Календарно-тематическое планирование по литературному чтению в 3 классе
Календарно-тематическое планирование по литературному чтению
№ урока |
Тема урока |
Тип урока |
Основное содержание обучения |
Планируемые результаты |
||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||
1 |
Вводный. Знакомство с учебником. |
Урок рефлексии. |
Вводные уроки по содержанию раздела. |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. |
П.: Знать и применять систему условных обозначений. Пользоваться словарём в конце учебника. Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Строить понятные для партнёра высказывания. Развитие навыков сотрудничества |
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения. |
||||
2 |
Наставления детям Владимира Мономаха. Книги Древней Руси. |
Урок открытия нового знания. |
Основные понятия раздела: книжная мудрость, печатная книга. Наставления детям Владимира Мономаха. |
Предполагать на основе названия раздела учебника, какие произведения будут рассматриваться. Определять конкретный смысл понятий: книжная мудрость, печатная книга. Обсуждать с друзьями наставления Владимира Мономаха, поучительные наставления и изречения из Библии. Составлять свою книгу наставлений. |
П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника Р.: проявлять познавательную активность, проводить сравнение книг П.: способность принимать и сохранять полученные знания К.: формулировать собственное мнение и позицию П.: строить речевое высказывание К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника К.: Работа в группе. Р.: Учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций. |
|||||
3 |
Б. Горбачевский. Первопечатник Иван Фёдоров. |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
4 |
Первая «Азбука» Ивана Фёдорова. Наставления Библии |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
5 |
Мы идём в музей книги. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Отбирать необходимую информацию из других книг для подготовки своего сообщения. |
Готовить проект. Уметь выступить со своим проектом. |
||||||
Жизнь дана на добрые дела (17 часов) |
||||||||||
6 |
Введение в содержание раздела |
Урок открытия нового знания. |
Группировка книг по подтемам. Смысл пословиц. Пословицы и поговорки из сборника. |
Определять тему выставки. Группировать книги по подтемам. |
П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника Р.: Развивать интерес к предметам старины П.: Распознавать особенности фольклорных форм К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения К.:Участвовать в работе группы Р.: Познакомить с произведениями Н. Носова П.: Формировать умение осмысливать прозаический текст К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания Р.: Понимать и принимать учебную задачу П.: Формировать умение осмысливать прозаический текст К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника Р.: Закрепить полученные знания П.: Формировать умение сравнивать и сопоставлять тексты разных жанров Р.: Принимать позицию читателя и слушателя в соответствии с решаемой учебной задачей П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Обсудите с друзьями как вы поступаете в подобной ситуации |
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту |
||||
7 |
Пословицы разных народов о человеке и его делах |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
8 |
В.И. Даль. Пословицы и поговорки русского народа. |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
9 |
Н. Носов «Огурцы». Смысл поступка. |
Урок открытия нового знания. |
Поступки героев. Характеристика героев. |
Уметь объяснить свое отношение к поступкам героев, характеризовать героев |
||||||
10 |
Н. Носов «Огурцы». Характеристика героя. |
Комбинированный урок. |
||||||||
11 |
Создание рассказа на тему «Что такое добро». |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Уметь составлять текст. |
|||||||
12 |
М. Зощенко «Не надо врать». Смысл поступка. |
Урок открытия нового знания. |
План текста, деление на части, пересказ по плану. |
Объяснять заглавие текста. Уметь анализировать произведение. |
художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
|||||
13 |
М. Зощенко «Не надо врать». Пересказ |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
||||||||
14 |
Л. Каминский «Сочинение». Анализ рассказа. |
Комбинированный урок. |
План текста, деление на части, пересказ по плану. |
|||||||
15 |
Составление отзыва о прочитанном произведении. |
Комбинированный урок. |
Алгоритм написания отзыва на произведение. |
Уметь писать отзыв на книгу, обсуждать отзыв в группе. |
||||||
16 |
М. Зощенко «Через тридцать лет». Поступок героя. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Анализ произведения. План текста, деление на части, пересказ по плану. |
Объяснение заглавия текста. Уметь составлять план текста, пересказывать текст. |
||||||
17 |
Мы идём в библиотеку. Рассказы о детях. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Тема выставки. Книги для детей. |
Определять тему выставки. Группировать книги. Представлять одну из книг. |
||||||
18 |
Самостоятельное чтение. Н. Носов «Трудная задача». |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Заглавие текста. Анализ произведения. План текста, деление на части, пересказ по плану. |
Объяснять заглавие текста. Анализировать произведение. Составлять план текста, делить текст на части, пересказывать по плану. |
||||||
19 |
Семейное чтение. Притчи. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
||||||||
20 |
В. Драгунский «Где это видано, где это слыхано…». Инсценирование. |
Комбинированный урок. |
Заглавие текста. Анализ произведения. Разметка текста. Выразительное чтение по ролям. Инсценирование. |
Объяснять заглавие текста. Анализировать произведение. Размечать текст. Читать выразительно роли в инсценировке. |
||||||
21 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
||||||||
22 |
Проверочная работа «Жизнь дана на добрые дела». |
Урок развивающего контроля. |
Проверочная работа |
Проверка УУД |
||||||
Волшебная сказка (15 часов) |
||||||||||
23 |
Введение в содержание раздела |
Урок открытия нового знания. |
Юмор в произведениях. |
Оценивать свои достижения. |
П.: Понимание различий жанров народного творчества Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Построение рассуждений. Обсуждения в парах Р.: Проявлять познавательную активность П.: Строить речевое высказывание К.: Осуществлять развитие навыка выразительного чтения К.: Участвовать в работе группы Р.: Формировать умение представлять обобщенный план работы с репродукциями картины Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Построение рассуждений. Обсуждения в парах К.: задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, умение слушать собеседника П.: Моделировать действия и поступки Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать возможный вариант ответа П.: Выполнять задания творческого и поискового характера. Пересказ сказки от лица её героев Р.: Умение определять функцию учителя в учебной деятельности и оценивать это умение К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Коллективные инсценировки сказки П.: Выполнять задания творческого и поискового характера. Р.: Умение определять функцию учителя в учебной деятельности и оценивать это умение Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения |
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
||||
24 |
«Иван – царевич и Серый Волк». Особенности волшебной сказки |
Урок открытия нового знания. |
Волшебные сказки. |
Знать особенности волшебной сказки |
||||||
25 |
«Иван – царевич и Серый Волк». Характеристика героя. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Народные сказки, присказка, сказочные предметы
Отличительные особенности волшебной сказки. Сказочные предметы.
Подготовка к пересказу. |
Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Характеристика героя сказки. Пересказывать текст. |
||||||
26 |
В.Васнецов «Иван-царевич на Сером Волке». Рассказ по картине |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
||||||||
27 |
«Летучий корабль». Особенности волшебной сказки. |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
28 |
«Летучий корабль». Характеристика героев сказки. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. Характеристика героя. Выставка книг. Русские народные сказки. Отзыв на книгу. |
Читать вслух и про себя. Определять отличительные особенности волшебной сказки. Работать в группе. Составлять план пересказа, Характеризовать героев сказки. |
||||||
29 |
Мы идём в библиотеку. Сборники сказок. Тематический каталог. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
||||||||
30 |
Самостоятельное чтение. Русская сказка «Морозко». |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
||||||||
31 |
Русская сказка «Морозко». Пересказ. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. |
Особенности волшебной сказки |
||||||
32 |
Семейное чтение. Русская сказка. «Белая уточка». |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Русские и зарубежные сказки. |
Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. |
||||||
33 |
Русская сказка. «Белая уточка». Пересказ. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Особенности построения сказки. Герои волшебной сказки. |
Характеристика героев, |
||||||
34 |
Русская сказка «По щучьему велению». |
Урок открытия нового знания. |
Смысл сказки. Подготовка к инсценированию произведения. |
Делить текст на части, подробно пересказывать текст на основе плана. Характеризовать героев сказки. |
||||||
35 |
Русская сказка «По щучьему велению». Инсценирование. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Инсценирование сказки. |
|||||||
36 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Сравнение сюжетов и героев. |
Распределять роли, договариваться друг с другом. Инсценировать произведение. Участвовать в работе группы. |
||||||
37 |
Проверочная работа «Волшебные сказки». |
Урок развивающего контроля. |
Проверочная работа |
|||||||
Люби всё живое (20 часов) |
||||||||||
38 |
Введение в содержание раздела |
Урок открытия нового знания. |
Знакомство с новым разделом |
Прогнозировать содержание раздела |
Р.: проявлять познавательную активность П.: строить речевое высказывание К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения Р.: Самостоятельно оценивать свою работу П.: Планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей К.: Участвовать в диалоге, уметь слушать чужое мнение Р.: Вносить коррективы в свои действия П.: Сравнить художественное произведение К .Паустовского с текстом "Барсук" из энциклопедии К.: Уважать мнение собеседника П.: Моделировать действия и поступки Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Планировать возможный вариант ответа К.: Участвовать в диалоге, уметь слушать чужое мнение П.: Предложить свои варианты названия стихотворения К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Р.: проявлять познавательную активность П.: строить речевое высказывание К.: задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера П.: строить речевое высказывание К.: задавать вопросы, отвечать на поставленные вопросы, умение слушать собеседника П.: Формировать умение извлекать информацию при использовании периодической печатью. Р.: Умение вносить коррективы в в свою учебную деятельность П.: Формировать умение составлять тексты по аналогии Р.: Умение вносить коррективы в в свою учебную деятельность К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
||||
39 |
Сравнение художественной и научно-познавательной литературы |
Урок открытия нового знания. |
Энциклопедические справочники |
Ориентироваться в учебной и научно-познавательной книге. |
||||||
40 |
К. Паустовский «Барсучий нос». Особенности художественного текста. |
Урок открытия нового знания. |
Русские сказки. |
Отвечать на вопросы и выполнять задания учебника. |
||||||
41 |
К. Паустовский «Барсучий нос». Пересказ. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Художественный и познавательный рассказы, автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнение художественной и научно- познавательной литературы |
Определять конкретный смысл понятий: художественный и познавательный рассказы; автор-рассказчик, периодическая литература. Сравнивать научно-познавательный и художественный тексты; определять отличительные особенности. |
||||||
42 |
В. Берестов. «Кошкин щенок». Особенности юмористического текста. |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
43 |
В. Заходер «Вредный кот». Смысл названия стихотворения. |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
44 |
В. Бианки. «Приключения Муравьишки». Правда и вымысел в сказке. |
Урок открытия нового знания. |
Особенности художественного текста. Сравнение стихотворений. Выразительное чтение. |
Составлять план текста, делить текст на части, подробно пересказывать. Сравнивать стихотворения. |
||||||
45 |
Создание текста. « Как муравьишке бабочка помогала добраться домой». |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
46 |
О. Полонский «Муравьиное царство». Особенности научно-популярного текста. |
Урок открытия нового знания. |
Художественный и научно-познавательный текст. Особенности художественного текста. Мастерская писателя. Краткий пересказ. |
Создавать текст по аналогии. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях. |
||||||
47 |
Тим Собакин «Песни бегемотов». |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
48 |
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Сборники произведений о природе |
Ориентироваться в сборниках |
||||||
49 |
Периодическая печать. Журналы для детей. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Особенности юмористического произведения. Постановка вопросов к тексту стихотворения. |
Выразительно читать произведение. Определять смысл названия произведения. Определять правду и вымысел в произведениях. |
||||||
50 |
Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка». Герой художественного текста. |
Урок открытия нового знания. |
Произведения о природе. |
Определять тему выставки. Группировать книги. Представлять одну из книг по заданным параметрам. |
стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
|||||
51 |
Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка». Пересказ. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Детские журналы «Трамвай», «Миша», «Юный натуралист», «Филя»,«Свирелька». |
Знать детскую периодическую печать. Ориентироваться в содержании журнала. Находить нужную информацию в журнале. |
||||||
52 |
Семейное чтение. Н. Носов «Карасик». Смысл поступка. |
Урок открытия нового знания. |
Герой художественного текста. Его особенности. |
Характеризовать героя текста. |
||||||
53 |
Н. Носов «Карасик». Характеристика героев произведения. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
||||||||
54 |
М. Горький «Воробьишко». Инсценирование. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Распределение ролей. Инсценирование произведения. |
Осмысление произведения |
||||||
55 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Отзыв о книге. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Отзыв о прочитанном |
Работать с текстом |
||||||
56 |
Маленькие и большие секреты страны Литературия. Обобщение. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Распределение ролей. Инсценирование произведения. Проверочная работа |
Участвовать в работе группы; договариваться друг с другом. Распределять роли. Инсценировать произведение. |
||||||
57 |
Проверочная работа по разделу «Люби все живое». |
Урок развивающего контроля. |
||||||||
Картины русской природы ( 12 часов) |
||||||||||
58 |
Введение в содержание раздела. |
Урок открытия нового знания. |
Основные понятия раздела: наблюдение, пейзаж, средства художественной выразительности. |
Прогнозировать содержание раздела |
П.: Умение понимать и принимать всю красоту родной природы Р.: Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того,что неизвестно К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Делиться своими впечатлениями о зиме с одноклассниками. Работаем в коллективе и парах Средства художественной выразительности П.: Умение самостоятельно творчески мыслить, понимая задачу урока Р.: Умение сравнивать способ действия и его результата с заданным эталоном П.: Умение выразительно с пониманием читать стихи Р.: Умение выбирать и преодолевать препятствия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. П.: Умение сравнивать тексты и картины. Р.: Работать в группе: планировать работу, распределять работу между членами группы К.: Совместно оценивать результат работы |
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; |
||||
59 |
И. Шишкин «Зимой в лесу». Устное сочинение по картине. |
Урок открытия нового знания. |
Деление рассказа на смысловые части, озаглавливание каждой части. |
Эмоционально откликаться на произведения живописи |
эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
|||||
60 |
Н. Некрасов «Славная осень» Приём сравнение. |
Урок открытия нового знания. |
Сборники произведений |
Осмысленно читать лирические тексты. |
||||||
61 |
М. Пришвин «Осинкам холодно». Приём олицетворения. |
Урок открытия нового знания. |
Деление рассказа на смысловые части, озаглавливание каждой части. |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
||||||
62 |
Ф. Тютчев «Листья». Контраст как средство создания образа. |
Урок открытия нового знания. |
Сборники стихов |
|||||||
63 |
А. Фет «Осень». Настроение стихотворения. |
Урок открытия нового знания. |
Подбор слов-ассоциаций по теме урока. Анализ произведения. Создание альбома «Славная осень» |
Уметь описывать картину. |
||||||
64 |
И. Бунин «Первый снег». В. Поленов «Ранний снег». Сравнение произведений. |
Урок открытия нового знания. |
Анализ картины и стихотворения. |
Уметь читать выразительно, анализировать произведение, подбирать свои сравнения, олицетворения. |
||||||
65 |
Мы идём в библиотеку. Сборники произведений о природе. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Приём олицетворения как средство создания образа. |
|||||||
66 |
Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «Снежинка». Средства художественной выразительности. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Средства художественной выразительности для создания образа снежинки. |
|||||||
67 |
К. Паустовский «В саду уже поселилась осень…» Краски осени. |
Урок открытия нового знания. |
Развитие настроения в художественном тексте |
Сравнивать произведения литературы и живописи. |
||||||
68 |
Картины природы в произведениях живописи. И. Остроухов, А. Саврасов. |
Урок открытия нового знания. |
Природа в произведениях русских писателей, поэтов, художников. |
Объяснять используемые в тексте выражения. |
||||||
69 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Осмысленно читать лирические тексты. |
Находить средства художественной выразительности. |
||||||
Великие русские писатели ( 30 часов) |
||||||||||
70 |
Введение в содержание раздела |
Урок открытия нового знания. |
Краски осени в литературных произведениях. |
Прогнозировать содержание раздела |
П.: Умение выразительно с пониманием читать стихи Р.: Умение выбирать и преодолевать препятствия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности П.: Умение понимать и принимать всю красоту родной природы Р.: Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно |
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, |
||||
71 |
Великие русские писатели. В. Берестов об А. С. Пушкине. |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
72 |
А. С. Пушкин «Зимнее утро». Картины зимней природы. |
Урок открытия нового знания. |
Анализ произведений живописи. |
Уметь анализировать произведение живописи. |
||||||
73 |
И. Грабарь «Зимнее утро». Сравнение произведений литературы и живописи. |
Урок открытия нового знания. |
Сравнение произведений литературы и живописи. |
Отвечать на вопросы учебника, выполнять задания. |
||||||
74 |
А. С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. |
Урок открытия нового знания. |
Основные понятия раздела: сказка в стихах, басня, иллюстрация. Выставка книг. |
Сравнивать произведения литературы и живописи. |
Р.: Познакомить с произведениями о природе П.: Формировать представление о русской природе К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания Р.: Самостоятельно планировать свои действия П.: Сравнить настроение стихотворения с репродукцией К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания Р.: Познакомить с произведениями А.С.Пушкина П. Сравнивать тексты стихотворений К.: Участвовать в работе группы П.: Умение понимать и принимать всю красоту родной природы Р.: Умение ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что неизвестно К.: Приходить к общему решению в совместной Р.: Познакомить с произведениями А.С.Пушкина П.: Формировать умение осмысливать лирический текст К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания П.: Умение выразить устно понимание средств художественной выразительности Р.: Умение выбирать и преодолевать препятствия К.: Приходить к общему решению в совместной деятельности. Р.: Ознакомиться с особенностями жанра басни П.: Формировать умение давать характеристику героя К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания Р.: Ознакомиться со средствами художественной выразительности П.: Формировать умение находить средства художественной выразительности К.: умение коллективно обсуждать прочитанное, высказывать свое суждение в группе или в паре |
|||||
75 |
Ю. Клевер «Закат солнца зимой». «Зимний пейзаж с избушкой». |
Урок открытия нового знания. |
Картины зимней природы. Настроение стихотворения. |
Пересказывать кратко научно – познавательную статью. Объяснять смысл названия . |
||||||
76 |
А. С. Пушкин «Опрятней модного паркета…» |
Урок открытия нового знания. |
стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
|||||||
77 |
В. Суриков «Взятие снежного городка». Устное сочинение по картине. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение произведения литературы и произведения живописи. |
|||||||
78 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Знакомство со сказкой. |
Урок открытия нового знания. |
Определение темы, основной мысли. |
Знать сказки Пушкина, оценивать поступки героев с точки зрения моральных ценностей. |
||||||
79 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Сравнение с народной сказкой. |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
80 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…». Нравственный смысл литературной сказки. |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
81 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Особенности языка. |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
82 |
А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев произведения . |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Выставка книг. Сказки А.С. Пушкина. |
Знать сказки Пушкина, оценивать поступки героев с точки зрения моральных ценностей. |
||||||
96 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Характеристика героев. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Анализ сказки. |
|||||||
83 |
А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…» Приём звукописи для создания образа. |
Урок открытия нового знания. |
Приём звукописи для создания образа моря, комара, шмеля, мухи. Иллюстрации к сказкам. |
|||||||
84 |
Урок – КВН по сказкам А. С. Пушкина |
Урок рефлексии. |
Структура сказочного текста. |
Особенности жанра литературной сказки. |
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
|||||
85 |
И.Я. Библин. Художник – иллюстратор сказок А.С. Пушкина. |
Урок открытия нового знания. |
Сравнение словесного и изобразительного искусства. |
Прогнозировать содержание произведения. |
||||||
86 |
И. А. Крылов. Басни. Викторина. |
Урок открытия нового знания. |
Характеристика героев произведения. |
Называть басни И. А. Крылова. |
Р.: Ознакомиться со средствами художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию П.: Формировать умение находить средства художественной выразительности П. Составить свое высказывание о прочитанной статье Р. Самостоятельно оценивать свою работу К. Обсуждать в паре, группе сою позицию П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия |
|||||
87 |
И.А. Крылов «Слон и Моська». Особенности структуры басни. |
Урок открытия нового знания. |
Особенности языка литературной сказки. |
Рассказывать об особенностях структуры басни И. А. Крылова. |
||||||
88 |
И. А. Крылов «Чиж и голубь». Особенности структуры басни. |
Урок открытия нового знания. |
Понятийный аппарат басни: наставление, иносказание |
Объяснять смысл басен И. А. Крылова. |
||||||
89 |
Великие русские писатели. Л. Н. Толстой. |
Урок открытия нового знания. |
Понятийный аппарат нравоучительный комический рассказ. |
|||||||
90 |
Л.Н. Толстой «Лев и собачка». Быль. Особенности сюжета. |
Урок открытия нового знания. |
Особенности сюжета. |
Понимать главную мысль произведения. |
||||||
91 |
Л.Н. Толстой «Лебеди». Составление плана. |
Урок открытия нового знания. |
Основная мысль произведения, план. |
Понимать главную мысль произведения. |
||||||
92 |
Л.Н. Толстой «Акула». Смысл названия. |
Урок открытия нового знания. |
Знакомство с выставкой книг. Классификация книг. |
Прогнозировать содержание произведения. |
||||||
93 |
Мастерская писателя. Редактируем и корректируем текст. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Особенности сюжета. |
Работать с текстом прозаического характера. |
||||||
94 |
Самостоятельное чтение. Л.Н. Толстой «Волга и Вазуза». |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Составление плана. |
Прогнозировать содержание произведения. |
||||||
95 |
Л.Н. Толстой «Как гуси Рим спасли». |
Урок открытия нового знания. |
Особенности жанра. |
Прогнозировать содержание произведения. |
||||||
96 |
И.А. Крылов «Квартет». Инсценирование произведения. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Самостоятельное чтение вслух и про себя. |
Прогнозировать содержание произведения. |
||||||
97 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Обобщение по разделу. Текст – рассуждение. |
Самостоятельно читать произведения, работать с текстом. |
||||||
98 |
Литературный праздник. |
Урок рефлексии. |
Инсценирование басен. |
Самостоятельно читать произведения, работать с текстом. |
||||||
99 |
Контрольная работа по теме: «Великие русские писатели». |
Урок развивающего контроля. |
Контрольная работа. |
Самостоятельно читать произведения, работать с текстом. |
||||||
Литературная сказка (19 часов) |
||||||||||
100 |
Введение в содержание раздела |
Урок открытия нового знания. |
Знакомство с новым разделом. |
Прогнозировать содержание раздела. |
П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; |
||||
101 |
В.И. Даль «Девочка Снегурочка». Сравнение с народной сказкой. |
Урок открытия нового знания. |
Сказки В. И. Даля |
Различать жанры сказок. |
||||||
102 |
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение с народной сказкой. |
Урок открытия нового знания. |
Сказки В. Одоевского |
Различать жанры сказок. |
||||||
103 |
В. Одоевский «Мороз Иванович». Сравнение героев. |
Урок открытия нового знания. |
Особенности построения волшебной сказки. |
Уметь читать сказки, характеризовать героев. |
||||||
104 |
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича…» |
Урок открытия нового знания. |
Сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка. |
Читать вслух с переходом на чтение про себя. |
Р.: Научиться видеть средства художественной выразительности П.: Самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. К.: осуществлять развитие навыка выразительного чтения и рассказывания, формулировать собственное мнение и позицию П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия |
чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
||||
105 |
Д. Н. Мамин – Сибиряк. Сказка про Воробья Воробеича…». Герои. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Сказки Д. Н. Мамина – Сибиряка. |
Характеризовать героя произведения. Уметь пересказывать сказку. Сравнивать литературную и народную сказку. |
||||||
106 |
Переводная литература для детей. Выставка книг. |
Урок открытия нового знания. |
Работа с повествовательным текстом. |
Осмыслять литературоведческие понятия. |
||||||
107 |
Особенности переводной литературы. Б.Заходер «Вини-Пух» |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Работа с повествовательным текстом. |
Уметь читать и анализировать произведение, рассуждать об интересах и желаниях героев. |
||||||
108 |
Р.Киплинг «Маугли» |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
109 |
Р.Киплинг «Маугли». Герои произведения. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Сравнение литературной и народной сказки. |
Читать вслух с переходом на чтение про себя. |
||||||
110 |
Дж. Родари «Волшебный барабан». |
Урок открытия нового знания. |
||||||||
111 |
Дж. Родари «Волшебный барабан». Создание своего окончания сказки. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Создание своего окончания сказки. |
Уметь придумать своё окончание сказки. Презентовать свою работу. |
||||||
112 |
Мы идём в библиотеку. Литературные сказки. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Книги для детей. |
Работать с книгой. |
||||||
113 |
Самостоятельное чтение. Тим Собакин «Лунная сказка». |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Чтение и анализ произведения. |
Уметь анализировать произведение, характеризовать героев. |
||||||
114 |
Семейное чтение. Ю. Коваль «Сказка о серебряном соколе». |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Чтение и анализ произведения. |
Уметь анализировать произведение, характеризовать героев. |
||||||
115 |
Наш театр. С. Михалков «Упрямый козлёнок». Инсценирование. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Инсценирование произведения. |
Готовиться к инсценированию, распределять роли, инсценировать произведение. |
||||||
116 |
Маленькие и большие секреты страны Литературии. |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Работа с выставкой книг. Классификация книг. Сочинение сказки. |
Работать с выставкой книг, придумывать сказку. |
||||||
117 |
Проверочная работа |
Урок развивающего контроля. |
Проверочная работа. |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
||||||
Картины родной природы (18 часов) |
||||||||||
118 |
Введение в содержание раздела. |
Урок открытия нового знания. |
Творчество, лирическое стихотворение; настроение; картины природы, лирический рассказ. Мастерская писателя. |
Анализировать стихотворение, писать рассказ. |
П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К, Умение работать в коллективе, отстаивать свою позицию. П.: определять смысл нравственных понятий Р.: анализировать произведение, формировать начальные навыки работы с библиотечным каталогом К.: задавать вопросы, умение слушать собеседника П.: Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности . Р.: Умение контролировать правильность и полноту выполнения изученных способов действия К.: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера |
эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции; эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать; чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи; любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории; понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким; интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении; наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей; ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей; этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения |
||||
119 |
Б. Заходер «Что такое стихи?» |
Урок открытия нового знания. |
Проверочная работа. |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
||||||
120 |
И. Соколов – Микитов «Март в лесу». |
Урок открытия нового знания. |
Чтение и анализ произведения. |
Анализировать стихотворение. Уметь анализировать произведение литературы и живописи. |
||||||
121 |
Устное сочинение «Мелодия весеннего леса» |
Урок открытия нового знания. |
Чтение лирических произведений. |
|||||||
122 |
А. Майков «Весна». |
Урок открытия нового знания. |
Анализ картин В. Пурвита. Последний снег. В. Борисова – Мусатова. Весна. |
|||||||
123 |
С. Есенин «Сыплет черёмуха…». Анализ картин. |
Урок открытия нового знания. |
Выразительное чтение. Знакомство со сборником стихов С. Есенина |
|||||||
124 |
С. Есенин «С добрым утром». |
Урок открытия нового знания. |
Выразительное чтение. |
Анализировать стихотворение. |
||||||
125 |
Ф. Тютчев «Весенняя гроза» |
Урок открытия нового знания. |
Сборник стихов Ф. Тютчева. |
Читать и анализировать стихот. |
||||||
126 |
А. Васнецов, И. Шишкин. Сравнение произведений искусства |
Урок открытия нового знания. |
Сравнительный анализ произведений живописи А. Васнецова. После дождя, И. Шишкина. Дождь в дубовом лесу |
Уметь анализировать произведение живописи, писать сочинение. Уметь анализировать и сравнивать произведение живописи и стихотворения. |
||||||
127 |
О. Высоцкая, З. Александрова. Сравнение образов |
Урок открытия нового знания. |
Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. |
Уметь анализировать и сравнивать произведение живописи и стихотворения. |
||||||
128 |
М. Пришвин «Золотой луг». |
Урок открытия нового знания. |
Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. |
Уметь анализировать и сравнивать произведение живописи и стихотво. |
||||||
129 |
А. Толстой «Колокольчики мои…» |
Урок открытия нового знания. |
Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. |
Осмыслять настроение лирического текста. |
||||||
130 |
Саша Чёрный «Летом». А. Рылов «Зелёный шум». |
Урок открытия нового знания. |
Сравнительный анализ произведений. |
Уметь анализировать произведение живописи, писать сочинение. |
||||||
131 |
Ф. Тютчев «В небе тают облака…» А. Саврасов «Сосновый бор на берегу реки». |
Урок открытия нового знания. |
Сравнение лирических текстов: текста живописи и текста стихотворения. |
Уметь анализировать и сравнивать произведение живописи и стихотворения. |
||||||
132 |
Мы идём в библиотеку. Стихи и рассказы о природе. |
Урок закрепления знаний и способов действий. |
Книги для детей. Чтение и анализ. |
Выбирать произведения для заучивания наизусть и выразительного чтения. Уметь читать и анализировать произведение. |
||||||
133 |
Самостоятельное чтение Г. Юдин «Поэты». |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Чтение и анализ. |
|||||||
134 |
Я. Аким «Как я написал первое стихотворение» |
Урок систематизации и обобщения знаний. |
Чтение и анализ. |
|||||||
135 |
Итоговая контрольная работа. |
Урок развивающего контроля. |
Сравнение произведения живописи и стихотворения. |
Проверять себя и самостоятельно оценивать свои достижения. |
||||||
136 |
Обобщающий урок «Праздник читательских удовольствий» |
Урок рефлексии. |
Средства выразительности в поэзии. |
Размышлять над текстом. |