Календарно-тематическое планирование «Азбука этикета» класс «Особый ребёнок» (6 класс)
Пояснительная записка
Примерная адаптированная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления " Азбука этикета" составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями)».
Тематическое планирование рассчитано на 1 час в неделю, что составляет 32 учебных часа в год.
Реализация программы должна проходить в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.
Цель: освоение обучающимися норм нравственного отношения к миру, людям, самим себе; расширение знаний об этикете; учить вежливости в речи, в поступках; уважение к себе и к другим людям; формирование представления о красоте поступка; способствовать установлению позитивных взаимоотношений между девочками и мальчиками.
Задачи:
Способствовать формированию навыков поведения в обществе.
Способствовать воспитанию чувства коллективизма.
Способствовать формированию этической культуры, дружелюбия и вежливости, уважения и чуткости по отношению к другим людям.
Способствовать формированию осознанного стремления выполнять правила гигиены здоровья и вести здоровый образ жизни.
Нормативная база
Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»;
Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г. №1599) Зарегистрировано в Минюсте РФ 3 февраля 2015 г.;
Основная образовательная программа начального общего образования;
Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Москва "Просвещение", 2017;
Учебный план образовательного учреждения на 2021/2022учебный год, принятый педагогическим советом.
Формы и методы:
Словесные (наблюдение и обсуждение в педагогически организованной ситуации различных поступков; беседа ситуативная, беседа-рассуждение, беседа-игра, беседа-размышление, посещение музейных экспозиций).
Наглядные (просмотр кинофильмов, мультфильмов, презентаций, аудиофайлов, фрагментов кинофильмов, чтение художественных произведений, сказок, притч;).
Практические ( игровые практикумы)
Календарно-тематическое планирование «Азбука этикета» класс «Особый ребенок» (6 год обучения)
№ | Тема раздела Тема урока | Дата | Кол-во часов | Планируемые | результаты | Деятельность учащихся |
Предметные | Личностные | |||||
| 1 четверть | | 9 | | | |
| Этика общения | | 8 | | | |
1 | Здравствуйте все! | 7.09 | 1 | Знать слова приветствия. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Познавательная беседа. Дидактическая игра. |
2 | Будем беречь друг друга. | 14.09 | 1 | Уметь общаться друг с другом. | Развитие учебных мотивов познавательных интересов. | Путешествие в сказку. Инсценирование. |
3 | Дружим с добрыми словами. | 21.09 | 1 | Знать «волшебные слова» | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Познавательная беседа. Дидактическая игра. |
4 | Любим добрые поступки. | 28.09 | 1 | Знать, что такое добрые поступки. | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Познавательная беседа. Разучивание песни. |
5 | Подари дело и слово доброе. | 5.10 | 1 | Уметь делать добрые дела. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Развивающие игры. |
6 | Умеем общаться. | 12.10 | 1 | Знать правила поведения при общении. | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
7 | Каждый интересен. | 19.10 | 1 | | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
8 | Подарок однокласснику. | 26.10 | 1 | | | Урок-сюрприз. |
| Этикет . | | 8 | | | |
| II четверть | | 6 | | | |
1 | За столом с дедушкой Этикетом. | 16.11 | 1 | Знать правила поведения за столом. | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
2-3 | Школьные правила этикета. | 23.11 30.11 | 2 | Знать правила поведения в школе. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Работа с картинками. Сценки-миниатюры. |
4 | Приглашение к столу. | 7.12 | 1 | Знать правила поведения в столовой | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Практическое занятие. Разыгрывание ситуации. |
5 | Когда рядом много людей. | 14.12 | 1 | Знать правила поведения при общении со взрослым. | Сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
6-7 | Чистый ручеек вашей речи. | 21.12 | | | Развитие готовности к сотрудничеству. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
| III четверть | | 9 | | | |
| Этические нормы отношений с окружающими. | | 10 | | | |
1 | Душа – это наше творение. | 11.01 | 1 | Знать правила поведения при общении со сверстниками. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Познавательная беседа. Дидактические игры. Раскрашивание сказочных героев. |
2 | Отворите волшебные двери добра и доверия. | 18.01 | 1 | Уметь делать добрые дела. | Знать названия профессий. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
3 | Хорошие песни к добру ведут. | 25.01 | 1 | Знать детские песни | Развитие готовности к сотрудничеству. | Познавательная беседа. Разучивание детских песен. |
4 | Вглядись в себя, сравни с другими. | 1.02 | 1 | Знать правила культуры речи. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
5 | Помоги понять себя. | 8.02 | 1 | Уметь контролировать свое поведение. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
6 | О настоящем и поддельном. | 15.02 | 1 | Уметь различать добро и зло. | Овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
7 | Тепло родного дома. | 22.02 | 1 | | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Познавательная беседа. Мини-инсценировки. |
8 | Поздравляем наших мам. | 1.03 | 1 | | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | Изготовление открыток |
9 | Цветы, цветы – в них Родины душа. | 15.03 | 1 | | Воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств. | Познавательная беседа. Раскрашивание цветов. Выставка рисунков. |
| IV четверть | | 8 | | | |
| Этика отношений в коллективе. | | 8 | | | |
1 | Чтобы быть коллективом. | 5.04 | 1 | Знать, что такое коллектив. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
2 | Коллектив начинается с меня. | 12.04 | 1 | Я и коллектив. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
3 | Советуем друг другу. | 19.04 | 1 | Уметь давать добрые советы. | Проявление готовности к самостоятельной жизни. | Познавательная беседа. Просмотр отрывка сказки. |
4 | Подарок однокласснику. | 26.04 | 1 | Уметь делать подарки. | Оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие. | Урок-сюрприз. |
5 | Секретные советы девочкам и мальчикам. | 3.05 | 1 | | Владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия. | Познавательная беседа. Дидактические игры. |
6 | Скажи себе сам. | 10.05 | 1 | | Способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем. | |
7 | Вот и стали добрей и умней. | 17.05 | 1 | Знать правила этикета. | Развитие готовности к сотрудничеству. | |
8 | Обобщающее занятие. | 24.05 | 1 | Знать правила этикета. | Развитие готовности к сотрудничеству. | Развивающие игры. |
Используемая литература:
Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя;
Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование;
Васильева-Гангус Л. «Азбука вежливости»;
Камычек Я. «Вежливость на каждый день»;
Смолка К., «Правила хорошего тона»;
Максимовский М., «Этикет делового человека»;
Дорохов А. «О культуре поведения»;
Виноградова Н.Ф. Сборник программ внеурочной деятельности.
Язенина Ольга Анатольевна
Огаркова Елена Александровна
Наталья