Календарно-тематическое планирование в старшей группе «Азбука безопасности. Транспорт. Профессии. ПДД»
План образовательной работы с детьми 5-6 лет
Тема: «Азбука безопасности. Транспорт. Профессии. ПДД.»
Программное содержание:
1. Закрепление и расширение знаний детей о правилах поведения (в случае пожара звонить 01, вызов милиции - 02, «Скорой помощи» - 03).
2. Расширение представлений о способах безопасного взаимодействия с растениями и животными и взаимосвязях природного мира (одно и то же растение может быть ядовитым и полезным).
3. Закрепление правил поведения на улице и в общественном транспорте (знакомство с метро и правилами поведения в нём).
НОД по образовательным областям:
ОО «Познавательное развитие»
Беседа (развитие кругозора) «Правила дорожного движения». Выяснить, что дети знают о том, где и как следует переходить улицу; уточнить их представления о правилах уличного движения, убедить в необходимости соблюдать их; помочь запомнить новую считалку.
Конструирование. Что нам стоит корабль построить. Закрепить общие понятия о водном виде транспорта; основные части корабля; упражнять детей в плоскостном моделировании и конструирование из строительного материала; закрепить название деталей строительного материала; развивать внимание, воображение, сообразительность.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Беседа. «Растения лекарственные и ядовитые». Дать детям представление о ядовитых растениях, учить узнавать их. Закрепить у детей знания о лекарственных растениях и простейших способах использования некоторых из них для лечения. Содействовать формированию у детей навыков логического мышления, умению анализировать при отгадывании и загадок. Воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять их.
ОО «Речевое развитие». «Путешествие Колобка по улице». Уточнять представление о дороге; о группах дорожных знаках; о видах транспортных средств, о правилах перехода проезжей части. Развивать память, речь, внимание, наблюдательность. Воспитывать навыки правильного поведения на улице.
Чтение стихотворения А.Барто «Жил на свете самосвал». Закреплять знания детей об известных видах транспорта, о частях автомобиля и их функциях; побудить детей сравнивать разные виды и марки автомобилей.
ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование. «Необычные машины» Формировать эстетическое отношение к бытовым предметам и их изображению; упражнять в комбинировании различных техник; развивать чувство композиции, ритма, воображение, творчество.
Аппликация «Веселый поезд». Совершенствовать и повторить с детьми различные способы вырезания (симметричное, по прямой, по кругу, силуэтное), приемы аккуратного наклеивания (на клеенке). Упражнять в составлении многоэлементной композиции, в умении работать согласованно.
«Музыка»
Развивать ориентацию в пространстве, реагировать на смену частей музыки. Учить естественно, непринужденно выполнять движения руками.
Слушание «Утро», «Вечер» - из сборника «Детская музыка» С. Прокофьева.
Пение: «Колыбельная» муз. Тиличеевой, сл. Н.Найденовой.
Музыкально-ритмические движения: «К нам гости пришли» (А.Александрова, М.Ивенсен), «Матрешки» (муз.Е.Мокроусова).
ОО «Физическое развитие»
Учить подпрыгивать вверх до предмета, подвешенного выше поднятой руки ребенка на 15-20см. Закреплять умение подлезать под гимнастическую скамейку. Развивать гибкость. Продолжать учить ходить на лыжах скользящим шагом.
-П/и «Найди пару», «Успей первым», «Наперегонки», «Гонки с шайбой».
Предметно-развивающая среда для самостоятельной образовательной деятельности:
· иллюстрации о полезных и ядовитых растениях;
· иллюстрации с изображением опасных ситуаций в детском саду, на улице и в семье;
· атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Поликлиника», «Служба спасения» (форма, сюжетные картинки);
· строительный материал, схемы создания спасательной техники;
· книги, открытки, марки по теме «Полезные растения»
· конструктор Лего, образцы построек различных транспортных средств;
· кольцебросы, оборудование для преодоления препятствий, метания.
· мини-музей моделей транспортных средств;
· музыкальные инструменты и схемы для исполнения знакомых мелодий;
· рекомендации по созданию альбома «Зелёная аптека»;
· экологические плакаты (о соблюдении правил поведения на природе);
· атрибуты для режиссерских игр «Автозаправка», «Автосалон»
Рекомендации родителям для осуществления образовательной деятельности в семье по теме:
· Побеседуйте о профессиях спасателя, полицейского, пожарного, шофёра;
· Во время прогулки понаблюдайте за работой регулировщика на перекрёстке, за движением различного транспорта;
· Познакомьте детей с такими видами транспорта, как наземный, воздушный, водный, подземный, железнодорожный;
· Побеседуйте с детьми о необходимости соблюдения правил дорожного движения;
· Для закрепления у ребёнка знаний о транспорте и уличном движении задайте следующие вопросы: Какие машины перевозят грузы? Людей? На какой свет светофора можно переходить улицу?;;
· Объясните ребёнку пословицу «Не бывает дыма без огня»;
· Почитайте с детьми: Т.Шорыгина «Осторожные сказки», С.Маршак «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Н.Носов «Кирюша попадает в переплёт»;
· Посмотрите с детьми м/ф «Кошкин дом»;
· Побеседуйте о вредных привычках;
· Сделайте с ребёнком коллаж, используя печатные изображения транспортных средств;
· Посетите с ребёнком кукольный театр с последующей беседой о правилах поведения в театре;
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро:
- рассматривание с детьми иллюстраций о полезных и ядовитых грибах;
- д/игра «Знаки на дорогах», «Назови число».
-просмотр презентации «Путешествие по улицам Челябинска».
-беседы «Опасно ли быть неряхой?»-нужно ли содержать дом в чистоте , «Путешествие домовёнка Кузи по улице»
:-рассматривание иллюстраций с изображением изделий с уральской росписью (продолжать знакомство)
:- игра-беседа - «Дорожная азбука», «Учим дорожные знаки»
-рисование «Моя улица» - развивать композиционный навык, выделять главное и второстепенное
- продолжать формировать умение сервировать правильно стол;
-ситуативный разговор о вреде неправильного питания; «Опасные ситуации»;
Гигиенические процедуры:
- ситуативный разговор «Чистые руки - залог здоровья!»;
- ситуативный разговор «Кто опрятен, аккуратен, тот в общении приятен»;
- ситуативный разговор о последовательности одевания (схема последовательности одевания).
Завтрак, обед, полдник, ужин:
- ситуативные разговоры о правилах культурного поведения за столом во время (жевать с закрытым ртом, пользоваться салфеткой, пить из чашки, развивать умение правильно пользоваться ложкой, вилкой, салфеткой);
- ситуативный разговор о вреде неправильного питания;
- ситуативный разговор «Почему важно съедать всю порцию»;
- ситуативный разговор «Каша – сила наша!».
Прогулка
- наблюдение за ветром, за птицами, за сосульками, за инеем, обратить внимание на таяние снега, превращение в лёд, обратить внимание на машину с продуктами, на действия шофёра,
-п/и«Попади в цель»,«Сбей кеглю», «Мы весёлые ребята», «Бег по кругу вдвоем», «Мороз Красный нос», «Гонки с шайбой», «Самолеты», «Найди пару», «Успей первым», «Кто дальше бросит»
- труд: расчистка дорожек на участке, очистка построек от снега, подмести дорожки, сбор снег для изготовления построек, предложить помочь в изготовлении построек на участке, их раскрашивании, подгрести снег под деревья и кусты.
-рисование палочками на снегу;
-элементы игры в хоккей: прокатывать шайбу клюшкой в заданном направлении, закатывать ее в ворота
Вечер:
- уточнение с детьми правил поведения в общественном месте, в транспорте, в детском саду и семье;
-беседы о профессии водителя, шофёра, регулировщика, инспектора ГИБДД; «О чём разговаривает улица», «Хорошо быть девочкой, хорошо быть мальчиком», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья!»
-чтение стихов о светофоре, «зебре»
- сюжетно-ролевая игра «Автосервис»
- наблюдение за ветром в группе, как его обнаружить
-труд «У меня красиво» умение правильно размещать свои вещи в шкафу.
- проблемная ситуация «Если случилась беда», «Если ты потерялся»
-д/и «Зелёная аптека», «Угадай инструмент», «Как избежать неприятностей»(дома, на природе)
- хоз - бытовой труд-мытьё игрушек: воспитывать трудолюбие, аккуратность;
Вечерняя прогулка:
-наблюдение. за тенью, за снегом, предложить измерить глубину палкой, обр.внимание на гололёд, как явление природы, меры предосторожности, обратить внимание на увеличение продолжительности дня
- рассматривание снежных узоров на окнах, процесс образования таких узоров.
-п/и «Волк во рву», «Наперегонки», «Хитрая лиса», «Бег по кругу вдвоем»
игр/упр. «Гонки с шайбой», «Лыжники»
- Спортивные упражнения: скольжение по ледяной дорожке
Ефимова Алла Ивановна
Янова Татьяна Викторовна
Бойко Светлана Владимировна
Перминова Елена Федоровна
Янова Татьяна Викторовна
Горбачёва Марина Юрьевна