КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п |
Дата |
Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) |
Характеристика деятельности учащегося |
||||||||||||||||||
Метапредметные УУД |
Предметные УУД |
Личностные УУД |
|||||||||||||||||||
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (11 часов) |
|||||||||||||||||||||
1/1 |
Выполнение графических зарисовок, этюдов , небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». |
Понимать и представлять природные пространства разных народов. Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами. |
Освоение способов решения проблем поискового характера. способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. |
Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии |
Работа на плоскости Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима». Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными. Понимать, что такое пространственное окружение. Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира» |
||||||||||||||||
2/2 |
Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. |
Участвовать в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества |
Создавать коллективную композицию на тему, сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной, творческой работы. |
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира природы |
Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др. Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника») |
||||||||||||||||
3/3 |
Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. |
Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий. |
Способность откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, иметь представление о цикличности и ритме в жизни и в природе. |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в наследие мира. |
Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий. Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека. Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики |
||||||||||||||||
4/4 |
Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. |
Понимать понятия «силуэт», « линия горизонта», « плавность», «формат». Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала. |
Накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. |
Формирование понятия и представлений о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. |
Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения. Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передавать цветом настроение в работе |
||||||||||||||||
5/5 |
Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. |
Участвовать в обсуждении тем, связанных с ролью искусства ( литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека |
Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой. |
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально –чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. |
Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона. Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint) |
||||||||||||||||
6/6 |
Участие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с использованием нужной цветовой гаммы. |
Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы |
Интерес к искусству разных стран и народов. |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности: развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. |
Создавать свои «Путевые зарисовки». Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы |
||||||||||||||||
7/7 |
Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. |
Создавать сюжетные композиции по результатам исследования в технике аппликации. |
Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. |
Формирования понятия и представления о национальной культуре. |
Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного. Владеть графическими компьютерными программами |
||||||||||||||||
8/8 |
Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников) |
Работать в коллективе в условиях сотворчества. Сознательно подходить к восприятию эстетического в действительности и искусстве |
Наблюдение за движениями человека, передача их в набросках и зарисовках. |
Формирование понятия и представлений о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира |
Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Выполнять наброски с фигур одноклассников |
||||||||||||||||
9/9 |
Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. |
Проведение исследовательских работ, выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. |
Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. |
Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей детей. |
Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов. Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу. Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы |
||||||||||||||||
10/10 |
Передача пропорций , характерных черт человека (формы головы, лица, прически, одежды) графическими средствами. |
Пространственное восприятие мира. Интерес к искусству разных стран и народов. |
Создавать эскизы |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. |
Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии. Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать. Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере) |
||||||||||||||||
11/11 |
Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью интернета. |
Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы. |
Составление композиции натюрморта .Передача объёма предмета при наложении одного слоя на другой. |
Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии. |
Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения. Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.). Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией. Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами |
||||||||||||||||
12/12 |
Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. |
Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму. |
Создавать проект. |
Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представлений о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира |
Работа в объёме и пространстве Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки. Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения. Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении. Создавать небольшие этюды. Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета |
||||||||||||||||
13/13 |
Лепка фигуры человека по наблюдению. |
Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Целостное гармоничное восприятие мира. |
Создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики. |
Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. |
Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека. Лепить человека по наблюдению. Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест |
||||||||||||||||
14/14 |
Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности) |
Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Представление об освоении человеком пространства Земли. |
Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, основной замысел работы. |
Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии |
Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Работать по памяти и наблюдению. Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве. Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции. Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа |
||||||||||||||||
15/15 |
Передача симметрии и асимметрии в природной форме.
|
Способность сравнивать, анализировать, обобщать материал |
Работать в коллективе в условиях сотворчества, быть способным к собственной творческой деятельности. |
Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии |
Декоративно-прикладная деятельность Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности). Создавать коллективную композицию на тему. Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы |
||||||||||||||||
16/16 |
Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. |
Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой. |
Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, создавать собственные небольшие композиции. |
Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально –чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. |
Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме. Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения |
||||||||||||||||
17/17 |
Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями. |
Проведение исследовательских работ, выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. |
Работать в коллективе в условиях сотворчества, быть способным к собственной творческой деятельности. |
Формирование понятия и представлений о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира |
Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции. Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона. Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся. Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами |
||||||||||||||||
Развитие фантазии и воображения (11 часов) |
|||||||||||||||||||||
18/1 |
Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно- прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка(авторская)». Освоение поисковой системы интернет. Выполнение графических работ по результатам обсуждения. |
Работать в коллективе в условиях сотворчества, быть способным к собственной творческой деятельности. |
Находить композиционный центр, Создавать объёмно - пространственные композиции с использованием поисковой системы Интернет |
Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов. |
Работа на плоскости Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге. Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка». Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок. Использовать для этого поисковые системы Интернета |
||||||||||||||||
19/2 |
Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. |
Готовность слушать собеседника и вести диалог, выражение в творчестве своего эмоционального восприятия. |
Разработка сюжета и композиции тонкими линиями простого карандаша. Наблюдение композиционных решений в живописи. |
Интерес к искусству разных стран и народов. |
Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре. Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения |
||||||||||||||||
20/3 |
Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. |
Освоение способа решения проблем поискового характера. |
Решение композиции в технике коллажа. Создание коллективной композиции. |
Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. |
Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению. Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу |
||||||||||||||||
21/4 |
Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно- пространственной среде (интерьере школы). |
Иметь представление об особенностях композиции. Наблюдение композиционных решений в живописи. |
Создание сюжетной композиции по мотивам музыкального произведения. |
Интерес к искусству разных стран и народов. |
Распределять сюжеты среди учащихся в группе. Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку. Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики) |
||||||||||||||||
22/5 |
Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объемно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. |
Наблюдать за объектами окружающего мира. Видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы. |
Обоснование работы, её презентация |
Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности |
Работа в объёме и пространстве Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору). Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду). Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Переключаться с одной деятельности на другую |
||||||||||||||||
23/6 |
Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. |
Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. |
Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла |
Умение доводить работу до конца |
Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы). Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ. Определять цветовой и средовой характер композиции |
||||||||||||||||
24/7 |
Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. |
Постановка учебной задачи и контроль её выполнения |
Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища. В обустройстве дома в целом. |
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение |
Декоративно-прикладная деятельность Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев. Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов |
||||||||||||||||
25/8 |
Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. |
Умение проводить самостоятельные исследования. |
Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач. |
Целостное, гармоничное восприятие мира. |
Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа? |
||||||||||||||||
26/9 |
Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. |
Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей |
Понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа, мир народа. |
Умение работать индивидуально и в малых группах. |
Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла |
||||||||||||||||
27/10 |
Участие в коллективных проектах по материалам народных ремесел. |
Умение сопоставить события, о которых идёт речь собственным жизненным опытом. |
Умение развивать предложенную сюжетную линию. |
Адекватная оценка результатов своей деятельности. |
Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию. Оформлять класс и школу к праздничным датам |
||||||||||||||||
28/11 |
Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы. |
Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса. |
Понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа, мир народа. |
Способность работать в коллективе. |
Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона. Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел. Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы) |
||||||||||||||||
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) |
|||||||||||||||||||||
29/1 |
Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). |
Участие в тематических обсуждениях и выражения своих предложений. |
Умение выражать в беседе своё отношение произведению разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка, каждого из них. |
Умение доводить работу до конца. |
Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера |
||||||||||||||||
30/2 |
Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. |
Умения объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов, в сказках, орнаменте, оформление жилища, обустройстве дома. |
Умение сравнивать произведения искусства на одну тему. |
Способность работать в коллективе. |
Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство. Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства. Выполнять самостоятельно эскизы предметов — изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?». Уметь работать в сотворчестве с другими детьми |
||||||||||||||||
31/3 |
Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. |
Самостоятельная мотивация учебно –познавательного процесса. |
Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов. |
Способность работать в коллективе. |
Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности». Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы. Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности |
||||||||||||||||
32/4 |
Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. |
Умение находить нужную информацию в Интернете. |
Рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге. |
Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. |
Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный). Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства. Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте |
||||||||||||||||
33/5 |
Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. |
Умение находить нужную информацию в интернете. |
Умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации. |
Представления о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство. |
Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла) |
||||||||||||||||
34/6 |
Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объеме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна) |
Участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений. |
Умение анализировать и сравнивать произведения искусства. |
Целостное, гармоничное восприятие мира. |
Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр. Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой). Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору) |
Панкова Татьяна Владимировна