Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе
Рабочая программа педагога
МБОУ «Козьмодемьянская СОШ»
Дмитриевой В.Л.
по русскому языку
для учащихся 7 класса
на 2015 – 2016 уч. г.
(базовый уровень, 4 часов в неделю)
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 7 классе (175часов)
№урока |
Тема урока |
Кол-во часов |
Элементы содержания, |
Средства наглядности |
Требования к уровню подготовки |
Виды и формы контроля |
Домашнее задание |
Практическая часть |
|||||||
1 |
Изменяется ли язык с течением времени. |
2 |
Знакомство с учебником русского языка для 7 класса Язык как основное средство общения в определенном национальном коллективе, как явление развивающееся, изменяющееся течением времени. |
Иметь представление о том, как язык развивается, изме- няется ли с течением времени. Уметь строить небольшие рассуждения на лингвистическую тему с использованием материалов этимологического анализа. |
Работа с текстом; составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» |
П.1 упр.2у Упр.4п. |
составление миниатюры «Жизнь языка – это драма языка» |
||||||||
2 |
Этимология как раздел о языке |
2 |
Этимология как раздел лингвистики. Этимологические словари. Порядок этимологического разбора. |
Иметь представление об этимологии как разделе лингвистики Уметь пользоваться этимологическим словариком при объяснении значения, происхождения и правописания слова |
Работа с текстом, этимологическим словарем; этимологический анализ слова как текст |
П.1 |
Работа с текстом |
||||||||
3 |
Р/Р Что мы знаем о стилях речи |
2 |
Повторение и обобщение изученного о стилях. |
Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану |
Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста |
П.2 у.13 |
Стилистический разбор небольшого текста |
||||||||
4 |
Р/Р Что мы знаем о типах речи |
2 |
Расширение круга сведений о речевых средствах, характерных для художественной, деловой, научной и разговорной речи. Деятельность лингвиста Г.О.Винокура |
Уметь строить связное высказывание научного стиля на основе обобщающих схем, опорных языковых конструкций, выполнять стилистический разбор небольших текстов по предложенному плану. |
Высказывание научного стиля. Стилистический разбор небольшого текста |
П.3 у.17 |
Стилистический разбор небольшого текста |
||||||||
5,6 |
Фонетика и орфоэпия. |
4 |
Систематизация знаний по теме на основе схем учебника: №8 Звуковая сторона речи. Звуки речи; словесное и логическое ударение; интонация. Орфоэпическая норма. |
Умение видеть фонетические и орфоэпические особенности слова, делать фонетический, орфографический и орфоэпический разбор слова, владеть навыками работы с орфоэпическим словариком. |
Фонетический анализ небольшого текста Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант. |
П.4 23п 24 у П.4 33п 30 у |
Фонетический разбор слова Объяснитель-ный диктант. |
||||||||
7 |
Приём звукописи |
2 |
Орфоэпическая норма. Звукопись. |
Опознавать звукопись в поэтических текстах, понимать роль этого приема в создании художественного образа. |
Работа с текстами по определению приемов звукописи (аллитерация, ассонанс). |
П.4 40 п. 41у. |
Работа с текстами |
||||||||
8 |
Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. |
3 |
Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. |
Знать способы образования слов с помощью морфем. Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком. |
Выборочный диктант с творческим заданием (добавление ласкательных суффиксов). |
П.5 45у 46 п |
Выборочный диктант |
||||||||
9 |
Словообразовательная цепочка |
3 |
Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. |
П.5 47у 48п |
Построение словообразова-тельных цепочек |
||||||||||
10 |
Словообразовательные гнёзда |
2 |
Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. |
П.5 51 у |
Разбор слов по составу. |
||||||||||
11 |
Диагностический диктант |
1 |
Проверить остаточные знания учащихся |
П.5 55п |
Контрольный диктант |
||||||||||
12 |
Способы словообразования |
3 |
Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. |
Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком |
Разбор слов по составу |
П.5 61 у 62п. |
Разбор слов по составу |
||||||||
13 14 |
Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. |
3 |
Словообразование знаменательных изменяемых частей речи. Способы словообразования. Морфемный (по составу) разбор слова. |
Уметь определять способы словообразования и строить словообразовательные цепочки, на их основе определять морфемное строение слова. уметь работать со словообразовательным словариком |
Выборочный. Творческий диктант. Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек, восстановление их звеньев. |
П.5 69п. 77у. |
Разбор слов по составу. Построение словообразова-тельных цепочек |
||||||||
15 |
Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии. |
2 |
Контрольная работа с заданиями по пройденной теме |
Уметь делать фонетический, словообразовательныйморфемный разбор. |
Работапо словообразованию морфемике, фонетике, орфоэпии |
П.5 78у. ЗСП-2 |
Построение словооборазовательных гнезд Контрольная работа |
||||||||
16-17 |
Р.Р Способы и средства связи предложений в тексте |
3 |
Способы и средства связи предложений |
Знать средства связи и способы связи предложений в тексте: последовательный и параллельный. Уметь составлять небольшие тексты с последовательной связью. |
Аналитическая работа с текстом |
79у 80п П.6 81 |
работа с текстом, обучающее изложение |
||||||||
18-19 |
РР Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437 |
3 |
Контрольное изложение |
Уметь полно, подробно излагать текст с сохранением авторского стиля |
Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437 |
П.6 ЗСП-3 94(1) |
Контрольное Изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437 |
||||||||
20 |
Правописание: орфография и пунктуация. |
2 |
Повторение правил правописания |
Владеть орфографическим словарем. |
Объяснительный диктант |
П.7 87-88у 92п. |
Словарный диктант |
||||||||
21 |
. Буквы Ъ и Ь. |
2 |
Повторение правила правописания Ъ и Ь (таблица), тренировочные упражнения для закрепления этого навыка |
Знать правила употребления на письме разделительных Ъ и Ь, Ь для обозначения мягкости согласного звука. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. |
П.7 94 |
||||||||||
22 |
Буквы О и Ё после шипящих и ц. |
2 |
Правила: О и Ё после шипящих и Ц в корне слова, суффиксе и окончании |
Знать правила употребления на письме букв О и Ё после шипящих и Ц в разных морфемах. Безошибочно писать слова с данными орфограммами. |
Объяснение по алгоритму, объяснительный диктант, составление текста со словами данной орфограммы |
П7 96у. 97п. |
составление текста со словами данной орфограммы |
||||||||
23-24 |
Правописание приставок. |
3 |
Правила правописания приставок. Орфографический и пунктуационный разбор. |
Знать группы приставок с учетом правил их правописания. Уметь находить соответствующие примеры, верно писать слова с данными приставками. |
Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Распределительный диктант с взаимопроверкой… Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой по теме, а затем небольшой текст. |
П.7 102у. 103п. 106п. ЗСП-4 |
Творческая работа: составить словосочетания с орфограммой |
||||||||
25 |
Орфограммы в корнях слов |
3 |
Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Постановка ударения. |
Знать, что в корне употребляются различные орфограммы, их употребление регулируется различными правилами. Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. |
Тематический тест. (15мин.) Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. |
П.7 109п. 114у |
Составление тематического словарного диктанта (спорт) с орфограммой в корне. |
||||||||
26 |
Орфограммы в суффиксах слов |
3 |
Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. |
Знать частотные суффиксы существительных, прилагательных, глаголов и причастий, вызывающих наибольшие трудности на письме. Уметь приводить примеры слов с данными суффиксами |
Лингвистический рассказ Тренировочные упражнения по алгоритму. |
П.7 119у 120п. |
Тренировочные упражнения по алгоритму. |
||||||||
27 |
Орфограммы в корнях слов. Правописание суффиксов. |
3 |
Орфограммы в корнях слов. Выделение корня слова. Правила написания гласных в суффиксах прилагательных, глаголов, причастий. |
Уметь дифференцировать орфограммы, опознавать их в тексте. |
Тренировочные упражнения по алгоритму. |
П.7 |
Тренировочные упражнения по алгоритму. |
||||||||
28-29 |
Орфограммы в окончаниях |
3 |
Правила написания безударной гласной в в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов и причастий, применение их на письме |
Знать способ определения написания окончаний слов разных частей речи. Уметь свободно им пользоваться. |
Контрольное списывание. |
П.7 131п 132у 134п ЗСП-5 |
Контрольное списывание. |
||||||||
30-31 |
Слитное и раздельное написаниенес разными частями речи. |
3 |
Правила слитного и раздельного написания НЕ с разными частями речи. Применения правил на письме. Алгоритм. |
Знать правило слитного и раздельного написание НЕ с разными частями речи, уметь применять его, действуя по алгоритму. Различать «глаголы и его формы – существительные и прилагательные. |
Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой |
П.7 138п 142у 141п. 144у |
Работа в парах с блок-схемой по теме |
||||||||
32 |
Написание сложных существительных, прилагательных, местоимений. |
3 |
Повторение правил написания сложных существительных, прилагательных, местоимений. Закрепление навыка правописания НЕ и НИ в отрицательных местоимениях. |
Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употребление. |
Работа в парах с блок-схемой по теме, диктант с творческим заданием с взаимопроверкой |
П.7 143п |
Обучающий диктант с творческим заданием |
||||||||
33 |
Повторение изученного по теме «Правописание: орфография и пунктуация» |
3 |
Правописание: орфография и пунктуация |
Знать правила написания сложных существительных, прилагательных, местоимений, уметь определять выбор орфограммы Не и Ни в отрицательных местоимениях, их слитное и раздельное употреблении |
Работа в парах с блок-схемой по теме |
П.7 147у 148п |
Работа в парах с блок-схемой по теме |
||||||||
34 |
Рубежная контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями |
3 |
Проверить навык написания Н и НН в прилагательных и причастиях. |
Уметь озаглавливать текст, определять основную мысль, определять выбор орфограммы Н и НН в прилагательных и причастиях, выделять окончания существительных, определяя падеж. |
Диктант с дополнительными заданиями |
Контрольный Диктант с дополнительными заданиями |
|||||||||
35 |
Словарное богатство русского языка. |
3 |
Лексика русского языка как богатство. Работа с лексическими группами, анализ лексического материала. Деятельность и заслуги ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова |
Знать, что такое лексический запас человека. Уметь работать с различными типами лексических словарей. Знать о деятельности и заслугах ученого-лингвиста Д.Н.Ушакова |
Лингвистический рассказ. Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. |
П.8 154у. 155п |
Работа со словарями по лексике. Объяснение научных терминов. |
||||||||
36-37 38 |
Грамматика: морфология и синтаксис. |
4 |
Закрепление навыков разграничения частей речи и членов предложения. |
Знать морфологические признаки частей речи и их синтаксическую роль. Уметь различать части речи, находить их в тексте. |
Объяснительный диктант |
П.9180у. |
Словарный диктант |
||||||||
39-40 |
РРСтили речи. Публицистический стиль речи. |
2 |
Знакомство с публицистическим стилем: сфера применения, задачи, характерные черты. |
Знать специфику и особенности публицистического стиля, уметь видеть эти особенности в тексте. |
Лингвистический рассказ с опорой на таблицу о публицистическом стиле в парах. Анализ текстов публицистического стиля. |
П.10 192 п. 181у. П.11 197п. Дом.сочинение обучающая работа |
Анализ текстов публицистического стиля. |
||||||||
41 |
Какие слова являются наречиями. |
1 |
Дать понятие о наречии как части речи. Формировать умение узнавать наречие, доказывать свое мнение; отличать от других словоформ |
Знать морфологические признаки наречия. Уметь отличать наречия от других частей речи, «видеть» наречие в тексте |
Лингвистический рассказ с использованием интерактивной таблицы. Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. |
П.12 186П ЗСП-7 |
Нахождение наречий в тексте, выписывание словосочетаний с наречиями. |
||||||||
42-43 |
Как отличить наречие от созвучных форм других частей речи. |
2 |
Наречие и созвучные формы других частей речи. Порядок морфологического разбора наречия. |
Знать способы отличия наречий от других частей речи. Уметь сопоставлять наречия с другими частями речи и производить его морфологический разбор. |
Аналитическая работа с текстом |
205 П.13 |
работа с текстом |
||||||||
44-45 |
Разряды наречий по значению. |
2 |
Разряды наречий по значению. |
Знать разряды наречий по значению, уметь находить наречия в тексте разных разрядов, употреблять наречия для более точного выражения мыслей, как одно из средств связи предложений в тексте. |
Лингвистический рассказ по таблице «Разряды наречий», самостоятельный подбор примеров. |
П.14 206(2) П.14 209у 208 |
Работа с таблицей |
||||||||
46 |
Контрольный Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» |
1 |
П.14 214у |
Контрольный Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» |
|||||||||||
47-48 |
Степени сравнения наречий. |
2 |
Образование степеней сравнения наречий. |
Знать способы образование сравнительной и превосходной степеней сравнения наречий, критерии их разграничения от сравнительной степени прилагательных, уметь употреблять наречия как средство связи частей текста, для уточнения различных смысловых оттенков, соблюдать нормы образования и употребления наречий в сравнительной и превосходной степени |
Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений |
П.15 219 План разбора |
Синтаксический разбор. Нахождение наречий в тексте, образование степеней сравнения, составление предложений |
||||||||
49 |
Р/Р Сочинение по картине «Материнство» |
1 |
Композиция сочинения- |
Сочинение |
План разбора наречий |
Контрольное Сочинение |
|||||||||
50-51-52 |
Словообразование наречий. |
3 |
Образование наречий с помощью приставок и суффиксов |
Знать способы образования наречий с помощью приставок и суффиксов. Уметь различать морфологические омонимы, доказывая свой выбор. |
Лингвистическое рассуждение. Объяснительный диктант. |
П.16 223п 224у П.16 228п 226у. П.16. 230п 240у |
Объяснительный диктант. |
||||||||
53 |
Контрольная работапо теме «Наречие» |
1 |
Проверить уровень усвоения материала по теме. Выявить слабые места в подготовке учащихся |
Уметь опознавать наречия, словосочетания с наречиями, определять разряд по значению и способ образования. |
Задания, УМК, с.231 |
П.16 239п 240у |
Контрольная работапо теме «Наречие» |
||||||||
54-55 |
Правописание наречий, образованных от имен существительных. |
2 |
Правила слитно-раздельного написания наречий. Различие наречий и омонимичных словоформ. |
Знать правописание наречий, предложенных для заучивания; разграничивать наречия и созвучные им формы других частей речи (в миг – вмиг и др.) |
Выбор предложений с наречиями в тексте среди предложений с омонимичными частями речи. Составление предложений или текста с такими конструкциями. |
П.17 244у 245п. П.17 246п 251у |
Составление предложений или текста с такими конструкциями |
||||||||
56 |
Не в наречиях на –О, -Е. |
1 |
Закрепление правила слитного и раздельного написания НЕ с прилагательными, существительными, определяя взаимосвязь с правилом правописания НЕ с наречиями на -О, -Е |
Знать условия выбора слитного и раздель-ного написания Не с наречиями и другими частями речи. Уметь формулировать общее правило правописания НЕ с наречиями, прилагательными и существительными, безошибочно писать НЕ с наречиями. |
Подбор к наречиям синонимов с приставкой НЕ-, лингвистический рассказ по интерактивной таблице. Распределительный диктант: слитно или раздельно? |
П. 18 256у 257п |
Распределительный диктант: слитно или раздельно? |
||||||||
57 |
Буквы Н, НН в наречиях |
1 |
Правило Н и НН в наречиях. Повторение правила написания Н и НН в прилагательных. |
Знать правило написания Н и НН в наречиях, анализировать роль наречий в речи. |
Образование наречий с Н и НН от прилагательных. Распределительный диктант. Работа с текстом. |
П.18 260п 261у |
Работа с текстом. |
||||||||
58-59 |
РРРассуждение-размышление. |
2 |
Тексты публицистического стиля. Фрагменты рассуждения-размышления в тексте. Виды рассуждений. Композиция сочинения-рассуждения. |
Знать признаки публицистического стиля, уметь выделять фрагменты рассуждения-размышления в тексте. |
Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста.
Создание небольшого текста-рассуждения. |
П.19 262п |
Анализ текстов-рассуждений. Редактирование текста. |
||||||||
60 |
Рубежный диктант за 2 четверть |
1 |
Проверить знания учащихся |
диктант |
271у 266п |
Контрольный диктант |
|||||||||
61 |
Р/РСочинение-рассуждение «Хочу» и «надо». |
1 |
сочинение |
Контрольное Сочинение-рассуждение |
|||||||||||
62 |
Буквы –О, -А на конце наречий. |
1 |
-О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- |
Знать правило и уметь осуществлять правильно выбор -О и –А на конце наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА- для безошибочного написания. |
Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. Работа с текстом |
П.20 277 |
Образование наречий с приставками ИЗ-, ДО-, С-, В-, НА-, ЗА-. |
||||||||
63-64 |
Дефис в наречиях. |
2 |
Дефис в наречиях. повторение: дефис в местоимениях |
Знать словообразовательные признаки наречий, которые пишутся через дефис. Находить эти наречия в тексте и верно писать их. |
Комментированное письмо. Анализ текстов-рассуждений, части которого связаны с помощью наречий и наречий-вводных слов (во-первых, во-вторых) |
П.21 281п 283у |
Анализ текстов-рассуждений |
||||||||
65-66 |
Не и н ив отрицательных наречиях. |
2 |
Неи нив отрицательных наречиях и местоимениях. |
Знать правило и верно писать отрицательные наречия. Опознавать сходство и различие в правописании отрицательных местоимений и отрицательных наречий. |
Распределительный диктант. |
П.22 288п 289п |
Аналитическая работа с текстом. |
||||||||
67 |
Буква Ь на конце наречий после шипящих |
1 |
Обобщенное правило употребления ьпосле шипящих в конце слов разных частей речи. |
Владеть обобщенным правилом употребления ь после шипящих в конце слов разных частей речи. Безошибочно писать наречия на шипящий. |
Лингвистический рассказ |
П.23 291п. |
Работа с алгоритмом |
||||||||
68-69 |
Употребление наречий в речи |
2 |
Употребление наречий в речи. |
Понимать роль наречий в художественном и научном тексте, разницу между обстоятельственными и определительными наречиями. |
Работа с текстами художественного стиля. |
П.24 294п 295у |
Работа с текстами |
||||||||
70-71 |
Произношение наречий. |
2 |
Произношение наречий. |
Уметь произносить наиболее употребительные наречия, применяя правила произношения и ударения. |
Работа с орфоэпическим словарем. |
П.25 304п. 307у |
Работа со словами, орфоэпический разбор |
||||||||
72 |
Повторение и обобщение по теме «Наречие». |
1 |
Морфологические признаки наречия. Правописание наречий. Наречие в словосочетании. Наречие как средство связи предложений. |
Уметь опознавать наречия на основе общего грамматического значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов. Уметь различать наречия и созвучные слова других частей речи, определять разряды наречий, пользоваться орфографическим словарем, производить морфемный разбор. |
Редактирование текста. Творческое списывание. |
312, 311 по выбору |
|
||||||||
73 |
РР Контрольное изложение«Поговорим о бабушках». |
1 |
Изложение «Поговорим о бабушках». |
Уметь сохранять при пересказе типологическое строение текста, публицистический стиль, обратный порядок слов, параллельное соединение предложений, экспрессивный повтор. |
Изложение. |
308у 310п |
Контрольное Изложение. |
||||||||
74 |
РР Описание состояния человека (№1) |
1 |
Текст со значениемописания состояния человека. |
Уметь сопоставлять фрагмент текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. Уметь соединять описание состояния человека с другими фрагментами, необходимыми для развития темы и основной мысли. |
Аналитическая работа с фрагментами текста со значением описания состояния человека с другими разновидностями описания. |
П.26 318у |
работа с фрагментами текста |
||||||||
75 |
Контрольный диктант по теме «Наречие» |
1 |
Проверка знаний, умений и навыков по теме |
Уметь правильно писать наречия в тексте, орфограммы корня, правописание окончаний. |
Диктант. Метод рекомендации: с.151 |
324п 323у |
Контрольный Диктант. |
||||||||
76 |
Предлог как часть речи. |
|
Предлог как часть речи. Роль предлогов в словосочетании и предложении. |
Знать определение предлогов и уметь отличать его от приставок и других служебных частей речи. |
Лингвистический рассказ. Распределительный диктант. Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. |
П.27 326п. 327у |
Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. |
||||||||
77 |
РР Описание состояния человека (продолжение, №2) |
1 |
Описание состояния человека |
Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных; писать этюды, отражающие состояние человека |
Составление текста-описания человека |
П.26 325у 332п |
Работа с текстом-описание |
||||||||
78 |
Р/Р Контрольная работа |
1 |
сочинение |
сочинение |
|||||||||||
79 |
Разряды предлогов. |
|
Роль предлогов в словосочетании и предложении. Разряды предлогов. |
Знать разряды предлогов. |
Лингвистический рассказ Работа с текстом: синонимическая замена предлогов. |
П.27 337п 338у |
Работа с текстом |
||||||||
80 |
Правописание предлогов. |
1 |
Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога. |
Уметь правильно писать предлоги |
Тест 15 мин. |
П.28 342у 340п |
Морфологический разбор предлога. |
||||||||
81 |
Правописание производных предлогов. |
1 |
Роль предлогов в словосочетании и предложении, слитное и раздельное написание, орфограмма «буква Е на конце предлогов». Морфологический разбор предлога. |
Уметь правильно писать производные предлоги |
Тест 15 мин. |
П.28 344у 343п |
Морфологический разбор предлога. |
||||||||
82 |
Произношение предлогов. |
1 |
Работа с текстами. |
Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их. |
Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. |
П.29 345п 346у |
Работа с текстами, сжатие текста |
||||||||
83 |
Употребление предлогов в речи |
1 |
Употребление предлогов в речи. Работа с текстами. |
Уметь употреблять предлоги в составе словосочетаний в речи, характеризовать их. |
Работа с текстами: вычленение словосочетаний с предлогами, характеристика предлогов, сжатие текста, Озаглавливание. |
П.29 353у 351п |
Работа с текстами |
||||||||
84-85 |
РР Порядок слов в спокойной монологической речи. |
2 |
Анализ сочинения-рассуждения. Прямой порядок слов в речи (упр458). «Данное» и «новое» как смысловые части предложения, формировать умение располагать их последовательно в спокойной монологической речи. Прямой порядок слов в спокойной монологической речи, его особенности в текстах разных типовых значений. Предложения, не членящиеся на данное и новое. Формирование умения использовать в речи нерасчленяемые предложения |
Знать, что представляют «данное» и «новое» как смысловые части предложения, их последовательность в спокойной монологической речи. Уметь устанавливать порядок слов в спокойной монологической речи. |
Анализ сочинения-рассуждения. (упр458). Рассуждение по поводу установления порядка слов в спокойной монологической речи.
Прямой порядок слов в спокойной монологической речи (упр.466). |
П.30 357п 358у |
Анализ сочинения-рассуждения |
||||||||
86-87-88 |
РР Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи |
3 |
Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи. |
Знать особенности обратного порядка слов в текстах различных типовых значений. Уметь замечать обратный порядок слов Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи. |
Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.473. упр.477, 478) |
П.31 371у 372п |
Работа по анализу предложений с обратным порядком слов |
||||||||
Уметь сознательно пользоваться порядком слов как средством для лучшего выражения мыслей и передачи эмоциональности речи. |
Обратный порядок слов, усиливающий эмоциональность речи (упр.477, 478). |
Работа по анализу предложений с обратным порядком слов |
|||||||||||||
89 — 90 |
Союз как часть речи. Разряды союзов. |
|
Сведения о союзе как части речи; союзы в предложении, схемы предложения и их грамотное оформление на письме. |
Знать разряды союзов и типы предложений, в которых они употребляются. Знать перечень простых и составных союзов и уметь различать их. Уметь употреблять союзы для связи однородных членов и простых предложений в составе сложного. |
Составление предложений по схемам. Лингвистический рассказ «Что я знаю о союзе» |
П. 32 386у 388п П.32 390п 387у |
Составление предложений по схемам. |
||||||||
91 — 92 |
Правописание союзов. |
2 |
Формировать умение пра- вильно писать составные союзы, различать союзы и омонимичные слова. |
Знать и безошибочно писать союзы, предложенные для заучивания. Отличать союзы от созвучных местоимений с предлогами. |
Тест 10 мин. |
П.33 395 по вариантам |
Работа по анализу предложений |
||||||||
93 — 94 |
Употребление союзов в простых и сложных предложениях. |
2 |
Сочинительные и подчинительные союзы, союзные слова. Употребление союзов в простых и сложных предложениях. |
Уметь обнаруживать союз, определять тип предложения и пунктуационно правильно оформлять его на письме. Иметь представление о союзных словах, их роли в сложном предложении и отличии от подчинительных союзов. |
Конструирование предложений с союзами в простом и сложном предложении. |
П.34 408п 409у |
Составление предложений |
||||||||
95-98 |
Р/Р Описание внешности человека |
4 |
Описание внешности человека. Презентация: способы выражения признаков описания внешности, портреты |
Знать, в каких ситуациях необходимо описание внешности человека, ряды определений для делового описания внешности. Уметь находить признаки. Указывающие на особенности человека Уметь находить признаки, указывающие на особенности героя художественного произведения. |
Аналитичекая работа с текстом: №508. 509. Лингвистическая игра: угадай по взгляду, какое у человека настроение Аналитическая работа с художественным текстом произведения. |
П.35 421п |
Аналитическая работа с художественным текстом |
||||||||
99 |
Р/РСочинение по картине, описание внешности человека |
1 |
сочинение |
Контрольное |
|||||||||||
100 |
Рубежный диктант |
1 |
диктант |
Контрольный диктант |
|||||||||||
101-102 |
Частица как часть речи. Разряды частиц. |
2 |
Частица как часть речи. Разряды частиц. |
Знать формообразующие частицы и уметь использовать их при образовании глаголов. Знать группы частиц по значению, правильно их писать, выделять среди других частей речи читать предложения с частицами, выражая при помощи интонации различные чувства, употреблять в речи частицы для выражения смысловых оттенков речи. |
Лингвистический рассказ по таблице. Составление текста с употреблением в нем частиц. |
П.36 447п 448у П.36 450 |
Составление текста с употреблением в нем частиц. |
||||||||
103-104-105 |
Правописание частиц. |
3 |
Формирование умения раздельно-дефисного написания частиц. Закрепление умения определять, к какой части речи относится слово. |
Знать случаи употребления , на письме частицнеинис отдельными частями речи. Уметь объяснять их правописание и верно употреблять их в собственной письменной речи. Знать правила употребления и написания частиц ЛИ, ЖЕ, БЫ, -ТО, -КА. Разграничивать частицы и приставки не-, ни-, верно их писать. |
Объяснительный диктант. Тест 15 мин. |
П.37 452у П.37 |
Словарный диктант, объяснение орфограмм |
||||||||
106-107 |
Употребление частиц в речи. |
2 |
Объяснить смысловую роль частицы в анализируемом высказывании. |
Наблюдать за использованием частиц в отрывках их художественных произведений |
Составление текста с употреблением частиц. |
П.38 467у 471п Повтор.п.36-38 |
Работа с текстами |
||||||||
108 |
Произношение предлогов, союзов и частиц |
1 |
Упражнять в правильном произношении предлогов, союзов, частиц. |
Знать некоторые правила ударения в предлогах, союзах, частицах. Правильно произносить наиболее употребительные предлоги, союзы, частицы в текстах и фразах разных жанров и стилей |
Работа с орфоэпическим словарем. Произношение предлогов, союзов и частиц |
П.39 472 480 |
Орфоэпический разбор слов |
||||||||
109 |
Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» |
1 |
Проверить усвоение правописания наречий, предлогов и союзов, местоимений, н-нн в суффиксах, а также постановки знаков препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами |
Уметь правильно писать наречия, предлоги и союзы, местоимения, н-нн в суффиксах, а также правильно ставить знаки препинания в сложном предложении, в конструкциях с однородными членами, деепричастными оборотами |
диктант |
Повтор. П27-40 |
Контрольный диктант |
||||||||
110-111 |
Междометие. |
2 |
Познакомить учащихся с междометием как частью речи, назначением в языке, употреблением в роли других частей речи. Формировать умение отличать междометия от знаменательных и служебных частей речи. Совершенствовать навыки выразительного чтения высказывания. |
Знать языковые особенности междометий; изучить перечень наиболее употребительных междометий. Уметь определять роль междометий в высказывании. |
Образование слов разных частей речи от междометий. Употребление междометий в речи (в тексте). |
П.40 484п П.40 493у 494п |
Образование слов разных частей речи от междометий |
||||||||
112-113 |
Звукоподражательные слова. |
2 |
Дать понятие о данной категории слов. |
Знать отличие звукоподражательных слов от междометий. Уметь опознавать звукоподражательные слова, образовывать от них глаголы, существительные Выразительно читать предложения со звукоподражаниями. |
Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов. |
П.40 495п 501у П.40 498у 499п |
Образование глаголов и прилагательных от звукоподражательных слов. |
||||||||
114 115 |
Омонимия разных частей речи. |
2 |
Закрепить умение различать омонимичные формы и правильно писать их. |
Уметь различать омонимичные части речи на основе семантико-граммати-ческого анализа. |
тест 15 мин. |
П.41 505 у 510п П.41 511у 514п |
Работа с предложениями |
||||||||
116 |
РР Характеристика человека |
1 |
Дать представление о характеристике. Формировать умения различать характеристики полные и краткие, определять роль характеристики персонажа в художественном произведении |
Знать отличие краткой характеристики от полной. Уметь создавать сжатую деловую характеристику на основе художественной. |
Составление текста-характеристики человека |
П.42 517у 514 |
Работа по составлению текстов |
||||||||
117 |
РР Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. |
1 |
Характеристика человека. Подготовка к сжатому изложению. Учить определять смысловую структуру текста, вычленять в нём микротемы, находить в тексте основную и дополнительную информацию. |
Уметь отбирать материал для сжатого изложения. |
Характеристика человека на основе портрета с использованием опорных слов. |
Работа по сжатию текста Обучающая работа(сжатое изложение) |
|||||||||
118 |
РР Сжатое изложение «О Чехове».Контрольная работа |
1 |
Сжатое изложение «О Чехове». |
Уметь применять разные способы сжатия текста |
Сжатое изложение «О Чехове». |
Повтор. П.41-42 525у |
Контрольное Сжатое изложение «О Чехове». |
||||||||
119 |
Р/Р Характеристика человека. Подготовка к сочинению. Обобщение по теме. |
1 |
Подготовка к сочинению. |
Уметь передавать описание состояния человека. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных |
П.42 526 |
Подготовка к сочинению.(обучающее сочинение) |
|||||||||
120 |
Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, — это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..) |
1 |
Уметь передавать описание состояния человека, его характер. Пользуясь богатой синонимикой глаголов, наречий, существительных |
сочинение |
Повтор. П.4 527у |
Контрольное Сочинение-описание |
|||||||||
121-122 |
Повторение изученного по фонетике и орфоэпии |
2 |
Повторить трудные вопросы темы, порядок фонетического разбора. |
Знать предмет изучения фонетики и орфоэпии. Уметь записывать слова в транскрипции, делать фонетический разбор слов |
Работа с орфоэпическим словариком при выполнении заданий; работа с орфоэпическим тренажером. Тест 20мин (УМК). |
Повт. П.4 531у 528п Табл. С. 283-285 |
работа с орфоэпическим тренажером. |
||||||||
123 — 124 |
Повторение. Состав слова и словообразование. |
2 |
Словообразование. Повторение способов словообразования. Презентация с заданиями. |
Уметь производить словообразовательный разбор слова, морфемный разбор, образовывать словообразовательную цепочку, восстанавливать ее звенья. |
Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации. Тест 10 мин |
539 542у 545п. |
Выполнение заданий по составу слова и словообразованию на основе повторительной презентации. |
||||||||
125-126 |
Повторение. Лексика и фразеология. |
2 |
Повторить понятия — лексическое значение слова, прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы |
Уметь толковать слово в контексте, работать с толковыми словарями, определять прямое и переносное значение, синонимы, омонимы, фразеологизмы. Уметь находить нарушение лексических норм. |
Аналитическая работа с текстом. работа с толковым словарем |
П.5 повтор. 542у 546п 554 |
Аналитическая работа с текстом. работа с толковым словарем |
||||||||
127-128 |
Грамматика, морфология и синтаксис. |
2 |
Грамматика, морфология и синтаксис: повторение знаменательных частей речи, их синтаксической роли. Нарушение грамматических норм и их устранение. |
Уметь определять, какая грамматическая ошибка допущена |
Рассуждение на лингвистическую тему на основе схемы: №571. Аналитическая работа с текстом из учебника истории, осложненное списывание (№572, 579). |
559 п.9 Повтор. виды разбора |
Аналитическая работа с текстом |
||||||||
129 |
Итоговая Контрольная тестовая работа по курсу русского языка и речи. |
1 |
Итоговая проверка знаний по всем разделам |
Уметь выполнять задания по всем изученным разделам |
Задания в тестовой форме (УМК) |
Задания в тестовой форме |
|||||||||
130 |
РР Повторение по разделу «Речь» |
1 |
Нормы построения текста. Стили речи, типы речи. Прямой и обратный порядок слов. Строение типовых фрагментов. |
Знать нормы построения текста. Знать характерные черты стилей речи и типов речи, уметь объяснять, с какой целью они используются в тексте, использовать самостоятельно в тексте. |
Аналитическая работа с текстом: №601. На основе данного текста создание вторичного текста-описания состояния окружающей среды (602) |
П.10,11,19,26 –повтор. 559 П.30,31,42 556 |
На основе данного текста создание вторичного текста-описания |
||||||||
131-132 |
Орфография. Пунктуация. |
2 |
Закрепить трудные вопросы раздела, связанные с правописанием (звонкие -глухие согласные, непроизносимые согласные, ролььиъ;безударные гласные. Закрепить умение |
Знать основные правила орфографии и пунктуации и правильно писать знаменательные и служебные части речи в тексте, расставляя знаки препинания. |
Контрольное списывание с восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания. Словарный диктант: №594 Творческая работа (№598) |
566п. 567у Повтор. П.27-29 570 |
Восстановление верных написаний слов и пропущенных знаков препинания. |
||||||||
133-134 |
РР Стили и типы речи. |
2 |
Стили и типы речи. |
Знать признаки стилей и типов речи. Уметь преобразовывать текст одного стиля в текст другого стиля. выполняя его задачу. |
Преобразование текста одного стиля в текст другого стиля (№600) |
П.10,11,19 572 569 |
Работа с текстами |
||||||||
135-136 |
Повторение и обобщение изученного в 7 классе |
2 |
Обобщение знаний |
Знать материал изученный в 7 классе |
Рассуждение на лингвистическую тему |
П.26 35 573 |
Фонетический, морфологический, синтаксический и другие виды разборов |
Контрольные работы
7 класс
Класс |
Тема |
Количество |
7 класс |
Диагностический диктант |
|
Контрольная работа по словообразованию, морфемике, фонетике, орфоэпии. |
Текст и задания на доске |
|
РР Полное изложение по тексту «Ленька, любимец ребят» №437 |
По упр 437 |
|
Рубежная контрольная работа. Диктант с грамматическими заданиями |
Текст диктанта с грамматическим заданием |
|
Диктант с грамматическим заданием по теме «Наречие» |
Текст диктанта с грамматическим заданием |
|
Р/Р Сочинение по картине «Материнство» |
Изображение картины на слайде |
|
Контрольная работа по теме «Наречие» |
Задания на доске |
|
Рубежный диктант за 2 четверть |
Текст диктанта с грамматическим заданием |
|
Р/Р Сочинение-рассуждение «Хочу» и «надо». |
||
РР Контрольное изложение «Поговорим о бабушках». |
Текст в учебнике |
|
Контрольный диктант по теме «Наречие» |
Текст диктанта с грамматическим заданием |
|
Р/Р Контрольная работа |
||
Р/РСочинение по картине, описание внешности человека |
||
Рубежный диктант за 3 четверть |
Текст диктанта с грамматическим заданием |
|
Контрольный диктант по теме «Служебные части речи» |
Текст диктанта с грамматическим заданием |
|
РРСжатое изложение «О Чехове». Контрольная работа |
Текст упр.567 |
|
Р/Р Сочинение «Знакомьтесь, — это я!» «Что за человек мой друг (подруга, сестра..) |
||
Итоговая тестовая работа по курсу русского языка и речи |
Тесты по 1экз на каждого |
Федорова Людмила Ивановна