12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кияйкина Наталья Федоровна118460
Специалист высшей квалификационной категории. Психолого-педагогическая деятельность - 34 года. Дошкольная педагогика и психология. Нейропсихолог. Специалист по образовательной кинезиологии. Практикующий семейный и специальный психолог.
Россия, Ставропольский край

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 31 “Заря”


Методическая разработка

«Поэтическая мозаика»

(авторская программа дополнительного образования)

t1622548968ac.jpg

Педагог-психолог: Кияйкина Н.Ф.


г. Пятигорск

2021 год


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


1. Пояснительная записка.

2. Цель.

3. Задачи.

4. Форма и методы.

5. Оборудование.

6. Календарно-тематический план.

7. Прогнозируемый результат.

8. Диагностический аспект.

9. Список литературы.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Творческий процесс в самом своем течении приобретает новые качества,

усложняется и богатеет. 

Константин Георгиевич Паустовский


Любой взрослый, наблюдающий за игрой ребенка, заметить его творческие способности. Дети охотно что-то создают. И, как сказал Я. А. Коменский: «Это весьма полезно, а потому не только не следует этому мешать, но нужно принимать меры к тому, чтобы всегда у них было что делать».

На сегодняшний день детское творчество – это особый детский мир, где ребенок познает не только себя, свои возможности, окружающий мир, а проживает свой личный опыт, в процессе которого происходит выражение чувств, эмоций по отношению к миру. Данный процесс, в котором ребенок является творцом, в результате которого создается что-то неповторимое, новое и красивое, позволяет мотивировать ребенка на получение дальнейших знаний и умений. Последовательная и системная деятельность формирует гармонично-развитую личность и расширяет кругозор.

Не следует упускать возможность сделать мир ребенка богатым, интересным, ярким и насыщенным. Надо создать условия для реализации «творческого детского мира», мира интенсивного развития фантазии и воображения. Занятия творчеством развивают все психические процессы. Ребенок, занимаясь каким-нибудь видом творчества, мыслит, анализирует, сравнивает, воображает, ставит цели и идет к достижению этих целей, желая видеть конечный результат своей творческой деятельности.

Художественная литература (поэзия), в данном направлении, является действенным средством для умственного, духовно-нравственного, художественно-эстетического воспитания ребенка. Поэтому, сочинительская деятельность, на мой взгляд, является важным направлением в дополнительном образовании дошкольников.

Практический опыт работы с дошкольниками в технологии стихосложения, на мой взгляд, является актуальным направлением работы со старшими дошкольниками. Анализ практической деятельности с воспитанниками позволил мне сделать выводы, что эффективность стихотворного творчества зависит от активности и влияет на когнитивное развитие личности ребенка, его самооценку. Прилагая усилия  и обуждая детей к новым достижениям, обогащая познавательную и речевую деятельность результат всегда есть. Упражнения со стихотворной рифмой являются не только тренировочными методами формирования речевой активности, но и источником эмоционального отклика.

Направленность кружковой деятельности: литературно-художественная.

Отличительные особенности: использование инновационных методов, подходов, технологий для интенсивного развития детей и раскрытия творческого потенциала.

Цель кружка: комплексное развитие детского поэтического творчества посредством инновационных технологий.

Задачи:

гармонизировать эмоциональную сферу;

расширять кругозор и когнитивные способности;

активизировать мозговую деятельность;

развивать межполушарное взаимодействие коры головного мозга;

формировать психические процессы (память, внимание, речь, мышление, воображение);

развивать слуховой, зрительный, речевой анализаторы и чувства ритма;

совершенствовать двигательные функции (развитие общей и мелкой моторики, графомоторные навыки);

способствовать осознанию и пониманию своей творческой индивидуальности;

формировать коллективный интеллект;

улучшать концентрацию внимания к себе и окружающему миру;

воспитывать интерес к поэтическому творчеству и чувство вдохновения.

Сроки реализации программы: 1 год.

Форма и организации работы кружка: занятия проходят 1 раз в неделю (4 занятия в месяц), подгрупповая форма работы, возможна парная деятельность.

Место проведения: кабинет педагога-психолога.

Методы работы: объяснительно-иллюстративный метод (беседа, рассказ, работа с тематическими картинками, схемами), репродуктивный метод (работа по образцу), предметно-практический метод (практические занятия, словесные игры), метод убеждения (словесное разъяснение, убеждение), метод организации деятельности (приучение, упражнение, показ, подражание), метод стимулирования (похвала, поощрение, результат деятельности).

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

В работе кружка используются инновационные технологии и современные методики: технология стихосложения, нейрогимнастика, музыкотерапия, ритмотерапия, звукотерапия, игротерапия, песочная терапия, мульт-терапия, су-Джок терапия, ИКТ.

Участники: дети старшего дошкольного возраста (10 человек).

Оборудование: компьютер, презентации, дидактический материал для речевой активности (сюжетные картинки), мультимедиа (тематические мультфильмы для детей), авторское игровое пособие «Минутка детского творчества», кинетический и сухой песок с бросовым материалом.

Вся кружковая деятельность осуществляется системно и последовательно:

Организационный этап. Подготовка методических ресурсов (литература, комплексы упражнений нейрогимнастики, подготовка мультимедийного оборудования).

Практический этап. Групповые занятия.

Аналитический этап. Подведение итогов эффективности реализации технологии, внесение изменений и определение перспектив ее дальнейшей реализации; составление общих рекомендаций родителям для закрепления полученных навыков в домашних условиях.


Календарно-тематический план кружка «Поэтическая мозаика»

на 2021 - 2022 учебный год

Месяц

Тема

Цель

Сентябрь

(1 - 4)

«Поэт Незнайка»:

Упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев.

Мультмедиа.

Глазодвигательные упражнения.

Растяжка «Лучики».

Релаксация «Ковер-самолет».

Активизация мозговой деятельности.

Развитие синхронных движений.

Формирование высших психических функций.

Развитие кругозора.

Октябрь

(1 – 4)

«Веселые рифмы»:

Упражнения для развития мелкой моторики рук и пальцев.

Глазодвигательные упражнения.

Растяжка «Струночка». 

Чтение стихов.

Артикуляционный массаж

«Волшебные точки».

Релаксация «Сон».

Гармонизация мозговой деятельности

Оптимизация мышечного тонуса.

Развитие синхронных движений.

Формирование высших психических функций.

Речевая активность.

Гармонизация эмоциональной сферы.

Ноябрь

(1 - 4)

«В гостях у курочки»:

Упражнения мелкой моторики пальцев рук, на развитие всех анализаторов, в сочетании с мультимедиа.

Глазодвигательные упражнения.

Скороговорки.

Растяжка «Лучики».

Релаксация

«Ветерок».

Активизации зрительного, слухового анализаторов.

Формирование ритмичности.

Гармонизация межполушарных отношений.

Активизация речевой деятельности.

Формирование коллективного интеллекта.

Декабрь

(1 – 4)

«Игра «Буримэ»»:

Упражнение «Симметрия» - одновременное рисование обеими руками.

Глазодвигательные упражнения.

Растяжка

«Тянемся к солнышку».

Игровое упражнение «Минутка детского творчества».

Релаксация

«Травинка».

Развитие навыков внутреннего контроля.

Синхронизация работы полушарий головного мозга.

Снятие мышечного напряжения.

Развитие мышления, воображения, речевой активности.

Гармонизация эмоционального фона.

Январь

(1 – 4)

«Стихи о зиме»:

Упражнения для развития мелкой моторики пальцев, на развитие всех анализаторов в сочетании с мультимедиа.

Глазодвигательные упражнения.

Игровое упражнение «Зимние рифмы».

Релаксация «Зимний лес».

Активизация межполушарного взаимодействия.

Синхронизация работы полушарий головного мозга.

Оптимизация общего мышечного тонуса тела.

Развитие всех психических процессов.

Активизация сочинительской деятельности.

Февраль

(1 – 4)

«Создание детских книг»:

Комплекс речевых упражнений

Упражнения для мелкой моторики, на развитие анализаторов с использованием мультимедиа.

Глазодвигательные упражнения.

Мультмедиа.

Релаксация «Ковер-самолет».

Гармонизация межполушарных отношений.

Формирование высших психических функций.

Развитие кругозора.

Формирование творческих способностей.

Март

(1 – 4)

«Мир поэзии»:

Упражнения мелкой моторики пальцев рук, на развитие всех анализаторов, в сочетании с мультимедиа.

Упражнение «Рисуем картины» для координации глаз и рук.

Растяжка «Лучики».

Детский поэтический час.

Релаксация «Ковер-самолет».

Гармонизация межполушарных отношений.

Выработка навыков внутреннего контроля.

Оптимизация мышечного тонуса.

Формирование речевой активности и выразительности.

Активизация творческой сочинительской деятельности.

Апрель

(1 – 4)

«Поэтическая мозаика»:

Речевые упражнения.

Упражнения «Нейрогимнастика».

Инновационные техники «Поэтическая мозаика».

Презентация (поэтическая страничка).

Релаксация «Ковер-самолет».

Гармонизация межполушарных отношений.

Оптимизация общего тонуса тела.

Формирование высших психических функций.

Раскрытие творческого потенциала.

Май

(1 – 4)

«Конкурс чтецов»:

Речевые упражнения.

Дыхательная гимнастика.

Нейрогимнастика.

«Конкурс чтецов».

Рекомендации "Семейное творчество" (для родителей).

Гармонизация межполушарных отношений.

Оптимизация мышечного тонуса.

Профилактика соматических заболеваний.

Формирование высших психических функций.

Прогнозируемые результаты: раскрытие творческого потенциала личности детей, активность в речевой деятельности, создание стихотворных рифм и детских книг (собственное стихотворное творчество детей).

Диагностический аспект

С каждым участником проводится диагностика уровня развития ребенка (все психические процессы) – 2 раза (начала/конец деятельности).

Диагностическая карта для анализа уровня развития детей

Ф.И. ребенка

Мелкая моторика

Слуховые функции

Зрительный

анализатор

Мышление

Речь

Общая моторика



1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2


















































































































Условные обозначения:

+ - есть нарушение;

= - развитие навыка соответствует норме;

0 – без изменений;

1 – незначительное улучшение;

2 – улучшение;

3 – соответствует норме.


Мониторинг эффективности кружка

Ф.И. ребенка

Жанр и стихотворный смысл


Рифмы и скороговорки

Стихосложение

Эмоциональная

выразительность

Результат деятельности

1.







2.







3.







4.







5.







6.







7.







8.







9.







10.









Источники

1. Ахутина Т.В., Пылаева Н.М. Диагностика развития зрительно-вербальных функций.

2. Богданова Т.Г., Корнилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка.

3. Брейн Джим «Гимнастика мозга».

4. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика в дошкольном возрасте.

5. Козлянинова И. П., Чарели Э. М. Тайны нашего голоса. – Екатеринбург. – 1992.

6. Лавров Н.Н. Дыхание по Стрельниковой. – Ростов-на-Дону. - Феникс. - 2003.

7. Лазаренко О.И. Диагностика и коррекция выразительности речи.

8. Семаго Н.Я. «Программа формирования пространственных представлений»

9. Семенович А.В. Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Учебное пособие. – М.: Генезис. – 2017.

10. Щетинин М.Н. Дыхательная гимнастика А.Н.Стрельниковой. – М.: Метафора. – 2003.

11. Интернет ресурс:

Картинки. Литературная поэтическая страница.

https://yandex.ru/images/search?text=%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B0%D1%82%D1%83%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%B4%D0%BE%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2&stype=image&lr=11067&source=wiz&pos=42&img_url=https%3A%2F%2Fmojapesma.com%2Ffajlovi%2Flogo.png&rpt=simage

Афоризмы о творчестве и таланте.

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2012/11/24/aforizmy-o-tvorchestve-i-talante

Программа кружка «Художественное слово».

https://multiurok.ru/files/programma-kruzhka-khudozhestvennoe-slovo-1.html





Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (6)

сменить сортировку
Горбачёва Марина Юрьевна, 01.06.21 в 15:10 1Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезный ресурс!
Кияйкина Наталья Федоровна, 01.06.21 в 15:26 1Ответить Пожаловаться
Марина Юрьевна, благодарю за внимание к ресурсу и отзыв!
Колышкина Елена Владимировна, 01.06.21 в 15:55 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за интересную развивающую программу!
Кияйкина Наталья Федоровна, 01.06.21 в 19:23 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за комментарий, Елена Владимировна!
Потамошнева Наталья Алексеевна, 01.06.21 в 16:17 2Ответить Пожаловаться
Спасибо за помощь коллегам!
Кияйкина Наталья Федоровна, 01.06.21 в 19:24 2Ответить Пожаловаться
Наталья Алексеевна! Благодарю за отзыв!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.