Планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ» в 7–9 классе по УМК И.Г. Семакина
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Остяцкой ОШ (далее ООП ООО МКОУ Остяцкая ОШ). Содержание рабочей программы разработано так же с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru) и содержания учебников 7-9 классов И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.
В соответствии с учебным планом ООП ООО МКОУ Остяцкой ОШ учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 7-9 классах школы по одному часу в неделю..
7 класс – 35 часа (1 час в неделю);
8 класс – 36 часа (1 часа в неделю);
9 класс – 34 часа (1 часа в неделю).
Всего на изучение предмета отводится -102 ч
Предмет «Информатика и ИКТ» в основном общем образовании изучается с целью:
формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.
Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:
сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;
научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;
показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;
обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию, обучить навыкам работы с системой программирования;
сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.
Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ»
7 класс
Информация и способы её представления
Обучающийся научится:
использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
Обучающийся получит возможность научится:
различать естественные и формальные языки;
выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
Использование программных систем и сервисов
Обучающийся научится:
базовым навыкам работы с компьютером;
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы);
Обучающийся получит возможность научится:
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
8 класс
Информация и способы её представления
Обучающийся научится:
описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;
записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;
кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;
использовать основные способы графического представления числовой информации.
Обучающийся получит возможность научится:
познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей;
узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;
познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;
Использование программных систем и сервисов
Обучающийся научится:
использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);
Обучающийся получит возможность научится:
познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;
научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;
Работа в информационном пространстве
Обучающийся научится:
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
Обучающийся получит возможность научится:
познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;
получить представление о тенденциях развития ИКТ.
9 класс
Основы алгоритмической культуры
Выпускник научится:
понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;
строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;
понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов;
составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);
использовать логические значения, операции и выражения с ними;
создавать алгоритмы для решения задач, используя конструкции ветвления и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;
создавать и выполнять программы для решения алгоритмических задач в выбранной среде программирования.
Выпускник получит возможность научиться:
познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;
создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне её.
Работа в информационном пространстве
Выпускник научится:
базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;
организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;
основам соблюдения норм информационной этики и права.
Выпускник получит возможность научиться:
познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами;
познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);
Содержание учебного предмета
7 класс
Введение в предмет
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.
Человек и информация
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.
Первое знакомство с компьютером
Начальные сведения об архитектуре компьютера.
Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.
Текстовая информация и компьютер
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)
Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.
При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.
Графическая информация и компьютер
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.
Графические редакторы и методы работы с ними.
Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).
При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.
Технология мультимедиа
Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;
При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.
8 класс
Передача информации в компьютерных сетях
Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.
Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.
Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.
Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).
Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.
Информационной моделирование
Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.
Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.
Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.
Хранение и обработка информации в базах данных
Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.
Проектирование и создание однотабличной БД.
Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.
Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.
Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).
Табличные вычисления в компьютере
Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.
Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.
Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.
Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.
Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.
Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.
9 класс
Управление и алгоритмы
Кибернетика. Кибернетическая модель управления.
Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.
Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.
Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).
Программное управление работой компьютера
Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.
Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.
Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.
Информационные технологии и общество
Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.
Тематическое планирование
7 класс
№п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Раздел 1. Человек и информация (5 часов) |
||
1 |
Правила техники безопасности в компьютерном классе. Информация и знания. |
1 |
2 |
Восприятие и представление информации. Информационные процессы. |
1 |
3 |
Измерение информации. |
1 |
4 |
Решение задач по теме «Измерение информации». |
1 |
5 |
Контрольная работа «Измерение информации». |
1 |
Раздел 2. Первое знакомство с компьютером (6 часов) |
||
6 |
Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память. |
1 |
7 |
Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики персонального компьютера. |
1 |
8 |
Программное обеспечение компьютера. Системное ПО. Системы программирования. |
1 |
9 |
О файлах и файловых структурах. |
1 |
10 |
Пользовательский интерфейс. |
1 |
11 |
Контрольная работа «Программное обеспечение компьютера». |
1 |
Раздел 3. Текстовая информация и компьютер (9 часов) |
||
12 |
Тексты в компьютерной памяти. |
1 |
13 |
Текстовые редакторы. Основы работы с текстовым редактором. |
1 |
14 |
Основные приемы работы в текстовом редакторе. Редактирование и форматирование |
1 |
15 |
Дополнительные возможности текстовых процессоров. Стили, шаблоны. Списки, таблицы. |
1 |
16 |
Графические объекты. Формулы. |
1 |
17 |
Практическая работа «Работа с текстовыми редакторами» |
1 |
18 |
Системы перевода и распознавания текстов. Зачет-практикум |
1 |
19 |
Системы перевода и распознавания текстов. |
1 |
20 |
Контрольная работа «Текстовая информация». |
1 |
Раздел 4. Графическая информация и компьютер (5 часов) |
||
21 |
Компьютерная графика. |
1 |
22 |
Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения. |
1 |
23 |
Растровая и векторная графика. |
1 |
24 |
Компьютерная графика. Классификация компьютерной графики. Технические средства компьютерной графики |
1 |
25 |
Практическая работа «Работа с графическим редактором векторного типа» |
1 |
Раздел 5. Технология мультимедиа (10 часов) |
||
26 |
Что такое мультимедиа. |
1 |
27 |
Аналоговый и цифровой звук. |
1 |
28 |
Технические средства мультимедиа. |
1 |
29 |
Компьютерные презентации. |
1 |
30 |
Создание презентаций |
1 |
31 |
Использование мультимедиа в презентации |
1 |
32 |
Дискретизация аналогового сигнала. Представление и обработка звука |
1 |
33 |
Практическая работа «Компьютерные презентации» |
1 |
34 |
Годовая контрольная работа. |
1 |
35 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
Всего часов: |
35 |
Тематическое планирование
8 класс
№п/п |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях (6 часов) |
||
1 |
Правила техники безопасности в компьютерном классе. Как устроена компьютерная сеть. |
1 |
2 |
Электронная почта. Практическая работа «Регистрация почтового ящика и отправка сообщений» |
1 |
3 |
Аппаратное и программное обеспечение сети. |
1 |
4 |
Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска информации в Интернете. «Сервисы Google» |
1 |
5 |
Практическая работа «Участие в коллективном взаимодействии: форум, чат». |
1 |
6 |
Практическая работа «Сервисы Google» |
1 |
Раздел 2. Информационное моделирование (8 часов) |
||
7 |
Что такое моделирование? Графические информационные модели |
1 |
8 |
Табличные модели |
1 |
9 |
Информационное моделирование на компьютере |
1 |
10 |
Системы, модели, графы. |
1 |
11 |
Практическая работа «Построение генеалогического дерева» |
|
12 |
Практическая работа «Разработка табличной информационной модели». |
1 |
13 |
Информационное моделирование на компьютере |
1 |
14 |
Контрольная работа «Информационное моделирование». |
1 |
Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных (9 часов) |
||
15 |
Понятие базы данных и информационной системы. |
1 |
16 |
Форматы полей. Команда выборки. |
1 |
17 |
Практическая работа «Проектирование однотабличной базы данных на компьютере». |
1 |
18 |
Условия поиска информации, простые логические выражения. |
1 |
19 |
Практическая работа «Формирование простых запросов к готовой базе данных». |
1 |
20 |
Логические операции. Сложные условия поиска. |
1 |
21 |
Практическая работа «Формирование сложных запросов к готовой базе данных». |
1 |
22 |
Практическая работа «Использование сортировки, создание отчётов на основе таблиц и запросов». |
1 |
23 |
Контрольная работа «Хранение и обработка информации в базах данных» |
1 |
Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере (13 часов) |
||
24 |
История чисел и систем счисления |
1 |
25 |
Перевод чисел и двоичная арифметика |
1 |
26 |
Числа в памяти ПК |
1 |
27 |
Что такое электронная таблица? Правила заполнения |
1 |
28 |
Работа с диапазонами. Относительная адресация |
1 |
29 |
Деловая графика. Условная функция |
1 |
30 |
Логические функции и абсолютные адреса |
1 |
31 |
Понятие диапазона. Встроенные функции. Относительная адресация. Сортировка таблицы. |
1 |
32 |
Практическая работа «Использование встроенных функций. Сортировка таблицы». |
1 |
33 |
Электронные таблицы и математическое моделирование |
1 |
34 |
Абсолютная адресация. Функция времени. |
1 |
35 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
36 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
Всего часов: |
36 |
Тематическое планирование
9 класс
№п/п |
Кол-во часов |
|
Раздел 1. Управление и алгоритмы (10 часов) |
||
1 |
Правила техники безопасности в компьютерном классе. Управление и кибернетика. Управление с обратной связью. |
1 |
2 |
Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель. |
1 |
3 |
Практическая работа «Построение линейных алгоритмов». |
1 |
4 |
Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы. |
1 |
5 |
Практическая работа «Использование вспомогательных алгоритмов». |
1 |
6 |
Циклические программы. |
1 |
7 |
Практическая работа «Работа с циклами». |
1 |
8 |
Ветвления и последовательная детализация алгоритма. |
1 |
9 |
Практическая работа «Использование метода последовательного построения алгоритма». |
1 |
10 |
Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы». |
1 |
Раздел 2. Программное управление работой компьютера (16 часов) |
||
11 |
Что такое программирование. |
1 |
12 |
Алгоритмы работы с величинами. |
1 |
13 |
Линейные вычислительные алгоритмы. |
1 |
14 |
Практическая работа «Разработка линейных алгоритмов». |
|
15 |
Знакомство с языком Паскаль. |
1 |
16 |
Программирование ветвлений в Паскаль |
1 |
17 |
Программирование диалога с компьютером |
1 |
18 |
Практическая работа «Разработка программы с использованием простых ветвлений». |
1 |
19 |
Программирование циклов. Представление о циклическом алгоритме в Паскаль |
1 |
20 |
Программирование диалога с компьютером. Практическая работа «Программирование диалога». |
1 |
21 |
Программирование циклов. |
1 |
22 |
Практическая работа «Разработка программ с использованием цикла с предусловием». |
1 |
23 |
Таблицы и массивы. Массивы в Паскале. |
1 |
24 |
Поиск наименьшего и наибольшего в массиве. Сортировка массива. Решение задач. |
1 |
25 |
Практическая работа « Поиск чисел в массиве». |
1 |
26 |
Контрольная работа «Программное управление работой компьютера». |
1 |
Раздел 3. Информационные технологии и общество (8 часов) |
||
27 |
Предыстория информатики. |
1 |
28 |
История ЭВМ. |
1 |
29 |
История программного обеспечения и ИКТ. |
1 |
30 |
Информационные ресурсы современного общества. |
1 |
31 |
Проблема формирования информационного общества. |
1 |
32 |
Информационная безопасность. |
1 |
33 |
Итоговая контрольная работа. |
1 |
34 |
Анализ контрольной работы. |
1 |
Всего часов: |
34 |