Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку для 7 классов
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности.
Подготовил учитель русского языка:
:Зинашов Кайрат Орунбаевич.
2017 г.
Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности по русскому языку для 7 классов.
№ |
Название темы |
Кол-во уроков |
Дата
|
Повторение. |
Приме-чание
|
I четверть |
|
||||
1. |
День знаний. Имя существительное. Вы помните, что имена существительные делятся на одушевлённые (обозначают предметы живой природы и отвечают на вопросы кто?) и неодушевлённые (обозначают предметы неживой природы и отвечают на вопросы что?) |
1 |
Ответьте на следующие вопросы. 1. На какие вопросы отвечает имя существительное? 2. Что обозначает? 3. Как оно изменяется? 4. Каким членом предложения может быть эта часть речи? |
||
2. |
Род имён существительных. Обозначьте в словосочетаниях главные и зависимые слова. Определите род, число, падеж и склонение имён существительных. Весело переговариваются, собирают урожай, золотые колосья, зёрна пшеницы, прославление хлеба, самоотверженный труд, россыпи зёрен, солнечным светом, ссыпают в мешки, щедрому урожаю, сила земли, собранная в мешки, грузят на машины, труд грузчика, символизируют богатство, награда за труд, награда от природы. |
1 |
Составьте несколько одушевлённых и неодушевлённых имён существительных в единственном числе, именительном падеже. Определите и укажите род этих существительных. Объясните свой ответ. |
||
3. |
А. Каушутов «Туркменские кони». Определение рода существительных. Найдите из текста несколько одушевлённых и неодушевлённых существительных, образуя из них пары слов в единственном и множественном числах. |
1 |
|
Объясните, почему данные существительные не имеют форм множественного числа. Составьте два предложения с любыми из этих существительных: нравственность, честность, правдивость, терпение, упорство, отзывчивость, человеколюбие. |
|
4. |
А.П. Чехов «Белолобый». Определение рода существительных. Выпишите из текста несколько словосочетаний с существительными. Укажите в скобках – одушевлённые или неодушевлённые эти существительные? |
1 |
Найдите и выпишите из текста эпитеты, метафоры и сравнения. |
||
5. |
Д.Н. Мамин-Сибиряк «Оленёнок». Число имён существительных. Найдите из текста существительные единственного числа и образуйте форму множественного числа. |
1 |
Прочитайте диалог старика с мальчиком по ролям, соблюдая интонацию. |
||
6. |
Л.Н. Толстой «Какая бывает роса на траве». Склонение имён существительных. Выпишите из рассказа Л. Н. Толстого «Какая бывает роса на траве» несколько существительных единственного и множественного числа. Просклоняйте их. Выделите и сравните окончания. |
1 |
Вспомните падежи имён существительных. Просклоняйте (измените по падежам) существительные ученик, школа, здание. Укажите род и выделите окончания этих существительных. |
||
7. |
Л.Н. Толстой «Булька». Склонение имён существительных. Определите род и просклоняйте эти существительные. Какие окончания они имеют в родительном падеже? Почему? Составьте 2-3 предложения с некоторыми из этих суще- ствительных. Щенок, огонь, язык, ладонь, ошейник, камень, челюсть, след, хвост, тень. |
1 |
Составьте и запишите небольшой рассказ, употребив следующие слова и словосочетания: лето, море, солнце, отдых, санаторий; предложный падеж существительных мужского рода – на берегу и другие; сочетания слов: провели лето, радовались отдыху, любовались морем, вспоминали лето и другие. |
||
8. |
К. Мамлин «Терпение». Употребление падежных форм существительных мать, дочь. Существительные женского рода мать, дочь во всех падежах (кроме винительного) единственного числа и во всех падежах множественного числа имеют основу, оканчивающуюся на -ер. Например: матери, дочери, матерей, дочерей. |
1 |
Составьте предложения, употребив во всех падежах единственного или множественного числа: 1) одно из следующих слов: имя, знамя, время; 2) одно из слов – мать, дочь. |
||
9. |
Употребление падежных форм существительных на - мя. Существительные среднего рода на –мя во всех падежах (кроме именительного и винительного) пишутся с суффиксом -ен. Например: имени, знаменем, об имени. |
1 |
Составьте предложения с данными словосочетаниями, поставив слова в нужном падеже. У меня нет (время); до поры до (время); время от (время); говорить от своего (имя); с мировым (имя); назвать вещи своими (имя); без роду без (племя); под (бремя) лет; ярким (пламя); из (семя) растений; боль- шого (пламя); совет ко (время). |
||
10. |
В. Бианки «О дружбе животных». Употребление падежных форм существительных с суффиксом –онок, -ёнок. У существительных, обозначающих Детёнышей животных и птиц, во всех падежах единственного числа (кроме именительного) в суффиксах -онок (после ж, ш, ч), -ёнок выпадает гласный -о. Во множественном числе пишутся суффиксы –ат (-ят). Например: волчонка, лисёнком, о медвежатах, об оленятах. |
1 |
Определите вид связи в этих словосочетаниях. Укажите падеж выделенных существительных. Семьи лисят и волчат; зайчонок с зайчонком; дружить с котятами; пойти к тигрятам. |
||
11. |
Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки. Глагол. Какие произведения устного народного творчества вы знаете? Назовите и кратко расскажите о них. Подчеркните глаголы изъявительного наклонения. Обоснуйте свой ответ. Найдите пословицы и поговорки и объясните их смысл. 1. Уж небо осенью дышало, уж реже солнышко блистало, короче становился день (А. С. Пушкин). 2. То солнышко проглянет, то снова дождь пойдёт. 3. Что посеешь, то и пожнёшь. 4. Я выучил много пословиц и поговорок. |
1 |
Вставьте вместо точек слова по смыслу. Какой частью речи они являются? Обоснуйте свой ответ. 1. Век … – век учись. 2. … в работе – счастье добудешь. 3. Терпение и труд всё … . 4. Что написано пером – не ... топором. 5. Соловей … розу, человек – Родину. |
||
12. |
Былины. Эпитеты. Определение глагола. Глагол – часть речи, которая обозна- чает действие или состояние предмета итотвечает на вопросы что делать? (что делал? что будет делать?) или что сделать? (что сделал? что сделает?) |
1 |
Запишите и объясните смысл следующих выражений: дорожка прямоезжая; кричать по-звериному; засвистеть по-соловьему; поехать стороною; взялся за лук; пустить стрелу; пристегнуть к коню. |
||
13. |
Былина. «Илья Муромец и Соловей разбойник». Наклонение глагола. Различаются три наклонения глаго- лов: изъявительное, условное и повелительное. Глаголы изъявительного наклонения обозначают действие, которое происходило, происходит или будет происходить. К ним относятся все глаголы прошедшего, настоящего и будущего времени. Например: писал, пишу, напишу. |
1 |
Укажите, в каком времени употреблены эти глаголы. 1. … Илья Муромец в славный Киев-град. 2. … он до города Чернигова. 3. … он мужичков черниговских. 4. Цветы и травы… , леса к земле … . 5. Как … по-звериному, как … по-соловьему! |
||
14. |
Глаголы движения. В русском языке встречаются глаголы движения, обозначающие различные способы перемещения (идти, ехать, плыть). Эти глаголы указывают на однонаправленное действие и разнонаправленное действие. Например: Я шёл по вокзалу. Я ходил по перрону. Глаголы движения употребляются в речи без приставок (бежать – бегать; везти – возить) и с приставками (выбегать – выбежать; уходить – уйти). |
1 |
Глаголы, данные в скобках, употребите в форме настоящего времени. Объясните смысл данных пословиц и поговорок. 1. Каждый день жизни (прибавлять) частицу мудрости. 2. Умный человек без пословицы (не говорить). 3. Люди счастья (не искать), а (создавать). 4. Двое (пахать), а семеро руками (махать). 5. Через силу и конь (не скакать). |
||
15. |
М.Ю. Лермонтов «Бородино». Наклонения глаголов. Условное наклонение глагола обозначает действие или состояние действия, которое говорящий мыслит как возможное, предполагаемое или желательное в определённых условиях. Например: я бы начал; мы уехали бы и др. Условное наклонение образуется от формы глагола прошедшего времени при помощи частицы -бы (-б), которая пишется с глаголами раздельно. Она может стоять впереди или после глагола. После слов, оканчивающихся на гласный звук, обычно употребляется частица -б. |
1 |
Придумайте и запишите 6-7 предложений с глаголами условного наклонения. |
||
16. |
И.А. Крылов «Волк и ягнёнок». Повелительное наклонение глагола. Повелительное наклонение глагола выражает желание, побуждение говорящего заставить другое лицо совершить какое-нибудь действие. Побуждение к совершению действия может иметь разные фор- мы: приказ, требование, призыв, просьбу, совет. Например: отдай, принеси, приготовьте, ответьте. |
1 |
Спишите. Подчеркните глаголы повелительного наклонения. Какое побуждение к действию выражено этими глаголами? Устно назовите форму числа этих глаголов. 1. «Воротись, дурачина, ты к рыбке…». 2. «Спой мне песню, как девица За водой поутру шла». 3. «Вы ж, голубушки-сестрицы, Поезжайте вслед за мной». 4. «Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу». |
||
17. |
Имя прилагательное. Сравнительная степень прилагателных. Имя прилагательное – это часть речи, которая отвечает на вопросы какой? чей? Например: белый платок; деревянный дом; папин костюм. Имена прилагательные изменяются по родам, числам и падежам. |
1 |
Образуйте прилагательные от существительных по образцу. Образец: благость – благостный. Народ, памятник, жизнь, дух, приключение, мо- раль, ум, гордость, нация, мысль, святость. |
||
18. |
Превосходная степень глагола. Подберите существительные к данным прилагательным, чтобы они согласовались в роде, числе и падеже. Запишите полученные словосочетания. Исторический, народное, резвый, огузские, туркменских, смелые, известный, крупнейший, военными, духовный. |
1 |
Измените качественные прилагательные в большей или меньшей степени и запишите их по образцу. Образец: резв – резвый – резвее – очень резвый. Знаменитый, крупный, умный, гордый, справед- ливый, молодой, старый. |
||
19. |
Имя числительное. Р. Рождественский «Баллада о красках». Найдите из текста числительных. Употребление числительных в речи. Имена числительные – это слова, обозначаю- щие количество предметов в виде целых единиц или дробных величин (отвечают на вопрос сколько?) или порядок предметов при счёте (отвечают на вопросы который? какой?). например: одиннадцать (человек), полтора яблока, одиннадцатый номер. Числительные, обозначающие количество предме- тов, называются количественными. Например: один, десять, двадцать пять, триста шестьдесят четыре и т.д. Числительные, обозначающие порядок предме- тов при счёте, называются порядковыми. Например, первый, десятый, двадцать пятый, триста шестьдесят четвёртый. |
1 |
Составьте словосочетания со словами. 1. Два – двое (друзья, мы, чемпионы, подруг, бороды, алабая, велаята). 2. Три – трое (рельсы, люди, книги, шашки, но- силки, медсестры, ошибки). 3. Четыре – четверо (утки, дети, собрания, сани, цыплята). |
||
20. |
Местоимение. Ю. Смеляков «Хорошая девочка Лида». Найдите из текста местоимения. Местоимения – это слова, которые не называют предметов, их признаков и количества, а только ука- зывают на них, например: 1) Грушницкий – юнкер. Он только год в службе. (М. Лермонтов) 2) Этот пор- трет я написал в два дня. 3) Что же случилось? |
1 |
Определите, какое из выделенных местоимений указывает на предмет, какое – на признак предмета и какое – на количество предметов. Весна на пороге. Скоро она вступит в свои права. На дворе ещё морозно. Такая погода продержится недолго. Через несколько дней засияет яркое весен- нее солнце. |
||
21. |
Местоимение. Личные местоимения. Л. Кассиль «Рассказ об отсутствующем». Найдите из текста местоимения. Личные: 1-е лицо – я, мы; 2-е лицо – ты, вы; 3-е лицо – он, она, оно, они. Например: Я помню чудное мгновенье, Передо мной явилась ты. (А. С. Пушкин) Личные местоимения я, ты не имеют рода. 2. Возвратное себя не имеет рода и числа. Например: Пиарить себя. 3. Притяжательные: мой, твой, свой, наш, ваш, его, её, их и др. Например: Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! (А. С. Пушкин) Притяжательные местоимения имеют род, число, склоняются по падежам. Местоимения его, её, их не изменяются по падежам. |
1 |
Подумайте и ответьте, являются ли выделенные слова названиями предметов или только указывают на них? Скворец летел к себе домой. Летел дорогою прямой. Он изучил за много лет Её по множеству примет. |
||
22. |
Указательные местоимения. Н.А. Заболоцкий «Не позволяйте душе лениться». Найдите из текста указательные местоимения. Указательные: тот, этот, такой, таковой (устар.), таков, столько, настолько, здесь, там, туда, оттуда, потому, поэтому, оттого, тогда, так и др. Например: Тот дом выше. Здесь теплее. Тот, этот, такой имеют род, число, склоняются по падежам. |
1 |
Выучите пословицы о труде. Вдумайтесь в их смысл. Обратите внимание на выделенные слова, скажите, на что они указывают? 1. По труду и честь. 2. Кто не работает, тот не ест. 3. Без труда не вытащишь и рыбки из пруда. 4. Тот, кто трудится, всё у него сбудется. 5. Время и труд всё перетрут. |
||
23. |
Склонение указательных местоимений. Указательные местоимения имеют род, число, падеж. |
1 |
Укажите род и падеж указательных местоимений. 1. Этот (тот) труд прославил его. 2. Эти (те) стихи Заболоцкого напечатаны в учебнике. 3. В этой (той) книге много стихов о труде. 4. В этом (том) городе есть красивые парки с фонтанами. 5. Об этом (том) герое писали во всех газетах и журналах. |
||
24. |
Возвратные местоимения Себя. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке». Прочитайте текст и найдите возвратные местоимения. Себя – возвратное местоимение. Не имеет лица, рода, числа и именительного падежа. оно может указывать на любое лицо и употребляться в одинаковых чис- лах. Например: не хвали сам себя. Не хвалите сами себя. Он надеялся на себя. Они надеются на себя. |
1 |
Обратите внимание на склонение возвратного местоимения себя. Именительный падеж – Родительный падеж – себя Дательный падеж – себе Винительный падеж – себя Творительный падеж – собою (ой) Предложный падеж – о себе |
||
25. |
Определительные местоимения. Слова каждый, всякий, сам, весь, иной, другой, любой – это определительные местоимения. Они изменяются по родам, по числам, падежам, как прилагательные. |
1 |
Составьте предложения, используя местоимения: каждый; всякий; весь; любой; себя. |
||
26. |
Употребление определительных местоимений. Определительные местоимения – сам, весь, всякий, каждый, любой, иной. В предложении определительные ме- стоимения являются определениями. |
1 |
Вставьте определительные местоимения каждый, весь в соответствующем падеже. 1. Праздник урожая и добрососедства был тепло встречен в … доме. 2. … хозяин старается накрыть щедрый дастархан для гостей. 3. … трудовой день от- мечен новыми победами. |
||
27. |
Притяжательные местоимения. Мой, моя, моё, мои; твой, твоя, твоё, твои; свой, своя, своё, свои; наш, наша, наше, наши; ваш, ваша, ваше, ваши – притяжательные местоимения. они отвечают на вопросы чей? чья? чьё? чьи? |
1 |
Спишите вопросы и ответьте на них, используя притяжательные местоимения. 1. Чей журнал, чья книга и чьё расписание лежат на столе? 2. Чей дом, чья квартира, чьё здание нахо- дится в центре города? |
||
28. |
Вопросительные местоимения. Кто? что? какой? чей? сколько? – вопросительные местоимения. Местоимения кто? что? изменяются по падежам и употребляются только в един- ственном числе, например: Кто пришёл? Кого нет в школе? Кому дали книгу? Кого ты увидел в театре? С кем и о ком ты говорил? |
1 |
Просклоняйте письменно местоимения чей (голос), какой (лётчик). |
||
29. |
Неопределённые местоимения. С. Баруздин «Лесной рассказ». Кто-то, что-то, кое-что, кое-что, какой- то, какой-нибудь, что-либо – нео- пределённые местоимения. |
1 |
Выпишите выделенные местоимения и задайте к ним вопросы. 1. Какой-то человек стоял у прилавка в магази- не. 2. Кто-то пришёл к нам в гости. 3. Некоторые люди не любят вспоминать военные годы. |
||
30. |
Отрицательные местоимения. А. Ахматова «Мужество». Отрицательные местоимения – никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего. Они образованы от вопросительных местоимений с помощью прибавления не-, ни-. |
1 |
Объясните различие данных неопределённых и отрицательных местоимений: некто – никто; нечто – ничто; какой-либо – ника- кой. |
||
31. |
Наречие. А. Фет. «Я пришёл к тебе с приветом». Найдите из текста наречия. Выучить наизусть стихотворение. Наречие – часть речи, которая обозначает различные признаки действия, качества или качества предмета. Наречия отвечают на вопросы: где? куда? зачем? откуда? когда? как? с какой целью? в какой степени? |
1 |
Устно составьте предложение с наречиями обозна- чающими различные признаки действия, качества пред- метов. |
||
32. |
Образование и правописание наречий. А.С. Пушкин. «Весна» (Евгений Онегин). Найдите из текста наречия. Выучить наизусть стихотворение. Приставка по- пишется через дефис в наречиях, образованных от прилагательных с помощью суффиксов -ски, -(ц)ки, -ьи, -ому, -ему. Например: по-русски, по-немецки, по-лисьи, по-видимому, по- праздничному, по-хорошему. Приставка по- пишется через дефис и в наречиях, образованных от местоимений: по-моему, по-нашему. |
1 |
От указанных слов образуйте наречия при помощи приставки по- и суффиксов -ому, -ему, -и. Запишите полученные пары слов. Весенний, праздничный, человеческий, материн- ский, твой, свой, мой, наш, ваш, всякий. |
||
33. |
Неопределённые наречия. И.Тютчев. «Весенние воды». В русском языке существуют неопределённые (т.е. неизвестно место, время событий, образ действия) наречия. Они образуются от вопросительных наречий присоединением приставки кое- или суффиксов -то, -либо, -нибудь. |
1 |
Объясните правописание неопределённых наречий. 1. (Кое) где ещё белеет снег. 2. Видел ли ты ког- да (нибудь) и где (нибудь) весну прекраснее нашей? |
||
34. |
Частицы. Г. Троепольский «Белый Бим, Чёрное Ухо». Частица – это служебная часть речи, которая придаёт словам и предложениям различные смысловые и эмоциональные оттенки или служит для образования новых форм слова и наклонений глагола. Например: Что за прелесть, эти сказки! Кто-нибудь, читал бы… |
1 |
Подчеркните частицы. Сравнивая эти предложения с текстом, скажите, выражают ли частицы дополнительные оттенки значения? 1. Именно на третьем году от рождения Бима, Иван Иваныч познакомил его с лесом. 2. Это было интересно даже собаке. 3. Что за прелесть! |
||
35. |
Правописание и употребление частиц. Частицы -кое, -то, -либо, -нибудь, -ка, -с, -таки пишутся через дефис: кто-то, кое-как, чей-нибудь, как-нибудь и др. Частицы же (ж), бы (б), ли (ль) пишутся раздельно. Например: Он же говорил. Ходил ли он в лес? |
1 |
Объясните смысл и правописание частиц не и ни. 1. Сколько ворона ни гогочи, гусем не станет. 2. Не тот правей, кто сильней, а тот, кто честней. 3. Сколько ни говори: «Мёд, мёд!» – во рту слаще не станет. |
Легоцкая Вера Сергеевна