Тематическое планирование по дисциплине «География» (7 класс, УМК Е. М. Домогацких)

1
0
Материал опубликован 19 November 2018

Пояснительная записка

«География. Материки и океаны » 7 класс.

Рабочая программа составлена с учетом воспитательных и образовательных целей и задач школы и с учетом следующих нормативно-правовых документов:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (для учащихся 5-9-х классов), утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.

3. Приказами Минобрнауки России от 31.12.2015 г. № 1576 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», от 31.12.2015 г. № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» и от 31.12.2015 г. № 1578 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. 413».

4. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.10.2015 № 08-1 786 «О рабочих программах учебных предметов»;

Место предмета учебном плане :

Рабочая программа по географии 7 класс составлено на основе: Е.М. Домогацких Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово-РС», 2016. – 56с.

Данная рабочая программа ориентирована на использование учебника Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География. Материки и океаны», 7 класс в II частях, 2014 год, изд. «Русское слово».

Согласно Федеральному компоненту образовательного стандарта, на изучение географии в 7 классе отводится 70 часов, в неделю – 2 часа. Рабочая программа учебного предмета составлена для 7«А», 7«Б», и 7 «Г» классов

Цели и задачи курса:

- создать у учащихся представление о разнообразии природных условий нашей планеты, о специфике природы и населения материков;

- раскрыть общегеографические закономерности, объясняющие и помогающие увидеть единство в этом многообразии природы и населения материков;

- воспитать представление о необходимости самого бережного отношения к природе.

Результаты обучения и усвоения содержания курса

Личностные результаты обучения географии:

ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

осознание единства географического пространства мира как единой среды обитания всех

осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

гармонично развитые социальные чувства и качества:

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;

уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

  • умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

    умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;

    организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;

    умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

    умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т. п.;

    умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.

Предметными результатами

основные черты земной коры, крупные формы рельефа и их размещение на Земле;

основные закономерности размещения полезных ископаемых;

роль Мирового океана в формировании состава атмосферы и климатов Земли;

понятие о воздушной массе;

зависимость распределения тепла и влаги на поверхности Земли от притока солнечного тепла и движения воздушных масс;

понятие о природном комплексе, природной зоне, широтной и высотной зональности;

последовательность смены характерных природных комплексов при движении с севера на юг, от подножий гор к вершинам, от побережий океанов в глубь материков, в океанах при удалении от материков;

роль рельефа и климата в формировании природных комплексов;

размещение природных зон на материках и в океанах;

виды хозяйственной деятельности в океане, охрана от загрязнений;

основные сведения об исследовании Африки, Австралии, Южной Америки, Антарктиды, Северной Америки, Евразии;

понятие о физико-географическом положении;

влияние физико-географического положения материков на их природу;

основные черты строения поверхности материков;

размещение климатических поясов на материках и океанах;

влияние климата на здоровье и хозяйственную деятельность людей

самые многочисленные народы Африки. Различия в составе населения в разных частях материка;

  особенности физико – географического положения Австралии;

  понятие о ландшафте;

  характерных представителей растительного и животного мира материков и их особенности;

  численность населения и народы материков, крупнейшие города;

  понятие о приливах и отливах;

  физико-географические особенности Океании;

  происхождение островов Океании;

  народы Океании и их занятия;

 примеры изменения природы человеком;

Учебно-методические средства обучения

Основная литература:

1. Программа общеобразовательных учреждений, «География 6-10 класс», автор: Е.М. Домогацких М.: Русское слово, 2010 г.

2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, География. География материков и океанов 7 кл.,, М.: Русское слово, 2015г.

Дополнительная литература:

1. Сборник нормативных документов. География /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2004

2. Элькин Г.Н. поурочные планы 7 класс: Методическое пособие. – СПб.: "Паритет"

3. Сиротин В.И.Сборник заданий и упражнений по географии. 6 -10 кл. – М.: Дрофа

4. Жижина Е.А. Никитина А.Н.Поурочные разработки по географии.7 класс, - М.: «Вако», 2006

5. В.Б. Пятунин. Контрольные и проверочные работы по географии 6-10 классы, М.: Дрофа

Оборудование и приборы:

1.Мультимедийный учебник по географии для 7 класса. Серия «Образовательная коллекция».

2. Диск «Школа Кирилла и Мефодия».

3. Коллекция ЦОР по географии материков и океанов

Интернет-ресурсы:
- (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/

  • ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/

    сервис You Tube (видеоролики для уроков)

    газета «География» http://geo. 1 september.ru/

    Географическое общество России http://rgo.org.ru/'

    клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/

    журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/

    жрнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

    Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml

- Библиотека по географии. Географическая энциклопедия http: //www.geoman. ru

- Страноведческий портал http: //geo. www.geoport.ru

- Самая большая энциклопедия по любой стране мира http: //geo.www.encarta.ru

- Геотур: география стран и континентов http: //geo.tur.narod. ru

Содержание учебного предмета

Курс состоит из двух частей:

1. Планета, на которой мы живем.

2. Материки планеты Земля.

География материков и океанов продолжает географическое образование учащихся в основной школе. Данный курс опирается на географические знания, полученные учащимися в 6 классе, и продолжает рассматривать особенности природы планеты Земля и взаимное влияние человека и природы на новом – региональном (материковом) уровне. Открывает курс небольшая тема «Мировая суша». В ней дается общее представление о материках и островах, их размерах, взаимном расположении. Также разъясняется отличие понятий «материк» и «часть света».

Следующая тема «Литосфера» знакомит учащихся с историей развития литосферы, строением земной коры, зависимостью форм рельефа от процессов, происходящих в литосфере, а также с основными формами рельефа.

Тема «Атмосфера» дает представление о поясах атмосферного давления, формирующихся над поверхностью Земли, об основных процессах, происходящих в атмосфере. Она знакомит учащихся с факторами, от которых зависит как климат целых материков, так и отдельных территорий.

Тема «Мировой океан» призвана раскрыть закономерности общих процессов, происходящих в Мировом океане: движение воды, распространение органического мира и др. С другой стороны, она знакомит с особенностями отдельных океанов и факторами, их обуславливающими, а также с взаимным влиянием, которое суша и океан оказывают друг на друга.

Тема «Геосфера» знакомит с общими закономерностями природы, характерными для всех материков и океанов, объясняет причины существования этих закономерностей и формы их проявления.

Тема «Человек» дает представление о том, как планета Земля осваивалась людьми, как влияет их деятельность на природу Земли, в каких формах происходит взаимодействие общества и природы.

Следующая, большая часть курса включает в себя темы: Африка, Австралия, Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия. Каждая из тем построена по единому плану, рекомендованному образовательным стандартом:

- географическое положение и история исследования;

- геологическое строение и рельеф;

- климат;

- гидрография;

- разнообразие природы;

- население;

- регионы.

Такое построение позволяет приучить школьников к строгой последовательности в характеристике крупных географических объектов, дать им представление об особенностях каждого материка, его отличительных чертах, и, вместе с тем, выявить общее в природе всех материков.

Тематическое планирование

п/п

Тема

Количество часов

Практические работы

I

Планета, на которой мы живем

21

7

1

Литосфера – подвижная твердь

6

2

2

Атмосфера – мастерская климата

4

2

3

Мировой океан – синяя бездна

4

 

4

Географическая оболочка – живой механизм

2

1

5

Человек – хозяин планеты

5

2

II

Материки планеты Земля

44

11

1

Африка – материк коротких теней

9

2

2

Австралия – маленький великан. Океания

6

1

3

Антарктида – холодное сердце.

2

 

4

Южная Америка - материк чудес.

8

2

5

Северная Америка – знакомый незнакомец

8

2

6

Евразия – музей природы

11

4

III

Взаимоотношение природы и человека

3

1

 

Итого:

68

19

Приложение 3

п./п.

Тема

Дата проведения

план

факт

ПЛАНЕТА, НА КОТОРОЙ МЫ ЖИВЕМ

Тема 1. Литосфера – подвижная твердь (6 часов)

1

Суша в океане

1 четв.

8.09

 

2

Геологическое время

10.09

 

3

Строение земной коры

15.09

 

4

Литосферные плиты и современный рельеф

Практическая работа №1 «Составление картосхемы» Литосферные плиты», прогноз размещения материков и океанов в будущем»

17.09

 

5

Платформы и равнины

22.09

 

6

Складчатые пояса и горы

Практическая работа №2 «Сопоставление карты строения земной коры и физической карты, выявление взаимосвязи тектоники и рельефа Земли»

24.09

 

Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (4 часа)

7

Пояса планеты

Практическая работа №3 «Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира»

29.09

 

8

Воздушные массы и климатические пояса

Практическая работа №4 « Определение типов климата по предложенным климатограммам»

1.10

 

9

Климатообразующие факторы.

6.10

 

10

Обобщение по теме «Атмосфера»

8.10

 

 

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (4 часа)

11

Мировой океан и его части.

13.10

 

12

Движение вод мирового океана

15.10

 

13

Жизнь океана

20.10

 

14

Особенности отдельных океанов

22.10

 

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (2 часа)

15

 

Географическая оболочка

26.10

 

16

Зональность географической оболочки

Практическая работа №5 «Выявление и объяснение географической зональности природы Земли. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах»

29.10

 

Тема 5. Человек – хозяин планеты (5 часов)

17

Освоение Земли человеком.

2 четв.

10.11

 

18

Охрана природы

12.10

 

19

Население Земли

Практическая работа №6 «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира»

17.10

 

20

Политическая карта мира. Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города.

Практическая работа № 7 «Изучение политической карты мира»

19.10

 

21

Обобщение и контроль знаний по теме «Земля - уникальная планета»

24.10

 

МАТЕРИКИ ПЛАНЕТЫ ЗЕМЛЯ

Тема 1. Африка – материк коротких теней (9 часов)

22

Географическое положение и история исследования Африки

Практическая работа №8 «Определение крайних точек материка, его протяжённости с севера на юг в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту»

26.10

 

23

Геологическое строение и рельеф Африки

Практическая работа №9 «Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых»

1.12

 

24

Климат Африки

3.12

 

25

Гидрография Африки

8.12

 

26

Разнообразие природы Африки

10.12

 

27

Население Африки

15.12

 

28

Регионы Африки. Северная и Западная Африка

17.12

 

29

Регионы Африки. Центральная, Восточная и Южная Африка

22.12

 

30

Обобщение по теме «Африка – материк коротких теней!

24.12

 

Тема 2. Австралия – маленький великан. Океания (6 часов)

31

Географическое положение. История открытия.

19.12

 

32

Рельеф и полезные ископаемые. Климат. Внутренние воды.

Практическая работа №10 «Сравнение географического положения Австралии и Африки. Определение черт сходства и различия основных компонентов природы»

31.12

 

33

Особенности природы Австралии

3 четв.

14.01

 

34

Население и хозяйство Австралии. Австралийский Союз.

19.01

 

35

Океания. Природа, население, страны.

22.01

 

36

Обобщение по теме «Австралия – маленький великан. Океания»

26.01

 

Тема 3. Антарктида – холодное сердце (2 часа)

37

Географическое положение и история исследования Антарктиды

28.01

 

38

Особенности природы Антарктиды

2.02

 

Тема 4. Южная Америка - материк чудес (8 часов)

39

Географическое положение. Из истории открытия и исследования материка.

Практическая работа № 11 «Сравнение географического положения Африки и Южной Америки.

Определение крайних точек материка, его протяжённости с севера на юг в градусной мере и километрах»

4.02

 

40

Рельеф и полезные ископаемые Южной Америки.

9.02

 

41

Климат и факторы его формирования.

11.02

 

42

Внутренние воды материя Ю.Америка

16.02

 

43

Природные зоны Южной Америки

Практическая работа № 12

«Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа»

18.02

 

44

Население Южной Америки. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека

22.02

 

45

Страны, их основные типы. Памятники природного и культурного наследия человечества.

25.02

 

46

Обобщение по теме «Южная Америка - материк чудес»

2.03

 

Тема 5. Северная Америка – знакомый незнакомец

(8 часов).

47

Географическое положение Северной Америки. История открытия материка и исследования.

Практическая работа №13 «Определение крайних точек материка, его протяжённости с севера на юг в градусной мере и километрах. Нанесение объектов на контурную карту»

4.03

 

48

Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки

9.03

 

49

Климат Северной Америки.

Практическая работа №14 «Сравнение климата разных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе»

11.03

 

50

Гидрография Северной Америки.

16.03

 

51

Разнообразие природы Северной Америки

18.03

 

52

Население Северной Америки. Политическая карта.

23.03

 

53

Страны Северной Америки.

4 четв.

6.04

 

54

Обобщающее повторение по теме «Северная Америка – знакомый незнакомец»

8.04

 

Тема 6. Евразия – музей природы (11 часов)

55

Евразия (11 часов)

Географическое положение и история исследования Евразии.

Практическая работа №15. «Составление характеристики географического положения Евразии. Работа с контурной картой»

13.04

 

56

Рельеф и геологическое строение Евразии

15.04

 

57

Климат Евразии.

Практическая работа №1 6 «Определения типов климата Евразии по климатическим диаграммам»

   

58

Гидрография Евразии

20.04

 

59

Разнообразие природы Евразии

22.04

 

60

Население Евразии

27.04

 

61

Регионы Европы. Памятники природного и культурного наследия человечества.

Практическая работа №17

«Составление географической характеристики страны Европы по картам»

20.04

 

62

Регионы Азии: Юго-Западная и Восточная Азия Памятники природного и культурного наследия человечества.

Практическая работа №18

«Составление географической характеристики страны Азии по картам»

4.05

 

63

Регионы Азии: Южная и Юго-Восточная Азия. Памятники природного и культурного наследия человечества

6.04

 

64

Путешествие по странам Евразии

11.05

 

65

Обобщающее повторение по теме «Евразия – музей природы»

13.05

 

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕКА (3 часа)

66

Природа и общество

18.05

 

67

Влияние природной среды на человека

20.05

 

68

Катастрофические явления природного характера в литосфере, атмосфере, гидросфере.

Практическая работа №19 « Изучение правил поведения в окружающей среде, мер защиты от стихийных бедствий»

25.05

 

69

Итоговое повторение по курсу 7 класса

27.05

 

70

Резервное время

27.05

 
в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.