Календарно-тематический план по русскому языку, 6 класс
календарно-тематическое планирование
по русскому языку 6 класс 204 часа ( 6 часов в неделю )
№ п/п |
Тема урока |
Количество часов |
Тип урока |
Элементы содержания |
Требования к уровню подготовки учащихся |
Вид контроля |
Домашнее задание |
Дата проведения |
|
Русский язык - один из развитых языков мира. |
|||||||||
1 |
Русский язык – один из развитых языков мира |
1 |
Вводный урок |
Русский язык как развивающееся явление. Лексические и фразеологические новации последних лет. Необходимость бережного и сознательного отношения к русскому языку как к национальной ценности. Контроль знаний (нулевой срез) |
Знать содержание и структуру учебного пособия, основные средства художественной изобразительности; уметь находить их в тексте. Различать понятия развитый и развитой; что язык является важнейшим средством человеческого общения. Уметь составлять план лекции учителя. |
Беседа, работа с учебником |
Упражнение 3, упр.2 подготовиться писать под диктовку |
||
Повторение изученного в 5 классе (15часов) |
|||||||||
2 |
Фонетика, орфоэпия, графика. Фонетический разбор слова. |
1 |
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков |
Актуализация и восстановление знаний, умений и навыков, полученных в 5 классе; понятия орфограмма, нормы литературного языка, звуковой строй языка; порядок фонетического разбора |
Знать основные орфограммы, изученные в 5 классе, понятие нормы русского языка; предмет изучения фонетики, орфоэпии. Уметь применять алгоритмы алгоритмы выбора верного написания; работать с таблицами и схемами; производить фонетический разбор слова. |
Диалог, тренировочные упражнения, выборочный диктант |
*1(контрольные вопросы); упр.8 |
||
3 |
Морфемы в слове. Морфемный разбор слова. |
1 |
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков |
Актуализация и восстановление знаний, умений и навыков, полученных в 5 классе |
Знать основные понятия темы. Уметь производить морфемный разбор слова; определять основную мысль текста, давать развернутые ответы на вопросы. |
Практикум, вопросы учителя, тест. |
Упр. 13(списать, подчеркнуть известные орфограммы-буквы) |
||
4 |
Орфограммы в приставках и в корнях слов. |
1 |
Урок повторения и обобщения знаний, умений и навыков |
Актуализация и восстановление знаний, умений и навыков, полученных в 5 классе |
Знать основные понятия темы. Уметь производить морфемный разбор слова; классифицировать орфограммы и применять алгоритмы выбора верного написания. |
Задания в печатной тетради, работа с учебником, тренировочные упражнения |
Упр.16(распределить слова по группам в соответствии с орфограммами, графически обозначить вставленные орфограммы) |
||
5 |
Части речи. Морфологический разбор слова. |
1 |
Урок повторения и обобщения ЗУН |
Актуализация и восстановление ЗУН, полученных в 5 классе; порядок морфологического разбора |
Знать основные понятия темы. Уметь производить морфемный разбор слова;определять принадлежность слов к различным частям речи по морфологическим признакам. |
Контрольные вопросы (с.9), работа с учебником, распределительный диктант |
*3 Контрольные вопросы (с.9) Упр. 20 |
||
6 |
Орфограмма в окончаниях |
1 |
Урок повторения и обобщения ЗУН |
Условия выбора орфограммы в окончаниях ИС, Г, ИП. |
Знать условия выбора орфограммы. Уметь выбирать орфограмму в зависимости от склонения и спряжения слова; определять тип и стиль речи, находить изобразительно-выразительные средства |
Вопросы учителя, работа с текстом учебника, практикум |
|||
7 |
Сочинение на тему «Памятный день летних каникул» (упр.25) |
1 |
Урок развития речи |
Анализ предложенной темы, выбор формы написания, знакомство с памяткой «как с совершенствовать написанное» (с.234) |
Уметь определять тип и стиль сочинения; знать об особенностях и стилевом своеобразии разговорной речи(рассказа); владеть навыками анализа композиционно-жанровых особенностях рассказа |
Беседа по вопросам учителя, творческая работа |
|
||
8 |
Словосочетание |
1 |
Урок повторения и обобщения ЗУН |
Отличие словосочетаний от слова и предложения. Виды словосочетаний |
Знать, как называются члены словосочетания; уметь отличать словосочетание от слова и предложения; самостоятельно составлять словосочетания по указанным схемам. |
Работа с текстом. Практикум |
*5. Упр. 27, 16 |
||
9 |
Простое предложение. Знаки препинания в конце и внутри простого предложения. |
1 |
Урок повторения и обобщения ЗУН |
Виды простых предложений. Синтаксис и пунктуация простых предложений. |
Знать виды пунктуации в простых предложениях; термины пунктограмма, грамматическая основа. Уметь характеризовать предложение по цели высказывания, по эмоциональной окраске, пунктационно верно оформлять на письме. |
Задания в печатной тетради, тренинг, упражнение |
*6(контрольные вопросы, с.13) Упр.33 |
||
10 |
Сложное предложение. Знаки препинания в сложном предложении |
1 |
Урок повторения и обобщения ЗУН |
Проверка знаний, умений и навыков по пройденному материалу. |
Знать , что общего и чем различаются простые и сложные предложения, способы связи простых предложений в составе сложного. Уметь выделять грамматические основы; различать простое предложение с однородными членами, соединенными союзом и, и сложное предложение, части которого соединены также союзом и; пунктуационно верно оформлять на письме изученные конструкции предложений |
Тренинг, упражнения, графический диктант |
*7(контрольные вопросы, с.15); упр.36 |
||
11 |
Синтаксический и пунктуационный разбор предложения |
1 |
Урок повторения и обобщения ЗУН |
Анализ и устранение ошибок, допущенных в контрольной работе с целью ликвидации пробелов в знаниях. |
Знать , что общего и чем различаются простые и сложные предложения, способы связи простых предложений в составе сложного. |
Беседа, тренинг, упражнения |
*8 упр.39 |
||
12 |
Прямая речь. Диалог |
1 |
Урок повторения и обобщения ЗУН |
Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью |
Знать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге; глаголы, вводящие прямую речь Уметь определять границы прямой речи и слов автора; строить предложения с прямой речью по указанным схемам; превращать предложения с прямой речью в диалог и наоборот, ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью и диалогах |
Работа с учебником, тренировочные упражнения |
*9. Упр. 41 |
||
13 |
Текст |
1 |
Урок развития речи |
Типы текста: повествование, описание, рассуждение. План выражения и план содержания |
Знать определение текста; смысловые типы текстов. Уметь составлять текст из указанных предложений |
Работа с текстом , беседа |
*10, упр.49 |
||
14 |
Стили речи. Официально-деловой стиль. |
1 |
Урок развития речи |
Признаки стилей. Жанры, характерные для различных стилей |
Знать понятие официально-деловой стиль; стилевые черты, сферу употребления. Уметь определять особенности данного стиля; отличать официально-деловой стиль от других стилей речи; составлять и оформлять деловые бумаги. |
Работа с текстом , беседа |
*10, упр.51 |
||
15 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
1 |
Урок контроля |
Орфографические и пунктуационные навыки на уровне образовательных стандартов |
Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности. |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Повторить словарные слова. |
||
16 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
Урок работы над ошибками. |
Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. |
Знать орфограммы и пунктограммы в рамках изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Работа над ошибками, словарный диктант. |
Упр.48 |
||
Лексика и фразеология. Культура речи. (17 часов) |
|||||||||
17 |
Повторение изученного по лексике в 5 классе. |
1 |
Урок повторения и обобщения ЗУН |
Лексикология как раздел науки о языке. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначные и однозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Омонимы. Синонимы. Антонимы. |
Знать основные лексические понятия, лексического и грамматического значения слова. Уметь определять значение многозначного слова, отличать омонимы от многозначных слов; уметь составить словарную статью, сравнивать статьи в толковом словаре. |
Терминологический диктант, анализ фрагментов художественных текстов |
*12. Упр. 57. |
||
18 |
Лексикография .Словари. |
1 |
Урок сообщения новых знаний. |
Предмет изучения лексикографии. Структура словарной статьи. Классификация словарей. Словари энциклопедические, толковые, этимологические, орфографические, иностранных слов, крылатых слов и выражений, синонимов, антонимов, словообразовательные |
Знать , что изучает лексикография Уметь пользоваться словарями |
Работа с о словарями, практикум |
Упр.58 |
||
19 |
Сочинение по картине А.М.Герасимова «После дождя» |
1 |
Урок развития речи |
Рассматривание репродукции, собирание материалов к сочинению, составление плана. |
Знать композиционно-жанровое своеобразие и особенности текста-описания(сочинения-описания) Уметь определять тему, основную мысль текста, создавать текст на заданную тему, используя различные лексические средства связи, в частности описательные обороты к ключевым словам в тексте. |
Творческая работа |
Упр. 75 |
||
20 |
Общеупотребительные слова. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Сфера употребления лексики. Общеупотребительные слова. |
Знать , что такое общеупотребительные слова. Уметь находить общеупотребительные и необщеупотребительные слова слова, объяснять их значение и уместность употребления. |
Работа с текстом, беседа |
*14; упр.65 |
||
21 |
Профессионализмы. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Профессиональные слова. Сфера употребления профессиональных слов. Лексика ограниченного употребления |
Знать определение профессиональных слов, их сферу употребления. Уметь находить профессиональные слова в тексте, в «Толковом словаре», составлять с ними распространенные предложения |
Осложненное списывание, работа с учебником, беседа, тренинг |
*15; упр.69 |
||
22 |
Диалектизмы. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Диалектизмы. Нормы употребления диалектной лексики. Сфера употребления диалектной и общеупотребительной лексики в обиходной речи, в художественном произведении |
Знать понятия диалект, диалектная речь; знать, что диалектизмы часто употребляются в текстах художественной литературы. Уметь находить диалектизмы в тексте, в «Толковом словаре», составлять с ними предложения |
Работа с учебником, беседа, тренинг |
*16; упр. 75(2-3 предложениями ответить на вопрос, что заинтересовало В.И.Даля в речи ямщика) |
||
23-24 |
Сжатое изложение по тексту М.Булатова и В.Порудоминского (упр.75) |
2 |
Урок развития речи |
План как вид информационной переработки текста, подробное изложение текста. |
Уметь составлять план, определять тип и стиль теста, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, сжато его излагать. |
Творческая работа |
Повторить словарные слова |
||
25 |
Жаргонизмы |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Причина возникновения и устаревания жаргонизмов в русском языке и ограниченность их употребления. Способы образования и употребления эмоционально окрашенных слов. Употреблениеэмоционально окрашенных слов в художественной литературе. |
Знать причины возникновения и устаревания жаргонизмов; определение жаргонизмов, сферу их употребления. Уметь находить жаргонизмы и эмоционально окрашенные слова в текстах, определять их роль и значение |
Работа с текстом , беседа, тренинг |
*17,18; упр. 83(устно), 81(письменно) |
||
26 |
Устаревшие слова. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Два типа устаревших слов: архаизмы и историзмы. Причины выхода слов из общего употребления |
Знать понятия историзмы, архаизмы; отличие историзмов от архаизмов. Уметь пользоваться словарем устаревших слов , правильно использовать их в речи, понимать значение и роль в текстах. |
Работа с текстом, тренинг |
*19; упр.86 |
||
27 |
Неологизмы |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Неологизмы. Причины появления новых слов в языке |
Знать понятие неологизмы; пути пополнения словарного состава русского языка Уметь находить неологизмы в текстах упражнений;объяснять ЛЗ слов. |
Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарем» |
*20; упр.89 |
||
28 |
Исконно русские и заимствованные слова |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Источники пополнения лексики. Исконно русские и заимствованные слова. Основные причины заимствования новых слов. Основные языки -источники лексических заимствований в русском языке. Оценка речи с точки зрения целесообразности и уместности использования иноязычных слов |
Знать определение заимствованных и исконно русских слов; основные причины заимствования новых слов, способы заимствования, признаки и источники заимствования. Уметь оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности |
Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарем», «Словарем иностранных слов» |
*21; упр.95 |
||
29 |
Фразеологизмы. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Фразеологизм-устойчивое словосочетание, близость фразеологизма к слову; его роль в художественной речи. Проихождение фразеологизмов. Историческая справка. |
Знать определение фразеологизма. Знать, что фразеологизм может быть синонимом слова. Уметь находить фразеологизмы в «Толковом словаре», «Словаре фразеологизмов»; заменять слова синонимичными им фразеологизмами; использовать фразеологизмы в речи. |
Работа с текстами, тренинг, работа с «Толковым словарем», «Фразеологическим словарем» |
*22,23; упр.101,102 |
||
30 |
Повторение и обобщение изученного в разделе «Лексика» |
1 |
Урок повторения и обобщения |
Систематизация знаний по теме: «Лексика».Подготовка к контрольному диктанту. |
Знать основные лексические понятия; уметь пользоваться словарями |
Практикум, работа со словарями , диктант (упр.105) |
Контрольные вопросы на с.50; упр.107 |
||
31 |
Тест по теме «Лексика» |
1 |
Урок контроля |
Систематизация знаний по теме: «Лексика». Тематически |
Знать основные лексические понятия, владеть навыками самоконтроля и самостоятельной работы |
Тест |
Упр.106 |
||
32 |
Контрольный диктант по теме «Лексика» |
1 |
Урок контроля |
Орфографические и пунктуационные навыки образовательных стандартов |
Владеть орфографическими и пунктуационными навыками образовательных стандартов . Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты чвоей деятельности |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
|||
33 |
Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. |
1 |
Урок работы над ошибками. |
Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. |
Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Работа над ошибками. Словарный диктант. |
*1-12 (повторить) |
||
Словообразование. Орфография. (23 часа) |
|||||||||
34 35 36 |
Повторение изученного в 5 классе по теме «Морфемика». Словообразование и орфография |
3 |
Урок повторения и обобщения |
Структура слова, значение и правописание морфем |
Знать понятие морфема, способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий; различать нулевое окончание; знать о ЛЗ корня и закрепленности его в корне; иметь представление о корневой омонимии, паронимах(без определения) |
Диктант «Проверяю себя» |
*24; упр.114, 119 |
||
37 |
Сочинение- описание интерьера |
1 |
Урок развития речи |
Особенности описания интерьера |
Знать понятие интерьер; знать об описании как смысловом типе текста; структуру описания помещения. Уметь описывать и различать описание в художественном и официально-деловом стилях; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. |
Работа с текстами, тренинг, беседа |
*25; упр.122 |
||
38-39 |
Основные способы образования слов в русском языке. |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Основные способы образования слов в русском языке. Образование слов с помощью морфем (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, бессуфиксный). Сложение как способ словообразования. Виды сложения. Переход из одной части речи в другую как один из способов образования слов. Сращение сочетания слов в одно слово. Словообразовательные словари |
Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова. Уметь пользоваться словообразовательными словарями, группировать слова с одинаковой структурой, определять способ и средства словообразования |
Выборочный диктант, анализ текстов. Восстановить пропущенные части словообразовательной цепочки, сопоставительный анализ паронимов |
*26 Упр. 126,129 |
||
40 |
Этимология слова |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Предмет науки этимологии; знакомство с этимологическим словарем. |
Знать какие сведения сообщаются в словарной статье этимологического словаря.- Уметь пользоваться этимологическим словарем, подготовить устное выступление на предложенные темы |
Работа с «Толковым словарем», «Этимологическим словарем», тренинг, беседа по вопросам учителя. |
*27 Упр.131 |
||
41 |
Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. |
1 |
Урок развития речи |
Особенности описания помещения. Сложный план |
Знать об описании как смысловом типе текста; понятия простой и сложный план, отличия планов. Уметь составлять сложный план, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст, используя составленный план. |
Беседа по вопросам, составление плана, выборочный пересказ |
*28 упр.136 |
||
42 |
Буквы О и А в корне – кос---кас- |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Правописание чередующихся гласных в корне. Условия выбора буквы О-А в корнях КОС-КАС |
Знать условия выбора букв О-А в корнях КОС-КАС, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать |
Упражнения, выборочный диктант, работа с учебником |
*29 Упр.139 |
||
43 |
Буквы О и А в корне – гор- - гар-, -зор—зар-. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Правописание чередующихся гласных в корне. Условия выбора буквы О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР |
Знать условия выбора букв О-А в корнях ГОР-ГАР, ЗОР-ЗАР, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать |
Объяснительный диктант |
*30; упр. 150. |
||
44 |
Буквы И и Ы после приставок |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Условия выбора буквы И и Ы после приставок на согласные |
Знать условия выбора букв И и Ы после приставок на согласные. Уметь применять правило на практике |
Словарный диктант |
*31 Упр. 153. |
||
45 46 |
Гласные в приставках пре- и при- |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Зависимость написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от их значения. Определение значения приставки ПРИ- (приближение, присоединение, добавление к чему-либо, нахождение вблизи чего-либо, неполное действие) и приставки ПРЕ-(«очень», «пере-»), правильное написание приставок |
Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно определять значение приставок и в зависимости от значения выбирать приставку |
Тест, выборочный диктант. Тренировочные упражнения |
* 32 Упр. 155,156. Списать, обозначить орфограмму Упр. 159, 161, 164. Подготовить связный рассказ о правописании ПРЕ- и ПРИ- |
||
47 |
Трудные случаи написания приставок пре- и при- |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Трудные случаи написания приставок пре- и при-. Работа с орфографическим словарем. |
Знать, что выбор приставок зависит от ЛЗ приставки. Уметь различать приставки пре- и при- в соответствии с ЛЗ; в трудных случаях обращаться к словарям |
Тренировочные упражнения, выборочный диктант |
*32; упр. 165 |
||
48 |
Соединительные О и Е в сложных словах. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Способы образования новых слов. Образование сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Выбор соединительной гласной О и Е в сложных словах |
Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Уметь правильно выбирать соединительную гласную О и Е в сложных словах |
Тренировочные упражнения, выборочный и объяснительный диктанты. |
*33; упр.168,169 |
||
49 |
Сложносокращенные слова |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Виды сложносокращенных слов по способу их образования. Определение лексического значения сложносокращенных слов, употребление их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени |
Знать понятие аббревиатуры, уметь их читать, определять род сложносокращенных слов, виды сложносокращенных слов по способу их образования. Уметь определять лексическое значение сложносокращенных слов;употреблять их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени |
Тренинг, упражнения |
*34 Упр. 175,176. |
||
50 |
Морфемный и словообразовательный разбор слова. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
План словообразовательного и морфемного разбора |
Знать планы разбора.различия словообразовательного разбора и разбора слова по составу, уметь производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу |
Упражнения, графический диктант, практикум |
*35 182. Указать способ образования слов |
||
51 52 |
Повторение изученного по теме «Словообразование и орфография» |
2 |
Урок повторения и обобщения |
Систематизация и промежуточный контроль знаний по теме«Словообразование и орфография. Подготовка к контрольному диктанту. |
Знать основные понятия раздела, уметь пользоваться словарями, выполнять морфемный словообразовательный разбор слов. |
Практикум, работа со словарями, диктант упр.163, словарный диктант, контрольные вопросы. |
*24-35;упр.191 |
||
53 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Словообразование» |
1 |
Урок контроля |
Текст. Тема. Основная мысль. Тип. Стиль. Способы словообразования. Члены предложения. Части речи. Виды орфограмм. Структура предложения. Знаки препинания |
Уметь определять тему, основную мысль, тип, стиль речи, выполнять задания по грамматике на основе исходного текста |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Повторить словарные слова |
||
54 55 |
Контрольное сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» |
2 |
Урок развития речи |
Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»: замысел сочинения-описания, тема, основная мысль |
Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение -описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности |
Сочинение. |
|||
Анализ контрольного диктанта. Работа над ошибками. |
1 |
Урок работы над ошибками |
Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. |
Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Работа над ошибками. Словарный диктант. |
||||
Морфология. Орфография. (148 часов) |
|||||||||
Имя существительное (22 часа) |
|||||||||
57 58 |
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» |
2 |
Урок повторения и обобщения |
Систематизация ЗУН, полученных в 5 классе. |
Знать морфологические признаки ИС; его роль в предложении; род, число, падеж, типы склонения существительных. Уметь дифференцировать понятие «живое-мертвое» и грамматическую категорию одушевленности-неодушевленности; ставить большую букву и кавычки в написании ИС, писать почтовый адрес. |
Письмо другу, работа с учебником, беседа по вопросам, задания в печатной тетради. |
36. Упр. 197 |
||
59 |
Повторение. Склонение ИС. Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. |
1 |
Урок повторения и обобщения |
Систематизация ЗУН, полученных в 5 классе. |
Знать правильное определение падежа; склонение сущ. На -ия, -ие, -ий. Уметь ставить падежный вопрос к существительному; правильно употреблять предлоги с падежами. |
Упражнения, тренинг |
Упр. 201, 204. |
||
60 61 |
Разносклоняемые имена существительные. Буква Е в суффиксе -ен- существительных на мя- |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Склонение существительных на -МЯ и слова ПУТЬ. Суффикс -ЕН- /-ЁН- в основе существительных на -МЯ |
Знать, что существительные на -МЯ и слово ПУТЬ находятся вне склонений; правило склонения существительных на -МЯ. Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных, обосновывать выбор гласной в окончаниях |
Объяснительный диктант(упр.209) |
Упр. 213, 214. Распределить существительные по типам склонения, определить падеж разносклоняемых существительных. *37,38 |
||
62 63 64 |
Несклоняемые имена существительные. |
3 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Несклоняемые существительные. Употребление несклоняемых существительных в косвенных падежах. Способы определения рода несклоняемых ИС. Согласование прилагательных и глаголов прошедшего времени с несклоняемыми существительными |
Знать, что большинство несклоняемых существительных -заимствованные слова, их невозможно разобрать по составу. Уметь правильно употреблять несклоняемые существительные в косвенных падежах |
Практикум, упражнения |
Упр. 222 упр.227 упр.228 *39 *40 |
||
65 |
Имена существительные общего рода. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Причины появления и правильное употребление существительных общего рода |
Знать об именах существительных общего рода. Уметь опознавать их, согласовывать подлежащее - существительное общего рода и сказуемое, употреблять в речи |
Мини-сочинение с употреблением слов общего рода |
Упр. 233 *41 |
||
66 |
Морфологический разбор имени существительного. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Морфологические признаки и морфологический разбор имени существительного |
Знать морфологические признаки имени существительного, порядок морфологического разбора.. Уметь определять морфологические признаки имени существительного; производить его морфологический разбор, употреблять в речи |
Морфологический разбор имени существительного, лексико- стилистический анализ текста по плану |
Упр. 234 упр. 235 *42 |
||
67 |
Подготовка к сочинению по личным наблюдениям «Первый раз в музее» (упр.236) |
1 |
Урок развития речи |
Сочинение -описание по личным наблюдениям |
Знать о временном единстве в повествовании Уметь подбирать и систематизировать материал, грамотно излагать свои мысли на заданную тему, |
Творческая работа |
|||
68 69 |
Не с существительными |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Слитное и раздельное написание НЕ с существительными. Условия выбора написания не с ИС. Образование существительных с помощью приставки НЕ- |
Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь различать приставку, частицу, часть корня НЕ |
Обяснительный диктант, выборочный диктант, тест, тренировочные упражнения |
*43. Упр. 239,упр.243 |
||
70 71 |
Буквы Ч и Щ в суффиксе —чик- - (щик-) |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-. Выбор написания в существительных суффиксов -ЧИК-и -ЩИК-. Отличие слов с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК- |
Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-. Уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -ЧИК и -ЩИК-; отличать слова с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК- |
Выборочный диктант |
Упр. 249. Подготовиться к словарному диктанту |
||
72 |
Гласные в суффиксах -ек и-ик- ИС. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Образование существительных с помощью Суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных. Образование существительных с помощью суффиксов -ЕК- и -ИК-. Выбор написания суффиксов -ЕК- и -ИК- в существительных |
Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -ЕК-, -ИК-; условия выбораУметь применять этот способ действия на практике, опознавать значение и сферу употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
Словарный диктант, работа с учебником |
*45 Упр. 252. |
||
73 |
Гласные О и Е после шипящих в суффиксах существительных |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Условия выбора букв Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и других Гласные О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Условия выбора букв Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и других |
Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Уметь выбирать буквы Е-О после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др. Уметь выбирать буквы Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др. |
Заполнить таблицу своими примерами. Выборочный диктант |
Упр. 256, *46 |
||
74 75 |
Повторение темы «Имя существительное» |
2 |
Урок повторения и обобщения знаний по теме |
Разносклоняемые, несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода. НЕ с существительными. Буквы Ч и Щ в суффиксах существительных -ЧИК- и -ЩИК-. Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-. Гласные О-Е после шипящих в корне, суффиксах и окончаниях существительных. Употребление существительного в речи |
Знать основные орфограммы, изученные в разделе «Имя существительное» Уметь использовать основные приемы информационной преработки устного и письменного текста; владеть навыками самостоятельной работы |
Упражнения, тест, контрольные вопросы на с.108 |
Упр. 263, 268. Контрольные вопросы на с.108 |
||
76 |
Тест по теме: «Имя существительное» |
1 |
Урок контроля |
Проверка и тематический контроль ЗУН |
Знать правила написания основных орфограмм; уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля |
Тестирование |
Подготовиться к контрольному диктанту |
||
77 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя существительное» |
1 |
Урок контроля |
Постоянные и непостоянные признаки существительных. Способы образования. Синтаксическая роль в предложении. Правописание имен существительных |
Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно его воспроизводить, выполнять дополнительные задания, связанные со значением существительного, морфологическими признаками, синтаксической ролью в предложении |
Диктант с дополнительными заданиями |
Подготовить словарный диктант |
||
78 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
Урок работы над ошибками. |
Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. |
Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Работа над ошибками. Словарный диктант. |
|||
Имя прилагательное (31 час) |
|||||||||
79 80 |
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» |
2 |
Урок повторения и обобщения знаний по теме |
Общее грамматическое значение, морфологические признаки прилагательного. Роль имен прилагательных в тексте. |
Знать основные морфологические признак прилагательного, его синтаксическую роль в предложении. Уметь находить прилагательные в тексте, устанавливать их связь с с существительным, определять род, число, падеж; различать твердый и мягкий типы основы, ставить вопрос от существительного к прилагательному, чтобы правильно написать безударное падежное окончание ИП. |
Выборочный и объяснительный диктант, упражнения |
*47, упр.277 |
||
81 |
Повторение изученного в 5 классе по теме «Имя прилагательное» |
1 |
Урок повторения и обобщения знаний по теме |
Морфологические признаки ИП, его синтаксическая роль в предложении |
Знать написание падежных окончанийприлагательных; морфемный состав прилагательных; правило выбора буквы после шипящей в окончаниях ИП; переход из одной части в другую(рабочий, столовая) |
Упражнения, тренинги |
Упр.275 |
||
82 |
Описание природы) |
1 |
Урок развития речи |
Описание как тип речи; понятие пейзажной зарисовки |
Знать структуру описания как тип речи; понятие пейзажная зарисовка. Уметь составлять текст- описание пейзажа в художественном стиле, употреблять средства выразительности языка |
P.р. Сочинение - описание (упр. 280) |
Упр.280 («Вид из моего окна») |
||
83 84 |
Степени сравнения имен прилагательных |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Степени сравнения имен прилагательных. Образование сравнительной степени. Значение, образование и изменение имен прилагательных в превосходной степени |
Знать общий признак образования степеней сравнения |
Работа с лингвистическим текстом (пересказать его, использовать свои примеры, выделить новую информацию). Редактирование текста |
Упр. 285. Упр.287 |
||
85 |
Разряды имен прилагательных по значению. Качественные прилагательные. |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Деление прилагательных на три разряда. Смысловые и грамматические отличия качественных, относительных, притяжательных прилагательных. Правильное написание и употребление в речи прилагательных разных разрядов |
Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи |
Упражнения, работа с текстоми учебником |
Упр. 292 |
||
86 |
Относительные прилагательные |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Признаки относительных ИП., их заначение |
Знать существенные и второстепенные признаки относительных прилагательных, их значение, прилагательные, ставшие собственными наименованиями; правило написания большой буквы в наименованиях. |
Выборочный диктант, упражнения, работа с текстом и учебником |
*51, упр.294 |
||
87 |
Притяжательные прилагательные с суффиксом -ий |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Признаки притяжательных прилагательных, их значание. Притяжательные ИП с суффиксом –ий. Условия выбор ь и ъ |
Знать существенные и втростепенные признаки притяжательных ИП, их значени, способ образования, правило написания ь перед окончанием прилагательных на –ий Уметь заменять словосочетание «сущ+сущ» на словосочетание «сущ+притяжательное прилаг» |
Упражнения, раболта с текстом, учебником, объяснительный диктант |
*52, упр.300 |
||
88 |
Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев) |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Притяжательные прилагательные с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев). Морфемный состав данных прилагательных |
Знать особенности притяжательных ИП с суффиксами –ин(-ын), -ов(-ев)., этимологию русских фамилий; диалектные слова, ставшей основой фамилий, морфемный состав данных ИП. |
Упражнения, раболта с текстом, учебником, объяснительный диктант |
*52, упр.299 |
||
89 |
Морфологический разбор имени прилагательного |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Определение морфологических признаков имени прилагательного. Морфологический разбор прилагательного |
Знать морфологические признаки имени прилагательного, уметь различать постоянные и непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении и тексте |
Морфологический разбор имени прилагательного, работа с текстом. Ответ на вопрос: какую роль играют прилагательные в описании? |
Упр. 304. Рассказать на примерах текста, как определить разряд прилагательных |
||
90 91 |
Не с именами прилагательными |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Применение правила написания НЕ с именами прилагательными |
Знать условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Уметь применять правило написания НЕ с именами прилагательными |
Упражнения, раболта с текстом, учебником, объяснительный диктант, работа в печатной тетради |
Упр. 308. Заполнить таблицу своими примерами.*54 |
||
92 |
Буквы О и Е после шипящих и Ц в суффиксах прилагательных |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ОВ-/ЕВ-. Условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Сопоставление правил правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных |
Знать условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных, опознавать, в какой части слова находится орфограмма |
Упражнения, раболта с текстом, учебником, объяснительный диктант, работа в печатной тетради |
Упр. 315, *56 |
||
93 |
P.p. Сочинение по картине (упр. 315) |
1 |
Урок развития речи |
Описание как тип речи, понятие пейзажной зарисовки в художественном стиле |
Знать структуру списания как типа речи, понятие пейзажная зарисовка в худ.стиле. Уметь составлять текст-описание пейзажа по картине, использовать художественно—изобразительные средства, самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. |
Творческая работа по картине Н.П. Крымова «Зимний вечер» |
|||
94 95 |
Одна и две буквы Н в суффиксах прилагательных |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -Н-, -ОНН-, -ЕНН- Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН- Правописание Н и НН в суффиксах имен прилагательных |
Знать условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных, понимать значения прилагательных с суффиксами -ОНН-, -ЕНН-. Уметь производить морфологический анализ слова. Понимать оттенки значения слов типа масленый и масляной, ветреный и ветряной |
Упражнения, раболта с текстом, учебником, объяснительный диктант, работа в печатной тетради |
Упр. 319. Упр.323 |
||
96 97 |
Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин-, -ан-, -ян-. |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Значение и правописание суффиксов –ин-, -ан-, -ян-. Правописание –н- и –нн- в полной и краткой форме ИП |
Знать смысловое значение суффиксов –ин-, -ан-, -ян-., слова с «ложными суффиксами»6 юный, свиной, единый, зеленый, пряный,; –н- и –нн- в краткой форме ИП |
Упражнения, раболта с текстом, учебником, объяснительный диктант, работа в печатной тетради |
*56, упр.325, упр.326 |
||
98 99 |
Различение на письме суффиксов прилагательных -к- и -ск- |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Образование качественных прилагательных с помощью суффикса -К- (кроме исключений), относительных прилагательных с помощью суффикса -СК- |
Знать способ образования качественных прилагательных при помощи -К-, относительных прилагательных при помощи суффикса -СК- .Уметь различать на письме суффиксы -К- и -СК-, понимать закономерности образования прилагательных, фонетические процессы, происходящие в прилагательном на стыке корня и суффикса |
Осложненное списывание, морфемный и словообразовательный анализ. Объяснительный и выборочный диктанты. |
Упр. 328, 329. |
||
100 101 102 |
Дефисное и слитное написание сложных прилагательных. |
3 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов |
Знать способы образования сложных ИП,условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов. Уметь правильно писать сложные прилагательные, сопоставлять способы образования сложных прилагательных со способами образования сложных существительных |
Упражнения, объянительный диктант, тест. |
*58 Упр. 332, 335, 336 |
||
103 104 |
Повторение по теме «Имя прилагательное» |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Повторение основного блока орфограмм ИП, морфологический и маорфемный разбор ИП |
Знать основной блок орфограмм ИП, морфологический и маорфемный разбор ИП; аналогичные орфограммы темы «Существительное»
|
Тренинг, упражнения, выборочный диктант, беседа |
Упр. 338, упр.339 Контрольные вопросы на с.140-141 |
||
105 106 |
Сочинение-описание «Произведения народного декоративного творчества» |
2 |
Урок развития речи |
Закрепление знаний о тексте-описании;; анализ текста с точки зрения функциональной разновидности языка, создание текстов разных жанров и стилей |
Знать структуру описания предмета(произведения народного творчества. Уметь раскрывать тему и основную мысль; самостоятельно редактировать и перерабатывать собственный текст) |
Творческая работа |
|||
107 |
Тестирование |
1 |
Урок контроля |
Проверка и тематический окнтроль ЗУН по теме: «Имя прилагательное» |
Знать правила написания основных орфограмм; уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля |
Тестирование |
Подготовиться к контрольному диктанту по теме:; повторить *47-58; упр.340 |
||
108 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя прилагательное» |
1 |
Урок контроля |
Орфографические и пунктуационные навки на уровне образовательных стандартов |
Владеть орфографическимм и пунктуационными навками на уровне образовательных стандартов.Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Упр.344 |
||
109 |
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками |
1 |
Урок работы над ошибками. |
Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. |
Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Работа над ошибками. Словарный диктант. |
Упр.341 |
||
Имя числительное (23 часа) |
|||||||||
110 111 |
Имя числительное как часть речи. |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Морфологические признаки ИЧ., его синтаксическую роль в предложении, отличие от других частей речи |
Понимать, что числительное входит в группу именных частей речи. Знать общее значение числительного, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении. Уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением, находить их в тексте, правильно произносить в соответствии с нормами орфоэпии |
Беседа, работа с текстом, упражнения |
Упр. 345, 347, *59 |
||
112 |
Простые и составные числительные |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Знакомство с признаками различия простых, сложных и составных ИЧ, их строение |
Знать признаки простых и составных числительных. Уметь различать простые и составные числительные, видеть составные числительные, уметь сочетать их с существительными, употреблять в косвенных падежах |
Беседа, работа с текстом, упражнения |
Упр. 351, подготовить сообщение на тему «О происхождении каких числительных вы знаете?» *60 |
||
113 |
Мягкий знак на конце и в середине числительных |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Условия употребления мягкого знака на конце и в середине числительных |
Знать строение сложных ИЧ,условия употребления мягкого знака на конце и в середине числительных. Уметь различать составные и сложные ИЧ, правильно их писать |
Распределительный диктант, работа с учебником, упражнения |
Упр. 355, *61 |
||
114 |
Разряды числительных |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Отличительные признаки разных разрядов ИЧ, употребеление в речи |
Знать разряды количественных ИЧ. Уметь находить в тексте, определять разряд, синтаксическую роль в предложении |
Работа с учебником, упражнения |
Упр. 357, определить разряд числительных. *62 |
||
115 116 |
Числительные, обозначающие целые числа |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Особенности склонения ИЧ, обозначающих целые числа. Склонение ИЧ полтора и полтораста |
Знать особенности склонения ИЧ, обозначающих целые числа, орфограмма «Гласная и в окончаниях числительных». Уметь наодить ИЧ в тексте, определять их разряд, рпавильно писать и употреблять падежные формы количественных ИЧ, заменить цифры словами. |
Работа с учбником, упражнения. |
*63, упр.362, упр.365. |
||
117 118 |
Р.Р.Выборочное изложение (упр. 366) |
2 |
Урок развития речи |
Работа с текстом (первая часть посемти М.М.Пришвина «Кладовая солнца»); определение темы, идеи, сосотавление плана. |
Уметь определять границы текста для выборочного пересказа, продумывать его композицию. Объяснять цель выборочных изложений и их значение в работе над сочинением на литературную тему. Уметь адекватно прередавать содержание текста с заданной степенью свернутости. |
Творческая работа |
|||
119 |
Дробные числительные |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Знакомство со значением собирательных числительных, их образованием, особенностями их сочетаемости, особенностями изменения ИЧ оба, обе. |
Знать о функции, составе, особенностях склонения дробных числительных, знать, что не всякое слово, обозначающее часть от целого чявляется числительным(слова пол-, полу-) Уметь правильно определять дробные числительные |
Работа с учебником, упражнения, выборочный диктант |
*64, упр.369 |
||
120 121 |
Собирательные числительные |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Знакомство со значением собирательных ИЧ, их образованием, особенностями их сочетаемости с существительными; особенностями изменения ИЧ оба, обе |
Знать значение собирательных ИЧ, их образование, особенностями их сочетаемости с существительными; особенностями изменения ИЧ оба, обе; имена существительные, имеющие форму только множественного числа, вариативность употребления количественных и собирательных ИЧ. Уметь проавильно употреблять собирательные числительные в речи |
Упражнения, тренинг |
*65, упр.372, 375 |
||
122
|
Порядковые числительные |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении. Разграничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи |
Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными. Уметь разграничивать порядковые и количественные числительные, правильно согласовывать их с существительными, употреблять в речи |
Вопросы, взаимопроверка, упражнения, тренинг. |
Упр.382. *66 |
||
123 |
Порядковые числительные |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Порядковые числительные. Изменение порядковых числительных, согласование их с существительными, синтаксическая роль в предложении. Разграничение количественных и порядковых числительных, разграничение их в речи |
Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными. Уметь разграничивать порядковые и количественные числительные, правильно согласовывать их с существительными, употреблять в речи |
Синтаксический разбор. Образовать от количественных числительных порядковые |
Упр. 378. Указать род, число, падеж порядковых числительных |
||
124 |
Морфологический разбор имени числительного |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Морфологические признаки имени числительного. Порядок морфологического разбора числительного. Постоянные и непостоянные признаки числительного |
Знать морфологические признаки и порядок морфологического разбора имени числительного. Уметь производить морфологический разбор числительного. |
Морфологический разбор числительного, осложненное списывание, записать цифры словами |
Упр. 384 |
||
125 126 |
Повторение темы «Имя числительное» |
2 |
Урок повторения и обощения полученных знаний |
Систематизация сведений о числительном на основе морфологического разбора этой части речи. |
Знать основные морфологические категории ИЧ. Уметь грамотно писать, правильно строить словосочетания типа «пара носков», «пара чулок» и т.п. |
Контрольные вопросы на с. 162-163, опрные записи, проблемные задания, упражнения |
Контрольные вопросы на с. 162-163, упр. 385, 386, 387 |
||
127 |
Тест |
1 |
Урок контроля |
Проверка и тематический контроль ЗУН по теме: «Имя числительное» |
Знать правила написания основных орфограмм. Уметь использовать полученные знания по теме; владеть навыками самостоятельной работы и самоконтроля |
Тестирование |
Подготовиться к контр. Диктанту по теме: повторить *59-67, упр.388 |
||
128 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме: «Имя числительное» |
1 |
Урок контроля |
Орфографические и пунктуационные навки на уровне образовательных стандартов |
Владеть орфографическимм и пунктуационными навками на уровне образовательных стандартов.Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Упр.389, пользуясь упр.388 написать выступление «Берегите природу» |
||
129 |
Анализ контрольного диктанта по теме «Имя числительное». Работа над ошибками |
1 |
Урок работы над ошибками. |
Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. |
Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Работа над ошибками. Словарный диктант. |
Подготовиться к словарному диктанту |
||
130 131 |
Сочинение « Берегите природу» |
2 |
Урок развития речи |
Публичное выступление учащихся с поледующим обсуждением(рецензированием) |
Знать признаки текста, его стилистические особенности. Уметь анализировать созданные тексты, работать над речевыми и стилистическими ошибками, редактировать текст не только собственного сочинения, но идругого автора(быть консультантом-редактором) но и только |
Творческая работа. Рецензирование работ учащихся |
|||
132 |
Урок-путешествие |
1 |
Урок применения ЗУН |
Систематизация сведений о числительном на основе морфологического разбора этой части речи. |
Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
||||
Местоимение (27 часов) |
|||||||||
133 134 |
Местоимение как часть речи |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Местоимение как часть речи. Вопрос о местоимении в системе частей речи. Роль местоимения как средства связи предложений в тексте. Синтаксическая функция местоимений |
Знать особенности местоимения как части речи (указательно-заместительная функция), особенности лексико-грамматического значения, роль местоимения как средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию местоимения; находить местоимения в тексте, правильно их употреблять. Уметь различать местоимения в тексте |
Практикум, упражнения, залдания в печатной тетради, беседа |
Упр. 391. *68 Упр.393 |
||
135 136 |
Разряды местоимений. Личные местоимения. |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Личные местоимения. Особенности склонения личных местоимений. Правильное употребление личных местоимений в речи |
Знать признаки и особенности склонения личных местоимений |
Практикум, упражнения, задания в печатной тетради, беседа |
69 Упр. 397 Упр.400 |
||
137 |
Возвратное местоимение СЕБЯ |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Возвратное местоимение СЕБЯ. Лексическое значение, особенности склонения местоимения. Употребление местоимения СЕБЯ в нужной форме |
Знать особенности склонения местоимения СЕБЯ, лексическое значение. Уметь правильно употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме |
Практикум, упражнения, залдания в печатной тетради, беседа |
Упр. 404. *70 |
||
138 |
Р.р Рассказ по сюжетным рисункам (упр. 405) |
1 |
Урок развития речи |
Рассказ по сюжетным картинкам (упр. 405) |
Уметь строить высказывание повествовательного характера на основе сюжета, соблюдать композицию рассказа, связность и последовательность изложения мысли, использовать средства связи и выразительности |
Творческая работа |
Завершение работы |
||
139 |
Вопросительные местоимения |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Вопросительные местоимения и их назначение в речи. Употребление вопросительных местоимений с учетом особенностей склонения. Интонация предложений с вопросительными местоимениями |
Знать назначение вопросительных местоимений; особенности их склонения. Уметь употреблять вопросительные местоимения в речи с учетом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями |
Практикум, упражнения, задания в печатной тетради, беседа |
Упр. 407, *71 |
||
140 |
Относительные местоимения |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Относительные местоимения. Употребление относительных местоимений в речи. Различия вопросительных и относительных местоимений |
Знать назначение относительных местоимений, особенности их склонения, опознавать в тексте, различать относительные местоимения в сложном предложении; уметь употреблять относительные местоимения в речи с учетом их склонения; различать вопросительные и относительные местоимения Уметь различать относительные и вопросительные местоимения, находить их вы сложных предложениях |
Практикум, упражнения, задания в печатной тетради, беседа |
Упр. 411. Ответить на вопрос: чем относительные местоимения отличаются от вопросительных? *72 |
||
141 142 |
Неопределенные местоимения |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Неопределенные местоимения. Образование, написание, синтаксическая роль в предложении. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ неопределенных местоимений. Неопределенные местоимения. Образование, написание, синтаксическая роль в предложении. Условия выбора дефисного написания и написания с НЕ |
Знать признаки неопределенных местоимений, способы образования, правила написания. Уметь находить неопределенные местоимения в тексте, правильно писать их. Уметь находить в тексте и правильно писать неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с НЕ |
Диалог, упражнения, задания в печатной тетради |
*73 Упр. 418 *69 Упр. 416 |
||
143 144 |
Отрицательные местоимения |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Знакомство со значением. Отрицательные местоимения. Образование, изменение. Приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях |
Знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются. Уметь находить отрицательные местоимения в тексте, образовывать их; правильно писать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях |
Наблюдения, анализ упражнения , рпактикум |
Упр., 430 *74 Упр. 425 |
||
145 146 |
Притяжательные местоимения |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Знакомство со значениемПритяжательные местоимения. Склонение притяжательных местоимений. Различия личных и притяжательных местоимений. Употребление личных местоимений в значении притяжательных |
Знать признаки притяжательных местоимений, различия личных и притяжательных местоимений. Уметь склонять притяжательные местоимения, отличать их от личных, употреблять личные местоимения в значении притяжательных |
Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания |
Упр. 433 * 75 Упр.435 |
||
147 148 |
Р.р Сочинение - рассуждение (упр. 436) |
2 |
Урок развития речи |
Рассказ по воображению. Рассказ от лица животного. Одушевление, ирония, подражание |
Уметь составлять рассказ по воображению, соблюдать композицию повествования, уметь развить сюжет, использовать изобразительно-выразительные средства языка |
Творческая работа |
|||
149 150 |
Указательные местоимения |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Узнакомство со значениемказательные местоимения, их значение, употребление в речи |
Знать значение указательных местоимений. Уметь находить указательные местоимения в тексте; использовать их как средство связи в предложении |
Исправление ошибок в тексте. Терминологический диктант. Составление плана рассказа об указательных местоимениях |
Упр. 441 *77 |
||
151 |
Определительные местоимения |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Определительные местоимения. Знакомство.Значение, употребление в речи |
Знать значение определительных местоимений, особенности изменения местоимений каждый, всякий, сам, самый; уметь находить определительные местоимения в тексте; использовать их в речи. Уметь находить указ. местоимения в тексте |
Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания |
Упр. 446 *78 |
||
152 |
Рецензирование сочинений |
1 |
Урок развития речи |
Публичное выступление учащихся с последующим обсуждением |
Знать признаки текста-рассказа, егьо стилистиеческие особенности. Уметь анализировать созданные тексты , работать над речевымии стилистическими ошибками; редактировать текст не только собственного сочинения, но и другого автора(быть консультантом-редактором) |
Рецензирование работ учащихся |
|||
153 |
Морфологический разбор местоимения |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Морфологические признаки местоимений. Морфологический разбор местоимений. Правописание местоимений и употребление их в речи |
Знать и уметь производить морфологический разбор местоимения. |
Практикум, упражнения, задания в печатной тетради |
Повторить *79, упр.449 |
||
154 155 |
Сочинение-рассуждение по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» упр.450 |
2 |
Урок развития речи. |
Композиция сочинения-рассуждения. Составление плана, отбор аргументов |
Знать типовую структуру сочинения-рассуждения по картине, языковые средства связи частей сочинения этого типа речи. Уметь строить текст-рассуждение с использованием языковых явлений по картине Е.В.Сыромятниковой «Первые зрители» ; самостоятельно редактировать и творчески перерабатывать собственный текст. |
Творческая работа |
|||
156 157 |
Повторение по теме «Местоимение» |
2 |
Урок повторения и обобщения полученных знаний |
Систематизация сведений о М. на основе морфологического разбора этой части речи |
Знать разряды М., их соотнесенность с другими частями речи; основные морфологические признаки. Уметь правильно употреблять М. разных разрядов, производить морфологический разбор, устранять типичные ошибки в употреблении местоимений. |
Контрольные вопросы на с.190-191 |
*68-79 Упр.452,453 |
||
158 |
Контрольный диктант по теме «Местоимение» |
1 |
Урок контроля |
Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды, особенности склонения и правописания. Употребление в речи местоимений |
Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности. |
Контрольный диктант с грамматическими заданиями |
Упрю454 |
||
159 |
Анализ контрольного диктанта. |
1 |
Урок работы над ошибками. |
Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. |
Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Работа над ошибками. Словарный диктант. |
Подготовиться к словарному диктанту |
||
Глагол (30 часов) |
|||||||||
160 161 |
Повторение изученного в 5 классе о глаголе. |
2 |
Урок повторнеия и обобщения полученных знаний |
Морфологические признаки глагола. Употребление глагола в речи. Синтаксическая роль в предложении. Правописание безударных личных окончаний глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, НЕ с глаголами. ТСЯ-ТЬСЯ в глаголах |
Знать морфологические признаки глаголов; синтаксическую роль в предложении; условия выбора гласной в безударных личных окончаниях глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, правило написания НЕ с глаголами. Уметь применять правила правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, опознавать глаголы в тексте, безошибочно писать.м Уметь применять полученные знания на практике |
Диалог, работа с текстом, анализ, упражнения, словарный диктант |
Упр. 458, 460. *80 |
||
162 |
Инфинитив. Спряжение глаголов |
1 |
Урок повторения и обобщения полученных знаний |
Понятие инфинитив; морфологические признаки инфинитива; орфограмма «Мягкий знак в инфинитиве»; спряжение глаголов |
Знать понятие инфинитива; суффиксы инфинитива. Уметь находить инфинитив по личной форме глагола, грамотно писать глаголы с мягким знаком на конце после щипящих; уметь составлять памятки (инструкции), типичным языковым средством которых является инфинитив; по инфинитиву определять спряжение глагола, грамотно писать безударные лимчные окончания глаголов |
Практикум, упражнения, задания в печатной тетради |
|||
163 |
Правописание корней с чередованием |
1 |
Урок повторнеия и обобщения полученных знаний |
Форма слова. Правописание слов счередованием звуков в корне |
Знать понятие формы слова , способы образования форм слов различных часте речи, чередования гласных звуков в корне слова как один из показателей изменения вида. Уметь грамотно писать корни с чередованеим, отличать слова с ложным чередованием |
Практикум, упражнения, задания в печатной тетради |
*80 упр.463 |
||
164 |
P.p. Сочинение - рассказ (упр. 465) |
1 |
Урок развития речи |
Рассказ на основе услышанного |
Уметь создавать собственное высказывание на основе услышанного, соблюдать композицию рассказа, использовать изобразительно-выразительные средства языка и глаголы. Употреблять местоимения в качестве средства связи предложений в тексте |
Практикум, творческая работа |
Дописать сочинение-рассказ |
||
165166 |
Разноспрягаемые глаголы |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Разноспрягаемые глаголы. Окончания разноспрягаемых глаголов |
Знать определение разноспрягаемых глаголов. Уметь отличать разноспрягаемые глаголы от остальных, правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов, употреблять их, соблюдая нормы, выявлять фонетическое явление: чередование Ч/Ж при изменении разноспрягаемого глагола |
Исправление ошибок в тексте, предупредительный диктант |
*81 упр.473 Упр. 474. Ответить на вопрос: почему глаголы называются разноспрягаемыми? |
||
167 168 |
Глаголы переходные и непереходные |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Категория переходности и непереходности глагола. Возвратные глаголы |
Знать определение переходных и непереходных глаголов, как образуются возвратные глаголы. Уметь различать переходные и непереходные глаголы |
Распределительный диктант |
*82 Упр. 475 Упр.481 |
||
169 |
Наклонение глагола. Изъявительное наклонение |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Наклонение глагола как непостоянный грамматический признак. Изменение глагола в изъявительном наклонении |
Различать наклонения глагола, знать, как изменяются глаголы в изъявительном наклонении, что они обозначают; уметь определять время глагола изъявительного наклонения, правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении |
Выборочный диктант |
*83 Упр. 483. Определить время глаголов, ответить на вопрос: «Какие из слов, часто употребляемых в речи, не являются глаголами: прошу, извините, благодарю, спасибо, пожалуйста, разрешите и т.д.?» Свое мнение обоснуйте. Упр.484 устно |
||
170 171 |
P.p. Изложение (упр. 485) |
2 |
Урок развития речи |
Изложение на основе текста учебника. Подробное изложение |
Знать строение текста-повествования, способы развития основной мысли, передачи последовательности действий, уметь использовать в повествовании глагол и его формы |
Творческая работа |
|||
172 173 |
Условное наклонение |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Образование глаголов условного наклонения, значение, изменение форм условного наклонения |
Знать, что обозначают глаголы условного наклонения, уметь находить их в тексте. Знать как образуются формы условного наклонения, различать формы условного и изъявительного наклонения |
Практикум, упражнения, задания в печатной тетради |
*84 Упр.486, 490. Списать, раскрыть скобки, написать, как бы вы поступили в различных ситуациях |
||
174 175 |
Повелительное наклонение |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Образование глаголов повелительного наклонения, значение, изменение форм повелительного наклонения |
Знать, что обозначают глаголы повелительного наклонения, как образуются формы повелительного наклонения, уметь находить глаголы в повелительном наклонении, различать формы условного, повелительного и изъявительного наклонения, правильно использовать в речи |
Практикум, упражнения, задания в печатной тетради |
85 Упр. 493, 496 |
||
176 |
Различение повелительного наклонения и формы будущего времени |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Различие в написании глаголов в изъявительном и повелительном наклонении |
Знать, чем различаются глаголы изъявительного и повелительного наклонения. Уметь различать написания глаголов в изъявительном и повелительном наклонении, правильно писать глаголы во 2 лице мн. ч., Ь в глаголах повелительного наклонения, уместно использовать в речи интонационные и лексические средства передачи оттенков побуждения к действию |
Заполнить таблицу о наклонении глаголов своими примерами, комментированное письмо |
Упр. 505, 506. Произвести синтаксический разбор 2-х предложений, определить наклонение глаголов. Предложить одноклассникам рецепт любимого блюда |
||
177 178 |
Употребление наклонений |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Систематизация знаний по теме «Наклонения глаголов» |
Знать о роли наклонений в речи. Уметь употреблять разные формы глагола в речи, анализировать текст, определяя значение глаголов в тексте |
Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания, работа с опорными записями |
*86 упр.506, 509, 510 |
||
179 180 |
Безличные глаголы. |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Безличные глаголы, их лексическое значение, формы употребления |
Знать понятие безличные глаголы, их лексическое значение^ формы употребления, уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи |
Беседа, практикум, упражнения, проблемные задания |
*87 упр.513, 517 |
||
181 |
Морфологический разбор глагола |
1 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Постоянные и непостоянные морфологические признаки глагола. Синтаксическая роль в предложении |
Знать и уметь производить морфологический разбор глагола |
Практикум, упражнения, задания в печатной тетради |
*88 Упр. 518. Составить письменное научное описание цветка, используя в тексте глаголы: делится (на), состоит (из) и др. |
||
182 183 |
P.p. Рассказ на основе услышанного (упр. 520) |
2 |
Урок развития речи |
Особенности текста-рассказа, композиционные признаки; составление плана рассказа, определение его темы и идеи |
Знать признаки текста, особенности текста-рассказа, композиционные признаки. Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею, создавать собственный текст заданного типа |
Творческая работа |
|||
184 185 |
Правописание гласных в суффиксах глаголов |
2 |
Урок сообщения новых знаний; формирование УН |
Правописание гласных в суффиксах глаголов -ОВА/-ЕВА, -ИВА/-ЫВА |
Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов и владеть им |
Составить таблицу «Суффиксы глаголов» |
*90. Упр.526 |
||
186 187 |
Повторение темы «Глагол» |
2 |
Урок повторения и обобщения полученных знаний |
Систематизация сведений о глаголе. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль глагола в предложении. Словообразование глаголов. Роль приставки в изменении лексического значения глагола и образовании глагола совершенного вида. Спряжение. Правописание глаголов. Употребление глаголов в речи в соответствии с нормами |
Знать основной блок орфограмм глаголов, их соотнесенность с другими частями речи; основные морфологические признаки. Уметь правильно применять полученные знания, производить морфемный и морфологический разбор, устранять типичные ошибкив употреблении глаголов(одеть, надеть; соблюдать орфоэпические нормы (позвонить)) |
Контрольные вопросы и задания, упражнения, задания в печатной тетради |
Подготовить ответы на контрольные вопросы. Упр.533 |
||
188 |
Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол» |
1 |
Урок контроля |
Орфографические и пунктуационные навки на уровне образовательных стандартов |
Владеть орфографическимм и пунктуационными навками на уровне образовательных стандартов.Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности |
Контрольный диктант с грамматическим заданием |
Упр.535 |
||
189 |
Анализ контрольного диктанта |
1 |
Урок работы над ошибками. |
Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. |
Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь анализировать контрольную работу, классифицировать ошибки и выполнять работу над ошибками. |
Работа над ошибками. Словарный диктант. |
Подготовиться к словарному диктанту |
||
Повторение и систематизация изученного в 6 классе (15 часов) |
|||||||||
190 |
Разделы науки о языке |
1 |
Урок повторения и обобщения полученных знаний |
Слово со стороны звучания, ЛЗ, строения, образования, словоизменения, синтаксической роли. Составление сложного плана. |
Знать, в каких разделах науки о языке изучалось слово со стороны звучания, ЛЗ, строения, образования, словоизменения, синтаксической роли.Уметь составлять сложный план на тему «Разделы науки о языке», грамотно рассказвать по этому плану |
Диалог, составление таблицы |
Устное сообщение по подготовленному плану |
||
191 192 |
Орфография. Орфографический разбор. |
2 |
Урок повторения и обобщения полученных знаний |
Порядок действия орфографических задач |
Знать основные типы орфограмм, порядок действия орфографических задач.Уметь обосновывать свой выбор |
Распределитьельный диктант, выборочный диктан, контрольные воспросы и задания, упражнения, задания в печатной тетради |
Упр.545 |
||
193 194 |
Пунктуация. Пунктуационный разбор |
2 |
Урок повторения и обобщения полученных знаний |
Знаки препинания выделительные и разделительные. Предложения простые и сложные |
Знать правила постановки тире между подлежащим и сказуемым , а также пунктуацию в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении с союзом и.Уметь правильно расставлять знаки препинания, производить пунтуационный разбор предложения, анализировать языковые единицыс точки зрения точности и уместности употребления; производить синтаксический разбор простых предложений, использование в речи основные выразительные средства синтаксиса. |
Тренинг |
Упр. 548 |
||
195196 |
Лексика и фразеология |
2 |
Урок повторения и обобщения полученных знаний |
Систематизация знаний, полученных в разделе «Лексика и фразеология» |
Знать понятия о ЛЗ и ГЗ слова, толковых словарях.Уметь сотавлять словарную статью, определять значение слов; определять фразеологизмы (идиомы); знать стилистичеускую роль антонимов, синонимов, омонимов, общеупотребительные, устаревшие,, диалектные слова; опознавать и анализировать языковые единицы, их признаки, самостоятельно работать со словарем. |
Тренинг |
Упр.551 |
||
197 198 |
Словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. |
2 |
Урок повторения и обобщения полученных знаний |
Систематизация знаний, полученных в разделе «Морфология» |
Уметь различать однокренные словаи формы слова, производить морфемный и словообразовательный разбор, знать способы словоизменения, неизменяемость служебных частей речи и наречий, различать; различать нулевое окончание; знать о ЛЗ слова и закрепленности его в корне. |
Тренинг |
|||
199 200 |
Морфологический разбор слова |
2 |
Урок повторения и обобщения полученных знаний |
Систематизация знаний, полученных в разделе «Морфология» |
Знать, что изучается вморфологии.Различать все извествные части речи, занть их морфологические призанки и уметь производить морфологический разбор частей речи. |
Практикум, упражнения, задания в печатной тетради |
|
||
201 202 |
P.p. Сочинение - рассказ (упр. 549) |
2 |
Урок развития речи |
Особенности текста-рассказа, композиционные признаки; составление плана рассказа на самостоятельнуо выбранную тему, определенеи его темы и идеи. |
Знать признаки текста, особенности текста-рассказа. Уметь составлять план сочинения, определять его тему, идею, создавать собственный текст заданного типа |
Творческая работа |
Дописать сочинение-рассказ |
||
203 |
Итоговая контрольная работа |
1 |
Урок контроля |
Значение, морфологические признаки, синтаксическая роль местоимений в предложении. Разряды, особенности склонения и правописания. Употребление в речи местоимений |
Владеть орфографическими и пунктуационными навыками на уровне образовательных стандартов. Уметь сравнивать и анализировать языковые факты, отражать в письменной форме результаты своей деятельности. |
Контрольный диктант с грамматическими заданиями |
|
||
204 |
Анализ контрольной работы. Итоговый урок. |
1 |
Урок работы над ошибками. |
Ликвидация пробелов. Работа над ошибками. |
Знать орфограммы и пунктограммы изученных тем. Уметь видеть в словах ранее изученные орфограммы; сравнивать и анализировать языковые факты |
Работа над ошибками. Тренинг. |
|