Календарно-тематическое планирование по музыке в 1–4 классе
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №25 г.»
Согласовано Заместитель директора по учебно- воспитательной работе от «__» ___ 201__ ________________ ________________ | Рассмотрено на педагогическом совете Протокол № _____ от «__»___201__ | Утверждено Директор МКОУ СОШ № 25 Приказ № ________ от « __» __ 201 __ _________________ |
Календарно-тематическое планирование
по музыке
Класс – 1-4
Уровень начального общего образования
2019 - 2020 учебный год
Всего часов в год – 136
Всего часов в неделю – 1
Составитель программы: Рылова Т.Ю,
Педстаж: 21 год
Квалификационная категория: первая
Нижнеудинск, 2019
Раздел I
Результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы по учебному предмету «Музыка» формулируются в соответствии со Стандартом с учетом специфики содержания программы.
Личностные результаты
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по учебному предмету «Музыка»:
- чувство гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора, шедевров музыкального наследия русских композиторов, музыки русской православной церкви, различных направлений современного музыкального искусства России;
- целостный, социально - ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, культур, народов и религий на основе сопоставления произведений русской музыки и музыки других стран, народов, национальных стилей;
- уважительное отношение к культуре других народов;
развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения;
формирование этических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
развитие музыкально – эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально – ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества.
Метапредметные результаты
Метапредметные результаты отражаются в овладении ключевыми способностями, составляющими основу умения учиться, которые обучающиеся должны приобрести в процессе освоения программы по учебному предмету «Музыка»:
овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения, оценки музыкальных сочинений;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации в процессе изучения музыки;
освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии, формирование позитивной самооценки своих музыкально – творческих возможностей;
овладение навыками смыслового прочтения содержания «текстов» различных музыкальных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами деятельности;
приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере, особенностях музыкального языка разных эпох, творческих направлений в соответствии с задачами коммуникации;
формирование умения составлять тексты, связанные с размышлениями о музыке и личностной оценкой ее содержания, в устной и письменной форме;
овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщение, установления аналогий в процессе интонационно – образного и жанрового, стилевого анализа музыкальных сочинений и других видов музыкально – творческой деятельности;
умение осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с использованием различных средств информации и коммуникации (включая пособия на электронных носителях, обучающие музыкальные программы, цифровые образовательные ресурсы, мультимедийные презентации и т.д.).
Предметные результаты
Предметные результаты отражаются в специфических представлениях, знаниях и умениях, которые обучающиеся должны приобрести в процессе освоения программы по учебному предмету «Музыка»
представление о роли музыки в жизни человека, в его духовно – нравственном развитии;
общее представление о музыкальной картине мира;
представление об интонационной природе музыки;
представление о триедином значении музыкальной деятельности композитора, исполнителя и слушателя;
понимание особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства;
знание основных закономерностей музыкального искусства на примере изучаемых музыкальных произведений;
знание известных музыкантов-исполнителей и исполнительских коллективов;
умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям;
умение эмоционально и осознанно относиться к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной, классической и современной, понимать содержание, интонационно – образный смысл произведений разных жанров и стилей;
умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально – пластических композиций.
Требования к уровню подготовки обучающихся
1 класс
развитие устойчивого интереса к музыкальным занятия;
побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров;
развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения;
формирование навыков выражения своего отношения музыке в слове (эмоциональный словарь), пластике, а так же, мимике;
развитие певческих умений и навыков (координации между слухом и голосом, выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение песен;
развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.
формирование навыков элементарного музицирования на простейших инструментах;
освоение элементов музыкальной грамоты как средство осознания музыкальной речи.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 1 класса
обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
воплощать в звучании голоса или инструмента образы природы и окружающей жизни, настроения, чувства, характер и мысли человека;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Требования к уровню подготовки обучающихся 2 класса
• развитие эмоционального и осознанного отношения к музыке различных направлений: фольклору, музыке религиозной традиции, классической и современной;
• понимание содержания музыки простейших (песня, танец, марш) и более сложных жанров (опера, балет, концерт, симфония) в опоре на ее интонационно-образный смысл;
• накопление знаний о закономерностях музыкального искусства и музыкальном языке; об интонационной природе музыки, приемах ее развития и формах (на основе повтора, контраста, вариативности);
• развитие умений и навыков хорового пения (кантилена, унисон, расширение объема дыхания, дикция, артикуляция, пение a capella, пение хором, в ансамбле и др.);
• расширение умений и навыков пластического интонирования музыки и ее исполнения с помощью музыкально-ритмических движений, а также элементарного музицирования на детскихинструментах;
• включение в процесс музицирования творческих импровизаций (речевых, вокальных, ритмических,инструментальных,пластических,художественных);
• накопление сведений из области музыкальной грамоты, знаний о музыке, музыкантах, исполнителях.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 2 класса обучающиеся должны уметь:
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений;
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
обогащение первоначальных представлений учащихся о музыке разных народов, стилей, композиторов; сопоставление особенностей их языка, творческого почерка русских и зарубежных композиторов;
накопление впечатлений от знакомства с различными жанрами музыкального искусства (простыми и сложными);
выработка умения эмоционально откликаться на музыку, связанную с более сложным (по сравнению с предыдущими годами обучения) миром музыкальных образов;
совершенствование представлений о триединстве музыкальной деятельности (композитор — исполнитель — слушатель);
развитие навыков хорового, ансамблевого и сольного пения, выразительное исполнение песен, вокальных импровизаций, накопление песенного репертуара, формирование умений его концертного исполнения;
совершенствование умения эмоционально откликаться на музыку различного характера, передавать его в выразительных движениях (пластические этюды); развитие навыков «свободного дирижирования»;
освоение музыкального языка и средств музыкальной выразительности в разных видах и форматах детского музицирования;
развитие ассоциативно-образного мышления учащихся и творческих способностей;
развитие умения оценочного восприятия различных явлений музыкального искусства.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 3 класса обучающиеся должны уметь:
узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов;
продемонстрировать знания о различных видах музыки, певческих голосах, музыкальных инструментах, составах оркестров;
продемонстрировать личностно-окрашенное эмоционально-образное восприятие музыки, увлеченность музыкальными занятиями и музыкально-творческой деятельностью;
высказывать собственное мнение в отношении музыкальных явлений, выдвигать идеи и отстаивать собственную точку зрения;
продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусств;
эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике;
показать определенный уровень развития образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха, певческого голоса;
выражать художественно-образное содержание произведений в каком-либо виде исполнительской деятельности (пение, музицирование);
охотно участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов;
определять, оценивать, соотносить содержание, образную сферу и музыкальный язык народного и профессионального музыкального творчества разных стран мира;
использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, драматизация, музыкально-пластическое движение, инструментальное музицирование, импровизация и др.).
Требования к уровню подготовки обучающихся 4 класса
• расширение жизненно-музыкальных впечатлений учащихся от общения с музыкой разных жанров,стилей,национальных и композиторских школ;
• выявление характерных особенностей русской музыки (народной и профессиональной) в сравнении с музыкой других народов и стран;
• воспитание навыков эмоционально-осознанного восприятия музыки, умения анализировать ее содержание, форму, музыкальный язык на интонационно-образной основе;
• развитие умения давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументировать индивидуальное отношение к тем или иным музыкальным сочинениям;
• формирование постоянной потребности общения с музыкой, искусством вне школы, в семье;
• формирование умений и навыков выразительного исполнения музыкальных произведений вразных видах музыкально-практической деятельности;
• развитие навыков художественного, музыкально-эстетического самообразования – формирование фонотеки, библиотеки, видеотеки, самостоятельная работа в рабочих тетрадях, дневниках музыкальных впечатлений;
• расширение представлений о взаимосвязи музыки с другими видами искусства (литература, изобразительное искусство, кино, театр) и развитие на этой основе ассоциативно-образного мышления;
• совершенствование умений и навыков творческой музыкально-эстетической деятельности.
Творчески изучая музыкальное искусство, к концу 4 класса обучающиеся должны уметь:
Эмоционально воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;
выразительно исполнять соло и хором;
распознавать на слух песню, танец, марш;
распознавать на слух и воспроизводить знакомые мелодии, песни;
различать на слух звучания отдельных инструментов;
устанавливать взаимосвязь между другими видами искусства;
использовать приобретенные знания в повседневной жизни и практической деятельности для певческого и инструментального музицирования дома, в кругу друзей, и сверстников, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, школьных праздниках;
размышлять о музыке, выражать свое отношение к ней;
определять свое отношение к музыкальным явлениям.
Раздел II
Содержание учебного предмета
Название раздела | Количество часов |
1 класс (33 ч.) | |
«Музыка вокруг нас» «Музыка и ты» | 16 ч. 17ч. . |
класс (34 ч.) | |
1.« Россия – Родина моя» 2. “День, полный событий” 3. “О России петь – что стремиться в храм” 4. “Гори, гори ясно, чтобы не погасло!” 5. “В музыкальном театре” 6. “В концертном зале” 7. “Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье” | 3ч. 6ч. 5ч. 4ч. 5ч 5ч. 6ч. |
3 класс (34 ч.) | |
1.«Россия — Родина моя» 2. «День, полный событий» 3. «О России петь — что стремиться в храм» 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 5. «В музыкальном театре» 6. «В концертном зале» 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 5 ч. 4 ч. 4 ч. 4 ч 6 ч 6 ч 5 ч |
4 класс (34 ч.) | |
1. «Россия — Родина моя» 2. «О России петь — что стремиться в храм» 3. «День, полный событий» 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» 5. «В концертном зале» 6. «В музыкальном театре» 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...» | 4ч 4ч 5ч 3ч 5ч 6ч 7ч |
1 класс
Содержание программы первого года делится на два раздела: “Музыка вокруг нас” (посвящены музыке и ее роли в повседневной жизни человека) и второго полугодия “Музыка и ты” (знакомство с музыкой в широком культурологическом контексте). Обучающиеся должны почувствовать, осознать и постичь своеобразие выражения в музыкальных произведениях чувств и мыслей человека, отображения окружающего его мира.
Раздел 1. «Музыка вокруг нас»
Музыка и ее роль в повседневной жизни человека. Песни, танцы и марши — основа многообразных жизненно-музыкальных впечатлений детей. Музыкальные инструменты.Музы водят хоровод. Мелодия – душа музыки. Образы осенней природы в музыке. Словарь эмоций. Музыкальная азбука. Музыкальные инструменты: свирель, дудочка, рожок, гусли, флейта, арфа. Звучащие картины. Русский былинный сказ о гусляре Садко. Музыка в праздновании Рождества Христова. Музыкальный театр: балет.
Первые опыты вокальных, ритмических и пластических импровизаций. Выразительное исполнение сочинений разных жанров и стилей. Выполнение творческих заданий, представленных в рабочих тетрадях. П.И. Чайковский. Щелкунчик (фрагменты)
Березка, русский хоровод. Обработка Е. Кузнецова.
М. Теодоракис. Сиртаки.
П. И. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома».
Н.А. Римский- Корсаков. Колыбельная Волховы, песня Садко («Заиграйте, мои гусельки») из оперы «Садко».
С. С. Прокофьев. Петя и волк (фрагменты)
В.Кикта. Фрески Софии Киевской, фрагмент 1-й части Концертной симфонии для арфы с оркестром.
К. В. Глюк. Мелодия из оперы «Орфей и Эвридика».
И.-С.Бах. Шутка из Сюиты № 2 для оркестра.
Л.-К. Дакен. Кукушка
Г. В. Свиридов. Осень из Музыкальных иллюстраций к повести А.С. Пушкина «Метель».
Т. Попатенко, слова М. Ивенсен. Скворушка прощается.
Л.Книппер, слова А.Коваленкова. Почему медведь зимой спит.
Рождественские колядки и рождественские песни народов мира.
Раздел 2. «Музыка и ты»
Музыка в жизни ребенка. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты. Образы родного края. Роль поэта, художника, композитора в изображении картин природы (слова- краски-звуки). Образы утренней и вечерней природы в музыке. Музыкальные портреты. Разыгрывание музыкальной сказки. Образы защитников Отечества в музыке. Мамин праздник и музыкальные произведения. Своеобразие музыкального произведения в выражении чувств человека и окружающего его мира. Интонационно-осмысленное воспроизведение различных музыкальных образов. Музыкальные инструменты: лютня, клавесин, фортепиано, гитара. Музыка в цирке. Музыкальный театр: опера. Музыка в кино. Афиша музыкального спектакля, программа концерта для родителей.
П.И. Чайковский. Пьесы из «Детского альбома».
Э.Григ. Утро из сюиты «Пер Гюнт».
Г.В. Свиридов. Пастораль из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».
А.Г. Шнитке. Пастораль из Сюиты в старинном стиле.
В.Салманов. Утро в лесу. Вечер
Д.Б. Кабалевский, слова Ц.Солодаря. Доброе утро из кантаты «Песни утра, весны и мира». В.А. Гаврилин. Вечерняя музыка из Симфонии-действа «Перезвоны» (по прочтению В. А. Шукшина).
С. С.Прокофьев, слова А.Л.Барто. Болтунья.
«Баба Яга». Детская народная игра.
Эстонская народная песня. У каждого свой музыкальный инструмент. Обраб.X. Кырвите, пер. М. Ивенсен.
И. О. Дунаевский, сл. В. А. Лебедева-Кумача. Колыбельная из музыки к к/ф «Цирк»
А.П.Бородин. Симфония № 2 («Богатырская»), 1 часть, г.п.
Русская народная песня. Солдатушки, бравы ребятушки.
И. С. Бах. Волынка.
И. Г. Конради. Менуэт из сюиты До-мажор
Ж.-Ф. Рамо. Тамбурин
Р. К. Щедрин. Золотые рыбки из балета «Конек-Горбунок».
Лютневая музыка. Франческо да Милано.
Н.А. Римский-Корсаков. Третья песня Леля из оперы «Снегурочка».
И.О. Дунаевский. Выходной марш из музыки к кинофильму «Цирк».
Д. Б. Кабалевский. Клоуны.
Г. Гладков, слова Ю. Энтина. «Бременские музыканты» из Музыкальной фантазии на тему сказок братьев Гримм.
О. Юдахина, слова В.Татаринова. Слон и скрипочка.
2 класс
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Музыкальный пейзаж. Государственные символы России. Гимн — главная песня нашей Родины. Песня. Мелодия. Аккомпанемент.
Раздел 2. «День, полный событий»
Мир ребенка в музыкальных интонациях, темах и образах детских пьес П.И. Чайковского и С. С. Прокофьева. Своеобразие музыкального языка композиторов, сходство и различие. Музыкальный инструмент — фортепиано, его выразительные возможности. Природа и музыка. Разнообразие танцевальной и маршевой музыки. Сказка в музыке. Колыбельные песни.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Колокольные звоны России. Святые земли Русской: Александр Невский, Сергий Радонежский. Воплощение их образов в музыке различных жанров. Молитва в жизни ребенка. Музыкальное воплощение молитвы в творчестве П. И. Чайковского. Праздники Православной церкви: Рождество Христово. Рождественские песни и колядки
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Фольклор — народная мудрость. Русские народные инструменты. Оркестр русских народных инструментов. Мотив, напев, наигрыш. Вариации в русской народной музыке. Музыка в народном стиле. Обряды и праздники русского народа: проводы зимы (Масленица), встреча весны. Разыгрывание народных песен. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Опера и балет. Песенность, танцевальность, маршевость в опере и балете. Театр оперы и балета. Детский музыкальный театр. Симфонический оркестр. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Знакомство с оперой М. И. Глинки «Руслан и Людмила». Темы-характеристики действующих лиц.
Раздел 6. «В концертном зале»
Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»: тембры инструментов симфонического оркестра партитура, лейттемы, развитие музыки, взаимодействие тем. Программная музыка на примере «Картинок с выставки» М. П. Мусоргского. Контраст. Выразительность и изобразительность музыкальных образов В. А. Моцарта. Жанры симфонической музыки: симфония, увертюра.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Средства музыкальной выразительности. Музыкальный инструмент — орган. Знакомство с музыкой И. С. Баха. Знакомство с музыкой М. И. Глинки, Г. В. Свиридова, Д. Б. Кабалевского. Два лада: минор и мажор. Музыкальная речь и музыкальный язык. Выразительность и изобразительность музыки. Международные исполнительские конкурсы.
Итоговый урок: мир композитора.
М.П Мусоргский. Рассвет на Москве-реке, вступление к опере «Хованщина».
А.Александров, слова С.Михалкова. Государственный гимн Российской Федерации
Г.А. Струве, слова Н.Соловьевой. «Моя Россия».
П.И.Чайковский.«Детский альбом».
С.С. Прокофьев. «Детская музыка».
М.П. Мусоргский. Прогулка из сюиты «Картинки с выставки».
А. Островский, слова З. Петровой. Спят усталые игрушки.
Е.Крылатов, слова Ю. Яковлева. Колыбельная медведицы .
М. П. Мусоргский. Великий колокольный звон из оперы «Борис Годунов».
С.С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский», фрагменты: «Песня об Александре Невском», «Вставайте, люди русские».
Народные песнопения о Сергии Радонежском.
П. И. Чайковский. Утренняя молитва, В церкви из «Детского альбома»
Народные рождественские песнопения: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо».
Плясовые наигрыши: «Светит месяц», «Камаринская».
Русские народные песни: «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли».
С.С. Прокофьев.«Ходит месяц над лугами».
П. И. Чайковский. «Камаринская».
Масленичные песенки.
Весенние песенки-заклички, игры, хороводы.
С. С.Прокофьев. Золушка (фрагменты из балета).
С. С. Прокофьев. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
П. И. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик».
М. И. Глинка. Руслан и Людмила (фрагменты из оперы)
С.С. Прокофьев. Симфоническая сказка «Петя и волк».
М.П. Мусоргский. Пьесы из фортепианной сюиты «Картинки с выставки».
В.-А.Моцарт. Симфония № 40, экспозиция 1-й части.
В.-А. Моцарт. Увертюра к опере «Свадьба Фигаро».
М. И. Глинка. Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
И.-С. Бах. Токката ре минор для органа; хорал; ария из Сюиты №3.
В.-А.Моцарт, слова Овербек, пер.Т. Сикорской.«Весенняя песня».
М. И. Глинка, слова Н.Кукольника. Попутная песня, Жаворонок.
П.И. Чайковский. Песня жаворонка из «Детского альбома».
П. И.Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром № 1 (фрагменты 1-й части).
Г. В. Свиридов. Тройка, Весна. Осень из Музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель».
Д. Б. Кабалевский. Кавалерийская, Клоуны.
А.Островский, слова Л. Ошанина. Пусть всегда будет солнце.
Б. Савельев, слова Лены Жигалкиной и А. Хайта. Большой хоровод.
3 класс
Содержание программы третьего года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения и имеет те же разделы, что для II класса. Действие принципа концентричности и метода перспективы и ретроспективы в обучении проявляется не только на уровне тематического повторения разделов, но и в том, что некоторые произведения из программы уроков музыки для I и II классов повторяются в III классе с новыми заданиями, на новом уровне их осмысления обучающимися
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Мелодия — душа музыки. Песенность музыки русских композиторов. Лирические образы в романсах и картинах русских композиторов и художников. Образы Родины, защитников Отечества в различных жанрах музыки: кант, народная песня, кантата. Знакомство с оперой М. И. Глинки «Иван Сусанин»
Раздел 2. «День, полный событий»
Жизненно-музыкальные впечатления ребенка с утра до вечера. Образы природы, портрет в вокальной и инструментальной музыке. Интонационная природа выразительности музыки (на примере фрагментов из балета С. С. Прокофьева «Золушка»). Знакомство с вокальным циклом М. П. Мусоргского «Детская». Игры и игрушки в жизни детей.
Раздел 3. «О России петь — что стремиться в храм»
Древнейшая песнь материнства. Образы Богородицы в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Образ матери в музыке, поэзии, изобразительном искусстве. Праздники русской православной церкви: Вербное воскресенье. Святые земли Русской: княгиня Ольга, князь Владимир. Церковные песнопения (тропарь, величание) и молитвы в церковном богослужении, песни и хоры современных композиторов, воспевающие красоту материнства, любовь, добро.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Жанр былины. Певцы-гусляры. Образы былинных сказителей: Садко, Боян. Масленица в народных обычаях, музыке, изобразительном искусстве. Мелодии в народном стиле. Звучащие картины.
Раздел 5. «В музыкальном театре»
Обобщение и систематизация жизненно-музыкальных представлений обучающихся об особенностях оперного и балетного спектаклей. Сравнительный анализ музыкальных тем-характеристик действующих лиц, сценических ситуаций, драматургии в операх (М. И. Глинка «Руслан и Людмила», К. В. Глюк «Орфей и Эвридика», Н. А. Римский-Корсаков «Снегурочка») и балетах (П. И. Чайковский «Спящая красавица»). Темы любви и ненависти, добра и зла в музыке.
Раздел 6. «В концертном зале»
Жанр инструментального концерта. Мастерство композиторов и исполнителей. Выразительные возможности флейты, скрипки. Выдающиеся скрипичные мастера и исполнители (Н. Паганини). Контрастные образы, интонационное родство тем на примере сюиты Э. Грига «Пер Гюнт». Темы, сюжеты и образы музыки Л. в. Бетховена.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Роль композитора, исполнителя, слушателя в создании и бытовании музыкальных сочинений. Сходство и различие музыкальной речи разных композиторов. Джаз — музыка XX века. Особенности ритма и мелодики. Импровизация. Известные джазовые музыканты-исполнители. Мир музыки Г. В. Свиридова, С. С. Прокофьева, Э. Грига, П. И. Чайковского. Ода как жанр литературного и музыкального творчества (на примере «Оды к радости» Л. в. Бетховена и Г. Шиллера)
П. И. Чайковский.Симфония № 4, главная мелодия 2-й части.
П. И. Чайковский, слова А. Толстого. Благословляю вас, леса.
Н. Римский-Корсаков,словаА. Толстого. Звонче жаворонка пенье.
Г. В. Свиридов. Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»
Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».
Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».
С. С. Прокофьев. Александр Невский (фрагменты из кантаты).
М. И. Глинка. Иван Сусанин (фрагменты из оперы)
П. И. Чайковский, слова А. Майкова. Колыбельная.
Э. Григ. Утро из сюиты «Пер Гюнт».
С. С. Прокофьев, слова А. Барто. Болтунья.
С. С. Прокофьев. Золушка (фрагментыиз балета).
С. С. Прокофьев. Джульетта-девочкаизбалета «Ромео и Джульетта».
Слова и музыка М. П. Мусоргского. С няней, С куклойиз цикла «Детская».
М. П. Мусоргский. Прогулка, Тюильрийский сад из сюиты «Картинки с выставки»
С. В. Рахманинов.«БогородицеДево, радуйся», № 6 из «Всенощной».
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Аве Мария.
Д. Каччини. Аве Мария
В. А. Гаврилин, слова В. Шульгиной. «Мама» из вокально-инструментальногоцикла«Земля».
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Былина о Добрыне Никитиче.Обраб. Н. Римского-Корсакова.
М. И. Глинка. 1 Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила».
Н. А. Римский-Корсаков. Песни Садко, хор «Высота ли,высота» из оперы «Садко».
Н. А.Римский-Корсаков. Проводы Масленицы из пролога оперы «Снегурочка»
Веснянки. Русские, украинские народные песни.
М. И. Глинка. Руслан и Людмила (фрагменты из оперы).
К. В. Глюк. Орфей и Эвридика (фрагменты из оперы).
Н. А. Римский-Корсаков. Снегурочка (фрагменты из оперы)
П. И. Чайковский. Спящая красавица (фрагменты из балета)
П. И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части.
И. С. Бах.«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра.
П. И. Чайковский. Мелодия.
Н. Паганини. Каприс» №24.
Э. Григ. Пер Гюнт, фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2.
Л. в. Бетховен. Фрагменты из Симфонии № 3 («Героическая»), Сонаты № 14 («Лунная»), «К Элизе», «Сурок».
С. С. Прокофьев. Шествие солнца из сюиты «Ала и Лоллий».
Г. В. Свиридов. Фрагменты из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»,
В. А. Моцарт. Симфония № 40, фрагмент финала.
Л. в. Бетховен. Симфония № 9, фрагмент финала.
Дж. Гершвин, русский текст В. Струкова. «Острый ритм».
Дж. Гершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».
4 класс
Содержание программы четвертого года выстраивается с учетом преемственности музыкального обучения учащихся и имеет те же разделы, что для III класса. Накоплению жизненно-музыкальных впечатлений учащихся, их интонационного словаря способствует повторение некоторых произведений «золотого фонда» музыкального искусства (принцип концентричности) на новом уровне, с более сложными заданиями, в сочетании с другими знакомыми и незнакомыми детям сочинениями.
Раздел 1. «Россия — Родина моя»
Общность интонаций народной музыки и музыки русских композиторов. Жанры народных песен, их интонационно-образные особенности. Лирическая и патриотическая темы в русской классике на примере музыкальных произведений С. В. Рахманинова, М. И. Глинки, С. С. Прокофьева.
Раздел 2. «О России петь — что стремиться в храм»
Нравственные подвиги святых земли Русской, их почитание и восхваление. Праздники Русской православной церкви: Пасха. Церковные и народные традиции праздника. Образ светлого христова Воскресения в музыке русских композиторов. Церковные песнопения: стихира, тропарь, молитва, величание.
Раздел 3. «День, полный событий»
Музыка в творчестве и жизни А. С. Пушкина. Михайловское: музыкально-поэтические образы природы, сказок в творчестве русских композиторов (П. И. Чайковский, М. П. Мусоргский, Н. А. Римский-Корсаков). Святогорскиймонастырь:колокольные звоны. Тригорское: музыкально-литературные вечера, домашнее музицирование.
Раздел 4. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!»
Народная песня — летопись жизни народа и источник вдохновения композиторов. Интонационная выразительность народных песен. Приемы развития: повтор, контраст, вариационность, импровизационность. Музыкальные инструменты России. Оркестр русских народных инструментов. Церковные и народные праздники на Руси: Троица. Икона «Троица» А. Рублева.
Раздел 5. «В концертном зале»
Различные жанры и образные сферы вокальной, фортепианной и симфонической музыки. Музыкальные инструменты: виолончель, скрипка. Знакомство со стилем рококо. Интонации народных танцев в творчестве Ф. Шопена и М. И. Глинки. Музыкальная драматургия сонаты (на примере Патетической сонаты Л. в. Бетховена). Музыкальные инструменты симфонического оркестра.
Раздел 6. «В музыкальном театре»
События отечественной истории в операх М. И. Глинки «Иван Сусанин» и М. П. Мусоргского «Хованщина». Музыкальная тема — характеристика действующих лиц. Основные приемы драматургии, линии драматургического развития действия. Балет. Русский восток в балете А. И. Хачатуряна «Гаянэ». Особенности развития музыкальных образов в балете И. Ф. Стравинского «Петрушка».
Оперетта. Мюзикл.
Раздел 7. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье...»
Произведения композиторов-классиков и мастерство известных исполнителей (С. Т. Рихтер, С. Я. Лемешев, И. С. Козловский, М. Растропович и др.). Сходство и различие музыкального языка разных эпох, композиторов, народов. Музыкальные образы и их развитие в разных жанрах. Музыкальный инструмент — гитара. Классические и современные образцы гитарной музыки. Авторская песня.
П. И. Чайковский.Симфония № 4, главная мелодия 2-й части.
П. И. Чайковский, слова А. Толстого. Благословляю вас, леса.
Н. Римский-Корсаков,словаА. Толстого. Звонче жаворонка пенье.
Г. В. Свиридов. Романс из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»
Виватные канты: «Радуйся, Росско земле», «Орле Российский».
Русские народные песни: «Славны были наши деды», «Вспомним, братцы, Русь и славу!».
С. С. Прокофьев. Александр Невский (фрагменты из кантаты).
М. И. Глинка. Иван Сусанин (фрагменты из оперы)
П. И. Чайковский, слова А. Майкова. Колыбельная.
Э. Григ. Утро из сюиты «Пер Гюнт».
С. С. Прокофьев, слова А. Барто. Болтунья.
С. С. Прокофьев. Золушка (фрагментыиз балета).
С. С. Прокофьев. Джульетта-девочкаизбалета «Ромео и Джульетта».
Слова и музыка М. П. Мусоргского. С няней, С куклойиз цикла «Детская».
М. П. Мусоргский. Прогулка, Тюильрийский сад из сюиты «Картинки с выставки»
С. В. Рахманинов.«БогородицеДево, радуйся», № 6 из «Всенощной».
Тропарь иконе Владимирской Божией Матери.
Ф. Шуберт, слова В. Скотта, пер. А. Плещеева. Аве Мария.
Д. Каччини. Аве Мария
В. А. Гаврилин, слова В. Шульгиной. «Мама» из вокально-инструментальногоцикла«Земля».
Величание князю Владимиру и княгине Ольге.
Былина о Добрыне Никитиче.Обраб. Н. Римского-Корсакова.
М. И. Глинка. 1 Песня Баяна из оперы «Руслан и Людмила».
Н. А. Римский-Корсаков. Песни Садко, хор «Высота ли,высота» из оперы «Садко».
Н. А.Римский-Корсаков. Проводы Масленицы из пролога оперы «Снегурочка»
Веснянки. Русские, украинские народные песни.
М. И. Глинка. Руслан и Людмила (фрагменты из оперы).
К. В. Глюк. Орфей и Эвридика (фрагменты из оперы).
Н. А. Римский-Корсаков. Снегурочка (фрагменты из оперы)
П. И. Чайковский. Спящая красавица (фрагменты из балета)
П. И. Чайковский. Концерт № 1 для фортепиано с оркестром, фрагмент 3-й части.
И. С. Бах.«Шутка» из Сюиты № 2 для оркестра.
П. И. Чайковский. Мелодия.
Н. Паганини. Каприс» №24.
Э. Григ. Пер Гюнт, фрагменты из сюиты № 1 и сюиты № 2.
Л. в. Бетховен. Фрагменты из Симфонии № 3 («Героическая»), Сонаты № 14 («Лунная»), «К Элизе», «Сурок».
С. С. Прокофьев. Шествие солнца из сюиты «Ала и Лоллий».
Г. В. Свиридов. Фрагменты из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель»,
В. А. Моцарт. Симфония № 40, фрагмент финала.
Л. в. Бетховен. Симфония № 9, фрагмент финала.
Дж. Гершвин, русский текст В. Струкова. «Острый ритм».
Дж. Гершвин. Колыбельная Клары из оперы «Порги и Бесс».
Описание местаучебного предмета в учебном плане
Класс | Количество часов в неделю | Общее количество в год |
1 класс | 1 ч. | 33 ч. (33 учебные недели) |
2 класс | 1ч. | 34 ч. (34 учебные недели) |
3 класс | 1 ч. | 34 ч. (34 учебные недели) |
4 класс | 1 ч. | 34 ч. (34 учебные недели) |
Всего: | | 135 ч. |
Раздел III
Тематическое планирование
1 класс
№ урока | Тема урока Тип урока |
| |
1. | «И Муза вечная со мной!» |
2 | Хоровод муз. |
3 | Повсюду музыка слышна. |
4 | Душа музыки – мелодия. |
5 | Музыка осени. |
6 | Сочини мелодию. |
7 | «Азбука, азбука каждому нужна…» |
8 | Музыкальная азбука. |
9 | Обобщающий урок 1 четверти. |
10 | Музыкальные инструменты. |
11 | «Садко». Из русского былинного сказа. |
12 | Музыкальные инструменты |
13 | Звучащие картины. |
14 | Разыграй песню. |
15 | Пришло Рождество, начинается торжество. Родной обычай старины. |
16 | Добрый праздник среди зимы. Обобщающий урок 2 четверти. |
| |
17 | Край, в котором ты живешь. |
18 | Художник, поэт, композитор. |
19 | Музыка утра. |
20 | Музыка вечера. |
21 | Музыкальные портреты. |
22 | Разыграй сказку. «Баба Яга» - русская народная сказка. |
23 | Музы не молчали. |
24 | Мамин праздник. |
25 | Обобщающий урок. |
26 | Музыкальные инструменты. У каждого свой музыкальный инструмент. |
27 | Музыкальные инструменты. |
28 | «Чудесная лютня» (по алжирской сказке). Звучащие картины. |
29 | Музыка в цирке. |
30 | Дом, который звучит. |
31 | Опера-сказка. |
32 | «Ничего на свете лучше нету». |
33 | Обобщающий урок. (Урок-концерт.) |
2 класс
№п/п | Тема урока |
1 | Мелодия. |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. |
3 | Гимн России |
5 | Природа и музыка. Прогулка. |
6 | Танцы, танцы, танцы… |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. |
8. | Расскажи сказку. |
9 | Колыбельные. Мама. Обобщение. |
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. |
11 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. |
12 | Сергий Радонежский |
13 | Жанр молитвы. |
14 | С Рождеством Христовым! Обобщение. |
15 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. |
16 | Разыграй песню. |
17 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. |
18 | Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны. |
19 | Сказка будет впереди. |
20 | Детский музыкальный театр: опера, балет. |
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка дирижера. |
22 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. |
23 | «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. |
24 | Симфоническая сказка (С.Прокофьев «Петя и волк») |
25 | Симфоническая сказка (обобщение). |
26 | «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. |
27 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40 |
28 | Увертюра. |
29 | Волшебный цветик – семицветик. И все это – Бах! |
30 | Все в движении. Попутная песня. |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. |
32 | «Два лада». Природа и музыка. |
33 | Первый международный конкурс П.И.Чайковского |
34 | Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? (обобщение) |
3 класс
№ п/п | Тема урока |
1 | Мелодия - душа музыки |
2 | Природа и музыка. Звучащие картины. |
3 | «Виват, Россия!» «Наша слава – русская держава». |
5 | Опера «Иван Сусанин». |
6 | Утро. |
7 | Портрет в музыке. |
8 | В детской! Игры и игрушки. На прогулке. |
9 | Вечер. Обобщающий урок. |
10 | Радуйся, Мария! «Богородице Дево, радуйся!» |
11 | Древнейшая песнь материнства. |
12 | Вербное воскресенье. Вербочки. |
13 | Святые земли Русской (кн Ольга и князь Владимир). |
14 | «Настрою гусли на старинный лад». Былина о Садко и Морском царе. |
15 | Певцы русской старины (Баян. Садко). |
16 | Певцы русской старины (Лель). |
17 | Звучащие картины. «Прощание с Масленицей». (обобщение).. |
18 | Опера «Руслан и Людмила» |
19 | Опера «Орфей и Эвридика» |
20 | Опера «Снегурочка». |
21 | Океан – море синее. |
22 | Балет «Спящая красавица». |
23 | В современных ритмах. |
24 | Музыкальное состязание. |
25 | Музыкальные инструменты (флейта). Звучащие картины. |
26 | Музыкальные инструменты (скрипка) |
27 | Сюита «Пер Гюнт» ( обобщение). | |
28 | «Героическая».Призыв | к мужеству. 2 часть симфонии. |
29 | Мир Бетховена | |
30 | «Чудо-музыка». Острый ритм – джаза звуки. | |
31 | «Люблю я грусть твоих просторов». | |
32 | Мир Прокофьева | |
33 | Певцы родной природы. | |
34 | Прославим радость на земле |
4 класс
№ п/п | Тема урока |
| |
1 | Вся Россия просится в песню…Мелодия. |
2 | Как сложили песню. Звучащие картины. |
3 | Ты откуда русская, зародилась, музыка? |
4 | На великий праздник собралася Русь! |
5 | Святые земли Русской. Илья Муромец. |
6 | Праздников праздник, торжество из торжеств. Ангел вопияше |
7 | Родной обычай старины. |
8 | Кирилл и Мефодий. |
9 | В краю великих вдохновений. |
10 | Что за прелесть эти сказки! Три чуда. |
11 | Ярмарочное гулянье. |
12 | Святогорский монастырь. Обобщение. |
13 | Зимнее утро. Зимний вечер. |
14 | Приют, сияньем муз одетый. |
15 | Композитор- имя ему народ. Музыкальные инструменты России. |
16 | Оркестр русских народных инструментов. |
17 | Народные праздники. «Троица». |
18 | Музыкальные инструменты (скрипка, виолончель). |
19 | Счастье в сирени живет… |
20 | «Не молкнет сердце чуткое Шопена… Обобщение. |
21 | «Патетическая» соната. |
22 | Царит гармония оркестра. |
23 | Опера «Иван Сусанин». |
24 | Исходила младешенька. |
25 | Русский восток. |
26 | Балет «Петрушка» Обобщнеие. |
27 | Театр музыкальной комедии. |
28 | Служенье муз не терпит суеты. Прелюдия. |
29 | Исповедь души. Революционный этюд. |
30 | Мастерство исполнителя. |
31 | В интонации спрятан человек |
32 | Музыкальные инструменты- гитара. |
33 | Музыкальный сказочник |
34 | «Рассвет на Москве-реке» Обобщение. |