Программа дополнительного образования для старшей дошкольной группы «Поэтическая мозаика»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Программы дополнительного образования
«Поэтическая мозаика»
Третий год обучения (старший дошкольный возраст)
на 2021 - 2022 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Детское творчество научит ребенка овладевать системой своих переживаний,
побуждать и преодолевать их и учит психику восхождению», - следовательно, оказывает самое непосредственное влияние на эстетическое развитие.
Л.С. Выготский
Дошкольный возраст в развитии ребенка – это сенситивный период для его творческого развития, для становления личности, формирования психических процессов (мышления, памяти, воображения, внимания, речи).
Очень важно стимулировать творческие способности дошкольников. Новые и интересные занятия всегда способствуют «включению» детей в самостоятельный творческий процесс и дают плодотворные результаты!
Создавая условия для реализации «творческого детского мира», мира интенсивного развития фантазии и воображения, педагоги и родители, тем самым, гармонизируют эмоционально-личностную сферу и активизируют детский творческий потенциал.
Цель программы третьего года обучения: создание условий для интенсивного раскрытия поэтических способностей дошкольников, определения уровня выявленных способностей детей (связывание словосочетаний между собой по смыслу и умение соединять эти словосочетания в двустишья, четверостишья).
Задачи:
гармонизировать эмоционально-личностную сферу детей;
активизировать мыслительную и творческую деятельность;
мотивировать детей на получение конечного результата деятельности;
расширять поэтический кругозор;
формировать слуховой, зрительный, речевой анализаторы и чувство ритма;
развивать коллективный интеллект;
развивать умения создавать стихотворные тексты;
воспитывать любознательность и интерес к созданию поэтического продукта.
Направленность деятельности: художественная.
Используемые технологии: технология стихосложения, нейрогимнастика, игровая терапия, песочная терапия, кейс-технология и мнемотехника, мультимедиа, ИКТ.
Участники: дети старшего дошкольного возраста (10 человек).
Структура: занятия проходят в подгруппе (10 человек) 1 раз в неделю (4 занятия в месяц).
Каждое занятие содержит элемент традиционного приветствия, дыхательные и глазодвигательные упражнения (мультмедиа), упражнения нейрогимнастики и психогимнастики, игровые упражнения для активизации артикуляционного аппарата и активной речевой деятельности, игры на раскрытие детского поэтического творчества и решение проблемных игровых ситуаций.
Место проведения: кабинет педагога-психолога, светлая сенсорная комната «Страна Сенсория», темная сенсорная комната «Волшебный мир».
Оборудование: компьютер, презентации, наглядно-иллюстративный и дидактический материал для речевой активности (предметные и сюжетные картинки), мультмедиа (тематические мультфильмы для детей), авторское игровое пособие «Минутка детского творчества», кинетический и сухой песок с бросовым материалом, музыкальные и шумовые инструменты (деревянные ложки, маракасс и т.д.).
Прогнозируемые результаты: проявление интереса к поэтическому творчеству детских поэтов, раскрытие творческого потенциала личности детей, активность в творческой речевой деятельности, создание детьми стихотворных рифмованных текстов и коллективное создание мультимедийных книг, интерактивных плакатов.
Старший дошкольный возраст
Цель: создание условий для раскрытия детского творческого потенциала в стихосложении, мотивации к самостоятельной творческой деятельности.
Задачи:
гармонизировать эмоционально-личностную сферу и развивать «язык эмоций»;
мотивировать детей на получение конечного результата деятельности;
способствовать развитию самостоятельной творческой поэтической деятельности;
развивать воображение и коллективный интеллект;
развивать мелкую и общую моторики;
формировать высшие психические функции;
развивать синхронное и межполушарное взаимодействие коры головного мозга;
улучшать работу анализаторов (слуховой, зрительный, речевой);
расширять поэтический кругозор и обогащать словарный запас;
закреплять понятия «рифма», «ритм», «стихотворный жанр», «выразительное чтение»;
закреплять умение подбирать рифмы к заданным словосочетаниям (2 – 3 штуки) и составлять самостоятельно словосочетания (двустишья, четверостишья), сохраняя смысловую уникальность;
формировать правильную артикуляцию, отчетливую дикцию и речевое дыхание;
формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение;
побуждать составлять рифмованные тексты к «книжке-малышке», «мультимедийной книге», интерактивному плакату, «поэтической газете»;
систематизировать навыки и умения в самостоятельном стихосложении;
активизировать коллективное сотрудничество и семейное стихосложение;
воспитывать целеустремленность и интерес к авторскому поэтическому творчеству.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Старший дошкольный возраст
Месяц | Тема | Задачи |
Сентябрь | Занятие 1. «Поэтический экскурс…» | Гармонизировать «язык эмоций» и чувство ритма Активизировать мозговую деятельность Развивать кругозор и обогащать словарный запас Активизировать речевую и творческую деятельность Способствовать созданию рифмованных словосочетаний Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к детскому поэтическому творчеству |
Занятие 2. «Поэтический каламбур» | Продолжать знакомить с поэтическим творчеством детских поэтов Активизировать мыслительные процессы Формировать все психические процессы Развивать кругозор и «язык эмоций» Развивать умение составлять рифмованные словосочетания Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к детскому поэтическому творчеству | |
Занятие 3. «Волшебное превращение…» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение Расширять кругозор и словарный запас Развивать умение самостоятельно составлять рифмованные словосочетания и объединять фразы в стихотворные строфы Гармонизировать эмоционально-личный фон Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес и целеустремленность | |
Занятие 4. «Создание интерактивного плаката «Поэтические Лучики!» | Активизировать речевую деятельность Формировать высшие психические функции Формировать воображение и коллективный интеллект Расширять кругозор и обогащать словарный запас Развивать умение подбирать рифмованные словосочетания и объединять их в стихотворные фразы Гармонизировать эмоционально-личный фон Воспитывать целеустремленность и интерес к результату своего творчества | |
Октябрь | Занятие 1. «Рифмословы и Рифмокубы» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Закреплять понятия «рифма», «ритм» Развивать умение подбирать рифмы к заданным словосочетаниям Формировать творческое воображение Расширять кругозор и обогащать словарный запас Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к рифмованным словосочетаниям стихотворных фраз |
Занятие 2. «Помощь Смешарикам!» | Развивать « язык эмоций» и чувство ритма Развивать психические процессы посредством ИКТ Способствовать формированию умения подбирать рифмованные четверостишья Формировать правильную артикуляцию и отчетливую дикцию Активизировать работоспособность и творческий потенциал Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к поэтическому творчеству | |
Занятие 3. «Стихотворный калейдоскоп» | Формировать «язык эмоций» и коллективный интеллект Продолжать закреплять понятия «рифма», «ритм» Активизировать психические процессы, слуховой и зрительный анализаторы Развивать умение подбирать рифмованные фразы Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к поэтической деятельности | |
Занятие 4. «Создание мультимедийной книги «Осенний день!»» | Способствовать формированию коллективного интеллекта Продолжать развивать умение подбирать рифмованные словосочетания (2-3) Обогащать словарный запас дошкольников и расширять поэтический кругозор Развивать правильную артикуляцию и отчетливую дикцию Способствовать формированию семейного стихосложения (домашнее задание) Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать любознательность к детскому поэтическому искусству | |
Ноябрь | Занятие 1. «Загадочный сундучок» | Закреплять понятие «стихотворный жанр» Активизировать зрительный, слуховой анализаторы Формировать коллективный интеллект Развивать «язык эмоций» и творческую речевую активность Способствовать формированию семейного стихосложения (домашнее задание) Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать любознательность к детскому фольклорному творчеству |
Занятие 2. «Создание книжки-малышки «Веселые прибаутки!»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение Развивать умение определять интонацию в рифмованном тексте Развивать творческий потенциал детей через создание «книжек-малышек» Расширять кругозор и обогащать словарный запас Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать самостоятельность | |
Занятие 3. «Поэзия для мамочки!» | Гармонизировать эмоциональную сферу Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Способствовать формированию мелкой и общей моторики Развивать умение составлять рифмованные словосочетания (2 -3) Расширять кругозор и словарный запас Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «материнской поэзии» | |
Занятие 4. «Создание поэтической газеты «Любовь к маме!»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции Формировать умение составлять рифмованные тексты к интерактивному плакату Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению детского поэтического творчества Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «материнской поэзии» | |
Декабрь | Занятие 1. «Поэзия пестования – зимние песенки» | Активизировать мозговую деятельность (нейрогимнастика) Развивать критическое мышление и воображение Развивать правильную артикуляцию, отчетливую дикцию и речевое дыхание Формировать словотворческие возможностей детей Гармонизировать эмоции и чувство ритма Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности |
Занятие 2. «Поэтические фантазии…» | Способствовать развитию мыслительной деятельности Развивать зрительный и слуховой анализаторы Активизировать словотворческие возможностей детей Формировать правильное речевое дыхание, отчетливую дикцию и выразительность речи Формировать умение сочинять стихотворные тексты по предложенным рифмованным словосочетаниям Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к процессу деятельности | |
Занятие 3. «Создание поэтической газеты «Зимняя зарисовка»» | Синхронизировать работу полушарий головного мозга Развивать зрительный и слуховой анализаторы Развивать словотворческие возможностей детей Активизировать речевое дыхание и выразительность Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных стихосложений Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к поэтической деятельности | |
Занятие 4. «Минутка детского творчества!» | Активизировать «язык эмоций» и чувство ритма Развивать зрительный и слуховой анализаторы Развивать умение определять интонацию и выразительность Развивать словотворческие возможностей детей посредством песочной терапии Формировать фонематический слух и правильное звукопроизношение при составлении стихотворной рифмы Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к поэтической деятельности | |
Январь | Занятие 1. «Стиш-минутки о зиме…» | Активизировать межполушарное взаимодействие горы головного мозга Формировать фонематический слух, правильное звукопроизношение и речевое дыхание Расширять кругозор и обогащать словарный запас Формировать умение сочинять стихотворные тексты Способствовать проявлению самостоятельного детского творчества Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к поэтической деятельности |
Занятие 2. «Поэзия пестования – скороговорки, чистоговорки и считалки!» | Активизировать «язык эмоций» и чувство ритма Расширять кругозор и обогащать словарный запас Улучшать работу артикуляционного аппарата и вырабатывать отчетливую дикцию и дыхание Систематизировать навыки и умения детей в поисках рифмованных словосочетаний Развивать умение составлять самостоятельно рифмованные словосочетания Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к поэтическому творчеству с использованием «поэзии пестования» | |
Занятие 3. «В гостях у Эхословиков!» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Развивать высшие психические функции Формировать правильную артикуляцию, ритмичность и воображение Активизировать умение самостоятельно создавать стихотворные тексты (двустишья, четверостишья) Расширять поэтический кругозор и словарный запас Гармонизировать эмоционально-личный фон Воспитывать интерес и целеустремленность к процессу творческой деятельности | |
Занятие 4. "Создание интерактивного плаката «Зимние радости!»" | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции и дыхания Формировать самостоятельность в стихосложении (двухстишья, четверостишья) Расширять поэтический кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению творчества при создании интерактивного плаката Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к поэтической деятельности | |
Февраль | Занятие 1. «Книжки-малышки наших выпускников» | Познакомить с авторским детским поэтическим творчеством (презентация и сертификаты детских публикаций) Способствовать формированию коллективного интеллекта Формировать высшие психические функции Развивать умение подбирать стихотворные рифмы Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Расширять кругозор и словарный запас Воспитывать любознательность и интерес к созданию поэтического продукта |
Занятие 2. «Волшебный сон поэта…» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Формировать правильную артикуляцию и дикцию, ритмичность и воображение, речевое дыхание Расширять поэтический кругозор и словарный запас Активизировать самостоятельность при рифмовке словосочетаний Гармонизировать эмоционально-личный фон Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к самостоятельной деятельности | |
Занятие 3. «Поэзия пестования – зимние песенки» | Гармонизировать эмоции и чувство ритма Развивать кругозор и обогащать словарный запас Способствовать умению подбирать рифмы Формировать творческие способности в процессе коллективной деятельности при создании детской книги Активизировать умения в самостоятельном процессе рифмовки словосочетаний для создания книги Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать любознательность и интерес | |
Занятие 4. «Создание поэтической газеты «Родные просторы!»» | Способствовать развитию мыслительной деятельности Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции и дыхания Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению детского творческого потенциала Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ | |
Март | Занятие 1. «Поэтический плакат «Весенний лучик солнца…»» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции, дыхания Развивать умение самостоятельно составлять рифмованные словосочетания и объединять фразы в стихотворные строфы Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению творчества Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к процессу деятельности с использованием «поэзии пестования» |
Занятие 2. «Пейзажная зарисовка с мультимедийными героями» | Синхронизировать работу полушарий головного мозга Активизировать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции, дыхания Развивать зрительный и слуховой анализаторы Формировать речевую активность и выразительность речи Систематизировать навыки и умения детей в создании рифмованных стихосложений Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к процессу творческой деятельности с использованием ИКТ | |
Занятие 3. «Поэзия пестования - весенние песенки и прибаютки!» | Продолжать активизировать «язык эмоций» и чувство ритма Формировать высшие психические функции Развивать зрительный и слуховой анализаторы Активизировать работу артикуляционного аппарата и выработки отчетливой дикции, дыхания Формировать фонематический слух, правильное звукопроизношение при составлении нескольких рифмованных словосочетаний (2-3) Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к самостоятельной деятельности | |
Занятие 4. «Цветы-желания!» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Формировать правильную артикуляцию, речевое дыхание, ритмичность и воображение Расширять кругозор посредством поэтического экскурса Гармонизировать эмоционально-личный фон через рисование на песке Систематизировать навыки и умения детей в создании рифмованных стихосложений Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес и целеустремленность в процессе творческой деятельности | |
Апрель | Занятие 1. «Апрельская путаница!» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Формировать высшие психические функции Способствовать развитию коллективного интеллекта Развивать умение подбирать рифмованные тексты (двустишья, четверостишья) Обогащать словарный запас дошкольников Расширять кругозор посредством юмористической поэзии Воспитывать любознательность к детскому юмористическому искусству |
Занятие 2. "Создание поэтического плаката «Космический мир!»" | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Формировать высшие психические функции Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции и речевого дыхания Расширять кругозор и обогащать словарный запас Развивать умение подбирать рифмованные тексты (двустишья, четверостишья) Способствовать проявлению детского поэтического творчества Воспитывать интерес к результату творческой деятельности с использованием ИКТ | |
Занятие 3. «Веселый цирк!» | Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Формировать высшие психические функции Способствовать формированию коллективного интеллекта Развивать умение подбирать рифмованные тексты к заданной теме Расширять кругозор в создании поэтического творчества Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать любознательность и целеустремленность | |
Занятие 4. «Поэтическая мозаика со Смешариками…» | Развивать « язык эмоций» и чувство ритма Активизировать все психические процессы, слуховой и зрительный анализаторы Развивать умение подбирать рифмованные тексты Повышать работоспособность в сочинительской деятельности Способствовать формированию коллективного интеллекта Мотивировать детей на получение конечного результата деятельности Воспитывать интерес к поэзии | |
Май | Занятие 1. «Ищем детские таланты…» | Активизировать зрительный и слуховой анализаторы Активизировать творческий потенциал посредством семейного стихосложения (домашнее задание) Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции, речевого дыхания и выразительности Закреплять умение самостоятельно подбирать рифмованные тексты Способствовать проявлению самостоятельности в создании поэтического творчества Укреплять семейные отношения (сотрудничество) Воспитывать интерес к результату деятельности |
Занятие 2. «Создание поэтического плаката «Лейся, песня!»» | Продолжать активизировать «язык эмоций» и чувство ритма Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Формировать высшие психические функции Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции и речевого дыхания Расширять поэтический кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению самостоятельного поэтического творчества Воспитывать интерес к результату деятельности с использованием ИКТ | |
Занятие 3. «Минутка детской славы!» | Продолжать активизировать «язык эмоций», чувство ритма и мотивацию к раскрытию творческого потенциала личности Формировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Формировать высшие психические функции Закреплять работу по подборке рифмованных текстов Расширять кругозор и обогащать словарный запас посредством мультимедийной книги Способствовать проявлению поэтического творчества Воспитывать интерес к результату творческой деятельности | |
Занятие 4. «Создание поэтического плаката «Летний отдых!»» | Гармонизировать эмоциональный фон Формировать высшие психические функции Активизировать слуховой, зрительный и речевой анализаторы Улучшать работу артикуляционного аппарата, выработки отчетливой дикции и речевого дыхания Расширять кругозор и обогащать словарный запас Способствовать проявлению детского поэтического творчества Воспитывать интерес к результату творческой деятельности с использованием ИКТ |
МОНИТОРИНГ
Сентябрь
Цель: создание условий для определения уровня способностей детей связывать словосочетания между собой по смыслу и умение соединять эти словосочетания в двустишья, четверостишья.
Оборудование: иллюстрации к любому детскому произведению, маски, шляпки, тематические предметы.
Инструкция к проведению: после знакомства с несколькими иллюстрациями ребенок выбирает одну, самостоятельно составляет первую строчку, после чего подбирает к ней следующую так, чтобы получилось двустишье, затем составляет следующую пару, не теряя смысла. Демонстрирует полученное четверостишье (творческий подход).
Оценка: критерий – сочинение двустишья, четверостишья по выбранной или предложенной иллюстрации.
Низкий уровень – ребенок затрудняется составить словосочетание, подобрать к нему рифму.
Средний уровень – ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам, сочиняет двустишье.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно составляет словосочетание, с интересом сочиняет двустишье, четверостишье и оформляет книжечки.
Май
Цель: систематизировать приобретенные умения и навыки в образовании двустиший, четверостиший, составить сравнительную диагностику с результатами диагностики середины второго триместра.
Оборудование: новый набор иллюстраций, тематические предметы.
Инструкция к проведению: ребенок составляет грамматически верное двустишье, затем четверостишье, по предложенным или самостоятельно выбранным иллюстрациям, сохраняя смысловую уникальность.
Оценка: критерий – сочинение двустишья, четверостишья по выбранной или предложенной иллюстрации.
Низкий уровень – ребенок затрудняется составить словосочетание, подобрать к нему рифму.
Средний уровень – ребенок составляет словосочетание по наводящим вопросам, сочиняет двустишье.
Высокий уровень – ребенок самостоятельно составляет словосочетание, с интересом сочиняет двустишье, четверостишье и оформляет книжечки.
В течение учебного года проводится наблюдение в ходе кружковой работы по стихосложению.
Результаты диагностики каждой возрастной группы фиксируются в таблице. Исходя из полученных результатов, планируется дальнейшая работа (индивидуальные рекомендации).
В диагностических картах каждой возрастной группы используются различные условные обозначения высокого, среднего, низкого уровней:
в младшей группе – солнышко (высокий уровень); цветочек (средний уровень); низкий уровень в данной возрастной группе не выставляется;
в средней группе – смайлик с широкой улыбкой (высокий уровень), подмигивающий – (средний уровень), равнодушный – (низкий уровень).
в старшей группе добавляется перо, которое обозначает ярко выраженные способности к прозе.
Источники
Интернет-ресурс:
1. Кобелова Анна «Методика стихосложения».
2. Цитаты о детском творчестве.
3. Картинки.
Куликова Ирина Геннадьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Куликова Ирина Геннадьевна
Кияйкина Наталья Федоровна