Календарно-тематический план работы школьного кружка «Астрономическая обсерватория» (10–11 классы)
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
"Средняя общеобразовательная школа № 2 п.Карымское"
|
Рассмотрена на заседании Методического совета Протокол № 1 «__»________2016г. |
Согласовано ___________ Зам.директора по УВР Иванченко В.В. «01» сентября 2016г. |
Утверждаю: директор школы _______Шайдулина О.А. Приказ № 84 «01» сентября 2016 г. |
Календарно-тематический план
работы школьного кружка
«Астрономическая обсерватория»
для учащихся 10-11 классов
на 2016 - 2017 учебный год.
Составители программы: Забелина М. В.
I. Пояснительная записка.
Космос всегда привлекал людей своей таинственностью и красотой. Особенность астрономии в том, что она глубоко затрагивает мировоззренческие вопросы, формирует общее представление об окружающем мире, его развитии и познаваемости. Однако полное отсутствие базовых астрономических знаний приводит к тому, что современный человек слепо верит в любую услышанную непроверенную информацию. Эффектные, яркие астрономические картинки, которые он в изобилии получает из средств массовой информации, привлекают его внимание, и формирует неправильное восприятие и понимание космоса. Поэтому астрономические представления об окружающем мире должны в той или иной форме прививаться ученику в течение всего школьного курса обучения. Для чего необходимо астрономическое образование?
1.Для объяснений наблюдаемых явлений на небе и удовлетворения детского любопытства.
2.Иллюстрации возможности физического объяснения наблюдаемых явлений происходящих не только на Земле, но и в космосе.
3. Знакомство с быстроразвивающейся в наше время «космической» сферой деятельности человечества: научные космические исследования, космическая связь, навигация, экономика, оборона, высокие технологии.
4. Формирование научного представления об окружающем мире. Воспитание интереса к процессу познания природы.
Основными инструментами астронома - любителя являются телескоп, фотоаппарат, бинокль, видеокамера. С помощью этих приборов учащиеся могут наблюдать Солнце и происходящие на нем явления, Луну и ее рельеф, планеты и некоторые их спутники, разнообразный мир звезд, рассеянные и шаровые скопления, диффузные туманности, Млечный путь и галактики. Опираясь на непосредственные телескопические наблюдения и фотографии, можно создать у обучающихся яркие представления о строении окружающего мира и на этой основе формировать научное мировоззрение. Организация астрономических наблюдений требует серьезной подготовки учеников, способных хорошо проводить наблюдения, быть терпеливыми, внимательными, аккуратными.
Таким образом, данная программа предполагает повысить уровень теоретической и практической подготовки учащихся по астрономии, а значит, будет благотворно сказываться на общей эффективности обучения и воспитания.
Нормативно-правовая и документальная основа.
Рабочая программа школьного кружка «Астрономическая обсерватория» составлена на основании нормативных документов:
1.Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".
2.Данилюк, А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. - М.: Просвещение, 2011. - (Стандарты нового поколения).
3.Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в образовательных учреждениях (Приложение к письму Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.06.2002г. №30-51-433/16)
4.Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 02.04.2002г. №13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в общеобразовательном учреждении».
5.СанПин 2.4.2.2821-10 от 29.12.2010г., 03.03.2011г. рег.№19993;
6.Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 19.04.2011 № 03-255 «О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
II. Планируемый результат. УУД.
Личностные:
1. готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2.целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики;
3. коммуникативная компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
Регулятивные:
1.умение анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты; ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей; формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности
2.умение определять действие(я) в соответствии с учебной и познавательной задачей, составлять алгоритм действий в соответствии с учебной и познавательной задачей; выбирать из предложенных и самостоятельно искать средства/ресурсы для решения задачи/достижения цели;
3.умение составлять план решения проблемы (выполнения проекта, проведения исследования); определять потенциальные затруднения при решении учебной и познавательной задачи и находить средства для их устранения; описывать свой опыт, планировать и корректировать;
4.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований.
Познавательные:
1.умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
2.умение излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;
3.умение обозначать символом и знаком предмет и/или явление; определять логические связи между предметами и/или явлениями, обозначать данные логические связи с помощью знаков в схеме; строить модель/схему на основе условий задачи и/или способа решения задачи;
4.умение переводить сложную по составу информацию из графического или формализованного (символьного) представления в текстовую, и наоборот; строить схему, алгоритм действия.
Коммуникативные:
1.умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
3.корректно и аргументировано отстаивать свою точку зрения, критически относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения и корректировать его; предлагать альтернативное решение в конфликтной ситуации;
4.умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
5.умение целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ.
III. Особенности построения курса.
Основной вид деятельности в школьном кружке - наблюдение за объектами звездного мира. Значительная часть астрономических наблюдений – визуальные наблюдения Луны, Солнца, планет, затмений – не требует высокой квалификации и может быть освоена за короткое время. Вместе с тем целый ряд других наблюдений – фотографические наблюдения, визуальные наблюдения переменных звезд, программные наблюдения метеорных потоков и некоторые другие – требуют уже значительных навыков, определенной теоретической подготовки и дополнительных приборов и оборудования. Поэтому кружок могут посещать ученики, имеющие определенные знания по математике и физике, то есть ученики старших классов 10-11. Программа кружка состоит из 5 модулей и предполагает следующий порядок изучения материала:
1.теоретическое знакомство с вопросом или объектом;
2.наблюдения;
3.обработка результатов и составления отчета;
4. демонстрация своего проекта.
Достаточное количество часов отведено на вечерние наблюдения. Примерные сроки проведения наблюдений указаны в программе с учетом того, что каждое из них требует определенной подготовки. Возможно, изменение сроков и времени наблюдений по некоторым причинам: погодные условия, плохая видимость и другие. Курс рассчитан на 34 часа, 1 час в неделю. В завершении работы кружка планируется проведение НПК, где члены кружка покажут свои результаты, проекты, а так же организация похода с целью изучения некоторых вопросов астрономии на местности.
IV. Цели и задачи курса.
Цель курса: формирование у школьников научного представления об окружающем мире и воспитание интереса к процессу познания природы, через астрономию — к другим наукам.
|
№ п/п |
Содержание |
|
1. |
Формирование умений вести наблюдения за суточным вращением неба невооруженным глазом и наблюдения за небесными телами с помощью телескопа (бинокля). |
|
2. |
Формирование умений ориентировки на небе по звездной карте. |
|
3. |
Расширить представление учащихся о строении и масштабах Солнечной системы и Вселенной. |
|
4. |
Изучение поверхности Луны, особенностей ее движения относительно звезд, определение видимых размеров Луны. |
|
5. |
Формирование у школьников экспериментальных умений и навыков работы с приборами (телескоп, бинокль, фотоаппарат, видеокамера). |
|
7. |
Развитие познавательного интереса учащихся к предмету. |
|
8. |
Способствовать воспитанию у учащихся таких качеств, как самостоятельность, аккуратность, терпение, трудолюбие. |
|
9. |
Визуальные и фотографические наблюдения Солнца. |
|
10. |
Визуальные и фотографические наблюдения переменных звезд, звездных скоплений, туманностей. |
V. Структура содержания.
|
№ п/п |
Содержание |
Количество часов |
|
Всего |
34 часа |
|
|
Модуль № 1 |
Введение. |
1 час |
|
Модуль № 2 |
Практические основы астрономии. |
5 часов |
|
Модуль № 3 |
Наблюдение Луны и Солнца. |
9 часов |
|
Модуль № 4 |
Визуальные и фотографические наблюдения объектов звездного мира. |
9 часов |
|
Модуль № 5 |
Что и как наблюдать на небе. |
4 часа |
|
Модуль № 6 |
Итоговый раздел. |
6 часов |
VI. Учебная деятельность.
|
№ п/п. Примерные сроки проведения. |
Тема занятия. |
Тип занятия. Вид деятельности. |
Задачи занятия. |
|
I. Введение. |
|||
|
1. сентябрь |
Введение «Я – участник школьного астрономического кружка»! |
Разработка правил и обязанностей членов кружка. Утверждение устава. Инструктаж. |
№ 3,7 |
|
II. Практические основы астрономии. |
|||
|
2. сентябрь |
Астрономия без телескопов. |
Конструирование простейших астрономических приборов. (Угломер, астрономический посох, солнечное кольцо, солнечные часы). |
№ 3,7 |
|
3. сентябрь |
Защита проектов. |
Конференция |
№ 3,7 |
|
4. сентябрь |
Практическая работа «Подвижная карта звездного неба». |
Практическая работа «Работа по звездной карте». |
№1,2 |
|
5. октябрь |
Созвездия, вид звездного неба. |
Вечернее наблюдение №1. |
№1, 5, 8, 10 |
|
6. октябрь |
Знакомство с телескопом. |
Лекция. Практическая работа «Правила работы с телескопом». |
№5,7,8 |
|
III. Наблюдение Луны и Солнца. |
|||
|
7. октябрь |
Визуальные и фотографические наблюдения Луны. Определение видимых размеров Луны.
|
Вечернее наблюдение №2. Практическая работа «Определение диаметра Луны и сравнение его с диаметром Земли». |
№1, 4,5, 8 |
|
8. октябрь |
Фотометрические наблюдения лунной поверхности. |
Вечернее наблюдение №3. Практическая работа «Определение яркости отдельных участков Луны». |
№1, 4,5, 8 |
|
9. ноябрь |
Обработка полученных результатов наблюдений. |
Работа в компьютерном классе. Подготовка отчетов. |
№4,7 |
|
10. ноябрь |
Защита проектов. |
Конференция |
№ 4,7 |
|
11. ноябрь |
Солнце – наблюдение, изучение. |
Лекция. Инструктаж. |
№ 9,7 |
|
12. ноябрь |
Визуальные наблюдения Солнца. |
Дневное наблюдение. Практическая работа «Статистика солнечных пятен. Изучение изменений отдельных групп и пятен». |
№1, 5, 8,9 |
|
13. декабрь |
Фотографические наблюдения Солнца. |
Дневное наблюдение. Практическая работа «Изучение расположений и изменений факельных полей ». |
№1, 5, 8,9 |
|
14. декабрь |
Обработка полученных результатов наблюдений. |
Работа в компьютерном классе. Подготовка отчетов. |
№ 9,7 |
|
15. декабрь |
Защита проектов. |
Конференция |
№ 9,7 |
|
IV. Визуальные и фотографические наблюдения объектов звездного мира. |
|||
|
16. декабрь |
Переменные звезды. |
Вечернее наблюдение №4. Практическая работа «Визуальные наблюдения переменных звезд методом глазомерных оценок их видимого блеска». |
№1, 5, 8,10 |
|
17. январь |
Обработка полученных результатов наблюдений. |
Работа в компьютерном классе. Подготовка отчетов. |
№7,10 |
|
18. январь |
Малые тела Солнечной системы. |
Изучение нового материала. |
№7,10 |
|
19. январь |
Наблюдение метеорных потоков. |
Вечернее наблюдение №5. Практическая работа «Наблюдение метеорных потоков». |
№1, 5, 8,10 |
|
20. январь |
Наблюдение болидов. Наблюдение падения метеоритов. |
Вечернее наблюдение №6. Практическая работа «Наблюдение болидов. Наблюдение падения метеоритов». |
№1, 5, 8,10 |
|
21. февраль |
Фотографирование спектров метеоров. |
Вечернее наблюдение №7. Практическая работа «Фотографирование спектров метеоритов». |
№1, 5, 8,10 |
|
22. февраль |
Обработка полученных результатов наблюдений. |
Работа в компьютерном классе. Подготовка отчетов. |
№7,10 |
|
23. февраль |
Защита проектов. |
Конференция |
№7,10 |
|
24. февраль |
Звездные скопления, туманности и другие объекты звездного мира. |
Вечернее наблюдение №8. Практическая работа «Фотографические наблюдения звездных скоплений, туманностей и других объектов звездного мира». |
№1, 5, 8, 10 |
|
V. Что и как наблюдать на небе. |
|||
|
25.март |
Изучение местного астроклимата. |
Практическая работа «Изучение местного астроклимата». |
№1,3,7 |
|
26. март |
Искусственные спутники Земли. |
Вечернее наблюдение №8. Практическая работа «Наблюдение ИСЗ». |
№1, 5, 8 |
|
27. март |
Наблюдение серебристых облаков. |
Практическая работа «Наблюдение серебристых облаков». |
№1, 5, 8 |
|
28. март |
Обработка полученных результатов наблюдений. |
Работа в компьютерном классе. Подготовка отчетов. |
№1,3,7 |
|
VI. Итоговый раздел. |
|||
|
29-30. апрель |
Школьная научно-практическая конференция «Астрономия: близкая и далекая». |
Выступление с докладами. Выставка проектов. |
№3,7,8 |
|
31-33 Апрель- май |
Астрономия в походе. |
Поход. |
№1,3,7 |
|
34. май |
Итоговое заседание. |
Подведение итогов работы кружка. |
№7, 8 |
VII. Система контроля и оценки.
Как осуществляется система контроля и оценки результатов обучения учащихся? За работу на каждом занятии школьникам выставляется оценочный рейтинг – это оценка, которую обучающие получают за свою деятельность на каждом занятии. Она определяется суммой всех баллов, которые получают учащиеся за каждое выполненное задание на занятии.
Критерии оценки деятельности школьников.
|
Виды деятельности |
Критерии оценки деятельности |
Максимальный балл |
|||
|
Полнота и качество ответов |
Оригинальность |
Соответствие условию задания |
|||
|
Выполнение задания, решение задач |
5 |
5 |
5 |
15 |
|
|
Выступление, проект |
Творческий подход к выполнению |
Качество |
Глубина осмысления полученных результатов |
||
|
10 |
10 |
10 |
30 |
||
|
Проведение наблюдений |
Соблюдение техники безопасности и правил использования приборов |
Полнота и качество |
Глубина осмысления полученных результатов |
||
|
5 |
10 |
10 |
25 |
||
|
Выполнение контрольного задания, зачет по теме |
Оригинальность и мировоззренческая глубина |
Полнота и качество ответов |
Степень соответствия условию задания |
||
|
10 |
10 |
5 |
25 |
||
VIII. Необходимое оборудование и материалы для занятий.
Компьютер, мультимедийный проектор, экран, «Школьный астрономический календарь», справочники, звездные карты, телескоп, бинокли, светофильтры, фотоаппарат, видеокамера.
Литература:
1.Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия./ Главный редактор М.Д. Аксенов.- М.: Аванта +, 1998.-688с.
2. Н.К. Андрианов, А.Д. Марленский Школьная астрономическая обсерватория./Книга для учителя//М.: Просвещение, 1977.
3. В.П. Цесевич «Что и как наблюдать на небе».// М.: Наука, 1984.-190с.
4.Е.И.Левитан. Астрономия. 11кл. Москва. Просвещение. 2000.
5.Б.А. Максимачев. В.Н.Комаров. В звездных лабиринтах. Ориентирование по небу. Москва. Наука. 1978
6.Ф.Ю. Зигель. Астрономы наблюдают.//М.: Наука, 1985.-192с.
7.Н.К. Андрианов, А.Д. Марленский Астрономические наблюдения в школе./Книга для учителя//М.: Просвещение, 1987.-112с.
Цифровые образовательные ресурсы.
1.Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school- collection.edu.ru /
2.Каталог образовательных ресурсов сети Интернет. http://katalog.iot.ru /
3.Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru /
4.Единый каталог образовательных Интернет-ресурсов. http://window.edu.ru /, http://shkola.edu.ru/. http://www.km-school.ru/ .
5.Блог космонавтов МКС. http://www.roscosmos.ru/154/1/
Сидорова Зоя Григорьевна