№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Дата
|
Элементы
содержания
|
Требования к уровню
подготовки обучающихся
|
план
|
факт
|
Требования к уровню подготовки учащихся
Выпускник научится:
составлять сообщения о современных профессиях, связанных с механизированным и автоматизированном трудом (с учётом региональных особенностей), и описывать их особенности;
организовывать рабочее место в зависимости от вида работы, распределять рабочее время;
отбирать и анализировать информацию из учебника и других дидактических материалов, использовать её в организации работы;
осуществлять контроль и корректировку хода работы;
выполнять социальные роли (председатель заседания школьного клуба, консультант, экспериментатор и т.д.);
выполнять доступные действия по самообслуживанию (декоративное оформление культурно-бытовой среды, ремонт одежды и книг);
отбирать предложенные материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
применять приёмы рациональной и безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (циркуль), режущими (ножницы, канцелярский нож);
размечать бумагу и картон циркулем;
отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки;
изготавливать объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам;
анализировать конструкцию изделия: определять взаимное расположение деталей, виды их соединений;
рассказывать о назначении инструментальных программ, называемых текстовыми редакторами;
использовать правила оформления текста (заголовок, абзац, отступ «красная строка»); знать цели работы с принтером как с техническим устройством;
использовать элементарные приёмы работы с документом с помощью простейшего текстового редактора (сохранять и открывать документ, выводить документ на печать);
осуществлять поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения различных задач;
решать учебные и практические задачи с использованием компьютерных программ;
подключать к компьютеру дополнительные устройства;
осуществлять поиск информации в электронных заданиях: словарях, справочниках, энциклопедиях;
соблюдать правила личной гигиены и использования безопасных приёмов работы со средствами информационных и коммуникационных технологий.
|
Выпускник получит возможность научиться:
понимать особенность проектной деятельности и осуществлять её, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его в продукте, демонстрировать готовый продукт;
отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации собственного или предложенного учителем замысла;
прогнозировать конечный практический результат и самостоятельно комбинировать художественные технологии в соответствии с конструктивной или декоративно-художественной задачей;
осуществлять ввод информации в компьютер с клавиатуры.
К концу обучения в начальной школе будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию,
достигнут необходимый уровень первоначальных трудовых умений, начальной технологической подготовки, которые включают:
элементарные знания о значении и месте трудовой деятельности в создании общечеловеческой культуры, о простых и доступных правилах создания функционального, комфортного и эстетически выразительного жизненного пространства (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды);
соответствующую возрасту технологическую компетентность: знание используемых видов материалов, их свойств, способов обработки; анализ устройства и назначения изделия; умение определять необходимые действия и технологические операции и применять их для решения практических задач; подбор материалов и инструментов в соответствии с выдвинутым планом и прогнозом возможных результатов; экономную разметку; обработку с целью получения деталей, сборку, отделку изделия; проверку изделия в действии;
достаточный уровень графической грамотности: выполнение измерений, чтение доступных графических изображений, использование чертежных инструментов (линейка, угольник, циркуль) и приспособлений для разметки деталей изделий; опору на рисунки, план, схемы, простейшие чертежи при решении задач по моделированию, воспроизведению и конструированию объектов;
умение создавать несложные конструкции из разных материалов: исследование конструктивных особенностей объектов, подбор материалов и технологии их изготовления, проверку конструкции в действии, внесение корректив;
овладение такими универсальными учебными действиями, как: ориентировка в задании, поиск, анализ и отбор необходимой информации, планирование действий, прогнозирование результатов собственной и коллективной технологической деятельности, осуществление объективного самоконтроля и оценка собственной деятельности и деятельности своих товарищей, умение находить и исправлять ошибки в своей практической работе;
умение самостоятельно справляться с доступными проблемами, реализовывать собственные замыслы, устанавливать доброжелательные взаимоотношения в рабочей группе, выполнять разные социальные роли (руководитель—подчиненный);
развитие личностных качеств: любознательность, доброжелательность, трудолюбие, уважение к труду, внимательное отношение к старшим, младшим и одноклассникам, стремление и готовность прийти на помощь тем, кто в ней нуждается.
|
|
1 четверть
Личностные УУД
оценивание смысловых аспектов деятельности и ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях; умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования»;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
|
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя различать способ и результат действия вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
|
Коммуникативные УУД
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
аргументировать свою позицию;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
|
Познавательные УУД
чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
|
Предметные УУД
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач
|
|
1
|
Ваза для осеннего букета.
|
1
|
|
|
Овладение основными приемами обработки пластичных материалов. Овладение основными способами соединения деталей изделияПриродные материалы. Анализ по вопросам учителя образца изделия и способов соединения деталей. Анализ работы. Последовательность и краткая характеристика операций.
|
Знать: понятие «емкость»; свойства шпагата.
Уметь: оформлять вазу для осеннего букета; рассматривать и сравнивать бумажный и льняной шпагаты; анализировать рисунок; оклеивать бумажным шпагатом и льняным шпагатом емкость; делать из шпагата украшения для вазы в форме улитки, листика, завитка, вилюшки, цветка
|
2
|
Аппликация из соломки
|
1
|
|
|
Знать свойства соломки.
Уметь: изучать по рисункам варианты наклеивания соломенных лент на кальку; выбирать для аппликации рисунок; продумывать план работы и выполнять аппликацию из соломки
Уметь: выбирать для аппликации рисунок; продумывать план работы и выполнять аппликацию из соломки
|
3
|
Аппликация из соломки.
Создание собственной композиции.
|
1
|
|
|
4-5
|
Пластмассы
|
2
|
|
|
Многообразие материалов и область их применения. Овладение основными способами соединения деталей изделия. Последовательность и краткая характеристика операций
Соблюдение безопасных приемов труда при работе с различными инструментами
Анализ образца, выбор материала с учетом поделочных свойств. Формат и размер изделия
|
Знать свойства пластмассы.
Уметь: рассказывать кто, где и как использует пластическую массу (пластик) и пенопласт; приводить примеры предметов, сделанных из пластика и пенопласта
|
6
|
Игрушка- перевертыш
|
1
|
|
|
Уметь: размечать по чертежу развертку основы игрушки и заготовку для склеивания клапанов; вырезать детали изделия; делать рицовку на развертке там, где будут отогнуты ее части
Уметь: вырезать отделочные детали, располагать их на основе и приклеивать; отгибать боковые клапаны и наклеивать их на заготовку; наклеивать сверху на боковые клапаны один длинный клапан; закреплять груз внутри основы игрушки; проверять игрушку в действии
|
|
Игрушка- перевертыш. Создание декоративной композиции по собственному замыслу
|
|
|
|
7
|
Декоративные композиции из нитяных колец
|
1
|
|
|
Знать понятия «интерьер», «композиция».
Уметь: работать в группе; размечать по чертежу кольца; вырезать кольцо, обматывать кольцо ниткой, располагая ее витки плотно друг к другу; закреплять нитки узелком с изнаночной стороны; соединять кольца между собой мелкими стежками; составлять из колец композицию и прикреплять к рейке
Уметь: закреплять нитки узелком с изнаночной стороны; соединять кольца между собой мелкими стежками; составлять из колец композицию и прикреплять к рейке
|
8
|
Композиции из нитяных колец
|
1
|
|
|
9
|
Нитяная графика на картонной основе
|
1
|
|
|
2 четверть
|
Личностные УУД
действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
возможность осуществления проектной деятельности
|
Регулятивные УУД
планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
самоконтроль и корректировка хода практической работы;
самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
|
Коммуникативные УУД
учёт позиции собеседника (соседа по парте);
умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);
осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности
|
Познавательные УУД
моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
|
Предметные УУД
формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач
|
|
10
|
Нитяная графика на картонной основе
|
1
|
|
|
Многообразие материалов и область их применения. Анализ образца, выбор материала с учетом поделочных свойств. Формат и размер изделия
|
Знать понятия «интерьер», «композиция».
Уметь: работать в группе; размечать по чертежу кольца; вырезать кольцо, обматывать кольцо ниткой, располагая ее витки плотно друг к другу; закреплять нитки узелком с изнаночной стороны; соединять кольца между собой мелкими стежками; составлять из колец композицию и прикреплять к рейке
Уметь: закреплять нитки узелком с изнаночной стороны; соединять кольца между собой мелкими стежками; составлять из колец композицию и прикреплять к рейке
|
11-
12
|
Новогодние фонарики. Создание изделий по собственному замыслу.
|
2
|
|
|
13-14
|
Маски из бумаги
|
2
|
|
|
Изготовление изделия по плану. Поиск, преобразование, хранение и применение информации для решения технических и технологических задач.
|
Уметь: рассматривать варианты новогодних масок; размечать шаблон маски на просвет из плотной бумаги форматом А4; обсуждать с соседом по парте последовательность и приемы изготовления маски
|
15
|
Игрушки из бумаги. Собачка
|
1
|
|
|
Соединение деталей изделия из бумаги. Разметка с помощью линейки по месту. Указание черточкой точного места на заготовке
|
Уметь: анализировать чертежи деталей игрушки, приемы изготовления деталей, шаблоны их оформления; выполнять объемные детали из толстой бумаги; оформлять детали изделия из цветной бумаги
|
16
|
Игрушка-лошадка
|
1
|
|
|
Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу
|
Уметь: выполнять работу по плану; вырезать детали игрушки по чертежам; выполнять сборку деталей
|
3 четверть
|
Личностные УУД
оценивание смысловых аспектов деятельности и ориентирование в социальных ролях и межличностных отношениях; умения находить ответ на вопрос о том, «какой смысл имеет использование современных информационных технологий в процессе обучения в школе и самообразования»;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи
|
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя различать способ и результат действия вносить коррективы в действия в случае расхождения результата решения задачи на основе ее оценки и учета характера сделанных ошибок;
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве
|
Коммуникативные УУД
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
учитывать разные мнения;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
задавать вопросы;
аргументировать свою позицию;
осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь
|
Познавательные УУД
чтение графических изображений (рисунки, простейшие чертежи и эскизы, схемы);
моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
|
Предметные УУД
получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества, о мире профессий и важности правильного выбора профессии;
формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач
|
|
17
|
Игрушка-котёнок
|
1
|
|
|
Свойства бумаги и картона. Овладение основными приемами работы с бумагой. Анализ плана работы по схеме и рисунку
|
Знать свойства крепированной бумаги.
Уметь: выполнять декоративное панно для украшения дома; выбирать рисунок для панно; исследовать свойства крепированной бумаги (разрезать, скручивать, растягивать, склеивать), анализировать ее цвет, толщину, жесткость, фактуру поверхности; выполнять фоновую основу для панно из половины листа белого картона, рамку - из картона другого цвета, детали композиции - из цветной бумаги; размечать и вырезать детали, собирать композицию на основе; приклеивать детали
|
18
|
Декоративное панно
|
1
|
|
|
19
|
Декоративное панно. Декоративное оформление и отделка изделий.
|
1
|
|
|
20-21
|
Поздравительная открытка
|
2
|
|
|
Изготовление плоскостных и объемных изделий из бумаги. Декоративное оформление и отделка изделий. Создание изделий по собственному замыслу
|
Уметь: изготавливать поздравительную открытку; проводить наблюдение над свойствами бархатной бумаги; отмечать по чертежу детали открытки из бархатной и белой бумаги; вырезать детали; оформлять края открытки зубчиками; складывать открытку по сгибу
|
22
|
Футляр из ткани
|
1
|
|
|
Нитки и их назначение. Сравнение ниток по цвету, прочности, мягкости, толщине. Инструменты и приспособления при работе с текстильными материалами. Безопасные приемы труда при работе с инструментами. Трудовая деятельность в жизни человека
|
Иметь представление о видах переплетения нитей в тканях.
Уметь: определять переплетение канвы; называть вид переплетения нитей (полотняное, саржевое, сатиновое, атласное); выбирать вариант изделия (салфеточка, закладка, лента для головного убора); выполнять выкройку основы изделия по чертежу; раскраивать по выкройке канву для основы; анализировать приемы выполнения простого креста на рисунках; тренироваться в выполнении простого креста на лоскутке канвы; выбирать для вышивки нитки мулине; закреплять нитки на ткани петелькой; вышивать рисунок; по краю готового изделия выполнять бахрому
|
23
|
Оформление изделий вышивкой простым крестом
|
1
|
|
|
24-25
|
Бусы из бумаги в технике оригами
|
2
|
|
|
Выполнение работ с бумагой: изгибать, гнуть, придавать дугообразную форму, делать ряд параллельных складок. Разметка по клеткам
|
Уметь: выполнять бусы из бумаги для новогодней елки; вырезать из бумаги одинаковые квадратики со стороной 6 см разного цвета; складывать квадратик дважды, изнаночной стороной внутрь; проглаживать фальцлинейкой линии сгиба; раскрывать заготовку за противоположные уголки; соединять противоположные уголки снизу; собирать из готовых половинок целую бусину по рисунку; нанизывать бусины на нитку, чередуя бумажные бусины со стеклянными или сделанными из фольги
|
26
|
Кукла Летучая мышь
|
1
|
|
|
Овладение основными способами соединения деталей изделия из текстильных материалов. Анализ работы. Выставка лучших работ
|
Уметь: изготавливать куклу для уроков литературного чтения; переводить детали выкройки на кальку; пришивать голову на туловище потайным швом
|
4 четверть
|
Личностные УУД
действия, реализующие потребность школьника в социально значимой и социально оцениваемой деятельности, направленность на достижение творческой самореализации, в том числе с помощью компьютерных технологий;
действия, характеризующие уважительное отношение к труду людей и к продукту, производимому людьми разных профессий;
возможность осуществления проектной деятельности
|
Регулятивные УУД
планирование последовательности практических действий для реализации замысла, поставленной задачи;
отбор наиболее эффективных способов решения конструкторско-технологических и декоративно-художественных задач в зависимости от конкретных условий;
самоконтроль и корректировка хода практической работы;
самоконтроль результата практической деятельности путём сравнения его с эталоном (рисунком, схемой, чертежом);
оценка результата практической деятельности путём проверки изделия в действии.
|
Коммуникативные УУД
учёт позиции собеседника (соседа по парте);
умение договариваться, приходить к общему решению в совместной творческой деятельности при решении практических работ, реализации проектов, работе на компьютере;
умение задавать вопросы, необходимые для организации сотрудничества с партнером (соседом по парте);
осуществление взаимного контроля и необходимой взаимопомощи при реализации проектной деятельности
|
Познавательные УУД
моделирование несложных изделий с разными конструктивными особенностями;
конструирование объектов с учётом технических и декоративно-художественных условий: определение особенностей конструкции, подбор соответствующих материалов и инструментов;
сравнение конструктивных и декоративных особенностей предметов быта и установление их связи с выполняемыми утилитарными функциями;
сравнение различных видов конструкций и способов их сборки;
анализ конструкторско-технологических и декоративно-художественных особенностей предлагаемых заданий;
выполнение инструкций, несложных алгоритмов при решении учебных задач;
проектирование изделий: создание образа в соответствии с замыслом, реализация замысла;
|
Предметные УУД
формирование первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно преобразующей деятельности человека;
приобретение навыков самообслуживания, овладение технологическими приёмами ручной обработки материалов, освоение правил техники безопасности;
использование приобретённых знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач
|
|
27-28
|
Сборка моделей транспортирующих устройств
|
2
|
|
|
Сборка моделей и макетов несложных объектов из деталей конструктора по образцу, рисунку, схеме
|
Знать: виды ременных передач; правила работы с конструктором; приемы работы с деталями металлического конструктора; названия деталей конструктора (планки, пластины, скоба, уголки, диск, колесо, втулки, оси, гайка, шайба, винты).
Уметь: собирать модели транспортирующих машин и устройств, в которых должна быть ременная передача; анализировать и сравнивать виды ременных передач; собирать одну из моделей ременных передач из конструктора
|
29-30
|
Изготовление осадкомера
|
2
|
|
|
Анализ по вопросам учителя образца изделия и способов соединения деталей. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Соединение деталей клеем и скотчем.
|
Знать устройство прибора – осадкомера.
Уметь: делать осадкомер для уроков по окружающему миру; рассматривать на рисунке конструкцию осадкомера и приемы изготовления его деталей; отрезать от пластиковой бутылки верхнюю часть; закреплять детали прибора скотчем; выполнять из картона шкалу и прикреплять ее к бутылке
|
31
|
Металлы
|
1
|
|
|
Многообразие материалов и область их применения
|
Знать свойства проволоки и фольги.
Уметь: рассказывать, кто, где и как использует проволоку и фольгу; приводить примеры предметов, сделанных из проволоки и фольги
|
32-33
|
Проект коллективного создания макета школьного двора
|
2
|
|
|
Свойства бумаги и картона. Разметка деталей по шаблонам и с применением разметочных инструментов. Изготовление изделий из бумаги и картона. Соединение деталей с помощью нити, проволоки, клея
|
Знать понятие «проект».
Уметь: рассматривать план; анализировать, какие здания и сооружения будут на макете; обсуждать приемы изготовления зданий, сооружений и элементов пейзажа из бумаги и картона; выбирать материал для макета; обсуждать этапы выполнения проекта; распределять работу в группе между собой; выполнять развертку многоэтажного здания; вырезать по шаблонам деревья
|
34
|
Мини-проекты «Моя игрушка». Выставка работ.
|
1
|
|
|
|
|