12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Кадырова Ольга Игоревна35586 Работаю в МАОУ СОШ №52 города Тюмени, педагогический стаж 30 лет, учитель начальных классов. Россия, Тюменская обл., Тюмень Материал размещён в группе «Учителя начальных классов» |
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 4 класса
№ | тема, № урока. | Планируемые результаты | материал учебника | д\з | дата | |||||||
предметные | метапредметные Р.- регулятивные П.- познавательные К. - коммуникативные | личностные | по плану | по факту | ||||||||
1 четверть (16 часов). | ||||||||||||
История Отечества (7 часов). | ||||||||||||
1 | Источники изучения истории. Древние славяне. | Знать: названия древних городов; основателя Москвы; сколько веков отделяет время возведения первых стен Московского Кремля от нашего века. Уметь: работать с толковым словарем; работать с картой «Восточные славяне»; анализировать рисунки предметов труда и быта древних славян и определять их назначение; рассказывать о занятиях древних славян, от кого защищались, как обожествляли природу | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | ч. 1. с.7-17 доп-но с. 150-152 | Соста-вить описа-ние по рисунку »Жизнь древнихславян» | 2.09 | |||||
2 | Древняя Русь. П.р. №1 с картой «Путь "из варяг в греки"». | Знать, когда и где произошло объединение Новгородского и Киевского княжеств. Уметь: работать с картой «Путь "из варяг в греки"»; пользоваться толковым словарем; называть имена и годы правления киевских князей; определять значение для Руси богатырских застав; рассказывать из былин о великом князе Владимире Красное Солнышко и о русских богатырях - Илье Муромце и Добрыне Никитиче | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с.18-24 доп-но с. 154 | с. 18-24. ответы на вопро-сы РТ с.3-4 | 5.09 | |||||
3 | Крещение Руси. Ярослав Мудрый. | Знать, во что верили древние славяне; почему славянская письменность названа кириллицей. Уметь: называть имена богов и духов древних славян; объяснять важность крещения Руси в истории нашей страны; называть годы правления Владимира Мономаха; объяснять, почему князя Ярослава Владимировича прозвали Ярославом Мудрым | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | ч. 1. с.25-29 доп-но с. 155 | с. 25-29. ответы на вопросы Запом-нить имена князей | 9.09 | |||||
4 | Борьба Руси с западными завоевателями. Александр Невский. | Знать военные победы Александра Невского. Уметь: работать по карте «Невская битва»; описывать Ледовое побоище | Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с.30-33 | с.30-33. ответы на вопро-сы РТ с.6 | 12.09 | |||||
5 | Возникновение Москвы. Первые московские князья. | Знать, когда была основана Москва; в какое княжество входила Москва при Юрии Долгоруком. Уметь: называть московских князей и киевских князей; располагать на «ленте времени» периоды правления московских и киевских князей; анализировать «ленту времени» и читать по ней даты | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 1. с.34-38 доп-но с. 153 | с.34-38. ответы на вопро-сы | 16.09 | |||||
6 | Вера в единого бога и сохранение традиционной обрядовости. Первое заседание клуба. | Иметь представление о мировых религиях. Уметь отвечать на вопросы по тексту; работать со справочной литературой | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с.39-48 | С. 39-48. ответы на вопросы | 19.09 | |||||
7 | Обобщение по теме «Древние славяне». | Знать историю Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена | Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | доп-но с. 156-157 | пригот. сообщение о Долгоруком | 23.09 | |||||
Земля – планета солнечной системы (4 часа). | ||||||||||||
1 | 8. Солнечная система. П.р. №2 Озеленение школьного двора. | Знать: названия планет Солнечной системы; что Земля один оборот вокруг Солнца делает за один год. Уметь: называть космические тела; рассказывать о возникновении Солнечной системы; выполнять модель Солнечной системы; объяснять появление в календаре високосного года | Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 1. с.49-53 доп-но с. 158-159 | с. 49-53. Сообщение о планетах Солнечной системы | 26.09 | |||||
2 | 9. Вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли вокруг Солнца. Смена дня и ночи. Неравномерность распределения тепла и света на Земле. Смена сезонов на нашей планете. | Знать причины смены дня и ночи, смены времен года на Земле. Уметь: проводить простейшие опыты, делать выводы; объяснять смену времен года, смену дня и ночи на Земле | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 1. с.54-58 доп-но с. 160 | с. 54-58. ответы на вопро-сы | 30.09 | |||||
3 | 10. Общие представления о природных зонах России. П.р. №3 Работа с картой природных зон России. | Знать: понятие «природные зоны»; причины смены с севера на юг нескольких природных зон. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; объяснять условные обозначение на карте; называть природные зоны | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 1. с.59-63 доп-но с. 161-162 | с. 59-63. знать особен. природ. зон | 3.10 | |||||
4 | 11. Обобщение по теме «Земля - планета Солнечной системы». Готовимся к школьной олимпиаде. | Уметь: изображать Солнце и орбиту вращения Земли; рисовать Землю и ее ось вращения; определять время года в Северном полушарии по рисунку; по высоте Солнца над горизонтом определять время года; работать с картой «Природные зоны России»; называть природную зону, в которой мы живем | Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 1. с. 64 | 7.10 | ||||||
Путешествия по природным зонам России. (13 часов). | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||||||||||
1 | 12.Второе заседание клуба «Ледяная зона. Особенности неживой природы ледяной зоны». | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне арктических пустынь. Уметь: работать с картой «Природные зоны России»; сравнивать природные условия своей местности с природными условиями Арктики; называть характерные растения и животных для арктической зоны; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; объяснять, почему люди с давних пор осваивают Арктику; называть заповедники Арктики; рассказывать о мерах защиты и охраны природы северного края | Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 1. с.65-67 | с. 65-67. доклад об Арктике по плану в учебни-ке | 10.10 | |||||
2 | 13. Растения ледяной зоны. Животные ледяной зоны. Арктика и человек» | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с. 67-73 доп-но с. 163-165 | с. 67-73. доклад о растительном или животном мире Аркти-ки | 14.10 | ||||||
3 | 14. Тундра. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в тундре. Уметь: находить зону тундры на карте «Природные зоны России»; объяснять, почему в тундре много болот; приводить примеры животных тундры, которые отличаются способом питания; составлять цепи питания, которые сложились в Арктике; рассказывать, как растения и животные приспособились к суровым условиям тундры; сравнивать природу Арктики и тундры; показывать на карте Мурманск и другие города, расположенные в зоне тундры | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 1. с. 74-79 доп-но с. 166-167 | С. 74-79. Доклад о растительном или животном мире тундры | 17.10 | |||||
4 | 15. Тундра и деятельность людей. | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с. 80-83 доп-но с. 168 | с. 80-83. доклад о зоне лесов по плану | 21.10 | ||||||
5 | 16. Зона лесов. Экскурсия №1.Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира. | Знать о роли леса в природе и жизни людей. Иметь представление: об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в зоне лесов; как меняется характер лесов с севера на юг. Уметь: находить зону лесов на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть основные деревья тайги, смешанного леса, широколиственного леса; называть животных зоны лесов; составлять цепи питания между обитателями зоны лесов; рассказывать о заповедниках, расположенных в лесной зоне России | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | ч. 1. с.84-89 доп-но с. 169 | Доклад о растительном или животном мире лесов | 24.10 | |||||
2 четверть – 16 часов. | ||||||||||||
6 | 17. П.р. № 4. Наблюдения за погодой, растениями, животными, деятельностью человека в лесной зоне. | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 1. с. 90-94 | 7.11 | |||||||
7 | 18. Зона степей. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в степи. Уметь: находить зону степей на карте «Природные зоны России»; сравнивать зону степей и зону лесов; объяснять название промежуточной зоны «лесостепь»; называть редких животных степей, занесенных в Красную книгу; составлять цепи питания между обитателями степей; находить в Интернете материал о растениях и животных степей; рассказывать о заповедниках и охранной деятельности человека в зоне степей. | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | ч.1. с. 95-100 доп-но с. 170 | С. 95-100. Доклад о зоне степей по плану | 11.11 | |||||
8 | 19. Зона степей и деятельность людей. | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с. 101-103 доп-но с. 171-172 | Доклад о расти- тельном или животном мире степей | 14.11 | ||||||
9 | 20. Зона пустынь. Положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира. | Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в пустыне. Уметь: находить зону пустынь на карте «Природные зоны России»; пользоваться толковым словарем; называть растения и животных зоны пустынь; составлять цепи питания между обитателями зоны пустынь | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с. 104-109 доп-но с. 173-175 | с.104- 109. Доклад о зоне пустынь по плану | 18.11 | |||||
10 | 21. Зона пустынь и деятельность людей. | Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | ч. 1. с. 110-111. доп-но с. 176 | Доклад о расти- тельном или животном мире пустынь | 21.11 | ||||||
11 | 22. Третье заседание клуба. «Субтропическая зона. Природные условия субтропиков. | Знать правила поведения во время отдыха на Черноморском побережье. Иметь представление об особенностях неживой природы, растительном и животном мире, деятельности человека в субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа. Уметь: находить зону субтропиков на карте «Природные зоны России»; называть особенности неживой природы Черноморского побережья; называть растения Черноморского побережья; делить животных субтропической зоны по месту обитания (на суше, в море); составлять цепи питания между обитателями субтропической зоны; рассказывать об охранной деятельности человека на Черноморском побережье | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 1. с. 112-113 доп-но с. 177-180 | с.112- 121. Док- лад о субтропической зоне по плану. Доклад о растительном или животном мире субтропической зоны Черноморского побережья Кавказа | 25.11 | |||||
12 | 23. Растения и животный мир Черноморского побережья Кавказа. Отдых на Черноморском побережье. | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с. 114-121 доп-но с. 181 | 28.11 | |||||||
13 | 24. Обобщение по теме: П.р. №5 Выступление с докладами о растениях и животных природной зоны родного края. «Природные зоны России». Готовимся к школьной олимпиаде. | Уметь сравнивать строение корневой системы растений разных природных зон; по цепи питания устанавливать название природной зоны; определять, в каких ярусах леса живут данные растения; сравнивать особенности приспособлений к условиям жизни животных в зоне Арктики и в зоне пустынь. | Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 1. с. 122 | придум. вопро-сы по теме | 2.12 | |||||
Родной край- часть великой России. (11 часов). | ||||||||||||
1 | 25. Родной Край — часть великой России: положение на карте, состояние неживой природы, растительного и животного мира, деятельность людей. | Знать название родного края. Уметь: работать с толковым словарем; анализировать политико- административную карту России; объяснять условные обозначения; рассказывать, в каком направлении от Москвы находится родной город (поселок); показывать границы родного края | Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | ч. 1. с. 123-125 | с.123- 125. ответы на вопро-сы | 5.12 | |||||
2 | 26. Московское время. | Иметь представление о часовых поясах. Уметь: определять, в каких часовых поясах находятся данные города; работать с картой «Часовые пояса России» | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с.126-127 | с. 126- 128. сост. свои задания | 9.12 | |||||
3 | 27.Карта твоего края. П.р. №6. «Определение и нахождение различных объектов поверхности». | Уметь: работать с физической картой России и с картой родного города (поселка); определять положение родного края на карте России | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 1. с.128 | с. 128. науч. работ. с картой | 12.12 | |||||
4 | 28. Поверхность и водоемы твоего края. П. р. №7 «Путешествие по карте водоёмов твоего края». | Знать: понятия «холмистая» и «плоская» равнина; понятия «искусственные» и «естественные» водоемы; части реки (исток, устье, приток). Уметь: работать с физической картой России; сравнивать на карте изображение участка холмистой равнины и изображение участка низменности; составлять список водоемов родного края; показывать на карте части реки | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 1. с.129-131 | с. 129-131. сообщение о водоемах родного края | 16.12 | |||||
5 | 29. А что можешь сделать ты? П. р. №8. «Составление памяток по охране родного края». | Знать правила поведения, которые необходимо соблюдать во время прогулок в лес, на луг, к водоему. Уметь: соблюдать правила поведения в природе; составлять план мероприятий по охране поверхности земли родного края | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с.132 | с. 132. Ответы на вопросы | 19.12 | |||||
6 | 30. Полезные ископаемые твоего края. П.р. №9 с картой природных зон. | Знать понятия «месторождения», «бассейн», «полезные ископаемые». Уметь: работать с картой «Полезные ископаемые»; определять положение родного края на карте; указывать, какие полезные ископаемые добывают в родном крае | Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 1. с.133-135 | с. 133- 135. пригот. инф про полезн. ископ. | 23.12 | |||||
7 | 31.Растения твоего края. | Знать отрасли растениеводства. Уметь: определять положение родного края на карте «Природные зоны России»; называть растения и животных родного края; проводить наблюдения за неживой природой родного края; называть отрасли растениеводства родного края; проводить «учет» и описание растений и животных, которые обитают на школьном дворе | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с.136-137 | с.136-137. сообщение о редких растениях родного края | 23.12 | |||||
8 | 32. Отрасли животноводства твоего края и домашние животные. П.р. №10. Зимняя подкормка животных | Знать отрасли животноводства. Уметь: называть домашних животных родного края; называть отрасли животноводства родного края | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 1. с.138- | с.138- 139. Сообщение о редких животных родного края | 26.12 | |||||
3 четверть – 20 часов. | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | |||||||||||
9 | 33. Народные промыслы твоего края. Экскурсия №2. | Уметь: работать с картой «Народные промыслы»; называть народные промыслы; описывать народные промыслы родного края | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | ч. 1. с.140-143 | с.140- 143. найти инф. про промыслы | 13.01 | |||||
10 | 34. Заповедные места твоего края. | Знать понятие «заповедник». Уметь: работать с картой «Охраняемые территории»; пользоваться толковым словарем; описывать заповедные и охраняемые места родного края | Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 1. с. 144-147 | с. 144-148. пригот. сообщ. о запов. местах | 16.01 | |||||
11 | 35.Обобщение по теме «Родной край - часть великой России». Готовимся к олимпиаде. | Знать историю, достопримечательности родного края. Уметь: составлять цепи питания между обитателями родного края; описывать водоем родного края по плану; называть растения и животных родного края; рассказывать о родной школе | Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 1. с. 148 | пригот. сообщ. о своем крае | 20.01 | |||||
Человеческий организм (11 часов). | ||||||||||||
1 | 36. Письмо руководителей клуба школьникам. Человек — часть природы: зависимость жизни человека от природы и ее состояния. | Знать понятия «орган», «система органов». Иметь представление о строении и значении костной системы, мышечной системы, системы пищеварения, дыхания, кровообращения, мочевой, нервной систем. Уметь: называть основные части тела человека; рассказывать о значении каждой части тела человека | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 2. с.7-12 | С. 7-12. Ответы на вопросы | 23.01 | |||||
2 | 37. Путешествие в мир клеток. | Знать понятие «ткань». Уметь: сравнивать внешний вид ткани разных органов (нервная ткань, ткань носовой полости, жировая ткань, мышечная ткань) под микроскопом | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 2. с.12-13 доп-но с. 118-121 | С. 12-13. нарис. клетки | 27.01 | |||||
3 | 38. Самый большой орган чувств. П.р. №11. Оказание первой помощи при легких травмах. | Знать: термин «кожа»; строение кожи (эпидермис, меланин, дерма, подкожный слой). Уметь: проводить простейшие опыты; рассказывать о значении кожи для организма человека; показывать на схеме структурные части кожного покрова | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 2. с.14-16 доп-но с. 122-123 | С. 14-16. знать части кожи | 30.01 | |||||
4 | 39. Как человек двигается. П.р. №12. Наблюдения за изменением своего веса, роста, пульса в спокойном состоянии и после физической нагрузки. | Знать термины «кости», «мышцы», «скелетные мышцы», «суставы». Иметь представление: о значении мышце-сгибателе и мышце-разгибателе; о строении костей; что кости «делают» кровь. Уметь: называть части скелета (череп, позвоночник); рассказывать о назначении костей скелета человека | Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 2. с.17-20 доп-но с. 124-130 | С. 17-20. сост. правила для сохран. позвон. | 3.02 | |||||
5 | 40. Пищеварительная система. Их роль в жизнедеятельности человека. | Знать понятия «пищеварение», «пищеварительная система». Уметь: выполнять правила питания; рассказывать о процессе пищеварения; называть необходимые для роста организма питательные вещества (углеводы, белки, кальций) | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 2. с.21-24 доп-но с. 131-132 | с. 21-24. уметь описыв. проц. пищеварения | 6.02 | |||||
6 | 41. Система кровообращения Их роль в жизнедеятельности человека | Знать, что в теле человека находятся полости, занимаемые органами. Уметь: называть органы кровеносной системы; рассказывать о работе сердца; рассказывать о циркуляции крови по организму; называть состав крови (красные и белые кровяные клетки, кровяные пластинки и плазма); рассказывать о строении сердца | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 2. с.25-28 доп-но с. 133-135 | с. 25-28. уметь описыв. сист. кровообращен. | 10.02 | |||||
7 | 42. Познакомимся с дыхательной системой. Их роль в жизнедеятельности человека. | Знать, какие внутренние органы защищены грудной клеткой; понятия «диафрагма», «трахеи», «бронхи», «бронхиолы», «альвеолы», «капилляры». Уметь: проводить простейшие опыты; называть органы системы дыхания; рассказывать о путешествии воздуха в организме человека; сравнивать вдыхаемый и выдыхаемый воздух | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 2. с.29-31 доп-но с. 136-137 | с. 29-31. Сообщение на тему «Как у человека происходят вдохи выдох» | 13.02 | |||||
8 | 43. Все о вдохе и выдохе. Береги свои легкие. | Знать, что курение вредно для каждой части организма человека. Иметь представление о том, что легкие необходимы не только для дыхания, но и для того, чтобы говорить. Уметь: рассказывать о работе голосовых связок; выполнять режим дня; отказываться от вредных привычек | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 2. с.32-35 доп-но с. 138-141 | с.32-35. Сообщение на тему «Сохрани свои легкие здоровыми!» | 17.02 | |||||
9 | 44. Как почки удаляют из организма вредные вещества. Их роль в жизнедеятельности человека. | Знать строение мочевой системы. Иметь представление о роли почек. Уметь называть органы мочевой системы (мочевой пузырь, почки, мочеточники, мочеиспускательный канал, почечная артерия, почечная вена) | Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 2. с.36-37 | с.36-37. пере-сказ | 20.02 | |||||
10 | 45. Нервная система человека. Их роль в жизнедеятельности человека. П.р. №13. Составление режима дня ученика 4-го класса. | Знать: строение нервной системы; какие сведения об окружающем мире мы получаем с помощью органов чувств. Иметь представление о защитных рефлексах организма. Уметь: называть все органы чувств; рассказывать о строении нервной системы (головной мозг, спинной мозг, нервы) | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 2. с.38-40 доп-но с. 142-143 | с. 38-40. Ответы на вопросы | 24.02 | |||||
11 | 46. Обобщение по теме: «Человеческий организм». Готовимся к школьной олимпиаде. | Уметь: называть системы опорно- двигательного аппарата; называть органы пищеварения, кровообращения и дыхания; называть роль нервной системы; называть известные клетки крови | Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 2. с.41-42 | с.41-42. Ответы на вопро-сы | 27.02 | |||||
Изучаем органы чувств (8 часов). | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | |||||||||||
1 | 47. Четвертое заседание клуба «Как мы воспринимаем окружающий мир». Спроси у носа, что такое запах | Знать: органы чувств; правила ухода за органом обоняния. Иметь представление: об органе равновесия; о строении носа. Уметь: готовить сообщение об органах чувств по плану; рассказывать о значении носа; проводить простейшие опыты и наблюдения | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 2. с.43-48 | с.43-48. пере-сказ | 3.03 | |||||
2 | 48. Высуни язык и скажи: «А». | Иметь представление о строении языка. Уметь: рассказывать о значении языка; проводить простейшие опыты и наблюдения | Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 2. с.49-51 | с.49-51 придум. вопро-сы по теме | 6.03 | |||||
3 | 49. «Взгляд» на глаз. | Знать правила ухода за глазами. Иметь представление о строении глаза. Уметь: рассказывать о значении глаза; проводить простейшие опыты и наблюдения | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 2. с.52-56 | с.52-56 нарис. глаз | 10.03 | |||||
4 | 50. Ухо не только орган слуха. | Знать правила ухода за органом слуха. Иметь представление о строении уха. Уметь: рассказывать о значении органа слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 2. с.57-59 доп-но с. 144 | с. 57-59 нарис. ухо | 13.03 | |||||
5 | 51. Ухо – орган равновесия. | Знать правила ухода за органом слуха. Уметь: выполнять правила ухода за органом слуха; проводить простейшие опыты и наблюдения | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 2. с.60-61 | с. 60-61 пере-сказ | 17.03 | |||||
6 | 52. Распознавание предметов путем соприкосновения с ними. | Знать правила ухода за органом осязания. Иметь представление о строении кожи. Уметь: рассказывать о значении органа осязания; проводить простейшие опыты и наблюдения | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 2. с.62-63 | с. 62-63 пере-сказ | 20.03 | |||||
4 четверть – 16 часов. | ||||||||||||
7 | 53. Советы врача. Личная гигиена и укрепление здоровья. Значение физической культуры и физического труда для укрепления мышц. | Уметь: называть органы слуха, обоняния, осязания, вкуса, равновесия, зрения; называть части глаза, строение органов чувств | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 2. с.64-66 | с. 64-66 сост. свои советы | 31.03 | |||||
8 | 54. Обобщение по теме «Изучаем органы чувств». Готовимся к школьной олимпиаде. | Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 2. с.67-68 | отв. на вопро-сы | 3.04 | ||||||
Путешествие по странам мира (6 часов). | ||||||||||||
1 | 55. Границы России. П.р. №14 с картой России». | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека. | ч.2. с.69-79 | с. 69-79 уметь работ. с картой | 7.04 | |||||
2 | 56. Границы России. Общее представление о многообразии стран на Земле. | Знать: границы России; с какими государствами граничит Россия; понятие «государства». Уметь: работать с физической картой России; называть соседние государства и их столицы; рассказывать о соседних с Россией государствах; называть основные достопримечательности, исторические памятники соседних с Россией государств | Р. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч.2. с. 69-79 | с. 69-79 уметь работ. с картой | 10.04 | |||||
3 | 57. Соединенные штаты Америки (США). Расположение на карте, столица, главные достопримечательности. | Иметь представление о терроризме. Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники США; называть столицу и главные города США | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч.2. с.80-84 | с. 80-84 найти инф. про США | 14.04 | |||||
4 | 58. Великобритания. Расположение на карте, столица, главные достопримечательности. | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Великобритании; называть столицу и главные города Великобритании | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч.2. с.85-86 | с.85-86 найти инф. про Великобритан. | 17.04 | |||||
5 | 59. Франция. Расположение на карте, столица, главные достопримечательности. | Уметь: работать с картой; называть основные достопримечательности, исторические памятники Франции; называть столицу и главные города Франции | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). К. Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч.2. с.87-89 | с.87-89 найти инф. про Фран-цию | 21.04 | |||||
6 | 60. Обобщение по теме П.р. №15. Выступления с докладами перед учащимися 2-3 классов по истории отечества. «Путешествие по странам мира». Готовимся к школьной олимпиаде | Знать сухопутные границы России с четырнадцатью государствами. Уметь: называть с помощью карты столицы соседних с Россией государств; называть страну, которая имеет самую протяженную сухопутную границу с Россией, и страну, имеющую с ней самую короткую границу; называть государство, расположенное на одном из материков Западного полушария, с которым Россия имеет морские границы; называть одну из областей России, которая отделена от основной части России территорией другого государства; находить и показывать на карте географические объекты; находить в Интернете дополнительный материал о путешественниках и славных исследователях северных берегов Азии в XVII веке; называть столицу США и ее достопримечательности; называть столицу, ее достопримечательности и ее расположение на реке государств (Франция, Великобритания) | Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч.2. с. 90-92 | с. 90-92 отв. на вопро-сы | 24.04 | |||||
Москва как летопись России (5 часов). | ||||||||||||
1 | 61. День народного единства. П.р. №16. Посильное участие школьников в общественно полезной деятельности. | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника на Красной площади «Гражданину Минину и князю Пожарскому от благодарной России». Уметь: рассказывать об истории Москвы, возведении Кремля, о Красной площади, Спасской башне, Кремлевских курантах, о московских князьях и их победах над иноземными захватчиками; рассказывать о подвиге Минина и Пожарского | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 2. с.93-95 доп-но с. 145-147 | ч. 2. с.93-95,отв. на вопро-сы | 28.04 | |||||
2 | 62. Москва: память о войне 1812 года. | Знать: государственные праздники России; историю создания памятника «Триумфальная арка». Иметь представление о значении войны 1812 года. Уметь: рассказывать об Отечественной войне 1812 года; называть памятники, посвященные Отечественной войне 1812 года | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 2. с.96-99 доп-но с. 148-151 | с. 96-99, найти инф. по теме | 5.05 | |||||
3 | 63. Память Москвы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. | Знать, когда началась и закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать о героях Великой Отечественной войны | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 2. с.100-103. доп-но с. 154-155 | с. 100-103 найти инф. о героях | 8.05 | |||||
4 | 64. Памятники Москвы покорителям космоса. | Знать: государственные праздники России; имя первого космонавта. Уметь: рассказывать об истории освоения космоса; называть памятники, посвященные космонавтам; рассказывать о достижениях России в освоении космоса | Р. Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. | ч. 2. с.104-107. | отв. на вопро-сы с. 107 | 12.05 | |||||
5 | 65. Обобщение по теме «Москва как летопись истории России». Готовимся к школьной олимпиаде | Знать, когда началась и когда закончилась Великая Отечественная война. Уметь: рассказывать об истории создания памятника на Красной площади Минину и Пожарскому; называть памятник по его описанию; объяснять, кого можно назвать народным полководцем; рассказывать о Бородинской битве, используя иллюстрации учебника и стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»; называть имя маршала, которому в октябре 1941 года была поручена оборона Москвы; рассказывать о героях Великой Отечественной войны | Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. К. Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 2. с.108 | с. 108, найти ответы на вопро-сы | 15.05 | |||||
Мы – граждане России (3 часа). | ||||||||||||
1 | 66. Человек — член общества. Имя нашей страны - Россия или Российская Федерация. Субъект Российской Федерации, в которой живет ребенок. | Знать: все названия нашего государства (Русь, Древнерусское государство, Россия); исторические столицы России; государственные символы России. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации | Р. Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. П. Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг. К. Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ч. 2. с.109-111 доп-но с. 152-153 | выуч. гимн РФ | 19.05 | |||||
2 | 67. Основной Закон страны - Конституция России. Права и обязанности ребенка. Государственная власть в России. Президент. | Знать, что Россия объединяет 89 равноправных членов - субъектов Российской Федерации; что главой нашего государства является Президент РФ; главные задачи парламента; понятия «федерация», «республика». Уметь: подписывать адрес на конверте; называть Основной закон страны - Конституцию России; называть права и обязанности граждан России; объяснять, почему охрана природы является одной из важнейших обязанностей граждан; объяснять, почему государство заинтересовано в получении гражданами основного общего образования; называть имена депутатов, которые представляют интересы твоего региона в парламенте страны | Р. Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста. К. Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи). | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). | ч. 2. с.112-116 | с. 112-114 отв. на вопро-сы | 22.05 | |||||
3 | 68. Обобщение по теме «Мы - граждане России» или Экскурсия №3 в краеведческий музей. | Знать: исторические столицы России; государственные символы России; кто является главой нашего государства. Уметь: читать наизусть Государственный гимн России; рассказывать, что изображено на Государственном гербе России; описывать Государственный флаг Российской Федерации. Знать историческое значение и основные достопримечательности родного города (поселка), родного края. Уметь: показывать на карте; рассказывать об основных достопримечательностях родного города (поселка) | Р. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. П. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы. К. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. | Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | 26.05 29.05 |