12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
svetlana760407252
Люблю активный отдых на природе, путешествовать, читать.
Россия, Новосибирская обл., село Березово

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МАСЛЯНИНСКОГО РАЙОНА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

633574, Новосибирская область, Маслянинский район, с.Березово, ул.Школьная, 22

Календарно-тематическое планирование

по биологии (7 класс)

Авт. учебника: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.

Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.

Учитель: Кондаурова Светлана Ивановна

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по предмету биология 7 класс, предметная область –естественно-научные предметы для основного общего образования разработано на основе нормативных документов:

Закон об Образовании № 273-ФЗ РФ от 29.12.2012

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования №1897 от 17.12.2010

СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Березовской СОШ

А так же при помощи информационно - методического материала:

1. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - Москва: Просвещение, 2015.

2. Примерные программы основного общего образования./ Л.Е. Савельев. - М: Просвещение, 2014

Целью биологического об­разования в основной школе является формирование у подрастаю­щего поколения представления о ценности здоровья и культуре по­ведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, прак­тическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе ис­пользования разнообразных видов учебной деятельности. При обу­чении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь ис­пользовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные задачи курса:

усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение цело­стности биологии как общеобразовательной дисциплины;

реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;

отражение интеграции биологического и гуманитарного зна­ния, связей биологии с нравственно-этическими и экологически­ми ценностями общества;

воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, ги­гиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, биологические диктанты.

Методами организации и технологии осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Календарно-тематическое планирование «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс»

Планирование составлено на основе программы курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.

урока

Тема урока

Календарные сроки

Основное содержание

Планируемые результаты

Лабораторные, практические работы и экскурсии

Дата

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

   

Введение (2 ч.)

1

Организация живой природы

1неделя

сентября

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов

Научатся выделять отличительные признаки живых организмов.

Получат возможность научиться работать с текстом учебника.

познавательные общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка
и формулирование проблемы;
коммуникативныепланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

регулятивныепланирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу.

   

2

Эволюция живой природы

2 неделя сентября

   

3

Систематика растений и животных

3 неделя сентября

Экскурсия 1

 

Растения – производители органического вещества (14 ч.)

4

Царство Растения

4 неделя сентября

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Учащиеся должны знать:

основные методы изучения растений;

основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

роль растений в биосфере и жизни человека;

происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

давать общую характеристику растительного царства;

объяснять роль растений в биосфере;

давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);

объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Учащиеся должны уметь:

выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

   

5

Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Роль водорослей в водных экосистемах

1 неделя октября

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей.

Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обсуждают демонстрации,

Предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Составляют

план -конспект темы «Многообразие водорослей». Готовят устное сообщение

об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку

Л/р 1. «Изучение одноклеточных водорослей»

Л/р 2. «Изучение многоклеточных водорослей»

 

6

Подцарство Высшие растения

2 неделя октября

Происхождение и общая характеристика высших растений.Особенности организации индивидуального развития высших растений

Демонстрируют знания о происхождении высших растений.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

   

7

Отдел Моховидные. Роль мхов в образовании болотных экосистем

3 неделя октября

Общая характеристика, происхождение. Отделы Моховидные и Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрируют знания о происхождении высших растений. Дают общую

характеристику мхов. Распознают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую

характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных.

Проводят сравнение высших споровых растений и распознают их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Объясняют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и

жизни человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют

план-конспект по темам: «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль

папоротников»

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Л/р 3. «Строение зеленого мха кукушкин лен»

 

8

Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов

4 неделя октября

Л/р 5. «Строение папоротника»

 

9

Отдел Голосеменные. Роль голосеменных в экосистеме тайги

1 неделя ноября

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Получают представление о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений. Дают общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей голосеменных растений, используя живые объекты,

таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают в тетради схему цикла развития сосны. Обосновывают значение голосеменных в природе и жизни человека. Выполняют практические работы.Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в

малых группах). Составляют краткий конспект урока

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать

выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение.

умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Л/р 6. «Строение побегов хвойных растений»

Л/р 7. «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной»

 

10

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Роль покрытосеменных в развитии земледелия

2 неделя ноября

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных.

Общая характеристика, многообразие и значение растений Классов Двудольные и Однодольные. Роль растений в природе и жизни человека.

научатся

объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

 характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

 объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Л/р 8. «Признаки однодольных и двудольных растений»

 

11

Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные

3 неделя ноября

Л/р 9. «Признаки растений семейства Крестоцветные»

П/р 1. «Определение растений семейства Крестоцветные»

 

12

Класс Двудольные.

Семейство Бобовые

4 неделя ноября

Л/р 10. «Признаки растений семейства Бобовые»

П/р 2. «Определение растений семейства Бобовые»

 

13

Класс Двудольные.

Семейство Пасленовые

1 неделя декабря

   

14

Класс Однодольные.

Семейство Лилейные. Семейство Злаки

2 неделя декабря

П/р 3. «Определение растений семейства Лилейные»

Л/р 13. «Строение пшеницы»

 

15

Выращивание овощных растений в теплице

3 неделя декабря

Экскурсия 2

 

16

Обобщающий урок

4 неделя декабря

   

Животные – потребители органического вещества (13 ч.)

18

Царство Животные. Подцарство Одноклеточные.

2 неделя января

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, в частности простейших. проводить

сравнение простейших с другими животными.

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

   

19

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные,

их роль в экосистемах

3 неделя января

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

называют особенности кишечнополостных.

научатся называть

системы органов плоских червей, органы и их функции.

Распознавать

животных типа Плоские черви.

Распознаватьпоследователь­ность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

научатся распознавать и описывать

строение круглых и кольчатых червей.

Распознавать и описывать

животных типа моллюсков.

Называть системы органов, органы и их функции.

Описывать

стадии развития моллюсков.

Выделять

признаки типа Мол­люски.

Сравнивать строение моллю­сков и кольчатых червей.

Выделять признаки животных типа Членистоногие.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы..

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп.

демонстрируют ответственное отношение к природе,

осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; любознательность к изучению природы методами естественных наук.

   

20

Тип Кишечнополостные

4 неделя января

   

21

Тип Плоские черви

1 неделя февраля

Особенности организации плоских червей. Свободно живущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

   

22

Тип Круглые черви

2 неделя февраля

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

   

23

Тип Кольчатые черви

3 неделя февраля

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

Л/р 14. «Внешнее строение дождевого червя»

 

24

Тип Моллюски

4 неделя февраля

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Л/р 15. «Строение раковины моллюска»

 

25

Тип Членистоногие

1 неделя марта

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки.

Л/р 16. «Внешнее строение насекомого»

 

26

Тип Хордовые.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения

2 неделя марта

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Называть подтипы типа хордо­вых и приводить примеры

представителей.

Распознаватьживотных типа Хордовые.

Выделять признаки типа Хор­довые.

познавательные: познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; демонстрировать коммуникативные умения;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

смыслообразование – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Л/р 17. «Внешнее строение рыбы»

Л/р 18. «Внутреннее строение рыбы»

 

27

Класс Земноводные

3 неделя марта

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки.

Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их

возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику рыб и их

происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. Характеризуют многообразие

земноводных и приспособительные

особенности к околоводной среде обитания. Оценивают экологическоеи хозяйственное значение амфибий. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых

группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию

«Древние земноводные

   

28

Класс Пресмыкающиеся

1 неделя апреля

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде оби­тания, образу жизни.

Доказывать, что пресмыкаю­щиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.

   

29

Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем

2 неделя апреля

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы.

Распознавать и описывать

органы и системы органов птиц Выделять особенности строе­ния птиц к полету.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.

Объяснять происхождение птиц

Л/р 19. «Внешнее строение птицы»

 

30

Класс Млекопитающие. Роль млекопитающих в различных экосистемах

3 неделя апреля

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре.

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять происхождение млекопитающих

   

Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (3 ч.)

31

Царство Бактерии

4 неделя апреля

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

научатся применять полученные знания в практической работе.

Выявлять признаки несовершенных грибов, сравнивать,

делать выводы.

Научатся

называть основные признаки и особенности отдела лишайника.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

смыслообразование – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

   

32

Царство Грибы

1 неделя мая

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека

Л/р 20. «Строение плодовых тел шляпочных грибов» П/р 4. «Определение съедобных и ядовитых грибов»

 

33

Лишайники

2 неделя мая

   

Обобщение (2 ч.)

34

Биологическое разнообразие планеты

3 неделя мая

Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов.

Научатся выделять отличительные признаки живых организмов.

Получат возможность научиться работать с текстом учебника

познавательные общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка
и формулирование проблемы;
коммуникативныепланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

регулятивныепланирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу.

   

35

Обобщение по курсу биологии 7 класса

4 неделя мая

Итоговая проверка

 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.