Календарно-тематический план программы дополнительного образования «Поэтическая мозаика» (младший дошкольный возраст)
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программы дополнительного образования
«Поэтическая мозаика»
Первый год обучения (младший дошкольный возраст)
на 2021 - 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творчество – особый вид деятельности, оно в самом себе несет удовлетворение.
Константин Георгиевич Паустовский
Не следует упускать возможность сделать мир ребенка богатым, интересным, ярким и насыщенным. Надо создать условия для реализации «творческого детского мира», мира интенсивного развития фантазии и воображения.
Занятия творчеством развивают все психические процессы маленького ребенка. Занимаясь каким-нибудь видом творчества, он учится мыслить, анализировать, сравнивать. Поэтому сочинительская деятельность является важным направлением в дополнительном образовании дошкольников.
Цель программы первого года: развитие детского поэтического творчества посредством стихосложения.
Задачи:
гармонизировать эмоциональную сферу малышей;
активизировать мозговую деятельность;
развивать слуховой, зрительный, речевой анализаторы и чувство ритма;
формировать коллективный интеллект;
воспитывать интерес к поэтическому творчеству.
Направленность деятельности: художественная.
Отличительные особенности: использование инновационных технологий для интенсивного развития детей и раскрытия творческого потенциала.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный метод (беседа, рассказ, работа с тематическими картинками), репродуктивный метод (работа по образцу), предметно-практический метод (практические занятия, словесные игры), метод убеждения (словесное разъяснение, убеждение), метод организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание), метод стимулирования (похвала, поощрение).
Используемые технологии: технология стихосложения, нейрогимнастика, игровая терапия, песочная терапия, мультимедиа, ИКТ.
Участники: дети младшего дошкольного возраста (10 человек).
Структура: занятия проходят в подгруппе (10 человек) 1 раз в неделю (4 занятия в месяц).
Каждое занятие содержит элемент приветствия и глазодвигательные упражнения (мультмедиа), упражнение нейрогимнастики и психогимнастики, игровые упражнения для активизации артикуляционного аппарата и речевой деятельности, игры на раскрытие детского поэтического творчества.
Место проведения: кабинет педагога-психолога, светлая сенсорная комната «Страна Сенсория», темная сенсорная комната «Волшебный мир».
Оборудование: компьютер, презентации, наглядно-иллюстративный и дидактический материал для речевой активности (предметные и сюжетные картинки), мультмедиа (тематические мультфильмы для детей), авторское игровое пособие «Минутка детского творчества», кинетический и сухой песок с бросовым материалом, музыкальные и шумовые инструменты (деревянные ложки, маракасс и т.д.).
Прогнозируемые результаты: раскрытие творческого потенциала личности детей, активность в речевой деятельности, создание детьми стихотворных рифм.
Младший дошкольный возраст
Цель: создание условий для определения и развития творческих способностей.
Задачи:
развивать «язык эмоций»;
активизировать мыслительную деятельность;
способствовать интеллектуальному развитию;
познакомить с рифмой и ритмом фольклора;
формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение;
развивать умение определять интонацию;
развивать слуховой, зрительный и речевой анализаторы;
улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции;
расширять кругозор и обогащать словарный запас;
развивать умение подбирать рифмы к предметам и картинкам (2 – 3 штуки);
способствовать активизации мелкой и общей моторики;
развивать умение составлять рифмованные тексты;
систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных стихосложений;
воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «материнской поэзии», «поэзии пестования».
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Младший дошкольный возраст
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Занятие 1. «Детское поэтическое творчество с героем Незнайкой» | Гармонизировать эмоции Активизировать мозговую деятельность Развивать кругозор Активизировать речевую деятельность Воспитывать интерес к детскому поэтическому творчеству |
Занятие 2. «Стихи А. Барто» | Познакомить с поэтическим творчеством детских поэтов Активизировать мыслительные процессы Формировать все психические процессы Развивать кругозор и «язык эмоций» Воспитывать интерес к детскому поэтическому творчеству | |
Занятие 3. «Стань поэтом!» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение Расширять кругозор Гармонизировать эмоционально-личный фон Воспитывать интерес и целеустремленность | |
Занятие 4. «Солнечные лучики» | Активизировать речевую деятельность Формировать воображение и коллективный интеллект Расширять кругозор и умение подбирать рифмы Гармонизировать эмоционально-личный фон Воспитывать целеустремленность и интерес к результату своего творчества | |
Октябрь | Занятие 1. «Веселые рифмы» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Развивать умение подбирать рифмы к предметам и картинкам (2 – 3 штуки) Формировать воображение Расширять кругозор Воспитывать целеустремленность и интерес к рифме |
Занятие 2. «Рифмы со Смешариками» | Развивать « язык эмоций» Развивать психические процессы (внимание, мышление, речь, память, воображение), слуховой и зрительный анализаторы Развивать умение подбирать рифмы Повышать работоспособность и речевую активность Воспитывать интерес к процессу творчества | |
Занятие 3. «Коллективная игра с рифмой» | Формировать «язык эмоций» и коллективный интеллект Активизировать психические процессы (внимание, мышление, речь, память, воображение), слуховой и зрительный анализаторы Развивать умение подбирать рифмы Воспитывать интерес к процессу деятельности | |
Занятие 4. «Поэтическая мозаика с Незнайкой» | Способствовать формированию коллективного интеллекта Развивать умение подбирать рифмы и умение определять интонацию Обогащать словарный запас дошкольников Расширять кругозор Воспитывать любознательность к детскому поэтическому искусству | |
Ноябрь | Занятие 1. «Поэтическое тематическое творчество - фольклор» | Познакомить с рифмой и ритмом фольклора Активизировать зрительный, слуховой анализаторы Формировать коллективный интеллект Развивать «язык эмоций» и речевую активность Воспитывать интерес к детскому фольклору |
Занятие 2. «Стишок-малышок» | Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение Развивать умение определять интонацию Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Расширять кругозор и обогащать словарный запас Воспитывать интерес к процессу создания своего творчества | |
Занятие 3. «Стишок для мамы» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Способствовать формированию мелкой и общей моторики Развивать умение составлять рифму (2 -3) Расширять кругозор Воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «материнской поэзии» | |
Занятие 4. «Создание поэтического плаката «Милая мамочка!»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению детского поэтического творчества Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «материнской поэзии» | |
Декабрь | Занятие 1. «Буримэ с Незнайкой» | Синхронизировать работу полушарий головного мозга Развивать мышление, воображение и речевую активность Гармонизировать эмоции Развивать умение составлять рифмованные тексты Воспитывать интерес к процессу деятельности |
Занятие 2. «Маленькие поэты!» | Синхронизировать работу полушарий головного мозга Развивать зрительный и слуховой анализаторы Формировать речевую активность и выразительность Формировать умение сочинять стихотворные сточки по предложенным рифмам Воспитывать интерес к процессу деятельности | |
Занятие 3. «Пейзажная зарисовка» | Синхронизировать работу полушарий головного мозга Развивать зрительный и слуховой анализаторы Формировать речевую активность и выразительность Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных стихосложений Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности | |
Занятие 4. «Минутка детской поэзии» | Активизировать «язык эмоций» Развивать зрительный и слуховой анализаторы Развивать умение определять интонацию и выразительность Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение при составлении рифмы Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности | |
Январь | Занятие 1. «Стихи о зиме» | Активизировать межполушарное взаимодействие Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение при составлении стихотворной рифмы Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению творчества Воспитывать интерес к процессу деятельности |
Занятие 2. «Детский зимний фольклор» | Активизировать «язык эмоций» Расширять кругозор и обогащать словарный запас Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных стихосложений Воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «поэзии пестования» | |
Занятие 3. «Эхословики» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение Расширять кругозор Гармонизировать эмоционально-личный фон Воспитывать интерес и целеустремленность в процессе творческой деятельности | |
Занятие 4. «Создание поэтического плаката «Зимняя сказка!»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению творчества Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «поэзии пестования» | |
Февраль | Занятие 1. «Создание детской книги» | Гармонизировать межполушарные отношения Развивать кругозор и обогащать словарный запас Способствовать умению подбирать рифмы Формировать творческие способности в процессе коллективной деятельности при создании детской книги Воспитывать любознательность и интерес |
Занятие 2. «Волшебный сон» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение Расширять кругозор Гармонизировать эмоционально-личный фон Воспитывать интерес и целеустремленность в процессе творческой деятельности | |
Занятие 3. «Книжки-малышки наших выпускников» | Способствовать формированию коллективного интеллекта Развивать умение подбирать рифмы и умение определять интонацию Обогащать словарный запас дошкольников Расширять кругозор Воспитывать любознательность к детскому поэтическому искусству | |
Занятие 4. «Создание поэтического плаката «Силачи!»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению творчества Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ | |
Март | Занятие 1. «Создание поэтического плаката «Весенняя сказка!»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению творчества Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «поэзии пестования» |
Занятие 2. «Пейзажная зарисовка с Барашем» | Синхронизировать работу полушарий головного мозга Развивать зрительный и слуховой анализаторы Формировать речевую активность и выразительность Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных стихосложений Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности | |
Занятие 3. «Минутка весенней поэзии!» | Продолжать активизировать «язык эмоций» Развивать зрительный и слуховой анализаторы Развивать умение определять интонацию и выразительность Формировать фонематический слух, правильное звукопроизношение при составлении нескольких рифм (2-3) и находить между рифмами взаимосвязь Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности | |
Занятие 4. «Мир цветов» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение Расширять кругозор посредством поэтического экскурса Гармонизировать эмоционально-личный фон через рисование на песке Воспитывать интерес и целеустремленность в процессе творческой деятельности | |
Апрель | Занятие 1. «Стихотворные нелепицы» | Способствовать формированию коллективного интеллекта Развивать умение подбирать рифмы, определять интонацию Обогащать словарный запас дошкольников Расширять кругозор посредством юмористической поэзии Воспитывать любознательность к детскому юмористическому искусству |
Занятие 2. "Создание поэтического плаката «Космическая ракета»" | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению творчества Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ | |
Занятие 3. «Незнайка на Луне» | Способствовать формированию коллективного интеллекта Развивать умение подбирать рифмы к заданной теме и умение определять интонацию Обогащать словарный запас дошкольников Расширять кругозор Воспитывать любознательность к детскому поэтическому искусству | |
Занятие 4. «Поэтическая мозаика со Смешариками» | Развивать « язык эмоций» и чувство ритма Активизировать все психические процессы, слуховой и зрительный анализаторы Развивать умение подбирать рифмованные тексты Повышать работоспособность в сочинительской деятельности Воспитывать интерес к результату творчества | |
Май | Занятие 1. «Конкурс чтецов» | Активизировать творческий потенциал посредством семейного стихосложения Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции Закреплять умение самостоятельно подбирать рифму (2-3) Способствовать проявлению поэтического творчества Укреплять семейные отношения (сотрудничество) |
Занятие 2. «Создание поэтического плаката «Весенняя сказка!»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению творчества Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ | |
Занятие 3. «Минутка детской славы!» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Закреплять работу по подборе рифмованных текстов Расширять кругозор и обогащать словарный запас посредством мультимедийной книги Способствовать проявлению творчества Воспитывать интерес к результату творческой деятельности | |
Занятие 4. «Создание поэтического плаката «Здравствуй, лето!»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению творчества Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ |
МОНИТОРИНГ
Сентябрь
Цель: создание условий для определения способностей у детей из ряда слов выбрать два и более рифмующих слова.
Оборудование: природный материал, предметные картинки.
Инструкция к проведению:
дети рассматривают и анализируют предложенные картинки, называя изображения по очереди вслух;
по просьбе взрослого начинают поиск слов похожих по созвучию, с одинаковым окончанием, что словно эхо аукаются и повторяют друг друга (игра «Эхословики»).
Оценка: критерий – название двухрифмующихся слов, фикструется количество подобранных пар слов (пол – стол, елка – полка, дом – ком, мишка – книжка и т.д.)
Май
Цель: систематизировать приобретенные умения и навыки в поиске рифмованных слов и стихосложений, составить сравнительную диагностику с результатами диагностики второго триместра.
Оборудование: новый набор предметных картинок, природный материал.
Инструкция к проведению: ребенок подбирает рифму (2 – 3 штуки) к любому предмету на столе.
Оценка: критерий – количество подобранных слов в рифму, их количество фиксируется, проводится сравнительная диагностика.
На начальном этапе низкий уровень не ставится. После проведения диагностики намечается индивидуальная работа.
Источники
Интернет-ресурс:
1. Кобелова Анна «Методика стихосложения».
2. Цитаты о детском творчестве.
3. Картинки.