Календарно-тематическое планирование интегрированной внеурочной деятельности учителя-логопеда ДОУ для старшего дошкольного возраста
Календарно-тематическое планирование
интегрированной внеурочной деятельности
учителя-логопеда ДОУ для старшего дошкольного возраста.
Программа коррекционно-развивающей деятельности представляет собой целостную систему работы с детьми подготовительных групп, имеющих различные речевые нарушения, которая, в первую очередь, опирается на взаимодействие участников коррекционно-развивающего направления, что, в свою очередь, обеспечивает высокий уровень речевого развития ребенка с нарушениями речи.
Этапы интегрированной деятельности педагогов.
I этап: Создаем условия для интегративной художественной деятельности. Активизируем творческое воображение детей. Развиваем интерес к восприятию литературных произведений. Стимулируем речевое развитие.
II этап: Включаем ребёнка в активный процесс общения. Используем накопленный опыт детей на развивающих занятиях и в совместной деятельности.
III этап: Развиваем творческую самостоятельность детей. Побуждаем создавать яркий художественный образ, используя для этой цели накопленный опыт. Воспитываем культуру речевого общения.
I этап
Создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка. Дети изучают литературные произведения, которые впоследствии ложатся в основу логоритмических, интегрированных занятий.
В течение недели проводятся занятия по данному расписанию:
Понедельник Вторник Среда
|
Подгрупповое занятие по ознакомлению с программными произведениями художественной литературой Организуется выставка книг в группе; Индивидуальная работа логопеда. |
Четверг |
Логоритмическое занятие (музыкальный руководитель, учитель-логопед) по данному произведению. |
Пятница |
Подгрупповое занятие в мастерской «Умелые пальчики» (воспитатель изодеятельности). |
II этап
В конце каждого месяца проводятся итоговые мероприятия:
интегрированные занятия – путешествия (воспитатель изодеятельности,
музыкальный руководитель, учитель-логопед) в процессе которых,
включаем ребенка в активный процесс общения.
Активизируем творческое воображение детей с помощью специальных игр и упражнений и обогащаем литературный опыт детей в ходе различных видов деятельности;
Развиваем разнообразные практические умения детей в художественно- продуктивной деятельности.
III этап
В конце каждого квартала проводятся сезонные праздники «Путешествие по Книгограду».
На этих праздниках развиваем творческую самостоятельность, инициативность детей, через импровизацию и творческие задания.
Организуются:
- выставки детских работ,
- презентации творческих работ родителей и детей,
- выставки книжек- самоделок.
Приоритетным направлением в начале работы было создание единого речевого пространства, стимулирующего речевое развитие ребёнка.
Были оборудованы:
- библиотечки «Мои любимые книжки»;
- книжные уголки в группах;
- речевые зоны, где находились зеркала для артикуляционной и мимической гимнастики;
- подобран наглядно-демонстрационный материал, сюжетные картинки, игрушки,
различные пособия, атрибуты для свободной театрализованной деятельности;
- мастерская «Умелые пальчики»;
- игровая зона для игр - путешествий по «Книгограду».
Речевой материал, являющийся содержанием занятий, подобран в соответствии с общеобразовательной программой воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» (научные редакторы: Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева). Осуществляется на основе доступности содержания, личному опыту дошкольников, что является основой возникновения интереса к предлагаемому материалу. В процессе знакомства с литературным, музыкальным и художественным материалом дети имеют возможность:
- заучивать стихотворения, песни;
- работать над всеми компонентами устной речи;
- наблюдать, рассматривать иллюстрации, репродукции картин;
- учиться выражать свое отношение к художественному слову через продуктивные виды деятельности, а также посредством музыки и танца;
- овладевать средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту;
- управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений.
Работа с детьми проводится в группах: 8-10 человек.
На начальном этапе совместные наблюдения воспитателя по изодеятельности, музыкального руководителя, учителя-логопеда за детьми в процессе общения, самостоятельной, художественно-творческой деятельности и анализ их рисунков позволили определить состояние речевых, изобразительных, сенсомоторных способностей и навыков детей, уровень их знаний и представлений о художественной литературе.
Разработанная специалистами детского сада и апробированная модель взаимодействия имеет большие потенциальные возможности и может способствовать эффективным, качественным изменениям в речевом развитии детей, профессиональной подготовке педагогов.
1-4 недели Сентябрь |
Наблюдение за речевым развитием детей подготовительных групп Семейный досуг «Путешествие в Книгоград» |
Октябрь
Н Е Д Е Л Я |
Ознакомление с программными произведениями (Воспитатели, родители) |
Логоритмические занятия (Музыкальный руководитель, учитель-логопед) |
Мастерская «Умелые пальчики» (Воспитатель изодеятельности) |
Интегрированная деятельность (Дети, родители, специалисты) |
1
|
Туркменская сказка «Падчерица» |
«Знакомство с Книгоградом» |
«Сказочная страна» (крупная мозаика) |
Посещение городской библиотеки. Организация выставки книг в группе |
2
|
Русская народная сказка «Царевна лягушка»
|
«Готовимся к путешествию» |
«Царевна лягушка» (силуэт +штамповка) |
Посещение книжных магазинов города. Работа над проектом «Речецветик» |
3
|
Русская народная сказка «Сивка-бурка»
|
«Путешествие по книжному царству» |
«Пластилиновые сказки» (лепка) |
Просмотр мультфильма «Сивка-Бурка» вместе с мамой |
4
|
Интегрированное занятие «В гостях у сказки» Коллективная аппликация «В сказочной стране» |
Ноябрь
Н Е Д Е Л Я |
Ознакомление с программными произведениями (Воспитатели, родители) |
Логоритмические занятия (Музыкальный руководитель, учитель-логопед) |
Мастерская «Умелые пальчики» (Воспитатель изодеятельности) |
Интегрированная деятельность (Дети, родители, специалисты) |
1
|
А.С. Пушкин «Уж небо осенью дышало»
|
«Волшебное окно в мир поэзии» |
«Осеннее дерево» (рисование пластилином) Коллективная работа
|
Организация домашней, групповой библиотеки. Работа над проектом «Речецветик» |
2
|
Д. Мамин-Сибиряк «Про зайца – длинные уши…» |
«Встреча со сказочными героями» |
«Зайчата» (бумажная пластика) Коллективная работа |
«Читаем и рисуем вместе» - творческие работы к открытию картинной галереи |
3
|
Праздник «Осень в Книгограде» Выставка детских работ «Осенние фантазии» |
Декабрь
Н Е Д Е Л Я |
Ознакомление с программными произведениями (Воспитатели, родители) |
Логоритмические занятия (Музыкальный руководитель, учитель-логопед) |
Мастерская «Умелые пальчики» (Воспитатель изодеятельности) |
Интегрированная деятельность (Дети, родители, специалисты) |
1
|
Е.Трутнева «Первый снег» |
«Беседка рассказов»
|
«Снежинки» (пластилиновые жгутики)
|
Совместное чтение произведений и разучивание стихов о зиме |
2
|
В.Ф. Одоевский Сказка «Мороз Иванович» |
«Дворец сказок»
|
«Мороз Иванович» (барельефная лепка)
|
Совместное рисование детей и родителей по произведениям о зиме |
3 |
С. Есенин «Береза» |
«Поэтическая роща» Конкурс чтецов в Поэтической беседке |
«Белая березка» (бумажная пластика) |
Презентация проекта «Речецветик» |
4
|
Интегрированное занятие «Путешествие по сказке» (по мотивам сказки В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович») |
Январь
Н Е Д Е Л Я |
Ознакомление с программными произведениями (Воспитатели, родители) |
Логоритмические занятия (Музыкальный руководитель, учитель-логопед) |
Мастерская «Умелые пальчики» (Воспитатель изодеятельности) |
Интегрированная деятельность (Дети, родители, специалисты) |
2
|
Русская народная сказка «Снегурочка» |
«Зимняя прогулка» |
«Снегурочка» (аппликация из бумаги и манной крупы) |
Просмотр мультфильма «Снегурочка» |
3
|
С. Иванов «Каким бывает снег»
|
«Чудо художник» |
«Зимний лес» (барельефная лепка) Коллективная работа |
Рисуем вместе с мамой; изготовление книжек-самоделок |
3
|
Праздник «Зима в Книгограде» Выставка детских работ «Волшебница Зима» |
Февраль
Н Е Д Е Л Я |
Ознакомление с программными произведениями (Воспитатели, родители) |
Логоритмические занятия (Музыкальный руководитель, учитель-логопед) |
Мастерская «Умелые пальчики» (Воспитатель Изодеятельности) |
Интегрированная деятельность (Дети, родители, специалисты) |
1
|
Басни И.Крылова «Ворона и лисица», «Лебедь, Щука и Рак» |
«Веселый язычок» |
«Ворона и лисица» (трафарет + штриховка) |
Изготовление масок и атрибутов к спектаклю |
2
|
Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей» |
«В гостях у муравья» |
«Дивные цветы» (выкладывание природным материалом на песке) |
Разучивание ролей, подготовка к спектаклю «Стрекоза и муравей» |
3
|
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» |
«Путешествие в Лукоморье» |
«Золотые рыбки» (фитодизайн)
|
Совместное рисование детей и родителей по сказкам А.С. Пушкина |
4
|
Интегрированное занятие «Театральная премьера в Поэтической роще» Выставка творческих работ по сказкам «Сказка в гости к нам пришла» |
Март
Н Е Д Е Л Я |
Ознакомление с программными произведениями (Воспитатели, родители) |
Логоритмические занятия (Музыкальный руководитель, учитель-логопед) |
Мастерская «Умелые пальчики» (Воспитатель изодеятельности) |
Интегрированная деятельность (Дети, родители, специалисты) |
1
|
М. Пришвин «Деревья в плену» «Подснежник» «Жаркий час» |
«Встреча весны»
|
«Подснежники» (аппликация путем обрывания) |
Совместное чтение произведений о весне |
2
|
Г.Новицкий «Вскрываются почки» |
«Праздник мамочки моей» |
«Открытка для мамы» (трафарет + штриховка) |
Знакомство с творчеством художников-иллюстраторов.
|
3
|
М. Михайлова «Лесные хоромы», «Теремок»
|
«Волшебное зеркальце» |
«Мы художники-иллюстраторы» (материал по выбору детей) |
Совместное рисование детей и родителей по произведениям о весне |
4
|
Праздник «Весна в Книгограде» Выставка творческих работ «Весна-Красна» |
Апрель
Н Е Д Е Л Я |
Ознакомление с программными произведениями (Воспитатели, родители) |
Логоритмические занятия (Музыкальный руководитель, учитель-логопед) |
Мастерская «Умелые пальчики» (Воспитатель изодеятельности) |
Интегрированная деятельность (Дети, родители, специалисты) |
1
|
Г. Андерсен «Гадкий утенок» |
«Волшебное зеркальце»
|
Создание обложки «Моя любимая книга» (в разной технике) |
Изготовление книжек-самоделок вместе с мамой |
2
|
В.Катаев «Цветик-семицветик»
|
«Цветик – семицветик» |
«Цветик – семицветик»- (ниткопись)
|
Подготовка альбома воспоминаний «Мое путешествие по Книгограду» |
3
|
Малые фольклорные формы – потешки, песенки, пословицы |
«Будущие ораторы» |
«Герои любимых книг» (материал по выбору детей) |
Коллективное оформление книги (где у каждого ребенка есть своя страничка) |
4
|
Литературная викторина «Умники и умницы». Итоговая выставка книг-самоделок; творческих работ воспоминаний «Наши путешествия по Книгограду» (с фотографиями и работами детей) |