12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кияйкина Наталья Федоровна117746
Специалист высшей квалификационной категории. Психолого-педагогическая деятельность - 34 года. Дошкольная педагогика и психология. Нейропсихолог. Специалист по образовательной кинезиологии. Практикующий семейный и специальный психолог.
Россия, Ставропольский край
Материал размещён в группе «Мир гармонии»
22

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Программы дополнительного образования «Поэтическая мозаика» второй год обучения (средний дошкольный возраст)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программы дополнительного образования

«Поэтическая мозаика»

Второй год обучения (средний дошкольный возраст)

на 2021 - 2022 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

t1629112905aa.jpg


Творчество является уделом всех…

Оно является нормальным и постоянным спутником детского развития.

Л.С. Выготский

Не следует упускать возможность интенсивно развивать ребенка. Создавая условия для реализации «творческого детского мира», мира интенсивного развития фантазии и воображения, взрослые непосредственно сами интенсивно способствуют раскрытию своих талантов.

Цель программы второго года: мотивация детей среднего дошкольного возраста на раскрытие творческих способностей (стихосложение).

Задачи:

гармонизировать эмоциональную сферу детей;

активизировать мыслительную деятельность;

формировать слуховой, зрительный, речевой анализаторы и чувство ритма;

развивать коллективный интеллект;

воспитывать любознательность и интерес к созданию поэтического продукта.

Направленность деятельности: художественная.

Используемые технологии: технология стихосложения, нейрогимнастика, игровая терапия, песочная терапия, мультимедиа, ИКТ.

Участники: дети среднего дошкольного возраста (10 человек).

Структура: занятия проходят в подгруппе (10 человек) 1 раз в неделю (4 занятия в месяц).

Каждое занятие содержит элемент приветствия и глазодвигательные упражнения (мультмедиа), упражнение нейрогимнастики и психогимнастики, игровые упражнения для активизации артикуляционного аппарата и речевой деятельности, игры на раскрытие детского поэтического творчества.

Место проведения: кабинет педагога-психолога, светлая сенсорная комната «Страна Сенсория», темная сенсорная комната «Волшебный мир».

Оборудование: компьютер, презентации, наглядно-иллюстративный и дидактический материал для речевой активности (предметные и сюжетные картинки), мультмедиа (тематические мультфильмы для детей), авторское игровое пособие «Минутка детского творчества», кинетический и сухой песок с бросовым материалом, музыкальные и шумовые инструменты (деревянные ложки, маракасс и т.д.).

Прогнозируемые результаты: проявление интереса к поэзии, раскрытие творческого потенциала личности детей, активность в творческой речевой деятельности, создание детьми стихотворных рифмованных текстов.

Средний дошкольный возраст

Цель: создание условий для определения и развития творческих способностей детей в процессе стихосложения.

Задачи:

гармонизировать эмоциональную сферу и «язык эмоций»;

способствовать развитию мыслительной деятельности;

активизировать межполушарное взаимодействие коры головного мозга;

синхронизировать работу полушарий головного мозга;

улучшать работу анализаторов (слуховой, зрительный, речевой);

развивать коллективный интеллект;

закреплять понятия «рифма», «ритм», «стихотворный жанр»;

формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение;

развивать умение подбирать рифмы к заданным словосочетаниям (2 – 3 штуки) и составлять самостоятельно рифмованные словосочетания;

формировать правильную артикуляцию, отчетливую дикцию и речевое дыхание;

продолжать расширять кругозор и обогащать словарный запас;

развивать мелкую и общую моторики;

активизировать словотворческие возможностей детей;

формировать умение составлять рифмованные тексты к интерактивному плакату на заданную тему;

систематизировать навыки и умения самостоятельной творческой деятельности детей через создание «книжек-малышек»;

познакомить с мультимедийной книгой;

способствовать формированию семейного стихосложения;

воспитывать любознательность и интерес к поэтическому творчеству знаменитых поэтов.


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Средний дошкольный возраст

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь


Занятие 1.

«Поэтическое путешествие»

Гармонизировать «язык эмоций» и чувство ритма

Активизировать мозговую деятельность

Развивать кругозор и обогащать словарный запас

Активизировать речевую и творческую деятельность

Способствовать созданию рифмованных словосочетаний

Воспитывать интерес к детскому поэтическому творчеству

Занятие 2.

«Любимые детские поэты…»


Познакомить с поэтическим творчеством детских поэтов

Активизировать мыслительные процессы

Формировать все психические процессы

Развивать кругозор и «язык эмоций»

Развивать умение составлять рифмованные словосочетания

Воспитывать интерес к детскому поэтическому творчеству

Занятие 3.

«Мы - поэты!»


Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение

Расширять кругозор и словарный запас

Развивать умение самостоятельно составлять рифмованные словосочетания и объединять фразы в стихотворные строфы

Гармонизировать эмоционально-личный фон

Воспитывать интерес и целеустремленность

Занятие 4.

«Солнечные зайчики»


Активизировать речевую деятельность

Формировать воображение и коллективный интеллект

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Развивать умение подбирать рифмованные словосочетания и объединять их в стихотворные фразы

Гармонизировать эмоционально-личный фон

Воспитывать целеустремленность и интерес к результату своего творчества

Октябрь


Занятие 1.

«Рифмокубик!»


Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Закреплять понятия «рифма», «ритм»

Развивать умение подбирать рифмы к заданным словосочетаниям

Формировать творческое воображение

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Воспитывать интерес к рифмованным словосочетаниям стихотворных фраз

Занятие 2.

«В гости к Смешарикам!»


Развивать « язык эмоций» и чувство ритма

Развивать психические процессы посредством ИКТ

Способствовать формированию умения подбирать рифмованные словосочетания (2-3)

Формировать правильную артикуляцию и отчетливую дикцию

Активизировать работоспособность и творческий потенциал

Воспитывать интерес к процессу творчества

Занятие 3.

«Рифмоловы…»


Формировать «язык эмоций» и коллективный интеллект

Продолжать закреплять понятия «рифма», «ритм»

Активизировать психические процессы, слуховой и зрительный анализаторы

Развивать умение подбирать рифмованные фразы

Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение

Воспитывать интерес к процессу деятельности

Занятие 4.

«Поэтическая мозаика

с Незнайкой»


Способствовать формированию коллективного интеллекта

Продолжать развивать умение подбирать рифмованные словосочетания (2-3)

Обогащать словарный запас дошкольников и расширять поэтический кругозор

Развивать правильную артикуляцию и отчетливую дикцию

Способствовать формированию семейного стихосложения (домашнее задание)

Воспитывать любознательность к детскому поэтическому искусству

Ноябрь


Занятие 1.

«Поэтическое тематическое творчество – детский

фольклор»

Познакомить с понятием «стихотворный жанр»

Активизировать зрительный, слуховой анализаторы

Формировать коллективный интеллект

Развивать «язык эмоций» и творческую речевую активность

Способствовать формированию семейного стихосложения (домашнее задание)

Воспитывать любознательность к детскому фольклорному творчеству

Занятие 2.

«Создание

книжки-малышки «Колыбельная

для малышей!»»


Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение

Развивать умение определять интонацию в рифмованном тексте

Развивать творческий потенциал детей через создание «книжек-малышек»

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Воспитывать самостоятельность, интерес к результату творчества

Занятие 3.

«Стихи для любимой мамочки!»


Гармонизировать эмоциональную сферу

Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Способствовать формированию мелкой и общей моторики

Развивать умение составлять рифмованные словосочетания (2 -3)

Расширять кругозор и словарный запас

Воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «материнской поэзии»

Занятие 4.

«Создание поэтического плаката

«Мамины помощники!»»

Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции

Формировать умение составлять рифмованные тексты к интерактивному плакату

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению детского поэтического творчества

Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «материнской поэзии»

Декабрь


Занятие 1.

«Маленькие «ритмоловы»…»


Активизировать мозговую деятельность (нейрогимнастика)

Развивать критическое мышление и воображение

Развивать правильную артикуляцию, отчетливую дикцию и речевое дыхание

Формировать словотворческие возможностей детей

Гармонизировать эмоции и чувство ритма

Воспитывать интерес к процессу деятельности

Занятие 2.

«Будущие поэты!»



Способствовать развитию мыслительной деятельности

Развивать зрительный и слуховой анализаторы

Активизировать словотворческие возможностей детей

Формировать правильное речевое дыхание, отчетливую дикцию и выразительность речи

Формировать умение сочинять стихотворные тексты по предложенным рифмованным словосочетаниям

Воспитывать интерес к процессу деятельности

Занятие 3.

«Пейзажная зарисовка»



Синхронизировать работу полушарий головного мозга

Развивать зрительный и слуховой анализаторы

Развивать словотворческие возможностей детей

Активизировать речевое дыхание и выразительность

Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных стихосложений

Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности

Занятие 4.

«Минутка детской поэзии!»



Активизировать «язык эмоций» и чувство ритма

Развивать зрительный и слуховой анализаторы

Развивать умение определять интонацию и выразительность

Развивать словотворческие возможностей детей посредством песочной терапии

Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение при составлении стихотворной рифмы

Воспитывать интерес к результату творческой деятельности

Январь


Занятие 1.

«Стихи о зиме»


Активизировать межполушарное взаимодействие горы головного мозга

Формировать фонематический слух, правильное звукопроизношение и речевое дыхание

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Формировать умение сочинять стихотворные тексты

Способствовать проявлению самостоятельного детского творчества

Воспитывать интерес к результату деятельности

Занятие 2.

«Детский зимний фольклор»


Активизировать «язык эмоций» и чувство ритма

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Улучшать работу артикуляционного аппарата и вырабатывать отчетливую дикцию и дыхание

Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных словосочетаний

Развивать умение составлять самостоятельно рифмованные словосочетания

Воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «поэзии пестования»

Занятие 3.

«В гостях у Эхословиков!»


Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение

Активизировать умение самостоятельно рифмовать словосочетания

Расширять кругозор и словарный запас

Гармонизировать эмоционально-личный фон

Воспитывать интерес и целеустремленность к процессу творческой деятельности

Занятие 4.

«Создание интерактивного плаката «Поэтическая сказка!»»

Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции и дыхания

Формировать самостоятельность в рифмовке словосочетаний

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению творчества при создании интерактивного плаката

Воспитывать интерес к результату деятельности

Февраль


Занятие 1.

«Книжки-малышки наших выпускников»


Познакомить с авторским детским поэтическим творчеством (презентация и сертификаты детских публикаций)

Способствовать формированию коллективного интеллекта

Развивать умение подбирать стихотворные рифмы

Обогащать словарный запас дошкольников

Расширять кругозор и словарный запас

Воспитывать любознательность и мотивировать детей на создание поэтического продукта

Занятие 2.

«Волшебный сон поэта…»


Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать правильную артикуляцию и дикцию, ритмичность и воображение, речевое дыхание

Расширять кругозор и словарный запас

Активизировать самостоятельность при рифмовке словосочетаний

Гармонизировать эмоционально-личный фон

Воспитывать интерес к результату деятельности

Занятие 3.

«Создание детской книги»

Гармонизировать эмоции и чувство ритма

Развивать кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать умению подбирать рифмы

Формировать творческие способности в процессе коллективной деятельности при создании детской книги

Активизировать умения в самостоятельном процессе рифмовки словосочетаний для создания книги

Воспитывать любознательность и интерес

Занятие 4.

«Как создать поэтический плакат

«Силачи!»»

Способствовать развитию мыслительной деятельности

Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции и дыхания

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению детского творческого потенциала

Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ

Март


Занятие 1.

«Поэтический плакат

«Весенний лучик солнца…»»


Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции, дыхания

Развивать умение самостоятельно составлять рифмованные словосочетания и объединять фразы в стихотворные строфы

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению творчества

Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «поэзии пестования»

Занятие 2.

«Пейзажная зарисовка

с Барашем»






Синхронизировать работу полушарий головного мозга

Активизировать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции, дыхания

Развивать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать речевую активность и выразительность речи

Систематизировать навыки и умения детей в создании рифмованных стихосложений

Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ

Занятие 3.

«Минутка весенней поэзии!»


Продолжать активизировать «язык эмоций» и чувство ритма

Развивать зрительный и слуховой анализаторы

Активизировать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции, дыхания

Формировать фонематический слух, правильное звукопроизношение при составлении нескольких рифмованных словосочетаний (2-3)

Воспитывать интерес к результату в творческой деятельности

Занятие 4.

«Волшебный мир цветов…»


Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать правильную артикуляцию, речевое дыхание, ритмичность и воображение

Расширять кругозор посредством поэтического экскурса

Гармонизировать эмоционально-личный фон через рисование на песке

Систематизировать навыки и умения детей в создании рифмованных стихосложений

Воспитывать интерес и целеустремленность в процессе творческой деятельности

Апрель


Занятие 1. «Стихотворные нелепицы – это интересно!»


Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Способствовать формированию коллективного интеллекта

Развивать умение подбирать рифмованные тексты

Обогащать словарный запас дошкольников

Расширять кругозор посредством юмористической поэзии

Воспитывать любознательность к детскому юмористическому искусству

Занятие 2.

"Создание поэтического плаката «Космический мир!»"


Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции и речевого дыхания

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению детского поэтического творчества

Воспитывать интерес к результату творческой деятельности с использованием ИКТ

Занятие 3.

«Звездный путь поэта…»


Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Способствовать формированию коллективного интеллекта

Развивать умение подбирать рифмованные тексты к заданной теме

Обогащать словарный запас дошкольников

Расширять кругозор в создании поэтического творчества

Воспитывать любознательность и целеустремленность

Занятие 4.

«Поэтическая мозаика

со Смешариками…»


Развивать « язык эмоций» и чувство ритма

Активизировать все психические процессы, слуховой и зрительный анализаторы

Развивать умение подбирать рифмованные тексты

Повышать работоспособность в сочинительской деятельности

Способствовать формированию коллективного интеллекта

Воспитывать интерес к результату творчества

Май


Занятие 1.

«Ищем детские таланты…»


Активизировать творческий потенциал посредством семейного стихосложения (домашнее задание)

Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции, речевого дыхания и выразительности

Закреплять умение самостоятельно подбирать рифмованные тексты

Способствовать проявлению самостоятельности в создании поэтического творчества

Укреплять семейные отношения (сотрудничество)

Воспитывать интерес к результату деятельности

Занятие 2.

«Создание поэтического плаката

«Майская песня!»»


Продолжать активизировать «язык эмоций» и чувство ритма

Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции и речевого дыхания

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению поэтического творчества

Воспитывать интерес к результату деятельности с использованием ИКТ

Занятие 3.

«Минутка детской славы!»


Продолжать активизировать «язык эмоций», чувство ритма и мотивацию к раскрытию творческого потенциала личности

Формировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Закреплять работу по подборке рифмованных текстов

Расширять кругозор и обогащать словарный запас посредством мультимедийной книги

Способствовать проявлению поэтического творчества

Воспитывать интерес к результату творческой деятельности

Занятие 4.

«Создание поэтического плаката

«Летним днем…»»


Гармонизировать эмоциональный фон

Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции и речевого дыхания

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению детского поэтического творчества

Воспитывать интерес к результату творческой деятельности с использованием ИКТ​​​​​​​

МОНИТОРИНГ

Сентябрь

Цель: создание условий для определения уровня способностей детей среднего дошкольного возраста подбирать рифму к заданному словосочетанию.

Оборудование: карточки с картинками и словами, муз инструменты (деревянные ложки, маракасс и т.д.). Игры «Продолжай-ка», «Рифмолов», «Ритмолов».

Инструкция к проведению: дети выбирают из предложенных карточек две или более, после чего составляют по ним словосочетание, затем подбирают рифму к своему словосочетанию (творческий подход).

Оценка:

критерий – название двух рифмующихся слов, фиксируется количество подобранных пар слов (пол – стол, елка – полка, дом – ком, мишка – книжка и т.д.)

Май

Цель: систематизировать приобретенные умения и навыки в поиске рифмы к заданному словосочетанию, составить сравнительную диагностику с результатами диагностики середины второго триместра.

Оборудование: новый набор предметных картинок, муз инструменты, природный материал.

Инструкция к проведению: ребенок составляет словосочетание (2 – 3, подбирает рифму к заданному или к самостоятельному составлению словосочетанию).

Оценка: критерий – грамматически правильно составленное словосочетание из набора предложенных слов и придуманная к нему рифма.

Низкий уровень – ребенок затрудняется составить элементарное словосочетание. Наводящие вопросы не помогают.

Средний уровень – ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам и самостоятельно подбирает рифму к придуманному словосочетанию.

Высокий уровень – ребенок самостоятельно составляет словосочетание и легко подбирает к нему рифму.


Источники

Интернет-ресурс:

1. Кобелова Анна «Методика стихосложения».

https://www.maam.ru/detskijsad/-cenost-slova-dlja-sovremenogo-cheloveka-stihoslozhenie-kak-sredstvo-razvitija-detskoi-rechi-metodika-stihoslozhenija.html

2. Цитаты о детском творчестве.

https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-74.userapi.com%2Fimpg%2FIYCWPivsp_nWfUHXCZbsSWg71aSnX5ZJUpHoMA%2FrWWwb72ej-Q.jpg%3Fsize%3D604x453%26quality%3D96%26sign%3Df23a197c9b94892d42b465516a1c2e1b&text=%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%20%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B&lr=11067&rpt=simage&source=wiz

3. Картинки.

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%B5%D0%B9%20%D0%BF%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8E%20%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%83&stype=image&lr=11067&source=wiz&pos=54&img_url=https%3A%2F%2Fst2.depositphotos.com%2F1763191%2F9794%2Fv%2F950%2Fdepositphotos_97941768-stock-illustration-science-book-and-children.jpg&rpt=simage



Опубликовано в группе «Мир гармонии»


Комментарии (2)

Лупей Виктория Владиславовна, 17.08.21 в 23:54 2Ответить Пожаловаться
Спасибо, Наталья Фёдоровна, за качественный ресурс!
Кияйкина Наталья Федоровна, 18.08.21 в 09:13 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за отзыв, Виктория Владиславовна!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.