Программа курса информатики за 8 класс по УМК И.Г. Семакина
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Настоящая программа разработана на основе следующих документов:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№273-ФЗ от 29.12.2012 г.)
Федеральный закон Республики Татарстан «Об образовании» (№68-3РТ от 22.07.2013 г.)
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации №1897 от 17.12.2010 (далее – ФГОС ООО);
Примерная программа изучения информатики, рекомендованная Министерством образования и науки Российской Федерации;
Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия №36» (принята на заседании педагогического совета, протокол от 20.10.2018 №3, утверждена приказом от 20.10.2017 №102-о);
Авторская программа курса «Информатика» для основной школы: методическое пособие / Семакин И.Г., Цветкова М.С — М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2016. — 166 с;
Учебный план МБОУ «Гимназия №36» на 2018-2019 учебный год;
Годовой календарный учебный график МБОУ «Гимназия №36» на 2018-2019 учебный год.
Учебный курс «Информатика» по ФГОС ООО изучается в 7-9 классах. Согласно учебному плану и годовому календарному учебному графику МБОУ «Гимназия №36» в 8 классе отводится 35 часов из расчета 1 час в неделю. Уровень изучения – базовый.
Для реализации Рабочей программы используется учебно-методический комплекс, включающий:
1. Учебник «Информатика» для 8 класса. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2017
2. Задачник-практикум (в 2 томах) под редакцией И.Г.Семакина, Е.К.Хеннера. Издательство БИНОМ. Лаборатория знаний. 2017
3. . Комплект дидактических материалов для текущего контроля результатов обучения по информатике в основной школе, под. ред. Семакина И.Г. (доступ через авторскую мастерскую на сайте методической службы).
4. Комплект цифровых образовательных ресурсов (далее ЦОР), помещенный в Единую коллекцию ЦОР (http://school-collection.edu.ru/).
Текущий контроль проводится в форме тестов, зачетов, практических, контрольных и самостоятельных работ, защиты проектов, устного опроса. Промежуточная аттестация представляет из себя выставление годовой оценки на основании четвертных оценок.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА «ИНФОРМАТИКА»
8 класс
При изучении курса «Информатика» в соответствии с требованиями ФГОС формируются следующие результаты освоения учебного предмета.
Личностные результаты:
-
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности.
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни.
Метапредметные результаты:
Умение самостоятельно планировать пути достижения цели, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.
Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения.
Умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы.
Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач.
Формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ.
Предметные результаты:
Формирование информационной и алгоритмической культуры.
Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе.
Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей — таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных.
Формирование навыков и умений безопасного и целесообразного поведения при работе с компьютерными программами.
Соответствие между предметными результатами, определенными ФГОС ООО,
и содержанием программы 8 класса
Предметные результаты ФГОС ООО |
Соответствующее содержание программы 8 класса |
1. Формирование информационной и алгоритмической культуры; формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации; развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств: |
|
1.1. Формирование информационной и алгоритмической культуры |
1.1.Формированию данной компетенции посвящены все темы курса |
1.2. Формирование представления о компьютере как универсальном устройстве обработки информации |
1.2.«Аппаратное и программное обеспечение сети» в рамках темы «Передача информации в компьютерных сетях» |
1.3.Развитие основных навыков и умений использования компьютерных устройств |
1.3.Практические работы на компьютере при изучении всех тем курса |
2. Формирование представления об основных изучаемых понятиях: информация, алгоритм, модель — и их свойства |
«Информационное моделирование», «Табличные вычисления на компьютере» |
3. Развитие алгоритмического мышления, необходимого для профессиональной деятельности в современном обществе; развитие умений составить и записать алгоритм для конкретного исполнителя; формирование знаний об алгоритмических конструкциях, логических значениях и операциях; знакомство с одним из языков программирования |
На формирование данной компетенции направлена логическая линия курса. глава 3 «Хранение и обработка информации в базах данных», § 10 «Основные понятия»: вводится понятие логической величины, логических значений, логического типа даннв1х; § 13 «Условия поиска и простые логические выражения»: вводится понятие логического выражения; § 14 «Условия поиска и сложные логические выражения»: вводится понятие о логических операциях конъюнкция, дизъюнкция, отрицание; о таблице истинности, о приоритетах логических операций; глава 4 «Табличные вычисления на компьютере», § 21 «Деловая графика. Условная функция», § 22 «Логические функции и абсолютные адреса»: об использовании логических величин и функций в электронных таблицах |
4. Формирование умений формализации и структурирования информации, умения выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей - таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных |
Данная компетенция реализуется в содержательной линии «Формализация и моделирование». глава 2 «Информационное моделирование», § 7 «Графические информационные модели», § 8 «Табличные модели»; глава 4, § 21 «Деловая графика»; дополнение к главе 2, 2.1 «Системы, модели, графы», 2.2 «Объектно-информационные модели». |
Планируемые предметные результаты освоения курса 8 класса
Тематический модуль |
Обучающийся научится |
Обучающийся может научиться |
Передача информации в компьютерных сетях |
основам организации и функционирования компьютерных сетей; составлять запросы для поиска информации в Интернете; |
расширить представления о компьютерных сетях распространения и обмена информацией, об использовании информационных ресурсов общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм, требований информационной безопасности; оценивать возможное количество результатов поиска информации в Интернете, полученных по тем или иным запросам. познакомиться с подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.); |
Информационное моделирование |
анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.); перекодировать информацию из одной пространственнографической или знаково-символической формы в другую, в том числе использовать графическое представление (визуализацию) числовой информации; выбирать форму представления данных (таблица, схема, график, диаграмма) в соответствии с поставленной задачей; строить простые информационные модели объектов и процессов из различных предметных областей с использованием типовых средств (таблиц, графиков, диаграмм, формул и пр.), оценивать адекватность построенной модели объекту- оригиналу и целям моделирования. |
сформировать представление о моделировании как методе научного познания; о компьютерных моделях и их использовании для исследования объектов окружающего мира; познакомиться с примерами использования графов и деревьев при описании реальных объектов и процессов строить математическую модель задачи — выделять исходные данные и результаты, выявлять соотношения между ними. |
Хранение и обработка информации в базах данных |
осуществлять поиск информации в готовой базе данных; |
проектировать и создавать однотабличную базу данных |
Табличные вычисления на компьютере |
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256; составлять логические выражения с операциями И, ИЛИ, НЕ; определять значение логического выражения; строить таблицы истинности; использовать основные приёмы обработки информации в электронных таблицах; работать с формулами; |
переводить небольшие десятичные числа из восьмеричной и шестнадцатеричной системы счисления в десятичную систему счисления; научиться решать логические задачи с использованием таблиц истинности; решать логические задачи путем составления логических выражений и их преобразования с использованием основных свойств логических операций проводить обработку большого массива данных с использованием средств электронной таблицы; |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ИНФОРМАТИКА»
8 класс
Общее число часов: 35 часов. Резерв учебного времени: 2 часа
Повторение материала, изученного в курсе 7 класса. (3)
Инструктаж по ТБ и правилам поведения в компьютерном классе. Повторение тем «Человек и информация», «Аппаратное и программное обеспечение компьютера», «Кодирование информации», «Текстовая информация», «Графическая информация», «Технология мультимедиа».
2. Передача информации в компьютерных сетях 7 ч. (3+4)
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных. Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – "Всемирная паутина". Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами. Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
3. Информационное моделирование 3 ч. (2+1)
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей. Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
4. Хранение и обработка информации в базах данных 8 ч. (4+4)
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД. Проектирование и создание однотабличной БД. Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Табличные вычисления на компьютере 10 ч. (5+5)
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера. Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами. Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств. Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
Повторение материала, изученного в курсе 8 класса. (2)
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ИНФОРМАТИКА»
8 класс
Название модуля |
Название темы |
Повторение курса 7 класса (3 часа) |
Правила техники безопасности. Повторение тем «Человек и информация», «Аппаратное и программное обеспечение компьютера». |
Повторение темы «Кодирование информации», «Текстовая информация», «Графическая информация», «Технология мультимедиа». |
|
Стартовая контрольная работа. |
|
Передача информации в компьютерных сетях (7 часов) |
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования. |
Работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами. Работа с архиваторами (практическая работа). |
|
Аппаратное и программное обеспечение сети. Скорость передачи данных. |
|
Сеть Интернет. Информационные услуги: электронная почта, телеконференции, файловые архивы, энциклопедии. Информационная система WWW. |
|
Работа в Интернете с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами, энциклопедиями (практическая работа) |
|
Поиск информации в сети Интернет. Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов). Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора (практическая работа) |
|
Контрольная работа. |
|
Информационное моделирование (3 часа) |
Назначение и свойства моделей. Натурные и информационные модели. |
Табличные модели. Информационное моделирование на компьютере. |
|
Работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей (практическая работа) |
|
Хранение и обработка информации в базах данных (8 часов) |
Базы данных, информационные системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. |
Системы управления БД и принципы работы с ними. Создание и редактирование БД. |
|
Создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей (практическая работа). |
|
Основы логики: Логические величины и формулы. |
|
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. |
|
Формирование запросов на поиск с простыми и сложными условиями (практическая работа). |
|
Сортировка таблицы по одному и нескольким ключам. Поиск и удаление записей (практическая работа). |
|
Контрольная практическая работа. |
|
Табличные вычисления на компьютере (10 часов) |
История чисел и систем счисления. |
Перевод чисел из одной системы счисления в другую. Двоичная арифметика. |
|
Представление чисел в памяти компьютера. |
|
Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Редактирование и сортировка строк. |
|
Создание электронной таблицы для решения расчетной задачи. (практическая работа). |
|
Формулы, встроенные функции. Относительная и абсолютная адресация. |
|
Табличные расчеты с применением встроенных функций, формул с относительной и абсолютной адресацией (практическая работа). |
|
Решение задач с использованием условной и логических функций (практическая работа). |
|
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц. Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц (практическая работа). |
|
Контрольная практическая работа. |
|
Повторение курса 8 класса (2 часа) |
Повторение и обобщение материала 8 класса. |
Итоговая контрольная работа. |
|
Резерв – 2 часа. |
Итого – 35 часов