Календарно-тематический план для старшей группы по теме «Безопасность в природе»
Старшая группа тема «Безопасность в природе»
День недели |
Режим |
Интеграция образовательных областей |
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
|||||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Понедельник 11.09 |
Утро |
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. |
Комплекс утренней гимнастики Беседа: «Что такое мир природы» Цель: Способствовать формированию знаний о мире природы. Дидактическая игра «Буду осторожен в природе» Цель игры: закреплять представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему. Материал: картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе. Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том, что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком.
|
дежурства – «Мы дежурим по столовой» (закреплять навыки - сервировка стола, уборка посуды). Работа в уголке природы: полив и опрыскивание растений |
В время самообслуживания закреплять названия одежды, обуви, головн. уборов-закреплять мелкую моторику рук, воспитывать внимательное отношение к сверстникам |
Рассматривание плаката «Правила поведения в природе». |
Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. |
|||
Непосредственно образовательная деятельность |
Познавательное развитие |
Познавательное развитие. Познавательное-исследовательская деятельность Тема: «Движение» стр. 8 («Развитие познавательных способностей дошкольников» Крашенинников) |
||||||||
Физическое развитие |
По плану инструктора по физической культуре |
|||||||||
Худжеств.эстет.развитие(изо) |
Аппликация ( по плану специалиста по изо) |
|||||||||
Прогулка: |
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие |
Картотека. Карточка №6 |
Учить выполнять правила вподвижных играх, развиватьактивность детей в процессе двигательной деятельности И/р по ФИЗО: прыжки через скакалку с разной скоростью. |
Обеспечить оптимальную двигательную активность детей в течение всего дня, используя подвижные, спортивные, народные игры и физические упражнения. |
Вынести спортивный инвентарь – развивать физические качества детей, укреплять их здоровье П.и «Летает-не летает» «Совушка» |
|||||
Работа перед сном |
социально-коммуни-кативное развитие; |
Беседа « Как песок может стать опасным» Цель: показать ребенку игры с песком и предупредить его, что играть с ним небезопасно: нужно быть внимательным и следить, чтобы песок не попал в глаза, рот, нос, одежду, голову. |
||||||||
После дневного сна: |
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. |
Гимнастика пробуждения) Разбор ситуации «Если тебя укусил комар» Цель. Закрепление правил общения с насекомыми .Заучивание физминутки «На лугу растут цветы» |
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье через мытьё шеи, лица, рук прохладной водой (в течении дня) Работа в книжном уголке – предложить расставить книги правильно, протереть пыль. Развивать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность. Воспитывать любовь к книге |
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения. |
трафареты и книжки - раскраски, с изображением животных, растений, плодов; Д/.и. «Кто где живет и чем питается» Закреплять умение группировать картинки по месту проживания домашних животных, рассказывать об особенностях проживания. |
|||||
Прогулка. |
Самостоятельные игры детей на участке.Цель: продолжать учить детей играть самостоятельно; взаимодействовать в коллективе; уступать друг другу; делиться игрушками; воспитывать интерес к играм детей. Обобщение представлений о типичных весенних явлениях в неживой природе.П/и«Птичка и кошка», «Птицы и автомобиль» П/и «Ракеты » - учить соблюдать правила безопасности во время подвижных игр |
Старшая группа Тема «Безопасность в природе»
День недели |
Режим |
Интеграция образовательных областей |
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
|||||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Вторник 12.09 |
Утро |
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. |
Комплекс утренней гимнастики Ситуативный разговор Почему нельзя собирать несъедобные грибы и ягоды» Бесда«Чем опасны игры на улице» - напомнить правила поведения во время игр с мячом. Развивать память, речь. Воспитывать желание соблюдать правила безопасности. |
Д/.и. «Домашние и дикие животные»Закреплять знания названия и отли¬чительные признаки диких и домашних животных; уметь делить животных на группы, используя обобщающие понятия «домашние животные», «дикие животные», «домашние птицы», «дикие птицы»; называть признаки сходства; использовать количественный счет. |
Дежурство по столовой: самостоятельно определить соответствующие количество столовых приборов для детей за каждым столом |
Внести картинки «Ядовитые грибы и растения» Цель. Формировать навыки основ безопасности |
Обратить внимание родителей на информационный стенд «Ядовитые грибы» |
|||
Непосредственно образовательная деятельность |
Познавательное развитие |
ФЭМП. Помораева «ФЭМП» з.№2 стр.15 |
||||||||
Худ.-эстет. развитие |
Рисование ( по плану |
|||||||||
Худ.-эстет. развитие |
Музыкальное (по плану музыкального руководителя) |
|||||||||
Прогулка: |
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитиео |
Картотека. Карточка №7 |
Дидактическое упражне-ние «Что делают люди осенью»Цели: знать о том, как весной трудятся люди, рассказывать о труде. Инд. Работа с Артёмом Ч. Упражнять в равновесии |
Продолжить развивать желания играть в групповые игры, не обижаться, уметь радоваться за победителя. Развивать ловкость прыжка вверх с приземлением на две ноги, соблюдение осторожности в игре |
Д/и «Угадай, что мы задумали», отгадывание загадок о грибах. Цель: активизировать речь и логическое мышление. Игра малой подвижности «Круг-кружочек» |
|||||
Работа перед сном |
социально-коммуникативное развитие; |
Чтение художественной литературы «Азбука природы» Цель: поддерживать у детей интерес к литературе, воспитывать любовь к книге, литературно-художественный вкус. |
||||||||
После дневного сна: |
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. |
Оздоровительная гимнастика после сна Дидактическая игра «Буду осторожен в природе» Цель игры: закреплять представления детей об опасных ситуациях в природе, учить правилам безопасного поведения, развивать память, воспитывать сочувственное отношение к пострадавшему. Материал: картинки с изображением детей в опасных ситуациях в природе. Ход игры: картинки разложены на столе изображением вниз. Ребенок выбирает картинку, рассматривает и рассказывает о том, что на ней изображено и почему такое случилось с ребенком. Конструирование из бумаги (оригами «Мухомор») уметь складывать из бумаги гриб по типу оригами, рассказывать о последовательности действий. |
Рисование "Загадочные следы". Ребята какой-то волшебник зашифровал следы животных и птиц и решил проверить узнаем мы их или нет. Мы сейчас с вами будем следопытами и попытаемся угадать, кто здесь был. Берите краски и кисточки и закрашивайте весь лист у кого, чьи следы проявятся. Воспитатель спрашивает, у кого, чей след предлагает найти иллюстрацию этого животного.(ТРИЗ) |
Стимулировать использование предметов-заместителей, атрибутов, изготовленных своими руками Ситуативные разговоры о правилах культурного поведения за столом во время (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой |
создание книжки –малышки «Лес хранит опасности» Цель:Закреплять полученные знания |
Предложить родителям Поговорить с детьми Чем опасны сухие ветки |
||||
Прогулка. |
Наблюдение за облаками. Цель: развивать у детей наблюдательность, воображение, фантазию; развивать навыки составления описательного рассказа. Коммуникативные игры: «Кто больше назовет?», «Что будет, если…?» Дидактические игры по ОБЖ. «Что делать если потерялся» |
Старшая группа Тема: «Безопасность в природе»
Старшая группа «Безопасность в природе»
День недели |
Режим |
Интграция образовательных областей |
Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей |
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы) |
Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами |
|||||
Групповая, подгрупповая |
Индивидуальная |
Образовательная деятельность в режимных моментах |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
|||
Пятница |
Утро |
. социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. |
Комплекс утренней гимнастики Д/и«Зоологическое домино» Труд в уголке природы – поручить дежурным, полить цветы в уголке природы. Развивать заботливое отношение к растениям. Воспитывать интерес к живой природе. Малоподвижная игра «Съедобное-несъедобное» Цель; Развивать внимание. |
Индивидуальная работа с Лизой Б. Артикуляционная гимнастика с целью укрепления артикуляционного аппрата. |
Развитие свободного общения со взрослыми и детьми, обогащение словарного запаса детей. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями. Поощрять желание задавать вопросы воспитателю и сверстникам. |
Рассматривание иллюстраций по теме |
Памятка для родителей « Первая помощь при отравлении грибами» |
|||
Непосредственно образовательная деятельность |
Речевое развитие |
Звуковая культура речи. Тема: Дифференциация звуков з-с. Гербова «Развитие речи в детском саду» З №4 стр.33 |
||||||||
Физическое развитие |
Физкультурное ( по плану инструктора) |
|||||||||
Прогулка: |
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; физическое развитие |
Картотека. Карточка №10 |
Признаки осени.: поощрять стремление детей самостоятельно находить признаки весны, передавать в речи результаты наблюдений. формирование основ экологической культуры детей П/игра: «Пчёлы и медведи». |
Учить детей доброжелательному отношению к сверстникам и взрослым, эмоциональной отзывчивости, развиваем чувство доброты, готовность к взаимопомощи, строить дружеские отношения и ценить их, учим детей называть друг друга по именам, не ссориться, ценить дружеские отношения. |
Самостоятельная деятельность детей на участке, игры с выноснымматериалом – развитиенавыков совместной игровой деятельности Элементарные трудовые поручения – собрать игрушки в корзину после прогулки. |
|||||
Работа перед сном |
социально-коммуни-кативное разви-тие; |
ситуационные беседы о способах хорошего самочувствия, бодрого настроения и основ здорового образа жизни (гимнастика, закаливающие и гигиенические процедуры). Д./и. Птицы, звери, рыбы»Цели:развивать мышление, речь, быстроту реакции; форми¬ровать умение точно выполнять правила игры. |
||||||||
После дневного сна: |
социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие. |
Оздоровительная гимнастика после сна. Словесные игры «Угадай по описанию» - учить отгадывать слово по описанию. Развивать внимание, память, речь, словарный запас детей. Воспитывать любовь к словесным играм( Комар, оса) Рассказ воспитателя «Как одеться в лес» Цель: Пополнить знания детей по теме |
Инд. Работа с Кириллом Ш. Упражнение «Обведение по контуру», развивать мелкую мускулатуру. |
Формировать у детей осознанное отношение к порядку, стремление поддерживать порядок в окружающей обстановке, самостоятельно и добросовестно выполнять обязанности дежурного. |
Итоговое развлечение «Безопасность в природе»Цель: Развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций, инстинкт самосохранения. |
|||||
Прогулка. |
Наблюдение за солнцем.Цель: развивать любознательность.Худ. слово.Ты весь мир обогреваешь Ты усталости не знаешь, Улыбаешься в оконце, И зовут тебя все ... Цель: закрепить умение отгадывать загадки. (Н.Д.-Ю.У.) Подвижные игры «Море волнуется», «Ручеек» |
Развлечение по ОБЖ «Безопасность в природе» для старшей группы
Интеграция областей: ОБЖ/ Познание/Формирование целостной картины мира/Художественное творчество.
Программное содержание: Закреплять знания детей об элементарных правилах безопасности в лесу, ориентироваться в чрезвычайной ситуации.
Развивать внимание, память, мышление при решении проблемных ситуаций, инстинкт самосохранения.
Воспитывать бережное отношение и ответственность за окружающую природу.
Воспитывать чувство коллективизма.
Материал: Иллюстрации к русской народной сказке «Маша и медведь», «Три медведя»; наглядное пособие «Прогулка в лес»»; иллюстрации насекомых: шмель, пчела, комар, клещ, муха; вещи: белая водолазка с коротким рукавом или черная с длинным, черные длинные брюки или бежевые бриджи, басаножки; цветы из картона красного, жёлтого, розового, синего и феолетового цвета; музыкальное сопровождение «Звуки луга», «Раскаты грома», «Голоса птиц»; украшения металлические (серьги, часы) сотовый телефон, фотокамера, фотоаппарат, зонт и сумка. Для самостоятельной деятельности: заранее вырезанные картинки, фон, клей, кисти, салфетки.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Маша и медведь», «Три медведя».
Беседы о правилах поведения в природе; об опасных насекомых; о правилах поведения во время грозы.
Разучивание стихотворений, разгадывание загадок по теме.
Дидактические игры и игры средней подвижности.
Рисование насекомых, леса и луга; лепка деревьев.
Воспитатель. В природе встречается много опасностей: землетрясение, наводнение, ураганы, горные обвалы. Это называется стихийными бедствиями и к счастью происходит не часто. Но даже в самом обычном лесу, в котором вы не раз бывали с взрослыми, человека подстерегает множество опасностей (иллюстрация «Прогулка на природе»).
Как вы думаете, что это за опасность?
Дети. В лесу можно заблудиться.
Воспитатель. Вспомните, в каких сказках герои заблудились в лесу? Как они находили дорогу?
Дети. «Маша и медведь», «Три медведя». Герои сказок пошли по тропинке.
Воспитатель: Идя по тропинке, Маша забрела в самую чащу леса. Нашла она дорогу домой? К кому попала Машенька? Как нужно было поступить в этой ситуации?
Дети: Оглядеться. Выйти на открытое место (поляну или к водоёму) и оставаться на одном месте.
Оставлять по пути свои метки, периодически громко кричать: «Ау!» или «Помогите, спасите!»
Воспитатель: Иногда приходится вызывать людям и животным спасателей. Кто такие спасатели? (МЧС). Чем занимаются спасатели? Кто знает номер телефона службы МЧС? (ответы детей) Сегодня мы будем учиться, как вести себя в различных опасных ситуациях.
Собираясь отдыхать на природе, какие правила нужно соблюдать?
Дети: Ходить только по тропинкам и дорожкам.
Воспитатель: Почему? (ответы детей) Помните! В траве много насекомых, змей, которые вы можете потревожить. Насекомые могут на вас напасть и искусать.
Игра «Назови опасных насекомых» (иллюстрации на доске: шмель, пчела, комар, клещ, муха)
Воспитатель. Чем опасны эти насекомые? (Ответы детей).
Чем не рекомендуют пользоваться, собираясь в лес?
Дети: Не следует пользоваться духами и косметикой.
Воспитатель. Почему? (ответы детей) Пахучие вещества насекомые воспримут как сигнал бедствия и могут напасть.
Физкультминутка «Наблюдения за природой»
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Мы немножко отдохнем,
Встанем, глубоко вздохнём,
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно мы похлопаем,
Ногами мы потопаем!
Хорошо мы погуляли,
И немножечко устали!
Воспитатель. Какую одежду нужно одеть, собираясь в лес?
Дети: Одежда должна закрывать всё тело.
С/и «Найди ошибку». Я приготовила для прогулки в лес в белую водолазку с коротким рукавом или черную с длинным, черные длинные брюки или бежевые бриджи, басаножки.
(Дети объясняют, почему нельзя одевать эти вещи в лес).
Вывод: Одежда должна быть светлой - на ней легче заметить насекомое. Обязательно наденьте плотные брюки, например, джинсы, кофту с длинными рукавами, шапочку и поднимите воротник.
При встрече с насекомыми, не машите руками. Не разоряйте осиное или пчелиное гнездо.
Воспитатель. Почему нельзя этого делать? (Вспугнув их, они собираются всем роем и жалят своего обидчика). Отойдите и понаблюдайте за ними, и вы узнаете много нового и интересного из жизни насекомых. Запомните! Осы, пчёлы и шмели предпочитают розовый, синий и феолетовые цвета. Мухи – желтый, а бабочки - красный. Поэтому не надевайте разноцветную одежду в лес.
Игра средней подвижности «Найди свой цветок».
Все мы по лесу идём,
Не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг.
Тысяча цветов вокруг.
Посмотрите, сколько насекомых вокруг. Надевайте шапочки насекомых и под звуки природы летите на луг. После того как музыка закончится, каждое насекомое находит свой цветок по цвету.
(Музыкальное сопровождение «Звуки луга»)
Воспитатель: Не шумите в лесу. Помните! Крик и громкая музыка может напугать лесных жителей.
Как стало душно, влажно, подул сильный, порывистый ветер. Неужели начнётся гроза?
Куда прячутся насекомые перед грозой? (ответы детей) Воспитатель снимает шапочки у детей. А как людям вести себя во время грозы и молнии?
Дети: Если гроза застала вас в поле, то лучше переждать ее в овраге, можно лечь на землю, спрятаться под низкими кустами.
Снять металлические украшения (серьги, часы, отключите сотовый телефон, фотокамеру, фотоаппарат. Уберите всё в сумку и положите, как можно дальше от себя.
Нельзя использовать зонт в грозу. Молния может ударить в наконечник или спицы.
(Слышны раскаты грома. Дети выполняют соответствующие действия)
Воспитатель: Вот и прошла гроза, мы промокли от дождя и нам пора возвращаться в д/с. Что необходимо сделать после прогулки в лес? После прогулки осмотреть одежду, тело и переодеться.
Самостоятельная продуктивная деятельность детей.
Где мы сегодня побывали с вами? (на лугу) Я предлагаю вспомнить, как было чудесно на лугу. Наклейте обитателей луга на нашу полянку. Воспоминания о прогулке надолго останутся в нашей памяти. (Под музыкальное сопровождение «Голоса птиц» дети выполняют работу).