Тематическое планирование по дисциплине «География» (7 класс, УМК Е. М. Домогацких)
Пояснительная записка
«География. Материки и океаны » 7 класс.
Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы и с учетом следующих нормативно-правовых документов:
1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (для учащихся 5-9-х классов), утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
3. Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» и от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413».
4. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1 786 «О рабочих программах учебных предметов»;
Место предмета учебном плане :
Рабочая программа по географии 7 класс составлено на основе: Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2016. – 56с.
Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География. Материки и океаны», 7 класс в II частях, 2014 год, изд. «Русское слово».
Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов, в неделю – 2 часа. Рабочая программа учебного предмета составлена для 7«А», 7«Б», и 7 «Г» классов
Цели и задачи курса:
- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;
- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;
- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.
Результаты обучения и усвоения содержания курса
Личностные результаты обучения географии:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
осознание единства географического пространства мира как единой среды обитания всех
осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:
познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
-
умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;
умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами
основные черты земной коры, крупные формы рельефа и их размещение на Земле;
основные закономерности размещения полезных ископаемых;
роль Мирового океана в формировании состава атмосферы и климатов Земли;
понятие о воздушной массе;
зависимость распределения тепла и влаги на поверхности Земли от притока солнечного тепла и движения воздушных масс;
понятие о природном комплексе, природной зоне, широтной и высотной зональности;
последовательность смены характерных природных комплексов при движении с севера на юг, от подножий гор к вершинам, от побережий океанов в глубь материков, в океанах при удалении от материков;
роль рельефа и климата в формировании природных комплексов;
размещение природных зон на материках и в океанах;
виды хозяйственной деятельности в океане, охрана от загрязнений;
основные сведения об исследовании Африки, Австралии, Южной Америки, Антарктиды, Северной Америки, Евразии;
понятие о физико-географическом положении;
влияние физико-географического положения материков на их природу;
основные черты строения поверхности материков;
размещение климатических поясов на материках и океанах;
влияние климата на здоровье и хозяйственную деятельность людей
самые многочисленные народы Африки. Различия в составе населения в разных частях материка;
особенности физико – географического положения Австралии;
понятие о ландшафте;
характерных представителей растительного и животного мира материков и их особенности;
численность населения и народы материков, крупнейшие города;
понятие о приливах и отливах;
физико-географические особенности Океании;
происхождение островов Океании;
народы Океании и их занятия;
примеры изменения природы человеком;
Учебно-методические средства обучения
Основная литература:
1. Программа общеобразовательных учреждений, «География 6-10 класс», автор: Е.М. Домогацких М.: Русское слово, 2010 г.
2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, География. География материков и океанов 7 кл.,, М.: Русское слово, 2015г.
Дополнительная литература:
1. Сборник нормативных документов. География /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004
2. Элькин Г.Н. поурочные планы 7 класс: Методическое пособие. – СПб.: "Паритет"
3. Сиротин В.И.Сборник заданий и упражнений по географии. 6 -10 кл. – М.: Дрофа
4. Жижина Е.А. Никитина А.Н.Поурочные разработки по географии.7 класс, - М.: «Вако», 2006
5. В.Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы, М.: Дрофа
Оборудование и приборы:
1.Мультимедийный учебник по географии для 7 класса. Серия «Образовательная коллекция».
2. Диск «Школа Кирилла и Мефодия».
3. Коллекция ЦОР по географии материков и океанов
Интернет-ресурсы:
- (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
-
ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
сервис You Tube (видеоролики для уроков)
газета «География» http://geo. 1 september.ru/
Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия http: //www.geoman. ru
- Страноведческий портал http: //geo. www.geoport.ru
- Самая большая энциклопедия по любой стране мира http: //geo.www.encarta.ru
- Геотур: география стран и континентов http: //geo.tur.narod. ru
Содержание учебного предмета
Курс состоит из двух частей:
1. Планета, на которой мы живем.
2. Материки планеты Земля.
География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».
Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.
Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.
Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.
Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.
Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.
Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:
- географическое положение и история исследования;
- геологическое строение и рельеф;
- климат;
- гидрография;
- разнообразие природы;
- население;
- регионы.
Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.
Тематическое планирование
№ п/п |
Тема |
Количество часов |
Практические работы |
I |
Планета, на которой мы живем |
21 |
7 |
1 |
Литосфера – подвижная твердь |
6 |
2 |
2 |
Атмосфера – мастерская климата |
4 |
2 |
3 |
Мировой океан – синяя бездна |
4 |
|
4 |
Географическая оболочка – живой механизм |
2 |
1 |
5 |
Человек – хозяин планеты |
5 |
2 |
II |
Материки планеты Земля |
44 |
11 |
1 |
Африка – материк коротких теней |
9 |
2 |
2 |
Австралия – маленький великан. Океания |
6 |
1 |
3 |
Антарктида – холодное сердце. |
2 |
|
4 |
Южная Америка - материк чудес. |
8 |
2 |
5 |
Северная Америка – знакомый незнакомец |
8 |
2 |
6 |
Евразия – музей природы |
11 |
4 |
III |
Взаимоотношение природы и человека |
3 |
1 |
Итого: |
68 |
19 |
Приложение 3
№ п./п. |
Тема |
Дата проведения |
|
план |
факт |
||
ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ |
|||
Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов) |
|||
1 |
Суша в океане |
1 четв. 8.09 |
|
2 |
Геологическое время |
10.09 |
|
3 |
Строение земной коры |
15.09 |
|
4 |
Литосферные плиты и современный рельеф Практическая работа №1 «Составление картосхемы» Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем» |
17.09 |
|
5 |
Платформы и равнины |
22.09 |
|
6 |
Складчатые пояса и горы Практическая работа №2 «Сопоставление карты строения земной коры и физической карты, выявление взаимосвязи тектоники и рельефа Земли» |
24.09 |
|
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа) |
|||
7 |
Пояса планеты Практическая работа №3 «Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира» |
29.09 |
|
8 |
Воздушные массы и климатические пояса Практическая работа №4 « Определение типов климата по предложенным климатограммам» |
1.10 |
|
9 |
Климатообразующие факторы. |
6.10 |
|
10 |
Обобщение по теме «Атмосфера» |
8.10 |
|
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа) |
|||
11 |
Мировой океан и его части. |
13.10 |
|
12 |
Движение вод мирового океана |
15.10 |
|
13 |
Жизнь океана |
20.10 |
|
14 |
Особенности отдельных океанов |
22.10 |
|
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа) |
|||
15 |
Географическая оболочка |
26.10 |
|
16 |
Зональность географической оболочки Практическая работа №5 «Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах» |
29.10 |
|
Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов) |
|||
17 |
Освоение Земли человеком. |
2 четв. 10.11 |
|
18 |
Охрана природы |
12.10 |
|
19 |
Население Земли Практическая работа №6 «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира» |
17.10 |
|
20 |
Политическая карта мира. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Практическая работа № 7 «Изучение политической карты мира» |
19.10 |
|
21 |
Обобщение и контроль знаний по теме «Земля - уникальная планета» |
24.10 |
|
МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ |
|||
Тема 1. Африка – материк коротких теней (9 часов) |
|||
22 |
Географическое положение и история исследования Африки Практическая работа №8 «Определение крайних точек материка, его протяжённости с севера на юг в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту» |
26.10 |
|
23 |
Геологическое строение и рельеф Африки Практическая работа №9 «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых» |
1.12 |
|
24 |
Климат Африки |
3.12 |
|
25 |
Гидрография Африки |
8.12 |
|
26 |
Разнообразие природы Африки |
10.12 |
|
27 |
Население Африки |
15.12 |
|
28 |
Регионы Африки. Северная и Западная Африка |
17.12 |
|
29 |
Регионы Африки. Центральная, Восточная и Южная Африка |
22.12 |
|
30 |
Обобщение по теме «Африка – материк коротких теней! |
24.12 |
|
Тема 2. Австралия – маленький великан. Океания (6 часов) |
|||
31 |
Географическое положение. История открытия. |
19.12 |
|
32 |
Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды. Практическая работа №10 «Сравнение географического положения Австралии и Африки. Определение черт сходства и различия основных компонентов природы» |
31.12 |
|
33 |
Особенности природы Австралии |
3 четв. 14.01 |
|
34 |
Население и хозяйство Австралии. Австралийский Союз. |
19.01 |
|
35 |
Океания. Природа, население, страны. |
22.01 |
|
36 |
Обобщение по теме «Австралия – маленький великан. Океания» |
26.01 |
|
Тема 3. Антарктида – холодное сердце (2 часа) |
|||
37 |
Географическое положение и история исследования Антарктиды |
28.01 |
|
38 |
Особенности природы Антарктиды |
2.02 |
|
Тема 4. Южная Америка - материк чудес (8 часов) |
|||
39 |
Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка. Практическая работа № 11 «Сравнение географического положения Африки и Южной Америки. Определение крайних точек материка, его протяжённости с севера на юг в градусной мере и километрах» |
4.02 |
|
40 |
Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки. |
9.02 |
|
41 |
Климат и факторы его формирования. |
11.02 |
|
42 |
Внутренние воды материя Ю.Америка |
16.02 |
|
43 |
Природные зоны Южной Америки Практическая работа № 12 «Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа» |
18.02 |
|
44 |
Население Южной Америки. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека |
22.02 |
|
45 |
Страны, их основные типы. Памятники природного и культурного наследия человечества. |
25.02 |
|
46 |
Обобщение по теме «Южная Америка - материк чудес» |
2.03 |
|
Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец (8 часов). |
|||
47 |
Географическое положение Северной Америки. История открытия материка и исследования. Практическая работа №13 «Определение крайних точек материка, его протяжённости с севера на юг в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту» |
4.03 |
|
48 |
Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки |
9.03 |
|
49 |
Климат Северной Америки. Практическая работа №14 «Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе» |
11.03 |
|
50 |
Гидрография Северной Америки. |
16.03 |
|
51 |
Разнообразие природы Северной Америки |
18.03 |
|
52 |
Население Северной Америки. Политическая карта. |
23.03 |
|
53 |
Страны Северной Америки. |
4 четв. 6.04 |
|
54 |
Обобщающее повторение по теме «Северная Америка – знакомый незнакомец» |
8.04 |
|
Тема 6. Евразия – музей природы (11 часов) |
|||
55 |
Евразия (11 часов) Географическое положение и история исследования Евразии. Практическая работа №15. «Составление характеристики географического положения Евразии. Работа с контурной картой» |
13.04 |
|
56 |
Рельеф и геологическое строение Евразии |
15.04 |
|
57 |
Климат Евразии. Практическая работа №1 6 «Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам» |
||
58 |
Гидрография Евразии |
20.04 |
|
59 |
Разнообразие природы Евразии |
22.04 |
|
60 |
Население Евразии |
27.04 |
|
61 |
Регионы Европы. Памятники природного и культурного наследия человечества. Практическая работа №17 «Составление географической характеристики страны Европы по картам» |
20.04 |
|
62 |
Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия Памятники природного и культурного наследия человечества. Практическая работа №18 «Составление географической характеристики страны Азии по картам» |
4.05 |
|
63 |
Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Памятники природного и культурного наследия человечества |
6.04 |
|
64 |
Путешествие по странам Евразии |
11.05 |
|
65 |
Обобщающее повторение по теме «Евразия – музей природы» |
13.05 |
|
ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (3 часа) |
|||
66 |
Природа и общество |
18.05 |
|
67 |
Влияние природной среды на человека |
20.05 |
|
68 |
Катастрофические явления природного характера в литосфере, атмосфере, гидросфере. Практическая работа №19 « Изучение правил поведения в окружающей среде, мер защиты от стихийных бедствий» |
25.05 |
|
69 |
Итоговое повторение по курсу 7 класса |
27.05 |
|
70 |
Резервное время |
27.05 |