Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса УМК «Сферы»

0
0
Материал опубликован 3 October 2018 в группе

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

МАСЛЯНИНСКОГО РАЙОНА

НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ

633574, Новосибирская область, Маслянинский район, с.Березово, ул.Школьная, 22

Календарно-тематическое планирование

по биологии (7 класс)

Авт. учебника: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.

Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.

Учитель: Кондаурова Светлана Ивановна

Пояснительная записка

Календарно-тематическое планирование по предмету биология 7 класс, предметная область –естественно-научные предметы для основного общего образования разработано на основе нормативных документов:

Закон об Образовании № 273-ФЗ РФ от 29.12.2012

Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования №1897 от 17.12.2010

СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);

Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Березовской СОШ

А так же при помощи информационно - методического материала:

1. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - Москва: Просвещение, 2015.

2. Примерные программы основного общего образования./ Л.Е. Савельев. - М: Просвещение, 2014

Целью биологического об­разования в основной школе является формирование у подрастаю­щего поколения представления о ценности здоровья и культуре по­ведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, прак­тическом значении разнообразия живых организмов для человека.

Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе ис­пользования разнообразных видов учебной деятельности. При обу­чении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь ис­пользовать полученные результаты в практической деятельности.

Основные задачи курса:

усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение цело­стности биологии как общеобразовательной дисциплины;

реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;

отражение интеграции биологического и гуманитарного зна­ния, связей биологии с нравственно-этическими и экологически­ми ценностями общества;

воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, ги­гиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, биологические диктанты.

Методами организации и технологии осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.

Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.

Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.

Календарно-тематическое планирование «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс»

Планирование составлено на основе программы курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.

урока

Тема урока

Календарные сроки

Основное содержание

Планируемые результаты

Лабораторные, практические работы и экскурсии

Дата

 

Предметные

Метапредметные

Личностные

   

Введение (2 ч.)

1

Организация живой природы

1неделя

сентября

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов

Научатся выделять отличительные признаки живых организмов.

Получат возможность научиться работать с текстом учебника.

познавательные общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка
и формулирование проблемы;
коммуникативныепланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

регулятивныепланирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу.

   

2

Эволюция живой природы

2 неделя сентября

   

3

Систематика растений и животных

3 неделя сентября

Экскурсия 1

 

Растения – производители органического вещества (14 ч.)

4

Царство Растения

4 неделя сентября

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Учащиеся должны знать:

основные методы изучения растений;

основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие;

особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

роль растений в биосфере и жизни человека;

происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

давать общую характеристику растительного царства;

объяснять роль растений в биосфере;

давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);

объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Учащиеся должны уметь:

выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья

   

5

Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Роль водорослей в водных экосистемах

1 неделя октября

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей.

Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обсуждают демонстрации,

Предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Составляют

план -конспект темы «Многообразие водорослей». Готовят устное сообщение

об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

здоровья.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп.

самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку

Л/р 1. «Изучение одноклеточных водорослей»

Л/р 2. «Изучение многоклеточных водорослей»

 

6

Подцарство Высшие растения

2 неделя октября

Происхождение и общая характеристика высших растений.Особенности организации индивидуального развития высших растений

Демонстрируют знания о происхождении высших растений.

Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

   

7

Отдел Моховидные. Роль мхов в образовании болотных экосистем

3 неделя октября

Общая характеристика, происхождение. Отделы Моховидные и Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах.

Демонстрируют знания о происхождении высших растений. Дают общую

характеристику мхов. Распознают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую

характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных.

Проводят сравнение высших споровых растений и распознают их представителей на таблицах и гербарных образцах.

Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Объясняют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и

жизни человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют

план-конспект по темам: «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль

папоротников»

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук.

Л/р 3. «Строение зеленого мха кукушкин лен»

 

8

Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов

4 неделя октября

Л/р 5. «Строение папоротника»

 

9

Отдел Голосеменные. Роль голосеменных в экосистеме тайги

1 неделя ноября

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Получают представление о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений. Дают общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей голосеменных растений, используя живые объекты,

таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают в тетради схему цикла развития сосны. Обосновывают значение голосеменных в природе и жизни человека. Выполняют практические работы.Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в

малых группах). Составляют краткий конспект урока

Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать

выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение.

умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Л/р 6. «Строение побегов хвойных растений»

Л/р 7. «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной»

 

10

Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Роль покрытосеменных в развитии земледелия

2 неделя ноября

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных.

Общая характеристика, многообразие и значение растений Классов Двудольные и Однодольные. Роль растений в природе и жизни человека.

научатся

объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

 характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

 объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения.

осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук

Л/р 8. «Признаки однодольных и двудольных растений»

 

11

Класс Двудольные.

Семейство Крестоцветные

3 неделя ноября

Л/р 9. «Признаки растений семейства Крестоцветные»

П/р 1. «Определение растений семейства Крестоцветные»

 

12

Класс Двудольные.

Семейство Бобовые

4 неделя ноября

Л/р 10. «Признаки растений семейства Бобовые»

П/р 2. «Определение растений семейства Бобовые»

 

13

Класс Двудольные.

Семейство Пасленовые

1 неделя декабря

   

14

Класс Однодольные.

Семейство Лилейные. Семейство Злаки

2 неделя декабря

П/р 3. «Определение растений семейства Лилейные»

Л/р 13. «Строение пшеницы»

 

15

Выращивание овощных растений в теплице

3 неделя декабря

Экскурсия 2

 

16

Обобщающий урок

4 неделя декабря

   

Животные – потребители органического вещества (13 ч.)

18

Царство Животные. Подцарство Одноклеточные.

2 неделя января

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, в частности простейших. проводить

сравнение простейших с другими животными.

Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя.

умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

   

19

Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные,

их роль в экосистемах

3 неделя января

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.

называют особенности кишечнополостных.

научатся называть

системы органов плоских червей, органы и их функции.

Распознавать

животных типа Плоские черви.

Распознаватьпоследователь­ность этапов цикла развития печеночного сосальщика.

научатся распознавать и описывать

строение круглых и кольчатых червей.

Распознавать и описывать

животных типа моллюсков.

Называть системы органов, органы и их функции.

Описывать

стадии развития моллюсков.

Выделять

признаки типа Мол­люски.

Сравнивать строение моллю­сков и кольчатых червей.

Выделять признаки животных типа Членистоногие.

Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы..

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп.

демонстрируют ответственное отношение к природе,

осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; любознательность к изучению природы методами естественных наук.

   

20

Тип Кишечнополостные

4 неделя января

   

21

Тип Плоские черви

1 неделя февраля

Особенности организации плоских червей. Свободно живущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.

   

22

Тип Круглые черви

2 неделя февраля

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

   

23

Тип Кольчатые черви

3 неделя февраля

Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза.

Л/р 14. «Внешнее строение дождевого червя»

 

24

Тип Моллюски

4 неделя февраля

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.

Л/р 15. «Строение раковины моллюска»

 

25

Тип Членистоногие

1 неделя марта

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки.

Л/р 16. «Внешнее строение насекомого»

 

26

Тип Хордовые.

Позвоночные животные. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения

2 неделя марта

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Называть подтипы типа хордо­вых и приводить примеры

представителей.

Распознаватьживотных типа Хордовые.

Выделять признаки типа Хор­довые.

познавательные: познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; демонстрировать коммуникативные умения;

регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя.

смыслообразование – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Л/р 17. «Внешнее строение рыбы»

Л/р 18. «Внутреннее строение рыбы»

 

27

Класс Земноводные

3 неделя марта

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.

Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки.

Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их

возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику рыб и их

происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. Характеризуют многообразие

земноводных и приспособительные

особенности к околоводной среде обитания. Оценивают экологическоеи хозяйственное значение амфибий. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых

группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию

«Древние земноводные

   

28

Класс Пресмыкающиеся

1 неделя апреля

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.

Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде оби­тания, образу жизни.

Доказывать, что пресмыкаю­щиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных.

   

29

Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем

2 неделя апреля

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы.

Распознавать и описывать

органы и системы органов птиц Выделять особенности строе­ния птиц к полету.

Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями.

Объяснять происхождение птиц

Л/р 19. «Внешнее строение птицы»

 

30

Класс Млекопитающие. Роль млекопитающих в различных экосистемах

3 неделя апреля

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре.

Называть системы органов, органы и их функции.

Распознавать представителей класса Млекопитающие.

Объяснять происхождение млекопитающих

   

Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (3 ч.)

31

Царство Бактерии

4 неделя апреля

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии).

научатся применять полученные знания в практической работе.

Выявлять признаки несовершенных грибов, сравнивать,

делать выводы.

Научатся

называть основные признаки и особенности отдела лишайника.

Познавательные УУД:

умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы.

Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп

смыслообразование – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

   

32

Царство Грибы

1 неделя мая

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека

Л/р 20. «Строение плодовых тел шляпочных грибов» П/р 4. «Определение съедобных и ядовитых грибов»

 

33

Лишайники

2 неделя мая

   

Обобщение (2 ч.)

34

Биологическое разнообразие планеты

3 неделя мая

Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов.

Научатся выделять отличительные признаки живых организмов.

Получат возможность научиться работать с текстом учебника

познавательные общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка
и формулирование проблемы;
коммуникативныепланировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

регулятивныепланирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы.

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу.

   

35

Обобщение по курсу биологии 7 класса

4 неделя мая

Итоговая проверка

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации