12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Екатерина87 Россия, Новгородская обл., Боровичи Материал размещён в группе «Дополнительные материалы к уроку» |
Календарно-тематическое планирование по ИЗО
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Характеристика деятельности учащегося | ||||||||||||||||||
Метапредметные УУД | Предметные УУД | Личностные УУД | |||||||||||||||||||
Развитие дифференцированного зрения: перенос наблюдаемого в художественную форму (изобразительное искусство и окружающий мир) (11 часов) | |||||||||||||||||||||
1/1 | Выполнение графических зарисовок, этюдов , небольших живописных работ с натуры в технике «а-ля прима». | Понимать и представлять природные пространства разных народов. Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами. | Освоение способов решения проблем поискового характера. способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. | Формирование интереса и уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов. развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии | Работа на плоскости Выполнять графические зарисовки, этюды, небольшие живописные работы с натуры в технике «а-ля прима». Представлять особенности освоения окружающего пространства людьми и животными. Понимать, что такое пространственное окружение. Запечатлевать уголки природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. Создавать композицию в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Примерная тема композиции: «Звуки и ароматы мира» | ||||||||||||||||
2/2 | Представление об особенностях освоения окружающего пространства людьми. Запечатление уголков природы в пейзаже с помощью разных графических материалов. | Участвовать в обсуждении тем, связанных с ролью искусства в жизни общества | Создавать коллективную композицию на тему, сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной, творческой работы. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально – чувственного восприятия окружающего мира природы | Понимать и представлять природные пространства разных народов: горы, степи, пустыни, пески, леса, озёра, равнины, реки, поля и др. Видеть и замечать красоту в явлениях окружающей среды. Выполнять зарисовки, этюды, живописные и графические работы разными техниками и материалами («Путевые зарисовки художника») | ||||||||||||||||
3/3 | Создание композиции в технике компьютерной графики с помощью линий и цвета. Представление о природных пространствах разных народов: горах, лесах, озёрах, равнинах, реках, полях и др. | Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий. | Способность откликаться на происходящее в мире, в ближайшем окружении, иметь представление о цикличности и ритме в жизни и в природе. | Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. Формирование понятия и представления о национальной культуре, о вкладе своего народа в наследие мира. | Осваивать и понимать особенности народной архитектуры разных регионов земли, её зависимость от природных условий. Участвовать в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства (литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека. Создавать пейзаж с архитектурными сооружениями в технике графики | ||||||||||||||||
4/4 | Создание проекта своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передача в работе воздушной перспективы; первого, второго и третьего планов; пространственные отношения между предметами в конкретном формате. | Понимать понятия «силуэт», « линия горизонта», « плавность», «формат». Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала. | Накапливать знания и представления о разных видах искусства и их взаимосвязи. | Формирование понятия и представлений о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира. | Активно использовать в обсуждении свои представления об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму. Передавать средствами изобразительного искусства музыку своей родной природы (гор, степей, морей, лесов) без конкретного изображения. Создавать проект своего дома, находящегося в конкретной природной среде. Передавать цветом настроение в работе | ||||||||||||||||
5/5 | Выполнение зарисовок, этюдов, живописных и графических работ разными техниками и материалами. Особенности народной архитектуры разных регионов земли, зависимость народной архитектуры от природных условий местности. | Участвовать в обсуждении тем, связанных с ролью искусства ( литературного, песенного, танцевального, изобразительного) в жизни общества, в жизни каждого человека | Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально –чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. | Овладевать навыками определения сюжета, содержания, графических материалов, выразительных средств художников. Создавать графическими средствами выразительные образы архитектуры, человека, животного в конкретной природной среде с учётом климатического своеобразия региона. Осваивать и создавать выразительные образы природы, человека, животного средствами компьютерной графики (в программе Paint) | ||||||||||||||||
6/6 | Участие в обсуждениях тем, связанных с ролью искусства в жизни общества, в жизни каждого человека. Активное использование в обсуждении своих представлений об искусстве и его роли в жизни общества, в жизни каждого человека. Передача в творческих работах с использованием нужной цветовой гаммы. | Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы | Интерес к искусству разных стран и народов. | Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности: развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. | Создавать свои «Путевые зарисовки». Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, пространственные отношения между предметами в конкретном формате. Передавать пространственные отношения между предметами в природной среде с учётом единой точки зрения и воздушной перспективы | ||||||||||||||||
7/7 | Создание сюжетных композиций, передача в работе смысловых связей между объектами изображения, колорита, динамики с помощью цвета, пятен, линий. | Создавать сюжетные композиции по результатам исследования в технике аппликации. | Пространственное восприятие мира. Понятие о природном пространстве и среде разных народов. | Формирования понятия и представления о национальной культуре. | Создавать сюжетные композиции, передавать в работе с помощью цвета, пятен, линий смысловые связи между объектами изображения, колорит, динамику. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы и композиционный центр, отделять главное от второстепенного. Владеть графическими компьютерными программами | ||||||||||||||||
8/8 | Поиск нужного формата, выделение композиционного центра. Выполнение набросков с натуры (изображения одноклассников) | Работать в коллективе в условиях сотворчества. Сознательно подходить к восприятию эстетического в действительности и искусстве | Наблюдение за движениями человека, передача их в набросках и зарисовках. | Формирование понятия и представлений о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира | Находить нужный формат, выделять композиционный центр. Передавать движение и эмоциональное состояние с помощью ритма пятен, штрихов в композиции на плоскости. Выполнять наброски с фигур одноклассников | ||||||||||||||||
9/9 | Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. Передача в натюрморте смысловой зависимости между предметами и их национального колорита. Самостоятельное решение творческих задач при работе над композицией. | Проведение исследовательских работ, выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. | Составление тематического натюрморта из бытовых предметов. | Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей детей. | Составлять тематический натюрморт из бытовых предметов. Передавать в натюрморте смысловую зависимость между предметами и их принадлежность конкретному народу. Выполнять наброски и зарисовки с предметов разной формы | ||||||||||||||||
10/10 | Передача пропорций , характерных черт человека (формы головы, лица, прически, одежды) графическими средствами. | Пространственное восприятие мира. Интерес к искусству разных стран и народов. | Создавать эскизы | Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности. | Демонстрировать умение работать в коллективе в условиях сотворчества. Передавать в рисунке настроение, колорит мелодии. Соотносить содержание и настроение песни с интерьером, в котором она могла бы звучать. Находить композиционный центр, выстраивать предметно-пространственное окружение (предметы в интерьере) | ||||||||||||||||
11/11 | Нахождение общих для разных народов интонаций, мотивов, настроения. Создание небольших этюдов. Проведение самостоятельных исследований, в том числе с помощью интернета. | Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы. | Составление композиции натюрморта .Передача объёма предмета при наложении одного слоя на другой. | Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии. | Передавать в композиции сюжетно-смысловую связь объектов изображения. Передавать индивидуальную характеристику персонажа, используя внешние сюжетно-смысловые атрибуты (одежда, поза, предметы в руках и т. п.). Самостоятельно решать творческие задачи при работе над композицией. Передавать пропорции, характерные черты лица и фигуры человека графическими средствами | ||||||||||||||||
12/12 | Выполнение набросков, зарисовок на передачу характерной позы и характера человека. | Передавать в творческих работах с помощью цвета нужное настроение, используя нужную цветовую гамму. | Создавать проект. | Пробуждение и обогащение чувств ребёнка, сенсорных способностей детей. Формирование понятия и представлений о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира | Работа в объёме и пространстве Воспринимать и понимать смысловое содержание народной музыки. Находить общие для разных народов интонации, мотивы, настроения. Работать по представлению в объёме на темы, связанные с передачей нескольких фигур в движении. Создавать небольшие этюды. Проводить самостоятельные исследования по изучению традиционных музыкальных инструментов разных стран, в том числе с помощью Интернета | ||||||||||||||||
13/13 | Лепка фигуры человека по наблюдению. | Освоение выразительных особенностей языка разных искусств. Целостное гармоничное восприятие мира. | Создание выразительных образов природы, человека, животного средствами компьютерной графики. | Воспитание интереса детей к самостоятельной творческой деятельности, развитие желания привносить в окружающую действительность красоту. | Работать с моделью: выполнять наброски, зарисовки на передачу характерной позы и характера человека. Лепить человека по наблюдению. Передавать характер героя через его одежду, движения, позу, жест | ||||||||||||||||
14/14 | Представление о народном декоративном орнаменте, создание своего орнамента с использованием элементов орнамента конкретного региона (народности) | Понятие о природном пространстве и среде разных народов. Представление об освоении человеком пространства Земли. | Передавать в работе воздушную перспективу, первый, второй и третий планы, основной замысел работы. | Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии | Наблюдать за движениями человека, передавать их в набросках и зарисовках. Работать по памяти и наблюдению. Создавать объёмно-пространственные композиции с учётом кругового распределения фигур в пространстве. Передавать основной замысел работы через особенности формы каждого предмета в композиции. Уметь грамотно перемещать детали композиции с учётом её темы и рельефа | ||||||||||||||||
15/15 | Передача симметрии и асимметрии в природной форме.
| Способность сравнивать, анализировать, обобщать материал | Работать в коллективе в условиях сотворчества, быть способным к собственной творческой деятельности. | Развитие творческого потенциала ребёнка, активизация воображения и фантазии | Декоративно-прикладная деятельность Иметь представление о том, что такое народный декоративный орнамент, уметь создавать свой орнамент, используя элементы орнамента конкретного региона (народности). Создавать коллективную композицию на тему. Сотрудничать с другими учащимися в процессе совместной творческой работы | ||||||||||||||||
16/16 | Передача на плоскости и в объёме характерных особенностей предмета. | Способность сравнивать, анализировать, обобщать и переносить информацию с одного вида художественной деятельности на другой. | Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, создавать собственные небольшие композиции. | Развитие этических чувств и эстетических потребностей, эмоционально –чувственного восприятия окружающего мира природы и произведений искусства. | Представлять и передавать симметрию и асимметрию в природной форме. Передавать на плоскости и в объёме характерные особенности предмета. Соблюдать пропорции и конструкцию, масштаб деталей, добиваться выразительности изображения | ||||||||||||||||
17/17 | Зависимость народного искусства от природных и климатических особенностей местности; его связь с культурными традициями. | Проведение исследовательских работ, выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. | Работать в коллективе в условиях сотворчества, быть способным к собственной творческой деятельности. | Формирование понятия и представлений о национальной культуре, о вкладе своего народа в культурное и художественное наследие мира | Проводить совместно с родителями и учителем исследование: выявление существовавших ранее промыслов и ремёсел в близлежащих областях и населённых пунктах. Иметь представление об особенностях традиционного декоративно-прикладного искусства у разных народов. Знать о происхождении народного искусства, его изначальной прикладной функции. Понимать зависимость народного искусства от особенностей местности, климата; видеть его связь с культурными традициями региона. Принимать участие в экскурсиях в центры народных промыслов, находящиеся неподалеку от населённого пункта, в котором живут учащиеся. Создавать в классе «музей-уголок» народного искусства, пополнять его экспонатами | ||||||||||||||||
Развитие фантазии и воображения (11 часов) | |||||||||||||||||||||
18/1 | Размышления на темы «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно- прикладного искусства». Раскрытие понятий «устное народное творчество», «литературная сказка(авторская)». Освоение поисковой системы интернет. Выполнение графических работ по результатам обсуждения. | Работать в коллективе в условиях сотворчества, быть способным к собственной творческой деятельности. | Находить композиционный центр, Создавать объёмно - пространственные композиции с использованием поисковой системы Интернет | Формирование интереса и уважительного отношения к культурам разных народов, иному мнению, истории и культуре других народов. | Работа на плоскости Уметь работать разными художественными материалами и инструментами: кистями и красками, тушью и пером, цветными карандашами на тонированной бумаге. Самостоятельно размышлять на темы: «Родной язык», «Звучащее слово орнамента», «Поэзия декоративно-прикладного искусства». Раскрывать понятия «устное народное творчество», «литературная (авторская) сказка». Создавать под руководством учителя коллективную «Книгу народной мудрости»: поговорки, притчи, пословицы, приметы, образцы лубочных картинок. Использовать для этого поисковые системы Интернета | ||||||||||||||||
19/2 | Создание коллективных композиций в технике коллажа. Отображение в работе колорита, динамики в соответствии с темой и настроением. | Готовность слушать собеседника и вести диалог, выражение в творчестве своего эмоционального восприятия. | Разработка сюжета и композиции тонкими линиями простого карандаша. Наблюдение композиционных решений в живописи. | Интерес к искусству разных стран и народов. | Обмениваться мнениями об отображении исторического времени в изобразительном искусстве, литературе, театре. Выполнять графические работы на основе результатов обсуждения | ||||||||||||||||
20/3 | Выполнение цветовых и графических композиций на тему, создание из них коллективной композиции или книги. | Освоение способа решения проблем поискового характера. | Решение композиции в технике коллажа. Создание коллективной композиции. | Способность оригинально мыслить и самостоятельно решать творческие задачи. | Создавать коллективные композиции в технике коллажа. Передавать в работе колорит, динамику сообразно теме и настроению. Выполнять цветовые и графические композиции на тему. Создавать из них коллективную композицию или книгу | ||||||||||||||||
21/4 | Участие в коллективной творческой работе в реальной предметно- пространственной среде (интерьере школы). | Иметь представление об особенностях композиции. Наблюдение композиционных решений в живописи. | Создание сюжетной композиции по мотивам музыкального произведения. | Интерес к искусству разных стран и народов. | Распределять сюжеты среди учащихся в группе. Создавать композиции по мотивам «образной хореографии» под музыку. Представлять, что такое абстрактная композиция на плоскости и объёмная абстрактная форма в лепке (передача активного движения — динамики) | ||||||||||||||||
22/5 | Отображение характера традиционной игрушки в современной пластике. Создание коллективных объемно-пространственных композиций из выполненных работ. Участие в подготовке «художественного события» на темы сказок. | Наблюдать за объектами окружающего мира. Видеть сходство и контраст форм, геометрические и природные формы. | Обоснование работы, её презентация | Развитие навыков сотрудничества в художественной деятельности | Работа в объёме и пространстве Глина, пластилин, бумажная пластика, проволочная конструкция (по выбору). Создавать необычную, фантастическую среду (в классе, в школьном музее, в игровой комнате, в своей комнате дома, в детском саду). Участвовать в коллективной творческой работе в реальной предметно-пространственной среде (интерьере школы). Переключаться с одной деятельности на другую | ||||||||||||||||
23/6 | Роспись силуэтов предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов. | Готовность слушать собеседника и вести диалог. Пространственное восприятие мира. | Умение выбирать выразительные средства для реализации творческого замысла | Умение доводить работу до конца | Изучать форму народных игрушек и изделий декоративно-прикладного искусства. Передавать в работе взаимозависимость материала и пластики, характера украшения и формы предмета (Филимоново, Дымково, местные народные промыслы). Отображать характер традиционной игрушки в современной пластике. Создавать коллективные объёмно-пространственные композиции из выполненных работ. Определять цветовой и средовой характер композиции | ||||||||||||||||
24/7 | Объяснение сходства и различий в традициях разных народов (в сказках, орнаменте, оформлении жилища, в обустройстве дома в целом). Изучение произведений народного и декоративно-прикладного искусства. Объяснение выбора использованных мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. | Постановка учебной задачи и контроль её выполнения | Умение объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов в сказках, орнаменте, оформлении жилища. В обустройстве дома в целом. | Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументировано отстаивать собственное мнение | Декоративно-прикладная деятельность Участвовать в подготовке «художественного события» на темы сказок (оформление класса, зала, игра с куклами, проведение народных игр: «вживание» в образы сказочных героев), включающего проигрывание эпизодов из сказок с известными героями, постановку кукольных спектаклей; приготовление национальных блюд; организацию общего стола; танцевальные и музыкально-двигательные композиции по мотивам народных танцев. Создавать аппликацию, расписывать силуэты предметов быта (утвари) по мотивам народных орнаментов | ||||||||||||||||
25/8 | Создание композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла. | Умение проводить самостоятельные исследования. | Умение использовать элементы импровизации для решения творческих задач. | Целостное, гармоничное восприятие мира. | Уметь объяснить, чем похожи и в чём различны традиции каждого из народов, с которыми учащиеся познакомились благодаря информации в учебнике (в сказках), узнавая об орнаменте, оформлении жилища, обустройстве дома в целом. Что особо примечательного у каждого народа? | ||||||||||||||||
26/9 | Проведение под руководством взрослого исследования по материалам народного искусства своего региона. | Умение проектировать (планировать) самостоятельную деятельность в соответствии с предлагаемой учебной задачей | Понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа, мир народа. | Умение работать индивидуально и в малых группах. | Изучать произведения народного и декоративно-прикладного искусства. Уметь объяснять, чем обусловлен выбор мастером материала, формы и декоративного украшения предмета. Создавать композиции по мотивам народного декоративно-прикладного промысла | ||||||||||||||||
27/10 | Участие в коллективных проектах по материалам народных ремесел. | Умение сопоставить события, о которых идёт речь собственным жизненным опытом. | Умение развивать предложенную сюжетную линию. | Адекватная оценка результатов своей деятельности. | Создавать коллективные панно, эскизы и элементы костюмов, подбирать музыкальное сопровождение к событию. Оформлять класс и школу к праздничным датам | ||||||||||||||||
28/11 | Изготовление творческого продукта как составной части проектной работы. | Самостоятельная мотивация учебно-познавательного процесса. | Понимание зависимости народного искусства от природных и климатических особенностей местности, его связи с культурными традициями, мировоззрением народа, мир народа. | Способность работать в коллективе. | Знакомиться под руководством взрослых с особенностями народного искусства своего региона. Участвовать в коллективных проектах, связанных с историей и современным состоянием народных ремёсел. Создавать творческий продукт (как составную часть проектной работы) | ||||||||||||||||
Художественно-образное восприятие произведений изобразительного искусства (музейная педагогика) (6 часов) | |||||||||||||||||||||
29/1 | Представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). | Участие в тематических обсуждениях и выражения своих предложений. | Умение выражать в беседе своё отношение произведению разных видов искусства, понимать специфику выразительного языка, каждого из них. | Умение доводить работу до конца. | Иметь представление об особенностях композиции в разных видах изобразительного искусства: в живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве (ритм, динамика, цветовая гармония, смысловой композиционный центр). Улавливать особенности и своеобразие творческой манеры разных мастеров. Создавать свои композиции, подражая манере исполнения понравившегося мастера | ||||||||||||||||
30/2 | Определение особенностей творческой манеры разных мастеров. Подражание манере исполнения понравившегося мастера при создании собственной композиции. | Умения объяснить, чем похожи и чем различаются традиции разных народов, в сказках, орнаменте, оформление жилища, обустройстве дома. | Умение сравнивать произведения искусства на одну тему. | Способность работать в коллективе. | Понимать и представлять, что такое народное декоративно-прикладное искусство. Уметь соотносить и объяснять особенности формы изделий разных народных промыслов. Находить особенное в каждом виде народного искусства. Выполнять самостоятельно эскизы предметов — изделий народного искусства. Примерная тема: «Что общего и в чём различие между городецкой, жостовской и хохломской росписями?». Уметь работать в сотворчестве с другими детьми | ||||||||||||||||
31/3 | Представление о народном декоративно-прикладном искусстве. Нахождение особенного в каждом виде народного искусства. Выполнение самостоятельных эскизов предметов народного искусства. | Самостоятельная мотивация учебно –познавательного процесса. | Сформированность представлений о природном пространстве и архитектуре разных народов. | Способность работать в коллективе. | Представлять и уметь объяснять понятия «природные условия», «рельеф местности». Раскрывать в своём объяснении характер формы народной архитектуры и её зависимость от климата и окружающей природы. Создавать эскизы, проекты архитектурных объектов, учитывая при этом их зависимость от рельефа местности | ||||||||||||||||
32/4 | Создание эскизов, проектов архитектурных объектов в зависимости от рельефа местности. | Умение находить нужную информацию в Интернете. | Рассказывать о своём любимом произведении искусства, герое, картине, спектакле, книге. | Готовность слушать собеседника, вести диалог, аргументированно отстаивать собственное мнение. | Представлять смысл и обозначение изображений в солярных символах разных народов (фольклор устный и письменный). Понимать, что такое сакральное искусство; воспринимать нравственный смысл народного искусства. Создавать несложные декоративные композиции с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте | ||||||||||||||||
33/5 | Орнаментальные символы разных народов и значение этих символов. Создание посильных декоративных композиций с использованием солярных знаков в эскизах росписи и декоративном орнаменте. | Умение находить нужную информацию в интернете. | Умение высказывать предположение о сюжете по иллюстрации. | Представления о том, что у каждого живого существа своё жизненное пространство. | Уметь передавать форму, динамику (движение), характер и повадки животных в объёме (лепка), графике (линия), живописи (работа от пятна), декоративно-прикладном искусстве (лепка по мотивам народного игрушечного промысла) | ||||||||||||||||
34/6 | Передача формы, динамики (движения), характера и повадок животных в объеме (лепке), графике (линией), живописи (способом от пятна) | Участие в тематических обсуждениях и выражение своих предложений. | Умение анализировать и сравнивать произведения искусства. | Целостное, гармоничное восприятие мира. | Представлять и называть разные виды изобразительного искусства, в которых изображение человека — композиционный центр. Уметь объяснять, чем отличается изображение человека в станковом искусстве от изображения человека в декоративном или народном искусстве (формой, характером, манерой). Создавать собственные небольшие композиции, подражая манере того или иного художника (по выбору) |