12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
svetlana760407252 Люблю активный отдых на природе, путешествовать, читать. Россия, Новосибирская обл., село Березово Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Календарно-тематическое планирование по биологии, 7 класс
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МАСЛЯНИНСКОГО РАЙОНА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
633574, Новосибирская область, Маслянинский район, с.Березово, ул.Школьная, 22
Календарно-тематическое планирование
по биологии (7 класс)
Авт. учебника: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.
Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.
Учитель: Кондаурова Светлана Ивановна
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по предмету биология 7 класс, предметная область –естественно-научные предметы для основного общего образования разработано на основе нормативных документов:
Закон об Образовании № 273-ФЗ РФ от 29.12.2012
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования №1897 от 17.12.2010
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Березовской СОШ
А так же при помощи информационно - методического материала:
1. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - Москва: Просвещение, 2015.
2. Примерные программы основного общего образования./ Л.Е. Савельев. - М: Просвещение, 2014
Целью биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.
Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Основные задачи курса:
– усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
– реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;
– отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
– воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, биологические диктанты.
Методами организации и технологии осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Календарно-тематическое планирование «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс»Планирование составлено на основе программы курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.
№ урока | Тема урока | Календарные сроки | Основное содержание | Планируемые результаты | Лабораторные, практические работы и экскурсии | Дата | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Введение (2 ч.) | ||||||||
1 | Организация живой природы | 1неделя сентября | Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов | Научатся выделять отличительные признаки живых организмов. Получат возможность научиться работать с текстом учебника. | познавательные – общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка регулятивные – планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу. | ||
2 | Эволюция живой природы | 2 неделя сентября | ||||||
3 | Систематика растений и животных | 3 неделя сентября | Экскурсия 1 | |||||
Растения – производители органического вещества (14 ч.) | ||||||||
4 | Царство Растения | 4 неделя сентября | Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. | Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений в биосфере; — давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; — объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. | Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. | проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья | ||
5 | Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Роль водорослей в водных экосистемах | 1 неделя октября | Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. | Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обсуждают демонстрации, Предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Составляют план -конспект темы «Многообразие водорослей». Готовят устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. | самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку | Л/р 1. «Изучение одноклеточных водорослей» Л/р 2. «Изучение многоклеточных водорослей» | |
6 | Подцарство Высшие растения | 2 неделя октября | Происхождение и общая характеристика высших растений.Особенности организации индивидуального развития высших растений | Демонстрируют знания о происхождении высших растений. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | ||
7 | Отдел Моховидные. Роль мхов в образовании болотных экосистем | 3 неделя октября | Общая характеристика, происхождение. Отделы Моховидные и Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. | Демонстрируют знания о происхождении высших растений. Дают общую характеристику мхов. Распознают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Проводят сравнение высших споровых растений и распознают их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Объясняют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют план-конспект по темам: «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников» | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. | Л/р 3. «Строение зеленого мха кукушкин лен» | |
8 | Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов | 4 неделя октября | Л/р 5. «Строение папоротника» | |||||
9 | Отдел Голосеменные. Роль голосеменных в экосистеме тайги | 1 неделя ноября | Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. | Получают представление о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений. Дают общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей голосеменных растений, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают в тетради схему цикла развития сосны. Обосновывают значение голосеменных в природе и жизни человека. Выполняют практические работы.Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока | Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение. | умение применять полученные знания в своей практической деятельности. | Л/р 6. «Строение побегов хвойных растений» Л/р 7. «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной» | |
10 | Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Роль покрытосеменных в развитии земледелия | 2 неделя ноября | Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Общая характеристика, многообразие и значение растений Классов Двудольные и Однодольные. Роль растений в природе и жизни человека. | научатся объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. | Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. | осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук | Л/р 8. «Признаки однодольных и двудольных растений» | |
11 | Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные | 3 неделя ноября | Л/р 9. «Признаки растений семейства Крестоцветные» П/р 1. «Определение растений семейства Крестоцветные» | |||||
12 | Класс Двудольные. Семейство Бобовые | 4 неделя ноября | Л/р 10. «Признаки растений семейства Бобовые» П/р 2. «Определение растений семейства Бобовые» | |||||
13 | Класс Двудольные. Семейство Пасленовые | 1 неделя декабря | ||||||
14 | Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаки | 2 неделя декабря | П/р 3. «Определение растений семейства Лилейные» Л/р 13. «Строение пшеницы» | |||||
15 | Выращивание овощных растений в теплице | 3 неделя декабря | Экскурсия 2 | |||||
16 | Обобщающий урок | 4 неделя декабря | ||||||
Животные – потребители органического вещества (13 ч.) | ||||||||
18 | Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. | 2 неделя января | Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания. | умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, в частности простейших. проводить сравнение простейших с другими животными. | Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. | умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. | ||
19 | Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах | 3 неделя января | Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах. | называют особенности кишечнополостных. научатся называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознаватьпоследовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. научатся распознавать и описывать строение круглых и кольчатых червей. Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Выделять признаки животных типа Членистоногие. | Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. | демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; любознательность к изучению природы методами естественных наук. | ||
20 | Тип Кишечнополостные | 4 неделя января | ||||||
21 | Тип Плоские черви | 1 неделя февраля | Особенности организации плоских червей. Свободно живущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний. | |||||
22 | Тип Круглые черви | 2 неделя февраля | Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза. | |||||
23 | Тип Кольчатые черви | 3 неделя февраля | Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза. | Л/р 14. «Внешнее строение дождевого червя» | ||||
24 | Тип Моллюски | 4 неделя февраля | Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. | Л/р 15. «Строение раковины моллюска» | ||||
25 | Тип Членистоногие | 1 неделя марта | Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. | Л/р 16. «Внешнее строение насекомого» | ||||
26 | Тип Хордовые. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения | 2 неделя марта | Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. | Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей. Распознаватьживотных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. | познавательные: познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; демонстрировать коммуникативные умения; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. | смыслообразование – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться | Л/р 17. «Внешнее строение рыбы» Л/р 18. «Внутреннее строение рыбы» | |
27 | Класс Земноводные | 3 неделя марта | Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. | Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности к околоводной среде обитания. Оценивают экологическоеи хозяйственное значение амфибий. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию «Древние земноводные | ||||
28 | Класс Пресмыкающиеся | 1 неделя апреля | Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. | Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. | ||||
29 | Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем | 2 неделя апреля | Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. | Распознавать и описывать органы и системы органов птиц Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц | Л/р 19. «Внешнее строение птицы» | |||
30 | Класс Млекопитающие. Роль млекопитающих в различных экосистемах | 3 неделя апреля | Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. | Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие. Объяснять происхождение млекопитающих | ||||
Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (3 ч.) | ||||||||
31 | Царство Бактерии | 4 неделя апреля | Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). | научатся применять полученные знания в практической работе. Выявлять признаки несовершенных грибов, сравнивать, делать выводы. Научатся называть основные признаки и особенности отдела лишайника. | Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп | смыслообразование – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться | ||
32 | Царство Грибы | 1 неделя мая | Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека | Л/р 20. «Строение плодовых тел шляпочных грибов» П/р 4. «Определение съедобных и ядовитых грибов» | ||||
33 | Лишайники | 2 неделя мая | ||||||
Обобщение (2 ч.) | ||||||||
34 | Биологическое разнообразие планеты | 3 неделя мая | Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. | Научатся выделять отличительные признаки живых организмов. Получат возможность научиться работать с текстом учебника | познавательные – общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка регулятивные – планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы. | Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу. | ||
35 | Обобщение по курсу биологии 7 класса | 4 неделя мая | Итоговая проверка |