Методическая разработка программы дополнительного образования «Поэтическая мозаика»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 31 “Заря”
Методическая разработка
«Поэтическая мозаика»
(авторская программа дополнительного образования)
Педагог-психолог: Кияйкина Н.Ф.
г. Пятигорск
2021 год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка.
2. Цель.
3. Задачи.
4. Форма и методы.
5. Оборудование.
6. Календарно-тематический план.
7. Прогнозируемый результат.
8. Диагностический аспект.
9. Список литературы.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества,
усложняется и богатеет.
Константин Георгиевич Паустовский
Любой взрослый, наблюдающий за игрой ребенка, заметить его творческие способности. Дети охотно что-то создают. И, как сказал Я. А. Коменский: «Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».
На сегодняшний день детское творчество – это особый детский мир, где ребенок познает не только себя, свои возможности, окружающий мир, а проживает свой личный опыт, в процессе которого происходит выражение чувств, эмоций по отношению к миру. Данный процесс, в котором ребенок является творцом, в результате которого создается что-то неповторимое, новое и красивое, позволяет мотивировать ребенка на получение дальнейших знаний и умений. Последовательная и системная деятельность формирует гармонично-развитую личность и расширяет кругозор.
Не следует упускать возможность сделать мир ребенка богатым, интересным, ярким и насыщенным. Надо создать условия для реализации «творческого детского мира», мира интенсивного развития фантазии и воображения. Занятия творчеством развивают все психические процессы. Ребенок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, мыслит, анализирует, сравнивает, воображает, ставит цели и идет к достижению этих целей, желая видеть конечный результат своей творческой деятельности.
Художественная литература (поэзия), в данном направлении, является действенным средством для умственного, духовно-нравственного, художественно-эстетического воспитания ребенка. Поэтому, сочинительская деятельность, на мой взгляд, является важным направлением в дополнительном образовании дошкольников.
Практический опыт работы с дошкольниками в технологии стихосложения, на мой взгляд, является актуальным направлением работы со старшими дошкольниками. Анализ практической деятельности с воспитанниками позволил мне сделать выводы, что эффективность стихотворного творчества зависит от активности и влияет на когнитивное развитие личности ребенка, его самооценку. Прилагая усилия и обуждая детей к новым достижениям, обогащая познавательную и речевую деятельность результат всегда есть. Упражнения со стихотворной рифмой являются не только тренировочными методами формирования речевой активности, но и источником эмоционального отклика.
Направленность кружковой деятельности: литературно-художественная.
Отличительные особенности: использование инновационных методов, подходов, технологий для интенсивного развития детей и раскрытия творческого потенциала.
Цель кружка: комплексное развитие детского поэтического творчества посредством инновационных технологий.
Задачи:
гармонизировать эмоциональную сферу;
расширять кругозор и когнитивные способности;
активизировать мозговую деятельность;
развивать межполушарное взаимодействие коры головного мозга;
формировать психические процессы (память, внимание, речь, мышление, воображение);
развивать слуховой, зрительный, речевой анализаторы и чувства ритма;
совершенствовать двигательные функции (развитие общей и мелкой моторики, графомоторные навыки);
способствовать осознанию и пониманию своей творческой индивидуальности;
формировать коллективный интеллект;
улучшать концентрацию внимания к себе и окружающему миру;
воспитывать интерес к поэтическому творчеству и чувство вдохновения.
Сроки реализации программы: 1 год.
Форма и организации работы кружка: занятия проходят 1 раз в неделю (4 занятия в месяц), подгрупповая форма работы, возможна парная деятельность.
Место проведения: кабинет педагога-психолога.
Методы работы: объяснительно-иллюстративный метод (беседа, рассказ, работа с тематическими картинками, схемами), репродуктивный метод (работа по образцу), предметно-практический метод (практические занятия, словесные игры), метод убеждения (словесное разъяснение, убеждение), метод организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание), метод стимулирования (похвала, поощрение, результат деятельности).
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
В работе кружка используются инновационные технологии и современные методики: технология стихосложения, нейрогимнастика, музыкотерапия, ритмотерапия, звукотерапия, игротерапия, песочная терапия, мульт-терапия, су-Джок терапия, ИКТ.
Участники: дети старшего дошкольного возраста (10 человек).
Оборудование: компьютер, презентации, дидактический материал для речевой активности (сюжетные картинки), мультимедиа (тематические мультфильмы для детей), авторское игровое пособие «Минутка детского творчества», кинетический и сухой песок с бросовым материалом.
Вся кружковая деятельность осуществляется системно и последовательно:
Организационный этап. Подготовка методических ресурсов (литература, комплексы упражнений нейрогимнастики, подготовка мультимедийного оборудования).
Практический этап. Групповые занятия.
Аналитический этап. Подведение итогов эффективности реализации технологии, внесение изменений и определение перспектив ее дальнейшей реализации; составление общих рекомендаций родителям для закрепления полученных навыков в домашних условиях.
Календарно-тематический план кружка «Поэтическая мозаика»
на 2021 - 2022 учебный год
Месяц | Тема | Цель |
Сентябрь (1 - 4) | «Поэт Незнайка»: Упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев. Мультмедиа. Глазодвигательные упражнения. Растяжка «Лучики». Релаксация «Ковер-самолет». | Активизация мозговой деятельности. Развитие синхронных движений. Формирование высших психических функций. Развитие кругозора. |
Октябрь (1 – 4) | «Веселые рифмы»: Упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев. Глазодвигательные упражнения. Растяжка «Струночка». Чтение стихов. Артикуляционный массаж «Волшебные точки». Релаксация «Сон». | Гармонизация мозговой деятельности Оптимизация мышечного тонуса. Развитие синхронных движений. Формирование высших психических функций. Речевая активность. Гармонизация эмоциональной сферы. |
Ноябрь (1 - 4) | «В гостях у курочки»: Упражнения мелкой моторики пальцев рук, на развитие всех анализаторов, в сочетании с мультимедиа. Глазодвигательные упражнения. Скороговорки. Растяжка «Лучики». Релаксация «Ветерок». | Активизации зрительного, слухового анализаторов. Формирование ритмичности. Гармонизация межполушарных отношений. Активизация речевой деятельности. Формирование коллективного интеллекта. |
Декабрь (1 – 4) | «Игра «Буримэ»»: Упражнение «Симметрия» - одновременное рисование обеими руками. Глазодвигательные упражнения. Растяжка «Тянемся к солнышку». Игровое упражнение «Минутка детского творчества». Релаксация «Травинка». | Развитие навыков внутреннего контроля. Синхронизация работы полушарий головного мозга. Снятие мышечного напряжения. Развитие мышления, воображения, речевой активности. Гармонизация эмоционального фона. |
Январь (1 – 4) | «Стихи о зиме»: Упражнения для развития мелкой моторики пальцев, на развитие всех анализаторов в сочетании с мультимедиа. Глазодвигательные упражнения. Игровое упражнение «Зимние рифмы». Релаксация «Зимний лес». | Активизация межполушарного взаимодействия. Синхронизация работы полушарий головного мозга. Оптимизация общего мышечного тонуса тела. Развитие всех психических процессов. Активизация сочинительской деятельности. |
Февраль (1 – 4) | «Создание детских книг»: Комплекс речевых упражнений Упражнения для мелкой моторики, на развитие анализаторов с использованием мультимедиа. Глазодвигательные упражнения. Мультмедиа. Релаксация «Ковер-самолет». | Гармонизация межполушарных отношений. Формирование высших психических функций. Развитие кругозора. Формирование творческих способностей. |
Март (1 – 4) | «Мир поэзии»: Упражнения мелкой моторики пальцев рук, на развитие всех анализаторов, в сочетании с мультимедиа. Упражнение «Рисуем картины» для координации глаз и рук. Растяжка «Лучики». Детский поэтический час. Релаксация «Ковер-самолет». | Гармонизация межполушарных отношений. Выработка навыков внутреннего контроля. Оптимизация мышечного тонуса. Формирование речевой активности и выразительности. Активизация творческой сочинительской деятельности. |
Апрель (1 – 4) | «Поэтическая мозаика»: Речевые упражнения. Упражнения «Нейрогимнастика». Инновационные техники «Поэтическая мозаика». Презентация (поэтическая страничка). Релаксация «Ковер-самолет». | Гармонизация межполушарных отношений. Оптимизация общего тонуса тела. Формирование высших психических функций. Раскрытие творческого потенциала. |
Май (1 – 4) | «Конкурс чтецов»: Речевые упражнения. Дыхательная гимнастика. Нейрогимнастика. «Конкурс чтецов». Рекомендации "Семейное творчество" (для родителей). | Гармонизация межполушарных отношений. Оптимизация мышечного тонуса. Профилактика соматических заболеваний. Формирование высших психических функций. |
Прогнозируемые результаты: раскрытие творческого потенциала личности детей, активность в речевой деятельности, создание стихотворных рифм и детских книг (собственное стихотворное творчество детей).
Диагностический аспект
С каждым участником проводится диагностика уровня развития ребенка (все психические процессы) – 2 раза (начала/конец деятельности).
Диагностическая карта для анализа уровня развития детей
Ф.И. ребенка | Мелкая моторика | Слуховые функции | Зрительный анализатор | Мышление | Речь | Общая моторика | ||||||||||||
1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | 1 | 2 | |||||
Условные обозначения:
+ - есть нарушение;
= - развитие навыка соответствует норме;
0 – без изменений;
1 – незначительное улучшение;
2 – улучшение;
3 – соответствует норме.
Мониторинг эффективности кружка
№ | Ф.И. ребенка | Жанр и стихотворный смысл | Рифмы и скороговорки | Стихосложение | Эмоциональная выразительность | Результат деятельности |
1. | ||||||
2. | ||||||
3. | ||||||
4. | ||||||
5. | ||||||
6. | ||||||
7. | ||||||
8. | ||||||
9. | ||||||
10. |
Источники
1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций.
2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.
3. Брейн Джим «Гимнастика мозга».
4. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте.
5. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург. – 1992.
6. Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой. – Ростов-на-Дону. - Феникс. - 2003.
7. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи.
8. Семаго Н.Я. «Программа формирования пространственных представлений»
9. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Учебное пособие. – М.: Генезис. – 2017.
10. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. – М.: Метафора. – 2003.
11. Интернет ресурс:
Картинки. Литературная поэтическая страница.
Афоризмы о творчестве и таланте.
Программа кружка «Художественное слово».
https://multiurok.ru/files/programma-kruzhka-khudozhestvennoe-slovo-1.html
Горбачёва Марина Юрьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Колышкина Елена Владимировна
Кияйкина Наталья Федоровна
Потамошнева Наталья Алексеевна
Кияйкина Наталья Федоровна