарушений психического и физического развития, обусловленных органическим поражением центральной нервной системы различной этиологии. Так, например, у обучающихся с Детским Церебральным Параличом (ДЦП) часто наблюдаются нарушения работы дыхательной системы, а у обучающихся с синдромом Дауна часто диагностируются нарушения работы пищеварительной системы. У многих детей замечено отставание в росте, весе от показателей возрастной нормы, или наоборот, ожирение различных степеней является сопутствующим заболеванием. Так же довольно часто наблюдаются нарушения осанки, деформация стоп, мышечная гипотония и многое другое.

     Так же стоит отметить, что обучающимся с тяжелыми множественными нарушениями характерно недоразвитие интеллекта, в частности речи. Что, в свою очередь, приводит к недостаточному осмыслению речевых инструкций и команд. Поэтому учителю физической культуры необходимо обязательно это учитывать при организации учебной работы.      Учитель физкультуры, работающий с обучающимися с тяжелыми множественными нарушениями развития, успешно решит стоящие перед ним задачи только в том случае, если будет проводить урок опираясь на знания структуры дефекта каждого обучающегося, всех его сильных и слабых сторон. Учитель должен знать данные врачебных осмотров и иметь рекомендательные письма от лечащих врачей (с указанием противопоказаний к определенным видам физической нагрузки), вести работу в контакте с родителями, знать и понимать текущее состоянии здоровья ребенка, как психическое, так и физическое.
      Особого внимания требуют дети с эпилептическими припадками, с текущими заболеваниями ЦНС, хроническими соматическими заболеваниями и дети, нарушения которых, влекут за собой вспышки агрессии к самому себе или окружающим. Такие обучающиеся нуждаются в особом охранительном режиме и индивидуальном подходе, они не могут выполнять упражнения, требующие больших физических усилий, ведущих к чрезмерному возбуждению нервной системы.  

Учителю физической культуры начальных классов так же необходимо, при разработке программы для 1 классов, учитывать более длительный период адаптации к школе обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития. Учитывать каждую реакцию ребенка на то, или иное действие или обращение учителя, во избежание негативной реакции ребенка, и для выявления наиболее эффективного способа предоставления информации.     

Программа ориентирует учителя на последовательное решение образовательных, воспитательных, коррекционно-компенсаторных и адаптивно-оздоровительных задач физической культуры для обучающихся 1 классов с тяжелыми множественными нарушениями развития

Адаптация обучающихся к новой форме работы, к новым правилам;

Социализация детей с ОВЗ;

Формирование поведенческих стереотипов при занятиях физической культурой;

Увеличение динамики прогресса психического и физического развития обучающихся;

Формирование и совершенствование различных двигательных умений и навыков;

Предупреждение деградации и стагнации развития;

Формирование навыка правильной осанки в положении сидя и стоя;

Развитие и совершенствование физических качеств (быстрота, ловкость, сила, гибкость, выносливость);

Развитие чувства ритма и темпа;

Приобретение знаний в области гигиены;

Приобретение теоретических знаний по физической культуре;            

Воспитание устойчивых морально-волевых качеств: самостоятельность, дисциплинированность, старательность;

Усвоение обучающимися речевого материала, используемого учителем на уроках физической культуры.

Среди показателей эффективности процесса обучения и воспитания обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями на уроках физической культуры важное значение имеет активность учащихся. При составлении программы по физической культуре для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в каждый ее раздел стоит включать упражнения, требующие применения сформированных умений и навыков в более сложной форме (выполнение упражнений из различных исходных положений, увеличение скорости выполнения, коллективное выполнение упражнений и т.п.). Объем каждого раздела программы рассчитан таким образом, чтобы за определенное количество часов обучающиеся смогли овладеть основными двигательными умениям, получили необходимое количество знаний и включились в самостоятельную деятельность.

Распределение материала учебной программы носит условный характер. Учитель имеет право изменять сетку часов с учетом психологического состояния обучающихся, с учетом усвоения материала обучающимися, с учетом климатических условий (допускается проведение занятий на улице).

В программу по адаптированной физической культуре для 1 классов включены следующие разделы: легкая атлетика, гимнастика, подвижные игры. Часы занятий, предусмотренные программой, равномерно распределены между разделами программы.
    Раздел «Легкая атлетика» для 1 классов традиционно включает ходьбу, бег, прыжки. Занятия легкой атлетикой способствуют формированию таких жизненно важных двигательных умений, как правильная ходьба, бег, прыжки. Особое значение навык правильной ходьбы имеет для обучающихся с ДЦП. Стоит отметить, что бег и прыжки могут быть в перечне противопоказаний при занятиях физической культурой для некоторых обучающихся. В этом случае бег заменяется различными видами ходьбы.

 В раздел «Гимнастика» включены физические упражнения общеразвивающего и корригирующего характера. Упражнения направлены на укрепление мышц спины, рук и ног. Так же включены пальчиковая гимнастика, для развития мелкой моторки, и дыхательная гимнастика, для профилактики заболеваний дыхательной системы и расслабления нервной системы. В программу включены также упражнения с предметами: массажные кольца и массажные мячи.  Упражнения с этими предметами помогают эффективно развивать ловкость, а также способствуют профилактике плоскостопия.   Упражнения в лазании и перелезании  оказывают положительное влияние на преодоление страхов высоты, пространства.
            Одним из важнейших разделов программы является раздел
«Подвижные игры». Подвижные игры способствуют развитию у детей таких психических качеств: внимательность, сообразительность. Так же игры способствуют коллективным действиям, что в свою очередь обеспечивает успешную социализацию обучающихся 1 классов с тяжелыми множественными нарушениями развития. А также игры формируют благоприятный эмоциональный фон, для наибольшего включения обучающихся в работу на уроке.
            В образовательной организации для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития основной формой организации занятий по физической культуре является урок, состоящий из трех основных частей: подготовительная, основная и заключительная (все части урока взаимосвязаны). На уроке физической культуры учитель традиционно использует такие способы объяснения упражнений: по показу, по рассказу, по рассказу и показу. Но для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями наиболее часто используется способ по рассказу и показу, т.к. такие обучающиеся медленнее усваивают информацию. Так же для обучающихся 1 классов учитель должен часто использовать такой приём, как похвала, несколько раз за урок для каждого обучающегося, с целью создания наиболее крепкой эмоциональной связи между учителем и обучающимся, а также для положительной самооценки обучающимся. Но при выборе способов, методов и педагогических приемов, учитель должен опираться на индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Уроки для обучающихся с тяжелыми множественными нарушениями развития допускается проводить с музыкальным сопровождением, в зависимости от целей и задач урока, и от психоэмоционального состояния обучающихся.
Успеваемость по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1 классах определяется отношением ученика к занятиям, степенью прогресса формирования умений и навыков с учетом индивидуальных возможностей каждого обучающегося, оценочной системы в 1 классах нет.

Учитель физической культуры должен иметь следующую документацию: программа (базовая или авторская), годовой план- график, тематическое планирование, поурочные планы- конспекты, журнал по технике безопасности (5-6 7-8-9-10-11 классы), журнал физического развития «Паспорт здоровья», план работы по физическому воспитанию на год.   

Внеклассная и внешкольная работа для обучающихся 1 классов с тяжёлыми множественными нарушениями развития по адаптированной основной общеобразовательной программе по предмету адаптивная физическая культура не предусмотрена.

Распределение учебного материла по разделам программы и классов

Класс

Разделы программы

Всего часов

Легкая атлетика

Гимнастика

Подвижные игры

1

33

33

33

99
 

 

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС «ЮГО-ЗАПАД»

 

Согласовано

Руководитель

ТСП Котловка

Васильева А.А.

_____________________

«____»____________201__ г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

По дисциплине: Физическая культура

Класс ___1___

Учитель Кузьмина Ксения Игоревна

Количество часов всего 99; в неделю 3 часа

Планирование составлено на основе рабочей программы «Адаптивная физическая культура 1-4 классы» учителя Манько К.И. утвержденной решением педагогического совета №1 от 30 августа 2018 года

Планирование составлено на основе адаптированной образовательной программы начального общего образования, внесенной в реестр образовательных программ, утвержденной решением федерального учебно-методического объединения – протокол от 8 апреля 2015 г.

В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования по физической культуре

Темы уроков

Количество

часов

Тип урока

(практического занятия)

Материально-техническое

Обеспечение урока

Легкая атлетика

1

Вводный урок. Знакомство с обучающимися. Беседа «Что такое урок физической культуры». Инструктаж по технике безопасности при занятиях физической культурой (адаптированная инструкция).

1

Изучение нового

Игрушки, наглядно-дидактический материал

2

Инструктаж по технике безопасности при занятиях легкой атлетикой (адаптированная инструкция). Пальчиковая гимнастика

1

Изучение нового

Наглядно-дидактический материал, гимнастические маты

3

Ходьба на месте, ходьба на месте под счет.

1

Комбинированный

Без инвентаря

4

Ходьба с подвижной опорой

1

Комбинированный

Большие фитнес-мячи

5

Ходьба по прямой линии, ходьба в паре с учителем

1

Повторение

Без инвентаря

6

Ходьба без обуви по массажным коврикам

1

Комбинированный

Массажные коврики

7

Ходьба в различных направлениях в паре с учителем

1

Повторение

Без инвентаря

8

Ходьба с изменением темпа движения

1

Комбинированный

Без инвентаря

9

Ходьба без обуви по массажным коврикам в различных направлениях

1

Повторение

Массажные коврики

10

Ходьба в парах в различных направлениях/с изменением темпа

1

Повторение

Без инвентаря

11

Ходьба без обуви на носках/на пятках

1

Комбинированный

Без инвентаря

12

Прыжки на месте на двух ногах с неподвижной опорой

1

Изучение нового

Гимнастическая стенка/поручни

13

Прыжки на одной ноге (поочередно) с неподвижной опорой

1

Комбинированный

Гимнастическая стенка/поручни

14

Прыжки на месте на двух ногах без опоры с предметом

1

Комбинированный

Игрушки

15

Прыжки на месте на двух ногах в паре с учителем

1

Повторение

Без инвентаря

16

Прыжки на двух ногах без опоры с продвижением

1

Комбинированный

Без инвентаря

17

Прыжки на двух ногах с продвижением с движениями руками

1

Повторение

Без инвентаря

18

Прыжки на двух ногах в парах

1

Комбинированный

Без инвентаря

19

Прыжки на двух ногах без обуви на массажном коврике с неподвижной опорой

1

Комбинированный

Массажные коврики

20

Самостоятельная ходьба в различных направлениях, с изменением темпа

1

Повторение

Без инвентаря

21

Обычный бег с чередованием ходьбы

1

Комбинированный

Без инвентаря

22

Бег с увеличением темпа

1

Комбинированный

Без инвентаря

23

Бег с чередованием темпа

1

Комбинированный

Без инвентаря

24

Бег с изменением направления

1

Комбинированный

Без инвентаря

25

Дыхательная гимнастика

1

Изучение нового

Гимнастические маты

26

Упражнения для профилактики плоскостопия без обуви

2

Повторения

Гимнастические маты, массажные коврики, маленькие резиновые игрушки

27

Упражнения для профилактики нарушений осанки

2

Повторения

Гимнастическая стенка, гимнастические маты, гимнастические коврики

28

Ходьба с сочетанием движений рук

1

Изучение нового

Массажные коврики

29

Ходьба с предметом, передача предмета партнеру в движении

2

Комбинированный

Маленькие и большие резиновые игрушки, массажные мячи

30

Самостоятельная ходьба, бег, прыжки

1

Повторения

Без инвентаря

Гимнастика

31

Беседа «Значение уроков физической культуры для здоровья школьника». Инструктаж по технике безопасности при занятиях гимнастикой (адаптированная инструкция)

1

Изучение нового

Наглядно-дидактический материал

32

Пальчиковая гимнастика

1

Повторения

Гимнастические маты

33

Дыхательная гимнастика

1

Повторения

Гимнастические маты

34

Строевые упражнения, построение в шеренгу

2

Изучение нового

Без инвентаря

35

Строевые упражнения, упражнения для профилактики плоскостопия

2

Повторения

Массажные коврики, массажные мячи

36

Строевые упражнения, упражнения для профилактики нарушений осанки

2

Повторения

Гимнастические коврики, теннисные мячи

37

Строевые упражнения, повороты, ОРУ

2

Комбинированный

Без инвентаря

38

Упражнения для расслабления НС под музыку

1

Комбинированный

Гимнастические маты, мягкие пуфы, оборудование для воспроизведения музыки

39

Упражнения для развития мелкой моторики

1

Комбинированный

Массажные мячи, мелкие резиновые игрушки

40

Упражнения для укрепления мышц рук, строевые упражнения

2

Комбинированный

Гимнастические коврики, эспандеры

41

Упражнения для укрепления мышц ног, строевые упражнения

2

Комбинированный

Гимнастические коврики

42

Строевые упражнения, построение в колонну, ОРУ

2

Изучение нового

Без инвентаря

43

Упражнения для развития равновесия, строевые упражнения

2

Комбинированный

Полусферы мини

44

Упражнения для укрепления мышц спины

2

Комбинированный

Гимнастические палки, гимнастические коврики, теннисные мячи

45

Упражнения для увеличения силы мышц рук в парах

2

Комбинированный

Эспандеры, гимнастические коврики

46

Упражнения для увеличения мышц ног в парах

2

Комбинированный

Гимнастические коврики

47

Строевые упражнения, ОРУ

1

Повторения

Без инвентаря

48

Упражнения для развития координации, строевые упражнения

2

Комбинированный

Гимнастические обручи, мячи

49

Строевые упражнения, ходьба колонной

2

Комбинированный

Без инвентаря

50

Построения в шеренгу, в колонну. Упражнения для расслабления НС под музыку

1

Повторения

Гимнастические маты

Подвижные игры

51

Беседа «Влияние подвижных игр на развитие физических качеств». Инструктаж по технике безопасности при участии в подвижных играх

1

Изучение нового

Наглядно-дидактический материал, гимнастические маты

52

Подвижная игра «Поезд» (без сцепления). Водящий - учитель

1

Изучение нового

Флажки, мягкий пуф

53

Подвижная игра «Поезд» (со сцеплением). Водящий - учитель

1

Комбинированный

Флажки, мягкий пуф

54

Подвижная игра «Поезд». Водящий - ученик

1

Комбинированный

Флажки, мягкий пуф

55

Статическая растяжка мышц рук/ног

1

Изучение нового

Гимнастические коврики

56

Подвижная игра «Переезд»

1

Комбинированный

Игрушки, мячи, обручи, кольца – различных размеров

57

Подвижная игра «Солнышко и дождик» под музыку

2

Комбинированный

Стульчики, оборудование для воспроизведение музыки

58

ОРУ. Подвижная игра «Передай соседу мяч»

2

Комбинированный

Гимнастические маты, мяч

59

Подвижная игра «Пробеги тихо»

1

Комбинированный

Стул

60

Подвижная игра «Пробеги тихо» без обуви

1

Комбинированный

Массажные коврики, игрушки, стул

61

Упражнения для развития мелкой моторики под музыку

1

Комбинированный

Гимнастические маты, пуфы, оборудование для воспроизведения музыки

62

Подвижные игры «Поезд», «Переезд»

1

Повторения

Флажки, мягкий пуф, игрушки, мячи, резиновые кольца

63

ОРУ. Подвижная игра «Мы топаем ногами»

2

Комбинированный

Гимнастические коврики

64

Подвижные игры «Солнышко и дождик», «Передай соседу мяч»

1

Повторения

Стульчики, гимнастические маты, мяч

65

Упражнения для укрепления мышц спины, для профилактики нарушений осанки. Подвижная игра «Пробеги тихо» без обуви

2

Повторения

Массажные коврики, игрушки, стул, гимнастические маты

66

ОРУ. Подвижная игра «Кегли»

2

Комбинированный

Пластмассовые кегли, мяч. Гимнастические коврики

67

Подвижная игра «Летающий пузырь»

1

Комбинированный

Без оборудования

68

Подвижная игра «Колокольчик»

1

Комбинированный

Колокольчик

69

Подвижные игры «Мы топаем ногами», «Кегли»

1

Повторения

Гимнастические коврики, пластмассовые кегли, мяч

70

ОРУ. Подвижная игра «Лягушки»

1

Комбинированный

Без оборудования

71

Подвижная игра «Лягушки» без обуви

1

Комбинированный

Массажные коврики

72

Подвижная игра «Крот»

1

Изучение нового

Теннисные мячи, массажные кольца, гимнастические маты

73

Подвижная игра «Крот» под музыку

1

Комбинированный

Теннисные мячи, массажные кольца, гимнастические маты, оборудование для воспроизведения музыки

74

Подвижные игры «Летающий пузырь», «Колокольчик»

1

Повторения

Колокольчик

75

Упражнения для развития координации, статическая растяжка мышц рук/ног

1

Повторения

Гимнастические коврики

76

Подвижные игры «Крот» под музыку, «Лягушки» без обуви, «Колокольчик», «Передай соседу мяч»

2

Повторения

Теннисные мячи, массажные кольца, гимнастические маты, массажные коврики, колокольчик, мяч

77

ОРУ. Подвижная игра «Кегли». Подведение итогов

1

Комбинированный

Гимнастические коврики, пластмассовые кегли, мяч

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.