Календарно-тематическое планирование по биологии для 7 класса УМК «Сферы»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
БЕРЕЗОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
МАСЛЯНИНСКОГО РАЙОНА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
633574, Новосибирская область, Маслянинский район, с.Березово, ул.Школьная, 22
Календарно-тематическое планирование
по биологии (7 класс)
Авт. учебника: Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова.
Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.
Учитель: Кондаурова Светлана Ивановна
Пояснительная записка
Календарно-тематическое планирование по предмету биология 7 класс, предметная область –естественно-научные предметы для основного общего образования разработано на основе нормативных документов:
Закон об Образовании № 273-ФЗ РФ от 29.12.2012
Федеральный Государственный Образовательный Стандарт Основного Общего Образования №1897 от 17.12.2010
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010 г. №189);
Основная образовательная программа основного общего образования МКОУ Березовской СОШ
А так же при помощи информационно - методического материала:
1. Биология. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5-9 классы / Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко. - Москва: Просвещение, 2015.
2. Примерные программы основного общего образования./ Л.Е. Савельев. - М: Просвещение, 2014
Целью биологического образования в основной школе является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения. Системный, экологический и эволюционный подходы в обучении биологии дополнены сведениями о познавательном, практическом значении разнообразия живых организмов для человека.
Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Основные задачи курса:
– усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
– реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;
– отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
– воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, биологические диктанты.
Методами организации и технологии осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных), практических, проблемно-поисковых под руководством преподавателя и самостоятельной работой учащихся.
Методами стимулирования и мотивации учебной деятельности: познавательных игр.
Методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ.
Календарно-тематическое планирование «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс»Планирование составлено на основе программы курса «Биология. Разнообразие живых организмов. 7 класс», авторы Л.Н. Сухорукова, В.С. Кучменко, И.Я. Колесникова. Общее число часов – 35, в неделю – 1 ч.
№ урока |
Тема урока |
Календарные сроки |
Основное содержание |
Планируемые результаты |
Лабораторные, практические работы и экскурсии |
Дата |
||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||
Введение (2 ч.) |
||||||||
1 |
Организация живой природы |
1неделя сентября |
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов |
Научатся выделять отличительные признаки живых организмов. Получат возможность научиться работать с текстом учебника. |
познавательные – общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка регулятивные – планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы. |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу. |
||
2 |
Эволюция живой природы |
2 неделя сентября |
||||||
3 |
Систематика растений и животных |
3 неделя сентября |
Экскурсия 1 |
|||||
Растения – производители органического вещества (14 ч.) |
||||||||
4 |
Царство Растения |
4 неделя сентября |
Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуляция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особенности жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения. |
Учащиеся должны знать: — основные методы изучения растений; — основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строение, особенности жизнедеятельности и многообразие; — особенности строения и жизнедеятельности лишайников; — роль растений в биосфере и жизни человека; — происхождение растений и основные этапы развития растительного мира. Учащиеся должны уметь: — давать общую характеристику растительного царства; — объяснять роль растений в биосфере; — давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых); — объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; — характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; — объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. |
Учащиеся должны уметь: — выполнять лабораторные работы под руководством учителя; — сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения; — оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира; — находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. |
проявляют интеллектуальные и творческие способности, оценивать жизненные ситуации с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья |
||
5 |
Подцарство Настоящие водоросли. Подцарство Багрянки. Роль водорослей в водных экосистемах |
1 неделя октября |
Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зеленые водоросли, Бурые водоросли и Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. |
Дают общую характеристику водорослей, их отдельных представителей. Выявляют сходство и отличия в строении различных групп водорослей на гербарном материале и таблицах. Объясняют роль водорослей в природе и жизни человека. Обсуждают демонстрации, Предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект текста урока. Составляют план -конспект темы «Многообразие водорослей». Готовят устное сообщение об использовании водорослей в пищевой и микробиологической промышленности |
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. здоровья. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп. |
самоопределение – имеют адекватную позитивную самооценку |
Л/р 1. «Изучение одноклеточных водорослей» Л/р 2. «Изучение многоклеточных водорослей» |
|
6 |
Подцарство Высшие растения |
2 неделя октября |
Происхождение и общая характеристика высших растений.Особенности организации индивидуального развития высших растений |
Демонстрируют знания о происхождении высших растений. |
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
||
7 |
Отдел Моховидные. Роль мхов в образовании болотных экосистем |
3 неделя октября |
Общая характеристика, происхождение. Отделы Моховидные и Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. |
Демонстрируют знания о происхождении высших растений. Дают общую характеристику мхов. Распознают на гербарных образцах и таблицах различных представителей моховидных. Характеризуют распространение и экологическое значение мхов. Выделяют существенные признаки высших споровых растений. Дают общую характеристику хвощевидных, плауновидных и папоротниковидных. Проводят сравнение высших споровых растений и распознают их представителей на таблицах и гербарных образцах. Зарисовывают в тетрадь схемы жизненных циклов высших споровых растений. Объясняют роль мхов, хвощей, плаунов и папоротников в природе и жизни человека. Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют план-конспект по темам: «Хвощевидные», «Плауновидные» и «Строение, многообразие и экологическая роль папоротников» |
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение |
проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук. |
Л/р 3. «Строение зеленого мха кукушкин лен» |
|
8 |
Отделы: Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные. Роль папоротников, хвощей, плаунов в образовании древних лесов |
4 неделя октября |
Л/р 5. «Строение папоротника» |
|||||
9 |
Отдел Голосеменные. Роль голосеменных в экосистеме тайги |
1 неделя ноября |
Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространенность голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение. |
Получают представление о современных взглядах ученых на возникновение семенных растений. Дают общую характеристику голосеменных растений, отмечая прогрессивные черты, сопровождавшие их появление. Описывают представителей голосеменных растений, используя живые объекты, таблицы и гербарные образцы. Зарисовывают в тетради схему цикла развития сосны. Обосновывают значение голосеменных в природе и жизни человека. Выполняют практические работы.Обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока |
Познавательные УУД: умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Регулятивные УУД: умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение. |
умение применять полученные знания в своей практической деятельности. |
Л/р 6. «Строение побегов хвойных растений» Л/р 7. «Строение мужских, женских шишек и семян сосны обыкновенной» |
|
10 |
Отдел Покрытосеменные, или Цветковые. Роль покрытосеменных в развитии земледелия |
2 неделя ноября |
Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Общая характеристика, многообразие и значение растений Классов Двудольные и Однодольные. Роль растений в природе и жизни человека. |
научатся объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира; характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли; объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов. |
Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение слушать учителя и одноклассников, аргументировать свою точку зрения. |
осознают необходимость ответственного отношения к природе, защиты окружающей среды; проявляют любознательность и интерес к изучению природы методами естественных наук |
Л/р 8. «Признаки однодольных и двудольных растений» |
|
11 |
Класс Двудольные. Семейство Крестоцветные |
3 неделя ноября |
Л/р 9. «Признаки растений семейства Крестоцветные» П/р 1. «Определение растений семейства Крестоцветные» |
|||||
12 |
Класс Двудольные. Семейство Бобовые |
4 неделя ноября |
Л/р 10. «Признаки растений семейства Бобовые» П/р 2. «Определение растений семейства Бобовые» |
|||||
13 |
Класс Двудольные. Семейство Пасленовые |
1 неделя декабря |
||||||
14 |
Класс Однодольные. Семейство Лилейные. Семейство Злаки |
2 неделя декабря |
П/р 3. «Определение растений семейства Лилейные» Л/р 13. «Строение пшеницы» |
|||||
15 |
Выращивание овощных растений в теплице |
3 неделя декабря |
Экскурсия 2 |
|||||
16 |
Обобщающий урок |
4 неделя декабря |
||||||
Животные – потребители органического вещества (13 ч.) |
||||||||
18 |
Царство Животные. Подцарство Одноклеточные. |
2 неделя января |
Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания. |
умение выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности животных, в частности простейших. проводить сравнение простейших с другими животными. |
Познавательные УУД: использовать разнообразные приемы работы с информацией. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя. |
умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. |
||
19 |
Подцарство Многоклеточные. Беспозвоночные животные, их роль в экосистемах |
3 неделя января |
Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах. |
называют особенности кишечнополостных. научатся называть системы органов плоских червей, органы и их функции. Распознавать животных типа Плоские черви. Распознаватьпоследовательность этапов цикла развития печеночного сосальщика. научатся распознавать и описывать строение круглых и кольчатых червей. Распознавать и описывать животных типа моллюсков. Называть системы органов, органы и их функции. Описывать стадии развития моллюсков. Выделять признаки типа Моллюски. Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей. Выделять признаки животных типа Членистоногие. |
Познавательные УУД: умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп. |
демонстрируют ответственное отношение к природе, осознают необходимость защиты окружающей среды, проявляют интерес к здоровому образу жизни; любознательность к изучению природы методами естественных наук. |
||
20 |
Тип Кишечнополостные |
4 неделя января |
||||||
21 |
Тип Плоские черви |
1 неделя февраля |
Особенности организации плоских червей. Свободно живущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночного сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний. |
|||||
22 |
Тип Круглые черви |
2 неделя февраля |
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза. |
|||||
23 |
Тип Кольчатые черви |
3 неделя февраля |
Особенности организации круглых червей (на примере человеческой аскариды). Свободноживущие и паразитические круглые черви. Цикл развития человеческой аскариды; меры профилактики аскаридоза. |
Л/р 14. «Внешнее строение дождевого червя» |
||||
24 |
Тип Моллюски |
4 неделя февраля |
Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности. |
Л/р 15. «Строение раковины моллюска» |
||||
25 |
Тип Членистоногие |
1 неделя марта |
Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. |
Л/р 16. «Внешнее строение насекомого» |
||||
26 |
Тип Хордовые. Позвоночные животные. Надкласс Рыбы. Особенности внешнего и внутреннего строения |
2 неделя марта |
Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесчерепные: ланцетник; особенности его организации и распространения. Общая характеристика позвоночных. Происхождение рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистеперые, двоякодышащие и лучеперые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб. |
Называть подтипы типа хордовых и приводить примеры представителей. Распознаватьживотных типа Хордовые. Выделять признаки типа Хордовые. |
познавательные: познавательные: общеучебные – использовать разнообразные приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации; осуществлять постановку и формулирование проблемы; отвечать на вопросы; коммуникативные: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка, выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; демонстрировать коммуникативные умения; регулятивные: принимать учебную задачу; адекватно воспринимать информацию учителя. |
смыслообразование – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться |
Л/р 17. «Внешнее строение рыбы» Л/р 18. «Внутреннее строение рыбы» |
|
27 |
Класс Земноводные |
3 неделя марта |
Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые, хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных. |
Дают общую характеристику класса Земноводные на примере лягушки. Отмечают прогрессивные черты организации рыб, сопровождавшие их возникновение. Проводят сравнительный анализ организации рыб и амфибий; результаты заносят в таблицу. Характеризуют систематику рыб и их происхождение. Описывают строение и особенности жизнедеятельности амфибий. Характеризуют многообразие земноводных и приспособительные особенности к околоводной среде обитания. Оценивают экологическоеи хозяйственное значение амфибий. Выполняют практическую работу и обсуждают демонстрации, предусмотренные программой (работа в малых группах). Составляют краткий конспект урока. Готовят презентацию «Древние земноводные |
||||
28 |
Класс Пресмыкающиеся |
1 неделя апреля |
Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся. |
Выявлять приспособления пресмыкающихся к среде обитания, образу жизни. Доказывать, что пресмыкающиеся имеют более сложное строение. Сравнивать пресмыкающихся и земноводных. |
||||
29 |
Класс Птицы. Птицы наземных и водных экосистем |
2 неделя апреля |
Происхождение птиц; первоптицы и их предки; настоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. |
Распознавать и описывать органы и системы органов птиц Выделять особенности строения птиц к полету. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц |
Л/р 19. «Внешнее строение птицы» |
|||
30 |
Класс Млекопитающие. Роль млекопитающих в различных экосистемах |
3 неделя апреля |
Происхождение млекопитающих. Первозвери (утконос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Экологическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. |
Называть системы органов, органы и их функции. Распознавать представителей класса Млекопитающие. Объяснять происхождение млекопитающих |
||||
Бактерии, грибы – разрушители органического вещества. Лишайники (3 ч.) |
||||||||
31 |
Царство Бактерии |
4 неделя апреля |
Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятие о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространенность и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей подцарства Настоящие бактерии). |
научатся применять полученные знания в практической работе. Выявлять признаки несовершенных грибов, сравнивать, делать выводы. Научатся называть основные признаки и особенности отдела лишайника. |
Познавательные УУД: умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение работать в составе творческих групп |
смыслообразование – понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться |
||
32 |
Царство Грибы |
1 неделя мая |
Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы. Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственной деятельности человека |
Л/р 20. «Строение плодовых тел шляпочных грибов» П/р 4. «Определение съедобных и ядовитых грибов» |
||||
33 |
Лишайники |
2 неделя мая |
||||||
Обобщение (2 ч.) |
||||||||
34 |
Биологическое разнообразие планеты |
3 неделя мая |
Биосфера — глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. |
Научатся выделять отличительные признаки живых организмов. Получат возможность научиться работать с текстом учебника |
познавательные – общеучебные: применять приемы работы с информацией: поиск и отбор источников необходимой информации, систематизация информации, постановка регулятивные – планирование: составлять план работы с учебником, выполнять задания в соответствии с поставленной целью; осуществление учебных действий – отвечать на поставленные вопросы. |
Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому материалу. |
||
35 |
Обобщение по курсу биологии 7 класса |
4 неделя мая |
Итоговая проверка |