Календарно-тематическое планирование по географии за 7 класс УМК Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского
Календарно – тематическое планирование по географии.
Материки и океаны. 7 класс (70 часов)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Результаты |
Д/З |
||||||
Личностные |
Метапредметные |
Предметные |
||||||||
1 |
Урок 1. Суша в океане. |
Называть: отличия Земли от других планет, геологический возраст Земли, отличия материковой коры от океанической; показывать: крупные литосферные плиты, платформы, складчатые области, сейсмические пояса, области вулканизма; |
прогнозировать: изменение очертаний суши в результате движения литосферных плит. |
объяснять: существенные признаки понятий «платформа», «рельеф», образование и размещение крупных форм рельефа Земли как результат взаимодействия внутренних и внешних рельефообразующих процессов; |
§1 |
|||||
2 |
Урок 2. Геологическое время. |
§2 |
||||||||
3 |
Урок 3. Строение земной коры. |
§3 |
||||||||
4 |
Урок 4. Литосферные плиты и современный рельеф. |
§4 |
||||||||
5 |
Урок 5. Платформы и равнины. |
§5 |
||||||||
6 |
Урок 6. Складчатые пояса и горы. |
§6 |
||||||||
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата.(4 ч) |
||||||||||
7 |
Урок 7. Пояса планеты. |
Называть и показывать: климатообразующие факторы, климатические пояса, основные типы воздушных масс, области пассатов, муссонов, западного переноса воздуха; определять по климатическим картам распределение на поверхности Земли температур и осадков; |
описывать: общую циркуляцию атмосферы; |
объяснять понятия «воздушная масса», «пассаты», влияние климата на жизнь, быт и хозяйственную деятельность человека, свойства основных типов воздушных масс, причины возникновения областей повышенного и пониженного давления воздуха, причины неравномерного распределения осадков на Земле. |
§7 |
|||||
8 |
Урок 8. Воздушные массы и климатические пояса. |
§8 |
||||||||
9 |
Урок 9. Климатообразующие факторы. |
§9 |
||||||||
Тема 3.Мировой океан – синяя бездна (4 ч) |
||||||||||
10 |
Урок 10. Мировой океан и его части. |
называть и показывать океаны, моря, заливы, проливы, течения, ресурсы океана и их использование, меры по охране вод океана, |
приводить примеры антропогенных изменений природы океана в результате хозяйственной деятельности человека, примеры взаимодействия с атмосферой и сушей; |
объяснять роль океана в жизни Земли, свойства вод, образование течений, различия свойств водных масс океана, различия в природе отдельных частей Мирового океана. |
§10 |
|||||
11 |
Урок 11. Движения вод Мирового океана. |
§11 |
||||||||
12 |
Урок 12. Жизнь в океане. |
§12 |
||||||||
13 |
Урок 13. Особенности отдельных океанов. |
§13 |
||||||||
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 ч) |
||||||||||
14 |
Урок 14. Географическая оболочка. Природные комплексы. |
прогнозировать: из-менения природных комплексов под воздействием природных факторов и человеческой деятельности. |
Уметь: называть границы распространения живого вещества, источники энергии процессов, происходящих на Земле, свойства географической оболочки; описывать по схемам круговоро-ты (воды, биологический, геоло-гический, круговорот веществ в сообществе живых организмов), схему строения природного ком-плекса; |
объяснять влияние осве-щенности на природные ритмы, причины зональной и азональной дифференциации природного комплекса, природной зоны, широтной зональности, высотной поясности; |
§14 |
|||||
15 |
Урок 15. Зональность географической оболочки. . Пр/р №1. Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. |
§15 |
||||||||
Тема 5 Человек – хозяин планеты (5 ч) |
||||||||||
16 |
Урок 16.Освоение Земли человеком |
называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы |
называть и показывать предполагаемые пути расселения человека по материкам и основные районы повышенной плотности населения на Земле, крупнейшие народы Земли, наиболее распространенные языки, мировые религии и ареалы их распространения, основные виды хозяйственной деятельности-людей, крупнейшие страны и их столицы |
§ 16 |
||||||
17 |
Урок 17. Охрана природы. |
§17 |
||||||||
18 |
Урок 18. Население Земли. Пр/р №2. Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира. |
§18 |
||||||||
19 |
Урок 19. Страны мира. |
§19 |
||||||||
20 |
Урок 20. Обобщение знаний по разделу «Планета, на которой мы живём». |
|||||||||
21 |
Урок 21 Контрольная работа №1. на тему: «Планета, на которой мы живём». |
|||||||||
Раздел 2. Материки планеты Земля. Тема 1. Африка – материк коротких теней. (9ч) |
||||||||||
22 |
Урок 22. Географическое положение и история исследования Африки. Пр/р №3. Определение координат крайних точек, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. |
§20 |
||||||||
23 |
Урок 23. Геологическое строение и рельеф Африки. Пр/р №4. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых. |
Называть имена исследователей континента и результаты их работы; показывать элементы береговой линии, определять географическое положение материка, координаты крайних точек, протяженность материка с севера на юг и с запада на восток в градус-ной мере и километрах, , |
описывать «образ» одной из рек континента (по кар-там и тексту учебника); объяснять причины формирования типов климата на континенте, размещение месторождений полезных ископаемых, влияние компонентов природы на жизнь, быт, хозяйственную деятельность народов материка, изменение при-роды континента под влиянием деятельности человека, особенности растительности и животного мира природных зон, особенности питания и режима рек |
объяснять существенные признаки понятия «географическое положение материка», прогнозировать (оценивать) влияние географического положения на особенности природы материка. называть и показывать крупные формы рельефа, месторождения полез-ных ископаемых, территории с определенным типом климата, важнейшие реки и озера, источники питания рек, характерные типы погод на материке, размещение природных зон, типичных представителей растительности и животного мира основных при-родных зон Африки; определять географическое положение при-родных объектов, температуру и количество осадков по климатической карте; |
§21 |
|||||
24 |
Урок 24. Климат Африки. |
§22 |
||||||||
25 |
Урок 25. Гидрография Африки. |
§23 |
||||||||
26 |
Урок 26. Разнообразие природы Африки. |
§24 |
||||||||
27 |
Урок 27. Население материка. |
§25 |
||||||||
28 |
Урок 28. Регионы Африки: Северная и Западная Африка. |
§26 |
||||||||
29 |
Урок 29. Регионы Африки: Центральная, Восточная и Южная Африка. |
§27 |
||||||||
30 |
Урок 30. Обобщение знаний по теме «Африка - материк коротких теней». Контрольная работа №2. на тему: «Африка» |
|
||||||||
31 |
Урок 31. Географическое положение и история исследования Австралии. |
показывать наиболее крупные острова и архипелаги; определять географическое положение крупных островов и архипелагов; описывать природу одного из островов (по выбору); объяснять связь особенностей природы островов с их происхождением, влияние океана на их природу, жизнь и быт населения. определять климатические показатели по карте; объяснять влияние истории заселения материка, его рельефа и климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения. |
Уметь: называть и показывать климатообразующие факторы, преобладающие воздушные массы, климатические пояса, характерные типы погод, крупные реки и озера, представителей расти-тельного и животного мира материка, размещение на материке природных зон, примеры рационального и нерационального использования природных богатств материка; |
Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии, формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; определять географическое положение материка, сравнивать его с положением Африки; объяснять влияние географического положения на природные особенности континента, размещение крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых в зависимости от строения земной коры; называть и причины опасных |
§28 |
|||||
32 |
Урок 32. Компоненты природы Австралии. |
§29 |
||||||||
33 |
Урок 33. Особенности природы Австралии. Пр/р №5. Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков. |
§30 |
||||||||
34 |
Урок 34. Австралийский Союз. |
§31 |
||||||||
35 |
Урок 35. Океания. |
§32 |
||||||||
Тема 3. Антарктида – холодное сердце. (2ч) |
||||||||||
36 |
Урок 36. Географическое положение и история исследования Антарктиды. |
Уметь: называть и показывать имена путешественников и ученых, внесших вклад в открытие и исследование Антарктики, особенности географического положения, основные географические объекты (в том числе крупные полярные станции), особенности компонентов природы Антарктики; |
определять географическое положение Антарктиды, координаты полярных станций, климатические показатели по карте и климатограммам, виды природных ресурсов; |
описывать особенности природных компонентов, «образ» одного из природных объектов (береговой части, антарктического оазиса и др.); объяснять особенности природы Антарктики, образование ледникового покрова, стоковых ветров, необходимость изучения Антарктики; прогнозировать тенденций в изменении природы Земли при условии таяния ледникового покрова Антарктики. |
§33 |
|||||
37 |
Урок 37. Особенности природы Антарктиды. |
§34 |
||||||||
38 |
Урок 38. Обобщение знаний по теме «Австралия» и «Антарктида». Контрольная работа №3. |
|||||||||
Тема 4. Южная Америка – материк чудес.(8ч) |
||||||||||
39 |
Урок 39. Географическое положение Южной Америки. История открытия и исследования. |
Уметь: называть и показывать имена и маршруты путешественников и исследователей, все изучаемые объекты береговой линии; определять черты сходства и различия в географическом положении Южной Америки и Африки; описывать географическое положение континента; объяснять влияние географического положения на особенности природы континента; называть и показывать к |
описывать географическое положение страны, большого города; объяснять особенности размещения основных видов хозяйственной деятельности, орудий труда, жилищ, средств передвижения в различных районах страны, своеобразие культуры населения отдельных стран. показывать крупнейшие народы континента, наиболее распространенные языки и религии, ареалы их распространения, основные густонаселенные районы материка, крупнейшие по площади и населению страны, их столицы и крупнейшие города, основные виды хозяйственной деятельности населения; |
рупные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы и климатические пояса, основные реки и озера, представителей растительного и животного мира природных зон, размещение зон по карте, смену высотных поясов в горах; определять климатические показатели по картам, зависимость густоты речной сети, размещения природных зон от климата; рельеф, климат, почвы, растительность, животный мир континента по картам, составлять «образ» природного объекта (горной страны, реки, при-родной зоны); |
§35 |
|||||
40 |
Урок 40. Геологическое строение и рельеф Южной Америки. |
§36 |
||||||||
41 |
Урок 41. Климат Южной Америки. |
§37 |
||||||||
42 |
Урок 42. Гидрография Южной Америки. |
§38 |
||||||||
43 |
Урок 43. Разнообразие природы Южной Америки. |
§ 39 |
||||||||
44 |
Урок 44. Население Южной Америки. |
§40 |
||||||||
45 |
Урок 45. Регионы Южной Америки. |
§41 |
||||||||
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (8ч) |
||||||||||
46 |
Урок 46. Географическое положение Северной Америки История открытий и исследований. |
Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей, их вклад в изучение природы и народов материка, элементы береговой линии; определять географическое положение материка; описывать особенности береговой линии материка; объяснять влияние географического положения материка на его природу |
; называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, основные воздушные массы, климатические пояса, реки и озера, границы природных зон и представителей растительного и животного мира каждой из зон; изменения природы отдельных территорий в результате хозяйственной деятельности человека; |
определять климатические показатели, географическое положение крупных речных систем, озер, расположение природных зон; описывать природные компоненты (рельеф, климат, внутренние воды, природные зоны) Северной и Южной Америк в целом, составлять «образ» горной страны, реки, водопада, каньона и др.), |
§42 |
|||||
47 |
Урок 47. Геологическое строение и рельеф Северной Америки. |
§43 |
||||||||
48 |
Урок 48. Климат Северной Америки. |
§44 |
||||||||
49 |
Урок 49. Гидрография Северной Америки |
§45 |
||||||||
50 |
Урок 50. Разнообразие природы Северной Америки. |
§46 |
||||||||
51 |
Урок 51. Население Северной Америки. |
§47 |
||||||||
52 |
Урок 52. Регионы Северной Америки. |
§48 |
||||||||
53 |
Урок 53. Обобщающий урок по теме «Северная Америка и Южная Америка». |
|||||||||
54 |
Урок 54 Контрольная работа №4.на тему «Южная и Северная Америка» |
|||||||||
Тема 6. Евразия – музей природы.(10 ч) |
||||||||||
55 |
Урок 55. Географическое положение и история исследования Евразии. |
Уметь: называть и показывать имена путешественников и исследователей континента, территории или исследованные элементы береговой линии материка; определять географическое положение материка; описывать особенности географического положения в сравнении с другими материками; объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке и причины, их вызывающие, в сравнении с другими материками, зависимость размещения месторождений полезных ископаемых от строения и истории развития земной коры, различия в климате отдельных территорий материка, особенности питания и режима рек, их экологическое состояние; называть и показывать смену природных зон при движении с севера на ют, границы зон, |
объяснять роль географических исследований русских путешественников для развития географической науки, влияние размеров и географического положения материка на его природные особенности; определять географическое положение каждой из изучаемых стран Европы, особенности природных компонентов (рельефа, климата, внутренних вод, почв, растительности) стран по картам атласа и другим источникам информации, размещение населения по территории страны, степень благоприятности природных условий для жизни людей в стране, природные богатства; |
определять климатические показатели для отдельных регионов материка, питание и режим рек; описывать географическое положение крупных форм рельефа, рельеф, климат отдельных территорий, реку (по выбору); называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых, климатообразующие факторы, воздушные массы, климатические пояса и области, основные речные и озерные системы; |
§49 |
|||||
56 |
Урок 56. Геологическое строение и рельеф Евразии. |
§50 |
||||||||
57 |
Урок 57. Климат Евразии. |
§51 |
||||||||
58 |
Урок 58. Гидрография Евразии. |
§52 |
||||||||
59 |
Урок 59. Разнообразие природы Евразии. |
§53 |
||||||||
60 |
Урок 60. Население Евразии. |
§54 |
||||||||
61 |
Урок 61. Регионы Европы. |
§55 |
||||||||
62 |
Урок 62. Регионы Азии: Юго-Западная, Восточная Азия и Центральная Азия. |
§ 56 |
||||||||
63 |
Урок 63. Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Пр/р №6. Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации. |
§57 |
||||||||
64 |
Урок 64. Обобщающий урок по теме «Евразия – музей природы». |
|||||||||
65 |
Урок 65 Контрольная работа №5 .на тему «Евразия- музей природы» |
|||||||||
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека. |
||||||||||
66 |
Урок 66. Природа и человек. |
Уметь: называть состав географической оболочки, источники энергии процессов, в ней происходящих, зональные комплексы ГО, закономерности отдельных геосфер планеты, основные свойства, закономерности и этапы развития ГО; |
прогнозировать тенденции изменения климата, почвенного, растительного и животного мира под воздействием человеческой деятельности. |
объяснять причины географической зональности, целостности, ритмичности процессов в ГО, причины ее раз-вития, значение природных богатств для человечества, влияние природы на условия жизни людей, причины изменений природы под воздействием хозяйственной деятельности, необходимость международного сотрудничества в использовании природных богатств и в деле охраны природы; |
§58
|
|||||
67 |
Урок 67. Н.И. Вавилов. Центры происхождения культурных растений. |
§58 |
||||||||
68 |
Повторение и обобщение за курс географии 7 класс |
|
||||||||
69 |
Промежуточная аттестация. Итоговая контрольная работа за курс 7 класс. |
|||||||||
70 |
Итоговый урок |