Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе по УМК «Школа России»
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ 3 класс
(на основе УМК «Школа России», Л.Ф.Климанова)
(102 часа, 3 недельных часа)
№ п/п |
Тема урока |
Планируемые результаты |
Кол-во часов |
Дата проведения |
||||
Предметные |
Метапредметные УУД |
Личностные УУД |
||||||
Самое великое чудо на свете (2 часа) |
||||||||
1 |
Книга как источник необходимых знаний. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации. Рукописные книги Древней Руси. Стр. |
Понимать значение выражений «рукописные книги», «летопись»; делить текст на части; устанавливать последовательность действий; выразительно и осознанно читать |
Регулятивные: - ориентироваться в учебнике; Познавательные: - поиск и выделение необходимой информации(применение систему условных обозначений при выполнении заданий, находит нужную главу и нужное произведение в содержании учебника, пользоваться словарем в конце учебника); Коммуникативные: - задавать вопросы, обращаться за помощью. |
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
1 |
|||
2 |
Начало книгопечатания (общее представление). Первопечатник Иван Фёдоров. Стр. |
1 |
||||||
Устное народное творчество (9 часов) |
||||||||
3 |
Русские народные песни. Народные художественные промыслы, произведения прикладного искусства. Стр. |
Понимать особенности русской народной сказки; термины «русские народные песни», «докучные сказки»; определять главную мысль сказки; делить текст на части; озаглавливать части; характеризовать героев |
Регулятивные: – ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем; Познавательные: – перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате сов-местной работы всего класса; Коммуникативные: – аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. |
Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества. |
1 |
|||
4 |
Докучные сказки. Развитие речи: сочинение докучных сказок. Стр. |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - сбор информации (извлечение необходимой информации из различных источников) Коммуникативные: - строить монологичное высказывание; - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; |
Формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
1 |
||||
5 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Особенности волшебной сказки. Стр. |
Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану; Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях Коммуникативные: -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
1 |
||||
6 |
Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Характеристика героев сказки. Стр. |
Регулятивные: - составлять план и последовательность действий; - осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: - осуществлять взаимный контроль, - адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, -оказывать в сотрудничестве взаимопомощь; |
1 |
|||||
7 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Деление текста на части. Составление плана сказки. Стр. |
Научатся использовать слова с противоположным значением при характеристике героев, сравнивать героев произведения, называть основные черты характера героев |
Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану; Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях Коммуникативные: -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя) |
Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения |
1 |
|||
8 |
Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». Характеристика героев сказки. Стр. |
Научатся пересказывать текст по самостоятельно составленному плану; сравнивать содержания сказок и иллюстрация к ним |
Регулятивные: - составлять план и последовательность действий; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Познавательные: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план); -устанавливать причинно-следственные связи; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других. |
1 |
||||
9 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Сравнение художественного текста и произведения живописи. |
Научатся находить, сравнивать и характеризовать героев и анализировать их поступки |
Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Коммуникативные: - слушать и понимать речь других |
1 |
||||
10 |
Русская народная сказка «Сивка-бурка». Характеристика героев сказки. Стр. |
Научатся определять границы частей, составлять план |
Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: - договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; |
1 |
||||
11 |
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Устное народное творчество». Стр. |
Оценивать свои достижения и результаты сверстников в паре по выработанным критериям и выбранным формам оценивания |
Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
1 |
||||
Поэтическая тетрадь 1 (8 часов) |
||||||||
12 |
Русские поэты XIX—XX вв. Как научиться читать стихи. Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза». Стр. |
Анализировать средства художественной выразительности. Выразительно читать стихотворения; находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления; самостоятельно заучивать наизусть стихотворение |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Коммуникативные: -адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы. |
1 |
|||
13 |
Ф. И. Тютчев. «Весенняя гроза», «Листья». Олицетворение – средство художественной выразительности. Стр. |
Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: -потребность в общении с учителем и сверстниками, умение слушать собеседника |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы. |
1 |
|||
14 |
А. А. Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой». Картины природы. Эпитеты – слова, рисующие картины природы. Стр. |
Научатся видеть и чувствовать настроение поэта и наблюдать за повторением ударных и безударных слогов в слове, находить рифмующиеся слова |
Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте Коммуникативные: - Умение выражать свои мысли полно и точно |
Высказывать своё отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. |
1 |
|||
15 |
И. С. Никитин «Полно, степь моя, спать беспробудно…». Заголовок стихотворения. Подвижные картины природы. Стр. |
Научатся использовать приемы интонационного чтения ( выразить радость, удивление, определить силу голоса, выбрать тон и темп чтения) |
Регулятивные: - работать по предложенному учителем плану Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте Коммуникативные: - Умение выражать свои мысли полно и точно |
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы. |
1 |
|||
16 |
И. С. Никитин «Встреча зимы». Олицетворение как приём создания картины природы. Стр. |
Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора |
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; |
1 |
||||
17 |
И. З. Суриков. «Детство», «Зима». Сравнение как средство создания картины природы в лирическом стихотворении. Стр. |
Научатся понимать поэтическую речь, сочинять свои стихи, используя различные средства выразительности |
Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность Познавательные: - контролировать и оценивать процесс и результат деятельности Коммуникативные: -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности |
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции. |
1 |
|||
18 |
И. З. Суриков. «Детство», «Зима». Стр. |
Научатся определять различные средства выразительности. |
Регулятивные: -самостоятельно формулировать тему и цели урока; Познавательные: -пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные: - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; |
Адекватная мотивация Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; |
1 |
|||
19 |
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Стр. |
Учить анализировать средства художественной выразительности; выразительно читать стихотворения; использовать интонацию; читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного произведения. |
Регулятивные: - учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте Коммуникативные: - Умение выражать свои мысли полно и точно. |
1 |
||||
Великие русские писатели (20 часов) |
||||||||
20 |
А. С. Пушкин — великий русский писатель. Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин». Лирические стихотворения. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стр. |
Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу на уроке, выбирать виды деятельности |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; |
1 |
|||
21 |
А. С. Пушкин. Отрывки из романов «Цыганы», «Евгений Онегин». Средства художественной выразительности: эпитет, сравнение. Стр. |
1 |
||||||
22 |
А. С. Пушкин. «Зимнее утро». Приём контраста как средство создания картин. |
Научится понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя |
Регулятивные: - учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: - осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
1 |
|||
23 |
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане..». Тема сказки. Особенности волшебной сказки. Стр. |
Научатся понимать содержание прочитанного, высказывать своё отношение |
Регулятивные: - учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
1 |
|||
24 |
А. С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане..». Герои литературной сказки. Нравственный смысл сказки. Стр. |
Научатся различать лирическое и прозаические произведения |
Регулятивные: - учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: -осуществлять анализ и синтез; - сравнение, - установление аналогий; Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной речи , высказывать свою точку зрения. |
Эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
1 |
|||
25 |
И. А. Крылов — великий баснописец. Басня как жанр литературы. Стр. |
Научатся различать в басне изображенные события и замаскированный, скрытый смысл |
Регулятивные: - формулировать и удерживать учебную задачу, Познавательные: - анализ информации; - обработка информации Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; |
1 |
|||
26 |
И. А. Крылов. Басня «Мартышка и Очки». Мораль басни. Нравственный урок читателю. Стр. |
Научатся находить мораль в произведении, представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценировать басню |
Регулятивные: - формулировать и удерживать учебную задачу, Познавательные: -осуществлять анализ и синтез; -устанавливать причинно-следственные связи; -строить рассуждения; Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения |
Появление интереса к жанру басни |
1 |
|||
27 |
И. А. Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Герои басни. Нравственный смысл басни. Стр. |
Научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценирование басни |
Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; Коммуникативные: -умение слушать других, формировать свои мысли в слух |
Появление интереса к жанру басни |
1 |
|||
28 |
И. А. Крылов. Басня «Ворона и Лисица». Характеристика героев на основе их поступков. Стр. |
Научатся определять басню как жанр литературы по характерным признакам, находить мораль в произведении представлять героев, характеризовать героев на основе их поступков, инсценирование басни |
Регулятивные: - учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: - установление аналогий; установление причинно-следственных связей; Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Появление интереса к жанру басни |
1 |
|||
29 |
Развитие речи: подготовка к театрализации басен. |
Научатся характеризовать героев на основе их поступков, инсценировать басен |
Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: -умение слушать других, формировать свои мысли вслух. |
Появление интереса к жанру басни |
1 |
|||
30 |
М. Ю. Лермонтов — выдающийся русский поэт. Лирические стихотворения. Стр. |
Научатся видеть скрытый, переносный смысл стихотворения, выразительному чтению, пониманию прочитанного |
Регулятивные: - учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы. |
1 |
|||
31 |
М. Ю. Лермонтов. «Горные вершины», «На севере диком...». Настроение стихотворений. Стр. |
Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию Научатся составлять разные виды планов, воссоздавать текст по плану
|
Регулятивные: - учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: - делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса Коммуникативные: -умение слушать других, формировать свои мысли в слух |
Эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
1 |
|||
32 |
М. Ю. Лермонтов. «Утёс», «Осень». Сравнение лирического текста и произведения живописи. Стр. |
Эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
1 |
|||||
33 |
Л. Н. Толстой — великий русский писатель. «Детство» Л. Н. Толстого. Особенности прозаического и лирического текстов. Стр. |
Эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
1 |
|||||
34 |
Л. Н. Толстой. «Акула». Тема и главная мысль рассказа. Составление различных вариантов плана. Стр. |
Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения; |
Эмоциональность: умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
1 |
||||
35 |
Л. Н. Толстой. «Прыжок». Средства художественной выразительности в прозаическом тексте. Стр. |
Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию и анализировать поступки героев |
Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения. |
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
36 |
Л. Н. Толстой. «Лев и собачка». Сравнение рассказов (тема, главная мысль, события, герои). Стр. |
Научатся соотносить заглавие рассказа с темой и главной мыслью, отвечать на вопросы по содержанию, |
Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: - преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
1 |
|||
37 |
Развитие речи: обучение пересказу: подробному (с использованием авторской лексики) и выборочному. Стр. |
Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: -синтез; - сравнение, - построение рассуждения;- обобщение. Коммуникативные: -умение слушать других, формировать свои мысли в слух |
1 |
|||||
38 |
Л. Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?». Сравнение текста-рассуждения и текста-описания. Стр. |
Научатся сравнивать рассказ-описание и рассказ- рассуждения |
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
1 |
||||
39 |
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Великие русские писатели». Стр. |
Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
Регулятивные: - учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: - делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса Коммуникативные: - оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание. |
Адекватная мотивация |
1 |
|||
Поэтическая тетрадь 2 (6 часов) |
||||||||
40 |
Н. А. Некрасов. Стихотворения о природе. Настроение стихотворений. «Славная осень! Здоровый, ядрёный…». Картины природы. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стр. |
Научатся читать стихотворение, выражая авторское настроение, объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
Воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы. |
1 |
|||
41 |
Н. А. Некрасов. «Не ветер бушует над бором…». Средства художественной выразительности. Стр. |
Научатся читать стихотворение, выражая авторское настроение, объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря |
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. |
1 |
||||
42 |
Н. А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы». Авторское отношение к герою. Стр. |
Научатся читать стихотворение, выражая авторское настроение, объяснять смысл непонятных слов и выражений с опорой на текст, с помощью словаря в учебнике или толкового словаря |
Регулятивные: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: - ставить вопросы,- обращаться за помощью. - находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
1 |
|||
43 |
К. Д. Бальмонт. «Золотое слово». И. А. Бунин. «Детство». Выразительное чтение стихотворений. Стр. |
1 |
||||||
44 |
И. А. Бунин. «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги...». Создание словесных картин. Стр. |
1 |
||||||
45 |
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Стр. |
Научаться читать стихотворение, выражая авторское настроение, высказывать свои собственные впечатление о прочитанном, оценивать свои достижения |
Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: Научаться читать стихотворение, выражая авторское настроение, высказывать свои собственные впечатление о прочитанном , оценивать свои достижения - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Адекватная мотивация |
1 |
|||
Литературные сказки (6 часов) |
||||||||
46 |
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Алёнушкины сказки». Присказка. Сравнение литературной и народной сказок. Знакомство с названием раздела. Стр. |
Научатся прогназировать содержание раздела, воспринимать на слух тексты литературных сказок, высказывать своё мнение, отношение, сравнивать содержание литературной и народной сказок, определять нравственный смысл сказки |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Адекватная мотивация |
1 |
|||
47 |
Д. Н. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост». Характеристика героев сказок. Нравственный смысл сказки. Стр. |
1 |
||||||
48 |
В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница» Характеристика героев сказок. Стр. |
1 |
||||||
49 |
В. М. Гаршин. «Лягушка-путешественница» Нравственный смысл сказки. Стр. |
Научатся наблюдать за развитием и последовательностью событий в литературных сказок, сравнивать героев |
Регулятивные: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные: -перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; Коммуникативные: - умение выражать свои мысли полно и точно. |
Чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; |
1 |
|||
50 |
В. Ф. Одоевский. «Мороз Иванович». Сравнение народной и литературной сказок. Сравнение героев сказки. Стр. |
Научатся сравнивать содержание литературной и народной сказок |
Регулятивные: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: -выделения существенных признаков; - сравнение Коммуникативные: - высказывать и обосновывать свою точку зрения |
Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей. |
1 |
|||
51 |
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Литературные сказки». Стр. |
Научатся высказывать своё мнение, отношение, сравнивать и характеризовать героев, использую текст произведений Научатся проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения на основе диагностической работе, представленной в учебнике |
Регулятивные: – проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: - делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
Адекватная мотивация Уважительное отношение к мнению других |
1 |
|||
Были-небылицы (10 часов) |
||||||||
52 |
М. Горький. «Случай с Евсейкой». Приём сравнения – основной приём описания подводного царства. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стр.4-11 |
Научатся выражать собственное отношение к поступкам героев в сказочных и реальных событиях |
Регулятивные: – проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: - находить ответы на вопросы в тексте, Коммуникативные: - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли. |
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. |
1 |
|||
53 |
М. Горький. «Случай с Евсейкой». Творческий пересказ: сочинение продолжения сказки. Стр.4-11 |
Научатся пересказывать текст подробно и кратко, выборочно, самостоятельно придумывать сказочные и реальные истории |
Регулятивные: – проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; |
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. |
1 |
|||
54 |
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Определение жанра произведения. Стр.12-24 |
Научатся понимать поступки и состояние героев и давать характеристики персанажу |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; Коммуникативные: -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; |
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. |
1 |
|||
55 |
К. Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей». Герои произведения. Характеристика героев. Стр.12-24 |
Научатся находить в тексте слова и выражения, подтверждающие высказанную мысль, составлять план для краткого и полного пересказов |
Регулятивные: – проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи. |
Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки. |
1 |
|||
56 |
Развитие речи: обучение краткому пересказу. |
Научатся пересказывать текст подробно и кратко, выборочно |
Регулятивные: – проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: - анализ, - интерпретация передача информации (устным, письменным, цифровым способами); Коммуникативные: -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию |
Эстетические потребности |
1 |
|||
57 |
А. И. Куприн. «Слон». Основные события произведения. Составление различных вариантов плана. Пересказ. Стр.25-41 |
1 |
||||||
58 |
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Были-небылицы». Стр.42-44 |
Научатся рассказывать о прочитанных книгах, читать произведения по ролям |
Регулятивные: - прогнозирование уровня усвоения Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. |
1 |
||||
Поэтическая тетрадь 1 (6 часов) |
||||||||
59 |
С.Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка?». Стихи о животных. Средства художественной выразительности. Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. Стр.46-47 |
Научатся понимать стихи и правильно, выразительно читать их |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию |
Адекватная мотивация |
1 |
|||
60 |
С. Чёрный. «Воробей», «Слон». Авторское отношение к изображаемому. Стр.47-49 |
1 |
||||||
61 |
А. А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны». Картины зимних забав. Средства художественной выразительности для создания образа. Стр.50-53 |
Научатся находить в стихотворениях яркие, образные слова и выражения, объяснять смысл выражений с опорой на текст |
Регулятивные: -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; Коммуникативные: -договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. |
Стремиться к совершенствованию собственной речи |
1 |
|||
62 |
А. А. Блок. «Ворона». Сравнение стихотворений разных авторов на одну и ту же тему. Стр.53-54 |
1 |
||||||
63 |
С. А. Есенин. «Черёмуха». Средства художественной выразительности для создания картин цветущей черёмухи. Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь 1». Стр.55-56 |
Научатся понимать и чувствовать окружающую природу. Научатся сравнивать стихи разных поэтов на одну и ту же тему, проверять правильность высказывания, сверяя с текстом, самостоятельно оценивать свои достижения. |
Регулятивные: – проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: -слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения; |
Стремиться к совершенствованию собственной речи |
1 |
|||
Люби живое (16 часов) |
||||||||
64 |
М. М. Пришвин. «Моя Родина». Осознание понятия «Родина», проявление любви к Родине. Знакомство с разделом. Прогнозирование содержания. Стр.58-59 |
Научатся прогнозировать содержание раздела, планировать работу с произведением на уроке, используя условные обозначения, |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - сбор, обработка, анализ, передача информации Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром |
Формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества |
1 |
|||
65 |
Развитие речи: составление устных рассказов о Родине, о семье, о детстве на основе рассказа М. М. Пришвина «Моя Родина». |
Научатся определять основную мысль рассказа, понимать нравственный смысл рассказа |
Регулятивные: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Познавательные: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; Коммуникативные: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации |
1 |
||||
66 |
И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Определение жанра произведения. Стр.60-67 |
Научатся определять жанр произведения, сравнивать свои наблюдения за жизнью животных с рассказом автора |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - сбор, обработка, анализ, передача информации Коммуникативные: -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию. |
Стремиться к совершенствованию собственной речи |
1 |
|||
67 |
И. С. Соколов-Микитов. «Листопадничек». Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения. Стр.60-67 |
Научится пересказывать произведение на основе плана |
Регулятивные: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: - осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера; Коммуникативные: -задавать вопросы, - аргументировать свою позицию.
|
Стремиться к совершенствованию собственной речи |
1 |
|||
68 |
В. И. Белов. «Малька провинилась», «Ещё про Мальку». Озаглавливание текста. Главные герои рассказа. Стр.68-72 |
Научится озаглавливать текст, описывать характер и поведение героев рассказа. |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - сбор, обработка, анализ, передача информации Коммуникативные: - формулировать собственное мнение и позицию; |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
69 |
В. В. Бианки. «Мышонок Пик». Составление плана на основе названия глав. Стр.73-82 |
1 |
||||||
70 |
В. В. Бианки. «Мышонок Пик». Рассказ о герое произведения. Стр.73-82 |
Научится построению рассказа. |
Регулятивные: – определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя Познавательные: - сбор, обработка, анализ, передача информации Коммуникативные: - слушать и понимать речь других. |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
71 |
Б. С. Житков. «Про обезьянку». Характеристика героев произведения. Стр.83-97 |
Научится описывать характеры главных героев. |
Регулятивные: – проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: - сбор, обработка, анализ, передача информации Коммуникативные: - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
72 |
Б. С. Житков. «Про обезьянку». Пересказ. Стр.83-97 |
Научится давать характеристику главным героям. |
Регулятивные: – проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: - сбор, обработка, анализ, передача информации Коммуникативные: - слушать и понимать речь других |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
73 |
Б. С. Житков. «Про обезьянку». Краткий пересказ. Стр.83-97 |
Научится пересказывать текст по плану. |
Регулятивные: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Познавательные: - сбор, обработка, анализ, передача информации Коммуникативные: - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
74 |
В. П. Астафьев. «Капалуха». Характеристика героев произведения. Стр.98-102 |
1 |
||||||
75 |
В. Ю. Драгунский. «Он живой и светится…». Нравственный смысл рассказа. Стр.102-106 |
Научатся оценивать поступки главных героев. |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
76 |
Развитие речи: обучение пересказу с элементами перевода диалогов в косвенную речь на основе рассказа В. Драгунского «Он живой и светится…» |
Научатся понимать нравственный смысл рассказа. |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - сбор, обработка, анализ, передача информации Коммуникативные: - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
77 |
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Люби живое». Стр.106-108 |
Научится отличать художественные рассказы от научно-познавательных. |
Регулятивные: - прогнозирование уровня усвоения Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; |
Адекватная мотивация |
1 |
|||
Поэтическая тетрадь 2 (8 часов) |
||||||||
78 |
С.Я.Маршак. «Гроза днем». «В лесу над росистой поляной...». Заголовок стихотворения. Выразительное чтение. Знакомство с названием раздела. Запуск проекта «Праздник поэзии». Стр.110-111 |
Научатся прогнозировать содержание раздела и воспринимать стихи на слух, создавать словесные картины по тексту стихотворения |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; |
Адекватная мотивация |
1 |
|||
79 |
А. Л. Барто. «Разлука», «В театре». Авторское отношение к героям произведения. Стр.112-115 |
Научить находить рифму в произведении, сравнивать и составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения |
Регулятивные: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Познавательные: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Стремиться к совершенствованию собственной речи |
11 |
|||
80 |
С. В. Михалков. «Если». Выразительное чтение. Стр.116-117 |
Научатся читать выразительно стихи, передавая настроения автора. |
Регулятивные: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Познавательные: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: - учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Стремиться к совершенствованию собственной речи |
1 |
|||
81 |
Е. А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок». Проект «Праздник поэзии». Стр.118-119 |
1 |
||||||
82 |
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Поэтическая тетрадь 2». Стр.120-122 |
Научатся выразительно читать стихотворения |
Регулятивные: - прогнозирование уровня усвоения Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: - вести устный и письменный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; |
Адекватная мотивация |
1 |
|||
Собирай по ягодке — наберёшь кузовок (12 часов) |
||||||||
83 |
Б. В. Шергин. «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Особенность заголовка произведения. Соотнесение пословицы и содержания произведения. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стр.124-128 |
Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведений |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: - вести устный диалог в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка; - слушать собеседника; |
Адекватная мотивация |
1 |
|||
84 |
А. П. Платонов. «Цветок на земле». Герои рассказа. Особенности речи героев. Чтение по ролям. Стр.129-136 |
Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл. Научатся выразительно читать юмористические рассказы по ролям |
Регулятивные: - учиться работать по предложенному учителем плану. Познавательные: -оформлять свои мысли в устной и письменной форме. Коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст. |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
85 |
А. П. Платонов. «Ещё мама». Развитие речи: выборочный пересказ эпизодов, замена диалогов косвенной речью. Стр.137-143 |
Научатся выразительно читать по ролям, соблюдая особенности речи героев. |
Регулятивные: -работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность; Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст. |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
86 |
М. М. Зощенко. «Золотые слова». Смысл названия рассказа. Особенности юмористического рассказа. Стр.144-153 |
Научатся находить в тексте пословицы, и объяснять их смысл, соотносить пословицы и содержания произведения, читать по ролям, учитывая особенности речи героев. |
Регулятивные: - выбирать действие в связи с поставленной задачей и условиями ее реализации Познавательные: -находить ответы на вопросы в тексте Коммуникативные: - выразительно читать и пересказывать текст. |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
11 |
|||
87 |
М. М. Зощенко. «Великие путешественники». Главная мысль произведения. Восстановление порядка событий. Стр154-164 |
Научатся выделять особенности юмористического рассказа, выразительно читать, описывать главных героев, их характер, определять главную мысль юмористического рассказа. |
Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: -слушать и понимать речь других. |
Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий |
1 |
|||
88 |
Н. Н. Носов. «Федина задача». Особенности юмористического рассказа. Анализ заголовка. Стр.164-169 |
Научатся выделять особенности юмористического рассказа, находить связь заглавия и содержания рассказа |
Регулятивные: - учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные: -находить ответы на вопросы в тексте Коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст. |
Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий |
1 |
|||
89 |
Н. Н. Носов. «Телефон» Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Собирай по ягодке — наберёшь кузовок». Стр.170-172 |
Научатся выразительно читать по ролям, находить особенности юмористических рассказов, выявлять характер героев. |
Регулятивные: -учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; Познавательные: -находить ответы на вопросы в тексте К -выразительно читать и пересказывать текст. |
Творческое отношение к процессу выбора и выполнения заданий |
1 |
|||
По страницам детских журналов (8 часов) |
||||||||
90 |
«Мурзилка» и «Весёлые картинки» – самые старые детские журналы. По страницам журналов для детей. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Выставка детской периодики. Стр.173-174 |
Научатся прогнозировать содержание раздела, высказывать своё мнение, отношение, находить в журнале полезную информацию. |
Регулятивные: - высказывать своё предположение, составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; Познавательные: -поиск и выделение необходимой информации; К -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Адекватная мотивация |
1 |
|||
91 |
Л. А. Кассиль. «Отметки Риммы Лебедевой». Стр.175-178 |
Научатся: - составлять план подробного пересказа текста, -пересказывать текст, -находить главную мысль текста. |
Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные: -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные: -учиться работать в паре, группе. |
Стремиться к совершенствованию собственной речи |
1 |
|||
92 |
Развитие речи: составление вопросов по содержанию рассказа Л. А. Кассиля «Отметки Риммы Лебедевой», развёрнутые ответы на составленные вопросы. |
1 |
||||||
93 |
Ю. И. Ермолаев. «Проговорился». Чтение по ролям. Стр.179-181 |
1 |
||||||
94 |
Ю. И. Ермолаев. «Воспитатели». Вопросы и ответы по содержанию. Пересказ. Стр.181-183 |
Научатся: - составлять план подробного пересказа текста, -пересказывать текст, -находить главную мысль текста. |
Регулятивные: - определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; Познавательные: -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты. Коммуникативные: -учиться работать в паре, группе. |
Стремиться к совершенствованию собственной речи |
1 |
|||
95 |
Г. Б. Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды». Что такое легенда. Пересказ. Легенды своей семьи. Стр.183-186 |
Осознают то, что не все бывают советы добрыми. Научатся составлять свои добрые советы. |
Регулятивные: - проговаривать последовательность действий на уроке; Познавательные: -делать выводы в результате совместной работы класса и учителя; Коммуникативные: -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Адекватная мотивация |
1 |
|||
96 |
Р. С. Сеф. «Весёлые стихи». Выразительно чтение. Стр.186-188 |
Научатся выразительно читать стихотворения и оценивать свои результаты |
Регулятивные: -учиться работать по предложенному учителем плану Познавательные: -преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты Коммуникативные: -выразительно читать и пересказывать текст; |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
97 |
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «По страницам детских журналов». Стр.188 |
1 |
||||||
Зарубежная литература (8 часов) |
||||||||
98 |
Древнегреческий миф «Храбрый Персей». Отражение мифологических представлений людей в древнегреческом мифе. Знакомство с названием раздела. Прогнозирование содержания раздела. Стр.189-199 |
Научатся читать выразительно, осознанно текст; – давать характеристику главным героям; |
Регулятивные: - ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, Познавательные: - ориентироваться в разнообразии способов решения задач; Коммуникативные: - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач. |
Адекватная мотивация |
1 |
|||
99 |
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Нравственный смысл сказки. Стр.200-215 |
Учить оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие; |
Регулятивные: -в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями. Познавательные: - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую Коммуникативные: -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
100 |
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Создание рисунков к сказке. Стр.200-215 |
Научить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи. |
Регулятивные: -составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем; Познавательные: - узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов. Коммуникативные: -учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя). |
Эмоционально «проживать»текст, выражать свои эмоции |
1 |
|||
101 |
Г.-Х. Андерсен. «Гадкий утёнок». Подготовка сообщения о великом сказочнике. Стр.200-215 |
1 |
||||||
102 |
Обобщение, проверка и оценка знаний по разделу «Зарубежная литература» Стр.215 |
23