12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Елена Сергеевна Пушкарева129 Россия, Свердловская обл., Екатеринбург Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ урока | Тема урока | Тип урока | Основное содержание обучения | Планируемые результаты | ||||||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||||
1 | Вводный. Знакомство с учебником. | Урок рефлексии. | Вводные уроки по содержанию раздела. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. | П.: Знать и применять систему условных обозначений. Пользоваться словарём в конце учебника. Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Строить понятные для партнёра высказывания. Развитие навыков сотрудничества | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. | ||||
2 | Наставления детям Владимира Мономаха. Книги Древней Руси. | Урок открытия нового знания. | Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. | Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника Р.: проявлять познавательную активность, проводить сравнение книг П.: способность принимать и сохранять полученные знания К.: формулировать собственное мнение и позицию П.: строить речевое высказывание К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника К.: Работа в группе. Р.: Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. | |||||
3 | Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. | Урок открытия нового знания. | ||||||||
4 | Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии | Урок открытия нового знания. | ||||||||
5 | Мы идём в музей книги. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения. | Готовить проект. Уметь выступить со своим проектом. | ||||||
Жизнь дана на добрые дела (17 часов) | ||||||||||
6 | Введение в содержание раздела | Урок открытия нового знания. | Группировка книг по подтемам. Смысл пословиц. Пословицы и поговорки из сборника. | Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. | П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника Р.: Развивать интерес к предметам старины П.: Распознавать особенности фольклорных форм К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения К.:Участвовать в работе группы Р.: Познакомить с произведениями Н. Носова П.: Формировать умение осмысливать прозаический текст К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания Р.: Понимать и принимать учебную задачу П.: Формировать умение осмысливать прозаический текст К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника Р.: Закрепить полученные знания П.: Формировать умение сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров Р.: Принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Обсудите с друзьями как вы поступаете в подобной ситуации | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту | ||||
7 | Пословицы разных народов о человеке и его делах | Урок открытия нового знания. | ||||||||
8 | В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. | Урок открытия нового знания. | ||||||||
9 | Н. Носов «Огурцы». Смысл поступка. | Урок открытия нового знания. | Поступки героев. Характеристика героев. | Уметь объяснить свое отношение к поступкам героев, характеризовать героев | ||||||
10 | Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя. | Комбинированный урок. | ||||||||
11 | Создание рассказа на тему «Что такое добро». | Урок закрепления знаний и способов действий. | Уметь составлять текст. | |||||||
12 | М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка. | Урок открытия нового знания. | План текста, деление на части, пересказ по плану. | Объяснять заглавие текста. Уметь анализировать произведение. | художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | |||||
13 | М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ | Урок закрепления знаний и способов действий. | ||||||||
14 | Л. Каминский «Сочинение». Анализ рассказа. | Комбинированный урок. | План текста, деление на части, пересказ по плану. | |||||||
15 | Составление отзыва о прочитанном произведении. | Комбинированный урок. | Алгоритм написания отзыва на произведение. | Уметь писать отзыв на книгу, обсуждать отзыв в группе. | ||||||
16 | М. Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Анализ произведения. План текста, деление на части, пересказ по плану. | Объяснение заглавия текста. Уметь составлять план текста, пересказывать текст. | ||||||
17 | Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Тема выставки. Книги для детей. | Определять тему выставки. Группировать книги. Представлять одну из книг. | ||||||
18 | Самостоятельное чтение. Н. Носов «Трудная задача». | Урок систематизации и обобщения знаний. | Заглавие текста. Анализ произведения. План текста, деление на части, пересказ по плану. | Объяснять заглавие текста. Анализировать произведение. Составлять план текста, делить текст на части, пересказывать по плану. | ||||||
19 | Семейное чтение. Притчи. | Урок систематизации и обобщения знаний. | ||||||||
20 | В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование. | Комбинированный урок. | Заглавие текста. Анализ произведения. Разметка текста. Выразительное чтение по ролям. Инсценирование. | Объяснять заглавие текста. Анализировать произведение. Размечать текст. Читать выразительно роли в инсценировке. | ||||||
21 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | Урок систематизации и обобщения знаний. | ||||||||
22 | Проверочная работа «Жизнь дана на добрые дела». | Урок развивающего контроля. | Проверочная работа | Проверка УУД | ||||||
Волшебная сказка (15 часов) | ||||||||||
23 | Введение в содержание раздела | Урок открытия нового знания. | Юмор в произведениях. | Оценивать свои достижения. | П.: Понимание различий жанров народного творчества Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Построение рассуждений. Обсуждения в парах Р.: Проявлять познавательную активность П.: Строить речевое высказывание К.: Осуществлять развитие навыка выразительного чтения К.: Участвовать в работе группы Р.: Формировать умение представлять обобщенный план работы с репродукциями картины Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Построение рассуждений. Обсуждения в парах К.: задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, умение слушать собеседника П.: Моделировать действия и поступки Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать возможный вариант ответа П.: Выполнять задания творческого и поискового характера. Пересказ сказки от лица её героев Р.: Умение определять функцию учителя в учебной деятельности и оценивать это умение К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Коллективные инсценировки сказки П.: Выполнять задания творческого и поискового характера. Р.: Умение определять функцию учителя в учебной деятельности и оценивать это умение Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | ||||
24 | «Иван – царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки | Урок открытия нового знания. | Волшебные сказки. | Знать особенности волшебной сказки | ||||||
25 | «Иван – царевич и Серый Волк». Характеристика героя. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Народные сказки, присказка, сказочные предметы
Отличительные особенности волшебной сказки. Сказочные предметы.
Подготовка к пересказу. | Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Характеристика героя сказки. Пересказывать текст. | ||||||
26 | В.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине | Урок закрепления знаний и способов действий. | ||||||||
27 | «Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. | Урок открытия нового знания. | ||||||||
28 | «Летучий корабль». Характеристика героев сказки. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Выставка книг. Русские народные сказки. Отзыв на книгу. | Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Работать в группе. Составлять план пересказа, Характеризовать героев сказки. | ||||||
29 | Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. | Урок систематизации и обобщения знаний. | ||||||||
30 | Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». | Урок систематизации и обобщения знаний. | ||||||||
31 | Русская сказка «Морозко». Пересказ. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. | Особенности волшебной сказки | ||||||
32 | Семейное чтение. Русская сказка. «Белая уточка». | Урок систематизации и обобщения знаний. | Русские и зарубежные сказки. | Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. | ||||||
33 | Русская сказка. «Белая уточка». Пересказ. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. | Характеристика героев, | ||||||
34 | Русская сказка «По щучьему велению». | Урок открытия нового знания. | Смысл сказки. Подготовка к инсценированию произведения. | Делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. | ||||||
35 | Русская сказка «По щучьему велению». Инсценирование. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Инсценирование сказки. | |||||||
36 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | Урок систематизации и обобщения знаний. | Сравнение сюжетов и героев. | Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. | ||||||
37 | Проверочная работа «Волшебные сказки». | Урок развивающего контроля. | Проверочная работа | |||||||
Люби всё живое (20 часов) | ||||||||||
38 | Введение в содержание раздела | Урок открытия нового знания. | Знакомство с новым разделом | Прогнозировать содержание раздела | Р.: проявлять познавательную активность П.: строить речевое высказывание К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения Р.: Самостоятельно оценивать свою работу П.: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К.: Участвовать в диалоге, уметь слушать чужое мнение Р.: Вносить коррективы в свои действия П.: Сравнить художественное произведение К .Паустовского с текстом "Барсук" из энциклопедии К.: Уважать мнение собеседника П.: Моделировать действия и поступки Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать возможный вариант ответа К.: Участвовать в диалоге, уметь слушать чужое мнение П.: Предложить свои варианты названия стихотворения К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Р.: проявлять познавательную активность П.: строить речевое высказывание К.: задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера П.: строить речевое высказывание К.: задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, умение слушать собеседника П.: Формировать умение извлекать информацию при использовании периодической печатью. Р.: Умение вносить коррективы в в свою учебную деятельность П.: Формировать умение составлять тексты по аналогии Р.: Умение вносить коррективы в в свою учебную деятельность К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | ||||
39 | Сравнение художественной и научно-познавательной литературы | Урок открытия нового знания. | Энциклопедические справочники | Ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге. | ||||||
40 | К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста. | Урок открытия нового знания. | Русские сказки. | Отвечать на вопросы и выполнять задания учебника. | ||||||
41 | К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнение художественной и научно- познавательной литературы | Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. | ||||||
42 | В. Берестов. «Кошкин щенок». Особенности юмористического текста. | Урок открытия нового знания. | ||||||||
43 | В. Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. | Урок открытия нового знания. | ||||||||
44 | В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке. | Урок открытия нового знания. | Особенности художественного текста. Сравнение стихотворений. Выразительное чтение. | Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать. Сравнивать стихотворения. | ||||||
45 | Создание текста. « Как муравьишке бабочка помогала добраться домой». | Урок открытия нового знания. | ||||||||
46 | О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. | Урок открытия нового знания. | Художественный и научно-познавательный текст. Особенности художественного текста. Мастерская писателя. Краткий пересказ. | Создавать текст по аналогии. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях. | ||||||
47 | Тим Собакин «Песни бегемотов». | Урок открытия нового знания. | ||||||||
48 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Сборники произведений о природе | Ориентироваться в сборниках | ||||||
49 | Периодическая печать. Журналы для детей. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Особенности юмористического произведения. Постановка вопросов к тексту стихотворения. | Выразительно читать произведение. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях. | ||||||
50 | Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста. | Урок открытия нового знания. | Произведения о природе. | Определять тему выставки. Группировать книги. Представлять одну из книг по заданным параметрам. | стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | |||||
51 | Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Детские журналы «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя»,«Свирелька». | Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. | ||||||
52 | Семейное чтение. Н. Носов «Карасик». Смысл поступка. | Урок открытия нового знания. | Герой художественного текста. Его особенности. | Характеризовать героя текста. | ||||||
53 | Н. Носов «Карасик». Характеристика героев произведения. | Урок закрепления знаний и способов действий. | ||||||||
54 | М. Горький «Воробьишко». Инсценирование. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Распределение ролей. Инсценирование произведения. | Осмысление произведения | ||||||
55 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв о книге. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Отзыв о прочитанном | Работать с текстом | ||||||
56 | Маленькие и большие секреты страны Литературия. Обобщение. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Распределение ролей. Инсценирование произведения. Проверочная работа | Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. | ||||||
57 | Проверочная работа по разделу «Люби все живое». | Урок развивающего контроля. | ||||||||
Картины русской природы ( 12 часов) | ||||||||||
58 | Введение в содержание раздела. | Урок открытия нового знания. | Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. | Прогнозировать содержание раздела | П.: Умение понимать и принимать всю красоту родной природы Р.: Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того,что неизвестно К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Делиться своими впечатлениями о зиме с одноклассниками. Работаем в коллективе и парах Средства художественной выразительности П.: Умение самостоятельно творчески мыслить, понимая задачу урока Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном П.: Умение выразительно с пониманием читать стихи Р.: Умение выбирать и преодолевать препятствия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. П.: Умение сравнивать тексты и картины. Р.: Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы К.: Совместно оценивать результат работы | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; | ||||
59 | И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине. | Урок открытия нового знания. | Деление рассказа на смысловые части, озаглавливание каждой части. | Эмоционально откликаться на произведения живописи | эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | |||||
60 | Н. Некрасов «Славная осень» Приём сравнение. | Урок открытия нового знания. | Сборники произведений | Осмысленно читать лирические тексты. | ||||||
61 | М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения. | Урок открытия нового знания. | Деление рассказа на смысловые части, озаглавливание каждой части. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
62 | Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа. | Урок открытия нового знания. | Сборники стихов | |||||||
63 | А. Фет «Осень». Настроение стихотворения. | Урок открытия нового знания. | Подбор слов-ассоциаций по теме урока. Анализ произведения. Создание альбома «Славная осень» | Уметь описывать картину. | ||||||
64 | И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений. | Урок открытия нового знания. | Анализ картины и стихотворения. | Уметь читать выразительно, анализировать произведение, подбирать свои сравнения, олицетворения. | ||||||
65 | Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Приём олицетворения как средство создания образа. | |||||||
66 | Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. | |||||||
67 | К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…» Краски осени. | Урок открытия нового знания. | Развитие настроения в художественном тексте | Сравнивать произведения литературы и живописи. | ||||||
68 | Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов, А. Саврасов. | Урок открытия нового знания. | Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников. | Объяснять используемые в тексте выражения. | ||||||
69 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу | Урок систематизации и обобщения знаний. | Осмысленно читать лирические тексты. | Находить средства художественной выразительности. | ||||||
Великие русские писатели ( 30 часов) | ||||||||||
70 | Введение в содержание раздела | Урок открытия нового знания. | Краски осени в литературных произведениях. | Прогнозировать содержание раздела | П.: Умение выразительно с пониманием читать стихи Р.: Умение выбирать и преодолевать препятствия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности П.: Умение понимать и принимать всю красоту родной природы Р.: Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, | ||||
71 | Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. | Урок открытия нового знания. | ||||||||
72 | А. С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. | Урок открытия нового знания. | Анализ произведений живописи. | Уметь анализировать произведение живописи. | ||||||
73 | И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи. | Урок открытия нового знания. | Сравнение произведений литературы и живописи. | Отвечать на вопросы учебника, выполнять задания. | ||||||
74 | А. С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. | Урок открытия нового знания. | Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. Выставка книг. | Сравнивать произведения литературы и живописи. | Р.: Познакомить с произведениями о природе П.: Формировать представление о русской природе К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания Р.: Самостоятельно планировать свои действия П.: Сравнить настроение стихотворения с репродукцией К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания Р.: Познакомить с произведениями А.С.Пушкина П. Сравнивать тексты стихотворений К.: Участвовать в работе группы П.: Умение понимать и принимать всю красоту родной природы Р.: Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно К.: Приходить к общему решению в совместной Р.: Познакомить с произведениями А.С.Пушкина П.: Формировать умение осмысливать лирический текст К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания П.: Умение выразить устно понимание средств художественной выразительности Р.: Умение выбирать и преодолевать препятствия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Р.: Ознакомиться с особенностями жанра басни П.: Формировать умение давать характеристику героя К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания Р.: Ознакомиться со средствами художественной выразительности П.: Формировать умение находить средства художественной выразительности К.: умение коллективно обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение в группе или в паре | |||||
75 | Ю. Клевер «Закат солнца зимой». «Зимний пейзаж с избушкой». | Урок открытия нового знания. | Картины зимней природы. Настроение стихотворения. | Пересказывать кратко научно – познавательную статью. Объяснять смысл названия . | ||||||
76 | А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» | Урок открытия нового знания. | стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | |||||||
77 | В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение произведения литературы и произведения живописи. | |||||||
78 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство со сказкой. | Урок открытия нового знания. | Определение темы, основной мысли. | Знать сказки Пушкина, оценивать поступки героев с точки зрения моральных ценностей. | ||||||
79 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с народной сказкой. | Урок открытия нового знания. | ||||||||
80 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл литературной сказки. | Урок открытия нового знания. | ||||||||
81 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности языка. | Урок открытия нового знания. | ||||||||
82 | А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев произведения . | Урок закрепления знаний и способов действий. | Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина. | Знать сказки Пушкина, оценивать поступки героев с точки зрения моральных ценностей. | ||||||
96 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Анализ сказки. | |||||||
83 | А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Приём звукописи для создания образа. | Урок открытия нового знания. | Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. Иллюстрации к сказкам. | |||||||
84 | Урок – КВН по сказкам А. С. Пушкина | Урок рефлексии. | Структура сказочного текста. | Особенности жанра литературной сказки. | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | |||||
85 | И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. | Урок открытия нового знания. | Сравнение словесного и изобразительного искусства. | Прогнозировать содержание произведения. | ||||||
86 | И. А. Крылов. Басни. Викторина. | Урок открытия нового знания. | Характеристика героев произведения. | Называть басни И. А. Крылова. | Р.: Ознакомиться со средствами художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию П.: Формировать умение находить средства художественной выразительности П. Составить свое высказывание о прочитанной статье Р. Самостоятельно оценивать свою работу К. Обсуждать в паре, группе сою позицию П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия | |||||
87 | И.А. Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни. | Урок открытия нового знания. | Особенности языка литературной сказки. | Рассказывать об особенностях структуры басни И. А. Крылова. | ||||||
88 | И. А. Крылов «Чиж и голубь». Особенности структуры басни. | Урок открытия нового знания. | Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание | Объяснять смысл басен И. А. Крылова. | ||||||
89 | Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. | Урок открытия нового знания. | Понятийный аппарат нравоучительный комический рассказ. | |||||||
90 | Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета. | Урок открытия нового знания. | Особенности сюжета. | Понимать главную мысль произведения. | ||||||
91 | Л.Н. Толстой «Лебеди». Составление плана. | Урок открытия нового знания. | Основная мысль произведения, план. | Понимать главную мысль произведения. | ||||||
92 | Л.Н. Толстой «Акула». Смысл названия. | Урок открытия нового знания. | Знакомство с выставкой книг. Классификация книг. | Прогнозировать содержание произведения. | ||||||
93 | Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Особенности сюжета. | Работать с текстом прозаического характера. | ||||||
94 | Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза». | Урок систематизации и обобщения знаний. | Составление плана. | Прогнозировать содержание произведения. | ||||||
95 | Л.Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». | Урок открытия нового знания. | Особенности жанра. | Прогнозировать содержание произведения. | ||||||
96 | И.А. Крылов «Квартет». Инсценирование произведения. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Самостоятельное чтение вслух и про себя. | Прогнозировать содержание произведения. | ||||||
97 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Обобщение по разделу. Текст – рассуждение. | Самостоятельно читать произведения, работать с текстом. | ||||||
98 | Литературный праздник. | Урок рефлексии. | Инсценирование басен. | Самостоятельно читать произведения, работать с текстом. | ||||||
99 | Контрольная работа по теме: «Великие русские писатели». | Урок развивающего контроля. | Контрольная работа. | Самостоятельно читать произведения, работать с текстом. | ||||||
Литературная сказка (19 часов) | ||||||||||
100 | Введение в содержание раздела | Урок открытия нового знания. | Знакомство с новым разделом. | Прогнозировать содержание раздела. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; | ||||
101 | В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. | Урок открытия нового знания. | Сказки В. И. Даля | Различать жанры сказок. | ||||||
102 | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой. | Урок открытия нового знания. | Сказки В. Одоевского | Различать жанры сказок. | ||||||
103 | В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев. | Урок открытия нового знания. | Особенности построения волшебной сказки. | Уметь читать сказки, характеризовать героев. | ||||||
104 | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича…» | Урок открытия нового знания. | Сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка. | Читать вслух с переходом на чтение про себя. | Р.: Научиться видеть средства художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия | чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | ||||
105 | Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича…». Герои. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка. | Характеризовать героя произведения. Уметь пересказывать сказку. Сравнивать литературную и народную сказку. | ||||||
106 | Переводная литература для детей. Выставка книг. | Урок открытия нового знания. | Работа с повествовательным текстом. | Осмыслять литературоведческие понятия. | ||||||
107 | Особенности переводной литературы. Б.Заходер «Вини-Пух» | Урок закрепления знаний и способов действий. | Работа с повествовательным текстом. | Уметь читать и анализировать произведение, рассуждать об интересах и желаниях героев. | ||||||
108 | Р.Киплинг «Маугли» | Урок открытия нового знания. | ||||||||
109 | Р.Киплинг «Маугли». Герои произведения. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Сравнение литературной и народной сказки. | Читать вслух с переходом на чтение про себя. | ||||||
110 | Дж. Родари «Волшебный барабан». | Урок открытия нового знания. | ||||||||
111 | Дж. Родари «Волшебный барабан». Создание своего окончания сказки. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Создание своего окончания сказки. | Уметь придумать своё окончание сказки. Презентовать свою работу. | ||||||
112 | Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Книги для детей. | Работать с книгой. | ||||||
113 | Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка». | Урок систематизации и обобщения знаний. | Чтение и анализ произведения. | Уметь анализировать произведение, характеризовать героев. | ||||||
114 | Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». | Урок систематизации и обобщения знаний. | Чтение и анализ произведения. | Уметь анализировать произведение, характеризовать героев. | ||||||
115 | Наш театр. С. Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Инсценирование произведения. | Готовиться к инсценированию, распределять роли, инсценировать произведение. | ||||||
116 | Маленькие и большие секреты страны Литературии. | Урок систематизации и обобщения знаний. | Работа с выставкой книг. Классификация книг. Сочинение сказки. | Работать с выставкой книг, придумывать сказку. | ||||||
117 | Проверочная работа | Урок развивающего контроля. | Проверочная работа. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
Картины родной природы (18 часов) | ||||||||||
118 | Введение в содержание раздела. | Урок открытия нового знания. | Творчество, лирическое стихотворение; настроение; картины природы, лирический рассказ. Мастерская писателя. | Анализировать стихотворение, писать рассказ. | П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К, Умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера | эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения | ||||
119 | Б. Заходер «Что такое стихи?» | Урок открытия нового знания. | Проверочная работа. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
120 | И. Соколов – Микитов «Март в лесу». | Урок открытия нового знания. | Чтение и анализ произведения. | Анализировать стихотворение. Уметь анализировать произведение литературы и живописи. | ||||||
121 | Устное сочинение «Мелодия весеннего леса» | Урок открытия нового знания. | Чтение лирических произведений. | |||||||
122 | А. Майков «Весна». | Урок открытия нового знания. | Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна. | |||||||
123 | С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин. | Урок открытия нового знания. | Выразительное чтение. Знакомство со сборником стихов С. Есенина | |||||||
124 | С. Есенин «С добрым утром». | Урок открытия нового знания. | Выразительное чтение. | Анализировать стихотворение. | ||||||
125 | Ф. Тютчев «Весенняя гроза» | Урок открытия нового знания. | Сборник стихов Ф. Тютчева. | Читать и анализировать стихот. | ||||||
126 | А. Васнецов, И. Шишкин. Сравнение произведений искусства | Урок открытия нового знания. | Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу | Уметь анализировать произведение живописи, писать сочинение. Уметь анализировать и сравнивать произведение живописи и стихотворения. | ||||||
127 | О. Высоцкая, З. Александрова. Сравнение образов | Урок открытия нового знания. | Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. | Уметь анализировать и сравнивать произведение живописи и стихотворения. | ||||||
128 | М. Пришвин «Золотой луг». | Урок открытия нового знания. | Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. | Уметь анализировать и сравнивать произведение живописи и стихотво. | ||||||
129 | А. Толстой «Колокольчики мои…» | Урок открытия нового знания. | Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. | Осмыслять настроение лирического текста. | ||||||
130 | Саша Чёрный «Летом». А. Рылов «Зелёный шум». | Урок открытия нового знания. | Сравнительный анализ произведений. | Уметь анализировать произведение живописи, писать сочинение. | ||||||
131 | Ф. Тютчев «В небе тают облака…» А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». | Урок открытия нового знания. | Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. | Уметь анализировать и сравнивать произведение живописи и стихотворения. | ||||||
132 | Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. | Урок закрепления знаний и способов действий. | Книги для детей. Чтение и анализ. | Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения. Уметь читать и анализировать произведение. | ||||||
133 | Самостоятельное чтение Г. Юдин «Поэты». | Урок систематизации и обобщения знаний. | Чтение и анализ. | |||||||
134 | Я. Аким «Как я написал первое стихотворение» | Урок систематизации и обобщения знаний. | Чтение и анализ. | |||||||
135 | Итоговая контрольная работа. | Урок развивающего контроля. | Сравнение произведения живописи и стихотворения. | Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. | ||||||
136 | Обобщающий урок «Праздник читательских удовольствий» | Урок рефлексии. | Средства выразительности в поэзии. | Размышлять над текстом. |