Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса
№ |
тема, № урока. |
Планируемые результаты |
материал учебника |
д\з |
дата |
|||||||
предметные |
метапредметные Р.- регулятивные П.- познавательные К. - коммуникативные |
личностные |
по плану |
по факту |
||||||||
1 четверть (16 часов). |
||||||||||||
История Отечества (7 часов). |
||||||||||||
1 |
Источники изучения истории. Древние славяне. |
Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века. Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. |
ч. 1. с.7-17 доп-но с. 150-152 |
Соста-вить описа-ние по рисунку »Жизнь древнихславян» |
2.09 |
|||||
2 |
Древняя Русь. П.р. №1 с картой «Путь "из варяг в греки"». |
Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь: работать с картой «Путь "из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с.18-24 доп-но с. 154 |
с. 18-24. ответы на вопро-сы РТ с.3-4 |
5.09 |
|||||
3 |
Крещение Руси. Ярослав Мудрый. |
Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. |
ч. 1. с.25-29 доп-но с. 155 |
с. 25-29. ответы на вопросы Запом-нить имена князей |
9.09 |
|||||
4 |
Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. |
Знать военные победы Александра Невского. Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище |
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с.30-33 |
с.30-33. ответы на вопро-сы РТ с.6 |
12.09 |
|||||
5 |
Возникновение Москвы. Первые московские князья. |
Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 1. с.34-38 доп-но с. 153 |
с.34-38. ответы на вопро-сы |
16.09 |
|||||
6 |
Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба. |
Иметь представление о мировых религиях. Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с.39-48 |
С. 39-48. ответы на вопросы |
19.09 |
|||||
7 |
Обобщение по теме «Древние славяне». |
Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена |
Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. |
доп-но с. 156-157 |
пригот. сообщение о Долгоруком |
23.09 |
|||||
Земля – планета солнечной системы (4 часа). |
||||||||||||
1 |
8. Солнечная система. П.р. №2 Озеленение школьного двора. |
Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года |
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 1. с.49-53 доп-но с. 158-159 |
с. 49-53. Сообщение о планетах Солнечной системы |
26.09 |
|||||
2 |
9. Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. |
Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 1. с.54-58 доп-но с. 160 |
с. 54-58. ответы на вопро-сы |
30.09 |
|||||
3 |
10. Общие представления о природных зонах России. П.р. №3 Работа с картой природных зон России. |
Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 1. с.59-63 доп-но с. 161-162 |
с. 59-63. знать особен. природ. зон |
3.10 |
|||||
4 |
11. Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде. |
Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем |
Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 1. с. 64 |
7.10 |
||||||
Путешествия по природным зонам России. (13 часов). |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. |
|||||||||||
1 |
12.Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны». |
Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края |
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 1. с.65-67 |
с. 65-67. доклад об Арктике по плану в учебни-ке |
10.10 |
|||||
2 |
13. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек» |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с. 67-73 доп-но с. 163-165 |
с. 67-73. доклад о растительном или животном мире Аркти-ки |
14.10 |
||||||
3 |
14. Тундра. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира. |
Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 1. с. 74-79 доп-но с. 166-167 |
С. 74-79. Доклад о растительном или животном мире тундры |
17.10 |
|||||
4 |
15. Тундра и деятельность людей. |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с. 80-83 доп-но с. 168 |
с. 80-83. доклад о зоне лесов по плану |
21.10 |
||||||
5 |
16. Зона лесов. Экскурсия №1.Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира. |
Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. |
ч. 1. с.84-89 доп-но с. 169 |
Доклад о растительном или животном мире лесов |
24.10 |
|||||
2 четверть – 16 часов. |
||||||||||||
6 |
17. П.р. № 4. Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в лесной зоне. |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 1. с. 90-94 |
7.11 |
|||||||
7 |
18. Зона степей. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира. |
Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей. |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. |
ч.1. с. 95-100 доп-но с. 170 |
С. 95-100. Доклад о зоне степей по плану |
11.11 |
|||||
8 |
19. Зона степей и деятельность людей. |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с. 101-103 доп-но с. 171-172 |
Доклад о расти- тельном или животном мире степей |
14.11 |
||||||
9 |
20. Зона пустынь. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира. |
Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с. 104-109 доп-но с. 173-175 |
с.104- 109. Доклад о зоне пустынь по плану |
18.11 |
|||||
10 |
21. Зона пустынь и деятельность людей. |
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. |
ч. 1. с. 110-111. доп-но с. 176 |
Доклад о расти- тельном или животном мире пустынь |
21.11 |
||||||
11 |
22. Третье заседание клуба. «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. |
Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 1. с. 112-113 доп-но с. 177-180 |
с.112- 121. Док- лад о субтропической зоне по плану. Доклад о растительном или животном мире субтропической зоны Черноморского побережья Кавказа |
25.11 |
|||||
12 |
23. Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье. |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с. 114-121 доп-но с. 181 |
28.11 |
|||||||
13 |
24. Обобщение по теме: П.р. №5 Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края. «Природные зоны России». Готовимся к школьной олимпиаде. |
Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь. |
Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 1. с. 122 |
придум. вопро-сы по теме |
2.12 |
|||||
Родной край- часть великой России. (11 часов). |
||||||||||||
1 |
25. Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. |
Знать название родного края. Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико- административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края |
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. |
ч. 1. с. 123-125 |
с.123- 125. ответы на вопро-сы |
5.12 |
|||||
2 |
26. Московское время. |
Иметь представление о часовых поясах. Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России» |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с.126-127 |
с. 126- 128. сост. свои задания |
9.12 |
|||||
3 |
27.Карта твоего края. П.р. №6. «Определение и нахождение различных объектов поверхности». |
Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 1. с.128 |
с. 128. науч. работ. с картой |
12.12 |
|||||
4 |
28. Поверхность и водоемы твоего края. П. р. №7 «Путешествие по карте водоёмов твоего края». |
Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 1. с.129-131 |
с. 129-131. сообщение о водоемах родного края |
16.12 |
|||||
5 |
29. А что можешь сделать ты? П. р. №8. «Составление памяток по охране родного края». |
Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с.132 |
с. 132. Ответы на вопросы |
19.12 |
|||||
6 |
30. Полезные ископаемые твоего края. П.р. №9 с картой природных зон. |
Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае |
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 1. с.133-135 |
с. 133- 135. пригот. инф про полезн. ископ. |
23.12 |
|||||
7 |
31.Растения твоего края. |
Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с.136-137 |
с.136-137. сообщение о редких растениях родного края |
23.12 |
|||||
8 |
32. Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. П.р. №10. Зимняя подкормка животных |
Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 1. с.138- |
с.138- 139. Сообщение о редких животных родного края |
26.12 |
|||||
3 четверть – 20 часов. |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
|||||||||||
9 |
33. Народные промыслы твоего края. Экскурсия №2. |
Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. |
ч. 1. с.140-143 |
с.140- 143. найти инф. про промыслы |
13.01 |
|||||
10 |
34. Заповедные места твоего края. |
Знать понятие «заповедник». Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края |
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 1. с. 144-147 |
с. 144-148. пригот. сообщ. о запов. местах |
16.01 |
|||||
11 |
35.Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». Готовимся к олимпиаде. |
Знать историю, достопримечательности родного края. Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе |
Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 1. с. 148 |
пригот. сообщ. о своем крае |
20.01 |
|||||
Человеческий организм (11 часов). |
||||||||||||
1 |
36. Письмо руководителей клуба школьникам. Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. |
Знать понятия «орган», «система органов». Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем. Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 2. с.7-12 |
С. 7-12. Ответы на вопросы |
23.01 |
|||||
2 |
37. Путешествие в мир клеток. |
Знать понятие «ткань». Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 2. с.12-13 доп-но с. 118-121 |
С. 12-13. нарис. клетки |
27.01 |
|||||
3 |
38. Самый большой орган чувств. П.р. №11. Оказание первой помощи при легких травмах. |
Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 2. с.14-16 доп-но с. 122-123 |
С. 14-16. знать части кожи |
30.01 |
|||||
4 |
39. Как человек двигается. П.р. №12. Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. |
Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе; о строении костей; что кости «делают» кровь. Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека |
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 2. с.17-20 доп-но с. 124-130 |
С. 17-20. сост. правила для сохран. позвон. |
3.02 |
|||||
5 |
40. Пищеварительная система. Их роль в жизнедеятельности человека. |
Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций) |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 2. с.21-24 доп-но с. 131-132 |
с. 21-24. уметь описыв. проц. пищеварения |
6.02 |
|||||
6 |
41. Система кровообращения Их роль в жизнедеятельности человека |
Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 2. с.25-28 доп-но с. 133-135 |
с. 25-28. уметь описыв. сист. кровообращен. |
10.02 |
|||||
7 |
42. Познакомимся с дыхательной системой. Их роль в жизнедеятельности человека. |
Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 2. с.29-31 доп-но с. 136-137 |
с. 29-31. Сообщение на тему «Как у человека происходят вдохи выдох» |
13.02 |
|||||
8 |
43. Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие. |
Знать, что курение вредно для каждой части организма человека. Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 2. с.32-35 доп-но с. 138-141 |
с.32-35. Сообщение на тему «Сохрани свои легкие здоровыми!» |
17.02 |
|||||
9 |
44. Как почки удаляют из организма вредные вещества. Их роль в жизнедеятельности человека. |
Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена) |
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 2. с.36-37 |
с.36-37. пере-сказ |
20.02 |
|||||
10 |
45. Нервная система человека. Их роль в жизнедеятельности человека. П.р. №13. Составление режима дня ученика 4-го класса. |
Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств. Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы) |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 2. с.38-40 доп-но с. 142-143 |
с. 38-40. Ответы на вопросы |
24.02 |
|||||
11 |
46. Обобщение по теме: «Человеческий организм». Готовимся к школьной олимпиаде. |
Уметь: называть системы опорно- двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови |
Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 2. с.41-42 |
с.41-42. Ответы на вопро-сы |
27.02 |
|||||
Изучаем органы чувств (8 часов). |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. |
|||||||||||
1 |
47. Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах |
Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 2. с.43-48 |
с.43-48. пере-сказ |
3.03 |
|||||
2 |
48. Высуни язык и скажи: «А». |
Иметь представление о строении языка. Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения |
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 2. с.49-51 |
с.49-51 придум. вопро-сы по теме |
6.03 |
|||||
3 |
49. «Взгляд» на глаз. |
Знать правила ухода за глазами. Иметь представление о строении глаза. Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 2. с.52-56 |
с.52-56 нарис. глаз |
10.03 |
|||||
4 |
50. Ухо не только орган слуха. |
Знать правила ухода за органом слуха. Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 2. с.57-59 доп-но с. 144 |
с. 57-59 нарис. ухо |
13.03 |
|||||
5 |
51. Ухо – орган равновесия. |
Знать правила ухода за органом слуха. Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 2. с.60-61 |
с. 60-61 пере-сказ |
17.03 |
|||||
6 |
52. Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. |
Знать правила ухода за органом осязания. Иметь представление о строении кожи. Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 2. с.62-63 |
с. 62-63 пере-сказ |
20.03 |
|||||
4 четверть – 16 часов. |
||||||||||||
7 |
53. Советы врача. Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц. |
Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 2. с.64-66 |
с. 64-66 сост. свои советы |
31.03 |
|||||
8 |
54. Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде. |
Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 2. с.67-68 |
отв. на вопро-сы |
3.04 |
||||||
Путешествие по странам мира (6 часов). |
||||||||||||
1 |
55. Границы России. П.р. №14 с картой России». |
Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. |
Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. |
ч.2. с.69-79 |
с. 69-79 уметь работ. с картой |
7.04 |
|||||
2 |
56. Границы России. Общее представление о многообразии стран на Земле. |
Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств |
Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч.2. с. 69-79 |
с. 69-79 уметь работ. с картой |
10.04 |
|||||
3 |
57. Соединенные штаты Америки (США). Расположение на карте, столица, главные достопримечательности. |
Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч.2. с.80-84 |
с. 80-84 найти инф. про США |
14.04 |
|||||
4 |
58. Великобритания. Расположение на карте, столица, главные достопримечательности. |
Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч.2. с.85-86 |
с.85-86 найти инф. про Великобритан. |
17.04 |
|||||
5 |
59. Франция. Расположение на карте, столица, главные достопримечательности. |
Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч.2. с.87-89 |
с.87-89 найти инф. про Фран-цию |
21.04 |
|||||
6 |
60. Обобщение по теме П.р. №15. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества. «Путешествие по странам мира». Готовимся к школьной олимпиаде |
Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами. Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке; называть столицу США и ее достопримечательности; называть столицу, ее достопримечательности и ее расположение на реке государств (Франция, Великобритания) |
Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч.2. с. 90-92 |
с. 90-92 отв. на вопро-сы |
24.04 |
|||||
Москва как летопись России (5 часов). |
||||||||||||
1 |
61. День народного единства. П.р. №16. Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности. |
Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 2. с.93-95 доп-но с. 145-147 |
ч. 2. с.93-95,отв. на вопро-сы |
28.04 |
|||||
2 |
62. Москва: память о войне 1812 года. |
Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка». Иметь представление о значении войны 1812 года. Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 2. с.96-99 доп-но с. 148-151 |
с. 96-99, найти инф. по теме |
5.05 |
|||||
3 |
63. Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. |
Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 2. с.100-103. доп-но с. 154-155 |
с. 100-103 найти инф. о героях |
8.05 |
|||||
4 |
64. Памятники Москвы покорителям космоса. |
Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса |
Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. |
ч. 2. с.104-107. |
отв. на вопро-сы с. 107 |
12.05 |
|||||
5 |
65. Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». Готовимся к школьной олимпиаде |
Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны |
Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 2. с.108 |
с. 108, найти ответы на вопро-сы |
15.05 |
|||||
Мы – граждане России (3 часа). |
||||||||||||
1 |
66. Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. |
Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации |
Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
ч. 2. с.109-111 доп-но с. 152-153 |
выуч. гимн РФ |
19.05 |
|||||
2 |
67. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент. |
Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика». Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны |
Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). |
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). |
ч. 2. с.112-116 |
с. 112-114 отв. на вопро-сы |
22.05 |
|||||
3 |
68. Обобщение по теме «Мы - граждане России» или Экскурсия №3 в краеведческий музей. |
Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка) |
Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. |
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. |
26.05 29.05 |