Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе (УМК Е. М. Домогацких, Н. И. Алексеевского)
Календарно-тематическое планирование по географии в 6 классе
№ |
Тема урока |
Кол-во часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
УУД (универсальные учебные действия) |
Вид контроля |
Практические работы |
Домашнее зада ние |
Оснащение |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||||||||||
ЗЕМЛЯ КАК ПЛАНЕТА |
|||||||||||
1 |
Земля и Вселенная |
1 |
Изучение нового материала |
Солнце — источник жизни на Земле. Земля — одна из восьми планет Солнечной системы; ее ближайшие соседи. Луна — спутник Земли, их взаимодействие. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей. |
Сопоставлять географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, |
Вводная беседа, индивидуальная работа |
Подготовить презентацию об особенностях их строения и поведения. Составить прогноз развития жизни на Земле в случае отсутствия: солнечного света; солнечного тепла; солнечного тепла и света |
П.1 |
Компьютер |
||
2-3 |
Система географических координат |
2 |
Практикум |
Географические координаты. Географическая широта. Географическая долгота. Экватор |
Определять по карте географические координаты различных географических объектов |
Работа с картой |
Практическая работа №1 «Определение по карте географических координат различных географических объектов» |
П.2 |
Физическая карта полушарий, глобус |
||
4 |
Времена года |
1 |
Урок актуализации знаний и умений |
Распределение света и тепла на земном шаре. Смена времён года. Особенные дни года. |
Называть даты дней весеннего и осеннего равноденствия, летнего и зимнего солнцестояния |
Работа с картой, схемой |
Изготовить под руководством учителя или родителей модель, демонстрирующую различия в уровне освещения поверхности Земли по временам года |
П.3 |
глобус |
||
5 |
Пояса освещённости |
1 |
Практикум |
Особые линии на карте (Тропики, Полярный круг и Южный полярный круг). Пояса освещённости (тропический, полярный и умеренный пояса) |
Определять значение географической широты точек, расположенных на тропиках, полярных кругах |
Работа с картой, к/к, фронтальный опрос |
Составить характеристику природных условий, характерных для разных поясов освещённости. Обозначить на контурной карте линии, являющиеся границами поясов освещенности. |
П.4 |
Физическая карта полушарий |
||
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА |
|||||||||||
6 |
Географическая карта и её масштаб |
1 |
Изучение нового материала |
Географическая карта. Масштаб (численный, именованный и линейный) |
Применять в процессе учебного познания понятия: масштаб, географическая карта, топографическая карта. Называть (показывать) примеры использования в деятельности человека различных видов планов и карт |
Работа с картой, фронтальный опрос |
Определить масштаб карты |
П.5 |
Физическая карта полушарий |
||
7 |
Виды условных знаков |
1 |
Практикум |
Условные знаки. Способы изображения на географических картах. Классификация карт. Чтение и использование карт |
Сравнивать общегеографические карты от тематических карт. Описывать географические объекты с использованием различных карт |
Работа с картой, фронтальный опрос |
Составить схему классификации карт по охвату территории. |
П.6 |
Карты |
||
8 |
Ориентирование |
1 |
Практикум |
Ориентирование на местности. Компас. Азимут. Стороны горизонта |
Определять азимут с помощью компаса. Определять азимут по карте без использования компаса |
Работа с картой, компасом |
Определение направлений и расстояний по карте. Определение сторон горизонта с помощью компаса и передвижение по азимуту |
П.7 |
Компас |
||
9 |
Изображение рельефа на карте. Проверочный тест по теме: «Географическая карта» |
1 |
Практикум |
Рельеф. Относительная и абсолютная высота. Изображение рельефа на карте с помощью изолиний, послойной окраски |
Определять относительную высоту холма и абсолютную высоту над уровнем моря |
Работа с картой, тестами |
Составление простейшего плана местности |
П.8 |
Физическая карта полушарий |
||
ЛИТОСФЕРА |
|||||||||||
10 |
Строение земного шара |
1 |
Изучение нового материала |
Литосфера: строение земной коры. Внутренне строение Земли. Состав земной коры. Изучение недр Земли |
Называть слои Земли. Сравнивать океаническую земную кору от материковой |
Индивидуальная работа, фронтальный опрос |
Изготовить модель, отражающую внутреннее строение Земли |
П.9 |
Компьютер |
||
11 |
Виды горных пород |
1 |
Изучение нового материала |
Горные породы и минералы. Магматические горные породы и минералы. Метаморфические горные породы |
Сравнивать горные породы и минералы. Объяснять различие свойств изверженных и глубинных горных пород |
Индивидуальная работа, фронтальный опрос |
Составить схему классификации горных пород и минералов. |
П.10 |
Минералы |
||
12 |
Полезные ископаемые |
1 |
Практикум |
Виды полезных ископаемых (топливные, рудные и нерудные полезные ископаемые). Поиск полезных ископаемых |
Классифицировать горные породы. Описывать по плану минералы и горные породы школьной коллекции. Сравнивать свойства горных пород различного происхождения |
Индивидуальная работа, фронтальный опрос |
Выполнить эксперимент по изучению растворимости горных пород в воде. Результаты наблюдений оформите в виде таблицы |
П.11 |
Минералы |
||
13 |
Движения земной коры |
1 |
Изучение нового материала |
Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Вековые движения земной коры. Землетрясения. Вулканизм |
Выявлять закономерности распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт сейсмические районы и пояса Земли |
Работа с картой, к/к, фронтальный опрос |
Используя карты атласа, определить, где чаще происходят извержения вулканов: на суше или на дне океана. Наносить на к/к районы землетрясений и вулканизма |
П.12 |
Физическая карта мира, компьютер |
||
14 |
Выветривание горных пород. Проверочный тест по теме: «Литосфера» |
1 |
Практикум |
Выветривание: физическое, химическое и биогенное. Техногенное (антропогенное) выветривание |
Определять основные причины возникновения выветривания. Приводить примеры взаимосвязи техногенных и природных процессов разрушения горных пород |
Индивидуальная работа, работа с тестами |
Определение и объяснение изменений земной коры под воздействием хозяйственной деятельности человека (на примере своей местности). |
П.13 |
Компьютер |
||
15-16 |
Рельеф суши и дна Мирового океана |
2 |
Практикум |
Разнообразие форм рельефа. Рельеф суши. Рельеф суши и условия жизни людей. Рельеф дна Мирового океана |
Сравнивать разнообразные формы рельефа. Объяснять влияние внутренних и внешних сил на формирование рельефа нашей планеты |
Работа с картой, к/к, фронтальный опрос |
Практическая работа №2 «Определение по карте географического положения островов, полуостровов, гор, равнин, низменностей» |
П.14 |
Физическая карта мира, компьютер |
||
АТМОСФЕРА |
|||||||||||
17 |
Строение атмосферы |
1 |
Изучение нового материала |
Атмосфера Земли. Газовый состав атмосферы. Строение атмосферы. Изучение атмосферы |
Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении «Тропосфера-кухня погоды» |
Индивидуальная работа, фронтальный опрос |
Составить столбчатую диаграмму, отражающую содержание газов в составе воздуха |
П.15 |
Компьютер |
||
18 |
Температура воздуха |
1 |
Практикум |
Температура воздуха. Изменение температуры с высотой, в зависимости от географической широты, во времени. Амплитуда температур. Средние температуры |
Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур |
Работа с таблицей, фронтальный опрос |
Решение практических задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры воздуха с высотой |
П.16 |
Схемы, таблицы |
||
19 |
Атмосферное давление |
1 |
Практикум |
Атмосферное давление. Вес воздуха. Изменение атмосферного давления. Барометр и измерение атмосферного давления |
Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере |
Индивидуальная работа, фронтальный опрос |
Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой |
П.17 |
Схемы, таблицы |
||
20-21 |
Движение воздуха |
2 |
Практикум |
Ветер и его связь с атмосферным давлением. Механизм возникновения ветра. Направление ветра. Роза ветров |
Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды |
Индивидуальная работа, фронтальный опрос |
Практическая работа № 3 «Построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным» |
П.18 |
Компьютер, таблицы |
||
22 |
Вода в атмосфере |
1 |
Практикум |
Водяной пар. Влажность и температура. Распределение влаги на поверхности Земли. Облака. Атмосферные осадки |
Определять главную закономерность распределения влаги на поверхности Земли. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику |
Работа с таблицей |
Решение практических задач на определение влажности воздуха |
П.19 |
Компьютер, таблицы |
||
23 |
Погода. НРК. Погода в Республике Адыгея |
1 |
Практикум |
Метеорология. Погода. Воздушные массы. Наблюдения за погодой |
Устанавливать причинно-следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами |
Индивидуальная работа, фронтальный опрос |
Составить описание погоды выбранного дня в вашем населённом пункте. Выявление причин изменения погоды |
П.20 |
Климатическая карта |
||
24 |
Климат. НРК. Климат в Республике Адыгея |
1 |
Практикум |
Погода и климат. Климатообразующие факторы. Адаптация человека к климатическим условиям |
Выявлять связь между погодой и климатом. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата |
Индивидуальная работа |
Описать климат, характерный для вашего населённого пункта |
П.21 |
Физическая карта мира |
||
ГИДРОСФЕРА |
|||||||||||
25 |
Гидросфера |
1 |
Изучение нового материала |
Гидросфера: океан, море, озеро, мировой круговорот воды, движение вод в океане. Значение гидросферы |
Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями по схеме «Круговорот воды в природе» |
Работа с картой |
Составить схему классификации объектов гидросферы. Нанесение на контурную карту объектов гидросферы |
П.22 |
Физическая карта мира |
||
26-27 |
Воды суши: реки и озёра |
2 |
Практикум |
Воды суши. Внутренние воды: реки, озёра, болота, подземные воды и природные льды. Равнинные и горные реки. Озёра: сточные и бессточные |
Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Составлять писание реки, озера по плану на основе анализа карт |
Работа с картой, фронтальный опрос |
Практическая работа №4 «Описание по карте географического положения одной из крупнейших рек Земли: направление и характер ее течения, использование человеком» |
П.23 |
Физическая карта мира, компьютер |
||
28 |
Воды суши: подземные воды и природные льды. Проверочный тест по теме: «Гидросфера» |
1 |
Практикум |
Подземные воды: грунтовые и межпластовые. Природные льды. Многолетняя мерзлота. Айсберги |
Систематизировать информацию о природных условиях способствующих образованию подземных вод и ледников |
Работа с картой, тестами |
Проанализировать тематические карты атласа и называть горные системы мира, в пределах которых существуют горные породы. Результаты работ оформить в виде таблицы, распределив горные системы по материкам |
П.24 |
Физическая карта мира, компьютер |
||
БИОСФЕРА |
|||||||||||
29 |
Царства живой природы |
1 |
Практикум |
Биосфера: распространение растений и животных на Земле, взаимосвязь биосферы с другими сферами географической оболочки |
Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Определять роль организмов в жизни Земли с помощью презентации по каждому царству |
Индивидуальная работа, фронтальный опрос |
П.25 |
Компьютер |
|||
30 |
Биосфера и охрана природы. НРК. Биосфера и охрана природы в РА |
1 |
Практикум |
Зарождение жизни на Земле. Границы распространения организмов. Роль биосферы в жизни планеты. Влияние человека на биосферу |
Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от количества света, тепла, влаги (климата). Высказывать мнение о значении биосферы и воздействии человека на биосферу своей местности |
Работа с картой, фронтальный опрос |
Ознакомление с наиболее распространенными растениями и животными своей местности. Предложить варианты защиты растений и животных, обитающих в районе расположения вашего населённого пункта. Отметить на к/к заповедники, национальные парки |
П.26 |
Физическая карта мира, компьютер |
||
ПОЧВА И ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА |
|||||||||||
31 |
Почва |
1 |
Изучение нового материала |
Почва как особое природное образование и условия формирования почв различного типа |
Описывать процесс образования почвы. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв |
Индивидуальная работа, фронтальный опрос |
Сделать срез почвы, выкопав ямку глубиной около 30см. описать особенности чередования почвенных слоёв |
П.27 |
Компьютер |
||
32 |
Природный комплекс. НРК. Природный комплекс в РА |
1 |
Изучение нового материал |
Природный комплекс (ландшафт), роль климата и рельефа в формировании природных комплексов, изменение природных комплексов в результате хозяйственной деятельности человека |
Доказать, что географическая оболочка – крупнейший природный комплекс Земли. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу |
Индивидуальная работа |
Рассказать о природном комплексе вашей местности и взаимосвязи составляющих его компонентов с помощью презентаций |
П.28 |
Компьютер |
||
33 |
Природные зоны |
1 |
Практикум |
Закон географической зональности. Смена природных зон. Экологическая угроза |
Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания |
Индивидуальная работа |
Подготовить презентацию на экологическую тематику |
П.29 |
Физическая карта мира, компьютер |
||
34 |
Итоговый контрольный срез по теме: «Физическая география» |
1 |
Практикум |
Земля как планет Географическая карта. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Почва и географическая карта |
Работа с тестами |
||||||
35 |
Итоговый урок по теме: «География Земли» |
1 |
Практикум |
Земля как планета. Географическая карта. Литосфера. Атмосфера. Гидросфера. Биосфера. Почва и географическая карта |
Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы |
Индивидуальная работа |