12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Зинашов Кайрат875
Туркмения, Дашогузский велаят, город Дашогуз

 Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности.

Подготовил учитель русского языка:

:Зинашов Кайрат Орунбаевич.

2017 г.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку для 7 классов.

Название темы

Кол-во

уроков

Дата

 

Повторение.

Приме-чание

 

 

I четверть

 

 

   

1.

День знаний. Имя существительное.

Вы помните, что имена существительные делятся на одушевлённые (обозначают предметы живой природы и отвечают на вопросы кто?) и неодушевлённые (обозначают предметы неживой природы и отвечают на вопросы что?)

1

 

Ответьте

на следующие вопросы.

1. На какие вопросы отвечает имя существительное?

2. Что обозначает?

3. Как оно изменяется?

4. Каким членом предложения может быть эта

часть речи?

 

2.

Род имён существительных.

Обозначьте в словосочетаниях главные и зависимые слова. Определите род, число, падеж и склонение имён существительных.

Весело переговариваются, собирают урожай, золотые колосья, зёрна пшеницы, прославление хлеба,

самоотверженный труд, россыпи зёрен, солнечным светом, ссыпают в мешки, щедрому урожаю, сила

земли, собранная в мешки, грузят на машины, труд грузчика, символизируют богатство, награда за труд, награда от природы.

1

 

Составьте несколько одушевлённых и неодушевлённых

имён существительных в единственном числе, именительном

падеже. Определите и укажите род этих существительных.

Объясните свой ответ.

 

3.

А. Каушутов «Туркменские кони».

Определение рода существительных.

Найдите из текста несколько одушевлённых и

неодушевлённых существительных, образуя из них пары

слов в единственном и множественном числах.

1

 

Объясните,

почему данные существительные не имеют форм

множественного числа. Составьте два предложения с любыми

из этих существительных:

нравственность,

честность, правдивость, терпение,

упорство, отзывчивость, человеколюбие.

 

4.

А.П. Чехов «Белолобый». Определение рода существительных.

Выпишите из текста несколько словосочетаний с существительными.

Укажите в скобках – одушевлённые

или неодушевлённые эти существительные?

1

 

Найдите и выпишите из текста эпитеты, метафоры

и сравнения.

 

5.

Д.Н. Мамин-Сибиряк «Оленёнок». Число имён существительных.

Найдите из текста существительные единственного числа и

образуйте форму множественного числа.

1

 

Прочитайте диалог старика с мальчиком по ролям,

соблюдая интонацию.

 

6.

Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». Склонение имён существительных.

Выпишите из рассказа Л. Н. Толстого «Какая бывает

роса на траве» несколько существительных единственного

и множественного числа. Просклоняйте их. Выделите

и сравните окончания.

1

 

Вспомните падежи имён существительных. Просклоняйте

(измените по падежам) существительные ученик,

школа, здание. Укажите род и выделите окончания

этих

существительных.

 

7.

Л.Н. Толстой «Булька». Склонение имён существительных.

Определите род и просклоняйте эти существительные. Какие

окончания они имеют в родительном падеже? Почему?

Составьте 2-3 предложения с некоторыми из этих суще-

ствительных.

Щенок, огонь, язык, ладонь, ошейник, камень,

челюсть, след, хвост, тень.

1

 

Составьте и запишите небольшой рассказ, употребив

следующие слова и словосочетания: лето, море,

солнце, отдых, санаторий; предложный падеж существительных мужского рода – на берегу и другие; сочетания слов: провели лето, радовались отдыху, любовались

морем, вспоминали лето и другие.

 

8.

К. Мамлин «Терпение». Употребление падежных форм существительных мать, дочь.

Существительные женского рода мать, дочь во всех падежах (кроме винительного) единственного числа и во всех падежах множественного числа имеют основу,

оканчивающуюся на -ер.

Например: матери, дочери, матерей,

дочерей.

1

 

Составьте предложения, употребив во всех падежах

единственного или множественного числа:

1) одно из следующих слов: имя, знамя, время;

2) одно из слов – мать, дочь.

 

9.

Употребление падежных форм существительных на - мя.

Существительные среднего рода на –мя во всех падежах (кроме именительного и винительного) пишутся с суффиксом -ен.

Например: имени, знаменем, об имени.

1

 

Составьте предложения с данными словосочетаниями,

поставив слова в нужном падеже.

У меня нет (время); до поры до (время); время от (время); говорить от своего (имя); с мировым (имя); назвать вещи своими (имя); без роду без (племя); под

(бремя) лет; ярким (пламя); из (семя) растений; боль-

шого (пламя); совет ко (время).

 

10.

В. Бианки «О дружбе животных». Употребление падежных форм существительных с суффиксом –онок, -ёнок. У существительных, обозначающих Детёнышей животных и птиц, во всех падежах единственного числа (кроме именительного) в суффиксах -онок (после ж, ш, ч), -ёнок выпадает гласный . Во множественном числе пишутся суффиксы –ат (-ят).

Например: волчонка, лисёнком, о

медвежатах,

об оленятах.

1

 

Определите

вид связи в этих словосочетаниях. Укажите падеж

выделенных существительных.

Семьи лисят и волчат; зайчонок с зайчонком;

дружить с котятами; пойти к тигрятам.

 

11.

Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Глагол.

Какие произведения устного народного творчества вы знаете? Назовите и кратко расскажите о них.

Подчеркните глаголы изъявительного наклонения. Обоснуйте свой ответ. Найдите пословицы и поговорки и объясните их смысл.

1. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко

блистало, короче становился день (А. С. Пушкин).

2. То солнышко проглянет, то снова дождь пойдёт.

3. Что посеешь, то и пожнёшь.

4. Я выучил много пословиц и поговорок.

1

 

Вставьте вместо точек слова по смыслу. Какой частью речи они являются? Обоснуйте свой ответ.

1. Век … – век учись.

2. … в работе – счастье добудешь.

3. Терпение и труд всё … .

4. Что написано пером – не ... топором.

5. Соловей … розу, человек – Родину.

 

12.

Былины. Эпитеты. Определение глагола.

Глагол – часть речи, которая обозна-

чает действие или состояние предмета итотвечает на вопросы что делать? (что делал? что будет делать?) или что сделать?

(что сделал? что сделает?)

1

 

Запишите и объясните смысл следующих выражений:

дорожка прямоезжая; кричать по-звериному; засвистеть

по-соловьему; поехать стороною; взялся за лук;

пустить стрелу; пристегнуть к коню.

 

13.

Былина. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Наклонение глагола.

Различаются три наклонения глаго-

лов: изъявительное, условное и повелительное.

Глаголы изъявительного наклонения обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить.

К ним относятся все глаголы прошедшего,

настоящего и будущего времени.

Например: писал, пишу, напишу.

1

 

Укажите,

в каком времени употреблены эти глаголы.

1. … Илья Муромец в славный Киев-град.

2. … он до города Чернигова.

3. … он мужичков черниговских.

4. Цветы и травы… , леса к земле … .

5. Как … по-звериному, как … по-соловьему!

 

14.

Глаголы движения.

В русском языке встречаются глаголы движения, обозначающие различные способы перемещения (идти, ехать, плыть). Эти глаголы указывают на однонаправленное действие и разнонаправленное

действие.

Например: Я шёл по вокзалу. Я ходил по перрону.

Глаголы движения употребляются в

речи без приставок (бежать – бегать; везти – возить) и с приставками (выбегать – выбежать; уходить – уйти).

1

 

Глаголы, данные в скобках, употребите

в форме настоящего времени. Объясните смысл данных

пословиц и поговорок.

1. Каждый день жизни (прибавлять) частицу мудрости.

2. Умный человек без пословицы (не говорить).

3. Люди счастья (не искать), а (создавать).

4. Двое (пахать), а семеро руками (махать).

5. Через силу и конь (не скакать).

 

15.

М.Ю. Лермонтов «Бородино». Наклонения глаголов.

Условное наклонение глагола обозначает действие или состояние действия, которое говорящий мыслит как возможное, предполагаемое или желательное в определённых условиях.

Например: я бы начал; мы уехали

бы и др.

Условное наклонение образуется от

формы глагола прошедшего времени при помощи частицы -бы (-б), которая пишется с глаголами раздельно. Она может стоять впереди или после глагола. После слов, оканчивающихся на гласный звук, обычно употребляется частица -б.

1

 

Придумайте и запишите 6-7 предложений с глаголами

условного наклонения.

 

16.

И.А. Крылов «Волк и ягнёнок». Повелительное наклонение глагола.

Повелительное наклонение глагола выражает желание, побуждение говорящего заставить другое лицо совершить какое-нибудь действие. Побуждение к совершению

действия может иметь разные фор-

мы: приказ, требование, призыв, просьбу, совет.

Например: отдай, принеси, приготовьте,

ответьте.

1

 

Спишите. Подчеркните глаголы повелительного

наклонения. Какое побуждение к действию выражено

этими глаголами? Устно назовите форму числа этих глаголов.

1. «Воротись, дурачина, ты к рыбке…».

2. «Спой мне песню, как девица

За водой поутру шла».

3. «Вы ж, голубушки-сестрицы,

Поезжайте вслед за мной».

4. «Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу».

 

17.

Имя прилагательное.

Сравнительная степень прилагателных.

Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей?

Например: белый платок; деревянный дом; папин костюм.

Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам.

1

 

Образуйте прилагательные от существительных по

образцу.

Образец: благость – благостный.

Народ, памятник, жизнь, дух, приключение, мо-

раль, ум, гордость, нация, мысль, святость.

 

18.

Превосходная степень глагола.

Подберите существительные к данным прилагательным,

чтобы они согласовались в роде, числе и падеже.

Запишите полученные словосочетания.

Исторический, народное, резвый, огузские, туркменских,

смелые, известный, крупнейший, военными, духовный.

1

 

Измените качественные прилагательные в большей

или меньшей степени и запишите их по образцу.

Образец: резв – резвый – резвее – очень резвый.

Знаменитый, крупный, умный, гордый, справед-

ливый, молодой, старый.

 

19.

Имя числительное. Р. Рождественский «Баллада о красках». Найдите из текста числительных.

Употребление числительных в речи.

Имена числительные – это слова, обозначаю-

щие количество предметов в виде целых единиц или

дробных

величин (отвечают на вопрос сколько?) или

порядок предметов при счёте (отвечают на вопросы

который? какой?). например: одиннадцать (человек), полтора яблока, одиннадцатый номер. Числительные, обозначающие количество предме-

тов, называются количественными.

Например: один, десять, двадцать пять, триста

шестьдесят четыре и т.д.

Числительные, обозначающие порядок предме-

тов при счёте, называются порядковыми.

Например, первый, десятый, двадцать пятый,

триста шестьдесят четвёртый.

1

 

Составьте словосочетания со словами.

1. Два – двое (друзья, мы, чемпионы, подруг, бороды, алабая, велаята).

2. Три – трое (рельсы, люди, книги, шашки, но-

силки, медсестры, ошибки).

3. Четыре – четверо (утки, дети, собрания, сани,

цыплята).

 

20.

Местоимение. Ю. Смеляков «Хорошая девочка Лида». Найдите из текста местоимения.

Местоимения – это слова, которые не называют

предметов, их признаков и количества, а только ука-

зывают на них, например: 1) Грушницкий – юнкер.

Он только год в службе. (М. Лермонтов) 2) Этот пор-

трет я написал в два дня. 3) Что же случилось?

1

 

Определите, какое из выделенных местоимений

указывает на предмет, какое – на признак предмета и

какое – на количество предметов.

Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права.

На дворе ещё морозно. Такая погода продержится

недолго. Через несколько дней засияет яркое весен-

нее солнце.

 

21.

Местоимение. Личные местоимения. Л. Кассиль «Рассказ об отсутствующем». Найдите из текста местоимения.

Личные: 1-е лицо – я, мы; 2-е лицо – ты, вы;

3-е лицо – он, она, оно, они.

Например: Я помню чудное мгновенье,

Передо мной явилась ты. (А. С. Пушкин)

Личные местоимения я, ты не имеют рода.

2. Возвратное себя не имеет рода и числа.

Например: Пиарить себя.

3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш,

его, её, их и др.

Например: Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин)

Притяжательные местоимения имеют род, число,

склоняются по падежам. Местоимения его, её, их не

изменяются по падежам.

1

 

Подумайте

и ответьте, являются ли выделенные слова названиями

предметов или только указывают на них?

Скворец летел к себе домой.

Летел дорогою прямой.

Он изучил за много лет

Её по множеству примет.

 

22.

Указательные местоимения. Н.А. Заболоцкий «Не позволяйте душе лениться». Найдите из текста указательные местоимения.

Указательные: тот, этот, такой, таковой

(устар.),

таков, столько, настолько, здесь, там, туда,

оттуда,

потому, поэтому, оттого, тогда, так

и др.

Например: Тот дом выше. Здесь теплее.

Тот, этот, такой имеют род, число, склоняются

по падежам.

1

 

Выучите пословицы о труде. Вдумайтесь в их смысл.

Обратите внимание на выделенные слова, скажите, на

что они указывают?

1. По труду и честь. 2. Кто не работает, тот не ест.

3. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. 4. Тот,

кто трудится, всё у него сбудется. 5. Время и труд всё

перетрут.

 

23.

Склонение указательных местоимений.

Указательные местоимения имеют

род, число, падеж.

1

 

Укажите род и падеж указательных

местоимений.

1. Этот (тот) труд прославил его. 2. Эти (те) стихи

Заболоцкого напечатаны в учебнике. 3. В этой (той)

книге много стихов о труде. 4. В этом (том) городе есть

красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое

писали во всех газетах и журналах.

 

24.

Возвратные местоимения Себя. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Прочитайте текст и найдите возвратные местоимения.

Себя – возвратное местоимение. Не

имеет

лица, рода, числа и именительного

падежа. оно может указывать на любое

лицо и употребляться в одинаковых чис-

лах.

Например: не хвали сам себя. Не

хвалите сами себя. Он надеялся на себя.

Они надеются на себя.

1

 

Обратите внимание на склонение возвратного местоимения

себя.

Именительный падеж –

Родительный падеж – себя

Дательный падеж – себе

Винительный падеж – себя

Творительный падеж – собою (ой)

Предложный падеж – о себе

 

25.

Определительные местоимения.

Слова каждый, всякий, сам, весь,

иной, другой, любой – это определительные

местоимения. Они изменяются

по родам, по числам, падежам, как прилагательные.

1

 

Составьте предложения, используя местоимения:

каждый; всякий; весь; любой; себя.

 

26.

Употребление определительных местоимений.

Определительные местоимения – сам,

весь, всякий, каждый, любой, иной.

В предложении определительные ме-

стоимения являются определениями.

1

 

Вставьте определительные местоимения

каждый, весь в соответствующем падеже.

1. Праздник урожая и добрососедства был тепло

встречен в … доме. 2. … хозяин старается накрыть

щедрый дастархан для гостей. 3. … трудовой день от-

мечен новыми победами.

 

27.

Притяжательные местоимения.

Мой, моя, моё, мои; твой, твоя, твоё,

твои; свой, своя, своё, свои; наш, наша, наше,

наши; ваш, ваша, ваше, ваши – притяжательные

местоимения. они отвечают

на вопросы чей? чья? чьё? чьи?

1

 

Спишите вопросы и ответьте на них, используя

притяжательные

местоимения.

1. Чей журнал, чья книга и чьё расписание лежат

на столе? 2. Чей дом, чья квартира, чьё здание нахо-

дится в центре города?

 

28.

Вопросительные местоимения.

Кто? что? какой? чей? сколько? –

вопросительные местоимения.

Местоимения кто? что? изменяются по

падежам и употребляются только в един-

ственном числе, например: Кто пришёл?

Кого нет в школе? Кому дали книгу?

Кого

ты увидел в театре? С кем и о ком

ты говорил?

1

 

Просклоняйте письменно местоимения чей

(голос), какой (лётчик).

 

29.

Неопределённые местоимения. С. Баруздин «Лесной рассказ».

Кто-то, что-то, кое-что, кое-что, какой-

то, какой-нибудь, что-либо – нео-

пределённые местоимения.

1

 

Выпишите выделенные

местоимения и задайте к ним вопросы.

1. Какой-то человек стоял у прилавка в магази-

не. 2. Кто-то пришёл к нам в гости. 3. Некоторые

люди не любят вспоминать военные годы.

 

30.

Отрицательные местоимения. А. Ахматова «Мужество».

Отрицательные местоимения – никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образованы от вопросительных местоимений с помощью прибавления не-, ни-.

1

 

Объясните различие данных неопределённых и

отрицательных местоимений:

некто – никто; нечто – ничто; какой-либо – ника-

кой.

 

31.

Наречие. А. Фет. «Я пришёл к тебе с приветом». Найдите из текста наречия. Выучить наизусть стихотворение.

Наречие – часть речи, которая обозначает

различные признаки действия,

качества или качества предмета. Наречия

отвечают на вопросы: где? куда?

зачем? откуда? когда? как? с какой

целью? в какой степени?

1

 

Устно составьте предложение с наречиями обозна-

чающими различные признаки действия, качества пред-

метов.

 

32.

Образование и правописание наречий. А.С. Пушкин. «Весна» (Евгений Онегин). Найдите из текста наречия. Выучить наизусть стихотворение.

Приставка по- пишется через дефис в наречиях, образованных от прилагательных с помощью суффиксов -ски, -(ц)ки, -ьи, -ому, -ему.

Например: по-русски, по-немецки,

по-лисьи, по-видимому, по-

праздничному, по-хорошему.

Приставка по- пишется через дефис

и в наречиях, образованных от местоимений: по-моему, по-нашему.

1

 

От указанных слов образуйте наречия при помощи

приставки по- и суффиксов -ому, -ему, -и. Запишите полученные

пары слов.

Весенний, праздничный, человеческий, материн-

ский, твой, свой, мой, наш, ваш, всякий.

 

33.

Неопределённые наречия. И.Тютчев. «Весенние воды».

В русском языке существуют неопределённые (т.е. неизвестно место, время событий, образ действия) наречия. Они

образуются от вопросительных наречий присоединением приставки кое- или суффиксов -то, -либо, -нибудь.

1

 

Объясните правописание

неопределённых наречий.

1. (Кое) где ещё белеет снег. 2. Видел ли ты ког-

да (нибудь) и где (нибудь) весну прекраснее нашей?

 

34.

Частицы. Г. Троепольский «Белый Бим, Чёрное Ухо».

Частица – это служебная часть речи,

которая придаёт словам и предложениям различные смысловые и эмоциональные

оттенки или служит для образования новых форм слова и наклонений глагола.

Например: Что за прелесть, эти

сказки! Кто-нибудь, читал бы…

1

 

Подчеркните частицы. Сравнивая

эти предложения с текстом, скажите, выражают ли

частицы дополнительные оттенки значения?

1. Именно на третьем году от рождения Бима,

Иван Иваныч познакомил его с лесом. 2. Это было

интересно даже собаке. 3. Что за прелесть!

 

35.

Правописание и употребление частиц. Частицы -кое, -то, -либо, -нибудь, -ка, -с, -таки пишутся через дефис: кто-то, кое-как, чей-нибудь, как-нибудь и др. Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пишутся раздельно.

Например: Он же говорил. Ходил

ли он в лес?

1

 

Объясните смысл и правописание

частиц не и ни.

1. Сколько ворона ни гогочи, гусем не станет.

2. Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней.

3. Сколько ни говори: «Мёд, мёд!» – во рту слаще

не станет.

 
Опубликовано


Комментарии (1)

Легоцкая Вера Сергеевна, 06.05.18 в 00:10 0Ответить Пожаловаться
Спасибо за предоставленный материал!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.