Планирование по дисциплине «Информатика и ИКТ» в 7–9 классе по УМК И.Г. Семакина

1
0
Материал опубликован 25 September 2018 в группе

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Информатика и ИКТ», разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования и является частью основной образовательной программы основного общего образования МКОУ Остяцкой ОШ (далее ООП ООО МКОУ Остяцкая ОШ). Содержание рабочей программы разработано так же с учетом примерной основной образовательной программы основного общего образования (fgosreestr.ru) и содержания учебников 7-9 классов И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова.

В соответствии с учебным планом ООП ООО МКОУ Остяцкой ОШ учебный предмет «Информатика и ИКТ» изучается в 7-9 классах школы по одному часу в неделю..

7 класс – 35 часа (1 час в неделю);

8 класс – 36 часа (1 часа в неделю);

9 класс – 34 часа (1 часа в неделю).

Всего на изучение предмета отводится -102 ч

Предмет «Информатика и ИКТ» в основном общем образовании изучается с целью:

формирование поколения, готового жить в современном информационном обществе, насыщенном средствами хранения, переработки и передачи информации на базе новых информационных технологий.

Достижение поставленной цели предусматривает решение следующих основных задач:

сформировать у обучающихся единую систему понятий, связанных с созданием, получением, обработкой, интерпретацией и хранением информации;

научить пользоваться распространенными пакетами прикладных программ;

показать основные приемы эффективного использования информационных технологий;

обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию, обучить навыкам работы с системой программирования;

сформировать логические связи с другими предметами, входящими в курс среднего образования.

Планируемые результаты изучения учебного предмета «Информатика и ИКТ»

7 класс

Информация и способы её представления

Обучающийся научится:

использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», а также понимать разницу между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них;

использовать основные способы графического представления числовой информации.

Обучающийся получит возможность научится:

различать естественные и формальные языки;

выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

Использование программных систем и сервисов

Обучающийся научится:

базовым навыкам работы с компьютером;

использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы);

Обучающийся получит возможность научится:

научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;


 

8 класс

Информация и способы её представления

Обучающийся научится:

описывать размер двоичных текстов, используя термины «бит», «байт» и производные от них; использовать термины, описывающие скорость передачи данных;

записывать в двоичной системе целые числа от 0 до 256;

кодировать и декодировать тексты при известной кодовой таблице;

использовать основные способы графического представления числовой информации.

Обучающийся получит возможность научится:

познакомиться с примерами использования формальных (математических) моделей;

узнать о том, что любые данные можно описать, используя алфавит, содержащий только два символа, например 0 и 1;

познакомиться с тем, как информация (данные) представляется в современных компьютерах;

Использование программных систем и сервисов

Обучающийся научится:

использовать базовый набор понятий, которые позволяют описывать работу основных типов программных средств и сервисов (файловые системы, текстовые редакторы, электронные таблицы, браузеры, поисковые системы, словари, электронные энциклопедии);

Обучающийся получит возможность научится:

познакомиться с программными средствами для работы с аудио-визуальными данными и соответствующим понятийным аппаратом;

научиться создавать текстовые документы, включающие рисунки и другие иллюстративные материалы, презентации и т. п.;

Работа в информационном пространстве

Обучающийся научится:

базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;

Обучающийся получит возможность научится:

познакомиться с принципами устройства Интернета и сетевого взаимодействия между компьютерами, методами поиска в Интернете;

получить представление о тенденциях развития ИКТ.


 

9 класс

Основы алгоритмической культуры

Выпускник научится:

понимать различие между непосредственным и программным управлением исполнителем;

строить модели различных устройств и объектов в виде исполнителей, описывать возможные состояния и системы команд этих исполнителей;

понимать термин «алгоритм»; знать основные свойства алгоритмов;

составлять неветвящиеся (линейные) алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

использовать логические значения, операции и выражения с ними;

создавать алгоритмы для решения задач, используя конструкции ветвления и повторения, вспомогательные алгоритмы и простые величины;

создавать и выполнять программы для решения алгоритмических задач в выбранной среде программирования.

Выпускник получит возможность научиться:

познакомиться с использованием строк, деревьев, графов и с простейшими операциями с этими структурами;

создавать программы для решения задач, возникающих в процессе учебы и вне её.

Работа в информационном пространстве

Выпускник научится:

базовым навыкам и знаниям, необходимым для использования интернет-сервисов при решении учебных и внеучебных задач;

организации своего личного пространства данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисов и т. п.;

основам соблюдения норм информационной этики и права.

Выпускник получит возможность научиться:

познакомиться с постановкой вопроса о том, насколько достоверна полученная информация, подкреплена ли она доказательствами;

познакомиться с возможными подходами к оценке достоверности информации (оценка надёжности источника, сравнение данных из разных источников и в разные моменты времени и т. п.);


 

Содержание учебного предмета

7 класс

Введение в предмет

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Содержание базового курса информатики.

Человек и информация

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере: освоение клавиатуры, работа с тренажером; основные приемы редактирования.

Первое знакомство с компьютером

Начальные сведения об архитектуре компьютера.

Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Персональный компьютер. Основные устройства и характеристики. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы. Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере: знакомство с комплектацией устройств персонального компьютера, со способами их подключений; знакомство с пользовательским интерфейсом операционной системы; работа с файловой системой ОС (перенос, копирование и удаление файлов, создание и удаление папок, переименование файлов и папок, работа с файловым менеджером, поиск файлов на диске); работа со справочной системой ОС; использование антивирусных программ.

Текстовая информация и компьютер

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание текста, компьютерные словари и системы перевода)

Практика на компьютере: основные приемы ввода и редактирования текста; постановка руки при вводе с клавиатуры; работа со шрифтами; приемы форматирования текста; работа с выделенными блоками через буфер обмена; работа с таблицами; работа с нумерованными и маркированными списками; вставка объектов в текст (рисунков, формул); знакомство со встроенными шаблонами и стилями, включение в текст гиперссылок.

При наличии соответствующих технических и программных средств: практика по сканированию и распознаванию текста, машинному переводу.

Графическая информация и компьютер

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика.

Графические редакторы и методы работы с ними.

Практика на компьютере: создание изображения в среде графического редактора растрового типа с использованием основных инструментов и приемов манипулирования рисунком (копирование, отражение, повороты, прорисовка); знакомство с работой в среде редактора векторного типа (можно использовать встроенную графику в текстовом процессоре).

При наличии технических и программных средств: сканирование изображений и их обработка в среде графического редактора.

Технология мультимедиа

Что такое мультимедиа; области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере: освоение работы с программным пакетом создания презентаций; создание презентации, содержащей графические изображения, анимацию, звук, текст, демонстрация презентации с использованием мультимедийного проектора;

При наличии технических и программных средств: запись звука в компьютерную память; запись изображения с использованием цифровой техники и ввод его в компьютер; использование записанного изображения и звука в презентации.


 

8 класс

Передача информации в компьютерных сетях

Компьютерные сети: виды, структура, принципы функционирования, технические устройства. Скорость передачи данных.

Информационные услуги компьютерных сетей: электронная почта, телеконференции, файловые архивы пр. Интернет. WWW – «Всемирная паутина». Поисковые системы Интернет. Архивирование и разархивирование файлов.

Практика на компьютере: работа в локальной сети компьютерного класса в режиме обмена файлами; Работа в Интернете (или в учебной имитирующей системе) с почтовой программой, с браузером WWW, с поисковыми программами. Работа с архиваторами.

Знакомство с энциклопедиями и справочниками учебного содержания в Интернете (используя отечественные учебные порталы). Копирование информационных объектов из Интернета (файлов, документов).

Создание простой Web-страницы с помощью текстового процессора.

Информационной моделирование

Понятие модели; модели натурные и информационные. Назначение и свойства моделей.

Виды информационных моделей: вербальные, графические, математические, имитационные. Табличная организация информации. Области применения компьютерного информационного моделирования.

Практика на компьютере: работа с демонстрационными примерами компьютерных информационных моделей.

Хранение и обработка информации в базах данных

Понятие базы данных (БД), информационной системы. Основные понятия БД: запись, поле, типы полей, первичный ключ. Системы управления БД и принципы работы с ними. Просмотр и редактирование БД.

Проектирование и создание однотабличной БД.

Условия поиска информации, простые и сложные логические выражения. Логические операции. Поиск, удаление и сортировка записей.

Практика на компьютере: работа с готовой базой данных: открытие, просмотр, простейшие приемы поиска и сортировки; формирование запросов на поиск с простыми условиями поиска; логические величины, операции, выражения; формирование запросов на поиск с составными условиями поиска; сортировка таблицы по одному и нескольким ключам; создание однотабличной базы данных; ввод, удаление и добавление записей.

Знакомство с одной из доступных геоинформационных систем (например, картой города в Интернете).

Табличные вычисления в компьютере

Двоичная система счисления. Представление чисел в памяти компьютера.

Табличные расчеты и электронные таблицы. Структура электронной таблицы, типы данных: тексты, числа, формулы. Адресация относительная и абсолютная. Встроенные функции. Методы работы с электронными таблицами.

Построение графиков и диаграмм с помощью электронных таблиц.

Математическое моделирование и решение задач с помощью электронных таблиц.

Практика на компьютере: работа с готовой электронной таблицей: просмотр, ввод исходных данных, изменение формул; создание электронной таблицы для решения расчетной задачи; решение задач с использованием условной и логических функций; манипулирование фрагментами ЭТ (удаление и вставка строк, сортировка строк). Использование встроенных графических средств.

Численный эксперимент с данной информационной моделью в среде электронной таблицы.


 

9 класс

Управление и алгоритмы

Кибернетика. Кибернетическая модель управления.

Понятие алгоритма и его свойства. Исполнитель алгоритмов: назначение, среда исполнителя система команд исполнителя, режимы работы.

Языки для записи алгоритмов (язык блок-схем, учебный алгоритмический язык). Линейные, ветвящиеся и циклические алгоритмы. Структурная методика алгоритмизации. Вспомогательные алгоритмы. Метод пошаговой детализации.

Практика на компьютере: работа с учебным исполнителем алгоритмов; составление линейных, ветвящихся и циклических алгоритмов управления исполнителем; составление алгоритмов со сложной структурой; использование вспомогательных алгоритмов (процедур, подпрограмм).

Программное управление работой компьютера

Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, понятие типов данных, ввод и вывод данных.

Языки программирования, их классификация. Структура программы на языке Паскаль. Представление данных в программе. Правила записи основных операторов: присваивания, ввода, вывода, ветвления, циклов. Структурный тип данных – массив. Способы описания и обработки массивов.

Этапы решения задачи с использованием программирования: постановка, формализация, алгоритмизация, кодирование, отладка, тестирование.

Практика на компьютере: знакомство с системой программирования на языке Паскаль; ввод, трансляция и исполнение данной программы; разработка и исполнение линейных, ветвящихся и циклических программ; программирование обработки массивов.

Информационные технологии и общество

Предыстория информационных технологий. История ЭВМ и ИКТ. Понятие информационных ресурсов. Информационные ресурсы современного общества. Понятие об информационном обществе. Проблемы безопасности информации, этические и правовые нормы в информационной сфере.


 

Тематическое планирование

7 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Человек и информация (5 часов)

1

Правила техники безопасности в компьютерном классе. Информация и знания.

1

2

Восприятие и представление информации. Информационные процессы.

1

3

Измерение информации.

1

4

Решение задач по теме «Измерение информации».

1

5

Контрольная работа «Измерение информации».

1

Раздел 2. Первое знакомство с компьютером (6 часов)

6

Назначение и устройство компьютера. Компьютерная память.

1

7

Как устроен персональный компьютер. Основные характеристики персонального компьютера.

1

8

Программное обеспечение компьютера. Системное ПО. Системы программирования.

1

9

О файлах и файловых структурах.

1

10

Пользовательский интерфейс.

1

11

Контрольная работа «Программное обеспечение компьютера».

1

Раздел 3. Текстовая информация и компьютер (9 часов)

12

Тексты в компьютерной памяти.

1

13

Текстовые редакторы. Основы работы с текстовым редактором.

1

14

Основные приемы работы в текстовом редакторе. Редактирование и форматирование

1

15

Дополнительные возможности текстовых процессоров. Стили, шаблоны. Списки, таблицы.

1

16

Графические объекты. Формулы.

1

17

Практическая работа «Работа с текстовыми редакторами»

1

18

Системы перевода и распознавания текстов. Зачет-практикум

1

19

Системы перевода и распознавания текстов.

1

20

Контрольная работа «Текстовая информация».

1

Раздел 4. Графическая информация и компьютер (5 часов)

21

Компьютерная графика.

1

22

Технические средства компьютерной графики. Кодирование изображения.

1

23

Растровая и векторная графика.

1

24

Компьютерная графика. Классификация компьютерной графики. Технические средства компьютерной графики

1

25

Практическая работа «Работа с графическим редактором векторного типа»

1

Раздел 5. Технология мультимедиа (10 часов)

26

Что такое мультимедиа.

1

27

Аналоговый и цифровой звук.

1

28

Технические средства мультимедиа.

1

29

Компьютерные презентации.

1

30

Создание презентаций

1

31

Использование мультимедиа в презентации

1

32

Дискретизация аналогового сигнала. Представление и обработка звука

1

33

Практическая работа «Компьютерные презентации»

1

34

Годовая контрольная работа.

1

35

Анализ контрольной работы.

1

 

Всего часов:

35


 

Тематическое планирование

8 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Передача информации в компьютерных сетях (6 часов)

1

Правила техники безопасности в компьютерном классе. Как устроена компьютерная сеть.

1

2

Электронная почта. Практическая работа «Регистрация почтового ящика и отправка сообщений»

1

3

Аппаратное и программное обеспечение сети.

1

4

Интернет и Всемирная паутина. Способы поиска информации в Интернете. «Сервисы Google»

1

5

Практическая работа «Участие в коллективном взаимодействии: форум, чат».

1

6

Практическая работа «Сервисы Google»

1

Раздел 2. Информационное моделирование (8 часов)

7

Что такое моделирование? Графические информационные модели

1

8

Табличные модели

1

9

Информационное моделирование на компьютере

1

10

Системы, модели, графы.

1

11

Практическая работа «Построение генеалогического дерева»

 

12

Практическая работа «Разработка табличной информационной модели».

1

13

Информационное моделирование на компьютере

1

14

Контрольная работа «Информационное моделирование».

1

Раздел 3. Хранение и обработка информации в базах данных (9 часов)

15

Понятие базы данных и информационной системы.

1

16

Форматы полей. Команда выборки.

1

17

Практическая работа «Проектирование однотабличной базы данных на компьютере».

1

18

Условия поиска информации, простые логические выражения.

1

19

Практическая работа «Формирование простых запросов к готовой базе данных».

1

20

Логические операции. Сложные условия поиска.

1

21

Практическая работа «Формирование сложных запросов к готовой базе данных».

1

22

Практическая работа «Использование сортировки, создание отчётов на основе таблиц и запросов».

1

23

Контрольная работа «Хранение и обработка информации в базах данных»

1

Раздел 4. Табличные вычисления на компьютере (13 часов)

24

История чисел и систем счисления

1

25

Перевод чисел и двоичная арифметика

1

26

Числа в памяти ПК

1

27

Что такое электронная таблица? Правила заполнения

1

28

Работа с диапазонами. Относительная адресация

1

29

Деловая графика. Условная функция

1

30

Логические функции и абсолютные адреса

1

31

Понятие диапазона. Встроенные функции. Относительная адресация. Сортировка таблицы.

1

32

Практическая работа «Использование встроенных функций. Сортировка таблицы».

1

33

Электронные таблицы и математическое моделирование

1

34

Абсолютная адресация. Функция времени.

1

35

Итоговая контрольная работа.

1

36

Анализ контрольной работы.

1

 

Всего часов:

36

Тематическое планирование

9 класс

п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Раздел 1. Управление и алгоритмы (10 часов)

1

Правила техники безопасности в компьютерном классе. Управление и кибернетика. Управление с обратной связью.

1

2

Определение и свойства алгоритма. Графический учебный исполнитель.

1

3

Практическая работа «Построение линейных алгоритмов».

1

4

Вспомогательные алгоритмы и подпрограммы.

1

5

Практическая работа «Использование вспомогательных алгоритмов».

1

6

Циклические программы.

1

7

Практическая работа «Работа с циклами».

1

8

Ветвления и последовательная детализация алгоритма.

1

9

Практическая работа «Использование метода последовательного построения алгоритма».

1

10

Контрольная работа по теме «Управление и алгоритмы».

1

Раздел 2. Программное управление работой компьютера (16 часов)

11

Что такое программирование.

1

12

Алгоритмы работы с величинами.

1

13

Линейные вычислительные алгоритмы.

1

14

Практическая работа «Разработка линейных алгоритмов».

 

15

Знакомство с языком Паскаль.

1

16

Программирование ветвлений в Паскаль

1

17

Программирование диалога с компьютером

1

18

Практическая работа «Разработка программы с использованием простых ветвлений».

1

19

Программирование циклов. Представление о циклическом алгоритме в Паскаль

1

20

Программирование диалога с компьютером. Практическая работа «Программирование диалога».

1

21

Программирование циклов.

1

22

Практическая работа «Разработка программ с использованием цикла с предусловием».

1

23

Таблицы и массивы. Массивы в Паскале.

1

24

Поиск наименьшего и наибольшего в массиве. Сортировка массива. Решение задач.

1

25

Практическая работа « Поиск чисел в массиве».

1

26

Контрольная работа «Программное управление работой компьютера».

1

Раздел 3. Информационные технологии и общество (8 часов)

27

Предыстория информатики.

1

28

История ЭВМ.

1

29

История программного обеспечения и ИКТ.

1

30

Информационные ресурсы современного общества.

1

31

Проблема формирования информационного общества.

1

32

Информационная безопасность.

1

33

Итоговая контрольная работа.

1

34

Анализ контрольной работы.

1

 

Всего часов:

34

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.