Календарно-тематический план программы дополнительного образования «Поэтическая мозаика» (второй год обучения, средний дошкольный возраст)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программы дополнительного образования
«Поэтическая мозаика»
Второй год обучения (средний дошкольный возраст)
на 2021 - 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творчество является уделом всех…
Оно является нормальным и постоянным спутником детского развития.
Л.С. Выготский
Не следует упускать возможность интенсивно развивать ребенка. Создавая условия для реализации «творческого детского мира», мира интенсивного развития фантазии и воображения, взрослые непосредственно сами интенсивно способствуют раскрытию своих талантов.
Цель программы второго года: мотивация детей среднего дошкольного возраста на раскрытие творческих способностей (стихосложение).
Задачи:
гармонизировать эмоциональную сферу детей;
активизировать мыслительную деятельность;
формировать слуховой, зрительный, речевой анализаторы и чувство ритма;
развивать коллективный интеллект;
воспитывать любознательность и интерес к созданию поэтического продукта.
Направленность деятельности: художественная.
Используемые технологии: технология стихосложения, нейрогимнастика, игровая терапия, песочная терапия, мультимедиа, ИКТ.
Участники: дети среднего дошкольного возраста (10 человек).
Структура: занятия проходят в подгруппе (10 человек) 1 раз в неделю (4 занятия в месяц).
Каждое занятие содержит элемент приветствия и глазодвигательные упражнения (мультмедиа), упражнение нейрогимнастики и психогимнастики, игровые упражнения для активизации артикуляционного аппарата и речевой деятельности, игры на раскрытие детского поэтического творчества.
Место проведения: кабинет педагога-психолога, светлая сенсорная комната «Страна Сенсория», темная сенсорная комната «Волшебный мир».
Оборудование: компьютер, презентации, наглядно-иллюстративный и дидактический материал для речевой активности (предметные и сюжетные картинки), мультмедиа (тематические мультфильмы для детей), авторское игровое пособие «Минутка детского творчества», кинетический и сухой песок с бросовым материалом, музыкальные и шумовые инструменты (деревянные ложки, маракасс и т.д.).
Прогнозируемые результаты: проявление интереса к поэзии, раскрытие творческого потенциала личности детей, активность в творческой речевой деятельности, создание детьми стихотворных рифмованных текстов.
Средний дошкольный возраст
Цель: создание условий для определения и развития творческих способностей детей в процессе стихосложения.
Задачи:
гармонизировать эмоциональную сферу и «язык эмоций»;
способствовать развитию мыслительной деятельности;
активизировать межполушарное взаимодействие коры головного мозга;
синхронизировать работу полушарий головного мозга;
улучшать работу анализаторов (слуховой, зрительный, речевой);
развивать коллективный интеллект;
закреплять понятия «рифма», «ритм», «стихотворный жанр»;
формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение;
развивать умение подбирать рифмы к заданным словосочетаниям (2 – 3 штуки) и составлять самостоятельно рифмованные словосочетания;
формировать правильную артикуляцию, отчетливую дикцию и речевое дыхание;
продолжать расширять кругозор и обогащать словарный запас;
развивать мелкую и общую моторики;
активизировать словотворческие возможностей детей;
формировать умение составлять рифмованные тексты к интерактивному плакату на заданную тему;
систематизировать навыки и умения самостоятельной творческой деятельности детей через создание «книжек-малышек»;
познакомить с мультимедийной книгой;
способствовать формированию семейного стихосложения;
воспитывать любознательность и интерес к поэтическому творчеству знаменитых поэтов.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Средний дошкольный возраст
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Занятие 1. «Поэтическое путешествие» | Гармонизировать «язык эмоций» и чувство ритма Активизировать мозговую деятельность Развивать кругозор и обогащать словарный запас Активизировать речевую и творческую деятельность Способствовать созданию рифмованных словосочетаний Воспитывать интерес к детскому поэтическому творчеству |
Занятие 2. «Любимые детские поэты…» | Познакомить с поэтическим творчеством детских поэтов Активизировать мыслительные процессы Формировать все психические процессы Развивать кругозор и «язык эмоций» Развивать умение составлять рифмованные словосочетания Воспитывать интерес к детскому поэтическому творчеству | |
Занятие 3. «Мы - поэты!» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение Расширять кругозор и словарный запас Развивать умение самостоятельно составлять рифмованные словосочетания и объединять фразы в стихотворные строфы Гармонизировать эмоционально-личный фон Воспитывать интерес и целеустремленность | |
Занятие 4. «Солнечные зайчики» | Активизировать речевую деятельность Формировать воображение и коллективный интеллект Расширять кругозор и обогащать словарный запас Развивать умение подбирать рифмованные словосочетания и объединять их в стихотворные фразы Гармонизировать эмоционально-личный фон Воспитывать целеустремленность и интерес к результату своего творчества | |
Октябрь | Занятие 1. «Рифмокубик!» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Закреплять понятия «рифма», «ритм» Развивать умение подбирать рифмы к заданным словосочетаниям Формировать творческое воображение Расширять кругозор и обогащать словарный запас Воспитывать интерес к рифмованным словосочетаниям стихотворных фраз |
Занятие 2. «В гости к Смешарикам!» | Развивать « язык эмоций» и чувство ритма Развивать психические процессы посредством ИКТ Способствовать формированию умения подбирать рифмованные словосочетания (2-3) Формировать правильную артикуляцию и отчетливую дикцию Активизировать работоспособность и творческий потенциал Воспитывать интерес к процессу творчества | |
Занятие 3. «Рифмоловы…» | Формировать «язык эмоций» и коллективный интеллект Продолжать закреплять понятия «рифма», «ритм» Активизировать психические процессы, слуховой и зрительный анализаторы Развивать умение подбирать рифмованные фразы Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение Воспитывать интерес к процессу деятельности | |
Занятие 4. «Поэтическая мозаика с Незнайкой» | Способствовать формированию коллективного интеллекта Продолжать развивать умение подбирать рифмованные словосочетания (2-3) Обогащать словарный запас дошкольников и расширять поэтический кругозор Развивать правильную артикуляцию и отчетливую дикцию Способствовать формированию семейного стихосложения (домашнее задание) Воспитывать любознательность к детскому поэтическому искусству | |
Ноябрь | Занятие 1. «Поэтическое тематическое творчество – детский фольклор» | Познакомить с понятием «стихотворный жанр» Активизировать зрительный, слуховой анализаторы Формировать коллективный интеллект Развивать «язык эмоций» и творческую речевую активность Способствовать формированию семейного стихосложения (домашнее задание) Воспитывать любознательность к детскому фольклорному творчеству |
Занятие 2. «Создание книжки-малышки «Колыбельная для малышей!»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение Развивать умение определять интонацию в рифмованном тексте Развивать творческий потенциал детей через создание «книжек-малышек» Расширять кругозор и обогащать словарный запас Воспитывать самостоятельность, интерес к результату творчества | |
Занятие 3. «Стихи для любимой мамочки!» | Гармонизировать эмоциональную сферу Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Способствовать формированию мелкой и общей моторики Развивать умение составлять рифмованные словосочетания (2 -3) Расширять кругозор и словарный запас Воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «материнской поэзии» | |
Занятие 4. «Создание поэтического плаката «Мамины помощники!»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции Формировать умение составлять рифмованные тексты к интерактивному плакату Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению детского поэтического творчества Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «материнской поэзии» | |
Декабрь | Занятие 1. «Маленькие «ритмоловы»…» | Активизировать мозговую деятельность (нейрогимнастика) Развивать критическое мышление и воображение Развивать правильную артикуляцию, отчетливую дикцию и речевое дыхание Формировать словотворческие возможностей детей Гармонизировать эмоции и чувство ритма Воспитывать интерес к процессу деятельности |
Занятие 2. «Будущие поэты!» | Способствовать развитию мыслительной деятельности Развивать зрительный и слуховой анализаторы Активизировать словотворческие возможностей детей Формировать правильное речевое дыхание, отчетливую дикцию и выразительность речи Формировать умение сочинять стихотворные тексты по предложенным рифмованным словосочетаниям Воспитывать интерес к процессу деятельности | |
Занятие 3. «Пейзажная зарисовка» | Синхронизировать работу полушарий головного мозга Развивать зрительный и слуховой анализаторы Развивать словотворческие возможностей детей Активизировать речевое дыхание и выразительность Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных стихосложений Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности | |
Занятие 4. «Минутка детской поэзии!» | Активизировать «язык эмоций» и чувство ритма Развивать зрительный и слуховой анализаторы Развивать умение определять интонацию и выразительность Развивать словотворческие возможностей детей посредством песочной терапии Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение при составлении стихотворной рифмы Воспитывать интерес к результату творческой деятельности | |
Январь | Занятие 1. «Стихи о зиме» | Активизировать межполушарное взаимодействие горы головного мозга Формировать фонематический слух, правильное звукопроизношение и речевое дыхание Расширять кругозор и обогащать словарный запас Формировать умение сочинять стихотворные тексты Способствовать проявлению самостоятельного детского творчества Воспитывать интерес к результату деятельности |
Занятие 2. «Детский зимний фольклор» | Активизировать «язык эмоций» и чувство ритма Расширять кругозор и обогащать словарный запас Улучшать работу артикуляционного аппарата и вырабатывать отчетливую дикцию и дыхание Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных словосочетаний Развивать умение составлять самостоятельно рифмованные словосочетания Воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «поэзии пестования» | |
Занятие 3. «В гостях у Эхословиков!» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение Активизировать умение самостоятельно рифмовать словосочетания Расширять кругозор и словарный запас Гармонизировать эмоционально-личный фон Воспитывать интерес и целеустремленность к процессу творческой деятельности | |
Занятие 4. «Создание интерактивного плаката «Поэтическая сказка!»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции и дыхания Формировать самостоятельность в рифмовке словосочетаний Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению творчества при создании интерактивного плаката Воспитывать интерес к результату деятельности | |
Февраль | Занятие 1. «Книжки-малышки наших выпускников» | Познакомить с авторским детским поэтическим творчеством (презентация и сертификаты детских публикаций) Способствовать формированию коллективного интеллекта Развивать умение подбирать стихотворные рифмы Обогащать словарный запас дошкольников Расширять кругозор и словарный запас Воспитывать любознательность и мотивировать детей на создание поэтического продукта |
Занятие 2. «Волшебный сон поэта…» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Формировать правильную артикуляцию и дикцию, ритмичность и воображение, речевое дыхание Расширять кругозор и словарный запас Активизировать самостоятельность при рифмовке словосочетаний Гармонизировать эмоционально-личный фон Воспитывать интерес к результату деятельности | |
Занятие 3. «Создание детской книги» | Гармонизировать эмоции и чувство ритма Развивать кругозор и обогащать словарный запас Способствовать умению подбирать рифмы Формировать творческие способности в процессе коллективной деятельности при создании детской книги Активизировать умения в самостоятельном процессе рифмовки словосочетаний для создания книги Воспитывать любознательность и интерес | |
Занятие 4. «Как создать поэтический плакат «Силачи!»» | Способствовать развитию мыслительной деятельности Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции и дыхания Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению детского творческого потенциала Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ | |
Март | Занятие 1. «Поэтический плакат «Весенний лучик солнца…»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции, дыхания Развивать умение самостоятельно составлять рифмованные словосочетания и объединять фразы в стихотворные строфы Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению творчества Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «поэзии пестования» |
Занятие 2. «Пейзажная зарисовка с Барашем» | Синхронизировать работу полушарий головного мозга Активизировать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции, дыхания Развивать зрительный и слуховой анализаторы Формировать речевую активность и выразительность речи Систематизировать навыки и умения детей в создании рифмованных стихосложений Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ | |
Занятие 3. «Минутка весенней поэзии!» | Продолжать активизировать «язык эмоций» и чувство ритма Развивать зрительный и слуховой анализаторы Активизировать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции, дыхания Формировать фонематический слух, правильное звукопроизношение при составлении нескольких рифмованных словосочетаний (2-3) Воспитывать интерес к результату в творческой деятельности | |
Занятие 4. «Волшебный мир цветов…» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Формировать правильную артикуляцию, речевое дыхание, ритмичность и воображение Расширять кругозор посредством поэтического экскурса Гармонизировать эмоционально-личный фон через рисование на песке Систематизировать навыки и умения детей в создании рифмованных стихосложений Воспитывать интерес и целеустремленность в процессе творческой деятельности | |
Апрель | Занятие 1. «Стихотворные нелепицы – это интересно!» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Способствовать формированию коллективного интеллекта Развивать умение подбирать рифмованные тексты Обогащать словарный запас дошкольников Расширять кругозор посредством юмористической поэзии Воспитывать любознательность к детскому юмористическому искусству |
Занятие 2. "Создание поэтического плаката «Космический мир!»" | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции и речевого дыхания Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению детского поэтического творчества Воспитывать интерес к результату творческой деятельности с использованием ИКТ | |
Занятие 3. «Звездный путь поэта…» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Способствовать формированию коллективного интеллекта Развивать умение подбирать рифмованные тексты к заданной теме Обогащать словарный запас дошкольников Расширять кругозор в создании поэтического творчества Воспитывать любознательность и целеустремленность | |
Занятие 4. «Поэтическая мозаика со Смешариками…» | Развивать « язык эмоций» и чувство ритма Активизировать все психические процессы, слуховой и зрительный анализаторы Развивать умение подбирать рифмованные тексты Повышать работоспособность в сочинительской деятельности Способствовать формированию коллективного интеллекта Воспитывать интерес к результату творчества | |
Май | Занятие 1. «Ищем детские таланты…» | Активизировать творческий потенциал посредством семейного стихосложения (домашнее задание) Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции, речевого дыхания и выразительности Закреплять умение самостоятельно подбирать рифмованные тексты Способствовать проявлению самостоятельности в создании поэтического творчества Укреплять семейные отношения (сотрудничество) Воспитывать интерес к результату деятельности |
Занятие 2. «Создание поэтического плаката «Майская песня!»» | Продолжать активизировать «язык эмоций» и чувство ритма Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции и речевого дыхания Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению поэтического творчества Воспитывать интерес к результату деятельности с использованием ИКТ | |
Занятие 3. «Минутка детской славы!» | Продолжать активизировать «язык эмоций», чувство ритма и мотивацию к раскрытию творческого потенциала личности Формировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Закреплять работу по подборке рифмованных текстов Расширять кругозор и обогащать словарный запас посредством мультимедийной книги Способствовать проявлению поэтического творчества Воспитывать интерес к результату творческой деятельности | |
Занятие 4. «Создание поэтического плаката «Летним днем…»» | Гармонизировать эмоциональный фон Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции и речевого дыхания Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению детского поэтического творчества Воспитывать интерес к результату творческой деятельности с использованием ИКТ |
МОНИТОРИНГ
Сентябрь
Цель: создание условий для определения уровня способностей детей среднего дошкольного возраста подбирать рифму к заданному словосочетанию.
Оборудование: карточки с картинками и словами, муз инструменты (деревянные ложки, маракасс и т.д.). Игры «Продолжай-ка», «Рифмолов», «Ритмолов».
Инструкция к проведению: дети выбирают из предложенных карточек две или более, после чего составляют по ним словосочетание, затем подбирают рифму к своему словосочетанию (творческий подход).
Оценка:
критерий – название двух рифмующихся слов, фиксируется количество подобранных пар слов (пол – стол, елка – полка, дом – ком, мишка – книжка и т.д.)
Май
Цель: систематизировать приобретенные умения и навыки в поиске рифмы к заданному словосочетанию, составить сравнительную диагностику с результатами диагностики середины второго триместра.
Оборудование: новый набор предметных картинок, муз инструменты, природный материал.
Инструкция к проведению: ребенок составляет словосочетание (2 – 3, подбирает рифму к заданному или к самостоятельному составлению словосочетанию).
Оценка: критерий – грамматически правильно составленное словосочетание из набора предложенных слов и придуманная к нему рифма.
Низкий уровень – ребенок затрудняется составить элементарное словосочетание. Наводящие вопросы не помогают.
Средний уровень – ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам и самостоятельно подбирает рифму к придуманному словосочетанию.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно составляет словосочетание и легко подбирает к нему рифму.
Источники
Интернет-ресурс:
1. Кобелова Анна «Методика стихосложения».
2. Цитаты о детском творчестве.
3. Картинки.
Лупей Виктория Владиславовна
Кияйкина Наталья Федоровна