Календарно-тематическое планирование «Лепка»
Художественно – эстетическое развитие. Лепка.
Пояснительная записка.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Большое значение для развития мелкой моторики имеет лепка. Младшие дошкольники способны под руководством взрослого вылепить простые предметы. В младшем дошкольном возрасте развивается перцептивная деятельность. Дети от использования предэталонов — индивидуальных единиц восприятия — переходят к сенсорным эталонам — культурно-выработанным средствам восприятия.
Основная задача педагога в работе по данному разделу: развитие у ребенка интереса и желания заниматься изобразительной деятельностью совместно с педагогом, детьми и самостоятельно.
Перспективное планирование занятий составлено с учетом основных задач, целей и возрастных требований программы «Детство». С целью достижения желаемого результата все занятия организуются в сюжетно-игровой, занимательной форме. В соответствии с этим занятия по изобразительной деятельности строятся так, чтобы ввести ребенка в образную ситуацию, которая поможет ему эмоционально воспринимать созданный с воспитателем предмет.
Овладение изобразительно-выразительными средствами (ритм, цвет, форма, композиция) обогащает содержание лепки, позволяет находить сходство с окружающими предметами и явлениями. Сенсорные основы изобразительной деятельности ребенка формируются в единстве с развитием образного начала. Прочное овладение техническими навыками и умениями требует длительных и систематических упражнений. Хорошее владение техникой изображения делает процесс создания лепки свободными, приятным для ребенка, повышает его интерес к деятельности и развивает творческие возможности. Упражнения в технике изображения проводятся не изолированно, а в процессе решения изобразительных задач на каждом занятии с детьми, не мешая творческой работе, а помогая и способствуя ей.
Задачи:
Формировать интерес к лепке. Закреплять представления о свойствах пластилина,
пластической массы и способах лепки.
Учить раскатывать комочки прямыми и круговыми движениями, соединять концы получившейся палочки, сплющивать шар, сминая его ладонями обеих рук.
Побуждать детей украшать вылепленные предметы, используя палочку с заточенным концом; учить создавать предметы, состоящие из 2-3 частей, соединяя их путем прижимания друг к другу.
Закреплять умение аккуратно пользоваться пластилином, класть комочки и вылепленные предметы на дощечку.
Учить детей лепить несложные предметы, состоящие из нескольких частей (неваляшка,
цыпленок, пирамидка и др.). Предлагать объединять вылепленные фигурки в коллективную композицию (неваляшки водят хоровод, яблоки лежат на тарелке и др.). Вызывать радость от восприятия результата общей работы.
Количество занятий:
в неделю: 1
в месяц: 4
всего в год: 36
Продолжительность занятий: 15 минут
Календарно – тематическое планирование.
Месяц |
Тема занятия |
Программное содержание |
Методическая литература |
Сентябрь |
Зернышки для семьи Пети-Петушка |
Упражнять детей в отрывании маленького кусочка от большого, учить аккуратности; продолжать учить выполнять движения вслед за воспитателем. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.112-114 |
|
Шустрые мячики |
Развивать умение скатывать шар из пластилина круговыми движениями ладоней. Воспитывать положительное отношение к процессу лепки. |
«Перспективное планирование» стр.114 |
|
Красивая лесенка |
Продолжать учить детей раскатывать «колбаску» на дощечке прямыми движениями ладоней; побуждать детей с помощью воспитателя называть изображённый на картине предмет; воспитывать отзывчивость и доброту. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.75-77 «Перспективное планирование» стр.115 |
|
Овощи |
Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от большого куска, раскатывать их между ладонями прямыми движениями; развивать мелкую моторику рук, формировать знания об овощах; воспитывать отзывчивость и доброту. Закрепить знания о цвете, упражнять в назывании цвета. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.87-89 БондаренкоТ.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 69-70 |
Октябрь |
Фрукты |
Закреплять знания детей о форме предметов, учить различать предметы по величине, закреплять умение детей лепить предметы круглой формы, раскатывая пластилин кругообразными движениями между ладонями. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.89-91 Бондаренко Т.М.«Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр.91 «Перспективное планирование» стр.116 |
|
Испечем оладушки |
Продолжать знакомить ребенка с пластилином и его свойствами; учить сплющивать шарики из пластилина при помощи всех пальцев руки; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Познакомить детей с предметами быта: печка, сковородка. Развивать представление об окружающем мире, воображение. Воспитывать интерес к игре-занятию, результатам работы. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.77-78 «Перспективное планирование» стр.116 |
|
Пирамидка |
Развивать умение раскатывать комок пластилина прямыми движениями ладоней; преобразовать «палочку» в кольцо, соединяя ее концы, раскатывать комок пластилина в шар круговыми движениями ладоней; придавать конусообразную форму шару «прищипыванием»; развивать глазомер, мелкую моторику рук, образное логическое мышление, пространственное воображение, мышление. |
БондаренкоТ.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 101-102 |
|
Вишня в корзинке |
Учить сравнивать и описывать фрукты, отгадывать загадки, учить лепить из пластилина ягоды методом раскатывания из небольших кусочков пластилина, развивать аккуратность, мелкую моторику пальцев рук. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.127 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр.113-114 |
Ноябрь |
Грибы |
Научить детей лепить грибочки; раскатывать небольшой кусок пластилина между ладонями прямыми движениями в виде колбаски; раскатывать небольшой кусок пластилина, круговыми движениями превращая его в шар, сплющивать и концы приплющивать, придавая форму гриба; развивать мелкую моторику рук; воспитывать любознательность, аккуратность в работе. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.117 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 95-96 «Перспективное планирование» стр.117 |
|
Накормим зайчика морковкой |
Побуждать детей раскатывать комок пластилина, удлинять, заострять кончик столбика, сплющивая пальцами. Проявлять заботу о зайке |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.92 |
|
Колобок |
Вызывать у детей желание создавать в лепке образы сказочных персонажей. Закреплять умение лепить предметы округлой формы, раскатывая пластилин между ладонями круговыми движениями. Закреплять умение аккуратно работать с пластилином. Учить стекой рисовать на вылепленном изображении некоторые детали (глаза, рот) |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.98-100 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2мл.гр.» стр. 86 |
|
Подарки для зверят |
Воспитывать доброжелательное отношение к персонажам. Развивать сюжетно-ролевой замысел. Развивать мелкую моторику, координацию движения рук. Развивать воображение и творчество. Учить детей использовать знакомые приемы лепки для создания разных персонажей. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.112-114 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 44-45 |
Декабрь |
Шарики для елочки |
Вызвать у детей желание нарядить ёлку к празднику. Учить раскатывать из цветного пластилина и делать колечки, составлять из них гирлянду. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.80 |
|
Снеговик |
Учить детей называть основные приметы зимнего периода, лепить снеговика из пластилина; делить пластилин на три разные части, скатывать три шара (большой, средний и маленький), соединить части, назвать цвет пластилина, доводить задуманное до конца; развивать самостоятельность. Закрепить понятия: «большой», «маленький». |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.98 |
|
Новогодние подарки игрушкам |
Побуждать детей лепить разные по форме конфеты (круглые, длинные, приплюснутые). Формировать образное восприятие и образные представления, развивать воображение. Учить детей использовать ранее приобретенные умения и навыки в лепке. Воспитывать доброе отношение к животным и желание сделать им что-то приятное. |
Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 119-120 |
|
Снегурочка |
Вызвать у детей желание передать образ Снегурочки в лепке. Учить выделять части человеческой фигуры в одежде (голова, расширяющаяся книзу шубка, руки), передавать их с соблюдением пропорций. Закреплять умение работать аккуратно. Развивать образные представления, эстетическое восприятие. Развивать детское творчество. Приобщать детей к изобразительному искусству. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.112-114 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 44-45 «Перспективное планирование» стр.116 |
Январь |
Ежик |
Учить детей лепить предмет из целого куска, передавая некоторые характерные особенности (вытянутый нос, лапы, иголки). Закреплять приемы лепки: скатывание между ладонями, формировать умение вытягивать отдельные части из целого куска. Вызвать положительный эмоциональный отклик на общий результат. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.52 |
|
Рыбка |
Учить детей лепить предметы овальной формы, прищипывать детали и украшать изделие с помощью стеки. Развивать внимание, мелкую моторику рук. Воспитывать бережное отношение к живой природе. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.146-148 |
|
Неваляшка
|
Учить детей лепить предмет, состоящий из нескольких частей одинаковой формы, но разной величины, плотно прижимая части друг к другу. Вызывать стремление украшать предмет мелкими деталями (помпон на шапочке, пуговицы на платье). Уточнить представления детей о величине предметов. Закреплять умение лепить аккуратно. Вызвать чувство радости от созданного. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.112-114 Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 44-45 «Перспективное планирование» стр.116 |
Февраль |
Шоколад ные конфетки очень любят наши детки |
Учить раскатывать комочки, аккуратно пользоваться пластилином. Воспитывать положительное, заботливое отношение к окружающим. Учить детей отщипывать от большого комка маленькие комочки; класть вылепленные изделия и лишний пластилин на доску. Развивать желание лепить, радоваться созданному. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.93-96 |
|
Витамины |
Учить раскатывать комочки пластилина круговыми движениями рук. Воспитывать интерес к процессу лепки. |
Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 244 |
|
Веселые вертолеты |
Продолжать учить детей раскатывать на дощечке движениями вперёд-назад пластилиновые столбики и соединять их. Учить детей сопровождать слова стихотворения соответствующими действиями. Развивать внимание. Вызывать радость от созданного изображения |
И.А. Лыкова. «Изобразительная деятельность в детском саду» стр.12 |
|
Зайчик |
Развивать интерес детей к лепке знакомых предметов, состоящих из нескольких частей, учить делить кусок пластилина на нужное количество частей. Закреплять умение прочно соединять части предмета, прижимая их друг к другу. |
Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 175 |
Март |
Красивый цветок для мамочки |
Продолжать развивать сюжетно-ролевой замысел, продолжать учить детей наносить пластилин на картон пальчиками рук. Развивать мелкую моторику рук. Учить детей составлять изображение из деталей, воспитывать стремление сделать красивую вещь. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.143 |
|
Миски трех медведей |
Учить детей лепить мисочки разного размера, используя прием раскатывания пластилина кругообразными движениями. Учить сплющивать и оттягивать края мисочки вверх. Побуждать детей быть эмоционально отзывчивым на чужую беду. Развивать интерес к процессу лепки. |
«Перспективное планирование» стр.60 |
|
Мишка косолапый по лесу идет |
Учить лепить медвежонка, передавая форму, пропорции, мелкие детали. Закрепить приёмы скатывания, сплющивания, прищипывания. Развивать эстетическое восприятие, закреплять умение аккуратно соединять части путем примазывания. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.97 |
|
Весна, пора сажать деревья |
Формировать умение выполнять разные способы лепки; передавать форму основной части изделия и дополнительных деталей; развивать композиционные умения; воспитывать интерес к творчеству; прививать бережное отношение к природе. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.107-109 |
Апрель |
Погремушка |
Учить детей лепить предмет, состоящий из двух частей: шарика и палочки. Соединять части, плотно прижимая друг к другу. Упражнять в раскатывании пластилина прямыми и круговыми движениями ладоней. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.82-84 |
|
Ракета |
Расширять представления детей об окружающем мире (о космосе), учить детей лепить палочки, приемом раскатывания пластилина прямыми движениями ладошек, соединять детали, сглаживать пальцами поверхность вылепленных предметов; прививать желание лепить. |
Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 206 |
|
Мы гуляем |
Учить детей лепить маленькую куколку: шубка-толстый столбик, голова-шар, руки-палочки. Закреплять умение раскатывать пластилин прямыми движениями и кругообразными движениями. Учить составлять изображение из частей. Вызвать чувство радости от получившегося изображения. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.144-147 |
|
Баранки и плетенки |
Лепка баранок: раскатывание колбасок и замыкание их в кольцо, обыгрывание лепных изделий – «нанизывание» бубликов на связку-верёвочку. Закреплять прием раскатывания пластилина прямыми движениями ладоней. Учить детей по-разному свертывать получившуюся колбаску. Формировать умение рассматривать работы, выделять сходство и различия, замечать разнообразие созданных изображений. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.100 |
Май |
Улитка |
Вызвать у детей интерес к лепке. Учить лепить улитку путём сворачивания столбика и оттягивания головы и рожек. |
Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия во 2 мл.гр.» стр. 82 |
|
Уточка |
Учить детей лепить предмет , состоящий из нескольких частей, передавая некоторые характерные особенности(вытянутый клюв).Упражнять в использовании приема прищипывания, оттягивания. Закреплять умение соединять части, плотно прижимая их друг к другу. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.102 |
|
Гусеничка |
Помогать осваивать приемы лепки: скатывать комок пластилина между двумя ладонями круговыми движениями, для придания круглой формы (шар); учить детей класть вылепленные предметы на дощечку; аккуратно пользоваться пластилином; учить разминать пластилин пальцами и ладонями обеих рук; продолжать знакомить с зеленым цветом. |
О.В.Павлова «Изо-деятельность» стр.105-107 |
|
Диагности ка |
Выявить умения детей отделять от большого куска глины небольшие комочки, раскатывать их прямыми и круговыми движениями ладоней, умение лепить различные предметы, состоящие из 1-3 частей, используя разнообразные приемы лепки. |
|
Сафонова Ольга Владимировна