12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кияйкина Наталья Федоровна117877
Специалист высшей квалификационной категории. Психолого-педагогическая деятельность - 34 года. Дошкольная педагогика и психология. Нейропсихолог. Специалист по образовательной кинезиологии. Практикующий семейный и специальный психолог.
Россия, Ставропольский край
Материал размещён в группе «Мир гармонии»
17

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Программы дополнительного образования «Поэтическая мозаика» первый год обучения (младший дошкольный возраст)

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Программы дополнительного образования

«Поэтическая мозаика»


Первый год обучения (младший дошкольный возраст)

на 2021 - 2022 учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


t1628850638aa.jpg


Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение.

Константин Георгиевич Паустовский


Не следует упускать возможность сделать мир ребенка богатым, интересным, ярким и насыщенным. Надо создать условия для реализации «творческого детского мира», мира интенсивного развития фантазии и воображения.

Занятия творчеством развивают все психические процессы маленького ребенка. Занимаясь каким-нибудь видом творчества, он учится мыслить, анализировать, сравнивать. Поэтому сочинительская деятельность является важным направлением в дополнительном образовании дошкольников.

Цель программы первого года: развитие детского поэтического творчества посредством стихосложения.

Задачи:

гармонизировать эмоциональную сферу малышей;

активизировать мозговую деятельность;

развивать слуховой, зрительный, речевой анализаторы и чувство ритма;

формировать коллективный интеллект;

воспитывать интерес к поэтическому творчеству.

Направленность деятельности: художественная.

Отличительные особенности: использование инновационных технологий для интенсивного развития детей и раскрытия творческого потенциала.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный метод (беседа, рассказ, работа с тематическими картинками), репродуктивный метод (работа по образцу), предметно-практический метод (практические занятия, словесные игры), метод убеждения (словесное разъяснение, убеждение), метод организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание), метод стимулирования (похвала, поощрение).

Используемые технологии: технология стихосложения, нейрогимнастика, игровая терапия, песочная терапия, мультимедиа, ИКТ.

Участники: дети младшего дошкольного возраста (10 человек).

Структура: занятия проходят в подгруппе (10 человек) 1 раз в неделю (4 занятия в месяц).

Каждое занятие содержит элемент приветствия и глазодвигательные упражнения (мультмедиа), упражнение нейрогимнастики и психогимнастики, игровые упражнения для активизации артикуляционного аппарата и речевой деятельности, игры на раскрытие детского поэтического творчества.

Место проведения: кабинет педагога-психолога, светлая сенсорная комната «Страна Сенсория», темная сенсорная комната «Волшебный мир».

Оборудование: компьютер, презентации, наглядно-иллюстративный и дидактический материал для речевой активности (предметные и сюжетные картинки), мультмедиа (тематические мультфильмы для детей), авторское игровое пособие «Минутка детского творчества», кинетический и сухой песок с бросовым материалом, музыкальные и шумовые инструменты (деревянные ложки, маракасс и т.д.).

Прогнозируемые результаты: раскрытие творческого потенциала личности детей, активность в речевой деятельности, создание детьми стихотворных рифм.

Младший дошкольный возраст

Цель: создание условий для определения и развития творческих способностей.

Задачи:

развивать «язык эмоций»;

активизировать мыслительную деятельность;

способствовать интеллектуальному развитию;

познакомить с рифмой и ритмом фольклора;

формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение;

развивать умение определять интонацию;

развивать слуховой, зрительный и речевой анализаторы;

улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции;

расширять кругозор и обогащать словарный запас;

развивать умение подбирать рифмы к предметам и картинкам (2 – 3 штуки);

способствовать активизации мелкой и общей моторики;

развивать умение составлять рифмованные тексты;

систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных стихосложений;

воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «материнской поэзии», «поэзии пестования».

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Младший дошкольный возраст

Месяц

Тема

Задачи

Сентябрь


Занятие 1.

«Детское

поэтическое творчество

с героем Незнайкой»

Гармонизировать эмоции

Активизировать мозговую деятельность

Развивать кругозор

Активизировать речевую деятельность

Воспитывать интерес к детскому поэтическому творчеству

Занятие 2.

«Стихи А. Барто»


Познакомить с поэтическим творчеством детских поэтов

Активизировать мыслительные процессы

Формировать все психические процессы

Развивать кругозор и «язык эмоций»

Воспитывать интерес к детскому поэтическому творчеству

Занятие 3.

«Стань поэтом!»


Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение

Расширять кругозор

Гармонизировать эмоционально-личный фон

Воспитывать интерес и целеустремленность

Занятие 4.

«Солнечные лучики»


Активизировать речевую деятельность

Формировать воображение и коллективный интеллект

Расширять кругозор и умение подбирать рифмы

Гармонизировать эмоционально-личный фон

Воспитывать целеустремленность и интерес к результату своего творчества

Октябрь


Занятие 1.

«Веселые рифмы»


Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Развивать умение подбирать рифмы к предметам и картинкам (2 – 3 штуки)

Формировать воображение

Расширять кругозор

Воспитывать целеустремленность и интерес к рифме

Занятие 2.

«Рифмы со Смешариками»


Развивать « язык эмоций»

Развивать психические процессы (внимание, мышление, речь, память, воображение), слуховой и зрительный анализаторы

Развивать умение подбирать рифмы

Повышать работоспособность и речевую активность

Воспитывать интерес к процессу творчества

Занятие 3.

«Коллективная игра с рифмой»


Формировать «язык эмоций» и коллективный интеллект

Активизировать психические процессы (внимание, мышление, речь, память, воображение), слуховой и зрительный анализаторы

Развивать умение подбирать рифмы

Воспитывать интерес к процессу деятельности

Занятие 4.

«Поэтическая мозаика

с Незнайкой»


Способствовать формированию коллективного интеллекта

Развивать умение подбирать рифмы и умение определять интонацию

Обогащать словарный запас дошкольников

Расширять кругозор

Воспитывать любознательность к детскому поэтическому искусству

Ноябрь


Занятие 1.

«Поэтическое тематическое творчество - фольклор»

Познакомить с рифмой и ритмом фольклора

Активизировать зрительный, слуховой анализаторы

Формировать коллективный интеллект

Развивать «язык эмоций» и речевую активность

Воспитывать интерес к детскому фольклору

Занятие 2.

«Стишок-малышок»


Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение

Развивать умение определять интонацию

Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Воспитывать интерес к процессу создания своего творчества

Занятие 3.

«Стишок для мамы»


Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Способствовать формированию мелкой и общей моторики

Развивать умение составлять рифму (2 -3)

Расширять кругозор

Воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «материнской поэзии»

Занятие 4.

«Создание поэтического плаката

«Милая мамочка!»»

Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению детского поэтического творчества

Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «материнской поэзии»

Декабрь


Занятие 1.

«Буримэ с Незнайкой»


Синхронизировать работу полушарий головного мозга

Развивать мышление, воображение и речевую активность

Гармонизировать эмоции

Развивать умение составлять рифмованные тексты

Воспитывать интерес к процессу деятельности

Занятие 2.

«Маленькие поэты!»



Синхронизировать работу полушарий головного мозга

Развивать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать речевую активность и выразительность

Формировать умение сочинять стихотворные сточки по предложенным рифмам

Воспитывать интерес к процессу деятельности

Занятие 3.

«Пейзажная зарисовка»



Синхронизировать работу полушарий головного мозга

Развивать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать речевую активность и выразительность

Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных стихосложений

Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности

Занятие 4.​​​​​​​

«Минутка детской поэзии»



Активизировать «язык эмоций»

Развивать зрительный и слуховой анализаторы

Развивать умение определять интонацию и выразительность

Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение при составлении рифмы

Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности

Январь


Занятие 1.

«Стихи о зиме»


Активизировать межполушарное взаимодействие

Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение при составлении стихотворной рифмы

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению творчества

Воспитывать интерес к процессу деятельности

Занятие 2. «Детский зимний фольклор»


Активизировать «язык эмоций»

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции

Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных стихосложений

Воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «поэзии пестования»

Занятие 3.

«Эхословики»


Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение

Расширять кругозор

Гармонизировать эмоционально-личный фон

Воспитывать интерес и целеустремленность в процессе творческой деятельности

Занятие 4.

«Создание поэтического плаката «Зимняя сказка!»»

Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению творчества

Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «поэзии пестования»

Февраль


Занятие 1.

«Создание

детской книги»


Гармонизировать межполушарные отношения

Развивать кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать умению подбирать рифмы

Формировать творческие способности в процессе коллективной деятельности при создании детской книги

Воспитывать любознательность и интерес

Занятие 2.

«Волшебный сон»


Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение

Расширять кругозор

Гармонизировать эмоционально-личный фон

Воспитывать интерес и целеустремленность в процессе творческой деятельности

Занятие 3.

«Книжки-малышки наших выпускников»




Способствовать формированию коллективного интеллекта

Развивать умение подбирать рифмы и умение определять интонацию

Обогащать словарный запас дошкольников

Расширять кругозор

Воспитывать любознательность к детскому поэтическому искусству

Занятие 4.

«Создание поэтического плаката «Силачи!»»

Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению творчества

Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ

Март


Занятие 1.

«Создание поэтического плаката «Весенняя

сказка!»»


Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению творчества

Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «поэзии пестования»

Занятие 2.

«Пейзажная зарисовка

с Барашем»






Синхронизировать работу полушарий головного мозга

Развивать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать речевую активность и выразительность

Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных стихосложений

Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности

Занятие 3.

«Минутка весенней поэзии!»


Продолжать активизировать «язык эмоций»

Развивать зрительный и слуховой анализаторы

Развивать умение определять интонацию и выразительность

Формировать фонематический слух, правильное звукопроизношение при составлении нескольких рифм (2-3) и находить между рифмами взаимосвязь

Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности

Занятие 4.

«Мир цветов»


Активизировать зрительный и слуховой анализаторы

Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение

Расширять кругозор посредством поэтического экскурса

Гармонизировать эмоционально-личный фон через рисование на песке

Воспитывать интерес и целеустремленность в процессе творческой деятельности

Апрель


Занятие 1.

«Стихотворные нелепицы»


Способствовать формированию коллективного интеллекта

Развивать умение подбирать рифмы, определять интонацию

Обогащать словарный запас дошкольников

Расширять кругозор посредством юмористической поэзии

Воспитывать любознательность к детскому юмористическому искусству

Занятие 2.

"Создание поэтического плаката «Космическая ракета»"


Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению творчества

Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ

Занятие 3.

«Незнайка на Луне»


Способствовать формированию коллективного интеллекта

Развивать умение подбирать рифмы к заданной теме и умение определять интонацию

Обогащать словарный запас дошкольников

Расширять кругозор

Воспитывать любознательность к детскому поэтическому искусству

Занятие 4.

«Поэтическая мозаика

со Смешариками»


Развивать « язык эмоций» и чувство ритма

Активизировать все психические процессы, слуховой и зрительный анализаторы

Развивать умение подбирать рифмованные тексты

Повышать работоспособность в сочинительской деятельности

Воспитывать интерес к результату творчества

Май


Занятие 1.

«Конкурс чтецов»


Активизировать творческий потенциал посредством семейного стихосложения

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции

Закреплять умение самостоятельно подбирать рифму (2-3)

Способствовать проявлению поэтического творчества

Укреплять семейные отношения (сотрудничество)

Занятие 2.

«Создание поэтического плаката «Весенняя

сказка!»»


Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению творчества

Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ

Занятие 3.

«Минутка детской славы!»


Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Закреплять работу по подборе рифмованных текстов

Расширять кругозор и обогащать словарный запас посредством мультимедийной книги

Способствовать проявлению творчества

Воспитывать интерес к результату творческой деятельности

Занятие 4.

«Создание поэтического плаката «Здравствуй, лето!»»


Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы

Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции

Расширять кругозор и обогащать словарный запас

Способствовать проявлению творчества

Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ

МОНИТОРИНГ

Сентябрь

Цель: создание условий для определения способностей у детей из ряда слов выбрать два и более рифмующих слова.

Оборудование: природный материал, предметные картинки.

Инструкция к проведению:

дети рассматривают и анализируют предложенные картинки, называя изображения по очереди вслух;

по просьбе взрослого начинают поиск слов похожих по созвучию, с одинаковым окончанием, что словно эхо аукаются и повторяют друг друга (игра «Эхословики»).

Оценка: критерий – название двухрифмующихся слов, фикструется количество подобранных пар слов (пол – стол, елка – полка, дом – ком, мишка – книжка и т.д.)

Май

Цель: систематизировать приобретенные умения и навыки в поиске рифмованных слов и стихосложений, составить сравнительную диагностику с результатами диагностики второго триместра.

Оборудование: новый набор предметных картинок, природный материал.

Инструкция к проведению: ребенок подбирает рифму (2 – 3 штуки) к любому предмету на столе.

Оценка: критерий – количество подобранных слов в рифму, их количество фиксируется, проводится сравнительная диагностика.

На начальном этапе низкий уровень не ставится. После проведения диагностики намечается индивидуальная работа.


Источники


Интернет-ресурс:

1. Кобелова Анна «Методика стихосложения».

https://www.maam.ru/detskijsad/-cenost-slova-dlja-sovremenogo-cheloveka-stihoslozhenie-kak-sredstvo-razvitija-detskoi-rechi-metodika-stihoslozhenija.html

2. Цитаты о детском творчестве.

https://yandex.ru/images/search?pos=0&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-74.userapi.com%2Fimpg%2FIYCWPivsp_nWfUHXCZbsSWg71aSnX5ZJUpHoMA%2FrWWwb72ej-Q.jpg%3Fsize%3D604x453%26quality%3D96%26sign%3Df23a197c9b94892d42b465516a1c2e1b&text=%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BE%20%D0%B4%D0%B5%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%20%D1%86%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8B&lr=11067&rpt=simage&source=wiz

3. Картинки.

https://yandex.ru/images/search?pos=9&img_url=https%3A%2F%2Fsun9-63.userapi.com%2Fimpf%2Fc626424%2Fv626424823%2F259b9%2FoHtVHLTud18.jpg%3Fsize%3D604x427%26quality%3D96%26sign%3D4bed5c3107052bbf95d1fd499c7eee64%26type%3Dalbum&text=%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B8%20%D1%81%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D1%8B%D1%88%D0%B0%D0%BC%D0%B8%20%D0%BF%D0%BE%20%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D0%B7%D0%B8%D0%B8%20%D0%B8%20%D1%82%D0%B2%D0%BE%D1%80%D1%87%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B0&lr=11067&rpt=simage&source=wiz



Опубликовано в группе «Мир гармонии»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.