Календарное-тематическое планирование по ИЗО (1–4 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ «СОШ № 2 с.Серноводское»
Сунженского муниципального района
РАССМОТРЕНО на заседании МО нач.кл. _________С.М.Бахарчиева Протокол № 1 от ___.08.2019 г | СОГЛАСОВАНО заместитель директора по УВР _____________ К.Г.Умаханова ___.08.2019 г | УТВЕРЖДАЮ И.о директора __________К.Г.Умаханова Приказ № ______ от ___.09.2019 г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
Класс: 1-4
УМК:«Школа России»
Авторы учебников | |
1 класс | Неменская Л.А. Просвещение 2018 год |
2 класс | Коротеева Е.И. Просвещение 2018 год |
3 класс | Горяева Н.А, Неменская Л.А, Питерских С.А. Просвещение 2018 год |
4 класс | Неменская Л.А. Просвещение 2018 год |
Разработчик Бахарчиева Седа Мусаевна
2019 – 2020 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по курсу "Изобразительное искусство" для 1-4 классов составлена на основе Примерной программы начального общего образования и следующих
нормативных документов:
Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 279-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт http://минобрнауки.рф/documents/336;
Приказ Минобрнауки РФ от 31.12.2015 г «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 г № 1897» № 1577;
Примерная основная образовательная программа начального общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/115);
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Учебный план образовательного учреждения на 2019/2020 учебный год.
Целью реализации основной образовательной программы начального общего образования по учебному предмету «Изобразительное искусство» является усвоение содержания предмета и достижение обучающимися результатов изучения в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и основной образовательной программы начального общего образования.
ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА:
Совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.
Развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн и др.).
Формирование навыков работы с различными художественными материалами.
Вид и форма контроля: Фронтальный опрос. Творческие задания.Самостоятельная работа
Программа предмета «Изобразительное искусство» рассчитана на 4 года. Общее количество часов на уровень составляет 135 часов со следующим распределением по классам: 1 класс – 33 часа (33 учебные недели-по 1 часу в неделю), 2-4 класс - 34 часа (34 учебные недели-по 1 часу в неделю)
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения предмета «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
1.ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
2.МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют
сформированность универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
3.ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
1 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностными результатами является формирование следующих умений:
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
-основы экологической культуры: принятие ценности природного мира.
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи.
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД:
-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
Познавательные УУД:
-строить сообщения в устной и письменной форме;
-ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
-строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;
Коммуникативные УУД:
- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
-формулировать собственное мнение и позицию; ·задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайна и архитектура), декоративной (народных и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы , событий окружающего мира
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства,
выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России
и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой дельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональных состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме заду манный художественный образ;
освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
2 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
3 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области изобразительного искусства;
- воспитание уважительного отношения к творчеству, как своему, так и других людей;
- развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;
- формирование духовных и эстетических потребностей;
- овладение различными приёмами и техниками изобразительной деятельности;
- воспитание готовности к отстаиванию своего эстетического идеала;
- отработка навыков самостоятельной и групповой работы.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Регулятивные УУД
Проговаривать последовательность действий на уроке.
Учиться работать по предложенному учителем плану.
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД
Уметь пользоваться языком изобразительного искусства:
а) донести свою позицию до собеседника;
б) оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.
Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.
Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
Учиться согласованно работать в группе:
а) учиться планировать работу в группе;
б) учиться распределять работу между участниками проекта;
в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
- сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
- ознакомление учащихся с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства и освоение некоторых из них;
- ознакомление учащихся с терминологией и классификацией изобразительного искусства;
- первичное ознакомление учащихся с отечественной и мировой культурой;
- получение детьми представлений о некоторых специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, работа с компьютером, элементы мультипликации и пр.), а также декоративного искусства и дизайна.
Обучающийся научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты. Удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приёмы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись. Скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремёсел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретённые знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
4 КЛАСС
ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства и явлений окружающей жизни;
в познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному пониманию мира, умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках; стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей или их украшения.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в:
- умении видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
- желании общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;
- активном использовании языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литературы, окружающего мира, родного языка и др.);
- обогащении ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;
- умении организовывать самостоятельную художественно-творческую деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;
- способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения изобразительного искусства в начальной школе проявляются в следующем:
в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умение различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;
в ценностно-эстетической сфере – умение различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего и других народов;
в коммуникативной сфере - способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;
в трудовой сфере - умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).
Обучающиеся научатся:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макет
использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет:
- называть разные типы музеев;
- сравнивать различные виды изобразительного искусства;
-называть народные игрушки, известные центры народных промыслов;
- использовать различные художественные материалы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства при посещении музеев изобразительного искусства, выставок, народного творчества и др.;
- использовать приобретенные навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трех видах художественной деятельности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (135 часов)
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство.
Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И.И.Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности.
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Тематическое – планирование по изобразительному искусству в 1 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения | 9 |
2 | Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения | 8 |
3 | Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки | 7 |
4 | Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу | 9 |
Итого | 33 |
Тематическое – планирование по изобразительному искусству во 2 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 3 |
2 | Как и чем работает художник | 11 |
3 | Реальность и фантазия | 4 |
4 | О чём говорит искусство | 8 |
5 | Как говорит искусство | 8 |
Итого | 34 |
Тематическое – планирование по изобразительному искусству в 3 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Искусство в твоём доме | 7 |
3 | Искусство на улицах твоего города | 7 |
4 | Художник и зрелище | 7 |
5 | Художник и музей | 11 |
Итого | 34 |
Тематическое – планирование по изобразительному искусству в 4 классе
на 2019-2020 учебный год
№ | Название раздела | Количество часов |
1 | Истоки родного искусства | 9 |
2 | Древние города нашей земли | 7 |
3 | Каждый народ-художник | 11 |
4 | Искусство объединяет народы | 7 |
Итого | 34 |
Календарно–тематическое планирование по изобразительному искусству (1 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата проведения | |
Дата план | Дата факт | ||||
Ты изображаешь. Знакомство с Мастером Изображения (9 часов) | |||||
1 | Изображения всюду вокруг нас | 1 | | | |
2 | Экскурсия. Сбор гербария. Мастер Изображения учит видеть | 1 | | | |
3 | Экскурсия. Наблюдение за природой | 1 | | | |
4 | Экскурсия. В гостях у Золотой осени. | 1 | | | |
5 | Изображать можно пятном | 1 | | | |
6 | Изображать можно в объеме | 1 | | | |
7 | Изображать можно линией | 1 | | | |
8 | Разноцветные краски | 1 | | | |
9 | Художник и зрители | 1 | | | |
Ты украшаешь. Знакомство с Мастером Украшения (8 часов) | |||||
10 | Мир полон украшений | 1 | | | |
11 | Красоту надо уметь замечать | 1 | | | |
12 | Узор на крыльях | 1 | | | |
13 | Красивые рыбы | 1 | | | |
14 | Украшения птиц | 1 | | | |
15 | Узоры, которые создали люди | 1 | | | |
16 | Как украшает себя человек | 1 | | | |
17 | Мастер Украшения помогает сделать праздник | 1 | | | |
Ты строишь. Знакомство с Мастером Постройки (7 часов) | |||||
18 | Постройки в нашей жизни | 1 | | | |
19 | Домики, которые построила природа | 1 | | | |
20 | Дом снаружи и внутри | 1 | | | |
21 | Строим город | 1 | | | |
22 | Все имеет свое строение | 1 | | | |
23 | Постройка предметов | 1 | | | |
24 | Город, в котором мы живем | 1 | | | |
Изображение, Украшение и Постройка всегда помогают друг другу (9 часов) | |||||
25 | Совместная работа трех Братьев-Мастеров | 1 | | | |
26 | Сказочная страна. Создание панно | 1 | | | |
27 | Сказочная страна. Создание панно | 1 | | | |
28 | Разноцветные жуки | 1 | | | |
29 | Весенний день | 1 | | | |
30 | Урок любования. Умение видеть | 1 | | | |
31 | Времена года | 1 | | | |
32 | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками | 1 | | | |
33 | Сказочная птица на ветке с золотыми яблоками | 1 | | | |
Итого 33 часа |
Календарно–тематическое планирование по изобразительному искусству (2 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата проведения | |
Дата план | Дата факт | ||||
Введение (3 часа) | |||||
1 | Учусь быть зрителем | 1 | | | |
2 | Учусь быть художником | 1 | | | |
3 | Природа и художник | 1 | | | |
Как и чем работает художник (11 часов) | |||||
4 | Художник рисует красками | 1 | | | |
5 | Художник рисует мелками и тушью | 1 | | | |
6 | С какими ещё материалами работает художник? | 1 | | | |
7 | Гуашь | 1 | | | |
8 | Как работать кистями? | 1 | | | |
9 | Три основных цвета жёлтый,красный,синий | 1 | | | |
10 | Волшебная белая, чёрная и серая краски | 1 | | | |
11 | Что может линия? Что может пластилин? | 1 | | | |
12 | Как работать с пластилином? | 1 | | | |
13 | Бумага,ножницы,клей | 1 | | | |
14 | Что такое аппликация? | 1 | | | |
Реальность и фантазия (4 часа) | |||||
15 | Изображение и реальность. Изображение и фантазия. | 1 | | | |
16 | Украшение и реальность. Украшение и фантазия | 1 | | | |
17 | Постройка и реальность. Постройка и фантазия | 1 | | | |
18 | Конструируем природные формы. Конструируем сказочный город | 1 | | | |
О чём говорит искусство (8 часов) | |||||
19 | Изображение природы в различных состояниях | 1 | | | |
20 | Художник изображает настроение | 1 | | | |
21 | Изображение характера животных | 1 | | | |
22 | Изображение характера человека | 1 | | | |
23 | Образ человека в скульптуре | 1 | | | |
24 | Человек и его украшения | 1 | | | |
25 | О чём говорят украшения? | 1 | | | |
26 | Образ здания | 1 | | | |
Как говорит искусство (8 часов) | |||||
27 | Тёплые цвета | 1 | | | |
28 | Холодные цвета | 1 | | | |
29 | Что выражают тёплые и холодные цвета? | 1 | | | |
30 | Тихие цвета | 1 | | | |
31 | Ритм и движение пятен | 1 | | | |
32 | Что такое ритм линий? Характер линий | 1 | | | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет-средства выразительности любой композиции | 1 | | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | | |
Итого 34 часа |
Календарно – тематическое планирование по изо (3 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата проведения | ||
Дата план | Дата факт | |||||
Введение (2 часа) | | |||||
1 | Мастер Изображения, Постройки и Украшения | 1 | | 07.09 | | |
2 | Художественные материалы | 1 | | 14.09 | | |
Искусство в твоём доме (7 часов) | ||||||
3 | Твои игрушки | 1 | | 21.09 | | |
4 | Посуда у тебя дома | 1 | | 28.09 | | |
5 | Обои и шторы у тебя дома | 1 | | 05.10 | | |
6 | Мамин цветок. Тест за 1 четверть | 1 | | 12.10 | | |
7 | Твои книжки | 1 | | 19.10 | | |
8 | Открытки | 1 | | 09.11 | | |
9 | Труд художники для твоего дома | 1 | | 16.11 | | |
Искусство на улицах твоего города (7 часов) | ||||||
10 | Памятники архитектуры | 1 | | 23.11 | | |
11 | Парки, скверы, бульвары | 1 | | 30.11 | | |
12 | Ажурные ограды | 1 | | 07.12 | | |
13 | Волшебные фонари. Тест за 2 четверть | 1 | | 14.12 | | |
14 | Витрины | 1 | | 21.12 | | |
15 | Удивительный транспорт | 1 | | 11.01 | | |
16 | Труд художника на улицах твоего города | 1 | | 18.01 | | |
Художник и зрелище (7 часов) | ||||||
17 | Художник в цирке | 1 | | 25.01 | | |
18 | Художник в театре | 1 | | 01.02 | | |
19 | Театр кукол | 1 | | 08.02 | | |
20 | Маска | 1 | | 15.02 | | |
21 | Афиша и плакат | 1 | | 22.02 | | |
22 | Праздник в городе | 1 | | 29.02 | | |
23 | Школьный карнавал | 1 | | 07.03 | | |
Художник и музей (11 часов) | ||||||
24 | Музей в жизни города. Тест за 3 четверть | 1 | | 14.03 | | |
25 | Картина – особый мир | 1 | | 21.03 | | |
26 | Музеи искусства | 1 | | 04.04 | | |
27 | Картина – пейзаж | 1 | | 11.04 | | |
28 | Картина – портрет | 1 | | 18.04 | | |
29 | Картина – натюрморт | 1 | | 25.04 | | |
30 | Картины исторические и бытовые | 1 | | 02.05 | | |
31 | Скульптура в музее и на улице. Итоговый тест за 4 четверть | 1 | | 16.05 | | |
32 | Художественная выставка | 1 | | 23.05 | | |
33 | Каждый человека художник | 1 | | | | |
34 | Итоговый урок | 1 | | | | |
Итого 34 часа |
Календарно – тематическое планирование по изо (4 класс)
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Примечание | Дата проведения | |
Дата план | Дата факт | ||||
Истоки родного искусства (9 часов) | |||||
1 | Знакомство с учебником. Инструктаж по технике безопасности. | 1 | | 05.09 | |
2 | Пейзаж родной земли. | 1 | | 12.09 | |
3 | Деревня - деревянный мир. | 1 | | 19.09 | |
4 | Украшение деревянных построек и их значение. | 1 | | 26.09 | |
5 | Образ красоты человека. Женский портрет. | 1 | | 03.10 | |
6 | Образ красоты человека. Мужской портрет. | 1 | | 10.10 | |
7 | Изображение крестьянской жизни. Тест за 1 четверть | 1 | | 17.10 | |
8 | Народные праздники. | 1 | | 24.10 | |
9 | Изображение осеннего праздника урожая. | 1 | | 07.11 | |
Древние города нашей земли (7 часов) | |||||
10 | Родной угол. | 1 | | 14.11 | |
11 | Древние соборы. | 1 | | 21.11 | |
12 | Города Русской земли. | 1 | | 28.11 | |
13 | Древние воины – защитники. | 1 | | 05.12 | |
14 | Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. Тест за 2 четверть | 1 | | 12.12 | |
15 | Узорочье теремов. | 1 | | 19.12 | |
16 | Пир в теремных палатах. | 1 | | 09.01 | |
Каждый народ-художник (11 часов) | |||||
17 | Страна восходящего солнца. | 1 | | 16.01 | |
18 | Образ художественной культуры Японии. | 1 | | 23.01 | |
19 | Народы гор и степей. | 1 | | 30.01 | |
20 | Жилища горцев и кочевников. | 1 | | 06.02 | |
21 | Города в пустыне. | 1 | | 13.02 | |
22 | Удивительные строения Востока. | 1 | | 20.02 | |
23 | Древняя Эллада. | 1 | | 27.02 | |
24 | Коллективное панно «Древнегреческий праздник». | 1 | | 05.03 | |
25 | Европейские города средневековья. Тест за 3 четверть | 1 | | 12.03 | |
26 | Коллективное панно «Площадь средневекового города». | 1 | | 19.03 | |
27 | Многообразие художественных культур в мире. | 1 | | 02.04 | |
Искусство объединяет народы (8 часов) | |||||
28 | Все народы воспевают материнство. | 1 | | 09.04 | |
29 | Все народы воспевают мудрость старости. | 1 | | 16.04 | |
30 | Сопереживание - великая тема искусства. | 1 | | 23.04 | |
31 | Герои-защитники. | 1 | | 30.04 | |
32 | Юность и надежды. | 1 | | 07.05 | |
33 | Юность и надежды. | 1 | | 14.05 | |
34 | Искусство народов мира. | 1 | | 21.05 | |
Итого 34 часа |
Исмаилова Медна Руслановна