Календарно-тематическое планирование по географии (5 класс, УМК «Классическая линия»)

3
0
Материал опубликован 23 July 2016 в группе


Рабочая программа 5 класс
DOCX / 39.84 Кб

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

«География. Начальный курс» – первый систематический курс, новой для школьников, учебной дисциплины.

При изучении этого курса начинается обучение географической культуре и географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на географические процессы, исследование своей местности, используемые для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курса географии.

Рабочая программа полностью соответствует «Федеральному государственному образовательному стандарту» (ФГОС ООО) и составлена на основе программы основного общего образования по географии. 5-9 классы авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, издательство Дрофа. 2012г.

Рабочая программа по географии составлена на основе:

Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к результатам основного общего образования, представленных в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования второго поколения;

учебного плана;

примерной программы основного общего образования по географии с учетом авторской программы по географии основного общего образования 5- 9 класса авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин.

В ней также учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами начального общего образования.

Рабочая программа рассчитана на 35 учебных часов, из расчета 1 час в неделю.

Курс «География. Начальный курс. 5 класс» является пропедевтическим по отношению к курсу географии в основной школе.

Основными целями курса являются:

знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества – географической картой, с взаимодействием природы и человека;

пробуждение интереса к географическим наукам и к географии в частности;

формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

При изучении курса решаются следующие задачи:

знакомство с одним из интереснейших школьных предметов – географией, формирование интереса к нему;

формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы.

Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения: проблемного обучения, технологии развития критического мышления через чтение и письмо, ИКТ, игровые технологии.

Внеурочная деятельность по предмету предусматривается в форме индивидуально-групповых занятий.


 

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Важнейшие личностные результаты обучения географии:

гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;

осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;

умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

    выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;

    составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

    работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

    в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Познавательные УУД:

формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);

вычитывать все уровни текстовой информации;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Коммуникативные УУД:

самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).

Предметными результатами изучения курса «География» 5 классе являются следующие умения:

объяснять роль различных источников географической информации.

объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;

формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.

находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;

составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.

определять на карте местоположение географических объектов.

определять роль результатов выдающихся географических открытий;

использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
 

Наименование раздела

Количество часов

Теоритический

Практический

Проверочный

Всего

1

Что изучает география

4

-

1

5

2

Как люди открывали Землю

1

3

1

5

3

Земля во Вселенной

7

2

1

10

4

Виды изображений поверхности Земли

1

2

1

4

5

Природа Земли

9

1

1

11

 

ИТОГО:

22

8

5

35


 


 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ

Живая и неживая природа, явления природы (физические и биологические), естественные науки, отрасли географической науки. Методы географических исследований (сравнение, описание, картографический и др.)

КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ

Географические открытия людей в древности (плавание финикийцев, Геродот, Пифей, Эратосфен) и в Средневековье (Марко Поло, Бартоломео Диаш, Васка да Гама), эпоха Великих географических открытий (Христофор Колумб, Америго Веспучи, Фернан Магеллан, и др.), географические открытия русских мореплавателей и путешественников (Афанасий Никитин, Семен Иванович Дежнев, Витус Беринг и др.).

ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ

Вселенная, представления о Вселенной в древнем мире и Средневековье, современное представление о строении Вселенной, галактика.

Солнечная система, планеты земной группы (Меркурий, Венера, Марс, Земля), планеты-гиганты (Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун), Плутон, астероид, комета, метеорит, метеор, звезды, созвездия. Этапы освоения космоса (Константин Эдуардович Циолковский, Сергей Павлович Королёв, «Спутник-2» и пр.).

ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ

Горизонт, линия горизонта, стороны горизонта (основные и промежуточные), ориентирование, компас, ориентирование по компасу, ориентирование по Солнцу, ориентирование по звездам, ориентирование по местным признакам, план местности, географическая карта, масштаб, условные знаки, градусная сеть, меридианы, параллели, Гринвич, экватор.

ПРИРОДА ЗЕМЛИ

Гипотеза Ж.Бюффона, И. Канта, П. Лапласа, Дж. Джинса, О.Ю. Шмидта.

Внутреннее строение Земли (ядро, мантия, земная кора), рельеф, горные породы (магматические, осадочные, метаморфические) и минералы, полезные ископаемые, движение литосферных плит, землетрясения, вулканизм.

Гидросфера, состав гидросферы, круговорот воды в природе, Мировой океан, моря, воды суши.

Атмосфера, ветер, погода, климат, облака, гроза, гром, молния, ураган.

Биосфера, Владимир Иванович Вернадский, почва, состав и свойства почвы, Василий Васильевич Докучаев, плодородие, гумус, образование почвы, значение почвы, как человек изменил природу, заповедники, национальные парки, заказники.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная литература:

География. Начальный курс. 5 класс / И.И. Баринова, А.А. Плешаков, Н.И. Сонин. – 3-е изд. – М. Дрофа, 2014. – 140 с. : ил., карт.

География. Начальный курс. 5 класс: рабочая тетрадь / Н.И. Сонин, С.В. Курчина. – 4-е изд. – М. Дрофа, 2014. – 76 с. : ил.

География. 5 класс: атлас / С.А. Ильина, Н.А. Курбский . – М. Дрофа, 2016. – 32.

География. 5 класс: контурные карты / А.В. Румянцев, Н.А. Курбский, М. Дрофа, 2016. – 24.

Дополнительная литература:

Вселенная. Иллюстрированный атлас. / Марк Гарлик, М. Махаон,2015. – 128.

Земля. Иллюстрированный атлас. / Майкл Аллаби, М. Махаон,2015. – 200.

Географические открытия. Иллюстрированный атлас. / Амченков Ю.А., М. Махаон,2015. – 270.

Интернет-ресурсы:

Zimbio.com

Wordprints.com

Nasa.gov

Nationalgeographic.com

Rgo.ru

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ПО ГЕОГРАФИИ 5 КЛАСС

п/п

Тема урока

Календарные сроки

Практические работы

Результаты

Домашнее

задание

Предметные

Личностные

Метапредметные

РАЗДЕЛ 1: ЧТО ИЗУЧАЕТ ГЕОГРАФИЯ (6 ЧАСОВ)

1.

Мир, в котором мы живем.

   

Объяснять различия живой природы от неживой.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником.

Стр. 4-10

2.

Науки о природе.

   

Называть отличия географии от других наук о природе.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь анализировать иллюстрации и текст учебника.

Стр. 11-17, зад. 1

3.

География – наука о Земле.

   

Знать основные ветви географии. Объяснять причины многообразия географических наук.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь анализировать иллюстрации и текст учебника.

Стр. 18-21, зад. 4

4.

Методы географических

исследований.

   

Называть основные способы изучения Земли.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь выделять главное в изучаемом материале.

Стр. 22-26

5.

Учимся заполнять контурную карту

 

Практическая

работа № 1

«Учимся работать с контур. картой»

Уметь обозначать географические объекты на карте

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь находить информацию, используя атлас

Записи в тетради

6.

Обобщение знаний по разделу: «Что изучает география».

           

РАЗДЕЛ 2: КАК ЛЮДИ ОТКРЫВАЛИ ЗЕМЛЮ (4 ЧАСОВ)

7.

Географические открытия древности и Средневековья.

   

Наносить на контурную карту и правильно подписывать маршруты плаваний.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Самостоятельно получать знания с помощью карт.

Стр. 27-29

8.

Важнейшие географические открытия.

 

Практическая

работа №2.

«Важнейшие географические открытия».

Называть наиболее важные географические открытия и путешествия. Показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодов.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником. Самостоятельно получать знания с помощью карт.

Стр. 30-34, контурная карта

9.

Открытия русских

путешественников.

 

Практическая

работа №3.

«Географические открытия России».

Наносить на контурную карту и правильно подписывать маршруты плаваний.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Самостоятельно получать знания с помощью карт.

Стр. 35-39, контурная карта

10.

Обобщение знаний по разделу: «Как люди открывали Землю».

           

РАЗДЕЛ 3: ЗЕМЛЯ ВО ВСЕЛЕННОЙ (8 ЧАСОВ)

11.

Как древние люди представляли себе Вселенную.

   

Описывать представление древних людей о Вселенной.

Обладать ответственным отношением к учебе

Уметь работать с учебником.

Стр. 41-45, рисунок

12.

Изучение Вселенной: от Коперника до наших дней.

   

Стр. 46-51

13.

Соседи Солнца.

   

Называть планеты Солнечной системы.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, атласом.

Стр. 52-56, зад. 1

14.

Планеты-гиганты и маленький Плутон.

   

Стр. 57-60

15.

Малые небесные тела.

   

Объяснять понятия «астероид» и «комета». Называть отличия в понятиях «метеор» и «метеорит».

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь выделять главное в изучаемом материале.

Стр. 61-65

16.

Мир звёзд.

 

Практическая

работа №4.

«Ориентирование по звездному небу».

Приводить примеры различных звезд, показывать созвездия на карте звездного неба.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь выделять главное в изучаемом материале.

Стр. 66-69, контурная карта

17.

Современные исследования космоса.

   

Знать достижения нашей страны в освоении космоса.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь анализировать и обобщать материал.

Стр. 73-76

18.

Обобщение знаний по разделу: «Земля во Вселенной».

           

РАЗДЕЛ 4: ВИДЫ ИЗОБРАЖЕНИЙ ПОВЕРХНОСТИ ЗЕМЛИ (4 ЧАСА)

19.

Стороны горизонта.

   

Объяснять значения понятий «горизонт», стороны горизонта». Определять основные стороны горизонта.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, выделять существенные признаки понятий.

Стр. 78-80

20.

Ориентирование.

 

Практическая

работа №5.

«Ориентирование по компасу».

Объяснять значение понятие «азимут». Работать с компасом, ориентироваться на местности при помощи компаса, местных признаков.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, выделять существенные признаки понятий.

Стр. 80-82

21.

План местности

и географическая карта.

 

Практическая

работа №6.

«Составление простого плана местности».

Уметь составлять простой план.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с картой и планом.

Стр. 83-87

22.

Обобщение знаний по разделу: «Виды изображений поверхности Земли».

           

РАЗДЕЛ 5: ПРИРОДА ЗЕМЛИ (13 ЧАСОВ)

23.

Как возникла Земля.

   

Объяснять значение понятий «гипотеза» и «теория», сравнивать различные гипотезы происхождения Земли.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, выделять главное из изучаемого материала.

Стр. 88-93

24.

Как возникла Земля.

   

Стр. 88-93, зад. 1

25.

Внутреннее строение Земли.

 

Практическая

работа №7.

«Определение горных пород и минералов».

Объяснять значения понятий «ядро», «мантия», «земная кара», «минералы», «горные породы».

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, определителем.

Стр. 94-98

26.

Землетрясения и вулканы.

 

Практическая работа №8.

«Определение сейсмоактивных районов».

Объяснять значения понятий «землетрясение», «вулкан».

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, выделять главное из изучаемого материала.

Стр. 99-104,

контурная карта

27.

Путешествие

по материкам.

   

Знать основные особенности материков. Уметь показывать на карте материки.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Уметь работать с учебником, выделять главное из изучаемого материала.

Стр. 105-112

28.

Жизнь на разных

материках

   

Записи в тетради

29.

Вода на Земле.

   

Знать состав гидросферы. Уметь показывать на карте океаны и моря.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Обладать основами экологической культуры.

Стр. 113-118

зад. 1,2

30.

Воздушная оболочка

Земли.

   

Знать состав атмосферы. Объяснять влияние атмосферы на жизнь людей.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Обладать основами экологической культуры

Стр. 119-124

31.

Живая природа.

   

Уметь сравнивать географические оболочки между собой.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Обладать основами экологической культуры

Стр. 125-127

зад. 3

32.

Почва – особое природное тело.

   

Описывать свойства почвы.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Составлять логический рассказ об изученном.

Стр. 128-131

33.

Человек и природа.

   

Знать правила безопасного поведения на природе.

Обладать ответственным отношением к учебе.

Обладать основами экологической культуры

Стр. 132-138

34.

Обобщение знаний по разделу: «Природа Земли»

           

35.

Итоговое занятие за курс географии, 5 класса

           


 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации