12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
aleksus339
Учитель математики и информатики
Россия, Хабаровский край, п. Сулук

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Утверждена: методическим советом

Протокол № 1 от ___ сентября 20__ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По информатике и ИКТ 8-9 класс

Составил: Щенников А.С. Учитель информатики МБОУ СОШ №20

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе «Примерной программы основного общего

образования по информатике и ИКТ» (утверждена приказом Минобразования России от 09.03.04. № 1312). Федеральный компонент государственного стандарта общего образования не предусматривает изучение «Информатики и ИКТ» в 5-7 классах. Основное содержание курса (8-9 классы) общего образования по информатике и информационным технологиям, в целом за 2 года обучения рассчитано на 105 часов, из них в 8 классе — 35 часов (1 ч. в неделю) и в 9 классе - 70 часов (2 ч. в неделю). Программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по информатике и информационным технологиям.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в соответствии с Уставом школы в виде рейтингового контроля знаний учащихся. Текущий контроль усвоения учебного материала осуществляется путем устного/письменного опроса. Программой предусмотрено проведение контрольных работ, контрольного тестирования, практических работ и практикумов, в том числе

класс: практических работ – 16, контрольных работ - 4;

класс: практических работ – 29, контрольных работ – 5.

Практические работы, направлены на отработку отдельных технологических приемов. Контрольные работы проводятся после каждого раздела. Практикум предполагает использование актуального содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.

Учебники являются основными элементами учебно-методического комплекса, включающего в себя:

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 8 класса.

Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса.

Информатика и ИКТ : задачник-практикум / Под ред. И.Г. Семакина, Е.К. Хеннера. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

И.Г. Семакин, Т.Ю. Шейна. Методическое пособие по преподаванию курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.

Шелепаева А.Х. Поурочные разработки по информатике. 8-9 классы. В помощь школьному учителю Москва,2008.

Набор цифровых образовательных ресурсов (ЦОР).

Согласно ФК БУП, в основной школе предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 8 классе в объеме 35 часов, в 9 классе - в объеме 70 учебных часов. На это количество учебного времени рассчитаны объемы учебников для 8 и 9 классов. При построении содержания учебников (как и всего УМК) авторы

ориентировались на цели изучения предмета, провозглашенные в образовательном стандарте:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты,

а также сформулированные в этих документах задачи развивающего и воспитательного направления.

1. Цели и задачи курса.

Цели:

Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 8-9 классах направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами РОСТ;

воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

Основные задачи курса:

систематизировать подходы к изучению предмета;

сформировать у учащихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

научить пользоваться распространенными прикладными пакетами;

показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

сформировать логические связи с другими предметами входящими в курс среднего образования.

Данный курс призван обеспечить базовые знания учащихся, т.е. сформировать представления о сущности информации и информационных процессов, развить логическое мышление, являющееся необходимой частью научного взгляда на мир, познакомить учащихся с современными информационными технологиями.

Учащиеся приобретают знания и умения работы на современных профессиональных ПК и программных средствах. Приобретение информационной культуры обеспечивается изучением и работой с текстовым и графическим редактором, электронными таблицами, СУБД, мультимедийными продуктами, средствами компьютерных телекоммуникаций.

Содержание программы.

Основное содержание (103 ч)

Информация и информационные процессы (4 ч).

Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации. Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами. Роль информации в жизни людей.

Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.

Практические работы:

Фиксация аудио- и видеоинформации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.

Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 ч).

Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).

Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.

Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.

Данные и программы. Файлы и файловая система.

Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, диалоговые панели, меню).

Практические работы:

Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.

Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).

Планирование собственного информационного пространства, создание папок в со­ответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.

Обработка текстовой информации (14 ч).

Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы.

Проверка правописания.

Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат).

Параметры шрифта, параметры абзаца.

Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов.

Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки.

Гипертекст. Создание закладок и ссылок.

Запись и выделение изменений.

Распознавание текста.

Компьютерные словари и системы перевода текстов.

Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.

Практические работы:

Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» деся­типальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.

Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клави­атурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.

Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа;

форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).

Вставка в документ формул.

Создание и форматирование списков.

Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.

Создание гипертекстового документа.

Перевод текста с использованием системы машинного перевода.

Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.

Практикум: работа I.

Обработка графической информации (4 ч).

Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.

Практические работы:

Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора, Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.

Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.

Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.

Сканирование графических изображений.

Практикум: работа II.

Мультимедийные технологии (8 ч).

Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов. Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж.

Технические приемы записи звуковой и видео информации. Использование простых анимационных графических объектов.

Практические работы:

Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.

Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Практикум: работа III, работа IV.

Обработка числовой информации (6 ч).

Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки). Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.

Практические работы:

Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.

Создание и обработка таблиц.

Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.

Построение диаграмм и графиков.

Практикум: работа V.

Представление информации (6 ч).

Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная

5

форма представления информации.

Компьютерное представление текстовой информации.

Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять), Кодирование звуковой информации.

Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.

Практические работы:

Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.

Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и пе­рекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.

Кодирование графической информации. Установка цвета в палитре RGB в графическом редакторе.

Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).

Алгоритмы и исполнители (19 ч).

Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.

Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).

Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.

Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация.

Правила представления данных.

Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы.

Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.

Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.

Практические работы:

Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.

Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор ветвления.

Разработка алгоритма (программы), содержащего оператор цикла.

Разработка алгоритма (программы), содержащего подпрограмму.

Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.

Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.

Практикум: работа VI.

Формализация и моделирование (8 ч).

Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером.

Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты.

Таблица как средство моделирования.

Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.

Практические работы:

Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.

Построение генеалогического дерева семьи.

Создание схемы и чертежа и системе автоматизированного проектирования.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.

Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.

Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.

Практикум: работа VII.

Хранение информации (4 ч).

Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.

Ввод и редактирование записей.

Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения.

Поиск, удаление и сортировка данных.

Практические работы:

Поиск записей в готовой базе данных.

Сортировка записей в готовой базе данных.

Практикум: работа VIII.

Коммуникационные технологии (12 ч).

Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети.

Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые

7

архивы, интерактивное общение.

Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.

Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в ком­пьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.

Практические работы:

Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.

Путешествие по Всемирной паутине.

Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.

Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.

Загрузка файла из файлового архива.

Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.

Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из гло­бальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.

Создание комплексного информационного объекта в виде веб-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.

Практикум: работа IX

Информационные технологии в обществе (4 ч).

Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.

Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.

Этика и право при создании и использовании информации.

Информационная безопасность.

Правовая охрана информационных ресурсов.

Основные этапы развития средств информационных технологий.

Практические работы:

Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости ин­формационных продуктов и услуг связи.

Зашита информации от компьютерных вирусов.

Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы. Практикум: работа X.

Резерв свободного учебного времени (9 ч)

Практикум

I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публи­кации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).

Планирование текста, создание оглавления.Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернете.

Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование цитат и ссылок (гипертекста).

Использование систем перевода текста и словарей.

Использованием сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка учащимся записанной устной речи.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

П. Создание графического объекта.

Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде. Создания изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).

Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата,

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.

Планирование презентации и слайда.

Создание презентации; вставка изображений.

Настройка анимации.

Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

Запись и обработка видеофильма.

Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фото­аппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).

Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).

Обработка материала, монтаж информационного объекта.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, фи­лология, обществознание.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.

Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).

Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.

Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.

Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу.

Разборка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла.

Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке данного массива.

Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.

Работа с моделями.

Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики.

Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.

Работа с учебной базой данных.

Поиск необходимой информации.

Ввод информации.

Обработка запросов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.

Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде веб - страницы (веб-сайта) с использованием шаблонов.

Планирование веб-страницы (веб-сайта).

Поиск необходимой информации.

Ввод текста, формирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений.

Использование ссылок (гипертекста).

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.

X. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.

Планирование работы.

Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.

Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.

Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.

Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.

Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразно реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.

Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения информатики и информационных технологий ученик должен:

класс

знать/понимать

сущность понятия «информация», ее основные виды;

вилы информационных процессов; примеры источников и приемников информации:

особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

единицы измерения количества и скорости передачи информации:

программный принцип работы компьютера;

основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий; уметь

определять количество информации, используя алфавитный подход к измерению информации;

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности:

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, не­обходимый для хранения информации; скорость передачи информации;

создавать информационные объекты, в том числе:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания: использовать в тексте таблицы, изображения:

создавать рисунки, графические представления реального объекта, в частности, в про­цессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

создавать презентации на основе шаблонов;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий:

использовать приобретенные знания п умения в практической деятельности к повседневной жизни для:

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллек­ций информационных объектов:

класс

знать/понимать

сущность понятия «информация», её основные виды:

виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;

особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком;

единицы измерения количества и скорости передачи информации;

программный принцип работы компьютера:

основные виды программного обеспечения компьютера и их назначение;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий;

назначение и принципы работы компьютерных сетей;

основные свойства алгоритма, типы алгоритмических конструкций: следование, ветвление, цикл; понятие вспомогательного алгоритма;

программный принцип работы компьютера;

назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий:

назначение и виды моделей, описывающих объекты и процессы;

области применения моделирования объектов и процессов; уметь

использовать возможности локальной и глобальной сети для обмена информацией и доступа к периферийным устройствам и информационным банкам;

представлять числа в различных системах счисления;

выполнять и строить простые алгоритмы;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;

оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации, скорость передачи информации;

создавать информационные объекты, в том числе:

структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;

создавать и использовать различные формы представления информации: формулы графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности - в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;

создавать рисунки, чертежи, графические представления реального объекта, в частности в процессе проектирования с использованием основных операций графических редакторов; осуществлять простейшую обработку цифровых изображений;

создавать записи в базе данных;

создавать презентации на основе шаблонов;

искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой);

следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

создания простейших моделей объектов и процессов в виде изображений и чертежей, динамических (электронных) таблиц, программ (в том числе - в форме блок-схем);

проведения компьютерных экспериментов с использованием готовых моделей объектов процессов;

создания информационных объектов, в том числе для оформления результатов учебной работы;

организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 20 Сулукского сельского поселения Верхнебуреинского муниципального района Хабаровского края

Утверждена: методическим советом Протокол № 1 от 12 сентября 2013 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По информатике и ИКТ 10-11 класс

Составил: Щенников А.С. Учитель информатики МБОУ СОШ №20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс «Информатика и ИКТ» является общеобразовательным курсом базового уровня, изу­чаемым в 10-11 классах. Курс ориентирован на учебный план, объемом 69 учебных часов, соглас­но ФК БУП от 2004 года. Данный учебный курс осваивается учащимися после изучения базово­го курса «Информатика и ИКТ» в основной школе (в 8-9 классах).

Основными нормативными документами, определяющим содержание данного учебного кур­са, являются «Стандарт среднего (полного) общего образования по Информатике и ИКТ. Базовый уровень» от 2004 года и «Примерная программа курса «Информатика и ИКТ» для 10-11 классов (базовый уровень)», рекомендованная Минобрнауки РФ.

Основные содержательные линии общеобразовательного курса базового уровня для стар­шей школы расширяют и углубляют следующие содержательные линии курса информатики в основной школе:

линию информации и информационных процессов (определение информации, изме­рение информации, универсальность дискретного представления информации; процессы хранения, передачи и обработка информации в информационных системах; информа­ционные основы процессов управления);

линию моделирования и формализации (моделирование как метод познания: инфор­мационное моделирование: основные типы информационных моделей; исследование на компьютере информационных моделей из различных предметных областей), линию информационных технологий (технологии работы с текстовой и графической информацией; технологии хранения, поиска и сортировки данных; технологии обработки числовой информации с помощью электронных таблиц; мультимедийные технологии), линию компьютерных коммуникаций (информационные ресурсы глобальных сетей, организация и информационные услуги Интернет).

линию социальной информатики (информационные ресурсы общества, информацион­ная культура, информационное право, информационная безопасность)

Центральными понятиями, вокруг которых выстраивается методическая система курса, яв­ляются «информационные процессы», «информационные системы», «информационные модели», «информационные технологии».

Содержание учебника инвариантно к типу ПК и программного обеспечения. Поэтому теоре­тическая составляющая курса не зависит от используемых в школе моделей компьютеров, опера­ционных систем и прикладного программного обеспечения.

В меньшей степени такая независимость присутствует в практикуме. Практикум состоит из трех разделов. Первый раздел «Основы технологий» предназначен для повторения и закрепления навыков работы с программными средствами, изучение которых происходило в рамках базового курса основной школы. К таким программным средствам относятся операционная система и при­кладные программы общего назначения (текстовый процессор, табличный процессор, программа подготовки презентаций). Задания этого раздела ориентированы на Microsoft Windows - Microsoft Office. Однако, при использовании другой программной среды (например, на базе ОС Linux), учи­тель самостоятельно может адаптировать эти задания.

Согласно рекомендациям Министерства, общеобразовательный курс информатики базового уровня предлагается изучаться в классах индустриально-технологического, социально- экономического профилей и в классах универсального обучения (т.е. не имеющих определенной профильной ориентации). В связи с этим, курс рассчитан на восприятие учащимися, как с гумани­тарным, так и с «естественно-научным» и технологическим складом мышления.

Цели программыI:

Изучение информатики и информационных технологий в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

освоение системы базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование со­временной научной картины мира, роль информационных процессов в обществе, биологиче­ских и технических системах;

овладение умениями применять, анализировать, преобразовывать информационные модели реальных объектов и процессов, используя при этом информационные и коммуникационные технологии (ИКТ), в том числе при изучении других школьных дисциплин;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей путем освоения и использования методов информатики и средств ИКТ при изучении различных учебных предметов;

воспитание ответственного отношения к соблюдению этических и правовых норм инфор­мационной деятельности;

приобретение опыта использования информационных технологий в индивидуальной и коллективной учебной и познавательной, в том числе проектной деятельности.

Задачи программы:

Основной задачей курса является подготовка учащихся на уровне требований, предъяв­ляемых Обязательным минимумом содержания образования по информатике.

Требования к уровню подготовки (результаты обучения)

В результате изучения информатики и ИКТ на базовом уровне ученик должен знать/понимать

основные технологии создания, редактирования, оформления, сохранения, передачи инфор­мационных объектов различного типа с помощью современных программных средств ин­формационных и коммуникационных технологий;

назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты и процессы;

назначение и функции операционных систем; уметь

оперировать различными видами информационных объектов, в том числе с помощью ком­пьютера, соотносить полученные результаты с реальными объектами;

распознавать и описывать информационные процессы в социальных, биологических и тех­нических системах;

использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объ­екту и целям моделирования;

оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;

иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;

создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые доку­менты;

просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных, получать необ­ходимую информацию по запросу пользователя;

наглядно представлять числовые показатели и динамику их изменения с помощью программ деловой графики;

соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повсе­дневной жизни для:

эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятель­ности, в том числе самообразовании;

ориентации в информационном пространстве, работы с распространенными автоматизиро­ванными информационными системами;

автоматизации коммуникационной деятельности;

соблюдения этических и правовых норм при работе с информацией;

эффективной организации индивидуального информационного пространства.

Данная программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Программой предусмотрено проведение:

практических работ – 14+16=30;

итоговое тестирование — 2.

Формы организации учебного процесса

Единицей учебного процесса является урок. Теоретический материал курса имеет достаточ­но большой объем. Выделяемого учебным планом времени для его освоения (1 урок в неделю) не достаточно, если учитель будет пытаться подробно излагать все темы во время уроков. Для разре­шения этого противоречия необходимо активно использовать самостоятельную работу учащихся. По многим темам курса учителю достаточно провести краткое установочное занятие, после чего, в качестве домашнего задания предложить ученикам самостоятельно подробно изучить соответст­вующие параграфы учебника. В качестве контрольных материалов следует использовать вопро­сы и задания, расположенные в конце каждого параграфа. Ответы на вопросы и выполнение зада­ний целесообразно оформлять письменно. При наличии у ученика возможности работать на до­машнем компьютере, ему можно рекомендовать использовать компьютер для выполнения домаш­него задания (оформлять тексты в текстовом редакторе, расчеты производить с помощью элек­тронных таблиц).

В некоторых практических работах распределение заданий между учениками должно носить индивидуальный характер. В ряде работ имеются задания повышенной сложности (задания со звездочками), задания творческого содержания. Предлагать их ученикам учитель должен выбо­рочно. Обязательные для всех задания ориентированы на репродуктивный уровень подготовки ученика Использование заданий повышенной сложности позволяет достигать креативного, твор­ческого уровня обученности. Выполнение практических заданий теоретического характера (изме­рение информации, представление информации и др.) следует осуществлять с использованием компьютера (текстового редактора, электронных таблиц, пакета презентаций). Желательно, чтобы для каждого ученика на ПК в школьном компьютерном классе, существовала индивидуальная папка, в которой собираются все выполненные им задания и, таким образом, формируется его ра­бочий архив.

Формы контроля знаний, умений, навыков

Текущий контроль осуществляется с помощью фронтального опроса, опроса в парах и прак­тических работ (компьютерного практикума).

Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) посредством контрольной работы в комбинированной форме: тест по опросному листу + практическая работа за компьютером. При выставлении оценок желательно придерживаться следующих соотношений:

50 - 70% - «3»;

71 - 85% - «4»;

86 - 100% - «5».

Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала за год в форме тес­тирования с использованием элементов ЕГЭ по информатике и ИКТ.

Содержание учебного курса

класс:

Тема 1. Введение. Структура информатики.

Учащиеся должны знать:

в чем состоят цели и задачи изучения курса в 10-11 классах

из каких частей состоит предметная область информатики

Тема 2. Информация. Представление информации

Учащиеся должны знать:

три философские концепции информации

понятие информации в частных науках: нейрофизиологии, генетике, кибернетике, теории ин­формации

что такое язык представления информации; какие бывают языки

понятия «кодирование» и «декодирование» информации

примеры технических систем кодирования информации: азбука Морзе, телеграфный код Бодо

понятия «шифрование», «дешифрование».

Тема 3. Измерение информации.

Учащиеся должны знать:

сущность объемного (алфавитного) подхода к измерению информации

определение бита с алфавитной т.з.

связь между размером алфавита и информационным весом символа (в приближении равновероятности символов)

связь между единицами измерения информации: бит, байт, Кб, Мб, Гб

сущность содержательного (вероятностного) подхода к измерению информации

определение бита с позиции содержания сообщения Учащиеся должны уметь:

решать задачи на измерение информации, заключенной в тексте, с алфавитной т.з. (в приближе­нии равной вероятности символов)

решать несложные задачи на измерение информации, заключенной в сообщении, используя содержательный подход (в равновероятном приближении)

выполнять пересчет количества информации в разные единицы

Тема 4. Введение в теорию систем

Учащиеся должны знать:

основные понятия системологии: система, структура, системный эффект, подсистема

основные свойства систем: целесообразность, целостность

что такое «системный подход» в науке и практике

чем отличаются естественные и искусственные системы

какие типы связей действуют в системах

роль информационных процессов в системах

состав и структуру систем управления Учащиеся должны уметь:

приводить примеры систем (в быту, в природе, в науке и пр.)

анализировать состав и структуру систем

различать связи материальные и информационные.

Тема 5. Процессы хранения и передачи информации

Учащиеся должны знать:

историю развития носителей информации

современные (цифровые, компьютерные) типы носителей информации и их основные характери­стики

модель К Шеннона передачи информации по техническим каналам связи

основные характеристики каналов связи: скорость передачи, пропускная способность

понятие «шум» и способы защиты от шума

Учащиеся должны уметь:

сопоставлять различные цифровые носители по их техническим свойствам

рассчитывать объем информации, передаваемой по каналам связи, при известной скорости пере­дачи

Тема 6. Обработка информации

Учащиеся должны знать:

основные типы задач обработки информации

понятие исполнителя обработки информации

понятие алгоритма обработки информации

что такое «алгоритмические машины» в теории алгоритмов

определение и свойства алгоритма управления алгоритмической машиной

устройство и систему команд алгоритмической машины Поста Учащиеся должны уметь:

составлять алгоритмы решения несложных задач для управления машиной Поста Тема 7. Поиск данных

Учащиеся должны знать:

что такое «набор данных», «ключ поиска» и «критерий поиска»

что такое «структура данных»; какие бывают структуры

алгоритм последовательного поиска

алгоритм поиска половинным делением

что такое блочный поиск

как осуществляется поиск в иерархической структуре данных Учащиеся должны уметь:

осуществлять поиск данных в структурированных списках, словарях, справочниках, энциклопе­диях

осуществлять поиск в иерархической файловой структуре компьютера Тема 8. Защита информации

Учащиеся должны знать:

- какая информация требует зашиты виды угроз для числовой информации

- физические способы защиты информации программные средства защиты информации

- что такое криптография

- что такое цифровая подпись и цифровой сертификат

Учащиеся должны уметь:

применять меры защиты личной информации на ПК

применять простейшие криптографические шифры (в учебном режиме)

Тема 9. Информационные модели и структуры данных

Учащиеся должны знать:

определение модели

что такое информационная модель

этапы информационного моделирования на компьютере

что такое граф, дерево, сеть

структура таблицы; основные типы табличных моделей

что такое многотабличная модель данных и каким образом в ней связываются таблицы Учащиеся должны уметь:

ориентироваться в граф-моделях

строить граф-модели (деревья, сети) по вербальному описанию системы

строить табличные модели по вербальному описанию системы

Тема 10. Алгоритм - модель деятельности

Учащиеся должны знать:

понятие алгоритмической модели

способы описания алгоритмов: блок-схемы, учебный алгоритмический язык

что такое трассировка алгоритма

Учащиеся должны уметь:

строить алгоритмы управления учебными исполнителями

осуществлять трассировку алгоритма работы с величинами путем заполнения трассировочной таблицы

Тема 11. Компьютер: аппаратное и программное обеспечение

Учащиеся должны знать:

архитектуру персонального компьютера

что такое контроллер внешнего устройства ПК

назначение шины

в чем заключается принцип открытой архитектуры ПК

основные виды памяти ПК

что такое системная плата, порты ввода-вывода

назначение дополнительных устройств: сканер, средства мультимедиа, сетевое оборудование и др.

что такое программное обеспечение ПК

структура ПО ПК

прикладные программы и их назначение

системное ПО; функции операционной системы

что такое системы программирования

Учащиеся должны уметь:

подбирать конфигурацию ПК в зависимости от его назначения

соединять устройства ПК

производить основные настройки БИОС

работать в среде операционной системы на пользовательском уровне

Тема 12. Дискретные модели данных в компьютере

Учащиеся должны знать:

основные принципы представления данных в памяти компьютера

представление целых чисел

диапазоны представления целых чисел без знака и со знаком

принципы представления вещественных чисел

представление текста

представление изображения; цветовые модели

в чем различие растровой и векторной графики

дискретное (цифровое) представление звука

Учащиеся должны уметь:

-получать внутреннее представление целых чисел в памяти компьютера

вычислять размет цветовой палитры по значению битовой глубины цвета Тема 13. Многопроцессорные системы и сети

Учащиеся должны знать:

идею распараллеливания вычислений

что такое многопроцессорные вычислительные комплексы; какие существуют варианты их реа­лизации

назначение и топологии локальных сетей

технические средства локальных сетей (каналы связи, серверы, рабочие станции)

основные функции сетевой операционной системы

историю возникновения и развития глобальных сетей

что такое Интернет

систему адресации в Интернете (IP-адреса, доменная система имен)

способы организации связи в Интернете

принцип пакетной передачи данных и протокол TCP/IP

класс:

Тема 1. Информационные системы

Учащиеся должны знать:

назначение информационных систем

состав информационных систем

разновидности информационных систем

Тема 2. Гипертекст

Учащиеся должны знать:

что такое гипертекст, гиперссылка

средства, существующие в текстовом процессоре, для организации документа с гиперструктурой (оглавления, указатели, закладки, гиперссылки)

Учащиеся должны уметь:

автоматически создавать оглавление документа

организовывать внутренние и внешние связи в текстовом документе.

Тема 3. Интернет как информационная система

Учащиеся должны знать:

назначение коммуникационных служб Интернета

назначение информационных служб Интернета

что такое прикладные протоколы

основные понятия WWW: web-страница, web-сервер, web-сайт, web-браузер, HTTP-протокол, URL-адрес

что такое поисковый каталог: организация, назначение

что такое поисковый указатель: организация, назначение

Учащиеся должны уметь:

работать с электронной почтой

извлекать данные из файловых архивов

осуществлять поиск информации в Интернете с помощью поисковых каталогов и указателей. Тема 4. Web-сайт.

Учащиеся должны знать:

какие существуют средства для создания web-страниц

в чем состоит проектирование web-сайта

что значит опубликовать web-сайт

возможности текстового процессора по созданию web-страниц

Учащиеся должны уметь:

создать несложный web-сайг с помощью MS Word

создать несложный web-сайт на языке HTML (углубленный уровень)

Тема 5. Геоинформационные системы (ГИС)

Учащиеся должны знать:

что такое ГИС

области приложения ГИС

как устроена ГИС

приемы навигации в ГИС Учащиеся должны уметь:

осуществлять поиск информации в общедоступной ГИС Тема 6. Базы данных и СУБД

Учащиеся должны знать:

что такое база данных (БД)

какие модели данных используются в БД

основные понятия реляционных БД: запись, поле, тип поля, главный ключ

определение и назначение СУБД

основы организации многотабличной БД

что такое схема БД

что такое целостность данных

этапы создания многотабличной БД с помощью реляционной СУБД

Учащиеся должны уметь:

создавать многотабличную БД средствами конкретной СУБД (например, MS Access)

Тема 7. Запросы к базе данных

Учащиеся должны знать:

структуру команды запроса на выборку данных из БД

организацию запроса на выборку в многотабличной БД

основные логические операции, используемые в запросах

правила представления условия выборки на языке запросов и в конструкторе запросов Учащиеся Учащиеся должны уметь:

реализовывать простые запросы на выборку данных в конструкторе запросов

реализовывать запросы со сложными условиями выборки

реализовывать запросы с использованием вычисляемых полей (углубленный уровень)

создавать отчеты (углубленный уровень)

Тема 8. Моделирование зависимостей; статистическое моделирование

Учащиеся должны знать:

понятия: величина, имя величины, тип величины, значение величины

что такое математическая модель

формы представления зависимостей между величинами

- для решения каких практических задач используется статистика;

- что такое регрессионная модель

как происходит прогнозирование по регрессионной модели

Учащиеся должны уметь:

используя табличный процессор строить регрессионные модели заданных типов

осуществлять прогнозирование (восстановление значения и экстраполяцию) по регрессионной модели

Тема 9. Корреляционное моделирование

Учащиеся должны знать:

что такое корреляционная зависимость

что такое коэффициент корреляции

какие существуют возможности у табличного процессора для выполнения корреляционного ана­лиза

Учащиеся должны уметь:

вычислять коэффициент корреляционной зависимости между величинами с помощью таблично­го процессора (функция KOPPEJI в MS Excel)

Тема 10. Оптимальное планирование

Учащиеся должны знать:

что такое оптимальное планирование

что такое ресурсы; как в модели описывается ограниченность ресурсов

что такое стратегическая цель планирования; какие условия для нее могут быть поставлены

в чем состоит задача линейного программирования для нахождения оптимального плана

какие существуют возможности у табличного процессора для решения задачи линейного про­граммирования

Учащиеся должны уметь:

решать задачу оптимального планирования (линейного программирования) с небольшим количе­ством плановых показателей с помощью табличного процессора (Поиск решения в MS Excel)

Тема 11. Социальная информатика

Учащиеся должны знать:

что такое информационные ресурсы общества

из чего складывается рынок информационных ресурсов

что относится к информационным услугам

в чем состоят основные черты информационного общества

причины информационного кризиса и пути его преодоления

какие изменения в быту, в сфере образования будут происходить с формированием информаци­онного общества

основные законодательные акты в информационной сфере

суть Доктрины информационной безопасности Российской Федерации

Учащиеся должны уметь:

соблюдать основные правовые и этические нормы в информационной сфере деятельности

Оборудование, приборы, программные средства

Компьютер,

Проектор,

Принтер,

Устройства вывода звуковой информации,

Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объекта­ми (клавиатура, мышь и др.),

Операционная система Windows ХР, Alt Linux,

Текстовый редактор,

Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.),

Антивирусная программа,

Программа-архиватор,

Браузер (входит в состав операционных систем или др.),

Имитатор машины Поста.

Критерии оценивания.

ОЦЕНКА ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Для устных ответов определяются следующие критерии оценок:

оценка «5» выставляется, если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой и учебником;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя математическую и специализированную терминологию и символику;

правильно выполнил графическое изображение алгоритма и иные чертежи и графики, сопут­ствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примера-ми, приме­нять их в новой ситуации при выполнении практического задания;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

оценка «4» выставляется, если:

ответ удовлетворяет в основном требованиям на оценку «5», но при этом имеет один из не­достатков:

в изложении допущены небольшие пробелы, не исказившие логического и информационного содержания ответа;

допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по

замечанию учителя;

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

оценка «3» выставляется, если:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее пони­мание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения про­граммного материала, имелись затруднения или допущены ошибки в определении понятий, использовании терминологии, чертежах, блок-схем и выкладках, исправленные после несколь­ких наводящих вопросов учителя;

ученик не справился с применением теории в новой ситуации при выполнении практического задания, но выполнил задания обязательного уровня сложности по данной теме,

при знании теоретического материала выявлена недостаточная сформированность основных умений и навыков.

оценка «2» выставляется, если:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или непонимание учеником большей или наиболее важной части учеб­ного материала,

допущены ошибки в определении понятий, при использовании терминологии, в чертежах, блок-схем и иных выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

оценка «1» выставляется, если:

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала или не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу.

Для письменных работ учащихся:

оценка «5» ставится, если:

работа выполнена полностью;

пробелов и ошибок;

в тексте программы нет синтаксических ошибок (возможны одна-две различные неточности, описки, не являющиеся следствием незнания или непонимания учебного материала).

оценка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но обоснования шагов решения недостаточны (если умение обосновывать рассуждения не являлось специальным объектом проверки);

допущена одна ошибка или два-три недочета в чертежах, выкладках, чертежах блок-схем или тексте программы.

оценка «3» ставится, если:

допущены более одной ошибки или двух-трех недочетов в выкладках, чертежах блок-схем или программе, но учащийся владеет обязательными умениями по проверяемой теме.

оценка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными зна­ниями по данной теме в полной мере.

оценка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащегося обязательных знаний и умений по проверяе­мой теме.

Самостоятельная работа на ЭВМ оценивается следующим образом:

оценка «5» ставится, если:

учащийся самостоятельно выполнил все этапы решения задач на ЭВМ;

работа выполнена полностью и получен верный ответ или иное требуемое представление ре­зультата работы;

оценка «4» ставится, если:

работа выполнена полностью, но при выполнении обнаружилось недостаточное владение на­выками работы с ЭВМ в рамках поставленной задачи;

правильно выполнена большая часть работы (свыше 85 %);

работа выполнена полностью, но использованы наименее оптимальные подходы к решению поставленной задачи.

оценка «3» ставится, если:

работа выполнена не полностью, допущено более трех ошибок, но учащийся вла-деет основ­ными навыками работы на ЭВМ, требуемыми для решения поставлен-ной задачи.

оценка «2» ставится, если:

допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязатель-ными знаниями, умениями и навыками работы на ЭВМ или значительная часть работы выполнена не самостоятельно.

оценка «1» ставится, если:

работа показала полное отсутствие у учащихся обязательных знаний и навыков работы на ЭВМ по проверяемой теме.

Условия реализации рабочей программы

Данная программа изучения по информатике и ИКТ предполагает дифференцировать и инди­видуализировать обучение, наиболее полно учитывая интересы, склонности и способности всех обучающихся

Это может быть достигнуто через:

Сочетание образовательных технологий, учитывающих способности и возможности каждого;

Формы организации деятельности;

Систему оценивания;

Дифференцированные домашние задания;

Содержание заданий повышенного уровня сложности;

Возможность выбора заданий разного уровня сложности.

I Цели и требования к уровню подготовки соответствуют Стандарту' среднего (полного) общего образования по инфор­матике и ИКТ

Опубликовано в группе «Сообщество учителей математики и информатики»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.