Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для обучающихся 3 класса
№ п/п |
Содержание ( разделы . темы) |
К-во ча- сов |
Дата проведения |
Универсальные учебные действия (УУД), проекты , ИКТ- компетенции, межпредметные понятия |
Материально- техническое оснащение |
|||||||
план |
факт |
|||||||||||
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА( 18 часов) Земля – наш общий дом (4 часа) |
||||||||||||
1.1 |
Где и когда ты живёшь. |
1 |
Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха» |
Глобус, карта |
||||||||
2.2 |
Историческое время. |
Ориентироваться в понятии год, десятилетие, век, тысячелетие |
Лента времени |
|||||||||
3.3 |
Солнечная система. Экскурсия в музей. Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. |
1 |
Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в нее. Звезда, астрономия |
Презентация. Схема строения Солнечной системы |
||||||||
4.4 |
Условия жизни на Земле. Тест «Условия жизни на Земле» |
1 |
Характеризовать условия жизни на земле (вода, воздух, тепло, свет) Устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха. Экватор Горизонт, линия горизонта |
Глобус с лампой |
||||||||
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. Человек изучает Землю ( 2 часа) |
29.09 |
|||||||||||
5.1 |
Изображение Земли на моделях. Географическая карта, план, глобус. Практическая работа. Масштаб, условные обозначения карты России. |
1 |
Анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте. Ориентироваться на плане, карте: находить объекты в соответствии с учебной задачей. Объяснять назначение масштаба и условных обозначений. Эксперимент |
Презентация «Как человек познает окружающий мир» Глобус-модель планеты Земля. Карта, план( с использованием моделей рисунков и чертежей) |
||||||||
6.2 |
Компас. Ориентирование. Практическая работа. Ориентирование. |
1 |
Определять направление расположения объекта по компасу, находить стороны горизонта. Устройство компаса |
Работа с компасом |
||||||||
ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА. Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные. ( 13 часов) |
||||||||||||
7.1 |
Бактерии. |
1 |
Характеризовать разнообразие бактерий, описать места обитания грибов и бактерий |
Презентация «Грибы» |
||||||||
8.2 |
Виды бактерий и места их обитаний. |
|||||||||||
9.3 |
Грибы. |
Характеристика грибов как живых организмов. Установить отличие грибов от растений, разнообразие плодовых тел у грибов. |
||||||||||
10.4 |
Отличие грибов от растений. Ядовитые растения. |
1 |
Классификация : съедобные – несъедобные грибы. Сравнение грибов по внешнему виду. Коммуникативная деятельность: описательный рассказ на тему «Грибы». |
Презентация «Правила сбора грибов» |
||||||||
11.5 |
Съедобные, несъедобные грибы. Практическая работа Классификация: съедобные и несъедобные грибы. |
Классификация: съедобные и несъедобные грибы. Классификация: растения культурные и дикорастущие; полезные и ядовитые для человека |
||||||||||
12.6 |
Растения : распространение, разнообразие. |
1 |
Характеристика видов растений (хвойные, цветковые, мхи и др.) Привести примеры распространений растений. Рассуждение : какие растения «кормят», «лечат», «одевают» человека. Установление зависимости растения и человека. Лекарственные растения, растение-паразит |
Презентация. « Разообразие растительного мира» |
||||||||
13.7 |
Растения : распространение, разнообразие. |
Презентация. « Разообразие растительного мира» |
||||||||||
14.8 |
Жизнь растений. |
1 |
Обсуждение вывода: «Растения встречаются на Земле повсюду и живут в разных условиях. Работа со схемой : «Разнообразие корней растений». Характеристика разных органов растений. |
Презентация «Жизнь растений» |
||||||||
15.9 |
Растения и человек. Практическая работа с живыми растениями и гербарными экземплярами. |
1 |
Описывать способы увеличения количества растений и распространения их на новые территории. Характеризовать вегетативное размножение. Классификация: однолетние, двулетние, многолетние растения. Конструирование схемы: «Листья простые и сложные» |
Живые и гербарные экземпляры |
||||||||
16.10 |
Животные как часть природы.
|
1 |
Характеристика представителей разных видов. Сравнение животных на примере отдельных групп: одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные. Характеристика животных родного края. Фауна, функции организма, клетка |
Рисунки животных |
||||||||
17.11 |
Разнообразие и классы животных. |
1 |
Характеризовать животное как живой организм. описать разнообразие и классы животных. Классификация животных по способу питания. Хищник, паразиты, всеядные, жабры, легкие, трахея. |
Презентация. « Способы питания растений |
||||||||
18.12 |
Животное как живой организм. Тест «Разнообразие животных. Разнообразие растений» |
1 |
Работа в парах- выбрать правильные утверждения из книги о рыбах. Позвоночные. Млекопитающие. |
Презентация. «Разнообразие рыб» |
||||||||
19.13 |
Человек и животные. Экскурсия в музей. |
1 |
Заповедник |
Справочная литература. Презентация о заповедных местах. |
||||||||
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО (15 часов) Наша Родина: от Руси до России (6 часов) |
||||||||||||
20.1 |
Древняя Русь. |
1 |
Различение названий российского государства в разные исторические времена. |
Работа с географической , исторической картой |
||||||||
21.2 |
Древнерусское государство. |
Потомки, княжества , племена. |
Работа с географической , исторической картой |
|||||||||
22.3 |
Первые русские князья. |
1 |
Узнавать символы царской власти. Дружина. |
Картинки с изображением символов царской власти. |
||||||||
23.4 |
Московская Русь. Российская империя. |
1 |
Охарактеризовать причины присоединения земель к Москве. Усиление Московской Руси. Эпоха, перепутье. |
Презентация «Московская Русь « |
||||||||
24.5 |
Советская Россия. СССР. Российская Федерация. |
1 |
Описание характера императора, его личностных качеств, отречение от престола. Забастовки, революция |
Презентация. |
||||||||
25.6 |
Название русского государства в разные исторические времена. Тест «Русское государство в разные исторические эпохи» |
1 |
Называть имена отдельных руководителей государств, деятелей, просветителей Руси и России. |
Видеофильм Последний император. |
||||||||
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО Как люди жили в старину (6 часов) |
||||||||||||
26.1 |
Портрет славянина в разные исторические времена. |
1 |
Составлять словесный портрет славянина: отвечать на вопрос «Какими были наши предки». |
Презентация «Наши предки- славяне» |
||||||||
27.2 |
Портрет славянина в разные исторические времена. Экскурсия в краеведческий музей. |
1 |
Особенности крестьянского дома |
Рисунки крестьянских домов. |
||||||||
28.3 |
Быт, труд, праздники славянина и россиянина. |
1 |
Описать отличия городского дома от крестьянского. |
|||||||||
29.4 |
Быт, труд, праздники славянина и россиянина. Экскурсия в учреждение быта и культуры. |
1 |
Охарактеризовать интерьер дома, из чего изготовлена посуда, утварь. Плошка. |
Презентация. «Интерьер дома» |
||||||||
30.5 |
Предметы старины. |
1 |
Особенности одежды славян разных сословий и разных исторических периодов. Анализ иллюстраций и классификация головных уборов амулеты |
Компьютерные слайды |
||||||||
31.6 |
Предметы старины. |
1 |
Язычество как вера древних славян. Характеризовать народные праздники (Масленица, Иван Купала, Святки, Пасха.)Воспроизводить дату Крещения Руси, кратко рассказывать о значении этого события. Сторицей, суеверия глашатаи |
Ролевые игры( по материалам народных праздников, обрядов) |
||||||||
ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО. Как трудились в старину (3 часа) |
||||||||||||
32.1 |
Человек и растения, земледелие. Крепостное право. |
1 |
Возникновение земледелия, труд в крестьянском хозяйстве. силки |
Иллюстрации «Труд крестьянского хозяйства» |
||||||||
33.2 |
Ремёсла в России. |
1 |
Различения: ремесла и их результаты-продукты. Ремесло. |
Презентация «Гончарное, оружейное ремесло.» |
||||||||
34.3 |
Появление фабрик и заводов. Торговля. Техника. Итоговый тест. |
1 |
Возникновение мануфактур, заводов, фабрик. |
Презентация. |
Практическая часть
1 четверть |
2 четверть |
3 четверть |
4 четверть |
ВСЕГО |
|
Практическая работа |
2 |
1 |
1 |
- |
4 |
Экскурсии |
1 |
1 |
- |
2 |
4 |
Тесты |
1 |
1 |
1 |
1 |
4 |