Календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс)
Календарно-тематическое планирование
№ Кол-во часов |
Тема урока |
Дата проведения/ Примечание |
|
Язык и общение( 3 часа) |
План- Факт- |
1 |
Введение в курс 5 класса. |
сентябрь |
2 |
Р.р. Язык и человек. Общение устное и письменное. Культура речи и ее основные аспекты: Взаимосвязь языка и культуры. Формы речи (монолог, диалог). |
сентябрь |
3 |
Стили речи. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Диалог-расспрос. |
сентябрь |
|
Вспоминаем. Повторяем. Изучаем. (22часа) |
План- Факт- |
4 |
Звуки и буквы. Произношение и правописание. Звуки речи. Система гласных звуков. Система согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. |
сентябрь |
5 |
Орфограмма. |
сентябрь |
6 |
Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова. |
сентябрь |
7 |
Правописание проверяемых согласных в корне слова. |
сентябрь |
8 |
Правописание проверяемых гласных и согласных в корне слова. |
сентябрь |
9 |
Правописание непроизносимых согласных в корне слова. |
сентябрь |
10 |
Буквы и, у, а после шипящих. |
сентябрь |
11 |
Разделительные ъ и ь. |
сентябрь |
12 |
Раздельное написание предлогов с другими словами. |
сентябрь |
13 |
Р.р. Что мы знаем о тексте. Информационная переработка текста (план). |
сентябрь |
14 |
Части речи. |
сентябрь |
15 |
Глагол. |
сентябрь |
16 |
-Тся и -ться в глаголах. |
сентябрь |
17 |
Р.р. Тема текста. |
сентябрь |
18 |
Личные окончания глаголов. |
сентябрь |
19 |
Имя существительное. |
сентябрь |
20 |
Имя прилагательное. |
сентябрь |
21 |
Р.р. Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом |
октябрь |
22 |
Местоимение. |
октябрь |
23 |
Р.р. Основная мысль текста. Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи. |
октябрь |
24 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием №1 по теме: «Вспоминаем. Повторяем. Изучаем». Б.А. Макарова, Е.В. Пересветова, М.Ю. Никулина «Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС 5 класс», издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр.10 «В деревне». |
октябрь |
25 |
Анализ диктанта и работа над ошибками. |
октябрь |
|
Синтаксис. Пунктуация. Культура речи.( 32 часов) |
План- Факт- |
26 |
Синтаксис и пунктуация. |
октябрь |
27 |
Словосочетание. Разбор словосочетаний. |
октябрь |
28 |
Предложение. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, чтение). |
октябрь |
29 |
Р.р. Сжатое изложение. Информационная переработка текста (план). |
октябрь |
30 |
Виды предложений по цели высказывания. Диалог-расспрос. Анализ текста. Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение). |
октябрь |
31 |
Восклицательные предложения. |
октябрь |
32 |
Р.р. Сочинение на тему «Памятный день в школе». |
октябрь |
33 |
Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. |
октябрь |
34 |
Сказуемое. |
октябрь |
35 |
Тире между подлежащим и сказуемым. |
октябрь |
36 |
Нераспространенные и распространенные предложения. |
октябрь |
37 |
Второстепенные члены предложения. Дополнение. |
октябрь |
38 |
Определение. |
октябрь |
39 |
Обстоятельство. |
октябрь |
40 |
Повторение темы « Словосочетание и предложение». |
октябрь |
41 |
Диктант № 2 по теме «Словосочетание и предложение». Б.А. Макарова, Е.В. Пересветова, М.Ю. Никулина «Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС 5 класс», издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр.11 «В летние дни». |
октябрь |
42 |
Анализ диктанта и работа над ошибками. |
октябрь |
43 |
Предложения с однородными членами |
ноябрь |
44 |
Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. |
ноябрь |
45 |
Обобщающие слова при однородных членах. |
ноябрь |
46 |
Предложения с обращениями. Письмо. |
ноябрь |
47 |
Синтаксический разбор простого предложения. |
ноябрь |
48 |
Р.р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». |
ноябрь |
49 |
Пунктуационный разбор простого предложения. |
ноябрь |
50 |
Простые и сложные предложения. Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение). |
ноябрь |
51 |
Диктант №3 по теме «Обобщающие слова при однородных членах». Б.А. Макарова, Е.В. Пересветова, М.Ю. Никулина «Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС 5 класс», издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр.72 «Стань волшебником» |
ноябрь |
52 |
Анализ диктанта и работа над ошибками Синтаксический разбор сложного предложения. |
ноябрь |
53 |
Предложения с прямой речью. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Виды речевой деятельности (говорение, письмо, чтение). |
ноябрь |
54 |
Диалог. Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). |
ноябрь |
55 |
Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». |
ноябрь |
56 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 по теме «Запятая в сложном предложении» с грамматическим заданием. Б.А. Макарова, Е.В. Пересветова, М.Ю. Никулина «Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС 5 класс», издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 76, « Первая встреча с Андерсеном». |
декабрь |
57 |
Анализ диктанта и работа над ошибками. |
декабрь |
|
Фонетика. Орфоэпия. Графика. Орфография.( 13 часов) |
План- Факт- |
58 |
Фонетика. Языковая норма, ее функции. Гласные звуки. Основные виды норм русского литературного языка. |
декабрь |
59 |
Согласные звуки. |
декабрь |
60 |
Изменение звуков в потоке речи. Согласные твердые и мягкие. |
декабрь |
61 |
Р.р. Функционально-смысловые типы текста. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). |
декабрь |
62 |
Согласные звонкие и глухие. |
декабрь |
63 |
Графика. Алфавит. |
декабрь |
64 |
Р.р. Функционально-смысловые типы текста. Описание предмета в художественном стиле. |
декабрь |
65 |
Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. |
декабрь |
66 |
Двойная роль букв е, ё, ю, я. |
декабрь |
67 |
Орфоэпия. |
декабрь |
68 |
Фонетический разбор слов. |
декабрь |
69 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием №4 по теме «Фонетика и орфоэпия». Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 5, « Много столетий считалось.» |
декабрь |
70 |
Анализ диктанта и работа над ошибками. |
декабрь |
|
Лексика( 12 часов) |
План- Факт- |
71 |
Слово и его лексическое значение. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Выявление лексических и фразеологических единиц языка с национально-культурным компонентом значения в произведениях устного народного творчества, в художественной литературе и исторических текстах; объяснение их значения с помощью лингвистических словарей. Работа со словарной статьей. |
декабрь |
72 |
Способы выражения лексических значений слов. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. |
декабрь |
73 |
Однозначные и многозначные слова. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. |
декабрь |
74 |
Прямое и переносное значение слов. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. |
декабрь |
75 |
Омонимы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. |
декабрь |
76 |
Синонимы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. |
январь |
77 |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь |
январь |
78 |
Сочинение по картине И. Э. Грабарь. «Февральская лазурь». |
январь |
79 |
Антонимы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка. Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета. |
январь |
80 |
Р.р. Изложение. |
январь |
81 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием №5 по теме «Лексика». Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 5, «Павел Михайлович Третьяков был» |
январь |
82 |
Анализ диктанта и работа над ошибками. |
|
|
Морфемика ( 22 часа) |
План- Факт- |
83 |
Морфема - наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов. |
январь |
84 |
Окончание. |
январь |
85 |
Основа слова |
январь |
86 |
Р.р. Сочинение письмо. |
январь |
87 |
Корень слова. |
январь |
88 |
Р.р. Функционально-смысловые типы текста - рассуждение.. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. Сочинение – рассуждение. |
январь |
89 |
Суффикс. |
январь |
90 |
Приставка. |
январь |
91 |
Р.р. Информационная переработка текста (план). Изложение. |
январь |
92 |
Чередование звуков. Беглые гласные. |
январь |
93 |
Варианты морфем. |
январь |
94 |
Морфемный разбор. |
январь |
95 |
Правописание гласных и согласных в приставках. |
январь |
96 |
Буквы З и С на конце приставок. . |
февраль |
97 |
Буквы а – о в корнях –лаг- - -лож-. |
февраль |
98 |
Буквы а – о в корнях –раст, -рос-, -ращ-. |
февраль |
99 |
Буквы О – Ё после шипящих в корне. |
февраль |
100 |
Буквы И – Ы после Ц. |
февраль |
101 |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине П. П. Кончаловский. «Сирень в корзине». |
февраль |
102 |
Повторение изученого в разделе «Морфемика. Орфография». |
февраль |
103 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. №6 по теме «Морфемика. Орфография. Культура речи» Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 6, «Земля с травянистой растительностью...» |
февраль |
104 |
Анализ диктанта и работа над ошибками. |
февраль |
|
Имя существительное (21 часа) |
План- Факт- |
105 |
Имя существительное как часть речи. |
февраль |
106 |
Р.р. Доказательства в рассуждении. |
февраль |
107 |
Имена существительные одушевленные и неодушевленные. |
февраль |
108 |
Имена существительные собственные и нарицательные. |
февраль |
109 |
Род имен существительных. |
февраль |
110 |
Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа. |
февраль |
111 |
Р.р. Сжатое изложение Е. Пермяк. «Перо и чернильница». Элементы рассуждения в повествовании. |
февраль |
112 |
Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа. |
февраль |
113 |
Три склонения имен существительных. |
февраль |
114 |
Падеж имен существительных. |
февраль |
115 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. |
февраль |
116 |
Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. |
март |
117 |
Р.р. Подробное изложение с изменением лица. |
март |
118 |
Множественное число имен существительных. |
март |
119 |
Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. |
март |
120 |
Морфологический разбор имени существительного. |
март |
121 |
Повторение изученного по теме «Имя существительное». |
март |
122 |
Повторение изученного по теме «Имя существительное». |
март |
123 |
Р.р. Подготовка к сочинению по картине Г. Г. Нисского. «Февраль. Подмосковье». |
март |
124 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием №7 по теме «Имя существительное». Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 13, «Шиповник». |
март |
125 |
Анализ диктанта и работа над ошибками. |
март |
|
Имя прилагательное (14 часов) |
План- Факт- |
126 |
Имя прилагательное как часть речи. |
март |
127 |
Имя прилагательное как часть речи |
март |
128 |
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. |
март |
129 |
Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. |
март |
130 |
Р.р. Сочинение Описание животного. |
|
131 |
Описание животного. |
март |
132 |
Прилагательные полные и краткие. |
март |
133 |
Прилагательные полные и краткие |
март |
134 |
Р.р. Сочинение по картине А. Н. Комаров. «Наводнение». |
март |
135 |
Морфологический разбор имени прилагательного. |
март |
136 |
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». |
апрель |
137 |
Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». |
апрель |
138 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием №8 по теме «Имя прилагательное». Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 17, « На краю леса». |
апрель |
139 |
Анализ диктанта и работа над ошибками. |
апрель |
|
Глагол (28 часов) |
План- Факт- |
140 |
Глагол как часть речи. |
апрель |
141 |
Не с глаголами. |
апрель |
142 |
Р.р. Рассказ. Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности в зависимости от сферы и ситуации общения. |
апрель |
143 |
Неопределенная форма глагола. |
апрель |
144 |
Неопределенная форма глагола. |
апрель |
145 |
Р.р. Устное изложение. |
апрель |
146 |
Правописание -ться и –тся в глаголах. |
апрель |
147 |
Виды глагола. |
апрель |
148 |
Правописание букв е – и в корнях с чередованием. |
апрель |
149 |
Правописание букв е – и в корнях с чередованием. |
апрель |
150 |
Р.р. Редактирование текста. |
апрель |
151 |
Время глагола. Прошедшее время. |
апрель |
152 |
Настоящее время. |
апрель |
153 |
Будущее время. |
апрель |
154 |
Спряжение глаголов. |
апрель |
155 |
Определение спряжения глаголов с безударным личным окончанием. |
апрель |
156 |
Правописание безударных личных окончаний глаголов. |
май |
157 |
Р.р. Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени. |
май |
158 |
Морфологический разбор глагола. |
май |
159 |
Р.р. Сжатое изложение с изменением формы глагола. А. Ф. Савчук. « Шоколадный торт». Информационная переработка текста (план). |
май |
160 |
Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. |
май |
161 |
Употребление времен. |
май |
162 |
Р.р. Употребление времен в устных и письменных рассказах. |
май |
163 |
Сочинение- рассказ по рисунку О. Попович. « Не взяли на рыбалку». |
май |
164 |
Повторение изученного по теме «Глагол». |
май |
165 |
Повторение изученного по теме «Глагол». |
май |
166 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием. №9 по теме «Глагол» Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр. 19, « Белки». |
май |
167 |
Анализ диктанта и работа над ошибками. |
май |
|
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО.(8 часов) |
План- Факт- |
168 |
Разделы науки о языке. |
май |
169 |
Орфограммы в приставках и корнях слов. |
май |
170 |
Орфограммы в окончаниях слов. |
май |
171 |
Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. |
май |
172 |
Знаки препинания в простом и сложном предложении. |
май |
173 |
Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием №10 по теме «Повторение изученного в 5 классе» Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017, стр.25 «Девочка спрыгнула с постели..» |
май |
174 |
Анализ контрольного диктанта. |
май |
175 |
Итоговый урок. |
май |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. Список литературы для учителя.
1) Программы. Программа по русскому языку для 5-9 классов общеобразовательных учреждений под редакцией М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская – М.: Просвещение, 2012
2) Учебники: Учебник: Русский язык. 5 класс. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская – М.: Просвещение, 2015
3) Рабочие тетради:
Рабочая тетрадь по русскому для 5 класса к учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. – М. : Экзамен, 2016.
4) Поурочные разработки к учебнику: Поурочные разработки по русскому языку 5 класс к учебнику Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой. Под редакцией Н.В.Егоровой. – М: Вако,2014
Добротина И.Г Современные модели уроков русского языка в 5-9 классах. Пособие для учителя. ФГОС, 2017 г.
5)Пособия для учителя: Е.А. Влодавская, М.В. Демина, Л.М. Кулаева, Е.В. Пересветова, Н.П. Шульгина «Итоговые диктанты по русскому языку ФГОС 5-9 классы» издательство «Экзамен», Москва, 2017
6) Б.А. Макарова, Е.В. Пересветова, М.Ю. Никулина «Диктанты и изложения по русскому языку ФГОС 5 класс», издательство «Экзамен», Москва, 2017
7)м.ю. Никулина «Изложения по русскому языку 5-6 классы», «Экзамен», Москва, 2015.
5) Словари : 1. Большой орфографический словарь русского языка : более 106 000 слов / [под ред. С. Г. Бархударова, И. Ф. Протченко и Л. И. Скворцова]. - 3-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2007. - 1150 c. 2. Большой толковый словарь синонимов русской речи: Идеографическое описание 2000 синонимических рядов, 10 500 синонимов / [Л. Г. Бабенко и др.] ; под общ. ред. Л. Г. Бабенко. - М. : АСТ-ПРЕСС, печ. 2008. - 753 c. 3. Большой фразеологический словарь русского языка / [авт.-сост.: И. С. Брилёва и др.]; отв. ред. В. Н. Телия. - 4-е изд. - М.: АСТ-ПРЕСС, печ. 2009. - 782 c. 4. Даль, Владимир Иванович. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В. И. Даль; совмещ. ред. изд. В. И. Даля и И. А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л. В. Беловинский]. - М. : ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c. 5. Ожегов, Сергей Иванович. Толковый словарь русского языка : около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов ; под ред. Л. И. Скворцова. - 26-е изд., испр. и доп. - М. : Оникс [и др.], 2009. - 1359 c.
2. Список литературы для учащихся. 1. ФГОС. КИМ Русский язык. Тесты к учебникам Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Сост. Н.В.Егорова. Москва «ВАКО». 5 класс 2. ФГОС. КИМ. Литература. Тесты. Сост. Л.В. Антонова . 5 класс 3. Лингвистический тренажёр Г.А.Богданова. Тестовые задания по русскому языку. Москва. «Просвещение». 5 класс 4. ФГОС. Новый образовательный стандарт. Тематический контроль. Русский язык. Под редакцией И.П.Цыбулько. Рабочая тетрадь. 5 класс 5. Русский язык. Тесты в 2-х частях. Книгина М.П. Издательство «Лицей». 5 класс 6. Русский язык. Проверочные работы в 2-х частях. Боякова О. М. Издательство «Лицей». 5 класс 7. Коротченкова Л.В. Русский язык. Промежуточный экзамен по типу ГИА, ЕГЭ. Издательство «Лицей». 5 класс 3. Печатные пособия. таблицы
4. Информативно-коммуникативные средства. CD-ROM. Русский язык. 5 класс. Интерактивные плакаты, задания, тесты, карточки с заданиями по УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. ФГОС, 2017 г. Володченкова Е.А., Михалева С.В., Третьякова А.А
CD-ROM. Русский язык. 5 класс. Рабочая программа и технологические карты уроков по учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой. ФГОС, 2017 г. 5. Интернет-ресурсы. http://fcior.edu.ru/ - федеральный портал школьных цифровых образовательных ресурсов. http://www.school-collection.edu.ru/ - цифровые образовательные ресурсы для общеобразовательной школы. http://www.russianculture.ru/ - портал, посвящённый российской культуре. http://www.alleng.ru/edu/inform.htm - Энциклопедии, словари, справочники. http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.mon.gov.ru/ - МО РФ http://www.ug.ru – Учительская газета http://www.standart.edu.ru - Новый стандарт общего образования http://school-collection.edu.ru/ - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://www.apkpro.ru/ http://www.edu.ru/ - каталог образовательных Интернет-ресурсов http://www.humanities.edu.ru - портал социально - гуманитарное образование http://www.rsl.ru/ - Российская государственная библиотека http://www.newseducation.ru - Большая перемена - информационно – просветительское издание МО http://www.academic.ru – словари и энциклопедии http://ege.edu.ru/ - Портал поддержки ЕГЭ http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ http://fcior.edu.ru/ http://school-collection.edu.ru/ . http://www.ihtik.lib ru/encycl/index.html — Энциклопедии, словари, справочники. Грамматика русского языка – ресурс, содержащий электронную версию Академической грамматики русского языка, составленной Академией наук СССР (Институт русского языка) - http://rusgram.narod.ru Грамота.ру - справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» - http://www.gramota.ru Крылатые слова и выражения – ресурс, посвящённый крылатым словам и выражениям русского языка -http://slova.ndo.ru Национальный корпус русского языка – информационно-справочная система, содержащая миллионы текстов на русском языке - http://www.ruscorpora.ru Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы -http://www.lrc-lib.ru Русский язык - ресурс для лингвистов, филологов, семиологов, учителей русского языка и литературы -http://teneta.rinet.ru/rus/rj_ogl.htm Русский язык с Денисом Яцутко. Материалы по русскому языку - http://www.rusjaz.da.ru Русский язык: говорим и пишем правильно - ресурс о культуре письменной и устной речи -http://www.gramma.ru Русское письмо – ресурс, посвящённый происхождению и развитию русской письменности -http://character.webzone.ru Сайт Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина - http://pushkin.edu.ru Сайт Института русского языка имени В.В. Виноградова – (ИРЯ РАН) - http://www.ruslang.ru Сайт Российского общества преподавателей русского языка и литературы (РОПРЯЛ)-http://www.ropryal.ru Словари.Ру - ресурс, содержащий обширную коллекцию онлайновых словарей русского языка -http://www.slovari.ru Словарь смыслов русского языка – справочное онлайн издание по русскому языку -http://www.slovo.zovu.ru Центр развития русского языка - ресурс некоммерческой организации «Центр развития русского языка», деятельность которой направлена на поддержку и распространение русского языка и культуры как в России, так за ее пределами - http://www.ruscenter.ru
6. Технические средства обучения. 1. Ноутбук. 2. проектор. 3. Интерактивная доска
|
Диктант №1
Лес осенью.
По теме: «Раздельное написание предлогов с другими словами».
Хорош лес осенью. Еще тепло, но уже вьется в воздухе тонкая паутина. Слышатся птичьи голоса.
Земля еще пьет росу, деревья ловят свет и тепло, но скоро стужа и снег станут хозяйничать в лесу. Листья съежатся и опадут.
Заблестит серебро на сучьях. Вьюга заметет тропинки. Так будет всю зиму, пока весеннее солнце не объявит о приходе весны.
Медленно съедут по склонам оврагов глыбы серого снега. Пробьются подснежники, зажурчат ручьи. Придет весна.
( 70 слов)
Диктант №2
По теме: « О-Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных и прилагательных
Настоящую песню скворца надо слушать рано утром, когда первый розовый свет зари окрасит деревья и вместе с ними скворечники. Чуть немного согрелся воздух, а скворцы уже расселись на высоких ветках и начали свой концерт. Я не знаю, право, есть ли у скворца свои собственные мотивы. Однако вы наслушаетесь в его песне чего угодно чужого. Кусочки соловьиных трелей и резкое мяуканье иволги, сладкий голосок малиновки и ласковое лепетание пеночки слышится в песне скворца. И вдруг среди этих мелодий раздаются такие звуки, что не удержишься и рассмеешься. Закудахчет на дереве курица, зашипит нож точильщика, заскрипит дверь. А после этого музыкального отступления скворец без передышки продолжает свою веселую песенку.
( По А. Куприну)
( 106 слов)
Диктант №3
Стань волшебником.
По теме: «Обобщающие слова при однородных членах»
С ранней весны и до поздней осени дарит лес человеку свои богатства. А зимой он сам нуждается в помощи. И почему бы не стать волшебником, не помочь ему.
Кто не любит лыжные прогулки в зимний, заснеженный лес! Лыжня, как ниточка волшебного клубка, поможет раскрыть некоторые лесные тайны, покажет, кому нужна помощь.
Недавняя оттепель согнула до самой земли молодую березку. Не один лыжник, видно, пригнулся перед этой неожиданной аркой, проскочил и помчался дальше. А ведь дотронулся бы слегка до тонкого стволика и высвободил красавицу из тяжкого снежного плена.
Лыжня выскочила на лесную полянку, устремилась к елке, которая росла посреди нее. Здесь уже побывали те, кто решил стать волшебником. На деревне развешаны гроздья рябины, маленькие кусочки сала, несколько небольших кормушек.
(По Т. Горовой)
(119 слов)
Задание:
Подчеркните однородные члены предложения, обозначьте опознавательные признаки разделительной запятой между ними.
Диктант №4
Первая встреча с Андерсеном.
По теме «Запятая в сложном предложении.
Мне было семь лет, когда в новогоднюю ночь я получил подарок от мамы- сказки Андерсена.
Я сел под елку и раскрыл книгу. В ней было много картинок. Там сверкали огнем стены ледяных дворцов, дикие лебеди летали над морем, оловянные солдатики стояли на часах на одной ноге, прижимая к ней длинные ружья.
Удивительная человеческая доброта исходила со страниц этой книги с золотым обрезом.
От усталости и жара свечей я я задремал и сквозь дремоту увидел Андерсена.
Он рассматривал меня, потом достал из кармана душистый платок, встряхнул им, и из платка выпала белая роза. Сразу же вся комната наполнилась серебряным светом и непонятным медленным звоном. Это звенели лепестки розы, которые ударились о пол.
С тех пор мое представление об Андерсене всегда было связано этим приятным сном.
(По К. Паустовскому)
(125 слов)
Задание:
Подчеркните грамматические основы предложения.
Диктант №5
***
По теме «Фонетика и орфоэпия»
Много столетий считалось, что вылечиться от укуса тарантула можно только музыкой. Врач являлся к больному с музыкантами. Звучал быстрый веселый мотив. Больной вставал с постели и танцевал. Считалось, что яд тарантула выделяется с потом. Поэтому чем быстрее и дольше танцевал больной, тем успешнее шло выздоровление. Составлялся даже список музыкальных произведений. Но подходящих мелодий было все-таки мало, и стали сочинять специальные для излечения тарантизма. Они так и назывались - «тарантелла». Это были быстрые, веселые мотивы, под которые хорошо танцевалось. Они полюбились людям, и музыканты стали их исполнять не только у постели больных, но и на свадьбах, имянинах, разных праздниках. Так родился веселый итальянский танец «тарантелла».
(По Ю. Дмитриеву)
(105 слов)
Задание:
1. Что же общего у ядовитого паука тарантула и веселого танца тарантелла?
2. Выполнить фонетический разбор слов мотив, яд, являлся.
Диктант №6
***
По теме «Лексика».
Павел Михайлович Третьяков был известным русским фабрикантом, богатым купцом, а также истинным другом художников. Он употреблял свое состояние на приобретение картин русских живописцев. Третьяков покупал их у знаменитых и молодых мастеров, если видел в них талант и преданность искусству. Тихо, без лишних слов делал Третьяков великое дело. А когда собрал большую коллекцию, создал галерею, то передал ее в дар Москве.
Когда П.М. Третьякова не стало, его лом превратился в музей, а фасад галереи потребовалось перестроить. Проект было предложено разработать Виктору Михайловичу Васнецову.
В.М. Васнецов создал чудесный терем. Красный, белый, с резными каменными украшениями, с золотым кружевом под крышей. Высоко над входом, в фигурном кокошнике, черный барельеф – древний герб Москвы: Георгий Победоносец, побеждающий змея.
(По Л. Кудрявцевой)
(113 слов)
Задание:
1. Найдите в синоним слова художник.
2. Являются ли слова молодой и знаменитый антонимами?
3. Составьте словосочетание со словом молодой , иллюстрируя разные значения этого слова.
Диктант №7
***
По теме «Морфемика. Орфография. Культура речи».
Земли с травянистой растительностью называются лугом. Самые ценные луга располагаются в поймах рек. Ежегодно весной во время половодья поймы заливаются водой. Вода спадает, и луговые растения по влажной земле растут быстро. Под ярким солнцем луга зеленеют и покрываются густым ковром душистых трав.
Много интересного можно увидеть на лугу! Вот сидит на травинке небольшой жук, прыгнул и скрылся в траве кузнечик. В танце пролетели бабочки. Гудит домовитый шмель.
В лугах расположились перепела куропатки, гнездится редкая птица дрофа. В некоторых местах обитают журавли. Здесь можно встретить зайца, потому что он очень любит бобовые растения. В густой луговой траве живут кроты, мыши, лягушки.
Луга используют как сенокосы и пастбища. На них косят траву, заготавливают сено. Коровы, лошади, овцы с аппетитом поедают луговые растения.
(Из энциклопедии)
(120 слов)
Задание:
1. 1-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне –раст-,-рост-. Графически объясните выбор гласной.
2. 2-й вариант: выпишите слова с чередованием гласных в корне –лаг-,-лож-. Графически объясните выбор гласной.
3. 1-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем-вод-, разберите их по составу.
4. .2-й вариант: выпишите однокоренные слова с корнем-луг-, разберите их по составу.
Диктант №8
Шиповник.
По теме «Имя существительное».
Колючие шипы дикой розы встретишь под Москвой и в Сибири, в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Шиповник – лесное растение. Аромат цветков как у розочки. Плоды- красные ягоды с толстой кожицей.
Шиповник бывает разных видов. Самый красивый растет на острове Сахалине. Его листья кажутся бархатистыми, так как они все в мелких морщинках. Плоды такие крупные, что их зовут сахалинскими яблоками. Морщинистый шиповник селится у самой кромки морского берега. Плоды падают в воду, плывут мимо пляжей и скал. Прибой похватывает их и разбивает о камни. Семена высыпаются. Волны перетирают их с песком. Кожура становится тоньше. Семена быстро прорастают. И на пляже появляются новые кусты шиповника.
В Средней Азии высоко в горах растут шиповники с белыми и золотистыми цветками. У всех шиповников мощные корневища, крепкие, как железные прутья. Они хорошо укрепляют почву. Даже сильные ливни не смывают почву с гор, где растет шиповник.
(А. Смирнов)
(142 слова)
Задание:
1. Выпишите сначала собственные существительные с безударными окончаниями, потом – нарицательные существительные. Определите склонение и падеж этих существительных.
2. В словах с чередованием гласных в корне подчеркните условие выбора написания.
Контрольный диктант №9
На краю леса.
По теме «Имя прилагательное».
Вышла на край леса старая лосиха с длинноногим лосенком и задремала на теплом весеннем солнышке. А маленький лосенок учится бегать. Спотыкаются о высокие кочки его длинные ноги.
Ласково пригревает в редком лесу весеннее солнышко. Уже надулись на деревьях душистые клейкипочки. Из березовой ветки прозрачными каплями сочится сладкий сок.
Весенние лужи отражают высокое небо и кажутся синими. Золотистыми пуховками распустились кустики ивы. Под деревьями зеленеют обросшие брусничником кочки.
Хорош запах весеннего леса!
Задремала старая лосиха, но чутко слышит она каждый шорох, каждый тревожный звук. Беззаботно резвится маленький лосенок. Знает он, что не даст его в обиду чуткая и сильная мать.
(По И. Соколову-Микитову)
(103 слова)
Задание:
1. Выпишите словосочетания с прилагательными весенний, определите род, число и падеж этого прилагательного в каждом словосочетании.
2. Произведите синтаксический разбор восклицательного предложения.
Контрольный диктант №10.
Белки.
По теме «Глагол».
Идешь по лесной тропинке, Любуешься деревьями. Вдруг увидишь легкого и проворного зверька с пышным хвостом или услышишь легкий цокающий звук. Это резвые белки бесстрашно перепрыгивают с ветки на ветку.
Зверьки эти живут в лесах. Здесь для них есть корм: шишки, орехи, желуди, ягоды. Зимой белки не спят, ведут подвижный образ жизни. Летом они запасают на зиму корм. В беличьем меню есть даже сушеные грибы. Сушат их белки сами. Шляпки нанизывают на острые сухие сучки или вешают на веточки. Выбирают спелые орехи. Все это белки прячут во мху или в дуплах, а зимой безошибочно находят.
Беличий склад может содержать несколько килограммов вкусной еды. Если вы найдете его, то не спешите им воспользоваться. Ведь белки останутся в зимнюю стужу без кормов.
(Из энциклопедии)
(120 слов)
Задание:
1. Определите спряжение глаголов. Укажите глаголы- исключения.
2. Найдите глагол с чередованием гласных в корне. Подберите к нему однокоренное слово.
3. Подчеркните синонимы к слову белка.
Итоговый контрольный диктант №11.
***
По теме «Повторение изученного в 5 классе».
Девочка спрыгнула с постели. Домик не двигался. Солнце жарко светило в окно. Элли подбежала к двери, распахнула ее и вскрикнула от удивления .
Ураган занес домик в страну необычайной красоты. Вокруг расстилался зеленый лес, по краям росли деревья со спелыми плодами. На полях виднелись клумбы розовых, белых, голубых цветов. В воздухе порхали крошечные птички, разноцветные бабочки.
На ветвях деревьев сидели красногрудые и золотисто-зеленые попугаи и кричали странными голосами. Невдалеке журчал прозрачный поток, в воде резвились серебристые рыбки.
Вдали виднелась целая толпа маленьких мужчин и женщин. Они стояли, перешептывались переглядывались. Эти робкие люди приветливо улыбнулись девочке.
(По А. Волкову)
(96 слов)
Задание (на выбор учащихся):
1. Определите тему и основную мысль текста, найдите в нем ключевые слова:
-с помощью каких языковых средств предложения связаны друг с другом?
- помощью каких языковых средств (лексических, грамматических) предложения соединяются в единое целое-текст?
-какую роль в тексте играют слова с переносным значением? Назовите их.
2. Произведите разные виды разбора (фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический);
- составьте схемы сложного предложения с однородными членами;
-графически объясните орфограммы.